Научная статья на тему 'Организация охраны имущества в России и Республике Беларусь: анализ отдельных положений'

Организация охраны имущества в России и Республике Беларусь: анализ отдельных положений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
416
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ПРИ ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ФГУП «ОХРАНА» МВД РОССИИ / ОБЪЕКТЫ / ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ / ЧАСТНЫЕ ОХРАННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / FEDERAL STATE UNITARY ENTERPRISE "GUARD" OF THE MINISTRY OF INTERNAL / THE SERVICE OF THE NON-DEPARTMENT SECURITY PROTECTION UNITS WITHIN THE SYSTEM OF INTERNAL AFFAIRS / THE OBJECTS / SUBJECT TO COMPULSORY STATE PROTECTION / THE PRIVATE SECURITY ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильченко Лариса Константиновна

В статье рассмотрены особенности организации, правового регулирования и субъектный состав деятельности по обеспечению имущественной безопасности в России и Республике Беларусь. Автором отмечена и обусловлена необходимость разработки и принятия Закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROTECTION OF PROPERTY IN RUSSIA AND BELARUS: ANALYSIS OF SEPARATE POSITIONS

In the article features of the organization, legal regulation and subject structure of activity on maintenance of property safety in Russia and Belarus are considered. The author notes and causes necessity of working out and an adoption of law «About security activity in the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «Организация охраны имущества в России и Республике Беларусь: анализ отдельных положений»

3.18. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ИМУЩЕСТВА В РОССИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

Перейти на Гпавное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Ильченко Лариса Константиновна, адъюнкт. Место учебы: кафедра Административного права и административной деятельности, Воронежский Институт МВД России. E-mail: ilchenko_lk@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены особенности организации, правового регулирования и субъектный состав деятельности по обеспечению имущественной безопасности в России и Республике Беларусь. Автором отмечена и обусловлена необходимость разработки и принятия Закона ««Об охранной деятельности в Российской Федерации»

Ключевые слова: подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел; ФГУП «Охрана» мВд России; объекты, подлежащие обязательной государственной охране; частные охранные предприятия.

ORGANIZA TION OF PROTECTION OF PROPERTY IN RUSSIA AND BELARUS: ANALYSIS OF SEPARATE POSITIONS

Ilchenko Larisa Konstantinovna, post-graduate student.

Place of study: chair of Administrative law and administrative activities of Interior organs, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: ilchen-ko_lk@mail.ru.

Annotation: In the article features of the organization, legal regulation and subject structure of activity on maintenance of property safety in Russia and Belarus are considered. The author notes and causes necessity of working out and an adoption of law «About security activity in the Russian Federation».

Keywords: the service of the non-department security protection units within the system of internal affairs; Federal State Unitary Enterprise “Guard" of the Ministry of Internal; the objects, subject to compulsory state protection; the private security enterprises.

Функцией, присущей всем без исключения государствам, является охрана каждой из существующих в этом государстве форм собственности. Данное положение содержится в ст. 8 Конституции Российской Федерации1 и в ст. 13 Основного закона Республики Беларусь2. Существенная роль в обеспечении охраны собственности принадлежит государственным и негосударственным охранным формированиям, которые специально создаются в целях защиты имущества от противоправных посягательств.

1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. с поправками от 30 декабря 2008 г.) //Российская газета. - 21 января 2009. - № 7.

2 Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года № 2875-ХІІ (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь: сайт.-ІІКІ.: http://president.aov.bv/ ргез819328.^т1#Ьос (дата обращения 20.09.2009).

До 1991 года основными видами охраны в рассматриваемых странах была ведомственная и вневедомственная. Методом государственного регулирования ведомственной охраны являлось прямое администрирование. Изменения, произошедшие с 1991 года, привели к формированию наряду с государственной системой обеспечения имущественной безопасности негосударственной. Возникновение частных охранных предприятий и служб безопасности явилось естественной реакцией на растущий спрос на услуги по обеспечению имущественной безопасности, в результате чего возникла необходимость правового и государственного регулирования охранной деятельности.

Имея одинаковые черты в период нахождения в составе Союза, и недолгое время после прекращения его существования, правовое регулирование охранной деятельности в России и Республике Беларусь (далее - РБ) сегодня имеет существенные различия.

Первой отличительной особенностью регулирования деятельности в сфере обеспечения имущественной безопасности является наличие в Беларуси Закона «Об охранной деятельности в Республике Беларусь»3. В России же, напротив, только высказываются мнения о необходимости его принятия, и деятельность отдельных субъектов охранной деятельности регулируется самостоятельными нормативно-правовыми актами.

Состав субъектов обеспечения имущественной безопасности и виды объектов, охраняемые теми или иными организациями, в рассматриваемых нами странах существенно различается.

Так, в Беларуси охрану имущества осуществляют: Департамент охраны МВД РБ, организации, обладающие правом создания военизированной охраны и организации, не обладающие правом создания военизированной охраны.

В России оказание услуг по охране имущества физических и юридических лиц осуществляется подразделениями МВД России -Департаментом государственной защиты имущества и Федеральным унитарным предприятием «Охрана», службами ведомственной охраны и частными охранными предприятиями.

Вызывает интерес обстоятельство, что частная охранная деятельность, как таковая, в Беларуси не существует. Отсутствие законодательного акта о правах и обязанностях частных охранных организаций и их работников породило многочисленные правонарушения, что явилось одной из причин запрещения с 1999 г. оказания услуг по охране объектов и физических лиц не уполномоченными на то организациями. Исключительное право государства на данные виды деятельности установил Декрет Президента РБ от 23 декабря 1998 г.4 И в настоящее время в соответствии с Указом Президента РБ от 25 октября 2007 г. № 534 "О мерах по совершенствованию охранной деятельности"5 юри-

3 Об охранной деятельности в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 08 ноября 2006 г. № 175-З [Электронный ресурс] // Департамент охраны МВД Республики Беларусь: сайт. -иК1_: http://ohrana.aov.bv/leaislation (дата обращения 20.09.2009).

4 О мерах по совершенствованию охранной деятельности в Республике Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1998 г. № 24 [Электронный ресурс] //Сборник действующих нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь (1994-2000): сайт. - ІІКІ.: http://ncpi.aov.bv/sbornik/sb text.аsp?NК=РР9800024 (дата обращения 20.09.2009).

5 О мерах по совершенствованию охранной деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 25 октября 2007 г. № 534 [Электронный ресурс] // Департамент

ОХРАНА ИМУЩЕСТВА В РОССИИ И БЕЛАРУСИ

Ильченко Л.К.

дические лица (за исключением исчерпывающего перечня государственных органов и их организаций) вправе осуществлять охрану только принадлежащих данным юридическим лицам объектов.

Деятельность частных охранных организаций в России регулируют ряд правовых актов, среди которых основными являются Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»6 и Постановление Правительства «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности»7.

В Беларуси, как и в России, имеются организации, имеющие право создавать в своей структуре охранные подразделения. Перечень этих организаций содержится в упомянутом ранее Указе Президента РБ «О мерах по совершенствованию охранной деятельности" и в Постановлении Правительства Российской Федерации «Об организации ведомственной охраны»8, соответственно. Причем, ведомственная охрана в России осуществляют защиту охраняемых объектов, являющихся государственной и иной формы собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а военизированная охрана организаций, обладающих правом ее создания, в Беларуси осуществляет охрану объектов, внесенных в Перечень объектов, подлежащих обязательной охране военизированной охраной, за исключением объектов, подлежащих обязательной охране специальным органом охраны9. Наряду с этим, в Беларуси организации, не обладающие правом создания военизированной охраны, вправе осуществлять на основании специальных разрешений охрану принадлежащих данным юридическим лицам объектов. Перечень этих организаций также закреплен в Указе Президента РБ от 25 октября 2007 г. № 534. Однако, в отличие от подразделений ведомственной охраны в России и военизированной охраны в Беларуси, работники этих юридических лиц не имеют права на применение и использование огнестрельного оружия.

И в России, и в Беларуси, имеются объекты, охрану которых осуществляют исключительно подразделения Министерства внутренних дел. Перечень этих объектов установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года и Указом Президента РБ от 25 октября 2007 года. Примечательно, что в России таковыми объектами являются только международные аэропорты и объекты Счетной палаты (их охрана осуществляется подразделениями вневедомственной охраны), остальные объекты подлежат государственной охране (в том числе подразделениями ведомственной охраны и ФГУП «Охрана» МВД России), тогда как перечень объектов, подлежа-

охраны МВД Республики Беларусь: сайт. - ІІКІ.:

http://ohrana.gov.by/legislation (дата обращения 20.09.2009).

6 О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1// Российская газета - 30.04.1992 - № 100.

7 Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587// Собрание актов Президента и Правительства РФ - 24.08.1992 - №

8 - ст. 506.

8 Об организации ведомственной охраны: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 г. № 514// Российская газета - 19.07.2000 - № 138.

9 О мерах по реализации Указа Президента Республики Бела-

русь от 25 октября 2007 г. № 534: Постановление Совета Минист-

ров Республики Беларусь от 15 января 2008 г. № 34[Электронный ресурс] // Департамент охраны МВД Республики Беларусь: сайт. -

ІІКІ.: http://ohrana.gov.by/legislation (дата обращения 20.09.2009).

щих обязательной охране Департаментом охраны МВД Республики Беларусь, широк.

Различно в рассматриваемых нами странах и правовое положение структурных подразделений МВД, непосредственно созданных для обеспечения имущественной безопасности. До 26 декабря 1991 года, когда СССР официально прекратил свое существование, формирование службы охраны в РСФСР, как и в других республиках в составе Союза, осуществлялось в соответствии с приказами и постановлениями Совета Министров СССР. В развитие Постановления Совета Министров СССР от 29 октября 1952 г. № 4639-1835 «Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшению дела организации и охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств», являющегося обязательным для всех союзных республик, Совет Министров БССР 15 ноября 1952 г. принял Постановление с аналогичным названием10, в результате чего в структуре МВД БССР была также создана служба вневедомственной охраны.

В настоящее время подразделениями МВД, выполняющими задачи в сфере имущественной безопасности, в России являются Департамент государственной защиты имущества МВД России и Федеральное государственной унитарное предприятие «Охрана» МВД России (поделившие между собой функции вневедомственной охраны), в Беларуси - Департамент охраны МВД Республики Беларусь .

Деятельность ДГЗИ МВД России основывается на Положении, утвержденном Приказом МВД России от 23 апреля 2005 года № 310 «Вопросы Департамента государственной защиты имущества Министерств а внутренних дел Российской Федерации». В непосредственном подчинении Департамента находится служба вневедомственной охраны МВД России, создаваемая на договорной основе для защиты имущества собственников. Финансирование службы осуществляется за счет федерального бюджета. ФГУП «Охрана» МВД России был создан в 2005 году на базе военизированных, сторожевых и осуществляющих функции по проектированию, монтажу, обслуживанию и ремонту технических средств, подразделениях вневедомственной охраны11, и является организацией, финансирующейся за счет средств, получаемых за оказанные услуги.

Иным образом организована деятельность Департамента охраны МВД РБ. В соответствии с Положением о Департаменте12, одной из его функций является оказание на договорной основе услуг по проектированию, монтажу, наладке, техническому обслуживанию средств и систем охраны. Департамент финансируется за счет средств, поступающих по договорам об осуществлении охранной деятельности и остающихся в его распоряжении, средств республиканского и местных бюджетов, и имеет в своем составе военизированные

10 История становления службы охраны. Этапы развития [Элек-

тронный ресурс] Министерство внутренних дел Республики Беларусь: сайт. - иК1_: Ь1Йр://ту[1аоу.Ьу/то[и^.рЬ1Р?пате=

Соп1еп1&ра=зИо\«раае&р1Ь=302 (дата обращения 20.09.2009).

11 Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. № 66 // Российская газета- 17.02.2005 - № 32.

12 О некоторых вопросах органов внутренних дел Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 04 апреля 2004 г. № 268 [Электронный ресурс] // Департамент охраны МВД Республики Беларусь: сайт. - иК1_: http://ohrana.aoy.by/leaislation (дата обращения 20.09.2009).

и сторожевые подразделения. То есть, по большому счету, является все той же службой вневедомственной охраны в составе МВД, какой она стала с момента ее создания и в результате развития.

Заслуживает особого внимания и то обстоятельство, что работники военизированной охраны в Беларуси имеют большие полномочия в использовании и применении огнестрельного оружия, по сравнению с полномочиями даже сотрудников милиции в России. Так, в соответствии с Законом «Об охранной деятельности в Республике Беларусь», работник военизированной охраны имеет право применить специальные средства в случае неповиновения законным требованиям работников военизированной охраны, а оружие - для предотвращения захвата специальных средств работников военизированной охраны, тогда как в соответствии с Законом России «О Милиции»13, сотрудник органов внутренних дел вправе применить специальные средства только в случае оказания сопротивления законным требованиям сотрудника милиции, а оружие - для предотвращения попытки завладеть его оружием.

В заключении хотелось бы еще раз отметить, что исключительные права на оказание услуг по охране объектов на договорной основе в Беларуси имеет государство, и основным субъектом охранной деятельности в этой связи выступает МВД в лице Департамента охраны, имеющее неоспоримые преференции в области имущественной безопасности. Основным недостатком законодательства, регулирующего отношения в сфере охраны имущества в России является то, что в нем не просматривается единая государственная политика в сфере обеспечения имущественной безопасности, в связи с чем необходимо разработать и принять Закон «Об охранной деятельности в Российской Федерации», который должен составить ядро правовой основы охранного законодательства, определить цели, задачи, принципы и виды охранной деятельности, а также круг и полномочия субъектов, ее осуществляющих.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. с поправками от 30 декабря 2008 г.) //Российская газета. -21 января 2009. - № 7.

2. О милиции: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1// Ведомости СНД и ВС РСФСР -18.04.1991 - № 16 - ст. 503

3. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1// Российская газета -30.04.1992 - № 100.

4. Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587// Собрание актов Президента и Правительства РФ - 24.08.1992 - № 8 - ст. 506.

5. Об организации ведомственной охраны: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 г. № 514// Российская газета - 19.07.2000 -№ 138.

6. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года № 2875-Х11 (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 но-

13 О милиции: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1// Ведомости СНД и ВС РСФСР -18.04.1991 - № 16 - ст. 503

ября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь: сайт.-Ш1_:

http://president.aov.by/press19328.html#doc (дата обращения 20.09.2009).

7. Об охранной деятельности в Республике Бела-

русь: Закон Республики Беларусь от 08 ноября 2006 г. № 175-З [Электронный ресурс] // Департамент охраны МВД Республики Беларусь: сайт. - Ш1_:

http://ohrana.gov.by/legislation (дата обращения

20.09.2009).

8. О мерах по реализации Указа Президента Респуб-

лики Беларусь от 25 октября 2007 г. № 534: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2008 г. № 34[Электронный ресурс] // Департамент охраны МВД Республики Беларусь: сайт. - Ш1_:

http://ohrana.gov.by/legislation (дата обращения

20.09.2009).

9. О мерах по совершенствованию охранной дея-

тельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 25 октября 2007 г. № 534 [Электронный ресурс] // Департамент охраны МВД Республики Беларусь: сайт. - Ш1_:

http://ohrana.aov.by/leaislation (дата обращения

20.09.2009).

10. О мерах по совершенствованию охранной дея-

тельности в Республике Беларусь: Декрет Президента Республики Беларусь от 23 декабря 1998 г. № 24 [Электронный ресурс] //Сборник действующих нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь (1994-2000): сайт. - 11К1_:

http://ncpi.aov.by/sbomik/sb_text.asp?NR=PD9800024 (дата обращения 20.09.2009).

11. История становления службы охраны. Этапы развития [Электронный ресурс] Министерство внутренних дел Республики Беларусь: сайт. - ІіКі_: http://mvd.aov.by/modules.php?name=Content&pa=show paae&pid=302 (дата обращения 20.09.2009).

Рецензия

на статью Ильченко Л.К. Тема: «Организация охраны имущества в России и республике Беларусь: анализ отдельных положений».

Проведенный автором сравнительный анализ правового положения, организации и субъектного состава Деятельности по обеспечению имущественной безопасности в России и республике Беларусь основан на комплексном изучении проблем и особенностей деятельности государственных и не государственных организаций в сфере охраны имущества двух стран.

В статье делаются вполне обоснованные и аргументированные выводы о роли и месте Министерства Внутренних дел России и Беларуси в организации охраны собственности.

Несомненным достоинством статьи является отмеченная автором необходимость принятия закона «Об охранной деятельности в Российской Федерации». Работа Ильченко Л.К. выполнена на соответствующем научно-методическом уровне, содержит оригинальный теоретический материал, отвечает тематике издания и рекомендуется для публикации в открытой печати.

Научный руководитель, начальник кафедры Административного права и административной деятельности ОВД Воронежского института МВД России, к.ю.н., профессор, полковник милиции Т.М. Занина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.