Научная статья на тему 'Организация развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как фактор готовности ребёнка к школе'

Организация развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как фактор готовности ребёнка к школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1073
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОСТРАНСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / KEY COMPETENCES / EDUCATIONAL COMPETENCES / AREA / ORGANIZATION / DEVELOPMENTAL EDUCATION / PREPAREDNESS FOR SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярулина Лариса Петровна

В статье рассматривается организация развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, формирующая ключевые компетенции дошкольника, обеспечивающая его готовность к школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Developmental Education Area as a Factor of Preparedness of Pre-school student for school

Organization of developmental educationa area of a preschool education institution, forming key competences of a preschool students provide his/her preparedness for school is considered.

Текст научной работы на тему «Организация развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как фактор готовности ребёнка к школе»

УДК 373.2 ББК 74.1

Ярулина Лариса Петровна соискатель г. Челябинск Yarulina Larissa Petrovna

Post-graduate

Chelyabinsk

Организация развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как фактор готовности ребёнка к школе Organization of Developmental Education Area as a Factor of Preparedness of Pre-school student for school В статье рассматривается организация развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, формирующая ключевые компетенции дошкольника, обеспечивающая его готовность к школе.

Organization of developmental educationa area of a preschool education institution, forming key competences of a preschool students provide his/her preparedness for school is considered.

Ключевые слова: ключевые компетенции, образовательные компетенции, пространство, организация, развивающее образование, готовность к школе

Key words: key competences, educational competences, area, organization, developmental education, preparedness for school

Начальной ступенью формирования человеческого потенциала выступает

дошкольное образование, поскольку известно, что наиболее высокие темпы развития, проявление индивидуальности происходит именно в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, В.С. Мухина и др.).

Актуальность проблемы исследования определяется социальным заказом на формирование личности, готовой учиться и жить в меняющихся экономических и социальных условиях, обеспечением «равных стартовых возможностей» для детей при поступлении в школу. Современный этап развития педагогической системы характеризуется рядом особенностей, определяющих основные тенденции, которые лежат в основе создания вариативных моделей образования. Одна из тенденций обусловлена усилением направленности образовательного процесса на личностное развитие, на самоопределение и самоактуализацию с целью обеспечения экономического развития общества. Другая тенденция связана с объективной потребностью сохранения в России единого образовательного пространства, определения общих сроков обучения и статуса образовательных учреждений, единообразия документов по уровням образования.

Характеризуя состояние изученности проблемы, необходимо отметить, что актуальность исследования связана с целесообразным методическим обеспечением развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, реализующего образовательный процесс дошкольников в рамках дошкольного образования, формирующего ключевые компетенции дошкольников, обеспечивающих готовность к школе.

Исследованиям в области подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе посвящены работы: Ш.А. Амонашвили, Л.А. Венгера, А. Л. Венгера, Д.Б. Эльконина и др. Учёные подчёркивают, что степень готовности ребёнка к школе - это в значительной мере вопрос социальной зрелости ребёнка, которая проявляется в стремлении занять новое место в обществе, выполнять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Результаты психо-лого-педагогических исследований внесли определённый вклад в разработку идей образования детей старшего дошкольного возраста, однако за рамками этих работ остались не менее актуальные вопросы: реализация индивидуального и дифференцированного подходов к исследованию процесса подготовки ребёнка к школе; применение теории личностно-ориентированного, развивающего образования в аспекте организации развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения; чёткое разграничение целей дошкольной подготовки и начального школьного образования; моделирование развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения; создание организационно-педагогических условий, эффективно обеспечивающих готовность ребёнка к школе; необходимость создания единой системы критериев готовности ребёнка к школе и понимания содержания «равных стартовых возможностей» дошкольников с позиций компе-тентностного подхода при поступлении ребёнка в школу.

Понятие «готовность к школе» в психолого - педагогической литературе сформулировано И.Ю. Кулагиной, В.И. Слабодчиковым, И.В. Дубровиной. Авторы, формулируя понятие, не включают в него аспект формирования ключевых компетенций дошкольников.

Социально-экономические изменения, происходящие в России, привели к изменениям в характере дошкольного образования - в его направленности, целях, содержании, которые настойчиво ориентируют его на переход от предметноориентированного обучения к личностно - ориентированному, от знаниевого к компетентностному. Дошкольное образование, являясь объектом педагогики, будет способствовать становлению социальной и активной личности, обладающей ключевыми компетенциями. Компетентностный подход в дошкольном образовании предполагает подготовку растущей личности ребёнка к жизни, формированию у него способов деятельности, необходимых для решения жизненно важных задач, связанных с освоением нравственных норм и ценностей, общением с другими людьми, построением образа «Я».

Необходимость формирования образовательной школой ключевых компетенций учащихся определена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [4]. Мы рассматриваем образование детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении как новую ступень общего образования, а готовность к школе как владение предпосылками к последующему усвоению качеств школьника, поэтому считаем целесообразным формирование ключевых компетенций уже в старшем дошкольном возрасте. Образовательная компетенция понимается рядом авторов (Л.В. Львов, А.В. Хуторской) как совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной деятельности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой деятельности [9].

Таким образом, на наш взгляд, образовательная компетенция дошкольника - это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности дошкольника по отношению к определённому кругу объектов реальной деятельности, необходимых для осознания себя личностью и социальным субъектом. В дошкольном образовательном процессе вопрос использования компетентностного подхода рассматривается Л.В. Тру-

байчук, А.Г. Гогоберидзе, авторским коллективом Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца в программе «Истоки».

Мы, рассматривая ключевые компетенции дошкольника, будем их трактовать как совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности дошкольника по отношению к объектам ключевого уровня, необходимых для осознания себя личностью и социальным субъектом. Характеризуя готовность к школе во взаимосвязи с понятием ключевые компетенции дошкольника, считаем необходимым отметить, что сформированные компетенции обеспечивают готовность ребёнка к школе. Продемонстрируем взаимосвязь компонентов готовности к школе и компетенций дошкольника на рис. 1.

Нами выдвинуто предположение о том, что готовность ребёнка к школе обеспечит организация развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения. Это даёт нам основание к рассмотрению понятия «пространство», «организация пространства» и необходимости конкретизировать понятие «развивающее образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения».

Проведённый анализ организации развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения показал, что достаточно разработанная теоретическая база организации образовательного процесса с использованием предметно - развивающей среды в дошкольном образовании не рассматривает одновременно организацию развивающего образовательного пространства, обеспечивающего формирование ключевых компетенций дошкольника, что и составляет недостаточную разработанность данной проблемы в теории и практике дошкольного образования.

Проектирование развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения вызывает необходимость поиска путей создания такого (развивающего образовательного) пространства в дошкольном образовательном учреждении и средств управления пространством.

Компоненты готовности к школе

Ключевые компетенции дошкольника

Рис 1 Взаимосвязь компонентов готовности к школе и ключевых компетенций дошкольника

При этом возрастает значимость организации как функции управления, направленной на регулирование внутренних процессов и построения таких организационных структур, которые обеспечивали бы создание условий для более рационального построения развивающего образовательного пространства как фактора повышения эффективности педагогического процесса, формирующего ключевые компетенции дошкольника, обеспечивающие готовность ребёнка к школе. Управление, чтобы быть эффективным, должно основываться на системном видении объекта управления, в нашем случае дошкольного образовательного учреждения, главным результатом деятельности которого является формирование ключевых компетенций дошкольника, обеспечивающих его готовность к школе (рис. 2). Развивающее образовательное пространство дошко-

льного образовательного учреждения обладает свойством адаптации (приспособления) к внешним воздействиям. Данный факт заключается в способности дошкольного образовательного учреждения реагировать на изменение внешнего воздействия таким образом, чтобы получить благоприятные последствия своей жизнедеятельности. Именно адаптация позволяет дошкольному образовательного учреждения эффективно функционировать в современной социально-экономической ситуации. Педагогическая система дошкольного образовательного учреждения, представленная нами на рис. 2, отражает, что социальный заказ, как часть системы - требование социума, которое формирует внешний уровень. Основными заказчиками выступают: государство, семья, социальные структуры, учредители, общество. Эти требования выступают в форме нормативно-правовой базы системы дошкольного образования, именно поэтому внешний уровень мы обозначаем как нормативные требования социума. Исходя их требований социального заказа, его «ресурсной поддержки», норм и правил, устанавливаемых государством, а также своих собственных возможностей, потребностей коллектива, ДОУ строит свою деятельность, в основе которой лежат процессы образования, управления и передаёт её результаты на другой, внешний уровень.

При этом образовательный процесс является основным в ДОУ, поскольку именно он оказывает непосредственное влияние на главный результат деятельности учреждения - формирование ключевых компетенций дошкольника, обеспечивающий готовность к школе, а процесс управления обеспечивает сохранение организационной структуры, поддержание инновационного режима деятельности, реализацию образовательных программ, достижение целей дошкольного образовательного учреждения.

Перейдём к рассмотрению внутреннего уровня развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения.

Закон «Об образовании» (1992г.), концепция модернизации российского образования (2001г.), концепция дошкольного образования в качестве основной ценности учреждения выдвигают личность ребёнка, признание его уни-

кальности и неповторимости, а это диктует необходимость перенесения акцентов в цели дошкольного образовательного учреждения, определяемой социумом с формирования знаний, умений и навыков на обеспечение развития у него ключевых компетенций.

В рамках построения новой структуры значительная роль отводится эффективному взаимодействию субъектов, формирующих ключевые компетенции (педагоги, родители). При этом необходимо результативное взаимодействие субъектов, формирующих ключевые компетенции и субъекта, формируемого ключевые компетенции (дошкольник), поскольку ребёнок, его индивидуальный ход развития оказывает влияние на взаимодействие педагогов и родителей. В совокупности эти взаимодействия приведут к личностно - ориентированной модели образования, что обеспечит появление результатов деятельности -формирование ключевых компетенций, обеспечивающих готовность к школе, которые способствуют успешной интеграции дошкольника на внешнем уровне в школьной и социальной жизни.

Введение понятия «организация» в логику нашего исследования необходимо, поскольку организация представляет собой вид управленческой деятельности, направленной на обеспечение нормального функционирования учреждения в соответствии с определённым планом достижения основной цели дошкольного образовательного учреждения. Считаем, что эта функция обеспечивает координацию деятельности всех участников образовательного процесса в развивающем образовательном пространстве для достижения поставленной цели исследования (Рис. 3)

Внешний уровень

Нормативные требования социума, потребности ребенка

Цель: становление личности дошкольника^бладающего ключевыми компетенциями, обеспечивающими готовность к школе

Успешная интеграция дошкольника в школьную и социальную жизнь

Рис. 2 Педагогическая система ДОУ и ожидаемые результаты её реализации

Схема показывает, что с позиции организации развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения его первый уровень представляет внутренний уровень имеет две подсистемы. На втором уровне педагог выступает как управляющая подсистема, организующая управляемую подсистему, что обеспечивает организацию развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения (содержание образования, организация взаимодействия детей и родителей, организационно-педагогические условия) для достижения цели дошкольного образовательного учреждения: формирования ключевых компетенций дошкольника, обеспечивающих готовность к школе.

Внешний уровень

I

Нормативные требования социума 1

Цель: организация становления личности дошкольника, обладающего ключевыми компетенциями, обеспечивающими готовность к школе

I

Первый внутренний уровень

Управляющая Л \ Управляемая

Администрация ДОУ / организация ' \ / Ребёнок, педагоги, родители

Второй внутренний уровень

Управляюща я /1 \ Управляемая

- Педагог \ И Ребёнок, родители

'

Обладание сформированными ключевыми компетенциями

^ ,

Успешная интеграция дошкольника в школьную и социальную жизнь

Рис. 3 Схема организации двухуровневого развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения

Таким образом, определяя двухуровневое развивающее образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения предлагаем формулировать его, основываясь на определении «развивающее образовательное пространство» Э.Ф. Зеера [2]. При этом считаем необходимым конкретизировать: развивающее образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения - это компонент системы ДОУ, включающий уровни образования, актуальные для дошкольника (ДОУ, начальная школа), сообразно его возрастным периодам (старший дошкольный возраст, младший школьный

возраст), обеспечивающее динамическое единство субъектов образовательного процесса (ребёнок, педагоги, родители) и системы их отношений, развивающихся видов деятельности, взаимодействующих субъектов, сообразно их индивидуальным потребностям и способностям.

Cравнительный анализ данных, полученных на констатирующем и формирующем этапах опытно-поисковой работы, проводимой нами в 2006-2007 учебном году показал, что организация развивающего образовательного пространства в дошкольном образовательном учреждении в комплексе организационнопедагогических условий: 1. обеспечение целостности психолого-

педагогического процесса с учётом нормативных требований социума и потребностей ребёнка, единых для руководства и педагогов; 2. формирование ключевых компетенций дошкольников учётом индивидуальных особенностей детей; 3. организация непрерывного мониторинга уровня готовности ребёнка к школе соответствующего этапам развивающего образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, - оказывает положительное влияние на уровень сформированности ключевых компетенций, обеспечивающих готовность к школе (Рис.4).

Результаты исследования (2006-2007 учебный год), показывают, что экспериментальных группах динамика среднего и высокого уровней гораздо выше, и по разным показателям составляет от 4 до 70%. В контрольной группе (традиционный образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения по программе «Детство») на втором срезе эффективность возросла от 5 до 30%.

У детей экспериментальных групп значительно усилились следующие показатели: владение основными мыслительными операциями на вербальном материале; запас относительно простых сведений и знаний о мире; понимание смысла природных закономерностей, общественных явлений; развитие речи; ориентация в числовом материале, владение простейшими арифметическими навыками; сформированность навыков графической деятельности; устойчивость мотивации.

□ высокий ■ средний □ низкий

Рис. 4 Динамика уровня сформированности ключевых компетенций дошкольников (1 срез - начало эксперимента, 2 срез - конец эксперимента)

Таким образом, проведённое исследование показало, что формирование готовности детей к школе реализуется в дошкольных образовательных учреждения недостаточно результативно. Организация развивающего образовательного пространства в комплексе организационно-педагогических условий вносит существенные позитивные изменения в уровень сформированности ключевых компетенций дошкольников, обеспечивающих их готовность к школе

Библиографический список

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2002.-№ 5. - С. 34-42.

2. Зеер, Э.Ф. Психология развивающего профессионально-образовательного пространства человека [Текст] / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2008.- 215c.

3. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с. - ISBN 5-89404-001-9.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.

5. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1964. - 351 с.

6. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / под ред. И.В. Дубровной. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.

7. Слободчиков, В.И. Детский сад: вчера, сегодня, завтра Прогнозирование развития дошкольного образования в России до 2010 года / В.И.Слободчиков, В.А.Петровский, С.Г.Якобсон // Дошкольное образование. - 2005.- № 11.

8. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / В.А. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. -С. 58-64.

Bibliography

1. Zimniaia I.A. Kliuchevye kompetentsii - novaia papradigma rezultata obrazovania [Text]/

I.A. Zimniaia//Vysshee obrazov aniae segodnia. - 2002. -№5. - pp.34-42.

2. Zeer, E.F. Psikhologiya razvivayuschegosya professionalno-obrasovatelnogo prostranstva cheloveka [Tekst]/ E.F.Zeer. - Ekaterinburg: RGPPU, 2008. - 215s.

3. Davydov V.V. Teoria razvivaiushcheogo obuchenia [Text]/ V.V. Davydov. - M.:INTOR, 1996. - p. 544 - ISBN 5-89404-001-9.

4. Kontseptsiya modernizatsii rossiyskogo obrazovaniya na period do 2010 goda [Tekst]: ut-verzhdena rasporyazheniem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2001 g. № 1756-r. .

5. Psikhologia detei doshkolnogo vozrasta. Razvitie poznavatelnykh protsessov [Text]/ Pod red. A.V. Zaporozhtsa, D.B. Elkonina. - M.: Prosveshchenie, 1964. - p. 351.

6. Rabochya rniga shkolnogo psikhologa [Tekst]/ Pod red. I.V. Dubrovny. - Prosvescheniye, 1991.-303s.

7. Slobodtchikov V.I. Detskii sad: vchera, segodnia, zavtra. Prognozirovanie razvitia doshkolnogo obrazovania v Rossii do 2010 goda/ V.I. Slobodchikov, V.A. Petrovskii, S.G. Yakobson// Doshkolnoie obrazovanie. - 2005. - №11.

8. Khutorskoi A.V. Kliuchevye kompetentsii kak component lichnostno-orientirovannoi paradigmy obrazovania [Text]/ V.A. Khutorskoi// Narodnoie obrazovanie. - 2003. - №2. - pp. 5864.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.