Научная статья на тему 'Организация олимпиадного движения по агроинженерным специальностям на основе импульсных педагогических технологий'

Организация олимпиадного движения по агроинженерным специальностям на основе импульсных педагогических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ИННОВАЦИОННОЕ ОБНОВЛЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИМПУЛЬСНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ / PROFESSIONAL CREATIVITY / INNOVATIVE RENEWAL OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / INTELLECTUAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL INNOVATION / IMPULSE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / OLYMPIC MOVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов А.И.

Введение. Статья посвящена разработке концептуальных положений методологии олимпиадного движения по агроинженерным специальностям, обеспечивающего подготовку студентов к непрерывному самосовершенствованию и профессиональному творчеству, к осуществлению инновационной деятельности. Цель статьи обосновать концептуальные подходы к организации олимпиадного движения как формы самостоятельной творческой работы в период профессионального становления и описать методику организации творческого саморазвития студентов агроинженерных специальностей посредством олимпиадного движения. Методология. Проведенные исследования опираются на использование аксиологического, контекстного, личностно-деятельностного и системного методологических подходов. В качестве основного направления модернизации олимпиадного движения предлагается построение познавательной деятельности обучающихся по циклическому принципу, когда в процессе обучения будут последовательно чередоваться периоды интенсивной работы по разрешению проблемных ситуаций повышенной сложности с интервалами с более щадящей нагрузкой (как учебной, так и психологической). Результаты. Описана методика творческой подготовки в рамках олимпиадного движения на основе использования потенциала импульсных педагогических технологий на следующих уровнях: олимпиады и конкурсы, научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность обучающихся по агроинженерным специальностям. Сформулированы определения педагогического импульса и педагогических технологий. Разработаны рекомендации к проектированию системы импульсных педагогических воздействий. Дана классификация импульсных педагогических технологий по длительности и сочетанию импульсов, по индивидуализации воздействия, по степени использования информационных технологий, по включению этапов релаксации в программу сопровождения со стороны образовательного учреждения. Заключение. Определены концептуальные подходы к организации олимпиадного движения студентов на основе импульсных педагогических технологий, разработана методика организации творческого саморазвития студентов агроинженерных специальностей. Результаты проведенных исследований могут быть использованы для совершенствования образовательного процесса и подготовки в вузе технической элиты для агропромышленного комплекса, а также для повышения творческой активности студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF OLYMPIC MOVEMENT AT AGROENGINEERING SPECIALTIES ON THE BASIS OF PULSE PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Introduction. The article is devoted to the development of the conceptual provisions of the methodology of the Olympic movement in agricultural engineering specialties, providing training for students to continuous self-improvement and professional creativity, to the implementation of innovative activities. The purpose of the article is to substantiate the conceptual approaches to the organization of the Olympiad movement as a form of independent creative work in the period of professional development and to describe the methodology of the organization of creative self-development of students of agricultural engineering specialties through the Olympic movement. Methodology. The research is based on the use of axiological, contextual, personal-activity and systematic methodological approaches. As the main direction of modernization of the Olympic movement is proposed the construction of cognitive activity of students on a cyclic basis, when in the learning process will consistently alternate periods of intensive work to resolve the problem situations of increased complexity with intervals with more sparing load (both educational and psychological). Results. The article describes the methodology of creative training within the framework of the Olympic movement based on the use of the potential of impulse pedagogical technologies at the following levels: Olympiads and competitions, research activities, project activities of students in Agricultural engineering specialties. Formulated the definition of the pedagogical impetus and pedagogical technologies. Recommendations for the design of the system of impulse pedagogical influences are developed. Classification of pedagogical technologies of impulse duration and combined impulse, customization impact, the degree of use of information technology to incorporate relaxation phases of the program support by educational institutions is given. Conclusion. The conceptual approaches to the organization of the Olympic movement of students on the basis of pulse pedagogical technologies are defined, the methodology of the organization of creative self-development of students of agricultural and engineering specialties is developed. The results of the research can be used to improve the educational process and training in the University of the technical elite for the agro-industrial complex, as well as to increase the creative activity of students.

Текст научной работы на тему «Организация олимпиадного движения по агроинженерным специальностям на основе импульсных педагогических технологий»

наглядных материалов с информацией о художниках, объединенных одной тематикой. Урок при этом становится ярким, глубоким, образным, у учащихся развивается интерес к изучению дисциплины. Интегрируя учебный материал уроков русского языка и музыки (а также изобразительного искусства, литературы и других дисциплин гуманитарного цикла), учитель формирует сложный внутренний мир школьника-подростка, открывает возможности для повышения эффективности мыслительной деятельности, способствует применению творческого подхода к изучению программного материала школьниками, обеспечивает эффективное использование художественных возможностей содержания музыки и других подобных дисциплин.

Таким образом, интеграция программного учебного материала играет важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся и дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях.

Литература

1. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. Томск, 1988. 93 с.

2. Зверев И. Д., Максимова В. П. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981. 160 с.

3. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1997. 253 с.

4. Недюрмагомедов Г. Г. Основы общей педагогики. Махачкала, 2016. 106 с.

5. Педагогика / В. А. Сластенин и др. М., 1997. 512 с.

6. Интегративные формы учебных занятий в системе развивающего обучения / А. В. Усова, М. Д. Даммер и др. Челябинск, 2005. 182 с.

7. ФГОС ООО [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru.

8. Цветанова-Чурукова Л. З. Интегрирано обучение в началните класове. - Благоевград, 2010. 226 с.

References

1. Berulava M. N. Integraciya soderzhaniya obrazovaniya [Integration of educational content]. Tomsk, 1988. 93 p. (In Russian).

2. Zverev I. D., Maximova V. P. Mezhpredmetnye svyazi v sovremennoj shkole [Interdisciplinary communication in the modern school]. Moscow, 1981. 160 p. (In Russian).

3. Lvov M. R. Slovar'-spravochnik po metodike russkogo yazyka [Dictionary reference on the method of the Russian language]. Moscow, 1997. 253 p. (In Russian).

4. Nedyurmagomedov G. G. Osnovy obshchej pedagogiki [Fundamentals of General Pedagogy]. Makhachkala, 2016. 106 p. (In Russian).

5. Slastenin V. A. et al. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, 1997. 512 p. (In Russian).

6. Usova A. V., Dammer M. D. et al. Integrativnye formy uchebnyh zanyatij v sisteme razvivayushchego obucheniya [Integrative forms of training in the system of developmental education]. Chelyabinsk, 2005. 182 p. (In Russian).

7. FGOS OOO [Federal State Educational Standard of General Education]. Available at: https://fgos.ru. (In Russian).

8. Tsvetanova-Churukova L. Z. Integrirano obuchenie v nachalnite klasove [Integrated learning in start of class]. Blagoevgrad, 2010. 226 p. (In Russian).

удк/udc 378.1 А. И. Попов

A. Popov

организация олимпиадного движения

по агроинженерным специальностям

на основе импульсных педагогических технологий

organization of olympic movement at agroengineering specialties on the basis of pulse pedagogical technologies

Введение. Статья посвящена разработке концептуальных положений методологии олим-пиадного движения по агроинженерным специальностям, обеспечивающего подготовку студентов к непрерывному самосовершенствованию и профессиональному творчеству, к осуществлению инновационной деятельности. Цель статьи — обосновать концептуальные подходы к организации олимпиадного движения как формы самостоятельной творческой работы в период профессионального становления и описать методику организации творческого саморазвития студентов агроинженерных специальностей посредством олимпиадного движения.

Методология. Проведенные исследования опираются на использование аксиологического, контекстного, личностно-деятельностного и системного методологических подходов. В качестве основного направления модернизации олимпиадного движения предлагается построение познавательной деятельности обучающихся по циклическому принципу, когда в процессе обучения будут последовательно чередоваться периоды интенсивной работы по разрешению проблемных ситуаций повышенной сложности с интервалами с более щадящей нагрузкой (как учебной, так и психологической).

Результаты. Описана методика творческой подготовки в рамках олимпиадного движения на основе использования потенциала импульсных педагогических технологий на следующих уровнях: олимпиады и конкурсы, научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность обучающихся по агроинженерным специальностям. Сформулированы определения педагогического импульса и педагогических технологий. Разработаны рекомендации к проектированию системы импульсных педагогических воздействий. Дана классификация импульсных педагогических технологий по длительности и сочетанию импульсов, по индивидуализации воздействия, по степени использования информационных технологий, по включению этапов релаксации в программу сопровождения со стороны образовательного учреждения.

Заключение. Определены концептуальные подходы к организации олимпиадного движения студентов на основе импульсных педагогических технологий, разработана методика организации творческого саморазвития студентов агроинженерных специальностей. Результаты проведенных исследований могут быть использованы для совершенствования образовательного процесса и подготовки в вузе технической элиты для агропромышленного комплекса, а также для повышения творческой активности студентов.

Introduction. The article is devoted to the development of the conceptual provisions of the methodology of the Olympic movement in agricultural engineering specialties, providing training for students to continuous self-improvement and professional creativity, to the implementation of innovative activities. The purpose of the article is to substantiate the conceptual approaches to the organization of the Olympiad movement as a form of independent creative work in the period of professional development and to describe the methodology of the organization of creative self-development of students of agricultural engineering specialties through the Olympic movement.

Methodology. The research is based on the use of axiological, contextual, personal-activity and systematic methodological approaches. As the main direction of modernization of the Olympic movement is proposed the construction of cognitive activity of students on a cyclic basis, when in the learning process will consistently alternate periods of intensive work to resolve the problem situations of increased complexity with intervals with more sparing load (both educational and psychological).

Results. The article describes the methodology of creative training within the framework of the Olympic movement based on the use of the potential of impulse pedagogical technologies at the following levels: Olympiads and competitions, research activities, project activities of students in Agricultural engineering specialties. Formulated the definition of the pedagogical impetus and pedagogical technologies. Recommendations for the design of the system of impulse pedagogical influences are developed. Classification of pedagogical technologies of impulse duration and combined impulse, customization impact, the degree of use of information technology to incorporate relaxation phases of the program support by educational institutions is given.

Conclusion. The conceptual approaches to the organization of the Olympic movement of students on the basis of pulse pedagogical technologies are defined, the methodology of the organization of creative self-development of students of agricultural and engineering specialties is developed. The results of the research can be used to improve the educational process and training in the University of the technical elite for the agro-industrial complex, as well as to increase the creative activity of students.

Ключевые слова: профессиональное творчество, инновационное обновление агропромышленного комплекса, интеллектуальная активность, педагогические инновации, импульсные педагогические технологии, олимпиадное движение.

Keywords: professional creativity, innovative renewal of agro-industrial complex, intellectual activity, pedagogical innovation, impulse pedagogical technologies, Olympic movement.

Введение

Творческие конкурсы и олимпиады активно используются в системе профессионального образования для выявления талантливой молодежи и побуждения обучающихся к научно-исследовательской и инновационной будущей профессиональной деятельности. Олимпиады по учебным дисциплинам, проводимые более полувека в рамках Всероссийской студенческой олимпиады [1 -4], конкурсы профессионального мастерства по рабочим профессиям под эгидой движения WoгldSkills, набирающий популярность и активно поддерживаемый государством и представителями профессиональных сообществ формат олимпиады по направлениям деятельности «Я — профессионал» — все это предоставляет студентам возможность сделать первые шаги в профессионально ориентированном творчестве и получить от него удовлетворение, позиционировать себя на рынке труда и заложить основу карьерного роста. Особую роль олимпиадное движение играет в подготовке технических специалистов, способных осуществить инновационный прорыв экономики страны и обеспечить национальную безопасность [4-5]. Проектирование содержания всех форм олимпиадного движения основывается на традициях российского и советского инженерного образования и предполагает сочетание фундаментальности знаний и нацеленности на решение прикладных задач техники, технологий [6] и востребованных экономикой технических проектов.

Необходимо отметить, что встречающееся стимулирование организаторов и участников к первоочередному достижению формальных количественных показателей (число студентов, вовлеченных в данные мероприятия; занятые призовые места и т. п.) на фоне соревновательного характера олимпиад и конкурсов достаточно часто превращает эти мероприятия в самоцель или борьбу за достижение рейтинговых показателей, оставляя сам процесс технического творчества, инициируемого олимпиадой, без должного внимания. Задача исследования заключается в выявлении психолого-педагогических условий и выработке рекомендаций по технологизации процесса, позволяющих не только определить лучших на данный момент, но и побудить и подготовить студентов к непрерывному самосовершенствованию и профессиональному творчеству в дальнейшем, повысить уровень готовности к инновационной деятельности.

Основной целью совершенствования методов организации творческой подготовки является создание условий для формирования конкурентоспособности [7] и раскрытия креативности обучающихся [8; 9], мотивирование их к преимущественному проявлению эвристического или креативного уровня интеллектуальной активности [10].

Компонентами целевой функции разрабатываемого технологического подхода к развитию олимпиадного движения и переходу его на новый уровень являются:

— сохранение для студентов свободы выбора форм и объема участия в мероприятиях олимпиадного движения, недопущение форм административного принуждения к участию в конкурсах и олимпиадах. Для обучающихся базовыми мотивирующими факторами должны стать: познавательная активность, социальная привлекательность деятельности в коллективе единомышленников, профессиональные интересы и устремления. Выбор мероприятий олимпиадного движения должен быть самостоятельным при методическом сопровождении со стороны преподавателей;

— построение образовательного процесса в креативном пространстве с личностью Учителя в центральной роли, активное использование не только его профессионализма и педагогического мастерства, но и харизматичности, артистизма, увлеченности [11 ];

— большая профессиональная направленность посредством отражения реальных проблем конкретных субъектов хозяйственной деятельности; оптимизация сочетания в содержании обучения и используемых формах его организации, с одной стороны, направленности на решение прикладных задач и выполнение трудовых функций, определенных сообществом работодателей, и, с другой — фундаментального образования, обеспечение формирования универсальных способностей и готовности к деятельности в ином проблемном поле;

— реализация деятельностного подхода к обучению, проектирование познавательной деятельности обучающихся так, чтобы они сами создавали ситуации, побуждающие к поиску новой информации, и актуализировали самообразование [2; 12];

— ориентация на решение профессиональных задач в цифровом пространстве при использовании соответствующих инструментов и системных подходов для анализа параметров, определяющих деятельность и ее результаты;

— активное использование цифровой образовательной среды для обеспечения индивидуализации обучения и приобретения студентами навыков эвристического поиска [13];

— недопущение ситуаций, провоцирующих профессиональные деформации и психологически травмирующих обучающихся. С учетом неизбежности в олимпиадном движении стрессовых ситуаций (наличие соревновательного этапа как важного компонента) необходимо предусмотреть компенсирующие мероприятия, позволяющие обучающимся и работающим с ними преподавателям снять внутреннее напряжение;

— расширение роли и значимости рефлексии деятельности обучающихся, побуждение их к самостоятельному установлению причин достижения или недостижения целей и выбору корректирующих мероприятий по изменению компонентов компетенций и (или) личностных характеристик (психологической устойчивости, коммуникабельности, целеустремленности и т. п.);

— обеспечение формирования готовности к деятельности в сложных по персональному составу коллективах (по опыту, образованию, личностным характеристикам, политическим и религиозным взглядам и т. д.), ориентация обучающихся на расширение диапазона сотрудничества в творческой профессиональной деятельности (в том числе и с выходом на международный уровень).

Методология

Основными методологическими подходами, используемыми при организации олимпиадного движения на основе импульсных педагогических технологий, являются: аксиологический, контекстный, личностно-деятельностный, системный.

Проектирование механизма достижения поставленных целей предполагает учет специфических особенностей конкретного направления подготовки.

Подготовка конкурентоспособных инженерных кадров для агропромышленного комплекса (АПК) во многом определяет темпы выхода сельского хозяйства из кризиса и обеспечение наиболее эффективного использования природного потенциала нашей страны (прежде всего земель сельскохозяйственного назначения). Контингент обучающихся по агроинженерным специальностям, логика построения образовательного процесса и условия профессиональной деятельности, связанные с высоким уровнем риска сельскохозяйственного производства, детерминируют корректировку организации творческой подготовки студентов по следующим направлениям.

1. Доминирование среди обучающихся жителей сельской местности традиционного мировоззрения о ценности труда (в том числе и труда на земле), понимание значения своей деятельности для процветания малой родины, высокий уровень духовно-нравственных качеств позволяют существенно интенсифицировать образовательный процесс вследствие сильной внутренней мотивации.

2. Наличие практического опыта работы в АПК у значительной части студентов и прагматический подход к формированию компетенций обусловливают отражение предметного и социального контекстов уже на первых этапах олимпиадного движения.

3. Финансовая и личностная необходимость для большинства представителей сельских территорий участвовать в сезонных работах в АПК предполагает большую востребованность индивидуализации обучения и разумное использование потенциала цифрового образовательного пространства.

4. Недостаточный уровень развития АПК, высокая зависимость от погодных явлений и слабость отрасли в период экономических кризисов предопределяют преимущественную нацеленность содержания обучения на улучшающие продуктовые и технологические инновации, позволяющие получить экономический результат в ближайшей перспективе, что делает целесообразным при подготовке агроинженеров к инновационной деятельности сместить акценты на проектную деятельность.

В качестве основного направления модернизации олимпиадного движения предлагается построить познавательную деятельность обучающихся по циклическому принципу, когда в процессе обучения будут последовательно чередоваться периоды интенсивной работы по разрешению проблемных ситуаций повышенной сложности с интервалами с более щадящей нагрузкой (как учебной, так и психологической). Такой подход к формированию компетентностной и личностной структуры человека и обеспечению его готовности к осуществлению инновационных проектов в профессии является своеобразным трансфером технологий изменения свойств технических систем посредством импульсного механического воздействия на них. Чередование краткосрочных высоких нагрузок на систему с интервалами относительного спокойствия в ряде случаев значительно эффективнее позволяет получить желаемый результат. Применительно к личности обучающегося можно утверждать, что такого рода краткосрочные высокие учебно-профессиональные нагрузки запускают механизм саморазвития всех качеств и способностей студента, прежде всего

его креативности. В качестве педагогических импульсов выступает специально организованная познавательная деятельность по разрешению личностно значимых для обучающегося проблемных ситуаций, требующих больше имеющегося у студента набора знаний и умений, причем эта деятельность должна происходить в ситуации психологического дискомфорта. Такого рода импульс переводит личность человека на эвристический уровень проявления интеллектуальной активности.

Задача следующих за импульсом этапа рефлексии и этапа «расслабления» (когда студент осуществляет образовательную деятельность в привычном для него режиме) — закрепить проявленный уровень интеллектуальной активности посредством сопровождения неформального и инфор-мального самообразования, усиления творческого акцента в базовых компонентах освоения профессиональной образовательной программы.

Такие импульсы (их продолжительность, интенсивность деятельности, уровень стресса и психологического дискомфорта, интервалы между периодами с максимальной нагрузкой) должны проектироваться с учетом календарного графика освоения профессиональной образовательной программы в вузе и личностных особенностей психологически и интеллектуально готовых к такой технологии студентов.

Необходимо подчеркнуть, что использование импульсных технологий для всех обучающихся в настоящее время затруднено прежде всего из-за причин материального и финансового характера, не позволяющих спроектировать каждому студенту образовательную траекторию, максимально использующую его потенциал и личностные устремления. Поэтому импульсные технологии в основном используются в рамках самостоятельной работы и неформального образования для формирования у обучающегося компетенций на более высоком уровне, чем предусмотрено ФГОС ВО, или дополнительных компетенций, обеспечивающих готовность к смене видов и области деятельности в дальнейшем, участию в комплексных инновационных проектах.

На основе проведенного анализа форм организации творческой подготовки в системе высшего образования, опыта подготовки и проведения олимпиад и конкурсов по специальности, системного исследования методологических подходов к организации профессионального становления студентов сформулированы определения педагогического импульса и педагогических технологий.

Под педагогическим импульсом понимается способ организации познавательной деятельности студентов, включающий создание внешних условий, побуждающих их к исследованию и поиску вариантов разрешения проблемной ситуации, имеющей личностную и (или) профессиональную значимость и требующей максимального использования интеллектуального и креативного потенциалов и их развития в момент воздействия импульса. Деятельность студента проходит в течение ограниченного времени в условиях психологического напряжения и повышенной ответственности за конечный результат. Творческая деятельность допускает включение в нее на необходимом обучающемуся уровне (обусловленном его потребностями в новых знаниях и умениях).

Ключевыми характеристиками педагогического импульса являются: продолжительность; степень сложности исследуемых проблем и превышение над средним показателем готовности в настоящий момент олимпиадной группы (студента) к их разрешению; диапазон свободы выбора исследуемых проблем и используемых инструментально-педагогических средств; возможность совмещения с другими видами деятельности студента при освоении образовательной программы.

При проектировании системы импульсных педагогических воздействий необходимо учитывать следующие рекомендации:

— процесс развития активизируется посредством решения творческой задачи или рассмотрения проблемной ситуации конкретного предприятия (организации), отражающей предметный и (или) социальный контекст профессиональной деятельности или представляющей познавательный интерес для студента;

— познавательная деятельность в течение проектируемого технологического импульса должна происходить в условиях ограничения ресурсов (кроме информационных) и предполагать социальную значимость результата для студента;

— решение творческой задачи или поиск способов разрешения проблемной ситуации должны предполагать разрыв (движущую силу) между имеющейся у студента совокупностью знаний, умений, навыков и необходимой для получения верного результата или определения направления эффективных действий; величина этого разрыва должна обеспечивать возможность его преодоления в течение импульсного воздействия посредством активной самостоятельной работы при сопровождении преподавателя-наставника;

— проблемная ситуация, лежащая в основе творческой задачи, должна предполагать возможность ее дальнейшего рассмотрения и проведения научных исследований, использования части полученных результатов при совершенствовании других технических объектов и социально-экономических систем;

— интенсивная работа над творческой задачей должна включать индивидуальную самостоятельную работу и коллективную деятельность, использующую эффект фацилитации;

— в интервалы между педагогическими импульсами целесообразно включать виды организации познавательной деятельности, предполагающие совместную работу участников олимпиад-ного движения и других обучающихся для трансфера полученных навыков организации творческой работы на весь коллектив;

— интенсивное погружение в проблему и поиск ее решения должны сопровождаться удовлетворением других потребностей обучающегося (коммуникационных, духовных, спортивных), а также учитывать начальный уровень интеллектуальной активности и синергетические свойства коллектива;

— деятельность обучающегося при использовании педагогических импульсных технологий целесообразно организовывать в цифровом образовательном пространстве, гармонично дополнять ее непосредственным общением на олимпиадах и коллективной работой в рамках олимпиад-ных микрогрупп.

Импульсная педагогическая технология — комплексная система, включающая упорядоченную последовательность и интеграцию педагогических импульсов, этапов рефлексии и релаксации обучающихся, направленная на повышение уровня интеллектуальной активности студентов и их готовности к инновационной деятельности в своей профессиональной области посредством используемых организационных форм и инструментально-педагогических средств. Импульсная педагогическая технология позволяет максимально использовать потенциал личности, способствует духовно-нравственному развитию студента и его самообразованию, обеспечивает конкурентоспособное профессиональное образование.

Импульсные педагогические технологии можно классифицировать по основаниям: по длительности и сочетанию импульсов; по индивидуализации воздействия (индивидуальные, групповые, смешанные); по степени использования информационных технологий (в цифровой образовательной среде, контактные, смешанные); по включению этапов релаксации в программу сопровождения со стороны образовательного учреждения.

В качестве примеров можно привести следующие технологии:

— однократного воздействия — вузовская олимпиада по общеинженерной дисциплине (например, теоретической механике), предполагающая, что проявленная активность позволит более результативно осваивать профессиональные дисциплины;

— многократного концентрированного воздействия — олимпиадное движение по теоретической механике или математике, когда увлеченный студент последовательно погружается в данную профессиональную область, проходя стадии от вузовского тура до заключительного Всероссийской студенческой олимпиады;

— многократного диверсификационного воздействия — проектная деятельность в профессиональной области, предполагающая освоение смежных областей.

Результаты

С учетом специфики задач подготовки инновационных специалистов для агропромышленного комплекса олимпиадное движение целесообразно организовать на следующих уровнях: олимпиады и конкурсы, научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность. Прохождение всех уровней усиливает подготовку к инновационной деятельности, обеспечиваемую на пороговом уровне, согласно требованиям ФГОС ВО, освоением профессиональной образовательной программы.

Первоначальная инициация креативных качеств обучающихся по агроинженерным специальностям происходит при их участии в олимпиадном движении по общеинженерным дисциплинам, значение которых для будущей профессиональной деятельности для студентов является очевидным (например, теоретическая механика, теория механизмов и машин, сопротивление материалов и т. п.).

Вначале обучающийся участвует в решении творческих задач, основанных на имеющемся у студента опыте практической работы в АПК, в студенческой группе (при этом психологическое напряжение минимально). Мотивирующим фактором будет желание позиционировать себя в группе и подтвердить самооценку. По итогам рефлексии (при помощи преподавателя) студент

сможет определить блоки недостающей информации по дисциплине, необходимой для решения такого типа задач, и в рамках самостоятельной работы получить недостающие знания.

На втором этапе в процессе участия в вузовском туре олимпиады происходит укрепление внутренней мотивации к максимальному проявлению своих способностей, а по итогам рефлексии корректируется образовательная траектория, в том числе и в направлении самостоятельного получения знаний сверх предусмотренных образовательной программой и развития личностных качеств (стрессоустойчивость, лидерские качества, толерантность и т. п.).

Педагогический импульс, воздействующий на студента во время регионального или заключительного этапа всероссийских олимпиад, заставляет его не только проанализировать свои способности, но и используемые ранее формы и технологии обучения и саморазвития. Рефлексия, проводимая совместно с представителями других вузов, анализ собственного уровня готовности к творческой деятельности и внесение необходимых корректив в организацию образовательного процесса обеспечивают сохранение темпов развития студента. Международная олимпиада дает возможность скорректировать творческую подготовку с учетом опыта организации саморазвития студентов в других странах.

По мере освоения студентом профессиональной образовательной программы олимпиад-ное движение распространяется на специальные дисциплины, переходя в конкурсы по специальности (конкурсы профессионального мастерства), которые предполагают интегрированное импульсное воздействие. Для студентов агроинженерных направлений подготовки организуются региональные олимпиады (в 2018 г. для Центрального федерального округа олимпиада проходила на базе Тверской государственной сельскохозяйственной академии), всероссийская олимпиада (проводится в Национальном исследовательском Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева) и международная (проводится в Саратовском государственном аграрном университете им. Н. И. Вавилова). Студенты выпускных курсов, после вузовского этапа последовательно участвуя во всех этих мероприятиях, демонстрируют преимущественно эвристический (а в некоторых случаях и креативный) уровень интеллектуальной активности.

Актуальность для технических специалистов АПК готовности к инновационной деятельности обусловливает необходимость развития способностей к научным исследованиям (несмотря на то, что для большинства обучающихся вследствие прагматических соображений и ориентированности профессиональной образовательной программы научно-исследовательский вид деятельности не будет основным). Обучающиеся должны вовлекаться в прикладные научные исследования, результат которых позволяет разрешить проблемные ситуации, знакомые студенту, и может быть оперативно внедрен в деятельность хозяйствующих субъектов.

Во время производственной практики происходит осознание проблем деятельности сельскохозяйственных предприятий, а при подготовке отчета и его защите деятельность студента интенсифицируется (первый импульс), обучающийся формулирует проблемы и определяет перспективы их разрешения. Проводя рефлексию, студент выявляет возможность разрешения проблем посредством повышения собственного уровня компетентности и определяет пути корректировки образовательной траектории. Для решения ряда прикладных задач, актуализированных практикой, необходимо провести научные исследования, которые составят основу последующих этапов интенсивной деятельности студента. Особо следует выделить импульсы, связанные с подготовкой научной публикации результатов проведенных исследований и представлением своей работы студентом на очных конференциях. Данные импульсные воздействия, кроме узкопрофессиональной подготовки, позволяют существенно развить универсальные способности студента (способность к абстрагированию и выделению главного, умение преодолевать страх неудачи) и формируют готовность к продвижению своих инновационных идей.

Актуальна организация научных исследований в смежных с техническими областях знаний — в области экономического и правового обеспечения деятельности сельскохозяйственных предприятий, в том числе и по международной интеграции и кооперации. Например, в университете успешно развивается международное научное сотрудничество студентов совместно с Белорусским государственным аграрным техническим университетом, наши агроинженеры активно участвуют в конференциях в Республике Беларусь.

Необходимо отметить важность и для олимпиад, и для научных исследований непосредственного общения обучающихся и профессионально увлеченных преподавателей различных вузов, что позволяет не только снять психологическое напряжение, но и дополнительно развивать личностные качества и способности, напрямую не связанные с профессиональной областью.

Олимпиадное движение по агроинженерным специальностям необходимо дополнить проектной работой, объединяющей для решения комплексной проблемы представителей не только различных направлений и профилей подготовки, но и студентов различных форм организации обучения и даже молодых специалистов сельскохозяйственных предприятий, сохранивших связь с образовательным учреждением.

Компоненты импульсного воздействия при проектной методике обучения, которые возможно использовать и при подготовке агроинженеров, описаны в работе [14].

Заключение

В работе обоснована необходимость совершенствования олимпиадного движения как формы организации обучения и определены компоненты целевой функции разрабатываемого технологического подхода к развитию олимпиадного движения и переходу его на новый уровень. Выявлены специфические моменты творческой подготовки технических специалистов для агропромышленного комплекса.

В качестве основного направления модернизации олимпиадного движения предлагается построение познавательной деятельности обучающихся по циклическому принципу, когда в процессе обучения последовательно чередуются периоды интенсивной работы по разрешению проблемных ситуаций повышенной сложности с интервалами с более щадящей нагрузкой (как учебной, так и психологической). По результатам исследования сформулированы определения педагогического импульса и педагогических технологий. Автором разработаны рекомендации к проектированию системы импульсных педагогических воздействий. Дана классификация импульсных педагогических технологий по длительности и сочетанию импульсов, по индивидуализации воздействия, по степени использования информационных технологий, по включению этапов релаксации в программу сопровождения со стороны образовательной организации.

Описана методика творческой подготовки в рамках олимпиадного движения на основе использования потенциала импульсных педагогических технологий на следующих уровнях: олимпиады и конкурсы, научно-исследовательская деятельность, проектная деятельность обучающихся по агроинженерным специальностям.

Интеграция описанных импульсных технологий в рамках олимпиадного движения по агро-инженерным специальностям показала свою эффективность как в соревновательном аспекте (последние годы команда студентов университета стабильно занимает призовые места на всероссийских и международных олимпиадах), так и с позиции социального заказа — все выпускники вуза трудоустраиваются по специальности, многие начинают и успешно развивают свой бизнес в сфере агропромышленного комплекса.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Юдин В. А., Попов А. И. Формирование инновационной готовности специалистов в олимпиадном движении по теоретической механике // Alma-mater (Вестник высшей школы). 2018. № 3. С. 60-66.

2. Попов А. И. История становления и тенденции развития олимпиадного движения по теоретической механике. Тамбов, 2010. 136 с.

3. Репина Е. Г. Студенческое олимпиадное движение как инструмент поиска одаренной молодежи и педагогической работы с ней: принципы организации и опыт проведения // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 297-302.

4. Рыбаулина И. В., Генералова А. В., Тишина М. В. К вопросу проведения мероприятий Всероссийской студенческой олимпиады инженерных направленностей // Вестник науки и образования. 2017. № 11 (35). С. 80-82.

5. Наумкин Н. И., Шалабай Т. Л., Ломаткина М. В. Методика анализа состояния проблемы формирования у студентов компетентности в инновационной инженерной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 6. С. 210-215.

6. Инженерное образование: мировой опыт подготовки интеллектуальной элиты / А. И. Рудской, А. И. Боровков, П. И. Романов, К. Н. Киселева. СПб., 2017. 216 с.

7. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. Казань, 2004. 468 с.

8. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб., 2002. 205 с.

9. Вишнякова Н. Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1996. 40 с.

10. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002. 320 с.

11. Казанский О. А. Педагогика как любовь. М., 1996. 133 с.

12. Наумкин Н. И., Ломаткин А. Н. Инновационно-ориентированный интегрированный практикум по прикладной механике // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2017. № 3 (65). С. 166-174.

13. Молоткова Н. В., Ракитина Е. А., Попов А. И. Механизм использования цифровой образовательной среды в инженерном образовании // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2018. № 2 (68). С. 163-172.

14. Попов А. И., Мищенко Е. С., Симбирских Е. С. Повышение качества подготовки студентов к инновационной деятельности посредством международных образовательных проектов // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2018. № 4 (70). С. 138-150.

References

1. Yudin V. A., Popov A. I. Formirovanie innovacionnoj gotovnosti specialistov v olimpiadnom dvizhenii po teoreticheskoj mekhanike [Formation of innovative readiness of specialists in the Olympiad movement in theoretical mechanics]. Alma Mater (Herald of Higher Education), 2018, no. 3, pp. 60-66. (In Russian).

2. Popov A. I. Istoriya stanovleniya i tendencii razvitiya olimpiadnogo dvizheniya po teoreticheskoj mekhanike [History of formation and development trends of the Olympiad movement in theoretical mechanics]. Tambov, 2010, 136 p. (In Russian).

3. Repina E. G. Studencheskoe olimpiadnoe dvizhenie kak instrument poiska odarennoj molodezhi i pedagogicheskoj raboty s nej: principy organizacii i opyt provedeniya [Student Olympiad movement as a search tool and pedagogical work with gifted youth: principles, characteristics, experience]. Samara Journal of Science, 2017, vol. 6, no. 3 (20), pp. 297-302. (In Russian).

4. Rybaulina I. V., Generalov A. V., Tishina M. V. K voprosu provedeniya meropriyatij Vserossijskoj studencheskoj olimpiady inzhenernyh napravlennostej [To the issue of holding events of the All-russian students Olympiad in engineering directions]. Bulletin of Science and Education, 2017, no. 11 (35), pp. 80-82. (In Russian).

5. Naumkin N. I., Shalabaj T. L., Lomatkina M. V. Metodika analiza sostoyaniya problemy formirovaniya u studentov kompetentnosti v innovacionnoj inzhenernoj deyatel'nosti [Methods of analysis of the problem of formation of students competence in innovative engineering]. Modern High Technologies, 2018, no. 6, pp. 210-215. (In Russian).

6. Rudskoy A. I., Borovkov A. I., Romanov P. I., Kiseleva K. N. Inzhenernoe obrazovanie: mirovoj opyt podgotovki intellektual'noj elity [Engineering education: world experience of preparation of intellectual elite]. St. Petersburg, 2017, 216 p. (In Russian).

7. Andreev V. I. Konkurentologiya: uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya konkurentosposobnosti [Konkurentnaya: training course for creative self-development of competitiveness]. Kazan, 2004, 468 p. (In Russian).

8. Barysheva T. A. Kreativnost'. Diagnostika i razvitie [Creativity. Diagnosis and development]. St. Petersburg, 2002, 205 p. (In Russian).

9. Vishnyakova N. F. Psihologicheskie osnovy razvitiya kreativnosti v professional'noj akmeologii [Psychological bases of development of creativity in professional acmeology]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 1996, 40 p. (In Russian).

10. Bogoyavlenskaya D. B. Psihologiya tvorcheskih sposobnostej [Psychology of creative abilities]. Moscow, 2002, 320 p. (In Russian).

11. Kazanskij O. A. Pedagogika kak lyubov' [Pedagogy as love]. Moscow, 1996, 133 p. (In Russian).

12. Naumkin N. I., Lomatkin A. N. Innovacionno-orientirovannyj integrirovannyj praktikum po prikladnoj mekhanike [Innovation-Oriented integrated workshop on applied mechanics]. Problems of Contemporary Science and Practice. Vernadsky University, 2017, no. 3 (65), pp. 166-174. (In Russian).

13. Molotkova N. V., Rakitina E. A., Popov A. I. Mekhanizm ispol'zovaniya cifrovoj obrazovatel'noj sredy v inzhenernom obrazovanii [The mechanism of using digital educational environment in engineering education]. Problems of Contemporary Science and Practice. Vernadsky University, 2018, № 2 (68), pp. 163-172. (In Russian).

14. Popov A. I., Mishchenko E. S., Simbirskih E. S. Povyshenie kachestva podgotovki studentov k innovacionnoj deyatel'nosti posredstvom mezhdunarodnyh obrazovatel'nyh proektov [Improving the quality of students' training for innovative activities through international Educational Projects]. Problems of Contemporary Science and Practice. Vernadsky University, 2018, no. 4 (70), pp. 138-150. (In Russian).

удк/udc 378 А. И. Тимошенко, Е. Н. Иванова, Т. С. Моспан

A. Timoshenko, E. Ivanova, T. Mospan

индивидуальные образовательные маршруты

как средство формирования профессиональных качеств студентов педагогических вузов

individual educational routes as a means of forming professional qualities of students of pedagogical universities

Введение. Статья посвящена проблеме формирования профессионально важных качеств бакалавров педагогических вузов. Образовательная среда высшей школы обладает богатым потенциалом для организации учебного процесса с выбором способов, приемов, темпа обучения и с учетом индивидуальных особенностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.