Научная статья на тему 'Внедрение информационно-аналитического обеспечения управления здоровья студенческой молодежи «Навигатор здоровья студента»в деятельность Центра ПМСП КазНМУ имени С. Д. Асфендиярова'

Внедрение информационно-аналитического обеспечения управления здоровья студенческой молодежи «Навигатор здоровья студента»в деятельность Центра ПМСП КазНМУ имени С. Д. Асфендиярова Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
172
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система «Навигатор здоровья студента» / медицинский осмотр студентов / диспансерное наблюдение студентов / автоматизации процесса медицинского осмотра студентов. / “The Navigator of the student’s health” / medical examination of students / clinical supervision / computerization of the medical examination processes.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — М.А. Бахтиярова, А.К. Ешманова, А.А. Аканова, А.Г. Белтенова

В статье отражена информация о возможностях системы «Навигатор здоровья студента», разработанной в рамках внутривузовского студенческого научного проекта «Foresight student project» специально для автоматизации процесса медицинского осмотра и диспансерного наблюдения студентов Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова. Различные опции системы «Навигатор здоровья студента» позволяет участковому врачу и медицинской сестре осуществить автоматический поиск прикрепленных пациентов, с отражением информации о прохождении профилактического осмотра, последнем обращении, тем самым позволяет медицинскому работнику проводить мониторинг за состоянием здоровья прикрепленного контингента; получать информацию в онлайн-режиме о предстоящих приемах с детализацией жалоб, краткого анамнеза со стороны пациента с результатами минимального объема лабораторных исследований; реализует функцию электронной записи на прием, исключая тем самым возможность возникновения очередей. Внедрение системы «Навигатора здоровья студента» в практику Центра ПМСП университетской клиники позволило реализовать автоматизацию процесса медицинских осмотров, решить проблему очередей в студенческой поликлинике, создать цифровую базу данных для дальнейшей статистической обработки и наладить дистанционную связь между пациентом и медицинским персоналом в онлайн-режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — М.А. Бахтиярова, А.К. Ешманова, А.А. Аканова, А.Г. Белтенова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF THE INFORMATIONAL AND ANALYTICAL TOOL FOR THE HEALTH PROVISION OF THE STUDENTS’ HEALTH «THE NAVIGATOR OF THE STUDENT’S HEALTH» AT THE PRIMARY HEALTH CARE CENTER AT THE KAZNMU NAMED AFTER S.D. ASFENDIYAROV

The main aim of this article is to describe the program “The navigator of the student’s health” that is developed under the «Foresight student project», the university grant. This program is developed for computerization of the medical examination process and clinical supervision of KazNMU students. The different options within the program “The navigator of the student’s health” allows the doctor and the nurse to have an access to electronic database of their patients as well as to have an access to the related information such as the date of the latest prophylactic examination and medical supervision thereby this program allows to monitor the health status of their contingent; in addition, it allows to obtain in advance some information about patients’ anamnesis and complains in online regime as well as this program allows to book an appointment in advance thereby escaping the problem of queuing. The introduction of “The Navigator of the Student’s Health” into the practice of the primary health care center at the university clinic allowed to computerize the process of medical examination, it solved the problem of queuing in the hospital as well as it allowed to establish an electronic database for future statistical monitoring, finally, it allowed to establish a distant communication link between the medical personnel and the patient.

Текст научной работы на тему «Внедрение информационно-аналитического обеспечения управления здоровья студенческой молодежи «Навигатор здоровья студента»в деятельность Центра ПМСП КазНМУ имени С. Д. Асфендиярова»

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

«НАВИГАТОР ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТА»В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЦЕНТРА ПМСП КАЗНМУ ИМЕНИ С.Д. АСФЕНДИЯРОВА

№3-2015

М.А. БАХТИЯРОВА, А.К. ЕШМАНОВА, А.А. АКАНОВА, А.Г. БЕЛТЕНОВА

Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

УДК 614.2:378.180.6:32.973

В статье отражена информация о возможностях системы «Навигатор здоровья студента», разработанной в рамках внутривузовского студенческого научного проекта «Foresight student project» специально для автоматизации процесса медицинского осмотра и диспансерного наблюдения студентов Казахского национального медицинского университета имени С.Д. Асфендиярова. Различные опции системы «Навигатор здоровья студента» позволяет участковому врачу и медицинской сестре осуществить автоматический поиск прикрепленных пациентов, с отражением информации о прохождении профилактического осмотра, последнем обращении, тем самым позволяет медицинскому работнику проводить мониторинг за состоянием здоровья прикрепленного контингента; получать информацию в онлайн-режиме о предстоящих приемах с детализацией жалоб, краткого анамнеза со стороны пациента с результатами минимального объема лабораторных исследований; реализует функцию электронной записи на прием, исключая тем самым возможность возникновения очередей.

Внедрение системы «Навигатора здоровья студента» в практику Центра ПМСП университетской клиники позволило реализовать автоматизацию процесса медицинских осмотров, решить проблему очередей в студенческой поликлинике, создать цифровую базу данных для дальнейшей статистической обработки и наладить дистанционную связь между пациентом и медицинским персоналом в онлайн-режиме.

Ключевые слова: система «Навигатор здоровья студента», медицинский осмотр студентов, диспансерное наблюдение студентов, автоматизации процесса медицинского осмотра студентов.

Изучению и оценке здоровья молодежи и факторов его формирующих посвящены немало научных работ. Особенно актуальными они являются для нас сейчас, в свете масштабных задач по социальной модернизации, форсированной инновационной индустриализации и экономической интеграции, ставящихся перед нашей страной, каждый второй житель которой моложе 30 лет [1]. Анализ литературы показал, что одним из основных проблем при изучении состояния здоровья среди студенческой молодежи является отсутствие единой базы данных основных показателей медицинской статистики среди лечебных медицинских учреждений ряда стран. Так, в данных официальной статистики представленные показатели основных заболеваний, определяющих структуру обращений за медицинской помощью, инфекционные заболевания, осложнения беременности и родов, травмы и отравления представлены в общей массе молодежи, с ранжированием по возрастным категориям без учета принадлежности к студенческому сообществу, что создает значительные трудности в мониторинге структуры заболеваемости данной группы.

Проблема создания и внедрения медицинской информационной системы для автоматизации процессов в лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) не является новой и широко обсуждается в различных статях, книгах и научных работах [2-5].

По данным Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ) на территории стран СНГ зарегистрированы сведения о 775 различных программных продуктов для здравоохранения [6]. Казахстан стал одной из первых стран на постсоветском пространстве, внедрившей Национальный проект «Создание Единой информационной системы здравоохранения Республики Казахстан» (далее ЕИСЗ) в рамках Государственной программы реформирования и развития здравоохранения на 2005-2010 годы и реализовавшей обеспечение всех лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) на государственном уровне целым комплексом программных продуктов:

• Медико-статистическая система -

пациенториентированная система, обеспечивающая информатизацию всех процессов взаимодействия пациентов

с медицинским персоналом (обращения в медицинские организации, проведенные лечебно-диагностические мероприятия, выявленные заболевания, назначенные и оказанные пациенту медицинские услуги, в том числе потребленные лекарственные средства, если лечения проходило непосредственно в медицинской организации, планирование и мониторинг выполнения

профилактических мероприятий).

• Система управления ресурсами - для решения стратегических и оперативных вопросов кадрового и материально-технического обеспечения медицинских учреждений, с учетом их реальных потребностей, а также обеспечение использования единых справочников и кодификаторов.

• Система мониторинга санитарно-эпидемиологической ситуации - для решения задач сбора, обобщения и анализа информации, своевременного информирования ответственных подразделений Министерства здравоохранения и местных органов власти о санитарно-эпидемиологическом состоянии во всех регионах Республики.

• Система управления лекарственными обеспечением мониторингом лекарственного оборота - для осуществления автоматизированного контроля процессов производства, движения и использования лекарственных средств, средств медицинского назначения и медицинской техники.

• Система управления качеством медицинских услуг - с целью повышения качества контроля деятельности медицинских организаций и персонала деятельности медицинских организаций в части оказываемых услуг на основе формирования объектных индикаторных показателей.

• Система управления финансами - для осуществления управления финансовыми потоками.

Внедрение инновационных подходов в реформировании здравоохранения РК и информатизация медицинских услуг на государственном уровне позволило реализовать принцип доступности и прозрачности. Так, обеспечение каждого гражданина страны возможностью получения государственных услуг в сфере медицины в онлайн режиме через электронное правительство (egov.kz): прикрепление к

№3-2015

медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь; запись на прием к врачу и вызов врача на дом является предпосылкой для внедрения электронного паспорта здоровья [7].

Адаптация информационно-аналитических систем здравоохранения к сети ЛПУ, оказывающим комплекс медицинских услуг для студенческой молодежи является наиважнейшей задачей для реализации комплексных программ в сохранении и укреплении здоровья студентов. Особенностью таких программных продуктов является их соответствие регламентам, используемым в медицинских учреждениях и нормативно-правовых баз [8]. Так, создание программного продукта, позволяющего обеспечить интеграцию информации о пациентах с информацией о студентах, с возможностью создания медицинских отчетов на основе различных характеристик (курс, успеваемость, факультет) позволило бы внедрить систему мониторинга здоровья молодежи с реализацией межведомственного подхода со стороны медицинской организации и ВУЗа [9-10].

Существенная роль при формировании перспективной модели организации медико-социальной помощи

студентам отводится координации взаимодействия медицинских и образовательных структур, а также внедрению инновационных технологий организации медико-социальной помощи с учетом удовлетворенности студентов качеством медицинской помощи, социальной защищенности.

При проведении массовых медицинских и профилактических осмотров в условиях университетской

клиники актуальными являются системы своевременного и эффективного мониторинга состояния здоровья студентов, позволяющим обеспечить эффективную автоматизацию процесса медицинских осмотров, решить проблему очередей, создать цифровую базу данных для дальнейшей статистической обработки и наладить дистанционную связь между пациентом и медицинским персоналом в онлайн-режиме.

Система «Навигатор здоровья студента» была разработана в рамках студенческого проекта «Foresight student project» в 2014 году специально для автоматизации процесса медицинского осмотра и диспансерного наблюдения студентов КазНМУ.

Специалистами Центра ПМСП и ТОО «Нобель» (технические разработчики) в период с октябрь по декабрь месяцы 2014 года проводилась апробация системы «Навигатор здоровья студента». Согласно технической спецификации система «Навигатор здоровья студента» соответствовала требованиям к услугам по технической и контент-поддержке корпоративной системы «Навигатор здоровья студента» разработка макета велась на основе iOSandroid приложения корпоративного сайта, позволяющему в дальнейшем разработать прототип приложения на iOSandroid устройства под iOSandroid приложение, что обеспечивало мобильность данного приложения. Система «Навигатор здоровья студента» находится в веб-портале http://nzs.iknobel.kz/ .

Структура системы «Навигатор здоровья студента» приведена на рисунке 1.

№3-2015

Рисунок 1 - Организационная структура системы «Навигатор здоровья студента»

Интерфейс системы «Навигатор здоровья студента» представляет собой возможность авторизации на сайте в качестве студента или специалиста (Рисунок 2) и возможностью управления медицинскими услугами (запись на прием) в личном кабинете. Следует отметить, что

разработчиками полностью исключена возможность регистрации на данном ресурсе в качестве специалиста -регистрация специалистов проводится по согласованию с администрацией Центра.

№3-2015

Рисунок 2 - Электронная база «Навигатор здоровья студента».

Личный кабинет специалиста позволяет медицинскому работнику управлять профилем специалиста с указанием основной информации о занимаемой должности, специализации/ повышения квалификации, данных о

времени приема (№ кабинета, координаты участковых медицинских сестер) и контактной информацией, позволяющей студенту связаться с участковым врачом/ медицинской сестрой (Рисунок 3).

Рисунок 3 - Шаблон профиля личного кабинета специалиста

Опция «Мой участок» позволяет участковому прикрепленных к данному участку (Рисунок 4) с

врачу/медицинской сестре осуществить поиск пациентов, отражением информации о прохождении

302

№3-2015

профилактического осмотра, последнем обращении, тем самым позволяет медицинскому работнику проводить мониторинг за состоянием здоровья прикрепленного контингента.

Немаловажным является то, что система позволяет

наладить диалог с пациентом и реализовать функционал информирования пациента о предстоящих визитах в Центр ПМСП (профилактический прием, очередной диспансерный осмотр, повторный осмотр с результатами анализов при обращении по заболеваемости и т.д.).

Навигатор здоровья студента

А Б ДУЛ ПАЕВ СЕРИКЖАН

н Мой гаххЬнль Бьмти

Главная О Сврвисе- Новости Контакты Нормативная Раза

пУюзно знать

Результаты поиска по базе

Имя

Миг/Лап

нурнн дщьшаев

аЯцизугДуКоу ТинурАскзрСеков

КаЦо

Кайрат НурСекйв в|вг

Мщин л АОдыбаеы догдкм

рлтил Мура бей вз _К»№_

Возраст Курс Факультет ¡1

21

21

21

Факультет о$щен ивдщины Медико-прэфилакгачесшй факультет Фарчэцрггтшескнй факулыет Факультет общей медицины Медико-прэфклакгичемий факультет ФаридцрзпгкЕшй факулывт_

г \

/ ПОИСК ПО БАЗЕ ОБЩЕНИЕ ч

Курс Т

>№1ЧЙ Фякутаег т

>*а»же ^»еень щороеш т

Возраст *

ФИО

Найти по базе

^_11_

О

3 НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Рисунок 4 - Характеристика опции поиска по базе и добавления в участок

Опция «Мои приемы» содержит информацию о предстоящих приемах (Рисунок 5) с детализацией жалоб, краткого анамнеза со стороны пациента и содержит осмотр средним медицинским работником (электронную карту первичного осмотра СМР) с результатами минимального объема лабораторных исследований, тем самым позволяя врачу провести более детализированный осмотр пациента. Также

специалист может воспользоваться опцией планирования и/или добавления приема в случае осмотра пациента без посещения доврачебного кабинета и регистратуры (по экстренным показаниям) или планировании следующего визита пациента (Рисунок 6), что позволяет реализовать функцию электронной записи на прием, исключаятемсамым возможность возникновения очередей.

геЖаг

Мадино Абдыбаева

Рисунок 5 - Характеристика предстоящих приемов специалиста

№3-2015

Сохранить

Рисунок 6 - Добавление нового приема/планирование последующего приема

В свою очередь, профиль студента представлен интерфейсом опций записи на прием с указанием жалоб, анамнеза жизни, анамнеза заболевания, наличия диагнозов; возможностью просмотра в онлайн-режиме результатов обследования, назначений и рекомендаций врача (Рисунок 7) и обратной связи.

При создании данной системы «Навигатор здоровья студента» следует отметить, что функционал профиля студента выполнен с учетом медицинского направления университета, тем самым позволяя включить опции медицинской терминологии.

Рисунок 7 - Характеристика профиля студента

При выполнении апробации системы «Навигатор здоровья студента» специалистами Центра ПМСП особое внимание уделялось заполнению электронной карты «Первичного приема средним медицинским работником», утвержденной Протоколом №3 заседания Ученого Совета КазНМУ имени

С.Д.Асфендиярова от 28.10.2015 г. По итогам апробации системы «Навигатор здоровья студента» имеется акт внедрения в практику.

В ходе исследования были проанализированы 1217 электронных карт «Первичного приема средним

О^Каз®ИУ №3-2015

медицинским работником» заполненных медицинскими сестрами Центра ПМСП, ведущими самостоятельный прием пациентов в период с октября по ноябрь месяцы 2014 года. По результатам анализа установлены некоторые затруднения средних медицинских работников при заполнении поля «Объективного исследования пациента», что обоснованием для проведения непрерывно-образовательных модулей на рабочем месте Институтом сестринского дела и на базе ОУК №1.

Анализ первичной медицинской документации медицинских сестер общего профиля Объединенной университетской клиники №1 показал, что введение электронного документооборота в системе системы «Навигатор здоровья студента»на уровне среднего медицинского работника (делегирование части полномочий от врача к медицинским сестрам, разработка и введение в

повседневную практику карты первичного осмотра СМР) позволило уменьшить нагрузку на врачей ВОП до 47%. Таким образом, внедрение в практическую деятельность Центра ПМСП системы «Навигатора здоровья студента» позволило реализовать автоматизацию процесса медицинских осмотров, решить проблему очередей в студенческой поликилинике, создать цифровую базу данных для дальнейшей статистической обработки и наладить дистанционную связь между пациентом и медицинским персоналом в онлайн-режиме. Немаловажным является то, что впервые среди студенческой молодежи РК налажена система информирования о студентов о профилактических мероприятиях на уровне амбулаторно-поликлинического звена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года "Казахстан 2020: путь в будущее".

2 Мингалеев Г. Ф., Проблемы применения IT-технологий в медицине, Сборник научных трудов всероссийской медицинской научно-практической конференции "Развитие российского здравоохранения на современном этапе" / Министерство здравоохранения Мурманской области — М.: АдамантЪ, 2013. - С. 66-71.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Запольская М. М., Комплексная медицинская информационная система для врачей узких специальностей, Сборник научных трудов научно-технической конференции "Перспективные информационные технологии в научных исследованиях, проектировании и обучении". - Самара: Издательство СНЦ РАМН, 2012. - С. 277-279.

4 Кобринский А. А., Медицинская информатика: учебник для студ. ВУЗов. - М.: Академия, 2009. - С. 132-139.

5 Гусев А. В., Рекомендации по выбору медицинской информационной системы, журнал «Менеджер здравоохранения». - №5. -2010. - С. 38-45.

6 Сайт электронного правительства РК (http://egov.kz).

7 Воронов А.В. Автореферат магистерской диссертации. «Разработка медицинской информационной системы НГУ». -Новосибирск: 2013. - 129 с.

8 Международный стандарт ISO/TR 20514:2005, Информационные технологии в медицине - Электронная медицинская запись - Определение, назначение, содержание (Healthinformatics - Electronichealthrecord - Definition, scopeandcontext).

9 Гусев А. В., Эльянов М. М Методические рекомендации на разработку и внедрение информационной системы «Электронная регистратура (приемное отделение)» [Электронный ресурс, 04.04.2011]. -К-МИС. - 2011. - С. 8-23.

10 веб-портал http://nzs.iknobel.kz.

М.А. БАХТИЯРОВА, А.К. ЕШМАНОВА, А.А. АКАНОВА, А.Г. БЕЛТЕНОВА

С.Ж. Асфендяров атындагы улттыц медицина университетi

С.Ж. АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДМЫ ЦАЗ¥МУ АМСК ОРТАЛЬИЫНЫН, Ж¥МЫСЫНА «СТУДЕНТ ДЕНСАУЛЬИЫНЫН, НАВИГАТОРЫ» СТУДЕНТ ЖАСТАРДЫН ДЕНСАУЛЫ^ЫН БАСЦАРУДЫН А^ПАРАТТЫЩ-АНАЛИТИКАЛЫЩ ЦАМТАМАСЫЗ ЕТУ ЖУЙЕС1Н ЕНГ1ЗУ

ТYЙiн: Ма;алада С.Ж. Асфендияров атындагы Казак; ултты; медицина университетшщ студенттерш медицинальщ тексеру жэне диспансерлш кадагалау Yдерiсiн автоматтандыру максатында «Foresight student project» атты университетшШк студенттш гылыми жобаныц шецбершде жасалган «Студенттщ денсаулы; навигаторы» ЖYЙесiнiц MYMкiндiктерi туралы акпарат бершген. «Студенттiц денсаулы; навигаторы» ЖYЙесiнiц TYрлi опциялары жергiлiктi дэр^ерге жэне медбикеге тiркелген нау;астарды олардыц профилактикалы; тексеруден 0ткендiгi, дэрiгерге соцгы келуi туралы акпараттыц K0рсетiлуiмен автоматты TYPДегi iздеудi ЖYзеге асырады. Бул медицина н;ызметкерше тiркелген контингеттiц денсаулы; жагдайына мониторинг ЖYргiзуге; онлайн-режимде наукас жагынан шагымдардыц талдамаларды, ;ыс;аша анамнездь зертханалы; талдаулардыц мини K0лемдi талдамаларды усынуымен алдыцгы ;абылдаулар туралы а;парат алуга; электронды жазылу кызметiн ЖYзеге асыруга MYMкiндiк тугызады. Университет клиникасыныц АМСК орталыгыныц жумысына «Студенттiц денсаулы; навигаторы» жуйесш енгiзу медициналы; тексеру YДерiсiнщ автоматтандыруды, студенттiк емханаларды кезек мэселесш шешуге, статистикалы; талдау Yшiн мэлiметтердiц санды; базасын жасау жэне онлайн-режимде нау;ас жэне медициналы; ;ызметкерлер арасындагы дистанциялы; байланысты жа;сартуга MYMкiндiк бередi.

ТYЙiндi свздер: «Студенттiц денсаулы; навигаторы» ЖYЙесi, студенттердi медициналы; тексеру, студенттерд диспансерлiк ;адагалау, студенттердi медициналы; тексеру процессiн автоматтандыру.

О^ШЙИ '-3»

О^Каз®|1У

№3-2015

M.A. BAKHTIYAROVA, A.K. YESHMANOVA, A.A. AKANOVA, A.G. BELTENOVA

Kazakh National Medical University named after S.D. Asfendiyarov

INTRODUCTION OF THE INFORMATIONAL AND ANALYTICAL TOOL FOR THE HEALTH PROVISION OF THE STUDENTS' HEALTH «THE NAVIGATOR OF THE STUDENT'S HEALTH» AT THE PRIMARY HEALTH CARE CENTER AT THE KAZNMU NAMED AFTER S.D.

ASFENDIYAROV

Resume: The main aim of this article is to describe the program "The navigator of the student's health" that is developed under the «Foresight student project», the university grant. This program is developed for computerization of the medical examination process and clinical supervision of KazNMU students.

The different options within the program 'The navigator of the student's health" allows the doctor and the nurse to have an access to electronic database of their patients as well as to have an access to the related information such as the date of the latest prophylactic examination and medical supervision thereby this program allows to monitor the health status of their contingent; in addition, it allows to obtain in advance some information about patients' anamnesis and complains in online regime as well as this program allows to book an appointment in advance thereby escaping the problem of queuing.

The introduction of 'The Navigator of the Student's Health" into the practice of the primary health care center at the university clinic allowed to computerize the process of medical examination, it solved the problem of queuing in the hospital as well as it allowed to establish an electronic database for future statistical monitoring, finally, it allowed to establish a distant communication link between the medical personnel and the patient.

Keywords: 'The Navigator of the student's health", medical examination of students, clinical supervision, computerization of the medical examination processes.

ЗНАЧЕНИЕ ОЛИМПИАДЫ ПО АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА В МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Д.Е. ЖАНЫБЕКОВ, Т.М. ДОСАЕВ, Г.Р. МЫНЖАНОВА

КазНМУ, кафедра нормальной анатомии

УДК 611:378.14

В данной статье рассматривается роль олимпиады по анатомии человека в мотивации изучения предмета. Олимпиада по анатомии человека включает вопросы, позволяющие оценить познавательную и творческую деятельность студента, а именно: знание истории анатомии; навыки мышления; связь анатомии с клиническими дисциплинами;умение решать клинические задачи. Ключевые слова: олимпиада, мотивация, мышление, история анатомии, навыки, клинические задачи.

Одним из методов нетрадиционной проверки знаний студентов, в основе которого лежит соревнование является олимпиада [1,2,3,4,5]. Она мобилизует внимание студентов на познавательной стороне обучения, а также стимулирует их самостоятельно решать ряд клинических задач. Значение олимпиады — повышение интереса к изучению предмета, которой существенно способствует элемент соревнования. Анатомиячеловека являясь одним из фундаментальных медицинских дисциплин, имеет тесные связи почти со всеми клиническими дисциплинами. Поэтому олимпиада по анатомии человека включает вопросы, позволяющие оценить познавательную и творческую деятельность студента, а именно: 1- его эрудицию и культуру знание истории предмета; 2- навыки мышления; 3- понимание связи предмета с клиническими дисциплинами; 4- умение решать клинические задачи. В целях полной оценки знания предмета студентам предлагается 5 вида заданий. 1.Эпонимы

История анатомии представляет сферу профессиональных знаний, которая помогает выделить основные этапы формирования изучаемой науки. Очень важно, в какой стране, в какое время протекала жизнь того или другого ученого, какие научные открытия были сделаны в этот период. Поэтому традиционным заданием олимпиады являются эпонимы. При выборе эпонимов нужноучитывать , насколько применим этот эпоним в клинической практике,

а также насколько он соответствует учебному материалу, который изучает студент в данный семестр.Выполнение этого задания связано со знаниями конкретных анатомических структур, латинской терминологии, жизни и творчества зарубежных и отечественных анатомов. Пример задания: напишите русские эквиваленты следующих эпонимов:

Вопросы:1- Пирогов венозный угол.2- Евстахиева труба. 3-Гете кость.4-Лисфранков сустав.5-Морганьев желудочек .6-Пупартова связка. 7-Шлемов канал. 8-Блюменбахов скат.9-Брока центр.10-Виллизиев круг.

Ответ: 1-место слияния подключичной и внутренней яремной вен, образующих плече-головную вену,2-костно-хрящевой канал соединяющий барабанную полость с носовой частью глотки.3- это межтеменная кость представляющая собой обособленныйотдел чешуи затылочной кости,4- предплюсне-плюсневый сустав,5-парное углубление слизистой оболочки гортани между преддверной и голосовыми складками,6- паховая связка,7-венозный синус склеры,8-широкий желоб образованный телом клиновидной кости и базиллярной частью затылочной кости, 9- двигательная речевая зона коры мозга в заднем отделе нижней лобной извилины,10-артериальный круг большого мозга.

Пример задания. Напишите латинские эквиваленты следующих эпонимов:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.