ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.21045/1811-0185-2023-5-58-66 УДК: 316.356.4: 614.446.1
ОЦЕНКА ПРИВЕРЖЕННОСТИ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
А.Н. Поздеева 1 : , М.С. Гурьянов 2,
1 2 ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, г. Нижний Новгород, Россия.
1 ORCID: 0000-0003-3430-1496;
2 ORCID: 0000-0001-9910-5141
И Автор для корреспонденции: Поздеева А.Н.
АННОТАЦИЯ
Приверженность здоровому образу жизни (ЗОЖ) студента определяется его ценностной ориентаций, мировоззрением, уровнем информированности о факторах риска и мерах по их снижению, а результат программ формирования навыков сохранения здоровья зависит, в свою очередь, от приверженности конкретного человека к выполнению тех или иных рекомендаций. Для управления программами формирования ЗОЖ необходимы инструменты оценки уровня знаний и готовности к соблюдению здоровьесберегающих установок.
Цель исследования: изучение информационной и поведенческой составляющей приверженности здоровому образу жизни студентов медицинского вуза.
Методы и материалы. Для исследования приверженности ЗОЖ исследования было отобрано 686 студентов первого (368 человек) и третьего (320 человек) курсов. С помощью опросника «Информированность по основным параметрам ЗОЖ» и анкеты «Изучение ЗОЖ» по специально разработанной методике (суть методики) изучалась информированность по основным параметрам ЗОЖ, степень их выполнения респондентом и мнение о факторах, влияющих на формирование ЗОЖ. Статистическая обработка результатов проведена с применением программ Statistica 5.0 и Microsoft Office Excel. Результаты. Основные факторы, влияющие на приверженность ЗОЖ у студентов медицинского вуза - низкие уровни информированности о теоретических основах ЗОЖ и мотивации к его ведению. Негативные тенденции в приверженности ЗОЖ более отчетливо проявляются к третьему курсу: падает самооценка студентами собственного здоровья, растет доля опрошенных, оценивающих свое здоровье как «посредственное» и «плохое», снижается доля студентов, имеющих оптимальную физическую нагрузку, нормальную массу тела. Обнаружены гендерные различия: юноши менее привержены заботе о собственном здоровье.
Ранжирование факторов риска по степени влияния на здоровье показало, что ведущими, по мнению студентов, являются факторы, непосредственно связанные с образом их жизни: систематическое недосыпание и учебные перегрузки. Обнаружены противоположные мнения студентов по влиянию некоторых факторов на их здоровье, что может быть связанно как с отсутствием информации, так и с ее неправильной интерпретацией. Объективизация оценки информированности студентов по основным параметрам ЗОЖ с помощью индивидуальной бальной оценки показала, что средний балл «информированности» первого курса составляет 3,8, третьего - 8,2 балла. Бальное выражение информированности может быть использовано при оценке результативности теоретической части программ по формированию ЗОЖ.
Область применения результатов. Результаты исследования могут использоваться при разработке программ ЗОЖ у студенческой молодежи, а также для формирования подходов к разработке оценочной шкалы результативности таких программ. Ключевые слова: студенты медицинского вуза, здоровый образ жизни (ЗОЖ), информированность, приверженность ЗОЖ, критерии ЗОЖ, факторы, влияющие на ЗОЖ.
Для цитирования: Поздеева А.Н., Гурьянов М.С. Оценка приверженности здоровому образу жизни студентов медицинского вуза как основа формирования профилактических программ // Менеджер здравоохранения. 2023; 5: 58—66. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-5-58-66.
Введение
Проблема здорового образа жизни (ЗОЖ) студенческой молодежи актуальна по причине того, что осознанное отношение к здоровью закладывается именно в этом возрасте,
© Поздеева А.Н., Гурьянов М.С., 2023 г.
Менеджер / Manager № 5
здравоохранения / ZdrevoochrBnenie 2023
а многие факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) зависят от образа и условий жизни человека, его поведения по сохранению и укреплению здоровья [1, 2]. Здоровый образ жизни - это деятельность, наиболее
характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей. [3]. Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций студента, мировоззрения, уровня информированности о факторах риска и мерах по их снижению, личного опыта. Общественные нормы, ценности здорового образа жизни принимаются студентами как личностно-значимые, но не всегда совпадают с ценностями, выработанными общественным сознанием. Поэтому в вузе необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни, что обуславливает необходимость учитывать при формировании ЗОЖ информационную, мотивационную и методическую составляющую программ [4, 5].
Оценка эффективности различных профилактических программ предусматривает достижения результата, связанного с улучшением параметров общественного здоровья, экономии средств на лечение и реабилитацию, повышением информированности о факторах риска и основах здоро-вьесберегающего поведения. Следует понимать, что результат программ формирования навыков сохранения здоровья зависит от приверженности конкретного человека к выполнению тех или иных рекомендаций [4, 5, 6].
Цель исследования: изучение информационной и поведенческой составляющей приверженности здоровому образу жизни студентов медицинского вуза.
Материалы и методы
Исследование приверженности ЗОЖ включало оценку информированности студентов по основным критериям ЗОЖ, анализ поведения студентов, связанного с здоровьесбережением и факторов, влияющих на формирование ЗОЖ. С помощью опросника «Информированность по основным параметрам ЗОЖ» специально проинструктированный исполнитель проводил интервью, предлагая перечислить известные параметры ЗОЖ и их рекомендуемые значения. За каждый правильный ответ испытуемый получал 1 балл, таким образом, формировалась индивидуальная бальная оценка информированности по ЗОЖ. На втором этапе тем же испытуемым предлагалась анонимная анкета «Изучение ЗОЖ», включающая раздел по реализации основных параметров, составляющих
ЗОЖ и раздел по изучению мнения о факторах, влияющих на формирование ЗОЖ. Для исследования было отобрано 686 студентов первого (368 человек) и третьего (320 человек) курсов.
Полученные результаты заносились в электронную таблицу, рассчитывались относительные величины (P), ошибки репрезентативности (±m) величин. Статистический анализ выполнялся с применением программ Statistica 5.0 и Microsoft Office Excel. Использовался критерий Стьюдента (t). Статистически значимыми считались различия, при которых вероятность события была р <0,05.
Результаты
Анализ информированности по параметрам ЗОЖ показал, что 23,3% студентов первого курса (без статистически значимых гендерных различий) не могут дать определение понятия ЗОЖ и не называют ни одного параметра ЗОЖ. На третьем курсе доля таких студентов достоверно снижается и составляет 6,2%, р<0,000.
Большинство студентов первого курса (51,1%) называет только один параметр здорового образа жизни: в 79,3% случаев - это физическая активность. Два параметра называет 13,8% первокурсников, три параметра - 8,6% и только 3,2% могут назвать четыре и более параметров ЗОЖ. У третьего же курса большинство студентов (57,8%) указывают три параметра ЗОЖ (рис. 1). Выявлены гендерные различия - три параметра ЗОЖ знает 61,1% девушек и 48,8% юношей, р=0,331. Достоверно выше доля студентов четвертого курса по сравнению с первокурсниками, называющих 4 и более параметров ЗОЖ - 17,3% против 3,2%, р<0,000. Также в этой категории выше доля девушек - 20,1 против 9,3% у юношей, р=0,0288.
Исследование информированности по каждому параметру ЗОЖ показало, что частота упоминания основных параметров ЗОЖ значительно отличается. Большинство студентов при определении критериев здорового образа жизни наибольшее внимание уделяют двум: физическая активность и отказ от вредных привычек. Наиболее частым упоминаемым параметром ЗОЖ у первокурсников является физическая активность (79,3 на 100 опрошенных), далее следует - отказ от курения и алкоголя (67,1 случай на 100 опрошенных). У студентов 3 курса первенство принадлежит тем же параметрам, но ранговые места их меняются: на первое место выходит отказ о курения и алкоголя (86,2 на 100 опрошенных), оттесняя на второе физическую
С
«КС
№5 Manager
2023 Zdravoochranania
/Менеджер
здравоохранения
Рис. 1. Распределение студентов первого и третьего курса по количеству называемых параметров ЗОЖ (в %)
активность (71,9 на 100 опрошенных). На втором месте у обеих групп - контроль сахара (информированность у 4 курса в два раза выше - 28,7 против 14,1 на 100 опрошенных соответственно). Следует признать низкую информированность о значимости для ЗОЖ таких параметров как контроль употребления соли, фруктов, овощей, медицинской активности. Только в 3,5 случаях на 100 опрошенных студенты первого курса вспоминают о медицинской активности, как параметре ЗОЖ.
Среди студентов третьего курса таких - 16,2 на 100 опрошенных. В целом студенты третьего курса демонстрируют более высокую частоту информированности по всем параметрам ЗОЖ, кроме физической активности (рис. 2).
Для следования принципам ЗОЖ важно не только знать его основные параметры, но и величину рекомендуемых значений.
Никто из испытуемых не смог назвать правильно рекомендуемые величины у всех шести
медицинская активность употребление фруктов... контроль сахара контроль соли отказ от курения и... физическая активность
ТС5 ' 6,2
20
28, 7
1 4,1
11 ■ 7,1 ,2
,9
79,3
3 курс 1 курс
0 20 40 60 80 100
Рис. 2. Частота отнесения студентами различных параметров к понятию «здоровый образ жизни» в зависимости от курса обучения (на 100 опрошенных)
исследуемых параметров здорового образа жизни. Наблюдается разрыв между включением студентами определенных параметров в понятие ЗОЖ и знанием их рекомендуемых значений. При высокой частоте информированности о наличии такого параметра как физическая активность, первокурсники только в 8,7 случая на 100 опрошенных указывают рекомендуемое значение этого параметра. Рекомендуемую величину физической активности третьекурсники знают только в 27,5 случаев из 100 опрошенных, остальные интерпретируют этот параметр как обязательное занятие спортом.
Анализ информированности о рекомендуемой величине каждого параметра ЗОЖ показал, что студенты третьего курса демонстрируют более высокую информированность о рекомендуемых значениях параметров по сравнению с первым курсом (рис. 3).
В обеих исследуемых группах зафиксирована крайне низкая информированность о рекомендуемых ВОЗ [7] значениях суточного употребления соли, сахара, овощей и фруктов. Отказ от алкоголя и курения как норму физической активности знают только в 63,0 случаях на 100 опрошенных студенты 1 курса и в 82,8 случаях на 100 опрошенных на 3 курсе.
При бальной оценке информированности ЗОЖ обнаружено, что максимальной оценки в 12 баллов не достиг ни один из студентов первого курса. Средний балл «информированности» первого курса составляет 3,8, третьего - 8,2 балла.
Оказалось, что испытуемые, в подавляющем большинстве не обладающие знаниями по параметрам ЗОЖ, утверждают, что придерживаются ЗОЖ. Считает, что соблюдает требования ЗОЖ, большая половина студентов медицинского вуза - 58,9±3,5%. К старшим курсам доля уверено отвечающих, что они придерживаются основных принципов ЗОЖ, снижается и составляет 55,6±2,8% по сравнению с первым курсом - 70,6±2,4%, (р<0,000), что можно связать в ростом информированности. Гендерные различия в наполняемости групп не обнаружены.
В целом, около четверти студентов (23,5±2,6%) оценивают свое здоровье как «отличное», более половины (54,6±3,6%) - как «хорошее», 19,4±2,3% оценивают свое здоровье как «посредственное» и 2,4±0,3% - как «плохое». На первом курсе как «хорошее» оценивают здоровье 61,9±2,5% опрошенных, на третьем курсе доля таких студентов достоверно меньше - 52,5±2,8%, (р=0,013). Такая ситуация складывается за счет студенток младшего курса - доля ответивших, что оценивают здоровье как «хорошее» составила 75,0±3,1%, что существенно больше, чем среди студенток старшего курса -57,2±3,5%, (р<0,001). Вместе с тем растет и доля студентов, имеющих «посредственное» и «плохое» состояние здоровья к старшим курсам: среди юношей с 15,9±1,7% до 24,4%±2,3, р=0,128; среди девушек - с 16,7%±2,0 до 23,1±2,4%, р=0,115.
Со слов респондентов, каждый третий студент имеет хронические заболевания, 14,3±1,8%
Щ)
медицинская активность
употребление фруктов и овощей контоль употребления сахара
контроль употребления соли
отказ от алкоголя и курения
физическая активность
четвертый курс первый курс
20 40 60 80 100
Рис. 3. Частота информированности о рекомендуемых значениях параметров ЗОЖ среди студентов в зависимости от курса (на 100 опрошенных)
№5 Мападег
2023 2сЛга\/оосЬгвпвп1в ,
не информированы о состоянии своего здоровья. Треть из числа опрошенных, имеющих хроническое заболевание, не получает необходимого лечения. Среди первокурсников доля респондентов, имеющих хронические заболевания и получающих лечение, составляет 15,2±1,9% (в том числе - 11,4±1,5% среди юношей и 18,8±2,2% среди девушек, р=0,059). Среди старшекурсников таких 22,8±2,6% (в том числе 19,8±2,3% и 23,9±2,6% среди юношей и девушек соответственно).
При ответе на вопрос о значимости здоровья в системе жизненных ценностей, самый популярный ответ (57,3±3,6% от всех опрошенных) - «здоровье - необходимое условие полноценной жизни», каждый четвертый студент заявляет, что «здоровье - самое главное в жизни», 16,0±2,2% опрошенных выбирают ответ «есть другие ценности, которые также важны для жизни». Следует отметить различия в мнениях студентов старших и младших курсов: доля ответивших, что «здоровье - необходимое условие полноценной жизни» составляет у первого курса 71,7±2,9% (такой вариант ответа выбрало 70,5±3,0% юношей и 72,9±2,9% девушек), а у третьего - 53,1±3,6%, р<0,001.
Вместе с тем, к старшим курсам более отчетливо формируется мнение «здоровье - самое главное в жизни»: доля утвердительно отвечающих на этот вопрос достоверно выросла с 2,3±0,3% у студентов мужского пола на первом курсе до 37,1±3,4% на старших курсах (р<0,001), у студентов женского
пола - с 16,7±2,0 до 24,8±2,7% соответственно, р=0,043. Настораживает тот факт, что на старших курсах появляются единичные ответы «надо жить, не думая о здоровье» - 4,7±0,6% респондентов юношей и 3,0±0,4% - среди девушек.
Субъективная оценка уровня физической активности показала, что только 30,1±3,1% студентов имеют физическую нагрузку более 30 минут ежедневно, еще 19,4%±2,3 имеют ежедневную физическую нагрузку менее 30 минут. Более 30 минут в день, но не ежедневно занимаются физкультурой и спортом 19,2±2,3% всех студентов. Не имеют физической активности 12,4±1,6% всех респондентов. Различия по курсам обучения: у старших курсов по сравнению с младшими достоверно ниже оптимальная физическая нагрузка (29,1±3,0 против 37,0±3,4%, р=0,029), меньше доля ответов «Менее 30 минут в день, но каждый день» (16,9±2,0 против 28,6±2,9, р<0,001) (рис:. 4).
К старшим курсам уровень физической активности снижается у студентов обоих полов, что может быть связано с отсутствием занятий по физической культуре и спорту на старших курсах. Только среди девушек наблюдается сохранение оптимального статуса «более 30 минут в день - ежедневно» - 31,3±3,1% и 30,8±3,1% на первом и третьем курсах соответственно.
С низкой физической нагрузкой современных студентов несомненно связана и масса тела: нормальную массу тела имеют 67,5±3,2% студентов,
и Мужчины
Л"
16,67 22,65 30,77 18,38 11,54
ф
Женщины
Оба пола
^ Мужчины
со
Женщины
о. -
ф
Оба
пола
28,26 5,43 36,96 14,13 15,22
|/ / / /
Менее 30 минут в день, но каждый день
Менее 30 минут в день, иногда
Более 30 минут в день, ежедневно
Более 30 минут в день, иногда
Не имею физической активности совсем
0% 20% 40% 60% 80% 100%
Рис. 4. Распределение студентов по субъективной оценке физической активности, %
Менеджер / Мепедег №5
здравоохранения / Zcfpavooc^^rвг)eг)/в 2023
в том числе 78,3±2,5% обучающихся на первом курсе и 64,4+3,3% - на третьем (р=0,001). Дефицит массы тела наблюдается у 15,8±1,3%, повышенная масса тела - 16,8±1,5%. Следует отметить, что к старшим курсам не только уменьшается доля студентов, имеющих нормальную массу тела, но и растет доля имеющих как повышенную (с 11,9±1,5% до 18,1±2,2%, р=0,024), так и пониженную массу тела (с 9,8+1,3% до 17,5+2,9%, р=0,002).
Анализ частоты употребления овощей и фруктов как фактора, характеризующего ЗОЖ, показал, что каждый день их употребляют только половина студентов (51,8%), в том числе только 15,8% съедают не меньше 400 грамм, остальные же «в небольших количествах». Лишь несколько раз в неделю употребляют овощи и фрукты 37,4% опрошенных. Достоверных различий по частоте употребления фруктов и овощей среди студентов старших и младших курсов в целом зарегистрировать не удалось.
Анализ употребления легкоусвояемых углеводов только по количеству чайных ложек сахара в день показал, что 27,4+2,9% студентов употребляют более 10 ложек и только 20,9+2,4% не употребляют углеводы в виде сахара. Доля употребляющих более 10 чайных ложек сахара в день достоверно выше среди студентов младших курсов - 42,4+ 3,6% против 23,1+2,6%, (р<0,001).
Субъективная оценка респондентами употребления соли показала, что никогда не употребляют соленую пищу и недосаливают готовые блюда всего 13,6+3,3%. Большинство (64,5±2,5%) уверены, что употребляют менее 5 грамм соли ежедневно.
Анализ анонимной анкеты показал, что курит 17,5+2,1% студентов медицинского вуза, еще 10,9+1,4% - бросили. Выявлено, что к старшим курсам доля некурящих обоих полов снижается с 78,3+ 1,2% до 69,7+1,5% (р<0,001), в том числе доля некурящих девушек снижается в большей степени, чем юношей ( на 14,9% и 8,9% соответственно, р=0,003).
Важнейшим условием приверженности здоровому образу жизни является сформированность убеждения о значимости конкретного фактора риска для формирования здоровья. Что касается мотивации к ЗОЖ, то большинство студентов считает, что она преимущественно формируется самостоятельно (59,9 на 100 опрошенных). На втором ранговом месте - влияние семьи (36,9 на 100 опрошенных), на третьем месте - государственные усилия по мотивированию вести ЗОЖ (16,3 на 100
опрошенных). И только на последнем месте - вли яние образовательной организации или студенческой группы на мотивацию к ведению ЗОЖ.
Дополнительным условием, способствующим формированию установок ЗОЖ, студенты, в первую очередь, определяют моду на здоровый образ жизни. Далее следует информация СМИ и знания, полученные при изучении дисциплин учебного плана. Занятия, проводимые факультативно по вопросам ЗОЖ, воспитательная работа кураторами и профессорско-преподавательским составом, по мнению студентов, менее значимы для формирование здоровьесберегающих установок.
Известно, что хорошая информированность и проведение мероприятий по мотивации к ведению ЗОЖ не всегда реализуются у конкретного индивидуума в здоровьесберегающее и здоровьеформи-рующее поведение. Студенты считают, что реализация компонентов ЗОЖ максимально зависит от личной заинтересованности, далее - наличие хороших материально-бытовых условий. Около четверти студентов нуждаются в регулярном и систематическом изучении основ ЗОЖ и квалифицированном (в том числе медицинском) сопровождении.
Обсуждение
Анализ информированности и приверженности ЗОЖ среди студентов медицинского вуза позволил определить особенности образа жизни, связанного с здоровьесбережением и выделить факторы, влияющие на приверженность ЗОЖ. Сравнение полученных результатов с подобными многочисленными исследованиями показало, что ряд работ связывает приверженность студентов ЗОЖ с организацией свободного времени, совершенствованием его структуры и материальной базы вуза, указывают насколько важно знать динамику собственного здоровья и уровень физического развития как администрации вуза для нормирования учебной деятельности, так и самому учащемуся для формирования мотивации [4, 5, 6, 9].
Авторы сходятся во мнении, что одну из важнейших ролей в системе сохранения и укрепления здоровья студентов играют вузы, а главный недостаток существующих на сегодняшний день профилактических программ - использование однотипных методов профилактики - информационной деятельности, различных акций, средств физической культуры и спорта. Называется основная проблема в сфере реализации профилактических программ - недостаточное внимание теоретической
С
#МС
№ 5 Мападег
2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а
/Менеджер
здравоохранения
основе разработки профилактических программ и последующей оценке их эффективности. Авторы программ стремятся учесть особенности студенчества чаще всего на интуитивном уровне. Крайне редко разработке программы предшествует исследовательский этап, позволяющий определить цели и задачи так, чтобы она дала максимальный эффект в отношении сохранения и укрепления здоровья студентов [4, 6, 9]. Результаты нашего исследования показывают, что студенческий коллектив представляет неоднородную группу с разными уровнями представления об основных параметрах ЗОЖ, здоровьесберегающего поведения и проблемами в состоянии здоровья, что требует определенного аналитического этапа (исследования уровня информированности и приверженности) при формировании программы формирования ЗОЖ.
Учитывая необходимость оценки результативности программ по формированию ЗОЖ, представляется возможным использование инструмента бальной оценки информированности по основным параметрам ЗОЖ, мотивации и степени соблюдения ЗОЖ для формирования целевых показателей не только для отобранных групп, но и для каждого студента.
Выводы
1. Основные факторы, влияющие на приверженность ЗОЖ у изучаемого контингента -низкая информированность о теоретических основах и параметрах и рекомендуемых значениях основных компонентов здорового образа жизни, а также низкая мотивация к его ведению. Отсутствие таких знаний демонстрирует 84,3% и 75% студентов первого и третьего курсов соответственно, тем не менее позволяет 70,6% студентов первого курса и 55,6% третьего считать, что они придерживаются ЗОЖ. Вместе с тем, к старшим курсам более отчетливо формируется мнение «здоровье - самое главное в жизни».
2. Негативные тенденции в приверженности ЗОЖ более отчетливо проявляются к третьему курсу: снижается самооценка студентами собственного здоровья: растет доля опрошенных, оценивающих свое здоровье как «посредственное» и «плохое», падает доля оценок «хорошее». Снижается доля студентов, имеющих оптимальную физическую
нагрузку и, ожидаемо, нормальную массу тела. Уменьшается доля, употребляющих овощи и фрукты в рекомендуемых количествах. Доля курящих студентов растет и достигает 18,7%. У каждого четвертого студента первого курса и каждого третьего студента четвертого курса изучаемой группы зарегистрировано два и более хронических заболевания, но только 58,2% и 66,3%, соответственно, регулярно наблюдаются у врача.
3. Следует отметить, что юноши менее привержены заботе о собственном здоровья - они реже наблюдаются у врача, менее информированы о состоянии собственного здоровья. Их удельный вес меньше среди считающих здоровье необходимым условием полноценной жизни. Доля юношей, имеющих дефицит массы тела выше, чем доля девушек, также юноши достоверно реже употребляют в пищу овощи и фрукты в рекомендуемом объеме и частоте.
4. Ранжирование факторов риска по степени влияния на здоровье показало, что ведущими, по мнению студентов, являются факторы непосредственно связанные с образом их жизни: на первом ранговом месте у большинства студентов - систематическое недосыпание и перегрузки, связанные с учебным процессом. Обнаружена несформирован-ность мнений студентов по влиянию некоторых факторов на их здоровье, что может быть связанно как с отсутствием информации, так и с ее неправильной интерпретацией.
5. Студенты считают, что реализация компонентов ЗОЖ максимально зависит от личной заинтересованности, далее - наличие хороших материально-бытовых условий. Около четверти студентов нуждаются в регулярном и систематическом изучении основ ЗОЖ.
6. Исследование позволило объективировать оценку информированности студентов по основным параметрам ЗОЖ с помощью индивидуальной бальной оценки. Обнаружено, что средний балл «информированности» первого курса составляет 3,8, третьего -8,2 балла. Бальное выражение информированности может быть использовано при оценке результативности теоретической части программ по формированию ЗОЖ.
Менеджер / Мапедег № 5
здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Бойцов С.А. Эпидемиологическая ситуация как фактор, определяющий стратегию действий по снижению смертности в Российской Федерации // Терапевтический архив, 2020; 92 (1): 4-9.
2. Шкарин В.В. Изучение здоровьесберегающего поведения студентов как основа профилактических программ 2007; (6): 87-91.
3. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник 2-е изд. 2010: 512.
4. Здоровье студентов медицинских вузов России: проблемы и пути их решения // Сеченовский вестник, 2017; 2(28): 4-11.
5. Есауленко И.Э., Попов В.И., Петрова Т.Н. Опыт организации здоровьесберегающей образовательной среды в вузе // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья, 2014; 58: 23-29.
6. Соколова Н.В., Попов В.И., Алферова С.И. и др. Комплексный подход к гигиенической оценке качества жизни студенческой молодежи // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, 2013; 3-2(91): 130-134.
7. Всемирная Организация Здравоохранения [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ (Дата обращения: 19.02.2023).
8. Ушаков И.Б., Соколова Н.В., Корденко А.Н., Попов В.И. Провинция: качество жизни и здоровье студентов // Истоки, 2002: 150.
9. Есауленко И.Э., Зуйкова А.А., Попов В.И, Петрова Т.Н. Концептуальные основы охраны здоровья и повышения качества жизни учащейся молодежи региона, 2013: 810.
ORIGINAL PAPER
EVALUATION OF COMMITMENT TO A HEALTHY LIFESTYLE AMONG THE STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF PREVENTIVE PROGRAMS
A.N. Pozdeeva 1 : , M.S. Guryanov2
2 Privolzhsky Research Medical University, Ministry of Health of the Russia, Nizhny Novgorod, Russia.
1 ORCID: 0000-0003-3430-1496;
2 ORCID: 0000-0001-9910-5141
H Corresponding author: Pozdeeva A.N.
ANNOTATION
A student's commitment to a healthy lifestyle (HLS) is determined by their values, worldview, level of awareness about the risk factors and knowledge of the measures to reduce them, where the result of programs for the formation of health skills depends, in turn, on the commitment of a particular person to the implementation of certain recommendations. To manage healthy lifestyle programs, sertain tools are needed to assess the level of knowledge and readiness to comply with health-preserving guidelines.
Objective of the study: to study the informational and behavioral component of the commitment to a healthy lifestyle of medical students.
Methods and materials. 686 students of the first (368 people) and third (320 people) courses were selected for the study of commitment to a healthy lifestyle. With the help of the questionnaire "Awareness of the main parameters of a healthy lifestyle" and the questionnaire "Study of a healthy lifestyle", according to a specially developed methodology, the awareness of the main parameters of a healthy lifestyle, the degree of their implementation by the respondent and the opinion about the factors influencing the formation of a healthy lifestyle were studied. Statistical processing of the results was carried out using the programs Statistica 5.0 and Microsoft Office Excel. Results. The main factors influencing the commitment to a healthy lifestyle among medical students are low levels of awareness of the theoretical foundations of a healthy lifestyle and motivation to maintain it. Negative trends in commitment to a healthy lifestyle are more clearly manifested by the third year: students' self-evaluation of their own health is falling, the proportion of respondents who assess their health as "mediocre" and "bad" is growing, the proportion of students with optimal physical activity and normal body weight is decreasing. Gender differences were found: young men are less committed to taking care of their own health.
The ranking of risk factors according to the degree of influence on health showed that, according to the students, the leading factors are those directly related to their lifestyle: systematic lack of sleep and study overload. Opposite opinions of students on the influence of certain factors on their health were found, which may be due to both the lack of information and its incorrect interpretation. Objectivity of the assessment of students' awareness of the main parameters of a healthy lifestyle using an individual scoring showed that the average score of "awareness" of the first year is 3.8, the third - 8.2 points. The point expression of awareness can be used in assessing the effectiveness of the theoretical part of the programs for the formation of a healthy lifestyle.
Scope of the results. The results of the study can serve as an information stage in the development of healthy lifestyle programs for students, as well as for the formation of approaches to the development of an evaluation scale for the effectiveness of such programs. Key words: medical students, healthy lifestyle (HLS), awareness, commitment to healthy lifestyles, criteria for healthy lifestyles, factors affecting healthy lifestyles.
For citation: Pozdeeva A.N., Guryanov M.S. Evaluation of commitment to a healthy lifestyle among the students of a medical university as the basis for the formation of preventive programs // Manager Zdravoohranenia. 2023; 5: 58-66. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-5-58-66.
•КС
№ 5 Manager
2023 Zdravoochranenia
/Менеджер
здравоохранения
REFERENCES
1. Bojcov S.A. The epidemiological situation as a factor determining the strategy of action to reduce mortality in the Russian Federation // Terapevticheskij arhiv, 2020; 92 (1): 4-9.
2. Shkarin V. V. The study of health-saving behavior of students as the basis of preventive programs 2007; (6): 87-91.
3. Lisicyn Yu.P. Public Health and Health: A Textbook, 2nd edition. 2010: 512.
4. Health of Students of Medical Universities of Russia: Problems and Solutions // Sechenovskij vestnik, 2017; 2(28): 4-11.
5. Esaulenko I.E., Popov V.I, Petrova T.N. Experience in organizing a health-saving educational environment at a university // Nauchno-medicinskij vestnik Central'nogo Chernozem'ya, 2014; 58: 23-29.
6. Sokolova N. V, Popov V.I., Alferova S.I. et al. An integrated approach to the hygienic assessment of the quality of life of students // Byulleten' Vostochno-Sibirskogo nauchnogo centra Sibirskogo otdeleniya Rossijskoj akademii medicinskih nauk, 2013; 3-2(91): 130-134.
7. The World Health Organization [Electronic Resource]. URL: https://www.who.int/ (Accessed: 19.02.2023).
8. Ushakov I.B., Sokolova N.V., Kordenko A.N., Popov V.I. Province: quality of life and health of students // Istoki. 2002: 150.
9. Esaulenko I.E., Zujkova A.A., Popov V.I, Petrova T.N. Conceptual foundations for protecting health and improving the quality of life of student youth in the region, 2013: 810.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS
Поздеева Анна Николаевна — ассистент кафедры экономики, менеджмента и медицинского права, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, г. Нижний Новгород, Россия.
Anna N. Pozdeeva - Assistant of the Department of Economics, Management and Medical Law of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Privolzhsky Research Medical University" of the Ministry of Health of Russia, Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: a.n.pozdeeva@inbox.ru
Гурьянов Максим Сергеевич - д-р мед. наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России, г. Нижний Новгород, Россия.
Maxim S. Guryanov - Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Physical Culture and Sport of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Privolzhsky Research Medical University" of the Ministry of Health of Russia, Nizhny Novgorod, Russia. E-mail: msg210411@yandex.ru
3дравоохранение-2023
СРЕДНЯЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА РОССИЙСКИХ ВРАЧЕЙ
Согласно данным Росстата, средняя заработная плата российских врачей составила по итогам I квартала 2023 года 100,9 тыс. руб. Показатель оказался ниже приведенной в официальной статистике цифры за весь 2022 год. При этом квартальные значения традиционно отстают от установленной в майском указе президента планки в 200% от средней зарплаты по стране, оставаясь в общероссийской статистике на уровне 194,8%.
По итогам I квартала 2023 года средние медработники, по информации Росстата, получают в месяц 51 тыс. руб., что составляет 98,3% от среднего уровня зарплат вместо установленных 100%, младший медперсонал - около 44 тыс. руб. (81,5%).
Источник: Медвестник.ру
Менеджер / Maneger № 5
здравоохранения / Zdrevoochrenenie 2023