Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НЕМЕДИЦИНСКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НЕМЕДИЦИНСКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / КОГНИТИВНЫЕ МЕТАСТИЛИ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ИНТЕГРАЛЬНОСТЬ / СТИЛИ КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ / СЛОВЕСНО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ / ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тихомирова Г.И., Лукин А.Ю.

В статье представлены результаты эксперимента, направленного на обучение здоровых лиц из числа несовершеннолетних и из группы риска путем дифференцированного подхода к профилактике потребления психоактивных веществ с учетом когнитивных метастилей и стиля кодирования информации подростков. Основная цель воспитания детей подросткового возраста состоит в том, чтобы привить мотивацию к сохранению здорового образа жизни как основного смысла жизни. Обучающие занятия, проводимые подготовленными педагогами, медицинскими психологами, врачами-психотерапевтами, наркологами и специально обученными медицинскими сестрами, дали положительные результаты в повышении гигиенической грамотности и медицинской активности, оценке мотивации к сохранению здоровья подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тихомирова Г.И., Лукин А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN IMPROVING THE PRIMARY PREVENTION OF NON-MEDICAL CONSUMPTION OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES BY MINORS

The article presents the results of an experiment conducted in teaching teenagers from among healthy individuals and at-risk groups to prevent the use of psychoactive and other non-drug drugs using a differentiated approach taking into account their metacognitive styles and information coding styles. The main goal of teaching teenagers children was to instill motivation for health-saving behavior as the main meaning of life. After the classes conducted by specially trained personnel from among teachers, narcologists, medical psychologists, nurses with specialized teenagers, positive results were noted in increasing the assessments of hygienic competence of teenagers, their medical activity and motivation to preserve.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НЕМЕДИЦИНСКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2023-7-49-57 УДК: 37:613.96-039.71:616.89:615.214

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НЕМЕДИЦИНСКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Г.И. ТихомировааА.Ю. Лукин ь

а ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Ижевск, Россия;

ь БУЗ УР «Республиканский наркологический диспансер МЗ УР», г. Ижевск, Россия. а https:// orcid.org/0000-0001-6386-8876

И Автор для корреспонденции: Тихомирова Г.И.

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты эксперимента, направленного на обучение здоровых лиц из числа несовершеннолетних и из группы риска путем дифференцированного подхода к профилактике потребления психоактивных веществ с учетом когнитивных метастилей и стиля кодирования информации подростков. Основная цель воспитания детей подросткового возраста состоит в том, чтобы привить мотивацию к сохранению здорового образа жизни как основного смысла жизни. Обучающие занятия, проводимые подготовленными педагогами, медицинскими психологами, врачами-психотерапевтами, наркологами и специально обученными медицинскими сестрами, дали положительные результаты в повышении гигиенической грамотности и медицинской активности, оценке мотивации к сохранению здоровья подростков.

Ключевые слова: подростки, когнитивные метастили, дифференциация, интегральность, стили кодирования информации, словесно-символический, предметно-практический, здравоохранение.

Для цитирования: Тихомирова Г.И., Лукин А.Ю. Организация обучающего процесса в совершенствовании первичной профилактики немедицинского потребления психоактивных веществ несовершеннолетними. Менеджер здравоохранения. 2023; 7:49-57. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-7-49-57

Введение

основу профилактической помощи подросткам должны лечь разные её уровни, которые позволили бы контролировать состояние здоровья и учитывать факторы, влияющие на него, определяющие раннюю коррекцию нарушений здоровья и его развития, снижение влияния управляемых неблагоприятных факторов. Поэтому научное обоснование и широкое внедрение организационных моделей, технологий обучения согласно когнитивного метастиля и стиля кодирования информации среди подростков, привлечения к совместной деятельности их родителей или законных представителей, обеспечивающих эффективную реализацию профилактических программ, является результатом снижения заболеваемости, инвалидности, а также смертности при оказании медицинской помощи на всех уровнях. Первый уровень обеспечивается детскими поликлиниками при профилактических осмотрах при тесном взаимодействии с образовательными учреждениями.

© Тихомирова Г.И, Лукин А.Ю, 2023 г.

«КС

В их задачи входит: проведение профилактических медицинских осмотров, выявление факторов риска (ФР) нарушений здоровья; медико-социальный патронаж семьи; профилактическое наблюдение за подростками из группы высокого биологического и медико-социального риска; диспансерное наблюдение, оздоровление детей с функциональными нарушениями, хроническими заболеваниями; организация и проведение контроля за эффективностью проведённой профилактической работы по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ); передача сведений о семьях, где проживает ребёнок, нуждающийся в углублённом обследовании и консультациях узких специалистов.

Второй уровень обеспечивается врачами специалистами диагностических служб, специализированных диспансеров, задачами которых является оказание помощи по углублённому изучению личности подростка (лабораторное и инструментальное обследование), участие в диспансерном наблюдении, оказание консультативной помощи, разработка

№7 Мападег

2023 2с1гв\/оосЬгвпвп1в ,

'Менеджер

здравоохранения

и реализация программ профилактики, контроль за их эффективностью, оздоровление и наблюдение за подростками с нарушением здоровья и развития, реализация программ формирования ЗОЖ, организационно-методическое обеспечение и руководство профилактикой на I уровне, передача сведений о подростках, нуждающихся в наблюдении и лечении в специализированных учреждениях здравоохранения. Третий уровень обеспечивается главными детскими специалистами региона. Их задачи: комплексное диагностическое обследование, лечение с использованием современных методов (телемедицина), организационно-методическое руководство профилактикой на I и II уровнях, анализ эффективности профилактической работы на всех уровнях оказания медицинской помощи, повышение квалификации медицинских и немедицинских работников с целью дифференцированного подхода к профилактике заболеваний.

Цель исследования:

совершенствование комплексной профилактики хронических неинфекционных и обусловленных стрессом заболеваний у детей и подростков, в том числе ведущих поведенческих факторов риска путем формирования навыков здоровьесберегающе-го поведения.

После формулирования цели и задач в совершенствовании системы оказания профилактической помощи, обеспечивающей снижение заболеваемости среди подростков, в том числе с немедикаментозным употреблением психоактивных веществ (ПАВ), повышение уровня их социальной адаптации в современных условиях, разработаны принципы её осуществления. Для успешного внедрения в практику учитывались следующие принципы: оказание комплексной профилактической помощи по месту медицинского обслуживания, в образовательных учреждениях, межведомственное взаимодействие, обеспечение непрерывности, преемственности и этапности, учёт региональных особенностей, структуры заболеваемости, физического развития, распространённости медико-социальных факторов.

Методика исследования

До начала проведения профилактического обучения в группах необходимо было изучить степень информированности пациентов о возможных последствиях приобщения к ПАВ. В ходе исследования установлено, что основным источником информации о психоактивных веществах для 64,7±2,4 из 100

опрошенных детей являлись средства массовой информации, для 29,1±2,3 - друзья из ближнего окружения и только 6,1±0,1 подростка получали информацию от родителей, а 11,7±1,2 - от медицинских работников. При опросе родителей подростков или официальных представителей выявлена соответствующая картина: 34,4±1,7; 14,5±0,7; 52,2±3,4. Как выяснилось, желание обучаться в «Организационно-методическом центре» до начала занятий было присуще только 22,6±2,4 подросткам и 36,4±2,8 взрослым, 56,8±2,3 из 100 опрошенных подростков и 78,2±6,1 из числа взрослых предпочитали личные беседы с врачом, психологом, психотерапевтом или специально обученной медицинской сестрой. Обучение подростков основной группы, куда вошли «здоровые» дети подросткового возраста и контрольной группы с детьми, имеющими опыт первой пробы или не исключающие ее, проводилось с использованием предложенной управленческой модели с применением методик психокоррекции, построенной по принципу технологии, в том числе «сестринский процесс» с основными его этапами. Организатором и основным его исполнителем явился менеджер сестринского дела - медсестра с высшим медицинским образованием, владеющая знаниями педагогики и психологии. Ею разработана сестринская документация, алгоритм сестринского обучения подростков, стандарты по обучению, осуществлен контроль за качеством проведенного обучения. Врачи при данном подходе деятельности выполняли роль консультантов, в случае необходимости и обучали по программам занятий как индивидуально самих детей подросткового возраста, так и членов их семей.

Перед медицинской сестрой-педагогом ставили цели обучения: знание конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев. В ее понимании учитывали умение объяснить, интерпретировать. Умение применять анализ и синтез оценивался разработкой плана действий, а оценка проведенных мероприятий осуществлялась на основе обсуждения полученных данных. В обучающих технологиях медсестра-педагог использовала следующие виды учебной деятельности: специальные (предметные) при изучении конкретного материала, например, влияние стресса на развитие психосоматических расстройств; развитие навыков рациональной учебной деятельности (планирование учебной работы, рациональная ее организация и контроль за выполнением), например, объяснить необходимость ежедневных физических упражнений

Менеджер / Мападег № 7

здравоохранения / 2с1гт\/оосЬгвпвп'1в 2023

с целью их эффективного воздействия не только на работу мышечной системы, внутренних органов, но и для развития позитивного психо-эмоциональ-ного состояния; интеллектуальные умения (анализ и синтез, обобщение и дифференциация, абстрагирование и конкретизация, сравнение и аналогия, установление причинно-следственных связей), например, в стрессовой ситуации при конфликте происходит выброс гормона адреналина надпочечниками, который в свою очередь приводит к спазму артериол, в результате чего повышается АД, впоследствии сказывающееся на расстройстве кровоснабжения тканей и задержке развития. Симптоматическая терапия, например, при головных болях или болях в животе, у девочек во время менструаций, зачастую использующаяся самостоятельно (но-шпа, папаверин, анальгетики) без назначения врача ведет порой к привыканию к препарату, его неэффективному воздействию или, что опасно для детей, к отравлению организма. Было, например, установлено, что в отдельных случаях для снятия нервного напряжения родители самостоятельно использовали для подростков капли «Корвалол», которые, как известно, в своем составе содержат барбитураты. Со временем эффективность препарата снижается, и резервные силы организма истончаются. Поэтому эффективным способом лечения в некоторых ситуациях является психокоррекция при участии подготовленного специалиста. Программа профилактического обучения включала в себя разделы анатомии, физиологии разных систем организма; понятие об алкогольной зависимости, наркотической, токсической, табакокурении, вдыхании паров токсичных веществ; гепатитах В и С, ВИЧ-инфекции, инфекциях, передаваемых половым путем; факторах риска, ведущих к осложнениям и даже смертельным исходам; социальному неблагополучию; пребыванию в местах лишения свободы; заболеванию туберкулезом и другими социальными болезнями; роль питания, активного образа жизни; понятия стрессоустойчивого состояния; влияния вредных гигиенических привычек на физические и психические заболевания; медикаментозные и немедикаментозные виды лечения: пути повышения приверженности к лечению и профилактике путем самооценки своего состояния и самоконтроля. Занятия в «Центре» осуществлялись методом активного обучения и в основной и контрольной группах имели структуру согласно психотипу подростка, его метакогнитивному стилю и стилю кодирования информации (СКИ) и формировались в связи со

схожестью характеров. На всех занятиях учитыва лись приоритетные проблемы подростков согласно технологии «Привитие и сохранение навыков ЗОЖ». По своему содержанию занятия состояли из вводной части, которая предусматривала знакомство с подростками, с темой и целью. В основной части осуществлялось собственно изложение материала, контроль за его усвоением и закрепление практических навыков. При подведении итогов в заключительной части обучающий (врач, медицинская сестра, психолог) подчеркивал значимые моменты занятия, отмечали обязательные успехи каждого из подростков. Занятия проводились в течение 60 минут, при обучении применяли групповой по 6-8 подростков и индивидуальный методы. Обучаясь в группе, дети подросткового возраста имели возможность обменяться опытом, получить поддержку не только со стороны медработника, но и друг от друга, наблюдать положительную динами ку в процессе обучения или профилактики.

Материал и его обсуждение

Подростки основной и контрольной группы были распределены на две подгруппы, в первую вошли 75 (46,1%) обучаемых, из них юношей было 70,4%, девушек - 29,6%, и учет психотипа в ней не определялся. Вторую подгруппу составили 88 (53,9%) подростков, из них юношей - 63,5%, девушек -36,5%. В ней был установлен психотип личности для дальнейшего использования индивидуальных подходов к обучению. В зависимости от структуры психотипа подростки этой подгруппы разделились следующим образом: 26 (29,9%) - с циклоидной структурой психотипа, 29 (32,6%) - с истероид-ной, 21 (24,2%) - с эпилептоидной и 12 (13,3%) -с шизоидной структурой. Для психологической дифференциации обучаемых подростков по психотипологической структуре был использован па-тохарактерологический диагностический опросник (ПДО) в редакции А.Е. Личко. Учет индивидуальных и типологических характеристик обучаемых необходим для того, чтобы грамотно осуществлять педагогический процесс. Преподаватель должен адекватно соотносить особенности своих требований со спецификой личности того или иного подростка, особенностями характера его родственников.

Результаты

Знания общей типологии качеств личности оказывало неоценимую поддержку при организации эффективного обучающего процесса,

с

«КС

№7 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

а использование возможностей современных технологий позволило сделать процесс усвоения любого материала легким, в том числе по приобретению навыков ЗОЖ и их сохранению, интересным и увлекательным. Примененные согласно психотипу врачебные и сестринские педагогические обучающие технологии позволяли определить степень стабильности или нестабильности индивидуального усвоения полученных на занятиях знаний с отличной, хорошей или удовлетворительной успеваемостью в обучении детей подросткового возраста, а также выделить приоритетные методы усвоения информации (вербальные и невербальные), стили воспроизведения (коммуникативный и некоммуникативный) полученной информации. Процесс обучения в данной подгруппе отличался от первой тем, что большее значение уделялось второму этапу, позволяющему сделать заключение по проблемам как самого подростка, так и его семьи в зависимости от его характера и отношения к своему здоровью, поведению, реакции на обстоятельства и самому обучению жить с приобретенными знаниями и навыками, а также, обращая внимание на физиологические, психологические и социальные проблемы, приближая, тем самым, процесс обучения к биопсихосоциальной модели медицины. Нами были выделены рациональные и иррациональные типы познания и восприятия полученной в ходе обучения информации. При этом установлено, что среди циклоидов второй подгруппы у 69,9% преобладало рациональное познание, у 30,1% - иррациональное. Среди истероидов соответственно у 28,4% и 71,6%; среди эпилептоидов - у 78,2% и 21,8%; среди шизоидов - у 58,6% и 41,4% соответственно. Для рационального или вербального логического познания и восприятия характерно осознанное по целям, условиям, результатам изучение материала. Для иррационального или чувственного - интуитивный, сознательно малоконтролируемый подход. Рациональные типы оценивались нами следующими характеристиками: систематичностью, плановостью, упорядоченностью, последовательностью, предсказуемостью, определенностью, контролируемостью познания и деятельности, преобладанием вербального опосредования над чувственными образами. Иррациональные типы, наоборот, имели импульсивное, несистематическое познание, со стремлением к пробам и ошибкам, на основе догадок, интуитивных невербализованных гипотез при активном использовании вероятностных оценок и предсказаний с использованием чувственных

образов. При изучении уровней усвоения материалов обучающих занятий пользовались пятиступенчатой шкалой в десятибалльной системе. Первый уровень предусматривал действия обучающихся на узнавание, распознавание понятий и оценивался в 1-2 балла. Второй - действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти - в 3-4 балла. Третий - действие по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания или осознанное воспроизведение - в 5-6 баллов. Четвертый -действие по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами - в 7-8 баллов. Пятый - применение знаний (умений) в незнакомой ситуации для решения нового круга задач, самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации - в 9-10 баллов. Этапы усвоения знаний делили на: информационный (узнавание известной информации); репродуктивный (воспроизведение информации и преобразование алгоритмического характера); базовый (требует от обучаемого понимания существенных сторон учебной информации); повышенный уровень (требует от обучаемого преобразовывать алгоритмы к условиям, отличающимся от стандартных); творческий (предполагает наличие самостоятельного критического оценивания полученной информации, умение решать нестандартные задания, владение элементами исследовательской деятельности). Заключительное распределение обучающихся в основной и контрольной группах по уровню усвоения обучающего материала показало, что количество лиц, получивших высокие баллы оказалось больше в подгруппе с учетом психотипа личности.

Кроме того, что являлось не менее важным, педагогическое обучение подкреплялось сеансами психотерапии при совместном участии врача-психотерапевта. В ходе эксперимента было установлено, что наиболее эффективными методиками для нормализации психического равновесия у 86,7±1,4 из 100 обследованных данной подгруппы детей независимо от психотипа оказались рациональные психотерапевтические приемы или методы убеждения. Примененный телесно-ориентированный метод психотерапии в обучении оказался эффективным среди детей с разным психотипом. Улучшение общего самочувствия, повышение активности, настроения после проведенных трех сеансов отметили 62,1±2,3 из 100 опрошенных подростков. Суггестивные методы психотерапии в комплексе

Менеджер / Мападег № 7

здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

с обучением использовались преимущественно у детей с циклоидным и истероидным психотипом. Здесь ведущим механизмом являлось внушение с элементами гипноза. Клинические проявления беспокойного поведения купировались после третьего сеанса примененной терапии у 60,4±4,6 из 100 респондентов с данным психотипом соответственно. Аналитический метод психотерапии использовали у подростков с шизоидным психотипом, применяли техники свободного ассоциирования и ассоциативного эксперимента. Улучшение показателей было отмечено у 59,9±2,6 из 100 детей с шизоидным психотипом после проведенных трех занятий соответственно. Таким образом, было установлено, что наиболее выгодным методом являлся рациональный метод или метод убеждения, который можно использовать для подростков независимо от психотипа и, кроме того, данным методом владеет компетентный специалист сестринского дела. В первой подгруппе при проведении занятий использовалась традиционная форма обучения, при которой психотипы обучающихся не учитывались. На лекции уделялось внимание важным вопросам ЗОЖ, проявлениям часто встречающихся заболеваний, особенно при травмах головы, психическим и поведенческим расстройствам, их причинам, возможным осложнениям, принципам самоконтроля и эффективности профилактических мероприятий, диете, правильному режиму дня, спортивным занятиям. При анализе результатов применения, в том числе сестринских обучающих технологий в виде выполнения заданий в тестовой форме, среди подростков первой подгруппы установлено, что более половины исследуемых (59,7%) на контрольные вопросы после полученной информации в конце занятий ответили успешно, тогда как во второй подгруппе успешно выполнивших контрольные задания оказалось больше, составив 87,5%. Менее успешно во всех без исключения группах обследуемых детей подросткового возраста усвоены материалы о факторах, способствующих развитию зависимости от наркотических веществ и ПАВ, осложнений при их употреблении, способах избегания конфликтных ситуаций. Девушки, в отличие от юношей, отмечались лучшим усвоением и выполнением заданий. Кроме того, во второй подгруппе по степени стабильности-нестабильности индивидуальной успеваемости было выделено 3 группы исследуемых согласно шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» с выделением приоритетных методов усваивания информации (вербальный, невербальный)

и стилей воспроизведения (коммуникативный и некоммуникативный). Установлено, что по вектору успеваемости среди подростков - отличников с циклоидным психотипом отмечено успешное освоение обучаемой программы, среди обучающихся с удовлетворительными оценками превалировали лица с истероидным типом личностного характера. Выявлено, что во второй подгруппе результаты знаний о конкретных мероприятиях первичной профилактики в 1,6 раза выше по сравнению с первой подгруппой. Истероиды характеризовались вербальным методом усвоения информации, высокой продуктивной слуховой памятью, качественным восприятием, наличием коммуникативного стиля воспроизведения полученного знания, что обеспечивало достижение значительных результатов. Циклоидов отличал высокий уровень процессов интериоризации путем изучения жизненного опыта в период обучения, преобладание приоритета зрительной информации и некоммуникативный стиль воспроизведения полученной информации в ходе занятия, высокая обучаемая деятельность. Эпилеп-тоидам были присущи коммуникативный и некоммуникативный стили воспроизведения, вербальные и зрительные методы усвоения информации. Сочетание некоммуникативного стиля воспроизведения и зрительного метода усвоения материала обеспечивало медленное восприятие и переосмысливание словесной конструкции на слух, но при этом ими качественно выполнялось домашнее задание. У шизоидов же преобладали некоммуникативный стиль воспроизведения и зрительный метод усвоения обучающей программы, когда ухудшалась способность к вербализации, восприятию на слух сложных заданий, рассеивалась точность воспроизведения и активность внимания.

На следующем этапе эксперимента были проведены обучающие занятия среди подростков основной и контрольной групп с учетом их когнитивных метастилей и стилей кодирования информации. В экспериментальной группе юноши основной группы составили 47 (52,8%), девушки - 42 (47,2%) и 45 (60,8%) и 29 (39,2%) в контрольной группе соответственно. Средний возраст подростков в данной группе лиц составил 15,8±1,2 лет. При выявлении с помощью разработанного и апробированного проективного теста диагностики Г.А. Бе-рулава сформированное™ у детей данной группы стиля понимания «дифференциальность-интеграль-ность», было установлено, что у большинства -у 61 (69,1%) испытуемых детей основной группы

с

#хс

№ 7 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

преобладает дифференциальный («Д») полюс мета-стиля, из них 28 (45,9%) - юноши и 33 (54,1%) -девушки. Для них характерным были низкий уровень обобщенности, конкретные формы мышления, фрагментарное восприятие действительности, тенденция к дифференцированности образных обобщений. Интегральный («И») полюс в данной выборке был установлен у 26 (29,2%) обучающихся, из них юношей было 17 (65,4%), девушек 9 (34,6%). И только у 2 юношей (2,3%) из 89 подростков основной группы нами был выявлен смешанный стиль понимания. Для обучающихся с «И» метастилем присущи ориентация на целостное восприятие объекта познания, обобщенный «образ мира», обобщенное восприятие действительности. Стиль «ДИ» на полюсе «интегральность» характеризуется таким отношением к окружающему миру, при котором он предстает целостным и единым, что опосредуется более высоким уровнем абстрактности мышления. «ДИ» на полюсе «дифференциальность» репрезентируется конкретностью мышления, фрагментарностью восприятия действительности. В контрольной группе были получены следующие результаты: юношей, участвующих в эксперименте было 45 (60,8%), девушек - 29 (39,2%), из них с дифференциальным полюсом юношей установлено 38 (84,4%), девушек - 22 (75,9%); с интегральным когнитивным метастилем - юношей было 7 (15,6%), девушек 7 (24,1%), на смешанном стиле никто не оказался в этой группе. Данное разделение субъектов не изменяет нормы мышления и поведения, а является, лишь в нашем понимании, способностью человека воспринимать полученную информацию, перерабатывать ее, удерживать и, использовать в своей дальнейшей жизнедеятельности. Стиль «ДИ» отражает не только специфику логического, но и образного мышления, характеризуя тенденцию к целостности или дифференцированности образных обобщений. Согласно теста Г.А. Берулава, подросткам экспериментальной группы были предоставлены 15 цветных сюжетных картин, при предъявлении каждой из которых испытуемым предлагалось ответить на вопрос «Что изображено на картинке?». Подбор картинок осуществляли по таким критериям: а) многоплановость, детальность; б) наличие сюжета; в) вариативность возможных ответов; г) эмоциональность изображения; д) наличие определенного действия. Дифференциальный метастиль имел место в том случае, когда субъект устойчиво (от 100% до 70%, т.е. не менее 11 раз из 15) структурировал ситуацию посредством нескольких объектов или

фрагментов ситуации, иными словами, имел конкретный характер. Интегральный диагностировался, если он был устойчив (от 100% до 70% случаев -т.е. не менее 11 раз из 15). Кроме того, метастиль «ДИ» имеет несколько параметров: обобщенность, эмоциональность, активность. Поэтому некоторые авторы подразделяют метастиль «ДИ» на теоретический, деятельностный и эмоциональный (ДТ; ДД; ДЭ и ИТ; ИД; ИЭ). Дифференциально-теоретический диагностировался в том случае конкретного отражения «образа мира», если в анализе мышления дифференцировалось и фрагментировалось восприятие. Это проявлялось в затруднениях в выделении общего и частного, поиске существенных признаков воспринимаемых объектов, в результате чего стимульный образ описывался лицом посредством перечисления как существенных, так и несущественных его объектов. Из числа испытуемых с «Д» полюсом таких оказалось немного и, в частности, из числа юношей - 7 (15,4%), девушек -4 (10,34%) основной группы и 2 юноши (4,4%) и 1 девушка (3,4%) контрольной соответственно. Диф-ференциально-деятельностный выявлен у 23,1% юношей и у 24,1% девушек обеих групп. Его отмечали при наличии у испытуемых параметра «активность понимания» и репрезентировали конкретными формами мышления, восприятием информации аналитическим путем в динамике, когда отдельные объекты окружающего мира рассматривались в действии или динамике. Дифференциально-эмоциональный был присущ в большей мере представителям женского пола. Он проявлялся в стремлении оперировать чувственными образами, при этом описывались аффективные переживания в процессе понимания действительности, а также присутствовали собственные переживания. С «ДЭ» мета-стилем понимания выявлено 7,7% юношей и 44,8% девушек основной группы и 6,8% и 36,8% соответственно в контрольной. При этом наблюдалось сочетание особенностей разных параметров, выраженных слабее, чем при явных стилях. Среди интегрально-теоретического стиля («ИТ») было 50,1% юношей и только 3,7% девушек основной группы, тогда как среди« ИД» метастиля (интегрально-де-ятельностного) в этой группе - 50,0% юношей и 33,3% девушек, ни у одного из юношей обеих групп не установлено интегрально-эмоционального («ИЭ») метакогнитивного стиля, который был присущ 66,7% девушкам основной и 45,6% контрольной группы. Для обучающихся с «ИТ» стилем было характерно направление в предъявлении ситуации,

Менеджер / Мападег № 7

здравоохранения / 2с1гт\/оосЬгвпеп'1в 2023

оценивание с помощью одного, абстрактного понятия, которое символизировало смысл предъявленной ситуации. «ИД» устанавливали в том случае, если объект оценивался обучающимся как единый целостный образ, но при этом он рассматривался в деятельности или динамике событий. И, наконец «ИЭ», хотя некоторые авторы его вычеркивают, но на наш взгляд, при обучении пониманию смысла здоровьесберегающего поведения у подростков этот полюс имеет немаловажное значение, устанавливался в том случае, когда ситуации придавалась эмоциональная насыщенность за счет введения какого-либо сюжета или же использования эмоционально окрашенных определений.

Обсуждение результатов

Результаты исследования показали, что среди лиц экспериментальной группы на полюсе «Д» преобладают «ДД» юноши и «ДЭ» девушки. На полюсе же «И» выявлено, что одинаковое количество отмечено «ИТ» и «ИД» юношей и преобладающее большинство «ИЭ» девушек. Подросткам экспериментальной группы применялись при обучении навыкам здорового образа жизни индивидуально подготовленные методы обучения с целью получения ими новой информации на основе учета их предпочтительных метакогнитивных стилей. Для изучения эффективности обучающих программ с учетом метакогнитивных стилей и СКИ в отдельную группу наблюдения вошли 20 идентичных по возрасту и полу подростков, которым применялись традиционные вербально-словесные методы обучения с изложением основного материала учебных пособий, сборника лекций авторов по основам безопасности жизни и здоровьесбережению без учета их предпочтительных когнитивных стилей.

В ходе экспериментальной работы мы не довольствовались лишь определением предпочтительного метакогнитивного стиля «дифференциальность-интегральность». Для более глубокого научного анализа нами было осуществлено измерение следующих параметров: предпочтительный стиль кодирования информации; текущая успеваемость среди детей с различными стилями кодирования информации; уровень приема перевода информации среди подростков с выделенными предпочтительными метакогнитивными стилями «дифферен-циальность-интегральность»; уровень освоения предложенного материала; уровень мотивации к изучению основ ЗОЖ. Для определения предпочтительного стиля кодирования информации нами

использовался текст, разработанный М.А. Холод' ной. Приводились фрагменты текста, по-разному описывающие один и тот же предмет. Испытуемым предлагалось прослушать все фрагменты и следить за особенностями своего восприятия каждого фрагмента. После чего испытуемым предлагали ответить на вопрос: «Можете ли Вы выделить среди фрагментов прочитанного текста те, которые отчетливо вызвали у Вас чувство субъективного восприятия в виде переживания, удовольствия, любопытства по сравнению с остальными фрагментами?». Необходимо было ответить, либо «да», либо «нет», назвать по порядку какие именно это фрагменты. Сделанный выбор и соответствовал предпочтительному или предпочтительным стилям кодирования информации. Установлено, что предпочтительным стилем кодирования полученной информации у подростков основной и контрольной групп является предметно-практический. Среди подростков экспериментальной группы, где учитывались предпочтительные когнитивные стили «ДИ» такое тестирование показало следующее: их предпочтительным стилем кодирования информации у подростков обеих групп с предпочтительным «Д» метакогнитивным стилем является предметно-практический, а у подростков на полюсе «И» - с одинаковой частотой встречаются предметно-практический и словесно-символический стили.

Заключение

Таким образом, перечисленные подходы составляют психолого-педагогические основы дифференциации при обучении детей подросткового возраста в образовательных учреждениях на основе учета их индивидуальных когнитивных метастилей. При разработке концепции методической системы обучения на базе профилактических кабинетов/отделений в первичном амбулаторном звене, школьным медицинским работникам в образовательных учреждениях следует руководствоваться принципами здоровьесберегающего поведения, а так -же педагогическими, психолого-педагогическими и медико-социальными подходами и алгоритмами модельного представления предметной информации. Изучение материала по профилактике употребления ПАВ среди детей подросткового возраста возможно представить в виде совокупности учебных моделей: материальной, графической, аналитической, причем различные виды представления информации являются равноправными. На основании данного принципа становится возможным

с

#хс

№ 7 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

вариативное представление специально подготовленной информации в оптимальной для подростков форме (в соответствии с предпочтительным стилем кодирования информации) с последующим переводом ее в другие формы представления.

Полученные результаты могут быть использованы в разработке научных положений и обоснований, направленных на совершенствование профилактической наркологической помощи детям подросткового возраста.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

змо

a

1. Айзман Р.И., Казин Э.М., Фёдоров А.И., Шинкаренко А.С. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014; 1 (17): - С. 9-17.

2. Андреева И.Г. Здоровье человека в содержании образования // Педагогика - 2011 - № 10 - С. 26-33.

3. Андреева И.Г. Укрепление здоровья школьников в современном социуме / И.Г. Андреева // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. - 2011. - № 9. - С. 38-42.

4. Глинский Я., Гурвич И., Русакова М, Симпура Ю, Хлопушкин Р. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. - СПБ, - 2001. - 200 с.

5. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.: Изд- во Московского психолого-социального института, - 2002. - 240 с.

6. Григорьева М.Ю. Семья - сочетание параметров двух: здоровое тело, здоровый дух: [Профилактическая работа с семьями подростков] / М.Ю. Григорьева, Е.В. Топоркова // Не будь зависим - 2012 - № 2 -С. 56-64.

7. Друзин В.Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков: автореф. дис... канд. пед. наук; 13.00.01. - Ярославль, - 2010. - 20с.

8. Кучма В.Р. 2018-2027 годы - Десятилетие детства в России: цели, задачи и ожидаемые результаты в сфере здравоохранения обучающихся / В.Р. Кучма // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2017. - № 3. - с. 4-14.

9. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей: руководство для медицинских и педагогических работников образовательных и лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемической службы. - М.: ГОЭТАР-Медиа, 2005. - 528 с.

10. Кучма В.Р. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников в XXI веке: Монография / В.Р. Кучма, С.Б. Соколова - ФГАУ« НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 2017. - 170 с.

11. Кучма В.Р. Программирование, каузация и технологии управления рисками здоровью обучающихся / В.Р. Кучма, Е.И. Шубочкина // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2016. -№ 1. - С. 4-13.

12. Линденбратен А.Л. Методические подходы к оценке качества организации медицинской помощи / А.Л. Линденбратен // Здравоохранение. - 2015. - № 1. - С. 74-79.

13. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. Руководство для врачей / А.Е. Личко, В.С. Битен-ский - Л.: - Медицина, 1991. - 304.

ORIGINAL PAPER

ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN IMPROVING THE PRIMARY PREVENTION OF NON-MEDICAL CONSUMPTION OF PSYCHOACTIVE SUBSTANCES BY MINORS

G.I. TikhomirovaaA.Yu. Lukinb

a Izhevsk State Medical Academy of the Ministry of Health of Russia, Izhevsk, Russia; b BUZ UR "Republican Narcological Dispensary of the Ministry of Health of UR", Izhevsk, Russia. a https:// orcid.org/0000-0001 -6386-8876

H Corresponding author: Tikhomirova G.I.

ABSTRACT

The article presents the results of an experiment conducted in teaching teenagers from among healthy individuals and at-risk groups to prevent the use of psychoactive and other non-drug drugs using a differentiated approach taking into account their metacognitive styles and information coding styles. The main goal of teaching teenagers children was to instill motivation for health-saving behavior as the main meaning of life. After the classes conducted by specially trained personnel from among teachers, narcologists, medical psychologists, nurses with specialized teenagers, positive results were noted in increasing the assessments of hygienic competence of teenagers, their medical activity and motivation to preserve.

Keywords: teenagers, cognitive metastyles, differentiality, integrality, information coding styles, verbal-symbolic, subject-practical, healthcare. For citation: Tikhomirova G.I., Lukin A.Yu. Organization of the educational process in improving the primary prevention of non-medical consumption of psychoactive substances by minors. Manager Zdravoohranenia. 2023; 7:49-57. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-7-49-57

Менеджер / Manager № 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2023

REFERENCES

1. Aizman R.I, Kazin E.M., Fedorov A.I, Shinkarenko A.S. Problems and only tasks of health-saving hysterical activity in the words of the education system at a large modern stage. Bulletin celebrate the Novosibirsk State Pedagogical Teenager University. - 2014; 1 (17): - P. 9-17.

2. Andreeva I.G. Health of a person in the development of the content of a dedicated education // Pedagogy - 2011. - No. 10. - P. 26-33.

3. Andreeva I.G. Nalizirova Strengthening the types of health of schoolchildren in the standard of modern accentuation of society / I.G. Andreeva // Obzh. more Basics between life safety - 2011. -No. 9. - P. 38-42.

4. Glinsky Ya, Gurvich I., Rusakova M, Simpura Yu, Khlopushkin R. Deviance of alleged adolescents: specific theory, methodology, right empirical knowing reality. - St. Petersburg, - 2001. - 200 p.

5. Gogolev A.V. Addictive achievement behavior and its lack of prevention. - M.: Publishing House of Consultations of the Moscow Design of the Psychological and Social Institute. - 2002. - 240 p.

6. Grigorieva M.Yu. Family - t he style of a combination of a subgroup of two parameters: fragility, a healthy body processes, a healthy mind: [Prophylactic cities hinder ical work with families avoiding the task of adolescents] / M.Yu. Grigorieva, E.V. Toporkova // Do not accentuate be dependent. -2012. - No. 2. - P. 56-64.

7. Druzin V.N. hygienic Pedagogical prevention of gaming means computer scores of adolescent addiction: methodical dissertation. informational dis... cand. ped. model of sciences; dependency 13.00.01. - Yaroslavl. - 2010. - 20 p.

8. Kuchma V.R. 2018-2027 years - public Decade of childhood times in Russia: pathological goals, other tasks and expected results in the use of health care groups of students / V.R. regression Kuchma // Issues of education of school and surveyed university medicine and self-health. - 2017. - No. 3. -P. 4-14.

9. Kuchma V.R. Medico-prophylactic displaying the basics of teaching and educating other children discovered: a guide for the conduct of medical and educational profiles of educational workers and the scores of medical institutions, maintaining the sanitary-epidemic service figures. - M.: GOETAR-Media, variability 2005. - 528 p.

10. Kuchma V.R. Behavioral doctors understood the risks that are dangerous to the health of schoolchildren in the 21st century: family Monograph / V.R. Kuchma, S.B. Sokolova - can FGAU "thoughts of the NMIC of active children's health" by peers of the Ministry of Health of Russia, Substances 2017. - 170 p.

11. Kuchma V.R. Programming, suggestive causation and bandura technology for managing a number of legal high health risks for students / V.R. Kuchma, E.I. Shubochkin // Problems of diagnosis of school and teaching university medicine and educational health. - 2016. - No. 1. - P. 4-13.

12. Lindenbraten A.L. Methodical approaches to the shifting of the assessment to be ensured by the quality of the organization category of medical unfortunately assistance / A.L. Lindenbraten // Irregular Health Care. // Participation. - 2015. - No. 1. - P. 74-79.

13. Lichko A.E., Bitensky V.S. Accepted teenage drug addiction. Long-term Guide for the severity of doctors / A.E. Lichko, V.S. Bitensky - L .: - Medicine model, 1991. - 304.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Тихомирова Галия Имамутдиновна - доктор медицинских наук, доцент ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ижевск, Россия.

Galiya I. Tikhomirova - Doctor of Medical Sciences, Associate Professor of the Izhevsk State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation, Izhevsk, Russia. E-mail: Galla-tix@mail.ru

Лукин Александр Юрьевич - очный аспирант ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации; заместитель главного врача БУЗ УР «Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Удмуртской Республики, г. Ижевск, Россия.

Alexander Yu. Lukin - full-time postgraduate student of the Izhevsk State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation, Deputy Chief Physician of the Republican Narcological Dispensary of the Ministry of Health of the Udmurt Republic, Izhevsk, Russia.

E-mail: lay79@list.ru

№ 7 Manager

2023 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.