Научная статья на тему 'Организация охраны окружающей среды органами местного самоуправления'

Организация охраны окружающей среды органами местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
938
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уваров А. А.

Дан анализ применения правовых законов организации охраны окружающей среды органами самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of local self government in the environmental protection

The author analyses the problems of legal laws application in environment protection.

Текст научной работы на тему «Организация охраны окружающей среды органами местного самоуправления»

Организация охраны окружающей среды органами местного самоуправления

А.А. Уваров, д.ю.н., ОренбургскийГАУ

Используемый в статье 58 Конституции РФ термин «окружающая среда» следует понимать в его самом что ни на есть широком значении[1], включающем как природную среду, так и элементы искусственной среды (жилые строения, промышленные предприятия, каналы, водохранилища и т.п.). Это среда обитания и производственной деятельности человека. При этом среди объектов окружающей среды в Конституции РФ особое значение придается деятельности человека, направленной на бережное отношение к природным богатствам. Среди конституционных обязанностей человека реализация этой обязанности, пожалуй, в наибольшей степени непосредственно связана с благом самого человека, с чем, в свою очередь, корреспондируется обязанность соответствующих государственных и муниципальных органов власти обеспечить конституционное право каждого человека на благоприятную окружающую среду (ст. 42). Следовательно, в деятельности органов местного самоуправления функция охраны окружающей среды предполагает систему мер, направленных, с одной стороны, на повышение качества окружающей среды, благоприятно воздействующей на человека, с другой стороны, на защиту окружающей среды от причиняющей ей вред деятельности самого человека. Согласно Федеральному закону от

10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»[2] объектами охраны являются только природные объекты, среди которых: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Сама же охрана окружающей среды трактуется как деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение

негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды определяются в соответствии с федеральными законами (ст.7). В силу того, что указанный Закон в вопросах охраны окружающей среды по своему статусу должен иметь базовое, профилирующее значение, такой подход законодателя к определению соответствующих полномочий органов местного самоуправления вряд ли можно признать удачным. Кроме того, законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст.72 Конституции РФ), и поэтому возникает вопрос: почему полномочия органов местного самоуправления в природоохранной сфере не могут быть установлены также и законами субъектов РФ? Кстати сказать, в сфере контрольной деятельности, которая является одним из направлений охраны окружающей среды, в данном нормативном акте законодатель делает отступление от общего правила, непосредственно предоставляя возможность осуществления экологического контроля муниципальным органам власти как в соответствии с законодательством РФ, так и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов мест-ного самоуправления (п.2. ст.68). Водный кодекс РФ от 16.11.1995 г., Лесной кодекс РФ от 29.01.1997 г., Федеральный закон от 24.04.1995 г. «О животном мире» не содержат перечня прав и обязанностей муниципальных органов, соответственно в области отношений по охране, рациональному использованию вод, лесов и животного мира, но упоминают о возможности наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в указанных сферах. Аналогичную норму содержит Федеральный закон от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного возду-ха»[3], где одним из мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления является

организация государственного мониторинга атмосферного воздуха, обеспечение его осуществления на соответствующих территориях муниципальных образований. В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления»[4] органы местного самоуправления организуют деятельность в области обращения с отходами на территории городских и других поселений. Они определяют порядок сбора отходов на территории поселений, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, бумага и др.). Этот порядок должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Согласно Федеральному закону от 09.01.1996 г. «О радиационной безопасности населения»[5] органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности. При планировании и проведении органами местного самоуправления мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, анализе их эффективности проводится оценка радиационной безопасности, результаты которой ежегодно заносятся в радиационно-экологический паспорт территории. Федеральный закон от 30.04.1999 г. «О гарантиях прав коренных, малочисленных народов Российской Федерации»[6] определяет полномочия органов местного самоуправления по защите исконной среды обитания малочисленных народов. В соответствии с Федеральным законом от 23.11.1995 г. «Об экологической экспертизе»[7] органы местного самоуправления делегируют экспертов для участия в заседаниях комиссий государственной экологической экспертизы в случае реализации объекта экспертизы на территории соответствующего муниципального образования, организуют общественные обсуждения, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, организуют по требованию населения общественную экологическую экспертизу, информируют специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Из представленных примеров регулирования участия органов местного самоуправления в охране окружающей среды видно, что степень этого участия дифференцирована. Для того, чтобы понять закономерность этой дифференциации, надо, в свою очередь, обратиться к Федеральному закону от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[8], который устанавливает вопросы собственного (местного) ведения муниципальных образований, в том числе, в сфере ох-

раны окружающей среды. Определяя приоритеты тех или иных видов деятельности по охране окружающей среды, необходимо отметить, что именно в соответствие с указанным Законом должны быть приведены все остальные федеральные законы, устанавливающие те или иные права и обязанности органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды. Подобного рода требование относится и к законодателям субъектов РФ, которые, в своем большинстве, либо дублируют положения федеральных законов о соответствующих правах органов местного самоуправления, либо как, например, в законе Оренбургской области от 07.12.1999 г. «Об экологической безопасности», даже не выделяют сферу специальной самостоятельной деятельности органов местного самоуправления.

Представляется, что охрана окружающей среды - это не просто набор каких-либо декларированных федеральным законодателем мероприятий. Необходимость в конкретных видах деятельности по охране окружающей среды проявляется непосредственно в самих муниципальных образованиях. Именно поэтому важным показателем фактического участия органов местного самоуправления в организации охраны окружающей среды является их нормотворческая и правоприменительная деятельность, осуществляемая в этой сфере. Так, например, в Екатеринбурге было установлено, что доля автотранспорта составляет более 70% от валового выброса загрязняющих веществ в атмосферу Екатеринбурга всеми источниками. В связи с этим постановлением главы города от 31.07.1997 г. .№565 «О мерах по снижению вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду г. Екатеринбурга» предприятиям и организациям, производящим переоборудование автомобилей на газомоторное топливо, производящим сбор, хранение, утилизацию и переработку отходов автотранспортного производства, реализующим продукцию с улучшенными экологическими показателями, использующим нейтрализаторы и катализаторы, предоставляются налоговые льготы. Для многих городских территорий серьезную проблему для окружающей среды представляет размещение полигонов складирования твердых бытовых отходов и иловых площадок осадка сточных вод от городских очистных сооружений, поскольку для строительства этих объектов используются пригородные зоны с ценными рекреационными и природоохранными ландшафтами. Интересен опыт некоторых городов, которые решают проблемы утилизации отходов путем привлечения к этой деятельности предпринимателей. Например, по распоряжению администрации г. Кирова от 19.08.1996 г. проводился конкурс по утилизации твердых бытовых и нетоксичных промышленных отходов с целью привлечения внимания

предпринимателей и ученых к проблеме утилизации этих отходов, а также выявления наиболее интересных решений данной проблемы. В г. Красноярске проводился открытый конкурс на право заключения договора на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок с последующей рекультивацией земель, определенных Программой природоохранных мероприятий в Красноярске на 2000 г. Зеленые насаждения в условиях экологического неблагополучия большинства городских поселений России являются одним из эффективных факторов оздоровления окружающей среды. В этой связи, например, в г. Ярославле постановлением главы муниципального округа г. Ярославля от 29.12.1999 г. №1410 организованы оплачиваемые общественные работы для населения по уборке территорий промышленных предприятий, посадки саженцев и т.п. Довольно часто для этих целей используется практика проведения так называемых «коммунистических субботников». Так, например, в соответствии с распоряжением главы г. Оренбурга от 22.03.2004 г. №1336-р «О проведении общегородского субботника и весеннего месячника озеленения и благоустройства города Оренбурга» наряду с посадкой саженцев проводилась санитарная уборка территорий, ликвидация несанкционированных мест складирования бытового и прочего мусора и т.п. С целью финансирования мероприятий по охране окружающей среды возрождается система целевых экологических фон-

дов. Так, решением Думы г. Благовещенска от

30.05.2002 г. №21/70 утверждено положение о целевом бюджетном фонде г. Благовещенска, назначением которого является обеспечение выполнения программ и отдельных мероприятий по государственному, муниципальному, производственному и общественному экологическому контролю. Важное место в регулировании организации охраны окружающей среды занимают решения органов местного самоуправления, регулирующие порядок пользования и распоряжения объектами охраны природы (см., например, постановление главы г. Оренбурга от 29.10.2002 г. №221 «О порядке согласования вырубки (повреждения) зеленых насаждений и возмещения причиненного ущерба» и др.).

Литература

1. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.В. Лазарева. - СПС «Гарант», 2003. - С. 124-163.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. -№2. - Ст. 133.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999.

- №18. - С т.2222.

4. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998.

- №26. - С т.3009.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996.

- №3. - Ст. 141.

6. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999.

- №18. - С т.2208.

7. Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995.

- №48. - Ст.4556; 1998. - №16. - Ст.1800.

8. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003.

- №40. - Ст.3822.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.