Научная статья на тему 'Организационно-педагогические особенности подготовки преподавателя медицинского вуза к научной работе'

Организационно-педагогические особенности подготовки преподавателя медицинского вуза к научной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осетрова О. В.

С позиции процессно-процедурного подхода рассматривается обучение преподавателя исследовательской деятельности при работе над диссертацией. Предлагается к реализации педагогическая технология подготовки аспирантов медицинских вузов, ориентированная на развитие способностей для формирования исследовательских компетенций. Разработанный в Самарском государственном медицинском университете организационно-педагогический механизм поддержки включает авторское методическое обеспечение для аудиторного спецкурса, способствующего повышению качества научной работы и скорейшей адаптации к ней преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL - PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF HIGH MEDICAL SCHOOL TEACHERS' TRAINING FOR RESEARCH WORK

Using the process-procedure approach we investigate the teachers' training activity to do research while working at the thesis. We suggest to implement into practice the pedagogical technologies of medical postgraduates' training oriented to research competence development. The administrative-pedagogical supportive mechanism developed at Samara State Medical University includes the author's methodic facilities for a special course of class activities, contributing to the scientific work quality improvement and speeding the process of the teacher's adaptation.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические особенности подготовки преподавателя медицинского вуза к научной работе»

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К НАУЧНОЙ РАБОТЕ

© 2008 О.В.Осетрова

Самарский государственный медицинский университет

С позиции процессно-процедурного подхода рассматривается обучение преподавателя исследовательской деятельности при работе над диссертацией. Предлагается к реализации педагогическая технология подготовки аспирантов медицинских вузов, ориентированная на развитие способностей для формирования исследовательских компетенций. Разработанный в Самарском государственном медицинском университете организационно-педагогический механизм поддержки включает авторское методическое обеспечение для аудиторного спецкурса, способствующего повышению качества научной работы и скорейшей адаптации к ней преподавателя.

Современные условия развития инновационного общества в России обязывают преподавателя высшей школы соответствовать в своей подготовке требованиям времени, среди которых ведущими являются высокая личная профессиональная компетентность и использование новейших педагогических технологий. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы основные направления подготовки квалифицированного специалиста. К первостепенным направлениям относятся: профессиональная мобильность и ориентация на постоянный профессиональный рост; развитие способностей к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов и формирование профессиональных компетенций. Вместе с тем, вызывает настороженность негативный аспект обучения специалистов в сфере высшего образования: при тотальном развитии массового высшего образования возрастают риски снижения уровня преподавания и качества профессиональной подготовки.

Очевидно, что на эффективность организации процесса обучения влияет степень профессионализма педагога, от чего напрямую зависит качество подготовки молодых специалистов в вузе. Проблема качества образования является первостепенной как на федеральном уровне (национальный проект «Образование»), так и в мировом масштабе. Это подтверждается реализацией новой системы развития высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией в нашей стране,

согласно которой для вузов РФ Минобрнау-кой разработан план мероприятий до 2010 г.1.

Качество образования определяется его сбалансированностью, которая достигается через реализацию требований:

о к организации учебного процесса; о к подготовке научно-педагогических кадров;

о к разработке и реализации образовательных программ;

о к качеству исследовательской работы; о к состоянию материально-технической базы;

о к формированию информационной среды.

Возможность достижения качественного образования во многом определяется обогащением учебного процесса новыми научными знаниями, для чего преподаватель высшей школы становится не только их транслятором, но и исследователем, интегрирующим в преподавание собственные научные труды. Квалификация преподавателя -исследователя подтверждается ученой степенью в конкретной научной отрасли, наличие которой является непременным условием преподавания в высшем учебном заведении.

Основной формой подготовки преподавателя к научной работе является аспиранту-

1 План мероприятий по реализации положений Болон-ской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 -2010 годы: приложение к приказу Минобрнауки России № 40 от 15.02.2005 г. «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации». -М.: 2005.

ра. Именно в структуре аспирантуры происходит опережающее развитие исследовательской деятельности, воздействующей на содержание учебного процесса, что обеспечивает устойчивое развитие высшей школы через интеграцию научной и преподавательской работы.

Процесс обучения в аспирантуре предусматривает выполнение и защиту диссертационного исследования, в результате чего присуждается научная квалификация - кандидат наук. Для успешной подготовки диссертации необходимы специальные методологические знания, умения и навыки исследовательской работы. Тем не менее, не все аспиранты завершают диссертационное исследование в установленные сроки обучения, что свидетельствует об отсутствии у них достаточных знаний о методике выполнения медицинской диссертации, ее структуре и оформлении.

Вместе с тем к настоящему времени в отечественном науковедении накоплен значительный опыт по методологии научно-иссле-довательских работ, и издано достаточное количество научной и методической литературы по выполнению диссертационного исследования.

Известен рекомендательный способ самостоятельной организации работы исследователей над диссертацией с помощью практических пособий и руководств2. Такой подход характеризует межотраслевое назначение изданий без учета рекомендаций, позволяющих учесть специфику выполнения исследования по конкретной научной отрасли.

Существует отраслевой подход в организации работы диссертантов, который отражен в своде методических рекомендаций по техническим наукам, пособиях по педагогическим наукам3. Самостоятельное изучение и усвоение учебного материала предусмотрено методологической литературой и в медицин-

2 Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. -М.: 2005; Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление. - М.: 2006; Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: учебное пособие. - М.: 2004.

3 Рыжиков Ю.И. Работа над диссертацией по техническим наукам. - СПб.: 2005; Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога - исследователя. - М.: 2003.

ской отрасли, в которой отмечен рост чис-

4

ленности аспирантов .

Перечисленные межотраслевой и отраслевые подходы ориентированы на самоорганизацию личности преподавателя как исследователя. Однако в «науку приходят» дипломированные специалисты с различной фундаментальной и практической подготовкой. Поэтому самостоятельное усвоение диссертантом методологии может повлечь возможное ее недопонимание или искажение. Общим недостатком существующих подходов к организации научной работы являются рекомендации самостоятельного изучения методологии исследования, влияющего на степень усвоения.

Успех самостоятельного изучения методологии выполнения научной работы и продуктивность исследовательских действий возможны только при наличии высокой компетентности диссертанта, которую необходимо развивать при подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре. Компетентность диссертанта в выполнении научной работы формируется в процессе обучения, ориентированном на развитие и диагностику способностей, которые позволяют использовать полученные знания, умения и практические навыки выполнения исследования.

В настоящее время отсутствует обучающий механизм по адаптации преподавателя к исследовательской работе. Имея различные исследовательские способности диссертанты фактически самостоятельно изучают методическую литературу, хаотично повышая свою методологическую грамотность.

Поэтому система научной подготовки в аспирантуре требует совершенствования, для чего целесообразно разработать комплексный подход к обучению технологии научного исследования, способствующий развитию исследовательских компетенций. Такой подход предусматривает организацию педагогиче-

4 Георгиевский А.С. Методология и методика научно-исследовательской работы в медицине. - М.: 1981; Повзун С.А. Медицинская диссертация. - СПб.: 2002; Ратнер Г.Л. Как работать над медицинской диссертацией. - Саратов: 1989; Медицинская диссертация: руководство / авт.-сост. С.А.Трещев; под ред. акад. РАМН проф. И.Н.Денисова. - М.: 2008; Статистический сборник о работе в сфере послевузовского профессионального образования (аспирантура и докторантура в системе Рособразования). - М.: 2007.

ского процесса, предполагающего активное вовлечение преподавателя в исследовательский процесс, диагностируемый и контролируемый аудиторным спецкурсом с методическим обеспечением.

Целью настоящей работы является разработка организационно-педагогического подхода в оказании методической помощи при выполнении диссертации, ориентированного на развитие способностей аспирантов и преподавателей медицинских вузов для формирования исследовательских компетенций.

Нами использовались международные стандарты системы менеджмента качества ИСО 9001:2000, адаптированные к образовательному развитию преподавателей в аспирантуре.

В исследовании разработан организационно-педагогический механизм, основанный на прогностическом процессно-процедурном моделировании подготовки преподавателя высшей медицинской школы к научной работе. Процесс обучения рассматривается нами как комплекс взаимосвязанных педагогических мероприятий. Процесс обучения ориентирован на развитие и диагностику способностей исследователей применять в научной работе приобретенные знания, умения и практические навыки. Для реализации процесса обучения используется комплекс образовательных процедур с применением педагогического инструментария.

Практическим выходом процесса обучения является результат, отраженный в ключевых видах деятельности исследователя: о создание новых научных данных; о участие в научных мероприятиях; о издание научной продукции; о интеграция новых научных знаний в преподавание;

о разработка методического обеспечения для преподавания новых знаний;

о накопление ресурсного пакета компетенций;

о формирование квалификационной характеристики выпускника аспирантуры;

о освоение ступени научной квалификации.

Исследование организационно-педагогических особенностей научной подготовки предусматривает разработку паспорта процесса, регламентирующего образовательную

деятельность, которая реализуется при подготовке преподавателя-исследователя к научной работе. Результативность процесса обучения определяется практическим выходом в сопоставлении с запланированным прогнозом деятельности исследователя.

Продуктивность процесса обучения определяется степенью адаптации преподавателя - исследователя к научной деятельности. Адаптация рассматривается нами как приспособление к условиям исследовательской деятельности и способность применять усвоенные знания и умения.

Новый подход к организации педагогического процесса подготовки преподавателя к научной работе разработан и внедрен отделом аспирантуры и докторантуры Самарского государственного медицинского университета. Программа обучения рассчитана на 72 аудиторных часа, состоит из 12 разделов, включающих лекции, семинары, практические занятия. Итоговый контроль - квалификационный экзамен. Документ о прохождении курса - удостоверение о повышении квалификации в научной работе. Для методического обеспечения разработано учебное пособие «Основы подготовки медицинской диссертации».

Для организации педагогического процесса подготовки преподавателя к научной работе выполнены следующие мероприятия:

о организован спецкурс «Основы подготовки медицинской диссертации»;

о сформирована тематическая программа;

о разработан учебный план; о составлены методические рекомендации;

о издано учебное пособие. В результате выполненных мероприятий кафедрам педагогики медицинских вузов предоставляется педагогическая технология на основе модульного построения содержания обучения, включающая полное комплексное методическое обеспечение по организации и чтению спецкурса, позволяющего проводить мониторинг способностей по использованию усвоенных знаний, умений и практических навыков у аспирантов и преподавателей - соискателей ученой степени кандидата медицинских наук в период работы над диссертацией.

Организация комплексного подхода к обучению способствовала развитию способностей преподавателей как исследователей в использовании приобретенных ими знаний и умений для научной работы. Возросла эффективности подготовки аспирантов до 76%, сократился период работы над диссертацией в среднем на 33%. Повысилось качество проведения экспериментов и клинических испытаний, значимость полученных результатов и их востребованность в практическом здравоохранении региона.

Комплексный подход к организации педагогического процесса получил одобрение к внедрению в Российском государственном медицинском университете, Саратовском государственном медицинском университете.

Разработанное к содержанию спецкурса учебное пособие «Основы подготовки медицинской диссертации» рекомендовано Советом по психолого-педагогическому обеспечению непрерывного медицинского образования и повышению квалификации медицинских и фармацевтических учебных заведений РФ в качестве учебного пособия для подготовки аспирантов и соискателей ученой степени кандидата медицинских наук.

С учетом дальнейшей разработки механизма обучения процессно-процедурное прогнозирование может служить основой для формирования концепции развития и совершенствования научной подготовки преподавателя высшей медицинской школы.

ORGANIZATIONAL - PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF HIGH MEDICAL SCHOOL TEACHERS' TRAINING FOR RESEARCH WORK

© 2008 O.V.Osetrova

Samara state medical university

Using the process-procedure approach we investigate the teachers' training activity to do research while working at the thesis. We suggest to implement into practice the pedagogical technologies of medical postgraduates' training oriented to research competence development. The administrative-pedagogical supportive mechanism developed at Samara State Medical University includes the author's methodic facilities for a special course of class activities, contributing to the scientific work quality improvement and speeding the process of the teacher's adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.