Научная статья на тему 'Организация обращения с отходами противотуберкулезных учреждений как важное направление профилактики внутрибольничных инфекций'

Организация обращения с отходами противотуберкулезных учреждений как важное направление профилактики внутрибольничных инфекций Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
145
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация обращения с отходами противотуберкулезных учреждений как важное направление профилактики внутрибольничных инфекций»

отходов Б и В, зарегистрированные и разрешенные к применению в установленном порядке, в обмен на аналогичные с использованными шприцами.

Обеззараживание использованных шприцев рекомендуется проводить в ОКП (в местах их первичного сбора) физическими методами:

• насыщенным водяным паром в паровых стерилизаторах (автоклавах) при температуре 121 оС в течение 30 минут;

• путем воздействия электромагнитного излучения сверхвысокой частоты и влажного пара при температуре 100 оС в течение 60 минут (в установках У0М0-01/150, У0М0-02/90).

Транспортирование контейнеров с использованными инъекционными шприцами однократного применения должно осуществляться соответствующими организациями только в закрытых кузовах

специального автотранспорта, предназначенного для перевозки медицинских отходов классов Б и В. Предлагается метод высокотемпературного термического обезвреживания медицинских отходов в пиролизных установках и инсинераторах, который оценивается как приоритетный по сравнению с другими тепловыми методами.

Немаловажны требования, предъявляемые к медицинским работникам, осуществляющим сбор, обеззараживание, временное хранение и транспортирование медицинских отходов классов опасности Б и В. Они должны иметь специальную подготовку по технике безопасности; проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с действующими нормативными документами; быть обеспечены спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. ш

Литература

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.01.2004 г. № 2 «Об активизации мероприятий, направленных на противодействие распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.04.2005 г. № 16 «О дополнительных мерах

по противодействию распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации».

Безопасность иммунизации. Пособие для врачей / Под ред. Е.Н. Беляева, А.А. Ясинского. - М.: Бектон Дикинсон, 2005. - 134 с. Pruess A., Giront E., Rushbrook P Safe management of wastes from health-care activities. - Geneva: WHO, 1999. - 228 p.

Организация обращения с отходами противотуберкулезных учреждений как важное направление профилактики внутрибольничных инфекций

Н.П. Ефремова1, В.Г. Акимкин2

1 Уральская государственная медицинская академия дополнительного образования, г. Челябинск

2 ФГУН «Центральный НИИ эпидемиологии» Роспотребнадзора, Москва

Активное внедрение новых методов клинических исследований, диагностики и лечения, а также широкое использование одноразового инструментария приводят к увеличению объема и массы медицинских отходов, утилизация которых становится острой проблемой, требующей незамедлительного решения [1 - 3, 5].

Базельская конвенция (1992 г.) выделила 45 видов опасных бытовых отходов, список которых открывается медицинскими. В Российской Федерации ежегодно образуется 0,6 - 1 млн тонн медицинских отходов (около 2% от общего количества бытовых отходов).

Контаминированные болезнетворными микроорганизмами в сотни и тысячи раз выше по сравнению с бытовыми, медицинские отходы представ-

ляют серьезную эпидемиологическую и экологическую опасность.

В мировой практике известны случаи инфицирования населения, медицинского персонала, связанные с нарушением правил сбора, временного хранения, транспортировки и обезвреживания медицинских отходов [1].

Отсутствие в большинстве ЛПУ организованной системы сбора, транспортировки и удаления медицинских отходов ставит под угрозу здоровье как пациентов, так и персонала. Кроме того, повышается риск обсемененности функциональных помещений клинико-диагностических отделений стационара патогенными микроорганизмами, что может вызвать распространение внутрибольничных инфекций (ВБИ) и вынос инфекции за преде-

лы медицинского учреждения. Значительная часть отходов ЛПУ неконтролируемо попадает на свалки вместе с бытовыми отходами или захоранивается неупорядоченным образом, создавая тем самым угрозу распространения инфекций [1 - 3].

Большую эпидемиологическую опасность представляют отходы классов Б и В, доля которых в ЛПУ Челябинской области составляет от 11 до 20%. Данные классы отходов содержат возбудителей инфекционных болезней, имеющих высокую устойчивость во внешней среде. Чаще всего при бактериологических исследованиях таких отходов выделяются бактерии рода Staphylococcus, группы кишечной палочки, неферментирующие грамот-рицательные бактерии и другие микроорганизмы (более 90%).

По данным отчетов ЛПУ Челябинской области, медицинские отходы включают: перевязочный материал - 74,5%, полимерные отходы - 10,1%, металл - 2,8%, патолого-анатомические отходы -1,1%, лабораторные - 0,9%, пищевые - 8,4%.

Особую важность приобретает проблема безопасного обращения с отходами противотуберкулезных учреждений, что обусловлено эпидемиологическим неблагополучием по данной инфекции в Российской Федерации.

В Челябинске расположено девять противотуберкулезных диспансеров (ПТД), в области - 26. Коечная мощность ПТД г. Челябинска составляет 1315 койко-мест, в области - 2960, число посещений в сутки в Челябинске - 950, в области - 1340. Количество опасных в эпидемиологическом отношении медицинских отходов, образующихся в течение суток в ПТД г. Челябинска и области, составляет более 2,7 тонны (перевязочный материал - 74,8%, полимерные отходы - 8,6%, металл - 3,6%, резина - 2,8%, пищевые - 7,4%, патолого-анатомичес-кие - 1,1%, лабораторные отходы - 1,7%).

Установлено, что чаще всего в отходах ПТД высевались: бактерии рода Staphylococcus - 29,1%, микобактерии туберкулеза - 21,3%, бактерии группы кишечной палочки - 20,8%, неферментирующие бактерии - 15%, грамположительные споровые палочки - 9,5%. Другие микроорганизмы встречались в ассоциациях с вышеперечисленными, а в монокультурах высевались в единичных случаях - 4,3%.

Анализ полученных данных показал, что достоверно чаще (р < 0,01) микроорганизмы изолировались из перевязочного материала, по сравнению с одноразовым инструментарием, при этом высевались как грамположительные, так и грамотрица-тельные условно-патогенные микроорганизмы.

Перевязочный материал значительно загрязнен выделениями пациентов, что существенно усложняет процесс химического обеззараживания этого материала путем замачивания в дезинфицирующих растворах, по сравнению с использованными изделиями одноразового применения, а также демонстрирует в ряде случаев недостаточную эффектив-

ность таких мер. Установлено, что при выделении возбудителей рода Staphylococcus и грамотрица-тельных условно-патогенных микроорганизмов количество микробных клеток в 1 мл исследуемого материала составило 1012 - 1013, что практически в миллион раз превышает бактериальную обсе-мененность твердых бытовых отходов. Возбудители туберкулеза выявлялись бактериоскопическим методом (в том числе люминесцентной микроскопией) в количестве от 4500 до 6000 микобактерий в 1 мл материала.

Усилиями эпидемиологов области, специалистов Роспотребнадзора, медицинских работников ПТД в г. Челябинске во многом решаются практические задачи по обращению с медицинскими отходами, опасными в эпидемиологическом отношении. Вместе с тем в ряде ПТД имеют место грубые нарушения требований противоэпидемического режима:

• не соблюдается режим дезинфекции перевязочного материала, одноразовых шприцев и систем, отходов операционных блоков и лечебно-диагностических помещений;

• отсутствует достаточное количество специального оборудования, инвентаря и расходных материалов для упаковки медицинских отходов, а также простая и надежная технология герметизации упаковок;

• в некоторых ПТД нет маркированных межкорпусных контейнеров и помещений (площадок) для временного хранения отходов;

• отсутствует безопасная транспортная цепь внутри ПТД, исключающая возможность контаминации инфицированными медицинскими отходами персонала и пациентов;

• отсутствует специальный транспорт для перевозки отходов с территории ПТД до мест захоронения.

Накопленный опыт в сфере обращения с отходами ПТД позволяет сформулировать комплекс рекомендаций, касающийся специфических вопросов на всех этапах утилизации медицинских отходов:

• осуществлять сбор, упаковку, хранение, транспортировку, переработку и удаление отходов такими методами, которые на любой стадии процесса сводят к минимуму эпидемиологическую опасность для человека и среды обитания;

• иметь подробные планы сбора, хранения и удаления (уничтожения) отходов;

• отделять эпидемиологически опасные отходы от других классов с использованием специальных упаковок и маркировок (мешки и контейнеры определенного цвета, специальные ярлыки с соответствующей символикой);

• применять сжигание в специальных установках как наиболее предпочтительный метод обезвреживания отходов ПТД;

• организовать обучение персонала, занятого обращением с отходами.

Детализация и реализация планов по сбору и удалению отходов разрабатывается отдельно для каждого ПТД. Составление плана сбора и удаления отходов специалистами ПТД предполагает выполнение ими следующих мероприятий:

• количественный и качественный анализ образующихся отходов. Вычисляются объемы накопления отходов по классам;

• определение количества необходимой упаковочной тары в местах первичного сбора для каждого класса отходов;

• разработка системы сбора, хранения и удаления отходов с учетом предъявляемых к раздельному сбору требований. Необходимо учитывать, что отходы класса В должны быть подвергнуты обязательному термическому обезвреживанию (сжиганию);

• утверждение руководителем ПТД по согласованию с территориальным управлением Рос-потребнадзора положения, устанавливающего правила обращения с отходами и персональную ответственность должностных лиц и сотрудников, схему удаления отходов, включающую сведения: о качественном и количественном составе отходов, местах для установки и виде емкостей для их сбора и промежуточного хранения, о расходах на сбор, транспортировку и удаление отходов [4].

Следует подчеркнуть, что детализация и реализация планов по сбору и удалению отходов в каждом отдельном случае могут иметь свои особенности, во многом определяемые организационно-штатной структурой и типом ПТД, коечной емкостью стационара, структурой и профилем основных его подразделений, организационными и материальными возможностями обслуживающих подразделений и другими факторами, оказывающими существенное влияние на объем, структуру и классы образующихся отходов.

Учитывая высокую степень риска потенциальной эпидемиологической опасности отходов ПТД для персонала, занимающегося транспортировкой и обезвреживанием отходов, а также на основании опыта собственной практической работы и работы специалистов ПТД, в которых проводились исследования, и с учетом требований регламентирующих документов, нами для противотуберкулезных диспансеров сформулированы основные методологические принципы и последовательность безопасного обращения с отходами класса В:

• Отходы класса В подвергают обязательному обеззараживанию методом химической дезинфекции в местах их образования (первичного сбора). Она производится в соответствии с действующими нормативными документами в пределах противотуберкулезного диспансера, где образуются отходы данного класса.

• Обеззараженные отходы собирают в герметичную одноразовую упаковку красного цвета с надписью «Чрезвычайно опасные отходы. Класс В», закрепляемую только на специальных стойках-тележках. Сбор режущих и колющих инструментов после дезинфекции осуществляется только в герметичную одноразовую твердую упаковку красного цвета.

• Собранные отходы класса В герметично упаковывают с последующей маркировкой путем закрепления бирки с указанием кода подразделения ПТД, названия учреждения, даты и фамилии ответственного за сбор отходов лица. При нарушении целостности одноразового пакета (разрыв, порез) его необходимо поместить в другой одноразовый пакет и произвести повторную герметизацию.

• Временное хранение отходов класса В в коечных отделениях (лечебных корпусах) осуществляют в местах промежуточного сбора в транспортных внутрикорпусных тележках (либо мини-контейнерах) с соответствующей цветовой маркировкой.

• Транспортировка отходов класса В к месту расположения межкорпусных транспортных контейнеров происходит в герметичной одноразовой упаковке (пакеты, емкости) красного цвета с помощью транспортных внутрикорпусных тележек (либо мини-контейнеров) с соответствующей цветовой маркировкой.

• Перегрузка отходов производится в межкорпусные транспортные контейнеры с соответствующей цветовой маркировкой (красного цвета).

• Транспортирование отходов ПТД осуществляется специальным автотранспортом к месту их окончательного обезвреживания.

• Термическое обезвреживание (сжигание) отходов производится на специальных установках.

Следует отметить, что одним из важных компонентов, комплексно характеризующих санитарно-эпидемиологическое состояние ЛПУ и оказывающих важное влияние на уровень заболеваемости ВБИ, является эффективность деятельности системы безопасного обращения с отходами ЛПУ, опасными в эпидемиологическом отношении. Решение данной проблемы достигается путем реализации комплекса организационных, научно-методических, эпидемиологических, экономических, правовых и технических мероприятий.

В заключение необходимо подчеркнуть, что организация эпидемиологически безопасного обращения с медицинскими отходами - составная часть комплекса мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций и важное направление системы производственного контроля в противотуберкулезных диспансерах. ш

| Вакцинопрофилактика

Литература

1. Акимкин В.Г. Санитарно-эпидемиологические требования к организации сбора, обезвреживания, временного хранения и удаления отходов в лечебно-профилактических учреждениях (методическое пособие). - М.: Изд-во РАМН, 2004. - 84 с.

2. Голубев Д.А., Селезнев В.Г., Мироненко О.В. Практическое пособие по обращению с отходами лечебно-профилактических учреждений. -СПб.: Экополис и культура, 2001. - 240 с.

3. Опарин П.С. Гигиена больничных отходов. - Иркутск, 2001. - 176 с.

4. Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений: Санитарные правила и нормы 2.1.7.728-99. - М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 1999. - 20 с.

5. Справочник госпитального эпидемиолога. - М.: Хризостом, 1999. -336 с.

Вакцинопрофилактика инфекционных болезней в Свердловской области

В.В. Романенко2, А.И. Юровских1, С.В. Скрябина1,

Л.В. Семенова2, В.В. Патлусова1, С.Н. Осипова1, М.С. Есюнина2

1 Управление Роспотребнадзора по Свердловской области

2 ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области»

Вакцинопрофилактика инфекционных болезней началась более двух веков назад с прививок против натуральной оспы, но наибольших успехов в этой области человечество добилось в конце ХХ века. С каждым годом увеличивается круг инфекций, управляемых средствами специфи-^ ческой профилактики. В настоящее время созданы | вакцины для борьбы с десятками заболеваний.

Общество стало «вакцинозависимым». ( 5 В октябре 1995 года Свердловской областной

л Думой был принят, одиним из первых в России, ккит региональный закон «О вакцинопрофилакти-лиа ке населения Свердловской области». В том же фро году в соответствии с ним была одобрена пер-онп вая областная программа «Вакцинопрофилактика». икц Отдельным нормативным документом утвержден ™ областной календарь профилактических прививок. I Вопросы иммунопрофилактики инфекционных

гоол болезней регулярно рассматриваются на засе-| даниях Правительства Свердловской области, епди областной Думы, утверждаются рекомендации по т вопросам вакцинопрофилактики для муниципальных образований.

Финансирование вакцинопрофилактики традиционно проводится за счет средств федерального, областного и муниципальных бюджетов, ТФОМСа, работодателей и граждан. В частности, в 2006 году (помимо поставок вакцин из федерального центра) на реализацию программы «Вакцинопрофилактика» было израсходовано 269,9 млн руб., в том числе 47,1 млн руб. - из областного бюджета, 53,6 млн руб. - из муниципального, 30 млн руб. - из средств ТФОМСа и 140,3 млн руб. - из средств работодателей и граждан.

Ежегодно руководством органов управления здравоохранением и Роспотребнадзора определяются уровни охвата населения прививками против инфекционных болезней, необходимые для обес-

печения эпидемиологического благополучия территории. Кроме того, вопросы иммунопрофилактики регулируются постановлениями главного государственного санитарного врача по Свердловской области.

Необъективные данные об иммунопрофилактике и вакцинных препаратах в средствах массовой информации в начале 90-х годов прошлого столетия повлекли за собой снижение показателей при-витости населения, в первую очередь против дифтерии и коклюша. Последствия не заставили себя ждать - эпидемическое распространение дифтерии в России и рост заболеваемости коклюшем. В Свердловской области за 1993 - 1996 годы было зарегистрировано 3010 случаев заболевания дифтерией, что в 17 раз больше, чем за предыдущие пять лет. Погиб от дифтерии за этот период 61 человек (в предшествующие пять лет - один человек). Кроме потерянных жизней и здоровья вследствие перенесенной инфекции, потребовались колоссальные экономические затраты - для ликвидации эпидемии. Массовая вакцинация населения против дифтерии, проведенная в конце века, позволила добиться резкого снижения заболеваемости этой инфекцией (в 2006 г. - один летальный случай, с 2000 г. - ни одного).

Поддержание в последние годы высоких показателей охвата прививками населения, в первую очередь детей, в рамках Национального календаря профилактических прививок позволило снизить заболеваемость инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, по сравнению с допрививочным периодом более чем в тысячу раз - до единичных случаев и ставить реальные задачи по их ликвидации (табл. 1).

Без вакцинопрофилактики, по самым скромным подсчетам, только на лечение и социальное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.