8.4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТОВАРНОГО ЗНАКА ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ И СБЫТЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ СОДЕРЖАЩИХ НАРКОТИЧЕСКИЕ И ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Киселев Николай Николаевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: заместитель начальника. Место работы: Уфимский юридический институт МВД России. Подразделение: кафедра оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. E-mail: [email protected]
Аннотация
Задача - Исследуются проблемы организации органами внутренних дел мер по борьбе с незаконным использованием товарного знака при изготовлении и сбыте лекарственных средств содержащих наркотические и психотропные вещества.
Модель - Методологическая основа работы - всеобщий диалектико-материалистический метод познания объективной действительности. Использовались общенаучные методы - анализ, синтез, индукция и дедукция.
Выводы - В современных условиях для повышения уровня оперативной осведомленности о положении дел на предприятиях занимающихся изготовлением и сбытом лекарственных средств содержащих наркотические и психотропные вещества необходима консолидация усилий сотрудников подразделений ЭБиПК по оперативному обслуживанию вышеуказанных объектов. Сегодня необходимо осуществлять единое оперативное обслуживание всех хозяйствующих субъектов являющихся звеньями одной цепочки обеспечивающей продвижение лекарственных средств, содержащих наркотические и психотропные вещества, от производителей к потребителям.
Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы - Содержание работы дополняет научно-правовые основы института организации оперативного обслуживания органами внутренних дел объектов занимающихся изготовлением и сбытом лекарственных средств содержащих наркотические и психотропные вещества; может быть использовано в дальнейших изысканиях, связанных с разработкой анализируемой проблемы.
Практическое значение - Отдельные выводы работы могут учитываться в практической деятельности оперативных подразделений ЭБиПК при организации оперативного обслуживания объектов занимающихся изготовлением и сбытом лекарственных средств содержащих наркотические и психотропные вещества.
Оригинальность/ценность - Проводится анализ действующего законодательства, регулирующего деятельность оперативных подразделений ЭБиПК по организации оперативного обслуживания объек-
тов занимающихся изготовлением и сбытом лекарственных средств содержащих наркотические и психотропные вещества на современном этапе.
Ключевые слова: оперативное обслуживание, объекты занимающиеся изготовлением и сбытом лекарственных средств содержащих наркотические и психотропные вещества, оперативные подразделения, производство и сбыт лекарственных средств, хозяйствующие субъекты.
ARRANGEMENTS OF THE INTERIOR TO COMBAT ILLEGAL
USE OF THE TRADEMARK IN THE MANUFACTURE AND MARKETING OF MEDICINES CONTAINING NARCOTIC AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES
Kiselev Nikolai Nikolaevich, PhD at law, Associate Professor. Position: Deputy Head. Place of employment: Ufa Law Institute of MIA Russia. Department: operational and investigative activities of internal affairs chair. E-mail: [email protected]
Annotation
Problem - The problems of organization of the internal affairs bodies of measures to combat illegal use of the trademark in the manufacture and marketing of medicines containing narcotic and psychotropic substances.
Model - The methodological basis for work - universal dialectical materialist method of cognition of objective reality. Used scientific methods - analysis, synthesis, induction and deduction.
Conclusions - In modern conditions to improve operational awareness of the situation at the enterprises engaged in manufacturing and marketing of medicines containing narcotic and psychotropic substances is necessary to consolidate efforts of the departments EBiPK the operational maintenance of the above objects. Today it is necessary to carry out a single prompt service all businesses are the links of one chain to ensure the promotion of medicines containing narcotic and psychotropic substances, from producers to consumers.
Scope of the study / possibility of further use of the results of scientific work - Work content complements the scientific and legal basis of the organization of the Institute of operational service bodies of internal affairs objects involved in manufacturing and marketing of medicines containing narcotic and psychotropic substances; can be used in further investigations related to the development of the analyzed problems.
Practical value - Individual findings of work can be taken into account in the practice of operational units EBiPK the organization of operational maintenance of facilities engaged in the manufacture and marketing of medicines containing narcotic and psychotropic substances.
Originality / value - The analysis of the current legislation governing the activities of the operating units EBiPK to ensure timely maintenance of facilities engaged in the manufacture and marketing of medicines containing narcotic and psychotropic substances at the present stage. Keywords: operational services, facilities engaged in the manufacture and marketing of medicines containing narcotic and psychotropic substances, operational units, production and marketing of pharmaceuticals, business entities.
Для успешного решения возложенных на оперативные подразделения ЭБиПК задач по борьбе с незаконным использованием товарного знака при изготовлении и сбыте лекарственных средств содержащих наркотические и психотропные вещества, они должны владеть информацией о состоянии оперативной обстановки, складывающейся на обслуживаемых ими
объектах занимающихся изготовлением и реализацией вышеуказанных препаратов.
Непрерывное поступление такой информации достигается в процессе правильно организованного оперативного обслуживания подразделениями ЭБиПК объектов осуществляющих производство и сбыт лекарственных средств.
Организация бесперебойного поступления в подразделения ЭБиПК данной информации позволяет определить приоритетные направления их деятельности, создать надлежащие условия для эффективного использования имеющихся в их распоряжении сил и средств, своевременно реагировать на негативные изменения, происходящие в оперативной обстановке объектов рассматриваемой сферы1[1].
Главной задачей оперативного обслуживания на современном этапе является обеспечение надлежащей осведомленности подразделений ЭБиПК о положении дел и обстановке, складывающихся на обслуживаемых ими объектах экономики.
Оперативное обслуживание имеет ярко выраженный управленческий аспект, его оперативно-разыскное назначение состоит в создании необходимых условий для эффективной организации оперативно-разыскной деятельности подразделений ЭБиПК по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений отнесенных к их компетенции.
Оперативное обслуживание - это деятельность подразделений ЭБиПК по организации поступления информации о состоянии оперативной обстановки, складывающейся на обслуживаемых ими объектах экономики, и слежения за ее изменениями в целях своевременного реагирования на негативные в ней отклонения.
В связи с вступлением России в Всемирную торговую организацию (ВТО) и широким распространением в стране контрафактной продукции, в том числе фальсифицированных лекарственных средств содержащих наркотические и психотропные вещества, возникает необходимость дальнейшего совершенствования, организации данного направления деятельности подразделений ЭБиПК.
Появление в сфере производства и сбыта лекарственных средств большого количества многопрофильных объектов, действующих на основе всего многообразия форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования, способствовало тому, что одни и те же предприятия осуществляющие деятельность в этом направлении оказались в оперативном обслуживании подразделений ЭБиПК разных уровней. В связи с этим перед практиками часто возникает вопрос, какое подразделение ЭБиПК согласно своего иерархического положения должно обслуживать тот или иной объект указанной сферы деятельности. По мнению большинства (88,5%) опрошенных сотрудников подразделений ЭБиПК, это является препятствием эффективной организации оперативного обслуживания таких объектов, так как имеет место дублирование и нерациональное использование их оперативно-разыскных сил и средств борьбы с преступностью.
Причиной такого положения дел, является то, что сегодня нормативно не регламентирован порядок определения уровня оперативного обслуживания подраз-
1 См.: Хусаинов Р.Р. Некоторые вопросы нормативно-правового регулирования взаимодействия оперативных подразделе-ний//Хусаинов Р.Р.// Пробелы в Российском законодательстве. 2014. № 6.
делениями ЭБиПК объектов экономики и, в частности, предприятий (организаций) и фирм занимающихся изготовлением и реализацией лекарственных средств.
Ранее существовавший порядок определения уровня оперативного обслуживания не соответствует реалиям сегодняшнего дня.
Практика показывает, что в настоящее время на каждого сотрудника ЭБиПК территориальных органов внутренних дел приходится большое количество вышеуказанных объектов подлежащих оперативному обслуживанию.
Необходимо отметить, что в современных условиях в названной сфере осуществляют свою деятельность большое количёство как крупных предприятий производителей, баз, складов, оптовых торговых и посреднических организаций, дилерских, дистрибьютерских и брокерских фирм, транспортно-экспедиционных объединений, так и целая сеть мелких и средних предприятий, а также индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с требованиями директивных документов МВД России, мы считаем, что в оперативном обслуживании сотрудников ЭБиПК органов внутренних дел территориального уровня должны находиться в основном мелкие и средние предприятия сферы производства и сбыта лекарственных средств. Объяснением этому, прежде всего, является их многочисленность, многопрофильность и нестабильность функционирования.
Все крупные производители лекарств, а также оптовые торговые и посреднические организации, должны находиться в оперативном обслуживании сотрудников подразделений ЭБиПК областного, краевого и республиканского уровня.
Проведенное в этом направлении исследование свидетельствует, что незаконное использование товарного знака в большинстве случаев совершается на этапе производства, а затем при прохождении контрафактных лекарственных средств через звено оптовых торговых и посреднических организаций, отдельные из которых находятся под контролем организованных преступных групп.
Практика показывает, что совершаемые посягательства на незаконное использование товарного знака при изготовлении лекарственных средств зачастую носят межрегиональный характер. Лица, их совершающие, втягивают в орбиту своих преступных действий большое количество предприятий и фирм, расположенных, как на территории России, так и ближнего зарубежья.
Необходимо отметить, что Министром внутренних дел Российской Федерации, перед органами внутренних дел страны поставлена задача активизировать работу по пресечению нелегального производства, и сбыта фальсифицированных лекарственных средств, прежде всего, на уровне их крупных производителей, оптовых поставщиков и реализаторов, в первую очередь, контролируемых организованными преступными группами.
На основании вышесказанного представляется целесообразным в оперативное обслуживание ГУЭБиПК МВД России и подразделений ЭБиПК уровня МВД, ГУВД, УВД передать (оставить) департаменты (управления) здравоохранения и фармацевтической деятельности курирующие производство и реализацию лекарственных средств, аптечные склады, хранилища, органы государственного регулирования торговли лекарственных средств, крупные химфармзаводы, лаборатории, объекты оптово-розничной торговли меди-
цинскими препаратами, предприятия производители лекарств, контролируемые организованными преступными группами, а также посреднические организации, осуществляющие крупные финансовые операции в сфере производства и сбыта лекарств, деятельность которых носит межрегиональный характер и отдельные места легального потребления лекарственных средств, например, больницы и поликлиники обслуживающие онкологических больных.
В современных условиях уровень оперативного обслуживания необходимо определять с учетом региональных особенностей, складывающейся оперативной обстановки на объектах сферы оборота лекарственных средств и штатной численности подразделений ЭБиПК.
Правильное определение уровня оперативного обслуживания:
исключает возможность возникновения ситуации, при которой известная часть объектов, где могут изготавливаться или осуществляется производство и реализация лекарственных средств может оказаться вне поля зрения оперативных работников подразделений ЭБиПК;
позволяет за объектами со сложной криминогенной обстановкой закрепить в качестве субъектов рассматриваемой деятельности наиболее опытных сотрудников подразделений ЭБиПК;
способствует оптимальному использованию оперативно-разыскных сил и средств борьбы с преступностью, исключает вероятность дублирования оперативно-разыскных и иных мероприятий.
Практика показывает, что при организации оперативного обслуживания объектов, на которых осуществляется производство и реализация лекарственных средств содержащих наркотические и психотропные вещества невозможно руководствоваться каким-либо одним организационным принципом. Сложившаяся на сегодняшний день практика организации оперативного обслуживания объектов названной сферы экономики, на основе объектово-отраслевого и территориального принципов, изначально ограничивает деятельность оперативных работников обслуживаемой органом внутренних дел территорией, не позволяет им охватить оперативным слежением предприятия, тесно взаимодействующие с обслуживаемыми объектами.
При осуществлении оперативного обслуживания крупных производителей лекарств, оптовых торговых и посреднических организаций, а также объектов названной сферы экономики контролируемых организованными преступными формированиями, сотрудникам подразделений ЭБиПК уровня МВД, ГУВД, УВД целесообразно руководствоваться не только традиционными принципами его организации, такими, как объекто-во-отраслевой и территориальный, но и при необходимости сочетать их с другими принципами, в первую очередь с линейным и поисковым.
В основе организации оперативного обслуживания подразделениями ЭБиПК территориальных ОВД объектов названной сферы, приоритет должен быть отдан таким принципам, как территориальный и поисковый.
По этому поводу отдельные авторы справедливо отмечают, что, осуществляя оперативное обслуживание объектов экономики, следует сочетать при необходимости используемые практикой принципы его организации в зависимости от складывающейся на обслуживаемых объектах оперативной обстановки и избегать
жесткости и присущего в прошлом догматизма[1]2. Большинство (73,7%) опрошенных сотрудников подразделений ЭБиПК в настоящее время при организации оперативного обслуживания объектов занимающихся производством и реализацией лекарственных средств, в том числе содержащих наркотические и психотропные вещества широко используют названные принципы.
В настоящее время охватить оперативным обслуживанием все объекты рассматриваемой сферы, действующие на обслуживаемой органом внутренних дел территории, не представляется возможным.
Исходя из этого, основные усилия сотрудников подразделений ЭБиПК должны быть направлены на обслуживание объектов, наиболее подверженных криминогенным факторам. В этой связи необходимо в усиленном режиме обслуживать объекты производства и реализации лекарств, контролируемые организованными преступными группами, возглавляемые лицами, ранее неоднократно судимыми, руководители которых поддерживают устойчивые связи с преступными формированиями, проходят по проверочным материалам, делам оперативного учета и уголовным делам по подозрению в совершении преступлений, а также те объекты, на которых ранее, неоднократно выявлялись экономические преступления, различные нарушения правил торговли и незаконного использования товарного знака.
Учитывая то обстоятельство, что большая часть предприятий производителей осуществляющих незаконное использование товарного знака, в процессе своей деятельности тесно взаимодействуют, как между собой, так и с хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозку (транспортные организации) и хранение контрафактных лекарств (склады), представляется целесообразным для повышения эффективности рассматриваемой деятельности, осуществлять единое оперативное обслуживание объектов поддерживающих между собой устойчивые производственные и хозяйственно - торговые связи3[2].
Сказанное позволяет сделать вывод, что в современных условиях необходимо осуществлять единое оперативное обслуживание всех хозяйствующих субъектов являющихся звеньями одной цепочки обеспечивающей продвижение лекарственных средств, содержащих наркотические и психотропные вещества, от производителей к потребителям. Концентрируя основное внимание на объектах наиболее подверженных криминогенным факторам необходимо охватить оперативным обслуживанием все предприятия поддерживающие с ними тесные производственно - хозяйственные и торговые связи.
В современных условиях для повышения уровня оперативной осведомленности о положении дел на предприятиях, осуществляющих незаконное использование товарного знака при производстве и сбыте лекарственных средств содержащих наркотические и психотропные вещества, необходимо консолидировать усилия сотрудников различных подразделений ЭБиПК по оперативному обслуживанию вышеуказанных объ-
2 См.: Егоров Н.Б., Куликов А.В., Лукша А.Е. Организация оперативного обслуживания объектов экономики аппаратами по борьбе с экономическими преступлениями. - Калининград: КЮИ МВД России , 2000. С. 17.
3 См.: Киселев Н.Н. Организация оперативного обслуживания органами внутренних дел объектов потребительского рынка на современном этапе//Киселев Н.Н.// Пробелы в Российском законодательстве. 2014. № 6.
ектов, в том числе по созданию оперативных позиций в ключевых звеньях этой сферы экономики в целях постоянного слежения за прохождением лекарственных средств по цепочке: производитель - посредник -продавец. Для этого целесообразно, как показывает изучение практики, объединить названных сотрудников в постоянно действующие оперативные группы под эгидой подразделений ЭБиПК МВД, ГУВД, УВД республики, края, области, города либо создавать при них межрайонные отделы по данному направлению работы.
Руководящие и контролирующие функции в таких группах должны осуществлять руководители и наиболее опытные сотрудники УЭБиПК УВД краев и областей, МВД республик в составе России, в оперативном обслуживании которых должны находиться самые крупные и контролируемые организованными преступными формированиями, а также пораженные преступностью объекты данной цепочки.
Список литературы:
1. Хусаинов Р.Р. Некоторые вопросы нормативно-правового регулирования взаимодействия оперативных подразделений//Хусаинов Р.Р.//Пробелы в Российском законодательстве. 2014. № 6.
2. Егоров Н.Б., Куликов А.В., Лукша А.Е. Организация оперативного обслуживания объектов экономики аппаратами по борьбе с экономическими преступлениями. - Калининград: КЮИ МВД России, 2000. С. 17.
3. Киселев Н.Н. Организация оперативного обслуживания органами внутренних дел объектов потребительского рынка на современном этапе // Киселев Н.Н.//Пробелы в Российском законодательстве. 2014. № 6.
Рецензия
на статью по теме: «Организационные меры органов внутренних дел по борьбе с незаконным использованием товарного знака при изготовлении и сбыте лекарственных средств содержащих наркотические и психотропные вещества» заместителя начальника кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России, кандидата юридических наук, доцента Киселева Николая Николаевича
В представленной на рецензирование научной статье исследуются проблемы организации органами внутренних дел мер по борьбе с незаконным использованием товарного знака при изготовлении и сбыте лекарственных средств содержащих наркотические и психотропные вещества.
Актуальность темы научной статьи обусловлена тем, что вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) и широкое распространение в стране контрафактной продукции, в том числе фальсифицированных лекарственных средств содержащих наркотические и психотропные вещества, потребовало принятия адекватных мер со стороны органов внутренних дел и обусловило необходимость дальнейшего совершенствования деятельности оперативных подразделений ЭБиПК по организации оперативного обслуживания объектов занимающихся изготовлением и сбытом лекарственных средств содержащих наркотические и психотропные вещества.
Незаконное использование товарного знака при изготовлении и сбыте лекарственных средств содержащих наркотические и психотропные вещества, общественная опасность противоправных деяний тесно
связанных с этим, как следствие способствующих росту наркомании в Российской Федерации, потребовали от органов внутренних дел принятия адекватных мер по преодолению криминальной экспансии в названной сфере экономики.
В органах внутренних дел головной службой по организации оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений в указанной сфере экономики являются подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.
Практика показывает, что несмотря на предпринимаемые органами внутренних дел меры данная сфера экономики продолжает оставаться криминогенной. Традиционно применяемые в этом направлении подразделениями ЭБиПК оперативно-розыскные меры в современных условиях зачастую являются недостаточно эффективными.
В этой связи с особой остротой встает вопрос о необходимости совершенствования организационно-тактических мер оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по борьбе с незаконным использованием товарного знака при изготовлении и сбыте лекарственных средств содержащих наркотические и психотропные вещества.
В современных условиях для повышения уровня оперативной осведомленности о положении дел на предприятиях занимающихся изготовлением и сбытом лекарственных средств содержащих наркотические и психотропные вещества необходима консолидация усилий сотрудников подразделений ЭБиПК по оперативному обслуживанию вышеуказанных объектов. Как отмечает автор, сегодня необходимо осуществлять единое оперативное обслуживание всех хозяйствующих субъектов являющихся звеньями одной цепочки обеспечивающей продвижение лекарственных средств, содержащих наркотические и психотропные вещества, от производителей к потребителям.
Автор представленной на рецензирование статьи пытается дать ответы на отдельные из существующих в этом направлении проблем.
Текст статьи носит научный и логически завершенный характер, написан ясным и доступным языком, основан на современных источниках изучаемой проблемы.
Содержание работы дополняет научно-правовые основы института организации оперативного обслуживания органами внутренних дел объектов занимающихся изготовлением и сбытом лекарственных средств содержащих наркотические и психотропные вещества.
Отдельные выводы работы могут учитываться в практической деятельности оперативных подразделений ЭБиПК при разработке организационно-тактических мер по борьбе с незаконным использованием товарного знака при изготовлении и сбыте лекарственных средств содержащих наркотические и психотропные вещества.
Представленная на рецензирование научная статья отвечает предъявляемым требованиям к такого рода работам, а ее автор заслуживает публикации в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.
Доцент кафедры ОРД ОВД Уфимского юридического института МВД России, к.ю.н., доцент Р.Р. Хусаинов