РАЗДЕЛ X ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
УДК 378,01
О. В. Осетрова, O. V. Osetrova.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, заведующая отделом аспирантуры и докторантуры Самарского государственного медицинского университета, заместитель главного редактора научного журнала «Аспирантский вестник Поволжья», [email protected], Самара
Candidate of Pedagogy, senior lecturer of the chair of Pedagogics, head of the department of postgraduate and doctoral studies of the Samara State Medical University, assistant to the editor-in-chief of “The Postgraduate Bulletin of the Volga Region”, [email protected] <mailto:[email protected]>, Samara
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Профессиональный рост преподавателя высшей школы во многом определяется его научной подготовкой, которая планово осуществляется при обучении специалистов в аспирантуре. В системе послевузовского профессионального образования аспирантура является основной формой подготовки кадров для высшей школы.
Вместе с тем организация обучения в аспирантуре, ориентированная на подготовку будущего преподавателя к самостоятельной научной и педагогической работе, требует совершенствования, способствующего повышению эффективности научной подготовки, заключающейся в качественном диссертационном исследовании и своевременности его выполнения. Так, по данным статистики Федерального агентства по образованию, ежегодный выпуск аспирантов в РФ с защитой диссертации в установленные сроки обучения за последние годы не достигает 50% [1]. Одновременно наблюдается снижение численности аспирантов, которых привлекает педагогическая деятельность в высшей школе, и рост числа специалистов - соискателей ученой степени, не работающих в вузе, и самостоятельно выполняющих диссертационные исследования.
Между тем своевременное воспроизводство научно-педагогических кадров для современной высшей школы (в том числе, медицинской) является проблемой актуальной и труднорешаемой. Свидетельство этому - дефицит преподавателей на фундаментальных кафедрах, в то время как средний возраст педагога приближается к пенсионному, а у выпускников аспирантуры отсутствует мотивация к преподаванию в вузе.
В современных условиях стремительного инновационного развития общества и создания исследовательских университетов перед руководством высшей школы стоит важная задача подготовки в аспирантуре преподавателя нового типа: пре-подавателя-исследователя. Серьезность проблемы обязывает организаторов пос-
левузовского профессионального образования совершенствовать обучение, как в преподавательской деятельности, так и в научной. Продуктивная подготовка научно-педагогических кадров определяет перспективное развитие вуза и его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.
В настоящее время в послевузовском профессиональном (медицинском) образовании отсутствует системный подход к организации научной подготовки преподавателя, не имеющего ученой степени. Вместе с тем реформирование системы высшего образования на современном этапе инициирует поиск эффективной стратегии организации процесса обучения научно-педагогического резерва в аспирантуре, в том числе, результативной научной подготовки. Один из концептуальных подходов организации образовательного процесса научной подготовки преподавателя в аспирантуре предложен в настоящем исследовании. Нами выполнено моделирование образовательного процесса подготовки преподавателя-исследователя, структура которого представлена на рис. 1.
Рис. 1. Модель образовательного процесса, ориентированного на развитие конкурентоспособности преподавателя-исследователя
Образовательный процесс организован для обучения преподавателя активной познавательной деятельности и воспитания в нем способностей, ориентированных на приобретение исследовательских компетенций. Содержание образовательного процесса включает двухуровневую подготовку, ориентированную на накопление конкурентных преимуществ, для успешной научной деятельности. Образовательный процесс организован как целенаправленное обучение по четырем возрастающим ступеням. Первая и вторая ступени первого уровня - диагностика и развитие способностей; третья и четвертая ступени второго уровня - реализация и совершенствование способностей. При этом профессиональный рост преподавателя как исследователя осуществляется через его адаптацию к научной работе и формирование ресурсного пакета компетенций. Для подготовки к научной работе разработаны требования к квалификационной характеристике выпускника аспирантуры, позволяющей освоить ступень научной квалификации, которая подтверждается ученой степенью кандидата наук. Учитывая, что построенная нами образовательная модель научной подготовки преподавателя-исследователя ориентирована на эффективное управление качеством обучения педагогического резерва в аспирантуре, целесообразно руководствоваться разработанным в Самарском государс-
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ...
твенном медицинском университете макетом квалификационной характеристики выпускника аспирантуры на примере клинических специальностей [2].
Среди основных требований квалификационной характеристики к результатам обучения - требование к умению выполнить самостоятельное диссертационное исследование. С этой целью мы выделили и включили в квалификационную характеристику 10 приоритетных компетенций, которыми, по мнению научных руководителей, должен обладать выпускник аспирантуры. Данные, отраженные в диаграмме, подтверждают, что на фоне высокой потребности в приобретении компетенций (все показатели - более 60%), основу ресурсного пакета компетенций составляют методологические знания и опыт выполнения исследования, то есть, методологическая грамотность (100%).
100-
90- '
80-
70-
60-
50-
40-
30-
20-
2- о
10-
І § 5 I—
і I
О ®
* а
0 х с 3
' I
га ™
1 1
СО
У
X
§ ^ .а т
о
(О
(О
Ні
Ї о о Е с -о
Рис. 2. Сравнительная оценка приоритетных потребностей в приобретении компетенций для научной работы
Принимая во внимание, что требования к итоговой аттестации аспиранта включают защиту выпускной квалификационной работы - диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, нами разработана программа обучения, внедрен спецкурс по методике выполнения научного исследования для аспирантов и соискателей, издано учебное пособие «Основы подготовки медицинской диссертации» [3].
При моделировании образовательного процесса были разработаны критерии, ориентированные на управление конкретным процессом - повышение качества научной подготовки. В основе моделирования заложены требования к оценке качества образовательного процесса и его конечных результатов, формирующих усвоение необходимого уровня теоретических знаний и практических навыков и умений, которыми должен овладеть выпускник аспирантуры в соответствии с образовательной программой по конкретной научной специальности. Достигнутый уровень исследовательских способностей согласно образовательной про-
грамме подтверждает статус аспиранта как состоявшего исследователя. Высокий уровень достигнутых исследовательских способностей характеризует аспиранта как талантливого исследователя - профессионала, что становится гарантией его конкурентоспособности. Талантливый исследователь становится перспективным преподавателем, способным не только к выполнению продуктивной исследовательской деятельности, но и постоянному ее совершенствованию.
Основываясь на тезисе, что для совершенствования исследовательских способностей требуется постоянное накопление знаний и расширение опыта в выполнении НИР, мы выстроили образовательный процесс как цепочку последовательных действий, направленных на достижение конкретного результата - приобретение конкурентных преимуществ у преподавателя-исследователя.
Учитывая, что для успешной профессиональной деятельности требуется постоянное накопление конкурентных преимуществ, процесс обучения и воспитания преподавателя как исследователя рассматривается нами циклично. Поэтому в модели научной подготовки фиксируются «вход» и «выход», а все элементы образовательного процесса взаимосвязаны и повторяются в установленном нами порядке. После прохождения каждого цикла выполняется анализ обучения и воспитания преподавателя как исследователя, проводится корректировка результатов, и планируются действия по устранению выявленных недостатков в следующем цикле для достижения лучшего результата. Выход первого цикла становится входом во второй, в результате чего образовательный процесс ориентирован на постоянное улучшение качества обучения и воспитания.
С позиции международной системы менеджмента качества сбалансированность образования достигается при условии соответствия требованиям образовательного процесса установленным потребностям. Поэтому для скоординированности требований и потребностей нами адаптирован непрекращающийся цикл Деминга: планируйте - делайте - проверяйте - воздействуйте [4]. При этом цикличность совершенствования образовательного процесса достигается через постоянное улучшение результатов обучения и воспитания преподавателя - исследователя на каждом уровне подготовки (рис. 3).
Рис. 3. Цикличность совершенствования образовательного процесса
Таким образом, результативность приобретенных теоретических знаний, практических умений и освоенных навыков выполнения исследования зависит от уровня развития способностей. При этом дальнейшая возможность совершенство-
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ...
вания исследовательских способностей возможна при соблюдении цикличности образовательного процесса.
Предложенный концептуальный подход организации образовательного процесса обучения и воспитания профессиональной деятельности преподавателя-ис-следователя, поможет выработать единые требования к качеству научной подготовки, которые в высшей медицинской школе в настоящее время отсутствуют.
Библиографический список
1. Статистический сборник о работе в сфере послевузовского профессионального образования в 2006 году (аспирантура и докторантура в системе Рособразования). [Текст] - М., 2007. - 32 с.
2. Осетрова, О. В. Управление качеством подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру в высшей медицинской школе [Текст] / О. В. Осетрова // Сохранение и развитие научного потенциала Приволжского Федерального округа: сборник статей. - Нижний Новгород, 2007. - С. 180-188.
3. Осетрова, О. В. Основы подготовки медицинской диссертации [Текст]: учебное пособие / О. В. Осетрова. - Самара, 2009. - 295 с.
4. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Требования. [Текст] - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 21 с.
5. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. [Текст] - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 26 с.
6. Середенко, П. В. Подготовка учителя-исследователя в вузе [Текст] / П. В. Середенко // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -С. 181-190.
7. Корнилова, О. А. Организация эвристического обучения как условие формиро-ванияпрфессиональной рефлексии будущихспециалистов социальной работы [Текст] / О. А. Корнилова, В. С. Нургалеев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -С.176-1180.
8. Климова, Т. Е. Метод восхождения в формировании опыта научно-исследовательской деятельности студента [Текст] / Т. Е. Климова, Е. П. Романов, М. В. Романов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 78-85.