Научная статья на тему 'Организация нормативно-правовой и инфраструктурной поддержки кластерных проектов Сибирского федерального округа'

Организация нормативно-правовой и инфраструктурной поддержки кластерных проектов Сибирского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / КЛАСТЕРНЫЙ ПРОЕКТ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРНАЯ ПОДДЕРЖКА / НЕРАВНОМЕРНОСТЬ / ТИПЫ КЛАСТЕРНЫХ ПРОЕКТОВ / РЕЗЕРВЫ / ПОДДЕРЖКА / СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / SUPPORT / RESERVES / TYPES OF CLUSTER PROJECTS / UNEVENNESS / INFRASTRUCTURE SUPPORT / ORGANIZATION / CLUSTER PROJECT / ANALYSIS / SIBERIAN FEDERAL DISTRICT / SYSTEMATIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Тамара Александровна, Астанина Людмила Афанасьевна

Предметом исследования является организация нормативно правовой, финансовой и инфраструктурной поддержки кластерных проектов субъектов Сибирского федерального округа (СФО). Объектом исследования являются проекты инновационных кластеров субъектов СФО, которые входят в группу пилотных кластеров РФ или кластеров лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня. Авторами подробно рассматриваются существующие меры организационной, нормативно-правовой, финансовой и инфраструктурной поддержки выполнения кластерных проектов со стороны государства, центров кластерного развития, внешних организаций, обеспечивающих инфраструктурную поддержку, а также наличие инфраструктурной тематики проектов самих кластерных образований субъектов СФО. Особое внимание уделяется систематизации, анализу и выявлению различий в обеспеченности субъектов СФО организационной, нормативно-правовой, финансовой и инфраструктурной поддержкой выполнения кластерных проектов В основу методики исследования положен индуктивный метод, базирующийся на анализе обеспеченности выполнения кластерных проектов внутренними и внешними инфраструктурными условиями. В качестве методов исследования использованы такие общенаучные методы, как качественный и количественный анализ и обобщения, сравнительный анализ, методы систематизации. Основным выводом проведенного исследования является вывод о достаточности существующей организационной, нормативно-правовой и инфраструктурной поддержки выполнения кластерных проектов. Особым вкладом авторов в исследовании темы является структуризация и обобщение информации о существующей организационной, нормативно-правовой и инфраструктурной поддержки кластерных проектов рассмотренных субъектов СФО и формулирование различий их обеспеченности на основе анализа полученной информации. Новизна исследования заключается в систематизации организационной, нормативно-правовой и инфраструктурной поддержки кластерных проектов субъектов СФО и формировании итогов сравнительного анализа их обеспеченности этой поддержкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андреева Тамара Александровна, Астанина Людмила Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE REGULATORY AND INFRASTRUCTURE SUPPORT OF CLUSTER PROJECTS OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT

The subject of this research is the organization of regulatory, financial and infrastructure support of cluster projects of the Siberian Federal District (SFD). The object of this research is the projects of innovative clusters of SFD subjects, which comprise a group of pilot clusters of the Russian Federation or clusters that are leaders in the world-class investment attractiveness. The authors meticulously examine the existing government measures of organizational, regulatory, financial and infrastructure support of cluster projects, centers of cluster development, external organizations that provide infrastructure support, as well as presence of infrastructure themes of projects of the SFD cluster formations themselves. Special attention is given to the systematization, analysis and determination of differences in provision of the SFD subjects with organizational, regulatory, financial and infrastructure support of execution of cluster projects. A conclusion is made that there is sufficient existing organizational, regulatory and infrastructure support of execution of the cluster projects. The author’s special contribution into the research of this topic consists in structuring and generalization of information regarding the existing organizational, regulatory and infrastructure support of cluster projects of the examined SFD subjects, and formulation of differences of the level of the provided support based on the analysis of the acquired data. The novelty of this work lies in systematization of the organizational, regulatory and infrastructure support of cluster project of the SFD subjects and formulation of results of the comparative analysis of the level of the provided support.

Текст научной работы на тему «Организация нормативно-правовой и инфраструктурной поддержки кластерных проектов Сибирского федерального округа»

Финансы и управление

Правильная ссылка на статью:

Андреева Т.А., Астанина Л.А — Организация нормативно-правовой и инфраструктурной поддержки кластерных проектов Сибирского федерального округа // Финансы и управление. - 2019. - № 4. DOI: 10.25136/2409-7802.2019.4.31045 URL: https://nbpuЫish.com'lIЪrary_read_article.php?id=31045

Организация нормативно-правовой и инфраструктурной поддержки кластерных проектов Сибирского федерального округа

Андреева Тамара Александровна

кандидат экономических наук

старший научный сотрудник, Институт экономики и организации промышленного производства

Сибирского отделения Российской академии наук

630090, Россия, г. Новосибирск, пр.А<адемика Лаврентьева, 17

И [email protected]

Астанина Лодмила Афанасьевна

кандидат экономических наук

старший научный сотрудник, Институт экономики и организации промышленного производства

Сибирского отделения Российской академии наук

630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Пр.академика Лаврентьева, 17

ЕЗ [email protected]

Статья из рубрики "Региональная экономика"

Аннотация.

Предметом исследования является организация нормативно правовой, финансовой и инфраструктурной поддержки кластерных проектов субъектов Сибирского федерального округа (СФО). Объектом исследования являются проекты инновационных кластеров субъектов СФО, которые входят в группу пилотных кластеров РФ или кластеров лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня. Авторами подробно рассматриваются существующие меры организационной, нормативно-правовой, финансовой и инфраструктурной поддержки выполнения кластерных проектов со стороны государства, центров кластерного развития, внешних организаций, обеспечивающих инфраструктурную поддержку, а также наличие инфраструктурной тематики проектов самих кластерных образований субъектов СФО. Особое внимание уделяется систематизации, анализу и выявлению различий в обеспеченности субъектов СФО организационной, нормативно-правовой, финансовой и инфраструктурной поддержкой выполнения кластерных проектов В основу методики исследования положен индуктивный метод, базирующийся на анализе обеспеченности выполнения кластерных проектов внутренними и внешними инфраструктурными условиями. В качестве методов исследования использованы такие общенаучные методы, как качественный и количественный анализ и обобщения, сравнительный анализ, методы систематизации. Основным выводом проведенного исследования является вывод о достаточности существующей организационной, нормативно-правовой и инфраструктурной поддержки выполнения кластерных проектов. Особым вкладом авторов в исследовании темы

является структуризация и обобщение информации о существующей организационной, нормативно-правовой и инфраструктурной поддержки кластерных проектов рассмотренных субъектов СФО и формулирование различий их обеспеченности на основе анализа полученной информации. Новизна исследования заключается в систематизации организационной, нормативно-правовой и инфраструктурной поддержки кластерных проектов субъектов СФО и формировании итогов сравнительного анализа их обеспеченности этой поддержкой.

Ключевые слова: анализ, кластерный проект, организация, инфраструктурная п одде ржка , неравномерность, типы кластерных проектов, р е з е р в ы , поддержка, Сибирский федеральный округ, систематизация

DOI:

10.25136/2409-7802.2019.4.31045

Дата направления в редакцию:

15-10-2019

Дата рецензирования:

15-10-2019

Дата публикации:

17-10-2019

Финансирование. Статья подготовлена в рамках проекта XI.172. 1.2. (0325-2017-0002)» Научные основы региональной кластерной политики России» плана НИР 2019 г. Номер государственной регистрации АААА-А17-117022250124-7.

Введение

Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью использования комплексного подхода к организации и финансированию кластерных проектов, реализация которых позволила бы эффективно решать сложные междисциплинарные проблемы российской экономики. Выбор темы связан с тем, что в ходе формирования и реализации кластерных проектов существует необходимость организационной, нормативно-правовой, финансовой и инфраструктурной поддержки их выполнения.

Вопросам создания и развития инфраструктурной поддержки регионов посвящены работы: Лукашевой Н. А.^14^, Шепелевой Г. В.^28!, Плиевой З. Р. Марченко Е. М. и Раховой М. В^15!, Харитоновой Т. В. и Кривошеевой Т. М.^24!, Грачева С. А. и Доничева О. А.14!, Комлевой А. С.^10!, Молчановой Л. А., Черных А. И. и Гюнтера И. Н[16]. Инвестициям, направляемым в инфраструктуру, посвящен аналитический обзор РОСИНФРА ^

Существенная роль в развитии кластеров в России принадлежит государству. Об этом свидетельствуют законодательные документы на всех уровнях власти Российской

федерации (РФ), основополагающими среди которых являются основные положения

социально-экономического 111 и инновационного развития России до 2020 года ^^.При этом в качестве инструмента инновационного развития большие надежды возлагаются на

инновационные территориальные кластеры которые хорошо себя зарекомендовали в

зарубежных экономиках, оказывая существенное влияние на их развитие П21.

Целью исследования является систематизация и проведение анализа особенностей организации нормативно-правовой и инфраструктурной поддержки кластерных проектов субъектов Сибирского федерального округа (СФО).

Новизна исследования заключается в систематизации организационной, нормативно-правовой и инфраструктурной поддержки кластерных проектов субъектов СФО и анализе обеспеченности их выполнения.

Методика исследования . В основу методики исследования положен индуктивный метод, базирующийся на анализе обеспеченности выполнения кластерных проектов внешними инфраструктурными условиями. Методами исследования являются такие общенаучные методы, как качественный и количественный анализ и обобщения, сравнительный анализ, методы систематизации.

Объектом исследования являются проекты инновационных кластеров субъектов СФО, которые входят в группу пилотных кластеров РФ ^^^^ или кластеров лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня и пользуются в этой связи финансовой поддержкой Министерства экономического развития России и органов региональной власти. Предметом исследования является организация нормативно правовой, финансовой и инфраструктурной поддержки кластерных проектов субъектов СФО.

Результаты

Исследования проводились для шести субъектов Сибирского федерального округа: Алтайского и Красноярского краев Новосибирской, Томской, Кемеровской и Омской областей. Республики Алтай, Тыва, Хакасия и Иркутская область также относятся к субъектам Сибирского федерального округа, но на их территории нет кластеров, которые пользуются поддержкой Минэкономразвития и поэтому не рассмотрены в данной работе.

В основе совместного кластерного проекта лежит, в первую очередь, выявление кластеров, которые способны работать эффективнее и совместно использовать общие технологии, инфраструктуру, удовлетворение потребностей общества в производимой продукции и коллективно накопленные знания.

Субъектами кластерной инфраструктуры могут являться 1121:

- организации рыночной инфраструктуры;

- научно-исследовательские и образовательные учреждения; -некоммерческие и общественные организации;

- инфраструктурные организации поддержки бизнеса

Государственная кластерная политика напрямую связана с проектов и основывается на содействии кластерных государственной поддержке кластерных проектов.

формированием кластерных инициатив и проектов и

Реализация кластерной политики в части обеспеченности кластеров и кластерных проектов необходимой инфраструктурой осуществляется через региональные центры кластерного развития (ЦКР) или Управляющие организации кластерного проекта.

Инфраструктура региональных кластеров и кластерных проектов рассматривается, как:

0 Непосредственное развитие кластерной инфраструктуры, которое осуществляется на основе региональных центров кластерного развития (ЦКР). Кластерные проекты могут создаваться по инициативе государства или по инициативе участников кластера. В первом случае в качестве централизованного органа управления выступает ЦКР, в случае самоорганизации управляющая организация кластерного проекта. Инфраструктура развития кластеров является частью общей инфраструктуры экономики региона

0 Существование производственно-технологической инфраструктуры. Это технологические парки, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования, логистические и инновационно-технологические центры.

0 Существование финансовой инфраструктуры.

0 Существование информационного инфраструктурного обеспечения достоверной информацией, включающее центры научно-технической информации

и стратегического планирования, инновационные центры, ассоциации развития малого и среднего предпринимательства и другие информационно-аналитические сети.

0 Существование экспертной составляющей инфраструктуры, включающей торгово-промышленные палаты, центры субконтрактации, стандартизации, метрологии и сертификации.

0 Кадровое обеспечение инфраструктуры. Это может быть достигнуто путем создания в образовательных учреждениях, бизнес-школах и учебных центрах соответствующих специальностей.

Начиная с 2013 г., на протяжении последующих лет четырнадцати отобранным пилотным инновационным территориальным кластерам ежегодно выделялись субсидии из средств федерального бюджета, размеры которых были дифференцированы с учетом потребностей конкретных кластеров -Ш

Другими инструментами содействия кластерным проектам являются федеральные целевые программы, государственные программы Российской Федерации и внебюджетные фонды. Ключевая роль отводится также поддержке со стороны государственных институтов развития, включая Внешэкономбанк, Российскую венчурную компанию, РОСНАНО, Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий («Сколково»), Фонд инфраструктурных и образовательных программ.

Значительная роль в поддержке выполнения кластерных проектов принадлежит государственной поддержке малого бизнеса , которая осуществляется как на

федеральном, так и региональном, муниципальном уровнях^3!.

Организация инфраструктуры субъектов Сибирского федерального округа для

выполнения кластерных проектов пилотных инновационных кластеров представлена в таблице 1.

Таблица 1 Организация инфраструктуры субъектов Сибирского федерального округа для выполнения кластерных проектов пилотных инновационных кластеров

Субъект СФО

Институты нормативно-правового

регулирования и

финансовой поддержки

Инфрастуктурные бизнес центры и организации для поддержки кластерных

проектов и кластеров

Инфраструктурные проекты внутри кластерных образований (количество)

Алтайский край

Закон Алтайского края «О государственной поддержке инновационной деятельности в

Алтайском крае» от 04 сентября 2013 года N 4 6 - З С(в редакции Законов Алтайского края от 02.03.2017 N 15-ЗС, от 06.07.2018 N 44-ЗС, от 05.06.2019 N 38-ЗС)

Алтайский полимерный композитный кластер входит в перечень пилотных инновационных кластеров РФ Алтайский ЦКР создан в сентябре 2010 г. при поддержке

Минэкономразвития России [25]

Инновационная инфраструктура Алтайского с о с то я ние

181

края: и

перспективы

Алтайский и Бийский бизнес-инкубаторы; Научно-технологический парк

«Экопарк» Алтайского

государственного университета ; Центры молодежного

инно в а цио нно г о тв о рч е с тв а («Эврика», «Политех»,

«ИнтерКОТ», «Создатель», «Ползунов»); Центр

коллективного пользования «Нано-Био-Инжиниринг»; Алтайская школа

социального предпринимательства; Алтайский краевой центр новых информационных технологий; Отдел коммерциализации научно-технических разработок Алтайского университета им. И.И. Ползунова, Технопарки «Кванториум» «Бийск»

Алтайский региональный центр трансфера

инновационных технологий; Подготовка кадров является компетенцией высших

учебных заведений

Алтайского края и

осуществляется Акционерным обществом «Федеральный научно-

производственный центр "Алтай"» (г. Бийск). Город Б ийс к име е т с та тус наукограда.

Р а з в итие

про из в одс тв е нной инфраструктуры, модернизация про из в одс тв а (1).

Кемеров!

ская

область

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закон Кемеровской

области от 2 июля 2008 г. N 66-ОЗ «Об инновационной политике Кемеровской

области»

Центр Кластерного

развития (ООО ИНПЦ «Иннотех»)

Закон Кемеровской

области от 26.11.2008 № 101-ОЗ (ред. от

30.09.2016) «О на логов ых л ьг о та х с убъе кта м инвестиционной, инновационной и произ в о дств е нно й деятельности, управляющим организациям технопарков, базовым организациям технопарков, резидентам технопарков, управляющим компаниям зон экономического благоприятствования, участникам зон экономического благоприятствования и резидентам территорий опережающего социально-экономического развития» (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 26.11.2008)

Закон Кемеровской

области от 26.11.2008 № 102-ОЗ (ред. от

28.06.2017) «О государственной поддержке инвестиционной,

АО "Кузбасский технопарк", поддержанный Мин. связью России, Региональный

оператор фонда

«Сколково», ЗАО

«ТЕХНОПАРК-ЭКСПО», Инфраструктура поддержки предпринимательства г.

Кемерово Муниципальный некоммерческий фонд

поддержки малого

предпринимательства г. Кемерово; Центры поддержки малого и среднего бизнеса; Центр инноваций в социальной сфере; Региональный центр инж иниринга . А кс е ле ра то р «Генезис».

Р а з в итие

про из в одс тв е нной инфраструктуры, модернизация про из в одс тв а (1);

О б уч е ние и

по д г о тов ка персонала, связанные с

инновациями (1);

Маркетинговый про е кт в то м числе: выход

участников кластера на

новые рынки, проведение в ыс та в о ч но -ярмарочных мероприятий и др. (1).

инновационной и

произ в о дств е нно й деятельности в

Кемеровской области» (принят Советом

народных депутатов Кемеровской области 26.11.2008)

К ла с те р «К о мпле кс на я переработка угля и техногенных отходов» входит в перечень пилотных инновационных кластеров РФ

Краснояр!

скийий

край

Закон Красноярского края «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Красноярском крае»01Л2.20П № 13-6629

Закон Красноярского края от 30.09.2004 № 12-2278 «О

государственной поддержке инвестиционной деятельности в

Красноярском крае»;

П о ста но в ле ние С о в е та администрации Красноярского края от 23.03.2005 № 91-п Инновационный территориально-произ в о дств е нный кластер Красноярского края «Технополис

"Енисей» вошел в число 11 кластеров - лидеров приоритетного проекта Минэко но мра з в ития России .

Пос та нов ле ние правительства Красноярского края от 17 июля 2017 года N 396-п «Об утверждении поря дка пре до с та в ле ния субсидий юридическим

Технопарк «Красноярский»; Научно-технический центр инновационных технологий Сибирского федерального университета; Красноярский региональный центр

коллективного пользования С О Р А Н ; ; Красноярский центр инжиниринга

«Космические системы и технологии»; Горно-

металлургический инж инирингов ый це нтр ; Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор (КГАУ "КРИТБИ") Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор; Бизнес-инкуб а тор С ибирс ко г о

государственного университета им. М.Ф. Решетнева; Бизнес-

инкубатор Богучанского центра занятости населения; Промышленный парк ЗАТО г.

Железногорска (Промпарк) и другие промышленные парки края.

В предстоящее десятилетие ключевыми проектами

Р а з в итие

про из в одс тв е нной инфраструктуры, модернизация про из в одс тв а (1)

лицам (за исключением развития транспортной

государственных инфраструктуры

(муниципальных) пре дпо ла г а е тс я з а в е рше ние

учреждений) на строительства

обеспечение инфраструктурных объектов

деятельности ЦКР» про е кта К о мпле кс но г о

развития Нижнего

Приангарья; создание

железнодорожной линии

«Кызыл-Курагино»

(обеспечивающей доступ к

минерально-сырьевой базе

Республики Тыва и юга

края); развитие Северного

морского пути; создание на

базе аэропорта Емельяново

международного

транспортного хаба,

ориентированного

преимущество на грузовые

перевозки. Предполагается

продолжение развития

трансполярных маршрутов

через Северный полюс,

проведена модернизация и

реконструкция северных

а эропорто в , о б но в ле н па р к

воздушных судов.

Специализированная

организация Кластера -

Ассоциация экономического

взаимодействия «Кластер

инновационных технологий

ЗАТО г. Железногорск»

АО "Агентство развития

инновационной деятельности

Красноярского края"" Центры

молодежного инновационного

творчества ООО "Красноярский

региональный центр

биотехнологического

инжиниринга" ООО

"Красноярский

нанотехнологический центр"

(Наноцентр); Детский технопарк

"Кванториум"

Новоси1 Закон Новосибирской Центр кластерного развития Р а з в итие

бирская области «О политике НСО[271; про из в одс тв е нной

область Новосибирской области инфраструктуры,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в сфере развития Технопарка Новосибирского модернизация

инновационной Академгородка про из в одс тв а (3)

системы» от 15 декабря (Академпарк);

2007 года N 178-ОЗ (с изменениями на 2 марта 2017 года), Поддержка инноваций правительством Новосибирской области 122];

Постановление

Правительства Проектирование и создание

Новосибирской области на базе частной

от 01.-4.2015 № 126-п собственности технополисов

«О государственной «Снежная миля» и «Сигма»

программе и на б а з е г о суда рств е нно й

Новосибирской области» собственности Сибирского

«Стимулирование наукополиса;

инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015 -2021 годы» Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор» в наукограде Кольцово (Биотехнопарк «Кольцово»);

«Инновационный Медицинский технопарк;

кластер Технопарк «Новосибирск»;

информационных и Бизнес-инкубаторы, с

биофармацевтических включением их в

технологий образовательные

Нов ос иб ирско й о бла с ти» учреждения.

является победителем

конкурса пилотных

инновационных

территориальных

кластеров

Минэкономразвития

России. На развитие

кластера удалось

привлечь более

полумиллиарда

федеральных средств,

которые были

направлены на развитие

инновационной

инфраструктуры

региона. Вошел в состав

Научно-

произ в о дств е нно г о

кластера «Сибирский

наукополис»

Омская Закон Омской области Суперкомпьютерный центр Под каждый

область от 20.12.2004 № 594-ОЗ коллективного пользования проект

«О стимулировании СО РАН; Сеть бизнес- формируется

инвестиционной инкубаторов, на площадках специальный

деятельности на которых размещено 50 комплекс по

территории Омской резидентов; развитию

области».

Агробиотехнологический промышленный кластер Омской области

включен в состав промышленных кластеров, утверждаемый Минпромторгом России, обладает поддержкой со стороны субъекта РФ.

В в уз а х ре гиона о ткрыты десятки новых

специальностей инновационной ориентации, включая нанотехнологии в структуре Омского бизнес-инкубатора; По инициативе правительства региона

создан «Омский

региональный ресурсный центр»; «Учебно-производственный центр высоких технологий

машиностроения»; С иб ирс кий ре с урс ный це нтр металлообработки в рамках реализации проекта «Образование»; Ассоциация содействия развитию

Агробиотехнологического промышленного кластера Омской области;

Технополис «Фабрика

Бизнеса», Создается

технополис «Газпром

нефть»

инфраструктуры,

начиная от

строительства

дорог и

заканчивая

энергетическими

объектами

Томская область

П о ста но в ле ние о т 30 октября 2014 г.

N 414а. Об утверждении государственной программы «Развитие инновационной деятельности и науки в Томской области»

Список изменяющих документов (в ред. пос та нов ле ний Администрации Томской области от 31.03.2015 N 111а, от 07.08.2015 N 288а)

Центр кластерного

развития Томской

области осуществляет свою деятельность при не пос ре дств е нно м участии Министерства экономического

ООО «Центр кластерного развития Томской области»; Промышленный парк «Томск», Технополис «Кванториум», Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск; Территория опережающего социально-экономического развития, закрытое административно-территориальное образование «Северск» - установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций и улучшения жизни населения; Асиновский лесопромышленный парк; Фонд "ТомскИнвестСервис «Инвестиционный портал Томской области. Поддержка бизнеса. Фонд «ТомскИнвестСервис» Ш Транспортная инфраструктура: Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием на территории Томской области - 7156 км. Построены автомобильные дороги,

Р а з в итие

про из в одс тв е нной инфраструктуры, модернизация про из в одс тв а (1)

развития и органов самоуправления Томской области. Центр кластерного развития работает над созданием высокотехнологических зон развития, а также разрабатывает методические материалы для

инновационных кластеров и

предоставляет необходимые услуги их предприятиям, координирует перспективные проекты, обеспечивает информационную поддержку. Его задача - содействие

формированию и

развитию инновационных кластеров Томской

области и повышение конкурентоспособности региона.

Инновационный территориальный кластер «Smart Technologies Tomsk» вошел в число победителей конкурсного отбора Минэкономразвития России на включение в перечень инновационных кластеров - участников приоритетного проекта Минэко но мра з в ития России «Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной прив ле ка те льно с ти мирового уровня»._

обеспечивающие межрегиональные связи по направлениям Томск - Юрга; Томск - Кожевниково -Новосибирск, Томск - Мариинск. Протяженность водных путей -5195 км. Судоходными являются реки Обь, Васюган, Кеть, Томь, Парабель, Чулым и Чая. Эксплуатационная длина железных дорог составляет 346 км, основная магистраль - Белый Яр - Томск -Тайга.

Составлено авторами на основании нормативно-правовой информации

и

инфраструктурной обеспеченности субъектов Сибирского федерального округа Выводы

1.Анализ организационной, нормативно-правовой, финансовой и инфраструктурной поддержки со стороны государства, центров кластерного развития, внешних организаций, обеспечивающих инфраструктурную поддержку выполнения кластерных проектов, а также анализ тематики кластерных проектов самих кластерных образований свидетельствуют о достаточной инфраструктурной обеспеченности выполнения кластерных проектов (таблица 1).

2.Следует обратить внимание на неравномерность распределения поддержки по отдельным регионам Сибирского федерального округа.

■ Реализация региональных программ развития и комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров за три года (с 2013 по 2015 г.г.) достаточно отличается в разрезе субъектов Сибирского федерального округа. На первом месте находится Новосибирская область (около 550 млн. руб.), далее следуют Томская область (около 400 млн. руб.), Красноярский край (около 200 млн. руб.), Алтайский край (110-120 млн. руб.), Кемеровская область (около 100 млн. руб.), и особняком стоит Омская область, для которой не выделено средств [9, с-20].

■ В Новосибирской, Томской, Красноярской, Кемеровской областях, а также в Алтайском крае уже несколько лет существуют Центры кластерного развития. В Омской области центр кластерного развития находится в стадии становления, что затрудняет создание условий для осуществления и контроля кластерных проектов и делает необходимым формировать под каждый проект специальный комплекс по развитию инфраструктуры, начиная от строительства дорог и заканчивая энергетическими объектами.

3.Недостатком является отсутствие мониторинга за использованием выделенных средств поддержки и возможности перераспределения средств в оперативном плане в зависимости от эффективности использования средств поддержки. Контроль, а, следовательно, и перераспределение при необходимости бюджетных средств между отдельными проектами и кластерами позволило бы более гибкое распределение бюджетных средств.

4.Тематика кластерных проектов имеет большую инфраструктурную направленность в Кемеровской и Омской областях. В Новосибирской и Томской областях, Алтайском и Красноярском краях тематика с точки зрения инфраструктурной направленности ограничивается развитием производственной инфраструктуры и модернизации производства, что свидетельствует о наличии резервов в развитии инфраструктурной тематики кластерных проектов в отдельных субъектах Сибирского федерального округа.

Библиография

1. Абашкин В. Л., Бояров А. Д., Куценко Е. Кластерная политика в России: от теории к практике. Журнал национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» «Форсайт» 2012. Т. 6. № 3. С. 16-27

2. Аналитический обзор. Просто и честно об инвестициях в инфраструктуру и государственно-частном партнерстве в России // URL:

http://pppcenter.ru/assets/docs/reit240419.pdf (дата обращения: 30.09.2019).

3. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в 2016 году / [Электронный ресурс].-Режим доступа: economy.gov.ru/wps/wcm/connect/ef7a9238-

9i2d-4fe2-bc81-

6e4606601ca2/Направления + государственной + поддержки + МСП + в + 2016+году.pdf

4. Грачев С. А., Доничев О. А. Формирование инфраструктуры инновационной экономики в регионе // Владимир: Транзит-ИКС.-2013.-178 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Закон Кемеровской области от 2 июля 2008 г. N 66-ОЗ "Об инновационной политике Кемеровской области"

6. Индустриальные парки и технопарки России.

https ://russiaindustrialpark.ru/tehnopark_catalog_perecheny_spisok_russia

7. Инвестиционный портал Томской области. Поддержка бизнеса. Фонд «ТомскИнвестСервис»

http://www.investintomsk.ru/poddergka_biznesa/tomskinvestservis/obwie_svedeniya_t omskinvestservis/

8. Инновационная инфраструктура Алтайского края: состояние и перспективы. file:///C:/Users/Admin/Downloads/2704-

% D0%A2%D0 % B5% D0% BA % D1%81%D1 % 82%20%D1 % 81%D1%82 % D0%B0%D1 % 8 2%D1%8C%D0%B8-8968-1-10-20170713.pdf

9. Кластерная политика: достижение глобальной конкурентоспособности/ В.Л. Абашкин, С.В. Артемов, Е.А. Исланкина и др.; Мин экономразвития России, АО «РВК», Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 324 с. - 500 экз. - ISBN 978-5-7598-1583-9 (в обл.). URL:

https://issek.hse.ru/data/2017/07/10/1171128177/Cluster%20Policy%202017.pdf

10. Комлев А.С. Инновационная инфраструктура России // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева.-2013.-№ 4 (22).-С. 19-28.

11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] URL: www.consultant.ru.

12. Ketels C. 013 Cambridge Journal of Regions, Economy and Society 6 pp 269-84

13. Концепция кластерной политики Воронежской области в промышленном секторе экономики Приложение 1 к приказу департамента промышленности, транспорта и инновации Воронежской области от 25.04.2012 N 67 16

14. Лукашева Н. А. Создание и развитие элементов инновационной инфраструктуры для активизации инновационной деятельности в Российских регионах / / Инноватика и экспертиза. 2015 №1 (14). С. 81-95.

15. Марченко Е. М., Рахова М. В. Комплексная оценка инновационной инфраструктуры регионов центрального федерального округа //Экономический анализ: теория и практика, Научно-практический и аналитический журнал, 2011. № 24 (231).

16. Молчанова Л. А., Черных А. И., Гюнтер И. Н. Функции и модели регулятивной инфраструктуры финансовых посредников: международный опыт и российская действительность // Финансы и кредит. 2014. № 8. С. 9.

17. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:

http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc124878153 7747

18. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации kpfu.ru/docs/F2078437249/metod_po_claster.doc

19. Плиева З. Р. Методы и инструменты учета основных элементов инновационной инфраструктуры Российской Федерации [Текст]: Методическое пособие/ Под. ред. канд. техн. наук П.Б. Мельника, канд. биол. наук Т. И. Турко — М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2015.-90 с.

20. Порядок формирования перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров от 22.02.2012, протокол № 6-АК. Одобрен решением рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.

21. Порядок конкурсного отбора участников приоритетного проекта Минэкономразвития России «Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня». [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/842ca 108-a9e0-4529-a2bc-3а155155с8Ь4/Порядок+конкурсного + отбора+участников + приоритетного + проекта.р df?MOD = AJPERES&CACHEID = 842ca 108-a9e0-4529-a2bc-3a155155c8b4

22. Правительство Новосибирской области. Поддержка инноваций. https ://www.nso.ru/page/2534

23. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru

24. Харитонова Т. В., Кривошеева Т. М. Методика оценки уровня развития и эффективности функционирования инновационной инфраструктуры региона // Сервис в России и за рубежом.-2007.-№2.-с. 190-193

25. Центры кластерного развития регионов России. http://www.cluster36.ru/Page/32

26. Центр поддержки предпринимательства. Инфраструктура поддержки предпринимательства г. Кемерово : http://csbkem.ru/section/67.html http://technopark42.ru/

27. Центр регионального развития Новосибирской области http://cluster-nso.ru/ru/ccd/general_information/

28. Шепелев Г.В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры // Инновации.-2005.-№ 2.-С. 6-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.