Научная статья на тему 'Правовая основа регулирования экологических отношений в муниципальных образованиях Российской Федерации'

Правовая основа регулирования экологических отношений в муниципальных образованиях Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
375
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уваров А. А.

Компетенция органов местного самоуправления Российской Федерации, по мнению автора, должна быть приведена в соответствие с требованиями о делегировании органам местного самоуправления государственных полномочий, установленных Конституцией РФ и Федеральным законом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal basis for the regulation of ecological relations in municipal institutions of the Russian Federation

The author is of the opinion that the competence of the local governments should be adjusted according to the demand of vesting the local authorities the state powers established by the Constitution of the Russian Federation and the Federal law.

Текст научной работы на тему «Правовая основа регулирования экологических отношений в муниципальных образованиях Российской Федерации»

Правовая основа регулирования экологических отношений в муниципальных образованиях Российской Федерации

А.А. Уваров, д.ю.н., Оренбургский ГАУ

В последние 10-12 лет наблюдается небывалый расцвет экологического законодательства в Российской Федерации. Учитывая то, что большинство вопросов экологического характера относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (см. п. «в» и «д» ст. 72 Конституции РФ), рост нормативных правовых актов в области экологии заметен как на федеральном уровне правотворчества, так и на уровне правотворчества субъектов Федерации. Среди принятых за последние годы федеральных законов можно назвать такие, как «Об охране окружающей среды» (2002), «О недрах» (1992), «Об особо охраняемых природных территориях»

(1995), «О животном мире» (1995), «Об охране атмосферного воздуха» (1995), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), «О радиационной безопасности населения» (1996), «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (1997), «О безопасности гидротехнических сооружений» (1997), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997), «Об отходах производства и потребления» (1998), «О карантине растений» (2000), Земельный кодекс РФ (2001), Водный кодекс РФ (1995), Лесной кодекс РФ (1997) и др. В свою очередь, в субъектах Российской Федерации также принято немало законов и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологии. Это, например, закон

Оренбургской области «Об экологической безопасности» (1999), закон Республики Бурятия «Об охране окружающей природной среды» (1996), законы Волгоградской области «О недропользовании на территории Волгоградской области» (1996), «О питьевой воде и системах водоснабжения» (1998), закон Свердловской области «Об охране животного мира и использовании его ресурсов»

(1996), закон Смоленской области «О природопользовании в Смоленской области» (1996) и др.

Что касается органов местного самоуправления муниципальных образований, то в их компетенцию входит решение вопросов местного значения, в том числе в области экологии. В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению муниципальных образований относится: контроль за использованием земель на территории муниципального образования (п.11), регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения (п.12), благоустройство и озеленение территории муниципального образования (п.16), организация утилизации и переработки бытовых отходов (п.17), участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования (п. 29)[1]. В новом Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2] среди вопросов местного значения в области экологии упоминаются: учас-

тие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах муниципальных образований; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения (городского округа); организация мероприятий по охране окружающей среды; организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района (городского округа), за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти. С учетом того, что в новом Федеральном законе предметы ведения перераспределены между видами муниципальных образований - поселением (городским и сельским), городским округом и муниципальным районом, - произошла дифференциация вышеуказанных вопросов местного значения и в области экологии. Так, из перечисленных выше вопросов местного значения к ведению поселений относится только участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения; установление правил землепользования и застройки поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Ряд таких вопросов, как утилизация и переработка бытовых отходов и мусора, организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения и т.п., в силу технологических, материальных, организационных и иных требуемых для выполнения этих задач ресурсов закреплены в ведении более крупных, чем городские и сельские поселения, муниципальных образований.

Само решение экологических вопросов местного значения предполагает не только правоприменительную, но и нормативно-правовую деятельность органов местного самоуправления. В качестве примера такого рода нормативно-правовых актов муниципальных образований Оренбургской области можно назвать: Положение о порядке предоставления, изъятия и распоряжения земельными участками на территории города Оренбурга (утв. постановлением Оренбург-ского городского Совета от 14.10.1998 г. №188), распоряжение главы города Оренбурга от 23.05.2001 г. №1672-р «О мерах по охране территории города Оренбурга от карантинных вредителей, болезней и сорняков», распоряжение главы администрации Тоцкого района от 25.07.2001 г. «О мерах по пре-

дотвращению загрязнения ртутью на территории Тоцкого района», распоряжение главы администрации Ташлинского района от 25.09.1999 г. «О мерах по предупреждению распространения сибирской язвы и ликвидации очага заболевания» и др.

Решение экологических вопросов, находящихся в сфере государственного ведения, в силу п. 2. ст. 132 Конституции РФ может передаваться органам местного самоуправления законом в виде государственных полномочий с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация данных полномочий подконтрольна государству. Так, в соответствии со ст.8 Федерального закона «О животном мире» органам местного самоуправления могут передаваться отдельные государственные полномочия в области охраны и использования объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для осуществления указанных полномочий материальных и финансовых средств [3]. Подобные же положения применительно к полномочиям органов местного самоуправления в области использования и охраны водных объектов зафиксированы в ст. 68 Водного кодекса РФ[4] и в других федеральных законах.

Фактически практика делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления нашла свое распространение пока только на уровне субъектов Федерации. В качестве примера можно привести такие законы, как закон Костромской области от 20.06.2000 г. «О наделении органов местного самоуправления Костромской области отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов», закон Алтайского края от 10.11.1996 г. «О передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий в области охраны и использования охотничьих видов животных», закон Читинской области от 21.12.1995 г. «О наделении Читинской городской Думы полномочиями по утверждению правил благоустройства и санитарного содержания города Читы», закон Магаданской области от 06.05.2000 г. «О наделении органов местного самоуправления города Магадана и районных муниципальных образований Магаданской области государственными полномочиями по переводу лесных земель в лесах третьей группы в нелесные земли» и др.

В отличие от законодателей субъектов Федерации, федеральный законодатель, как правило, не использует механизм делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления и порой непосредственно закрепляет соответствующие полномочия в компетенции органов местного самоуправления. Так, согласно ч. 1. ст. 23 Федерального закона «Об охране атмос-

ферного воздуха», органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха, обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях муниципальных образований[5]. При этом в данном законе не определяется даже порядок финансового обеспечения этих государственных полномочий. Подобные положения федеральных законов должны быть приведены в соответствие с требованиями о делегировании органам местного самоуправления государственных полномочий, установленными Конституцией РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Литература

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. —

№35. - Ст. 3506; 1996. - №17. - Ст. 1917; 1996. - №49. - Ст. 5500; 1997. - №12. - Ст. 1378; 2000. - №32. - Ст. 3330.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (новая редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - №40. - Ст. 3822.

Федеральный закон «О животном мире» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — №17. — Ст. 1462.

Водный кодекс РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — №47. — Ст. 4471.

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. - №18. - Ст. 2222.

1. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. -№35. - Ст. 3506; 1996. - №17. - Ст. 1917; 1996. -№49. - Ст. 5500; 1997. - №12. - Ст. 1378; 2000. - №32. -Ст. 3330.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. - №40. - Ст. 3822.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. - №17. - Ст. 1462.

4. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. - №47. - Ст. 4471.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. - №18. - Ст. 2222.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.