Занина Татьяна Митрофановна
кандидат юридических наук, профессор начальник кафедры административного права и
административной деятельности ОВД Воронежского института МВД России Ильченко Лариса Константиновна
адъюнкт кафедры административного права
и административной деятельности Воронежского института МВД России (e-mail: [email protected])
Реформирование службы вневедомственной охраны
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы функционирования подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел на современном этапе. Отмечаются последствия проведенной реорганизации, выразившиеся в изменении порядка финансирования вневедомственной охраны и разделении хозяйственных и административных (милицейских) функций подразделения.
Annotation
The article considers the questions of functioning of non-department security units within the system of internal affairs at present. The consequences of the reorganization are touched upon, which were expressed in the change of financing scheme of non-department security and the separation of economic and administrative (militia) functions of its units.
Ключевые слова: подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел, реформирование, реорганизация, ФГУП "Охрана" МВД России, финансирование, объекты, подлежащие обязательной государственной охране.
Key words: the service of the non-department security protection units within the system of internal affairs; reform; reorganization; Federal State Unitary Enterprise "Guard" of the Ministry of Internal; financing; the objects, subject to compulsory state protection.
Созданная в системе милиции в предпринимательства, по мнению В. У. Хатуаева
1952 г. вневедомственная [2, с. 150], является одним из приоритетных
охрана, постоянно совершен- направлений административной реформы, в
ствуя свою деятельность, к связи с чем одной из рекомендаций
концу XX в. стала достаточно правительственной комиссии по оптимизации
обеспеченной финансовыми и техническими бюджетных расходов, созданной в 2003 г. [3],
ресурсами службой, пользующейся поддержкой было предложение о выводе вневедомственной
государства, активно наращивающей объемы охраны из структуры МВД России. Альтернативой
деятельности по охране объектов и ликвидации службы стала реорганизация
расширяющей свое участие в охране вневедомственной охраны путем полного
правопорядка. разграничения ее правоохранительных и
Хозяйственная деятельность службы, экономических функций.
действующей в правоохранительной системе под С 1 января 2004 г. вневедомственная охрана
эгидой Министерства внутренних дел России, была переведена на финансирование из
развивалась в соответствии с законами рыночной федерального бюджета [4], чем и
экономики, что, несомненно, порождало ознаменовалось начало реформирование службы
негативное общественное мнение о выполнении вневедомственной охраны. Далее функции
вневедомственной охраной несвойственных службы по охране коммерческих организаций
органам внутренних дел функций, в органах стационарными милицейскими постами были
власти различных уровней инициировались сокращены, а в 2005 г. в связи с необходимостью
предложения по ограничению ее влияния на разграничения государственно-
обеспечение имущественной безопасности [1]. административных и хозяйственно-коммерческих
Ограничение вмешательства государства в функций органов исполнительной власти было
экономическую деятельность субъектов проведено внутреннее реформирование
ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2009 №4 (26)
238
структурных подразделений Министерства внутренних дел России.
Начиная с 2005 года, в системе МВД РФ взаимодействуют два самостоятельных структурных подразделения, призванных от лица государства обеспечивать безопасность и охрану имущества на охраняемых объектах: подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел и филиалы федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" МВД России (ФГУП "Охрана" МВД России), образованные на базе военизированных, сторожевых и проектно-монтажных подразделений вневедомственной охраны [5].
Сегодня подразделения вневедомственной охраны функционируют в том виде, какими они стали в процессе уже проведенной реорганизации, однако и на этом реформирование службы не окончено: в 2010 году в порядок организации деятельности вневедомственной охраны будут внесены коррективы в соответствии с нашумевшим приказом МВД России "О некоторых организационных вопросах и структурном построении органов внутренних дел Российской Федерации" от 30.12.2007 г. № 1220 [6] (в редакции приказа МВД России от 10.07.2008 г. № 587 "О внесении изменений в приказ МВД России от 30.12.2007 г. № 1220") [7]. Подтверждением грядущего очередного реформирования службы вневедомственной охраны является тот факт, что на 2010 г. в федеральном бюджете расходы на обеспечение её деятельности (отдельной статьей) не запланированы [8].
В этой связи предполагается поиск и применение новых подходов в направлении реформирования службы вневедомственной охраны, основанных на глубоком научном осмыслении наиболее принципиальных моментов обеспечения сохранности объектов различных форм собственности российскими правоохранительными органами, в связи с чем считаем необходимым рассмотреть целесообразность функционирования подразделений вневедомственной охраны в стране на современном этапе, и, таким образом, определить круг задач, выполнение которых возможно только рассматриваемой службой.
В соответствии со ст. 9 Закона "О милиции" [9] перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями вневедомственной охраны, определяется Правительством Российской Федерации. В настоящее время к таким объектам [10] относятся только международные аэропорты и объекты Счетной Палаты Российской Федерации. Министерством
внутренних дел РФ разрабатывается нормативный акт, устанавливающий перечень государственных объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел. В проект перечня уже включено 18 тыс. различных объектов. В их число входят здания федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов, органов судебной власти, Генпрокуратуры, Центробанка, Пенсионного фонда и другие [11].
Охрану остальных объектов, включенных в перечень объектов, подлежащих обязательной государственной охране, утвержденный П р а в и т е л ь с т в о м Р Ф у с п еш но м оже т осуществлять ФГУП "Охрана", тем более, что работники военизированных и сторожевых подразделений предприятия наделены правом использования служебного оружия [12].
Что касается охраны объектов, подключенных на пульт централизованного наблюдения, то и эти функции выполнимы с помощью стремительно развивающихся пультов ФГУП "Охрана", созданных на базе системы передачи извещений "Сокол".
В связи с тем, что к концу 2008 г. пульты ФГУП "Охрана" функционируют в 35 регионах России, из 79, в которых имеются филиалы предприятия [13, с. 11], и в дальнейшем сеть пультов будет только разрастаться, представляется возможной ликвидация пунктов централизованного наблюдения подразделений вневедомственной охраны, и подключение всех ранее охраняемых вневедомственной охраной объектов на пульты предприятия с заключением соответствующих гражданско-правовых договоров.
При этом, как следствие, необходимо рассматривать вероятность создания на базе военизированных подразделений ФГУП "Охрана" МВД России вооруженных и экипированных соответствующим образом групп немедленного реагирования ФГУП "Охрана" МВД России, которые, обнаружив проникновение на объект, принимают необходимые меры к пресечению правонарушений в соответствии со своей компетенцией и сообщают в дежурную часть территориального органа внутренних дел о случившемся.
Исходя из вышесказанного, ФГУП "Охрана" МВД России вполне способно оказывать услуги по охране объектов всех форм собственности, включая охрану квартир, в том числе осуществлять оперативное реагирование на тревожные сообщения из охраняемых объектов собственными группами немедленного реагирования. Исключение при этом составляют объекты, охрана которых должна осуществляться
239
только милицейскими подразделениями.
В связи с изложенным, значительным сокращением количества охраняемых объектов и обуславливается, по нашему мнению, возможная реорганизация службы вневедомственной охраны в системе МВД России. Однако надлежит учитывать и вклад службы в решение общемилицейских задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в связи с чем наличие милицейских подразделений, задачами которых будут являться охрана государственных объектов и охрана общественного порядка, в системе МВД России необходимо.
Полагаем, что один из вариантов создания службы заключается в передаче сил и средств подразделений вневедомственной охраны в Центр охраны объектов высших органов государственной власти Министерства внутренних дел Российской Федерации, подчиняющийся также Департаменту государственной защиты населения МВД России, с дальнейшим переименованием Центра, например, в "Центр охраны государственных объектов Министерства внутренних дел Российской Федерации". Однако в этом случае охрана общественного порядка будет являться дополнительной (второстепенной) задачей подразделений милиции Центра.
Второй, и более целесообразный на наш взгляд, вариант реорганизации службы вневедомственной охраны - создание в структуре МВД России службы по охране государственных объектов.
Нами предполагается, что подразделения по охране государственных объектов должны создаваться и дислоцироваться в тех населенных пунктах, где есть объективная необходимость охраны этих объектов, входить в штаты соответствующих горрайлинорганов внутренних дел (в виде батальонов, рот, взводов и отделений - в зависимости от концентрации в населенном пункте объектов, подлежащих охране) и находится в непосредственном подчинении их начальников.
Возглавлять службу по охране государственных объектов должен Департамент государственной защиты имущества МВД России, в задачах которого, помимо общего руководства и контроля за деятельностью указанной службы, нами предусматриваются также: участие в гражданско-правовых отношениях от имени МВД России, разработка тарифов на услуги охраны и контроль за их применением, организация централизованной бухгалтерии, координация действий по
заключению гражданско-правовых договоров на охрану объектов и т.п.
Основными задачами подразделений по охране государственных объектов помимо общемилицейских задач по охране общественного порядка должны являться:
охрана государственных объектов, перечень которых определяется Правительством РФ;
выдача предписаний по организации охраны объектов особой важности, не входящих в перечень, и осуществление контроля за их исполнением;
подготовка в пределах своей компетенции проектов нормативных актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств.
По результатам рассмотрения функционирования подразделений
вневедомственной охраны на современном этапе, определения круга задач, выполнение которых возможно только указанной службой, а также принимая во внимание значительный вклад подразделения в решение задач общемилицейской направленности, на наш взгляд, дальнейшее реформирование службы вневедомственной охраны в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации возможно, но при условии реорганизации указанных подразделений в службу по охране государственных объектов МВД России.
Литература
1. Об объявлении решения коллегии МВД России от 02 июля 2002 г. № 4 КМ/2: Приказ МВД России от 11.07.2002 г. № 667//документ опубликован не был
2. Хатуаев В. У. Административно-правовая система обеспечения имущественной безопасности : монография / В.У. Хатуаев. Воронеж : Воронежский государственный университет. 2004.
3. Об утверждении Положения о комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам оптимизации бюджетных расходов и ее состава: Постановление Правительства РФ от 21.01.2003 г. №29//Собрание законодательства РФ. 2003. №4. ст. 331.
4. О федеральном бюджете на 2004 г.: Федеральный закон РФ от 23.12.2004 г. №186-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2003. № 52 (ч. I). Ст. 5038.
5. Вопросы реформирования вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 № 66 //
_240
ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2009 №4 (26)
Собрание законодательства РФ. 2005. N 8. ст. 648
6. см.: форум сотрудников МВД [электронный ресурс] // http://www.police-russia.ru/showthread. рЬ1рЯ=9680
7. см.: форум сотрудников МВД [электронный ресурс] //http://www.police-russia.ru/showthread. рЬ1р^=9680&радв=11
8. О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 г.г.: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 30.07.2007 №31. ст. 3995
9. О милиции: Закон РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1 //Вед. СНД РСФСР и ВС РСФСР.-1991. -№ 16. Ст. 503
10. Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности: Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 г. № 587 //
Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 24.08.1992. - № 8. - ст. 506; О внесении изменений в Перечень объектов, подлежащих обязательной государственной охране: Постановление Правительства РФ от 30.04.2008 г. № 320 // Собрание законодательства РФ. 05.05.2008. № 18. ст. 2055
11. Фалалеев М. Охрана от Нургалиева / М. Фалалеев// Российская газета. 17.01.2008. № 4564
12. О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О ведомственной охране": Федеральный закон от 15.06.2006 г. № 88-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 26.06.2006. № 26. ст. 2779
13. Мы инвестируем в человека и технологии //Комсомольская правда. 03.12.2008.
241