правовое обеспечениеi социокультурного i
развития!
1УДК 341:378 ББК 67.412+74.58
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ПО ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ
В. В. Чеха
Аннотация. Статья посвящена исследованию механизма регулирования получения иностранными гражданами высшего образования за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством РФ квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации.
Ключевые слова: международный договор, квота, обучение иностранных граждан, бюджет, образование.
ORGANIZATION OF TRAINING OF FOREIGN CITIZENS IN HIGHER EDUCATION PROGRAMS AT THE EXPENSE OF BUDGETARY FUNDS IN RUSSIA
V. V. Chekha
Abstract. The article deals with the mechanism of regulation for foreigners to obtain higher education at the expense of budgetary allocation of the corresponding budget in accordance with the international treaties of the Russian Federation, Federal laws or by the quota established by the Government of the Russian Federation for education of foreign citizens in the Russian Federation.
Keywords: international treaty, quota, training of foreign citizens, budget, education.
1. Общие положения
Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 43) устанавливает право каждого на образование. Также согласно ч. 3 данной статьи Конституции устанавливается право каждого получить на конкурсной основе бесплатно высшее образование.
Следует обратить внимание на то, что право на образование в Российской Федерации, в том числе право на получение высшего образования на конкурсной основе, не связывается с наличием гражданства: правом на образова-
ние обладает каждый находящийся на территории России человек.
Ключевые слова в части 3 ст. 43 Конституции РФ - «конкурсная основа» и «бесплатность». В связи с этим в литературе по образовательному законодательству отмечается взаимосвязь между ст. 43 Конституции РФ и государственной политикой в сфере финансового обеспечения образования за счет бюджета [1, с. 190]. Бесплатность в данном случае применяется к обучающимся, получившим на конкурсной основе доступ к высшему образованию.
Однако данная бесплатность для обучающихся обеспечивается за счет соответствующих бюджетных ассигнований.
Подпункт 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит организацию предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования, к полномочиям федеральных органов государственной власти. В связи с этим бесплатность высшего образования в России для иностранных граждан обеспечивается в подавляющем большинстве случаев за счет федерального бюджета.
Учитывая изложенное, возможно сделать вывод о том, что ст. 43 Конституции РФ, по сути, устанавливает обязательства федерального бюджета, выраженные в указании на бесплатность соответствующих видов образования, включая высшее образование, которые распространяются в том числе и на иностранных граждан, находящихся на территории России. Кроме того, она регулирует организующую функцию органов государственной власти в части распределения и использования денежных средств и выступает основой для регулирования финансирования образования нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) [2] и других нормативных правовых актов, относящихся к бюджетному законодательству Российской Федерации.
Важно, что ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусматривает норму о приоритете общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации по отношению к законам Российской Федерации.
Вместе с тем необходимо отметить, что международные договоры Российской Федерации не могут противоречить Конституции РФ. Данная позиция поддерживалась многими представителями юридической науки, в частности О. Е. Кутафиным [3, с. 58].
То есть международные договоры Российской Федерации не могут предоставлять иностранным гражданам больший объем прав, нежели тот объем, который предусмотрен Конституцией РФ. Именно Конституция РФ выступает базой, на основе которой должны форми-
роваться нормы международных договоров с участием российской стороны.
Следует отметить, что нормы о примате международных договоров в отношении российского законодательства в настоящее время подвергаются критике в литературе [4, с. 496-502]
Более того, в публицистических выступлениях можно увидеть предложения об исключении из Конституции принципа «приоритета международного права» (напр.: [5]).
Учитывая направленность на обеспечение доступности образования, сохраняющееся в новых условиях влияние вышеуказанных международных правовых актов на российскую правовую систему в части регулирования образования следует признать положительным явлением.
Также следует отметить то, что приоритет международных договоров над внутренними законами характерен для ряда европейских стран, законодательство которых относится к романо-германской правовой семье [6, с. 80].
Нормы о приоритете международных договоров также отражены в БК РФ. В развитие ст. 15 Конституции БК РФ устанавливает приоритет норм международных договоров по отношению к российскому бюджетному законодательству. Так, согласно ст. 4 БК РФ, международные договоры применяются к бюджетным правоотношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.
Вышеуказанное свидетельствует об особой роли ст. 15 Конституции РФ в регулировании финансирования получения иностранными гражданами высшего образования на территории России. Данную норму возможно охарактеризовать как легализующую возможность применения международно-правовых договоров, направленных на регулирование вопросов бюджетного финансирования российского образования в целом. Благодаря ей становится возможным применение международных договоров Российской Федерации для регулирования обучения иностранных граждан за счет бюджетных средств на территории России.
2. Значение международных договоров Российской Федерации в финансовом обеспечении получения иностранными гражданами высшего образования на территории России
Согласно ч. 1 ст. 78 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании в РФ) [7, ст. 4135], иностранные граждане имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также указанным Федеральным законом.
Таким образом, именно международные договоры выступают важнейшим механизмом регулирования обучения иностранных граждан на территории России по программам высшего образования.
В теории права международный договор рассматривается как явно выраженное соглашение между различными субъектами международного права, и в первую очередь между государствами, призванное регулировать возникшие между ними отношения путем установления, прекращения или изменения их взаимных прав и обязанностей [4, ст. 532].
В науке международного права принято разделять международные нормы на универсальные (распространяют свое действие на всех или большинство субъектов международного права), региональные (действуют в пределах одного региона) и локальные (регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права) [8, с. 53]. На основе данного подхода в науке международного финансового права принято выделять многосторонние и двусторонние международные договоры между различными государствами [9, с. 62-64].
Другая классификация международных договоров содержится в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее - Закон о международных договорах) [10, ст. 2757].
Согласно ч. 2 ст. 1 названного закона, международные договоры могут иметь вид как собственно договора, так и соглашения, конвенции, протокола, обмена письмами или нотами. Также возможны иные виды и наименования международных договоров.
Международные договоры возможно дифференцировать в зависимости от того, кто принимает решение о проведении переговоров и их подписании (ст. 11 и ст. 13 Закона о международных договорах).
Первая группа международных договоров
- договоры, которые заключаются от имени Российской Федерации. Относительно их заключения решение принимается Президентом РФ, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства РФ, -Правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются Министерством иностранных дел РФ от имени Президента РФ либо от имени Правительства РФ.
Вторая группа международных договоров
- договоры, которые заключаются от имени Правительства Российской Федерации - Правительством Российской Федерации. Полномочия на ведение переговоров и подписание указанных договоров также оформляются Министерством иностранных дел Российской Федерации от имени Правительства РФ.
Закон о международных договорах предусматривает еще и договоры межведомственного характера: «Правительством Российской Федерации принимаются решения о проведении переговоров о заключении международных договоров Российской Федерации межведомственного характера.
Решения о подписании международных договоров межведомственного характера принимаются федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые такими договорами, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации» (ч. 3 ст. 11).
В литературе международные договоры также относят к источникам финансового права, в том числе в части его бюджетной составляющей. Так, Г. В. Петрова указывает, что правовое регулирование международной финансовой деятельности осуществляется международными договорами, актами внутреннего (национального) законодательства, обычаями (обыкновениями) делового финансового обо-
рота, судебной арбитражной практикой и доктриной [11, с. 21].
В связи с этим среди международных договоров важно отметить Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах» [12]. В ч. 2 ст. 13 данного документа предусматривается, что высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер, и в частности постепенного введения бесплатного образования.
Как указывают Р. А. Каламкарян и Ю. И. Ми-гачев, фактическая реализация норм международного права на территории государств осуществляется путем их трансформации в нормы внутригосударственного права, определяется как имплементация международного права. С целью приведения национальных нормативных актов в соответствие с нормами международного права государства принимают национальные законодательные акты в форме законов (законы, акты о ратификации международных договоров), воспроизводящие нормы международного права или провозглашающие их действие на территории государства [8, с. 48].
В связи с этим международно-правовые нормы, предусматривающие бесплатность того или иного образования для всех категорий населения, в том числе и для иностранных граждан, находящихся на территории той или иной страны, трансформируются в национальное законодательство. В свою очередь национальное законодательство, содержащее имплантированные из международного законодательства нормы, устанавливает соответствующие расходные обязательства бюджетов различных уровней.
При этом следует согласиться с тем, что Конституция РФ по своему правовому статусу в сфере правового регулирования финансирования образования имеет приоритет перед международными договорами. Данный тезис возможно обосновать исходя из ч. 1 ст. 15 Основного закона: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федера-
ции, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Международный договор в данном случае можно отнести к «иным правовым актам» [8, с. 48]. Позиция о том, что международный договор не может действовать в противоречии с Конституцией РФ, также поддерживалась О. Е. Кутафиным [3, с. 58].
Таким образом, международные договоры, регламентирующие право на образование, являются частью системы правовых актов, регламентирующих финансирование российского образования. Роль данных актов сводится к тому, что они устанавливают гарантии прав на образование, предполагающие их имплемента-цию в российское законодательство.
Регулирование вопросов финансирования обучения иностранных граждан осуществляется всеми видами международных договоров, дифференцированных в зависимости от уровня принятия решения. В целом международные договоры, наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права, выступают в качестве одного из источников правового регулирования финансирования образования.
3. Международные договоры, содержащие
обязательства по бесплатному обучению иностранных граждан на территории России по программам высшего образования
В литературе международные договоры в области бюджетных отношений зачастую сводятся к кредитным договорам, заключенным от имени Российской Федерации, договорам о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, договорам о реструктуризации и списании долга иностранного государства и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией [13, с. 15-16].
В то же время такого рода подход неоправданно игнорирует значительный массив международных договоров, напрямую влияющих на бюджетные обязательства Российской Федерации в области образования.
Среди международных договоров Российской Федерации, заключенных от имени Правительства РФ, содержащих обязательства России по финансированию обучения иностран-
ных граждан в РФ по программам высшего образования, следует отметить Соглашение между Правительством РФ и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о стратегическом партнерстве в области образования, науки и технологий, заключенное в г. Сочи 25 ноября 2014 г. [14]. В нем предусматривается, что российская сторона в духе сотрудничества поэтапно к 2020 г. увеличит до одной тысячи человек количество вьетнамских граждан, ежегодно принимаемых на обучение в российские образовательные организации высшего образования в рамках квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства, устанавливаемой Правительством РФ (ст. 4).
Другое соглашение подобного рода - Соглашение о сотрудничестве между Правительством РФ и Правительством Республики Ангола в области высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, заключенное в г. Луанде 14 февраля 2012 г. [15, ст. 6363] предусматривает, что уполномоченные органы сторон информируют друг друга о количестве предоставляемых за счет средств государственного бюджета принимающего государства стипендий, требованиях к кандидатам на обучение по программам высшего и послевузовского образования в высших учебных заведениях государств сторон и их документам, сроках предоставления этих документов (ст. 7).
Согласно ст. 8 данного соглашения в рамках реализации его ст. 7 Российская сторона гарантирует:
• выплату стипендий в размере, установленном для российских студентов и аспирантов, обучающихся за счет средств федерального бюджета Российской Федерации;
• обеспечение местами в общежитии на условиях, установленных для студентов Российской Федерации;
• содействие в оформлении полисов медицинского страхования ангольским гражданам, обучающимся за счет средств федерального бюджета Российской Федерации;
• предоставление Ангольской стороне текстов нормативных правовых актов, регулирующих условия обучения иностранных граждан в Российской Федерации;
• содействие в процессе обучения ангольским гражданам.
В свою очередь, Ангольская сторона гарантирует:
• отбор своих кандидатов на получение стипендий, предоставляемых Российской Стороной;
• передачу Российской Стороне списка своих кандидатов на обучение не позднее установленных Российской Стороной сроков;
• оплату проезда ангольских граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, до места их учебы и при их возвращении на родину после окончания обучения;
• оплату полиса медицинского страхования каждого ангольского гражданина, обучающегося за счет средств федерального бюджета Российской Федерации;
• ежемесячную доплату к стипендии каждому ангольскому гражданину, обучающемуся за счет средств федерального бюджета Российской Федерации;
• ежемесячную оплату проживания ангольских граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, в общежитиях российских образовательных учреждений;
• организацию и прием на себя расходов по отправке на родину ангольских граждан, обучавшихся за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, в случае их отчисления из образовательного учреждения или в случае летального исхода.
В качестве примера межведомственных договоров приведем Соглашение между Министерством образования и науки РФ и Министерством социальных ресурсов Венгрии о сотрудничестве в области высшего образования, заключенное в г. Будапеште 17 февраля 2015 г. [16]. В ст. 3 данного документа установлено, что Российская Сторона ежегодно принимает до 200 граждан Венгрии на обучение в федеральных государственных образовательных организациях по образовательным программам высшего образования и/или дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Квота, направления подготовки, по которым осуществляется прием на обучение венгерских граждан в российские образовательные организации высшего образования и организации
дополнительного профессионального образования, а также финансовые условия приема на обучение указанных граждан согласовываются в рамках ежегодных приемных кампаний по дипломатическим каналам.
Обучение венгерских граждан по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах предоставляемой квоты осуществляется с выплатой указанным гражданам государственных академических стипендий (в течение всего периода прохождения обучения вне зависимости от успехов в учебе) и предоставлением им жилых помещений в общежитиях на условиях, установленных для граждан Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Вышесказанное свидетельствует о значительном потенциале международных договоров в части, касающейся продвижения российского высшего образования за рубежом. Заключение такого рода международных договоров выступает отдельным направлением и создает основу для продвижения российского высшего образования.
4. Обязательства по бесплатному обучению иностранных граждан, установленные Законом об образовании в РФ и иными нормативными правовыми актами
Часть 3 ст. 78 Закона об образовании также предусматривает право иностранных граждан на получение высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с установленной Правительством РФ квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации (далее - квота).
В связи с этим в настоящее время количественные объемы бюджетных мест для иностранных граждан и лиц без гражданства, предусмотренные и обусловленные международными договорами, регулируются постановлением Правительства РФ от 8 октября 2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [17, ст. 5204] (далее -Постановление об установлении квоты).
Ежегодная квота на образование в Российской Федерации иностранных граждан и лиц
без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, получаемое в образовательных организациях по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, не превышает 15 тысяч человек (п. 1 Постановления об установлении квоты).
Фактически именно Постановление об установлении квоты выступает в роли основного нормативного правового акта, устанавливающего расходные обязательства Российской Федерации по поводу обучения иностранных граждан в России по программам высшего образования.
В связи с этим к сегодняшнему дню по факту сформировалась конструкция, при которой обязательства Российской Федерации в области безвозмездного обучения иностранных граждан в российских образовательных организациях высшего образования, предусмотренные международными договорами, включаются в количественные показатели указанной квоты.
Такая ситуация не соответствует ч. 3 ст. 78 Закона об образовании в РФ, из которой следует, что международные договоры и установленная Правительством РФ квота на образование иностранных граждан в Российской Федерации являются отдельными друг от друга самостоятельными основаниями для финансирования обучения иностранных граждан в Российской Федерации. Количественные показатели бесплатного обучения иностранных граждан по программам высшего образования в России, предусмотренные международными договорами, направлены на решение задач, связанных с формированием взаимных обязательств России с соответствующей страной, и не могут, на наш взгляд, включаться в количественные показатели квоты, установленные Правительством РФ.
Обязательства Российской Федерации по обучению иностранных граждан по программам высшего образования должны учитываться отдельно от обязательств, количественное выражение которых закреплено в Постановлении об установлении квоты. Данное Постановление, по сути, представляет собой доброволь-
ное волеизъявление Российской Федерации на предоставление иностранным гражданам возможности для бесплатного получения высшего образования в России, которое само по себе не предполагает встречного обязательства страны, в которой проживает соответствующий иностранный гражданин.
Более того, смысл бесплатного обучения иностранных граждан в рамках квоты заключается в распространении российского влияния за рубежом, продвижении российского образования. Данное продвижение российского образования наиболее актуально для стран Азии, Африки, Латинской Америки и СНГ, в которых российское высшее образование успешно может конкурировать с аналогичными предложениями со стороны образовательных организаций США, ЕЭС, Китая, которые также не предполагают каких-либо встречных предоставлений со стороны указанных стран.
В связи с этим крайне важно увеличить количественные показатели квоты на получение высшего образования иностранными гражданами в России, предусмотренные Постановлением Правительства РФ. Иностранный гражданин, получивший высшее образование в России и работающий в своей стране по профилю полученного образования, сам по себе представляет собой мощнейший ресурс для распространения российского гуманитарного и экономического влияния.
Отдельной проблемой является учет интересов соотечественников при формировании квоты на обучение иностранных граждан. Согласно ч. 4 ст. 78 Закона об образовании в РФ иностранные граждане, являющиеся соотечественниками, проживающими за рубежом, имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии соблюдения ими требований, предусмотренных ст. 17 Федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» [18, ст. 2670].
Часть 6.1 ст. 17 названного Закона предусматривает, что в случае установления квоты на прием иностранных граждан на обучение по
основным профессиональным образовательным программам или дополнительным профессиональным программам за счет средств федерального бюджета в обязательном порядке учитываются интересы соотечественников независимо от их гражданства.
В то же время ст. 78 Закона об образовании в РФ предусматривает обязательства по безвозмездному получению образования исключительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Таким образом, в категорию претендентов на обучение в рамках квоты не попадает многочисленная категория соотечественников, обладающих статусом российских граждан, но постоянно проживающих за рубежом.
Такие граждане могут поступать в образовательные организации высшего образования на места, финансируемые за счет федерального бюджета, на общих основаниях. Тем не менее очевидна необходимость создания механизма, обеспечивающего какой-либо учет интересов данных граждан с точки зрения возможности приема их в российские образовательные организации именно в рамках установленной Правительством РФ квоты. Такого рода механизм может способствовать более эффективной работе с соотечественниками -российскими гражданами, постоянно проживающими за рубежом, и более эффективно использовать потенциал данных граждан для увеличения степени влияния России.
Следует иметь в виду, что ч. 11 ст. 36 Закона об образовании в РФ предусматривает возможность выплат государственных академических стипендий студентам, государственных стипендий аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам - иностранным гражданам и лицам без гражданства, если они обучаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в том числе в пределах квоты, установленной Правительством РФ, или это предусмотрено международными договорами Российской Федерации, в соответствии с которыми такие лица приняты на обучение.
Ключевой проблемой, связанной с использованием квоты на прием иностранных граждан на обучение по программам высшего образования за счет средств федерального бюдже-
та, выступает наличие самого механизма отбора указанных граждан.
Законом об образовании в РФ введено понятие «отбор иностранных граждан на обучение в пределах квоты» (ч. 6 ст. 78). Порядок такого рода отбора, а также предъявляемые к иностранным гражданам требования установлены приказом Минобрнауки России 28 июля 2014 г. № 844 «Об утверждении Порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [19].
Данный Порядок отбора не содержит каких-либо норм, устанавливающих конкурсную процедуру, обеспечивающую прием иностранных граждан в российские образовательные организации высшего образования в рамках квоты. В п. 5 указанного приказа предусмотрено, что в отношении кандидатов проводятся отборочные мероприятия, по итогам которых определяется список кандидатов, сформированный уполномоченным в установленном порядке органом или организацией зарубежной страны. Список кандидатов ранжируется по убыванию значений результатов отборочных мероприятий кандидатов. На каждого кандидата формируется лист с результатами отборочных испытаний.
Исходя из этого, можно говорить о том, что в настоящее время отбор иностранных граждан производится в рамках довольно непрозрачной процедуры, которая к тому же не содержит ясных и понятных критериев отбора иностранных граждан. Такого рода ситуация не способствует повышению эффективности процесса отбора иностранных граждан для обучения на бесплатной основе.
Введение реальной конкурсной основы для бесплатного обучения иностранных граждан будет в большей степени соответствовать ч. 3 ст. 43 Конституции РФ, устанавливающей конкурсную основу для бесплатного получения высшего образования в России.
В связи с этим важным является дальнейшее совершенствование процедуры отбора иностранных граждан и лиц без гражданства для их обучения за счет федерального бюджета в России по программам высшего образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артемьева, И. В. Лекции по образовательному праву [Текст]: учеб. пособие / И. В. Артемьева, Т. Н. Трошкина. - М.: ФЦОЗ, 2012. -224 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ: принят Гос. Думой 17 июля 1998 г.: по состоянию на 1 янв. 2016 г. // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
3. Кутафин, О. Е. Избранные труды [Текст]: в 7 т. / О. Е. Кутафин. - М.: Проспект, 2011. -Т. 2. - 352 с.
4. Марченко, М. Н. Теория государства и права [Текст]: учебник / М. Н. Марченко. - М.: Проспект, 2014. - 640 с.
5. Глава СК предложил исключить из Конституции принцип приоритета международного права: [интервью с руководителем Следственного комитета (СК) России Александром Бастрыкиным от 26 февраля 2015 г.)] [Электронный ресурс] // Деловая газета «Взгляд». - Режим доступа: http://www.vz.ru/ news/2015/2/26/731628.html (дата обращения: 28.02.2015).
6. Давид, Р. Основные правовые системы современности [Текст] / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози; пер. с фр. В. А. Туманова. - М.: Международные отношения, 1997. - 400 с.
7. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. - 2012. - № 35. - Ст. 4135.
8. Каламкарян, Р. А. Международное право как регулятор современных международно-правовых отношений [Текст] / Р. А. Каламкарян, Ю. И. Мигачев // Государство и право. -2013. - № 11. - С. 46-59.
9. Петрова, Г. В. Международное финансовое право [Текст]: учебник для бакалавриата и магистратуры. - М.: Юрайт, 2015. - 441 с.
10. О международных договорах Российской Федерации: Федер. закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - № 29. - Ст. 2757.
11. Петрова, Г. В. Конституционное право как системная основа формирования норм международного финансового права [Текст] / Г. В. Петрова // Материалы международной научно-практической конференции «Госу-
дарство и право: вызовы XXI века (Кутафин-ские чтения): тез. докл. по каф. финансового права и бухгалтерского учета. - М.: Элит, 2009. - С. 19-23.
12. Об экономических, социальных и культурных правах: Междунар. пакт от 16 декабря 1966 г. // Бюлл. Междунар. договоров. - 2015. - № 3. - С. 73.
13. Еремин, С. Г. Концептуальное осмысление международного договора как источника финансового права [Текст] / С. Г. Еремин // Российская юстиция. - 2011. - № 1. - С. 15-16.
14. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о стратегическом партнерстве в области образования, науки и технологий [Электронный ресурс]: заключено в Сочи 25.11.2014 г. - Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/420237894 (дата обращения: 25.10.2016).
15. Соглашение о сотрудничестве между Правительством РФ и Правительством Республики Ангола в области высшего профессионального и послевузовского профессионального образования [Текст]: заключено в г. Луанде 14.02.2012 // СЗ РФ. - 2012. - № 46. - Ст. 6363.
16. Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством социальных ресурсов Венгрии о сотрудничестве в области высшего образования [Электронный ресурс]: заключено в Будапеште 17.02.2015. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420263553 (дата обращения: 25.10.2016).
17. Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации [Текст]: Постановление Правительства РФ от 8 октября 2013 г. № 891 // СЗ РФ. - 2013. - № 41. - Ст. 5204.
18. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом [Текст]: Федер. закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - № 22. -Ст. 2670.
19. Об утверждении Порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без
гражданства в Российской Федерации [Текст]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 844 // Российская газета. - 2014. - 17 дек.
20. Сивицкий, В. А. Систематизация конституционно-правовых актов в современных условиях [Текст] / В. А. Сивицкий // Систематизация законодательства как способ его развития / отв. ред. В. А. Сивицкий. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2010. - С. 97-117.
REFERENCES
1. Artemyeva I. V., Troshkina T. N. Lektsii po ob-razovatelnomu pravu: ucheb. posobie. Moscow: FTsOZ, 2012. 224 p.
2. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii: Feder. zakon ot 31 Jul 1998 No. 145-FZ: prin-yat Gos. Dumoy 17 iyulya 1998 g.: po sostoya-niyu na 1 Jan 2016. In: Assembly of the Russian Federation legislation. 1998, No. 31, art. 3823.
3. Kutafin O. E. Izbrannye trudy: in 7 vol. Moscow: Prospekt, 2011. Vol. 2. 352 p.
4. Marchenko M. N. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik. Moscow: Prospekt, 2014. 640 p.
5. Glava SK predlozhil isklyuchit iz Konstitutsii printsip prioriteta mezhdunarodnogo prava: (in-tervyu s rukovoditelem Sledstvennogo komiteta (SK) Rossii Aleksandrom Bastrykinym ot 26 fevralya 2015 g.)). Delovaya gazeta "Vzglyad". Available at: http://www.vz.ru/news/2015/2/26 /731628.html (accessed: 28.02.2015).
6. David R., Jauffret-Spinosi C. Osnovnye pra-vovye sistemy sovremennosti. Moscow: Mezh-dunarodnye otnosheniya, 1997. 400 p. (In Russian)
7. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Feder. zakon ot 29 Dec 2012 No. 273-FZ. In: Assembly of the Russian Federation legislation. 2012, No. 35, art. 4135.
8. Kalamkaryan R. A., Migachev Yu. I. Mezhdun-arodnoe pravo kak regulyator sovremennykh mezhdunarodno-pravovykh otnosheniy. Gosu-darstvo i pravo. 2013, No. 11, pp. 46-59.
9. Petrova G. V. Mezhdunarodnoe finansovoe pravo: uchebnik dlya bakalavriata i magistratury. Moscow: Yurayt, 2015. 441 p.
10. O mezhdunarodnykh dogovorakh Rossiyskoy Federatsii: Feder. zakon ot 15 Jul 1995 No. 101-FZ. In: Assembly of the Russian Federation legislation. 1995, No. 29, art. 2757.
11. Petrova G. V. Konstitutsionnoe pravo kak sistemnaya osnova formirovaniya norm mezh-dunarodnogo finansovogo prava. In: Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii "Gosudarstvo i pravo: vyzovy XXI veka (Kutafmskie chteniya)": tez. dokl. po kaf. finansovogo prava i bukhgalterskogo ucheta. Moscow: Elit, 2009, pp. 19-23.
12. Ob ekonomicheskikh, sotsialnykh i kulturnykh pravakh: Mezhdunar. pakt ot 16 Dec 1966. In: Byull. Mezhdunar. dogovorov. 2015, No. 3, pp. 73.
13. Eremin S. G. Kontseptualnoe osmyslenie mezh-dunarodnogo dogovora kak istochnika finansovogo prava. Rossiyskaya yustitsiya. 2011, No. 1, pp. 15-16.
14. Soglashenie mezhdu Pravitelstvom RF i Pravi-telstvom Sotsialisticheskoy Respubliki Vyet-nam o strategicheskom partnerstve v oblasti ob-razovaniya, nauki i tekhnologiy: zaklyucheno v Sochi 25.11.2014. Available at: http://docs. cntd.ru/document/420237894 (accessed: 25.10. 2016).
15. Soglashenie o sotrudnichestve mezhdu Pravitel-stvom RF i Pravitelstvom Respubliki Angola v oblasti vysshego professionalnogo i poslevu-zovskogo professionalnogo obrazovaniya: zak-lyucheno v g. Luande 14.02.2012. In: Assembly of the Russian Federation legislation. 2012, No. 46, art. 6363.
16. Soglashenie mezhdu Ministerstvom obra-zovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii i Ministerstvom sotsialnykh resursov Vengrii o sotrud-nichestve v oblasti vysshego obrazovaniya: za-klyucheno v Budapeshte 17.02.2015. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420263553 (accessed: 25.10.2016).
17. Ob ustanovlenii kvoty na obrazovanie inostran-nykh grazhdan i lits bez grazhdanstva v Rossiys-koy Federatsii: Postanovlenie Pravitelstva RF ot 8 Oct 2013 No. 891. In: Assembly of the Russian Federation legislation. 2013, No. 41, art. 5204.
18. O gosudarstvennoy politike Rossiyskoy Feder-atsii v otnoshenii sootechestvennikov za ru-bezhom: Feder. zakon ot 24 May 1999 No. 99-FZ. In: Assembly of the Russian Federation legislation. 1999, No. 22, art. 2670.
19. Ob utverzhdenii Poryadka otbora inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva na obuchenie v predelakh ustanovlennoy Pravitelstvom Rossi-yskoy Federatsii kvoty na obrazovanie inostran-nykh grazhdan i lits bez grazhdanstva v Rossi-yskoy Federatsii: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 28 Jul 2014 No. 844. Rossiyskaya gazeta. 2014, 17 Dec.
20. Sivitskiy V. A. Sistematizatsiya konstitutsionno-pravovykh aktov v sovremennykh usloviyakh. In: Sistematizatsiya zakonodatelstva kak sposob ego razvitiya. Moscow: ID GU VShE, 2010. Pp. 97-117.
Чеха Вадим Витальевич, кандидат юридических наук, начальник управления сотрудничества в сфере образования и науки Россотрудничества, профессор кафедры управления образовательными системами Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Chekha Vadim V., PhD in Jurisprudence, Head, Department of cooperation in education and science, Rossotrud-nichestvo, Professor, Educational systems management Department, Institute of Social Studies and Humanities, Moscow State University of Education e-mail: [email protected]