Научная статья на тему 'Организация обследования пациентов и разработка маршрута их движения в Центре ПМСП Объединенной университетской клиники'

Организация обследования пациентов и разработка маршрута их движения в Центре ПМСП Объединенной университетской клиники Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
370
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТР ПМСП / АМБУЛАТОРНОПОЛИКЛИНИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МАРШРУТ ДВИЖЕНИЯ ПАЦИЕНТА / АМСК ОРТАЛЫғЫ / АМБУЛАТОРЛЫЕМХАНАЛЫқ ұЙЫМ / ЕМДЕЛУШіНің МАРШРУТТЫқ қОЗғАЛЫСЫ / PHC CENTERS / OUTPATIENT ORGANIZATIONS / PATIENT ROUTE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аканов А. А., Тулебаев К. А., Турдалиева Б. С., Кузиева Г. Д., Кошимбеков М. К.

Разработанный маршрут движения пациента в Центре ПМСП позволяет использовать профессиональный сестринский потенциал в обеспечении лучшего доступа к услугам сферы здравоохранения, а при необходимости произведение отбора пациентов, нуждающихся в незамедлительной консультации врача-специалиста. Во время приема пациенты могут задать медицинской сестре интересующие вопросы, а также получить специализированные материалы, предназначенные для пациентов. Кроме того, доврачебный прием облегчает процесс прохождения диспансеризации и профилактических осмотров. Координация пациентов осуществляется непрерывно с момента обращения в Центр ПМСП и до завершения случая поликлинического обращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аканов А. А., Тулебаев К. А., Турдалиева Б. С., Кузиева Г. Д., Кошимбеков М. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

БІРІККЕН УНИВЕРСИТЕТТІК КЛИНИКАНЫҢ АМСК ОРТАЛЫҒЫНДА ЕМДЕЛУШІЛЕРДІҢ ТЕКСЕРУІ МЕН МАРШРУТТЫҚ ҚОЗҒАЛЫСЫН ДАЙЫНДАУ МЕН ҰЙЫМДАСТЫРУ

Designed route patient in PHC centers allows professional nursing capacity to provide better access to health care, and if necessary the product selection of patients in need of immediate consultation of a specialist. During the reception, patients can ask a nurse their questions and get special materials for patients. In addition, first-aid reception facilitates the passage of medical examination and preventive examinations. Coordination of patients is carried out continuously since the treatment in PHC centers and outpatient case until the completion of treatment.

Текст научной работы на тему «Организация обследования пациентов и разработка маршрута их движения в Центре ПМСП Объединенной университетской клиники»

А.А. АКАНОВ, К.А. ТУЛЕБАЕВ, Б.С. ТУРДАЛИЕВА М.К. КОШИМБЕКОВ, Г.Д. КУЗИЕВА

Казахский Национальный Медицинский Университет им. С.Д.Асфендиярова

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ И РАЗРАБОТКА МАРШРУТА ИХ ДВИЖЕНИЯ В ЦЕНТРЕ ПМСП ОБЪЕДИНЕННОЙ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ КЛИНИКИ

УДК 616-052-079:616-039.57:378.4

Разработанный маршрут движения пациента в Центре ПМСП позволяет использовать профессиональный сестринский потенциал в обеспечении лучшего доступа к услугам сферы здравоохранения, а при необходимости -произведение отбора пациентов, нуждающихся в незамедлительной консультации врача-специалиста. Во время приема пациенты могут задать медицинской сестре интересующие вопросы, а также получить специализированные материалы, предназначенные для пациентов. Кроме того, доврачебный прием облегчает процесс прохождения диспансеризации и профилактических осмотров. Координация пациентов осуществляется непрерывно с момента обращения в Центр ПМСП и до завершения случая поликлинического обращения.

Ключевые слова: Центр ПМСП, амбулаторно- поликлинические организации, маршрут движения пациента

Введение. Для студентов и преподавателей всегда был актуальным вопрос по оказанию качественной, квалифицированной и доступной лечебно-профилактической медицинской помощи, максимально приближенной к месту их обучения и работы. С этой целью был организован Центр первичной медико- санитарной помощи (Центр ПМСП) Объединенной университетской клиники Казахского национального медицинского университета им. С.Д.Асфендиярова (КазНМУ) в августе 2014 года в городе Алматы. В соответствии со Стратегией развития Казахстана «Казахстан - 2050» [1], Стратегией вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира [2], Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года [3], Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы [4], в 2013 году в Казахстане была утверждена Концепция развития медицинской науки до 2020 года. Одной из задач развития медицинской и фармацевтической науки и инноваций в здравоохранении является формирование и развитие современных форм научной и инновационной инфраструктуры, которая предусматривает формирование и развитие университетских клиник -как центров проведения биомедицинских научных исследований, внедрения современных достижений медицины [5]. Университетские клиники являются лечебно-учебно-научным структурным

подразделением соответствующих учреждений и одновременно их клинической базой. Центр ПМСП является лечебно- профилактическим и научно-образовательным структурным подразделением Объединенной университетской клиники, предназначенным для проведения лечебных и оздоровительных мероприятий студентам и сотрудникам университета с учетом условий их учебы, труда и быта. Основными задачами Центра

ПМСП являются: оказание лечебно-диагностической помощи в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи прикрепленному контингенту, предупреждение и профилактика заболеваний (проведение ежегодных

профилактических и скрининговых осмотров), мониторинг и улучшение показателей здоровья студентов в период их обучения, сотрудников, формирование у них ответственного отношения к здоровому образу жизни, организация и проведение работы по санитарно- гигиеническому воспитанию прикрепленного контингента, а так же непрерывная взаимосвязь с администрацией, деканатами и кафедрами КазНМУ (рисунок 1). Основные направления деятельности Центра ПМСП:

- проведение санитарно-просветительной работы среди студентов и сотрудников, пропаганда здорового образа жизни;

- осуществление профилактической работы, направленной на выявление ранних и скрытых форм заболеваний и факторов риска (скрининги);

- предупреждение развития заболеваний;

- организация и проведение диспансеризации;

- осуществление динамического наблюдения за состоянием здоровья студентов, сотрудников, проведение медицинского обследования и необходимых оздоровительных мероприятий;

- современная диагностика;

- оказание стационарзамещающей помощи;

- оказание срочной помощи при неотложных состояниях и острых заболеваниях;

- своевременная госпитализация пациентов в установленном порядке;

- проведение лечебных и реабилитационных мероприятий;

- оказание психо-социальной помощи студентам, преподавателям.

Рисунок 1 - Основные задачи Центра ПМСП

Полнота и непрерывность лечебно-оздоровительного процесса, формирование здорового образа жизни, возможность получения медицинской помощи без отрыва от производственной и учебной деятельности, преемственность в работе с различными структурными подразделениями, оказывающими лечебно-профилактическую помощь, способствует сохранению и поддержанию здоровья студентов и преподавателей, что является ключевым

звеном в реализации университетской программы «Здоровый студент- здоровый университет». Основная часть. На сегодняшний день к Центру ПМСП прикреплено 15852 человека. Это 9032 студента и 995 преподавателей КазНМУ, 3732 студента Алматинского университета энергетики и связи (АУЭС) и 2093 человека из Республиканского медицинского колледжа (РМК). Данные представлены в таблице 1.

Таблица - Структура прикрепленного контингента к Центру ПМСП

Название образовательной организации Количество прикрепленного контингента

мужчин женщин всего

КазНМУ (студенты) 2960 6072 9032

КазНМУ (преподаватели) 115 880 995

АУЭС 2789 943 3732

РМК 530 1563 2093

Итого: 6394 9458 15852

В Центре ПМСП функционируют следующие отделения:

- кабинет Службы поддержки пациента,

- регистратура,

-кабинеты первичного приема средними медицинскими работниками,

- кабинеты врачей общей практики;

- кабинеты профильных специалистов;

- кабинеты психо- социальной помощи и коррекции,

- молодежный центр здоровья,

- оздоровительно- реабилитационный центр М-Рй. Медицинскую помощь оказывают 8 врачей общей практики, которые так же являются ассистентами кафедр КазНМУ и 14 медицинских сестер общей практики.

За 9 месяцев 2015 года было принято и осмотрено 54850 пациентов (95,13%) в Центре ПМСП и 2807 пациентов (4,87%)- на дому. Из них по заболеваемости обратились 22653 человека, что составляет 41,3%; по поводу диспансеризации- 5769 (10,52%), для прохождения профилактического осмотра- 13666, что составляет 23,7% от числа всех обратившихся.

После приема врача общей практики на прохождение лабораторно- инструментальных исследований было направлено 2159 человек, из которых на лабораторные исследования- 490 человек, на

диагностические исследования -1669 человека. Случаев первичного обращения в Центр ПМСП в течение 9 месяцев 2015 года зарегистрировано 20384 случая. Из них 69 пациентов были направлены на госпитализацию в круглосуточные стационары города в экстренном порядке, что составляет 0,34% от всех впервые обратившихся.

Маршрут движения пациента (рисунок 2) при обращении в Центр ПМСП начинается с кабинета Службы поддержки пациента, где каждый обратившийся может получить всю необходимую информацию по услугам, оказываемым в Центре ПМСП.

Окно службы поддержки пациента осуществляет активное управление потоками обратившихся. Минуя регистратуру, необходимую помощь получают пациенты при неотложных состояниях, прохождении скринингов, при выдаче справок и повторных обращениях, при получении результатов исследований. Кроме того, служба поддержки пациента информирует пациентов о маршрутах движения при профилактических и диспансерных осмотрах, плановых госпитализациях через Портал Бюро госпитализации, при наблюдении во время беременности и необходимости прикрепленного контингента в социальной поддержке.

Рисунок 1 - Основные задачи Центра ПМСП

Рисунок 2 - Мари

На сайте электронного правительства Республики Казахстан (egov.kz) и с помощью Навигатора здоровья студента, пациент, вводя свой логин и пароль, может получить всю необходимую информацию о графике приема специалистов, записаться на прием к врачу на определенное время, не ожидая приема в очереди, вызвать врача на дом при необходимости. Регистратура обеспечивает проверку на прикрепление к организации ПМСП, оформление записи пациентов на прием к среднему медицинскому работнику и врачу общей практики и регистрацию вызовов врача на дом, своевременный подбор и доставку первичной медицинской документации в кабинеты врачей общей практики, предоставляют информацию прикрепленному контингенту о времени приема врачей и о правилах вызова врача на дом, оформление листков и справок о временной нетрудоспособности. В настоящее время внедрена система "Электронная регистратура" с осуществлением дистанционной записи на прием к среднему медицинскому работнику и врачу общей практики, а так же регистрацию вызовов врача на дом, и управления потоками пациентов в режиме реального времени. В данной системе отчетно- учетная документация ведется в электронном формате. Таким образом, запись на прием к врачу, вызов врача на дом осуществляется: онлайн (на сайте e-gov), через регистратуру, по телефону и через специалиста (медицинская сестра и врач).

После регистратуры, пациенты направляются в кабинет доврачебного приема, где ведут самостоятельный прием специально обученные средние медицинские работники. На каждого пациента заполняется "Карта первичного осмотра средним медицинским работником". Медицинские сестры систематизируют пациентов, собирают анамнез, выявляют жалобы пациента путем

движения пациента

детального расспроса, проводят предварительные осмотры. В течение 2014-2015 г.г. проведен каскадный цикл обучения медицинских сестер для самостоятельного приема пациентов. Анализ первичной медицинской документации (карты первичного осмотра средним медицинским работником) показал, что за 9 месяцев 2015 года 8154 случаев первичных обращений пациентов было завершено на уровне среднего медицинского персонала, что составляет 40% от всех впервые обратившихся. Это были обращения по поводу профилактических осмотров, ежеквартальных диспансерных осмотров, вакцинации и получения справок.

Врач общей практики играет ведущую роль в системе охраны здоровья прикрепленного контингента. В сложной работе врача общей практики соединены медицинская и организационная деятельность, куда включены организация профилактики, лечения, диспансеризации, реабилитации, санитарно-просветительной работы. ВОП, по сути, является организатором здравоохранения передового звена, а в Центре ПМСП врач общей практики осуществляет и образовательную деятельность. Основной принцип работы Центра ПМСП -участковый, совмещенный с учебно-образовательным процессом. За врачом общей практики закреплен микроучасток с прикрепленным контингентом 1000 человек. Участковые врачи несут ответственность за проведение всех лечебно-диагностических и профилактических мероприятий на территории данного участка. К каждому врачу общей практики, в рамках case-интерна, прикреплены 2 врача- интерна, проходящих обучение в КазНМУ. Врачи- интерны, совместно с врачом общей практики, осуществляют ведение пациентов на амбулаторно- поликлиническом уровне и в дневном стационаре, консультирование пациентов в

круглосуточном стационаре. Интерны принимают участие в обсуждениях, совместных осмотрах и врачебных консилиумах, ведут медицинскую документацию. Таким образом, лечебный процесс неразрывно связан с учебно- образовательным процессом.

Заключение. Уникальность Центра ПМСП в том, что он является клинической базой КазНМУ. Симбиоз науки, образования и практики обеспечивает высокое качество консультативной и диагностической помощи, надежность лечения и постоянное совершенствование диагностических, лечебных и реабилитационных технологий.

С самого начала Центр ПМСП основал свою деятельность на принципах качественного, Кроме того, доврачебный прием облегчает процесс прохождения диспансеризации и профилактических осмотров. Координация пациентов осуществляется непрерывно с момента обращения в Центр ПМСП и до завершения случая поликлинического обращения.

комплексного, научного подхода к оказанию медицинских услуг, открытости и честности по отношению к пациенту.

Разработанный маршрут движения пациента в Центре ПМСП позволяет использовать профессиональный сестринский потенциал в обеспечении лучшего доступа к услугам сферы здравоохранения, а при необходимости -произведение отбора пациентов, нуждающихся в незамедлительной консультации врача-специалиста. Во время приема пациенты могут задать медицинской сестре интересующие вопросы, а также получить специализированные материалы, предназначенные для пациентов.

Действуя в качестве единой команды в сфере здравоохранения, сотрудники Центра ПМСП могут предложить обществу более качественные услуги, ориентированные на пациентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства".- г. Астана, 14 декабря 2012 года.

2 Указ Президента Республики Казахстан "О Концепции по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира" от 17 января 2014 года № 732.

3 Указ Президента Республики Казахстан "О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года" от 1 февраля 2010 № 922.

4 Указ Президента Республики Казахстан "Об утверждении Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Казахстан" на 2011 - 2015 годы" от 29 ноября 2010 года № 113.

5 Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан «Об утверждении Концепции развития медицинской науки до 2020 года» от 23 августа 2013 года № 485.

А.А. АКАНОВ, К.А. Т0ЛЕБАЕВ, Б.С. Т¥РДАЛИЕВА, М.К К0Ш1МБЕКОВ, Г.Д.КУЗИЕВА.

С.ЖАсфендияров атындагы К,азац ¥лттыц Медицина Университету Алматы, Казахстан

Б1Р1ККЕН УНИВЕРСИТЕТТЖ КЛИНИКАНЫН, АМСК ОРТАЛЬ^ЫНДА ЕМДЕЛУШ1ЛЕРДЩ ТЕКСЕРУ1 МЕН МАРШРУТТЫК К^АЛЫСЫН ДАЙЫНДАУ МЕН ¥ЙЫМДАСТЫРУ

Тушн: АМСК Орталыгындагы даярланган емделушшщ маршрутты; ;озгалысы денсаулы; са;тау аймагындагы ;ызметтерге кэаби медбикелж потенциалды ;амтамасыздауга ;олдануга мумкшдж беред^ керек болган жагдайда емделушiлердi iрiктеп алуд дэр^ер маманнын, кецесшга нщ ;ажеттшп кезшде. Кабылдау кезшде емделушi медбикеге езш ;ызы;тыратын сура;тарды коюына болады, сонымен бiрге емделушiлерге арналган мамандандырылган материалдарды алуга болады. Сонымен ;атар, дэрiгерге дейiнгi ;абылдау диспансеризациялау мен профилактикалы; тексерулердщ жумысын жендлдетедь Емделушiлердi ба;ылау АМСК Орталыгына ;аралган уа;ыттан бастап жэне емханалы; ;аралудын, бггуше дейiн Yздiксiз ба;ылаумен ;амтамасыздандырылады. ТYЙiндi сездер: АМСК Орталыгы, амбулаторлы- емханалы; уйым, емделушшщ маршрутты; ;озгалысы

A.A. AKANOB, K.A. TULEBAYEV, B.S.TURDALIEVA, M.K. KOSHIMBEKOV, G.D.KUZIEVA

S.D. Asfendiyarov Kazakh National Medical University, Almaty, Kazakhstan

ORGANIZATION OF SURVEY OF PATIENTS AND THE DEVELOPMENT OF THE ROUTE OF THEIR MOVEMENT IN THE

PHC CENTER JOINT UNIVERSITY HOSPITAL

Resume: Designed route patient in PHC centers allows professional nursing capacity to provide better access to health care, and if necessary - the product selection of patients in need of immediate consultation of a specialist. During the reception, patients can ask a nurse their questions and get special materials for patients. In addition, first-aid reception facilitates the passage of medical examination and preventive examinations. Coordination of patients is carried out continuously since the treatment in PHC centers and outpatient case until the completion of treatment. Keywords: PHC centers, outpatient organizations, patient route

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.