Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ / СТРАНЫ-НОВИЧКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кириллова Оксана Юрьевна, Шелоумов Дмитрий Владимирович

Статья посвящена проблемам формирования полноценной инфраструктуры атомной энергетики в государствах, являющихся заказчиками сооружения по российским проектам объектов использования атомной энергии. Рассмотрены вопросы системного управления обеспечением безопасного развития атомной энергетики. Представлены примеры эффективного сотрудничества Ростехнадзора с органом регулирования страны-новичка при создании объектов атомной энергетики и национальных систем регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии. Сформулированы рекомендации по развитию национальных систем регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях. Предложены сценарии взаимодействия ОНТП с органами регулирования иностранных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL SUPPORT FOR DEVELOPMENT NATIONAL SYSTEMS FOR REGULATING NUCLEAR AND RADIATION SAFETY IN THE USE OF ATOMIC ENERGY

The article is devoted to the problems of forming a full-fledged infrastructure of nuclear energy in the states that are customers for the construction of nuclear facilities according to Russian projects. The issues of system management for ensuring the safe development of nuclear energy are considered. Examples of effective cooperation between Rostekhnadzor and the regulator of a newcomer country in the creation of nuclear power facilities and national systems for regulating nuclear and radiation safety in the use of nuclear energy are presented. Recommendations are formulated for the development of national systems for regulating nuclear and radiation safety in the peaceful use of atomic energy. Scenarios of interaction between ONTP and regulatory authorities of foreign states are proposed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_1_6 УДК 621.039

Кириллова Оксана Юрьевна,

доктор экономических наук, профессор базовой кафедры Федеральной антимонопольной службы России, Российский экономических университет им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Россия

Шелоумов Дмитрий Владимирович,

экстерн, базовая кафедра Федеральной антимонопольной службы России, Российский экономический университет им. Г В. Плеханова, г. Москва, Россия; Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности, г. Москва, Россия

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

Статья посвящена проблемам формирования полноценной инфраструктуры атомной энергетики в государствах, являющихся заказчиками сооружения по российским проектам объектов использования атомной энергии. Рассмотрены вопросы системного управления обеспечением безопасного развития атомной энергетики. Представлены примеры эффективного сотрудничества Ростехнадзора с органом регулирования страны-новичка при создании объектов атомной энергетики и национальных систем регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии. Сформулированы рекомендации по развитию национальных систем регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях. Предложены сценарии взаимодействия ОНТП с органами регулирования иностранных государств.

Ключевые слова: государственная политика; государственное регулирование; инфраструктура атомной энергетики; научно-техническая поддержка; обеспечение безопасного развития; страны-новички.

UDC 621.039

Kirillova Oksana Yurievna,

Doctor of Economics, Professor of the Basic Department of the Federal Antimonopoly Service of Russia, Russian University of Economics Named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia

Sheloumov Dmitry Vladimirovich,

external student, Department of the Federal Antimonopoly Service of Russia, Russian University of Economics. Named after G.V. Plekhanov, Moscow, Russia; Scientific and Technical Center for Nuclear and Radiation Safety, Moscow, Russia

ORGANIZATION OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL SUPPORT FOR DEVELOPMENT NATIONAL SYSTEMS FOR REGULATING NUCLEAR AND RADIATION SAFETY IN THE USE OF ATOMIC ENERGY

The article is devoted to the problems of forming a full-fledged infrastructure of nuclear energy in the states that are customers for the construction of nuclear facilities according to Russian projects. The issues of system management for ensuring the safe development of nuclear energy are considered. Examples of effective cooperation between Rostekhnadzor and the regulator of a newcomer country in the creation of nuclear power facilities and national systems for regulating nuclear and radiation safety in the use of nuclear

energy are presented. Recommendations are formulated for the development of national systems for regulating nuclear and radiation safety in the peaceful use of atomic energy. Scenarios of interaction between ONTP and regulatory authorities of foreign states are proposed.

Keywords: public policy; state regulation; nuclear power infrastructure; scientific and technical support; ensuring safe development; newcomer countries.

Энергия играет важнейшую инфраструктурную роль в достижении национальных целей социально-экономического развития, все направления которого - от сокращения масштабов нищеты и повышения уровня жизни до улучшения здравоохранения и повышения производительности в промышленности и сельском хозяйстве - требуют доступа к современным источникам энергии. Согласно современным прогнозам, глобальное потребление электроэнергии в мире к 2030 году увеличится на 65-100 %, причем ожидается, что наибольший рост будет происходить в развивающихся странах.

Многие государства - страны-участницы МАГАТЭ, не имеющие ядерной энергетики, проявляют заинтересованность в ее развитии в целях удовлетворения своих энергетических потребностей без роста зависимости от ископаемого (органического) топлива [8].

Впервые, после произошедшей одиннадцать лет назад аварии на АЭС «Фукусима-Дайичи», Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) пересмотрело свои прогнозы в отношении потенциального роста мощностей атомных электростанций для генерации электроэнергии в предстоящие десятилетия. Отмеченные в ежегодном обзоре МАГАТЭ изменения в этом секторе, обе-

спечивающем выработку низкоуглеродной энергии, еще нельзя в полной мере считать новой тенденцией, однако она формируется по мере того, как мир стремится уйти от ископаемых видов топлива в целях смягчения проблемы изменения климата. Многие страны рассматривают возможность внедрения ядерной энергетики, чтобы расширить объемы выработки энергии из надежных и экологически чистых источников.

В рамках оптимистического сценария, представленного в новом обзоре МАГАТЭ, ожидается, что мировые ядерные генерирующие мощности к 2050 году удвоятся и составят 792 гигаватт (ГВт) (чистая электрическая мощность) по сравнению с зафиксированным в прошлом году показателем в 393 ГВт [8].

Согласно этому документу, уточненные в 2021 году прогнозы отражают не только растущее признание проблем, связанных с изменением климата, но и важность ядерной энергетики в сокращении выбросов, обусловленных производством электроэнергии. Оптимистический прогноз МАГАТЭ, предполагающий удвоение ядерных мощностей к 2050 году, близок к прогнозу Международного энергетического агентства [9] (рис. 1, 2, 3) [6].

2020 2030 2040 2050

Electrical Capacity

Low High Low High Low High

Total 7 837 10 079 10 079 12 841 12 841 16 590 16 590

Nuclear 393 366 470 378 629 394 792

Nuclear as % of Electrical Capacity 5.0% 3.6% 4.7% 2.9% 4.9% 2.4% 4.8%

Рисунок 1 - Общая мировая и ядерная электрическая мощность, ГВт

2020 2030 2040 2050

Рисунок 2 - Мировые ядерные генерирующие мощности

Рисунок 3 - Мировой ядерный потенциал: фактический, выведенный из эксплуатации

и введенный в эксплуатацию

Решение начать ядерно-энергетическую программу является суверенным правом любой страны. МАГАТЭ не оказывает влияния на принятие этого решения. Но когда страна решает идти по этому пути, Агентство предоставляет руководящие материалы, консультации, обучение и услуги [7].

Около 30 стран, которые в настоящее время рассматривают возможность создания ядерной энергетики или приступают к

таким программам, работают с МАГАТЭ над внедрением этого надежного, безопасного и низкоуглеродного источника энергии, позволяющего развивать экономику устойчивым образом. «Страны, приступающие к развитию ядерной энергетики, имеют разный уровень готовности инфраструктуры, и наши программы поддержки помогают разным странам с учетом их особенностей в соответствии с конкретными потребностями», - счи-

тает Милко Ковачев, руководитель Секции развития ядерной инфраструктуры МАГАТЭ [5].

Осуществление ядерно-энергетической программы (ЯЭП) представляет собой серьезную задачу, решение которой требует тщательного планирования и подготовки, больших затрат времени, участия различных учреждений и привлечения значительных человеческих ресурсов. Это поднимает проблему управления ее реализацией и последующего регулирования международных отношений в данной области.

Решение о начале реализации ядерно-энергетической программы должно основываться на приверженности использовать ядерную энергию безопасно, надежно и в мирных целях. Это обязательство должно включать создание устойчивой национальной инфраструктуры, которая будет обеспечивать государственную, нормативно-правовую, регулирующую, управленческую, технологическую, кадровую поддержку, а также поддержку промышленности и заинтересованных сторон ядерно-энергетической программы на протяжении всего ее жизненного цикла.

Необходимая инфраструктура включает не только установки и оборудование, но и человеческие и финансовые ресурсы, а также правовую, экспертную и регулирующую основу, в рамках которой будет осуществляться программа. Стране, возможно, потребуется подготовить новое законодательство, нормы, правила и процедуры [8].

В настоящее время Российская Федерация успешно реализует государственную политику по расширению своего присутствия на международном рынке ядерных энергетических технологий. Возрастает количество стран, приступающих или планирующих приступить к использованию атомной энергии с применением российских технологий, и с которыми Российской Федерацией заключены межправительственные соглашения о сооружении объектов использования атомной энергии. Среди них Бангладеш, Белоруссия, Турция, Узбекистан, Египет, Вьетнам, Боливия, Иордания. При этом страны-заказчики требуют соответствия системы регулирования безопасности при использовании атомной энергии нормам безопасности МАГАТЭ.

Ключевые задачи, которые решает орган регулирования:

- разработка нормативных документов для государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности;

- оценка и экспертиза безопасности;

- лицензирование;

- инспекции и надзор;

- правоприменение.

Деятельность в области нормативно-правового и экспертного обеспечения страны, реализующей ЯЭП, имеет первостепенное значение для безопасной и эффективной реализации проектов сооружения АЭС в согласованные сторонами сроки.

Именно в этом направлении видится перспектива развития сотрудничества российских организаций научно-технической поддержки (ОНТП) в области использования атомной энергии и предоставления всего комплекса экспертно-консультационных и строительно-эксплуатационных услуг странам-новичкам при их намерении создать у себя объект использования атомной энергии (ОИАЭ) и национальные системы регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии.

В части разработки нормативной документации необходимо создание полноценной, иерархически выстроенной регулирующей системы документов в области ядерной и радиационной безопасности, в части критериев и механизмов лицензирования, надзора, правоприменения, оценки и экспертизы безопасности, в соответствии с принятой в стране, приступающей к развитию ядерной энергетики, иерархической структурой нормативных документов.

Рассмотрим возможные риски государства-поставщика при реализации ЯЭП в странах-новичках в части дефицита регулирования деятельности по проекту сооружения и эксплуатации АЭС:

- отсутствие (дефицит) ядерных исследований;

- неготовность инфраструктуры, прежде всего в области разрешительной деятельности;

- отсутствие четкого определения границы применения законодательных и регуля-торных требований к строящейся АЭС;

- отсутствие практики лицензирования новых АЭС;

- значительные противоречия разрабатываемых положений нормативных документов принятым проектным решениям;

- отставание развития регулирующей основы в странах-новичках, в которых реализуются зарубежные проекты сооружения АЭС, от графика проекта ее сооружения;

- отсутствие организационно-функциональной модели, соответствующей институциональному развитию экономики.

Мировая практика сооружения АЭС в странах, не имеющих полноценной инфраструктуры атомной энергетики, включая наличие органа государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, подтверждает целесообразность сооружения ОИАЭ «под ключ». Такой подход, в частности, предполагает передачу опыта и знаний, а также консультирование страны-получателя технологии со стороны страны-экспортера. В области регулирования безопасности при использовании атомной энергии такое содействие заключается в разработке нормативно-правовой базы, передаче практики и опыта лицензирования, осуществлении контрольно-надзорной деятельности, а также в подготовке персонала национального органа регулирования страны-импортера в указанных областях.

Сценарии управления безопасностью, в зависимости от исторического, культурного и научного развития страны-импортера, через нормативно-правовое регулирование государства-поставщика:

1. Следуя рекомендациям МАГАТЭ [1; 4] с целью ликвидации дефицитов регулирования деятельности по проекту сооружения и эксплуатации АЭС, в странах-новичках в качестве эффективной практики распространен подход использования регулирующих норм и правил государства-поставщика посредством утверждения указом правительства / приказом регулятора Лицензионного базиса проекта сооружения АЭС.

Если страна рассматривает строительство реакторов единого типа, целесообразно использовать в качестве основы для нормативной базы положения, применяемые в стране, которая уже имеет опыт, связанный с данной конструкцией. Примером может служить перечень технических нормативных правовых актов Республики Беларусь и нормативных правовых актов Российской Федерации,

устанавливающих требования к безопасному использованию атомной энергии, соблюдение которых оценивается при проведении контрольной (надзорной) деятельности при сооружении и вводе в эксплуатацию Белорусской АЭС [3].

2. Интеграция стандартов безопасности МАГАТЭ и НПА в области использования атомной энергии РФ в правовую систему страны импортера.

Иерархия применимых норм и правил на сооружение ЯЭП включает:

а) применимое ядерное законодательство стран-новичков;

б) стандарты безопасности МАГАТЭ;

в) применимые нормы и правила России, включая федеральные нормы и правила (далее - ФНП, нормы и правила) в области использования атомной энергии - нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасному использованию атомной энергии, содержащие требования безопасности объектов использования атомной энергии, требования безопасности деятельности в области использования атомной энергии, в том числе цели, принципы и критерии безопасности, соблюдение которых обязательно при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии.

В целях содействия соблюдению требований норм и правил в ОИАЭ органы государственного регулирования безопасности разрабатывают, утверждают и вводят в действие руководства по безопасности при использовании атомной энергии. Они содержат рекомендации по выполнению требований норм и правил в области использования атомной энергии, в том числе по методам выполнения работ, методикам, проведению экспертиз и оценке безопасности, а также разъяснения и другие рекомендации по выполнению требований безопасности при использовании атомной энергии (ст. 6 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»).

Состав нормативной (лицензионной) базы страны-импортера и регулирующей системы документов МАГАТЭ и РФ в ОИАЭ представлен на рис 4.

Примерами демонстрации выполнения условия могут быть:

а) разработка плана формирования на-

циональной нормативно-правовой базы при поддержке Ростехнадзора и ОНТП;

б) формирование базы регулирующих требований и руководств по безопасности на стадиях размещения, сооружения и эксплуатации ОИАЭ;

в) приведение в соответствие с междуна-

родными обязательствами основных документов, касающихся обращения с ядерным материалом и ЯУ;

г) введение в действие нормативно-правовой и регулирующей базы в области обращения на ЯУ с РАО и ОЯТ.

Рисунок 4 - Состав нормативной (лицензионной) базы страны-импортера и регулирующей системы документов МАГАТЭ

3. Гармонизация ФНП Российской Федерации со стандартами и рекомендациями МАГАТЭ, АЯЭ ОЭСР и WENRA подразумевает значительный объем работы, включая:

- проведение сравнительного анализа норм безопасности МАГАТЭ, требований безопасности WENRA и стандартов АЯЭ ОЭСР в соответствие с требованиями российских нормативно-правовых актов, используемых

при проектировании, сооружении и эксплуатации ОИАЭ;

- разработку экспертного отчета сравнения норм и правил РФ и международных организаций;

- разработку и внесение изменений в ФНП в области использования атомной энергии;

- представление РФ на зарубежных пло-

Рисунок 5 - Сценарий 1: схема процедуры лицензирования при взаимодействии в процессе принятия решений (на базе Административного регламента предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования атомной энергии, утвержденного приказом

Ростехнадзора от 08.10.2014 № 453)

щадках по обмену опытом между органами регулирования.

Возможные сценарии организации взаимодействия, минимизирующие риски, связанные с дефицитом регулирования деятельности в станах-новичках, рассмотрим на примере двух схем.

Сценарий 1 включает в себя:

- распространение опыта регулятора и деятельности ОНТП в ОИАЭ, включая проце -дуры проведения экспертизы и лицензирования на примере российского органа регулирования - Ростехнадзора (рис. 5);

- развитие сотрудничества с регулятором

и ОНТП государства-поставщика, в том числе в области референтного проекта и экспертизы безопасности.

Лицензирование должно осуществляться на основе независимой экспертизы документов, обосновывающих безопасность ОИАЭ. Такая экспертиза может проводиться с привлечением внешней ОНТП, имеющей опыт работы по аналогичным ОИАЭ.

Сценарий 2. Межведомственный проект развития регулирующей основы при содействии российской стороны - модель координации, представлен на рисунке 6.

Оргэм управления страны-импортера (эксплуатирующая организации)

Заявки н документы на ли1цан1ирйй<5ние

+ Комплект обосновании .

Орган регулирования страны-импортера

инжиниринговый I Электроэнергетический I Топливный

дивизионы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. М и М'1>р.1 идут.1.

1. Репяи№11даци" по

Оценке Ёслис нО|:1Ги 3. ПриЗШвие экспертной организации -йнГП

1. Согламеа ние вопросов н условий лроьеденнл шонрнщ

2. Договор на проведение экспертизы бйюпа шмтп (обосмое-анця мп-инк тн)

3. Проведение «эзи^одействия с оргд чпми ре гули ровэния к рэ1работчннми обосыоаыеэющня документов

А. ^ЦЕПСртивС Заключение

Орган управления етраны-экепоргера

Орган регулирования сгрзны-экспиртерз

ОНТЛ страны -экспортера

Рисунке 6 - Сценарий 2 - модель координации в рамках межведомственного проекта развития регулирующей основы при содействии российской стороны

Одним из примеров эффективного и плодотворного сотрудничества Ростехнадзора с органом регулирования страны-новичка является научно-техническая поддержка Госатомнадзора Республики Беларусь со стороны российской ОНТП в рамках процедуры лицензирования Белорусской АЭС на этапах сооружения и ввода в эксплуатацию, которая заключалась в анализе и оценке документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности Белорусской АЭС, в формате «экспертизы безопасности».

Успешному выполнению экспертизы в отведенные для нее сжатые сроки, в связи с обязательствами Российской Федерации по сооружению и вводу в эксплуатацию энергоблоков Белорусской АЭС, согласно утвержденному межправительственному плану-графику, способствовало то, что работа выполнялась Научным учреждением «ОИЭ-

ЯИ - Сосны» Республики Беларусь в тесном взаимодействии с экспертами ОНТП России [2].

Результатом совместной научно-технической работы стало своевременное принятие органом государственного регулирования Республики Беларусь соответствующих регулирующих решений в отношении выполнения работ по сооружению и вводу в эксплуатацию Белорусской АЭС, что в свою очередь позволило Российской Федерации выполнить свои обязательства по межправительственному соглашению.

Такая научно-техническая поддержка со стороны российских ОНТП весьма востребована и крайне необходима органам регулирования стран-новичков. Это объясняется тем, что в государствах, впервые реализующих ядерные энергетические программы, зачастую отсутствуют или недостаточно раз-

виты научно-технические компетенции в области регулирования безопасности, а без результатов квалифицированной экспертной оценки (экспертизы), обосновывающих безопасность документов, принятие правильного регулирующего решения невозможно. Однако и сам орган регулирования должен обладать квалифицированным персоналом, способным технически оценить полученные от ОНТП результаты экспертизы.

МАГАТЭ ведет планомерную работу по оказанию экспертной поддержки странам-новичкам в формировании и развитии научно-технического потенциала в поддержку национальных регулирующих функций. Аналогичную деятельность осуществляет и Ро-стехнадзор во взаимодействии с ОНТП.

По итогам проведенного исследования можно сделать следующий вывод: представляется целесообразным организовать управление развитием национальных систем регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии путем ведения параллельной деятельности страны-импортера (России) в лице Ростехнадзора (ОНТП) и МАГАТЭ в государствах, являющихся заказчиками сооружения по российским проектам объектов использования атомной энергии.

Данная деятельность является не дублирующей, а дополняющей и направлена на укрепление научно-технического потенциала органа государственного регулирования страны, впервые встающей на путь развития атомной энергии в целях устойчивого развития, во благо безопасности как в регионе, так и в мире в целом.

Список литературы

1. Государственная, правовая и регулирующая основа обеспечения безопасности: Общее руководство по безопасности № GSR Part 1 (Rev. 1). 2016.

2. Интервью генерального директора ГНУ «Объединенный институт энергетических и ядерных исследований - Сосны» Национальной академии наук Беларуси Андрея Кузьмина Белорусскому телеграфному агентству от 14.02.2022. URL: https://atom.belta.by/ ru/news_ru/view/kuzmin-belarus-imeet-pul-spetsialistov-dlja-provedenija-ekspertiz-bezopasnosti-v-atomnoj-energetike-11657/ (дата обращения: 11.08.2022).

3. Перечень технических нормативных правовых актов Республики Беларусь и нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к безопасному использованию атомной энергии, соблюдение которых оценивается при проведении контрольной(надзорной)деятельности при соо-

ружении и вводе в эксплуатацию Белорусской АЭС по состоянию на 30.12.2021. URL: https://gosatomnadzor. mchs.gov. by/upload/iblock/967/perechen-tnpa-rb-i-rf-ot-30122021.pdf (дата обращения: 05.08.2022).

4. Создание инфраструктуры безопасности для ядерно-энергетической программы: специальное руководство по безопасности МАГАТЭ № SSG-16, 2015.

5. Building Nuclear Energy Infrastructure in Novice Countries // IAEA Bulletin, 2020, November, vol. 61-4. URL: https://www.iaea.org/ru/bulletin/sozdanie-infrastruktury-yadernoy-energetiki-v-stranah-novichkah (дата обращения: 14.07.2022).

6. IAEA raises estimate of nuclear energy use by 2050. 2021. № 55. URL: https://www.iaea.org/ru/newscenter/ pressreleases/magate-povyshaet-ocenku-ispolzovaniya-yadernoy-energii-k-2050-godu (дата обращения: 11.08.2022).

7. Infrastructure development. URL: https://www.iaea. org/ru/temy/razvitie-infrastruktury (дата обращения: 11.08.2022).

8. National Nuclear Energy Infrastructure Development Milestones // IAEA Nuclear Energy Series, No. NG-G-3.1 (Rev. 1) STI/PUB/1704 | 978-92-0-410219-2. URL: https://www.iaea.org/ru/publications/13587/vehi-razvitiya-nacionalnoy-infrastruktury-yadernoy-energetiki (дата обращения: 11.08.2022).

9. Net Zero by 2050: A Roadmap for the Global Energy Sector // International Energy Agency, 2021. URL: https://iea.blob.core.windows.net/assets/0716bb9a-6138-4918-8023-cb24caa47794/NetZeroby2050-ARoadmapfortheGlobalEnergySector.pdf (дата обращения: 10.08.2022).

References

1. State, legal and regulatory framework for ensuring safety: General Safety Manual No. GSR, Part 1 (Rev. 1). 2016.

2. Interview of the Director General of the GNU "Joint Institute for Energy and Nuclear Research - Sosny" of the National Academy of Sciences of Belarus Andrey Kuzmin to the Belarusian Telegraph Agency dated 02/14/2022. URL: https://atom.belta.by/ru/news_ru/view/kuzmin-belarus-imeet-pul-spetsialistov-dlja-provedenija-ekspertiz-bezopasnosti-v-atomnoj-energetike-11657 (accessed: 08/11/2022).

3. The list of technical regulatory legal acts of the Republic of Belarus and regulatory legal acts of the Russian Federation establishing requirements for the safe use of atomic energy, compliance with which is assessed during the control (supervisory) activities during the construction and commissioning of the Belarusian NPP as of 12/30/2021. URL: https://gosatomnadzor.mchs.gov.by/ upload/iblock/967/perechen-tnpa-rb-i-rf-ot-30122021.pdf (accessed: 05.08.2022).

4. Creating a safety infrastructure for the Nuclear Energy Program: Special IAEA Safety Manual No. SSG-16, 2015.

5. Creating a nuclear energy infrastructure in novice countries. IAEA Bulletin, 2020, November, vol. 61-4. URL: https://www.iaea.org/ru/bulletin/sozdanie-infrastruktury-yadernoy-energetiki-v-stranah-novichkah (accessed: 07/14/2022).

6. The IAEA is increasing its assessment of the use of nuclear energy by 2050. 2021. No. 55. URL: https://www. iaea.org/ru/newscenter/pressreleases/magate-povyshaet-

ocenku-ispolzovaniya-yadernoy-energii-k-2050-godu (accessed: 08/11/2022).

7. Infrastructure development. URL: https://www.iaea. org/ru/temy/razvitie-infrastruktury (accessed: 08/11/2022).

8. Main stages of development of the national nuclear energy infrastructure. IAEA Nuclear Energy Series, No. NG-G-3.1 (Rev. 1) STI/PUB/1704|978-92-0-410219-2. URL: https://www.iaea.org/ru/publications/13587/vehi-

razvitiya-nacionalnoy-infrastruktury-yadernoy-energetiki (accessed: 08/11/2022).

9. Net Zero by 2050: A Roadmap for the global energy sector. International Energy Agency, 2021. URL: https://iea.blob.core.windows.net/assets/0716bb9a-6138-4918-8023-cb24caa47794/NetZeroby2050-ARoadmapfortheGlobalEnergySector.pdf (accessed: 10.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.