УДК 373.2 ББК 74.1
Л.П. Ярулина
организация непрерывного мониторинга готовности ребенка к школе в дошкольном образовательном учреждении
Об одном из условий, необходимых для реализации индивидуально-дифференцированной модели развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: мониторинг, развивающее образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения, готовность ребенка к школе.
Современный этап развития педагогической системы для детей дошкольного возраста характеризуется рядом особенностей, определяющих основные тенденции, которые лежат в основе создания вариативных моделей образования. Одна из тенденций обусловлена усилением направленности образовательного процесса на личностное развитие, на самоопределение и самоактуализацию (воспитание человеческого достоинства, социального партнерства, ответственности за свои поступки, использование мировых культурных ценностей в процессе образования) с целью обеспечения экономического развития общества.
Другая тенденция связана с объективной потребностью сохранения в России единого образовательного пространства, определения общих сроков обучения и статуса образовательных учреждений, единообразия документов по уровням образования. Для детей старшего дошкольного возраста это необходимость в обеспечении безболезненного перехода со ступени дошкольного образования на ступень образования в начальной школе. При этом преемственность дошкольного и школьного этапов образования не должна пониматься как преемственность учебных предметов и формирование специфических школьных умений и навыков уже в дошкольном возрасте, поскольку дошкольный возраст - это не подготовка «удобного» абитуриента для начальной школы. Корректнее говорить о преемственности в плане общего развития ребенка и
его психологической и физической готовности к начальной ступени школьного образования. Эти две тенденции могут быть обеспечены путем реализации индивидуально-дифференцированной модели развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как фактора, обеспечивающего эффективную готовность ребенка к школе.
Вместе с тем мы выделяем комплекс условий, которые необходимо учитывать при реализации модели.
Комплексе организационно-педагогических условий, включает:
а) обеспечение целостности психолого-педагогического процесса с учетом нормативных требований социума и потребностей ребенка, единых для руководства и педагогов;
б) формирование ключевых компетенций дошкольников с учетом индивидуальных особенностей детей;
в) организацию непрерывного мониторинга уровня готовности ребенка к школе, соответствующего этапам становления развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения;
Одним из необходимых условий эффективной реализации индивидуально-дифференцированной модели развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения является проведение комплексного мониторинга, поэтому мы выделяем организацию непре-
рывного мониторинга уровня готовности ребенка к школе, соответствующего этапам развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения. При проведении мониторинга в деятельности психолого-педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения мы выделяем несколько этапов. На каждом этапе происходят качественные изменения субъектов развивающего образовательного пространства и взаимоотношений между ними.
На основе теоретических исследований нами были разработаны этапы мониторинга, соответствующие этапам развивающего образовательного пространства [2]. Так, в целях обеспечения отслеживания эффективности работы по формированию клю-
чевых компетенций, обеспечивающих готовность к школе, мониторинг строится по следующим этапам:
I этап. Мониторинг многообразия.
Каждый субъект развивающего образовательного пространства обладает своим информационным полем. Эти поля содержат множество информации, которая может дать объективные данные о состоянии исследуемого субъекта развивающего образовательного пространства. Этот начальный этап является очень важным, так как правильно собранная и обработанная информация даст возможность продолжить мониторинг на следующем уровне развития развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения (рис. 1).
Д - дошкольник; П - педагоги; Р - родители; МП - мониторинг пространства Рис. 1. I этап. Мониторинг многообразия
Формирование развивающего образовательного пространства является тем объектом, на который направлена активная деятельность всех субъектов, обозначенная нами в процессуально-деятельностном блоке индивидуально-дифференцированной модели: деятельность дошкольника по формированию ключевых компетенций, деятельность педагога по организации психолого-педагогического процесса этого формирования, деятельность родителей по ресурсному содействию эффективной реализации психолого-педагогического
процесса. Организованное развивающее образовательное пространство как совокупность отношений по осуществлению процесса формирования ключевых компетенций несет в себе логику, направленность образования и развития ребенка, как бы притягивая к себе многообразие форм деятельности, поведения, отношений между субъектами развивающего образовательного пространства. Информационное поле родителей содержит и целеполагание, и ресурсное содействие по дальнейшему образованию, развитию ребенка. Очень
важно, что в результате каждая категория участников развивающего образовательного пространства должна прийти к осознанию необходимости собственного вклада в это пространство, стремление к личностному росту и самосовершенствованию.
Мониторинг информационного поля родителей дает информацию об активности родителей, мониторинг информационного поля педагогов показывает качество психо-лого-педагогическогопроцесса, дошкольников позволяет выявить уровень сформиро-ванности ключевых компетенций, который мы и проанализируем в рамках нашего исследования.
Таким образом, мониторинг разнообразных видов деятельности определяет их эффективность и востребованность. На первом этапе проводится отслеживание качества образования. Понятие «качество образования» связывается с главной целью, социальным заказом дошкольному образованию - становление личности дошкольника, обладающего ключевыми компетенциями, обеспечивающими готовность ребёнка к школе и эффективностью организации развивающего образовательного пространства. Главной задачей мониторинга качества образования является исследо-
вание эффективности психолого-педагогического процесса, организация обратной связи в системе.
Уровень образовательных результатов и качественные характеристики образовательных эффектов - сформированность ключевых компетенций, обеспечивающих готовность к школе, возникающих у детей в результате системы психолого-педагогических воздействий.
II этап. Мониторинг согласований.
На данном этапе целью мониторинга является отслеживание согласования действий всех субъектов развивающего образовательного пространства. Субъекты рассматриваются во взаимодействии, в результате которого появляется новое качество, новый продукт образовательной деятельности. В зависимости от активности субъекта может произойти развитие того или иного события.
В результате согласования всех действий появляются новые формы деятельности в сообществе педагогов, дошкольников, родителей. Это могут быть различные новые формы организации психолого-педагогического процесса, а также творческие группы педагогов, родительские организации, инициативные группы (рис. 2).
ПД - педагоги, дошкольники; РД - родители дошкольника; ПР - педагоги, родители; МП - мониторинг пространства
Рис. 2. II этап. Мониторинг согласований
Так, в дошкольном образовательном учреждении организованы методические объединения педагогов и специалистов, создан совет, в который вошли родители, педагоги, администрация. На этапе взаимодействия родителей и дошкольников задачами мониторинга являются отслеживание эффективности взаимодействия родительских инициатив, уровень детско-родительских отношений.
Мониторинг предполагает регулярное изучение изменений связей между субъектами. Мониторинг эффективности проектирования развивающего образовательного пространства предполагает в качестве объекта деятельность по формированию ключевых компетенций дошкольников.
В поле взаимодействия данных субъектов образовательной деятельности стал возможным поиск и построение общей предметности мониторинга. Так, предметом мониторинга в дошкольном образовательному учреждении стали:
1) изменение потребностей различных субъектов образования, связанных с формирование ключевых компетенций;
2) связанная с изменением потребностей трансформация позиций;
3) развитие как переход на новый уровень отношений субъектов. III этап. Мониторинг двухуровневого развивающего образовательного пространства
На третьем этапе происходит структурирование образовательной деятельности в результате объединения творческих инициатив всех субъектов развивающего образовательного пространства (дошкольников, педагогов, родителей).
Разработаны следующие инновационные продукты: 1) индивидуальные и коллективные маршруты развития детей, которые расширяют развивающее образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения; 2) разработано методическое обеспечение развивающего образовательного пространства; 3) создана и обогащена предметно-развивающая среда с многовариантным выбором для участников развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения.
Все это является одним из условий проявления и развития творческой индивидуальности и развития всех субъектов образовательного пространства (рис. 3).
ДПР - дошкольники, педагоги, родители; МП - мониторинг пространства
Рис. 3. III этап. Мониторинг развивающего образовательного пространства
В дошкольном образовательном учреждении появилось новое информационное поле, которое содержит информацию по результату взаимодействия всех субъектов образовательного пространства:
1) результаты диагностических исследований субъектов;
2) результаты реализации подгрупповых и индивидуальных маршрутов на разных этапах развития детей.
Главная задача мониторинга на третьем этапе - отследить эффективность формирование ключевых компетенций дошкольника.
Система мониторинга позволяет в рамках образовательной среды субъектам дошкольного образовательного учреждения взаимодействовать и обмениваться информационными, материальными и другими ресурсами социальной среды (школа, библиотека, досуговые центры, учреждения дополнительного образования), восприни-
мая и интерпретируя в своих изменениях процессы, происходящие в обществе.
Таким образом, дошкольное учреждение, в котором реализуется индивидуально-дифференцированная модель развивающего образовательного пространства, и общество становятся взаимосвязанными системами, приводящими к формированию ключевых компетенций дошкольника, развивающегося в образовательном пространстве.
Библиографический список
1. Аналитический отчет экспертов ИПОП «Эврика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurekanet.ru.
2. Инновационность как конкурентоспособность [Текст]. - М.: Эврика, 2005. - 368 с.
3. Studyquide: Образоват. портал. По материалам Минстерства образования и науки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru.