УДК 349.7
РО! 10.23672/8ДЕ.2020.2020.61573
Лизикова Марина Сергеевна
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права, Институт государства и права РАН lizikova_m@mail.ru
Marina S. Lizikova
Candidate of Law Sciences,
Senior Research Associate
Business sector
and Corporate Law,
Institute of State and Law of RAS
lizikova_m@mail.ru
Атомная энергетика
как инструмент
борьбы с изменением климата
Nuclear energy
as a œimate change tool
Аннотация. В статье показанапотенциальная роль атомной энергетики в реализации целей Парижского соглашения по изменению климата 2015 г. Автором освещены различные сценарии борьбы с глобальным потеплением, позиции международных организаций и отдельных государств по отношению к атомной энергетике как одному из способов смягчения последствий изменения климата, обозначе-нывозможные проблемы и риски в случае реализации предложенной МАГАТЭ гипотетической модели развития глобального энергетического сектора и сделан вывод о необходимости решения накопленных проблем в области ядерного нераспространения, а также повышения эффективности международно-правового регулирования в области использования атомной энергии при сохранении его существующей строгости.
Ключевые слова: изменение климата, устойчивое развитие, атомная энергия, правовое регулирование в области использования атомной энер-гии,ядерное право, МАГАТЭ, международные орга-низации,ядерная безопасность, атомные электростанции.
Annotation. The article shows the potential role of nuclear energy in the implementation of the goals of the Paris Agreement on Climate Change 2015. The author highlights various scenarios of combating global warming, the positions of international organizations and individual states with respect to nuclear energy as one of the ways to mitigate the effects of climate change, identifies possible problems and risks if the hypothetical model for the development of the global energy sector proposed by the IAEA is implemented, and it is concluded that solving accumulated problems in the field of nuclear non-proliferation, as well as improving the effectiveness of international legal regulation in the field of the use of atomic energy while maintaining its existing rigor.
Keywords: climate change, sustainable development, nuclear energy, legal regulation in the field of atomic energy use, nuclear law, IAEA, international organizations, nuclear safety, nuclear power plants.
Климатические изменения, вызванные ростом объема выбросов диоксида углерода, - одна из фундаментальных проблем, с особой остротойвставших в начале третьего тысячелетия перед человечеством.Ответом мирового сообщества на этот вызов явились меры, предусмотренные Рамочной конвенцией ООН об изменении климата (1992 г.), а также активизирующим ее осуществление Парижским соглашением об изменении климата (2015 г.). Они направлены«на укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климатав контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты» [7].
Важнейшей задачей, решение которой лежит в плоскости изменения проводимой государствами климатической политики и ее регулировании, является недопущение глобального потепления выше пороговой величины в 1,5 °С.Согласно специальному отчету «01оЬаМагттдо1 1.5 °С» [22]. Межправительственной группы экспертов по
изменению климата разрабатываются различные вероятные сценарии достиженияэтого значения. Некоторые из них не допускают участия в данном процессе атомной энергетики,указывая в качестве аргумента несоответствие последней целям устойчивого развития, в части вероятностиувели-чения рисков распространения, оказания негативного воздействия на окружающую среду, угрозы воздействия на здоровье человека, негативного общественного отношения, а также экономические факторы [23]. Справедливости ради, следует отметить, что от определенных «минусов» несвободны и иные видынизкоуглеродной энергетики.
Однако, большинство сценариев, напротив, не только предусматривают участие атомной энергетики в борьбе с изменениями климата, но и, более того, прогнозируют рост атомной генерации. Так, например, приведенный в вышеназванном отчете «умеренный сценарий», который исходит из сохранения текущих социальных, экономи-
ческих и технологических тенденций, предусматривает ее рост в мире в пять раз к 2050 году. А согласно позиции Всемирной ядерной ассоциации [26] предотвращение глобального потепления к этому сроку возможно лишь при условии увеличения существующих в настоящее время ядерных мощностей на 1000 ГВт (эл.).
Самые смелые сценарии, прогнозирующие значительный рост потребления энергии в мирепо-сле 2050 году и необходимости глубокой декарбонизации в последующие годы, отводят атомной энергетике еще большую роль, предрекая увеличение ее мощностей до тераваттного масштаба [9].
На сегодняшний день атомная энергетика зани-маетвторое место среди источников низкоуглеродного электричества, обеспечивая 10 % мирового энергоснабжения. Ее неоспоримым плюсом является практически полное отсутствие выбросов СО2. Полный ядерный топливный цикл от добычи урана до захоронения отходов выделяет около 2-6 гр. СО2 на кВТч, что на один-два порядка ниже угля, нефти и природного газа и сопоставимо с показателями присущими солнечной и ветровой энергии [13]. Показательно, что благодаря атомной энергетике удалось избежать порядка 55 Гт выбросов СО2за последние 50 лет, что эквивалентно 2 годам глобальных выбросов СО2, связанных с энергетикой. Это, а также невозможность на данном этапе полностью обеспечить мировые потребности в электроэнергии за счет исключительно возобновляемых источников энергии, потребность в значительном увеличении их эффективности и инвестиций в них, позволило Международному энергетическому агентству сделать вывод, что отказ от энергии атома будетне только сопряжен с негативными последствиями для энергетической безопасности, обойдетсязна-чительно дороже, ноиможет привести к дополнительным выбросам миллиардов тонн углерода [20]. Соответственно, в переходе на экологически чистую энергиюатомная энергетика, наряду с иными технологиями, может сыграть важную роль, для чего целесообразнососредоточить внимание на создании рынков электроэнергии, надлежащим образом учитывающих вклад всех-низкоуглеродных технологийдля обеспечения конкуренции на равных условиях.
В пользу этих доводов говорит и то, что гипотетическая модельвозможного развития глобального энергетического сектора в целях достижения касающихся энергетики целей в области устойчивого развития,предложенная МАГАТЭ, построена на их основе [1]. Она предусматривает рост мировой атомной генерации за счетрасширения географии атомной энергетикипутемразвертывания ядерно-энергетических программ государствами-«новичками». Эффективность такого сценария в борьбе с глобальным потеплением оценивается в 50 %.
Позиции о необходимости признанияатомной энергии в качестве устойчивого источника энергии, который обеспечит доступ к поставкам чистой энергии по конкурентноспособной цене придерживается и Европейский ядерный форум
(Форатом) [12], ссылаясь на целесообразность учета при оценке деятельности таких критериев, как выбросы СО2, потребление сырья, объем отходов, уровень воздействия на окружающую среду.
Не только международные организации видят в атомной энергетике инструмент для борьбы с изменением климата. Некоторые государства, под-писавшиеПарижское соглашение, также рассматривают ее в качестве одного из способов достижения цели по снижению выбросов парниковых газов, прописав этов своих Предполагаемых определяемых на национальном уровне вкладах (!Ы0С).
Самый амбициозный проект по увеличению атомной генерации к 2032 году более чем в 10 раз планирует реализовать Индия [15], котораярасцени-вает данный вид производства энергии качестве безопасного, экологически благоприятного и экономически обоснованного с точки зрения удовлетворения своих растущих потребностейв электроэнергии.
Планы по развитиюатомной энергетики безопасным и эффективным способом указал и Китай, отметив увеличение ее мощностейв 2,9 раза за период с 2005 по 2014 гг.
Использованиеатомной энергии рассматривается в качестве одной из основных мер по смягчению воздействия на климат Кореей [24], однако снижение уровня общественного признания после аварии на АЭС «Фукусима» может послужить ограничениемдляих реализации. Эти события оказали влияние и на планы Японии [25], которая, однако, пересмотрев свой Стратегический энергетический план, отвела к 2030 г. 20-22 % в энергетическом балансе страны на долю атомной энергии.
Кроме того, о планах использовать атомную энергию для производства электроэнергииупомянули Египет, Аргентина, Иордания, Нигер. Турция, ОАЭ и Беларусь пошли дальше и прописали конкретные меры - наметили введение в эксплуатацию АЭС [14].
Приведенные примеры показывают, что в настоящее времяудельный вес атомной энергетики как инструментаборьбы с изменением климата не соответствует ее возможной потенциальнойроли. Однако сохраняется вероятность увеличенияпо-следнейв этом процессе, так как согласно достигнутым в 2015 г. договоренностям национальные климатические обязательства подлежат расширению каждые 5 лет, начиная с 2020 г., что оставляет возможность странам-участницам Парижского соглашения пересмотреть свое отношение к этому источнику энергии.
Этому может поспособствовать зарождающаяся тенденция перехода от полного отказа рассматривать атомную энергию в качестве «зеленой» к более мягкой, компромиссной позиции. Подтверждением тому является осуществленный ЕС пе-ресмотртаксономии по устойчивому финансированию. Так, согласно принятому в марте 2018
года Европейской комиссией Плану действий по финансированию устойчивого роста в число устойчивых видов экономической деятельности атомная энергетика не вошла, в то время как год спустя при согласовании единой системы классификации для поощрения частных инвестиций в устойчивый рост и содействия климатически нейтральной экономике единственным прямым исключением из регулирования стала деятельность, связанная с использованием твердого ископаемого топлива [19].
Кроме того, изменению рассматриваемой ситуации может содействоватьи распространение информации по данной проблематике,осуществляемое на международных площадках. Крупнейшая конференция, посвященная вопросам изменения климата и роли атомной энергетики, была организована МАГАТЭ 11 октября 2019 г. [16]. В ходе ее работы представители 79 государств-членов и 17 международных организацийзасвидетельство-вали признание международным сообществом значения и важности рассматриваемого вопроса иобъективную необходимость анализавсех без исключения существующих вариантов решения проблемы изменения климата, в том числе и «синергию с другими низкоуглеродистыми источниками выработки электроэнергии» [10]. В качестве мер, призванных способствовать повышению вкладаатомной энергетики в смягчение последствий изменения климата, наряду с изменением восприятия атомной энергетики, а также постоянным вниманием к поддержанию высокого уровня безопасности, были отмечены: важность постановки декарбонизации электроэнергетического секторав центр климатических стратегий; необходимость пересмотра существующей структуры финансирования экологически чистых и устойчивых проектов с целью преодоления дискриминации по отношению к атомной энергетике; потребность в развитиисотрудничества и разработке скоординированных подходов для привлечения финансирования или доступа к механизмам финансирования между международными организациями, правительствами, частным сектором, НПО, а также с организациями, которые традиционно не поддерживают атомную энергетику.
На стороне атомной энергетики, как элемента будущего мирового безуглеродного баланса, в подобных мероприятиях - например, на упомянутой выше конференции МАГАТЭ [6], на «World Nuclear Spotlight Poland», организованной Всемирной ядерной ассоциацией при поддержке Фо-ратома и Министерства энергетики Польши в ноябре 2018 г. [5], Болгарском атомном форумев июне 2019 [3], а также всессиях Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменениикли-мата [4], - выступает Россия. Она рассматривает распространение российских ядерно-энергетических технологий в качестве вклада страны в глобальное противодействие изменению климата, активно осуществляя строительство АЭС как на своей территории, так и за рубежом.Такойстрате-гии придерживается не только Российская Федерация. Проекты по расширению собственной (и не только) ядерно-энергетической инфраструктуры осуществляют также Китай, Индия и др.
Все больше стран делает выбор в пользу атомной энергетики в качестве одного из основных источников выработки электроэнергии. Если о своей заинтересованности в запуске ядерно-энергетических программ заявляли более 60 государств [17], то к разработке и реализации фактических планов по строительству собственных АЭС, за исключением уже упомянутых Турции, ОАЭ и Беларуси, перешли 25 из числа «новичков» [18]. Как было отмечено ранее, МАГАТЭ видит в этом половину успеха в деле борьбы с глобальным потеплением.
Однако, будучи решением одной проблемы, процесс масштабного расширения географии атомной энергетики, без должного внимания ко всем аспектам его осуществления может повлечь за собой ряд других. С одной стороны, это возрастание вероятности распространения ядерного оружия и обострение проблем в сфере ядерного разоружения, риск эскалации конфликтов между государствами, обладающими ядерным оружием. И здесь трудно не согласиться с М. Банном, который исходит из тесной взаимосвязи проблемы изменения климата и предотвращения ядерной войны [9].
Использовать атомную энергию безопасно, надежно и в мирных целях, соблюдать гарантии, с целью учета и защиты ядерного материала, иметь стабильную политическую, экономическую и социальную среду - ключевые международно-правовые обязательства, которые принимает на себя государство-«новичок» [2]. Но примерысу-ществования в настоящее время государств, активно расширяющих свои ядерно-энергетические программы, не являющихся участниками ДНЯО, обладающих ядерным оружием при отсутствии разделения ядерно-энергетической программы на мирную и военную, говорят о необходимости работы над дальнейшим укреплением ДНЯО и расширением режима нераспространения, а также над снижением рисков конфликтов между государствами, обладающими ядерным оружием. Решение этой группы проблем лежит не только в правовом поле, но и требует политической воли.
С другой стороны, значительное увеличение числа государств-«новичков» может повлечь за собой риск роста количества ядерных инцидентов и аварий, рискснижения общего уровня ядерной безопасности, «проверку на гибкость» существующего правового регулирования в области использования атомной энергии и т.д.
Процесс создания ядерно-энергетической программы «с нуля» очень сложен, масштабен, затратен. Он обеспечивается требованиями создать устойчивую национальную инфраструктуру, обеспечивающую правительственную, правовую, нормативную, управленческую, технологическую, кадровую, промышленную поддержку и поддержку реализации ядерно-энергетической программы в течение всего ее жизненного цикла;поддерживать устойчивую национальную инфраструктуру на всех этапах жизненного цикла АЭС и ЯТЦ в течение порядка 100 лет; обеспечивать ядерную и радиационную безопасность,
физическую безопасность ядерных материалов; на протяжении всего жизненного цикла ядерно-энергетической программы поддерживать культуру безопасности; нести ответственность, предусмотренную в национальных и международных правовых актах,как перед собственными гражданами, так и перед мировым сообществом.
Современный уровень ядерной безопасности, закрепленный международными нормами и стандартами высок. Он учитывает уроки аварий на Чернобыльской АЭС, АЭС «Фукусима-1», регулярно подвергается всесторонним переоценкам с целью усиления безопасности, совершенствования регулирующего надзора и повышения готовности к чрезвычайным ситуациям, ориентирован на недопущение ядерных катастроф в будущем. Соответственно, не следует недооценивать и рассматривать существующие требования к ядерной и радиационной безопасности как излишнее бремя для стран-«новичков». Потому, на наш взгляд, внедрение концепций, предлагающих дифференцированный подход к развитым и развивающимся странам в вопросах ядерной безопасности [8] представляется абсолютно недопустимым. В условиях масштабного расширения атомной энергетики сохранение приоритета ядерной безопасности перед экономическими интересами особенно актуально.
И, наконец, развитие атомной энергетики темпами, необходимыми для достижения целиудер-жания повышения среднемировой температуры на отметке 1,5 °С сверх доиндустриальных уровней к 2050 году, требует не только строгого соблюдения требований безопасности, но и достаточной гибкости регулирования. Это выносит на повестку дня вопросы, касающиесяизменения подходов к финансированию, привлечению частных инвестиций и снижению их рисков, повышения уровня прозрачности разрешительных процедур и их облегчения, гарантийчестной конкуренции между признанными и новыми игроками рынка, упрощения внедрения инновационных технологий, которые повысят конкурентоспособность ядерных энергетических систем и облегчат интеграцию с другими низкоуглеродными источниками энергии и др.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что несмотря на довольно скромную роль, отводимую атомной энергетике вборьбе с изменением климата в настоящее время, она может рассматриваться в качестве действенного инструмента на этапе перехода к экологически чистой энергетике. Реализация такого сценария потребует пристального внимания ко всем аспектам его осуществления, и в первую очередь, к существующей системе международно-правового регулирования в области использования атомной энергии.
Литература:
1. Анимированное представление данных МАГАТЭ: выполнение целей в области борьбы с изменением климата на фоне развития ядерной энергетики в странах мира. URL : https:// www.iaea.org/ru/newscenter/news/animirovannoe-predstavlenie-dannyh-magate-vypolnenie-celey-v-oblasti-borby-s-izmeneniem-klimata-na-fone-razvitiya-yadernoy-energetiki-v-stranah-mira
2. Основные этапы развития национальной ядерной инфраструктуры. URL : https://www-pub.iaea.org/MTCD/Publications/PDF/Pub1704_ web.pdf
3. Росатом принял участие в конференции Болгарского атомного форума. URL : https:// www.rosatom.ru/journalist/news/rosatom-prinyal-uchastie-v-konferentsii-bolgarskogo-atomnogo-fo-ruma/?sphrase_id=1289048
4. Росатом принял участие в конференции ООН по вопросам изменения климата в Польше. URL : https://www.rosatom.ru/journalist/news/rosatom-prinyal-uchastie-v-konferentsii-oon-po-voprosam-iz-meneniya-klimata-v-polshe/?sphrase_id=1289048
5. Росатом принял участие в конференции, посвященной перспективам развития атомной энергетики в Европе. URL : https://www.rosatom.ru/jour-nalist/news/rosatom-prinyal-uchastie-v-konferentsii-posvyashchennoy-perspektivam-razvitiya-atomnoy-energetiki-v-/?sphrase_id=1289048
6. Росатом принял участие в Международной конференции по изменению климата и роли
Literature:
1. AI-GEE Animated Presentation: Meeting Climate Change Goals against the Backdrop of Global Energy Development. URL : https://www.iaea.org/ ru/newscenter/news/animirovannoe-predstavlenie-dannyh-magate-vypolnenie-celey-v-oblasti-borby-s-izmeneniem-klimata-na-fone-razvitiya-yadernoy-en-ergetiki-v-stranah-mira
2. Main stages of development of national nuclear infrastructure. URL : https://www-pub.iaea.org/ MTCD/Publications /PDF/Pub1704_web.pdf
3. Rosatom participated in the conference of the Bol-Gar Atomic Forum. URL : https:// www.rosatom.ru/journalist/news/rosatom-prinyal-uchastie-v-konferentsii-bolgarskogo-atomnogo-fo-ruma/?sphrase_id=1289048
4. Rosatom attended the UN Climate Change Conference in Poland. URL : https://www.rosatom.ru/ journalist/news/rosatom-prinyal-uchastie-v-konfer-entsii-oon-po-voprosam-izmeneniya-klimata-v-pol-she/?sphrase_id=1289048
5. Rosatom participated in a conference dedicated to the prospects of nuclear energy development in Europe. URL : https://www.rosatom.ru/journal-ist/news/ rosatom-prinyal-uchastie-v-konferentsii-posvyashchennoy-perspektivam-razvitiya-atomnoy-energetiki-v-/?sphrase_id=1289048
6. Rosatom participated in the International Conference on Climate Change and the Role of Nuclear
атомной энергетики. URL : https://www.rosatom.ru/ journalist/news/rosatom-prinyal-uchastie-v-mezhdu-narodnoy-konferentsii-po-izmeneniyu-klimata-i-roli-atomnoy-energeti/?sphrase_id=1289048
7. Ст. 2 Парижского соглашения об изменении климата. URL https://unfccc.int/files/meetings/ paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_ russian_.pdf
8. Ahab Abdel-Aziz, Bruce Lee-Shanok, «Before the Renaissance. A Reformative Challenge to the Precautionary Dogma in Nuclear Safety Regulation». Paper presented at the Nuclear Inter Jura Congress 2009 in Toronto, 16 p.at. By Pelzer N. Nuclear New Build - New Nuclear Law? DOI: 10.1787/nu-clear_law-v2009-art12-en
9. Bunn M. Nuclear Disarmament, Nuclear Energy, and Climate Change: Exploring the Linkages // Nuclear Disarmament: A Critical Assessment (Oxon, England: Routledge, March 2019). P. 185-204.
10. Chudakov M. Summary Closing of the Conference, Friday 11 October. URL : https:// www.iaea.org/sites/default/files/19/10/2019-10-23_concluding_summary_final.pdf
11. Concluding Statement by the President of the Conference. URL : https://www-pub.iaea.org/ MTCD/Meetings/PDFplus/2009/cn169/cn169_Con-cluding_Statement_E.pdf
12. Foratom calls on EU to recognise nuclear as a strategic industry. URL : https://world-nuclear-news.org/Articles/Foratom-calls-on-EU-to-recog-nise-nuclear-as-a-stra
13. Hejazi R. Nuclear energy: Sense or nonsense for environmental challenges. URL : http://creativecom-mons.org/licenses/by-nc-nd/4.0/https://www4.un-fccc.int/sites/submissions/INDC
14. India's Intended Nationally Determined Contribution: Working Towards Climate Justice. URL : https://www4.unfccc.int/sites/submissions/INDC/ Published%20Documents/India/1/INDIA%20INDC% 20T0%20UNFCCC.pdf
15. International Conference on Climate Change and the Role of Nuclear Power. URL : https:// www.iaea.org/atoms4climate
16. International Ministerial Conference on Nuclear Energy in the 21st Century Beijing, April 20 to 22, 2009.
17. More Newcomers Eye Nuclear Power as UAE, Belarus Set to Start Operating First Nuclear Power Plants. URL : https://www.iaea.org/newscenter/ news/more-newcomers-eye-nuclear-power-as-uae-belarus-set-to-start-operating-first-nuclear-power-plants
18. New EU rules agreed on 'green' investments. URL : https://world-nuclear-news.org/Articles/New-EU-rules-agreed-on-green-investments
19. Nuclear Power in a Clean Energy System. Fuel report - May 2019. URL : https://www.iea.org/ re-ports/nuclear-power-in-a-clean-energy-system
Energy. URL : https://www.rosatom.ru/journal-ist/news/rosatom-prinyal-uchastie-v-mezhdunarod-noy-konferentsii-po-izmeneniyu-klimata-i-roli-atom-noy-energeti/?sphrase_id=1289048
7. St. 2 Parizhskogosoglashenijaobizmene-niiklimata. URL : https://unfccc.int/files/meet-ings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_agree-ment_russian_.pdf
8. Ahab Abdel-Aziz, Bruce Lee-Shanok, «Before the Renaissance. A Reformative Challenge to the Precautionary Dogma in Nuclear Safety Regulation». Paper presented at the Nuclear Inter Jura Congress 2009 in Toronto, 16 p.at. By Pelzer N. Nuclear New Build - New Nuclear Law? DOI: 10.1787/nu-clear_law-v2009-art12-en
9. Bunn M. Nuclear Disarmament, Nuclear Energy, and Climate Change: Exploring the Linkages // Nuclear Disarmament: A Critical Assessment (Oxon, England: Routledge, March 2019). P. 185-204.
10. Chudakov M. Summary Closing of the Conference, Friday 11 October. URL : https:// www.iaea.org/sites/default/files/19/10/2019-10-23_concluding_summary_final.pdf
11. Concluding Statement by the President of the Conference. URL : https://www-pub.iaea.org/ MTCD/Meetings/PDFplus/2009/cn169/cn169_Con-cluding_Statement_E.pdf
12. Foratom calls on EU to recognise nuclear as a strategic industry. URL : https://world-nuclear-news.org/Articles/Foratom-calls-on-EU-to-recog-nise-nuclear-as-a-stra
13. Hejazi R. Nuclear energy: Sense or nonsense for environmental challenges. URL : http://creativecom-mons.org/licenses/by-nc-nd/4.0/https://www4.un-fccc.int/sites/submissions/INDC
14. India's Intended Nationally Determined Contribution: Working Towards Climate Justice. URL : https://www4.unfccc.int/sites/submissions/INDC/ Published%20Documents/India/1/INDIA%20INDC% 20T0%20UNFCCC.pdf
15. International Conference on Climate Change and the Role of Nuclear Power. URL : https:// www.iaea.org/atoms4climate
16. International Ministerial Conference on Nuclear Energy in the 21st Century Beijing, April 20 to 22, 2009.
17. More Newcomers Eye Nuclear Power as UAE, Belarus Set to Start Operating First Nuclear Power Plants. URL : https://www.iaea.org/newscenter/ news/more-newcomers-eye-nuclear-power-as-uae-belarus-set-to-start-operating-first-nuclear-power-plants
18. New EU rules agreed on 'green' investments. URL : https://world-nuclear-news.org/Articles/New-EU-rules-agreed-on-green-investments
19. Nuclear Power in a Clean Energy System. Fuel report - May 2019. URL : https://www.iea.org/ re-ports/nuclear-power-in-a-clean-energy-system
20. Pelzer N. Nuclear New Build - New Nuclear Law? DOI: 10.1787/nuclear_law-v2009-art12-en
21. Special Report: Global Warming of 1.5 °C. URL : https://www.ipcc.ch/sr15/
22. Sustainable Development, Poverty Eradication and Reducing InequalitiesEnergy Supply: Accelerated Decarbonization. URL : https://www.ipcc.ch/ sr15/chapter/chapter-5/
23. Submission by the Republic of Korea: Intended Nationally Determined Contribution. URL : https://www4.unfccc.int/sites/submissions/INDC/ Published%20Documents/Republic%20of%20Ko-rea/1/INDC%20Submission%20by%20the%20Re-public%20of%20Korea%20on%20June%2030.pdf
24. Submission of Japan's Intended Nationally Determined Contribution (INDC). URL : https://www4.un-fccc.int/sites/submissions/INDC/Published%20Doc-uments/Japan/1/20150717_Japan's%20INDC.pdf
25. The Harmony Programme. URL : https:// www.world-nuclear.org/harmony
20. PelzerN. Nuclear New Build - New Nuclear Law? DOI: 10.1787/nuclear_law-v2009-art12-en
21. Special Report: Global Warming of 1.5 °C. URL : https://www.ipcc.ch/sr15/
22. Sustainable Development, Poverty Eradication and Reducing InequalitiesEnergy Supply: Accelerated Decarbonization. URL : https://www.ipcc.ch/ sr15/chapter/chapter-5/
23. Submission by the Republic of Korea: Intended Nationally Determined Contribution. URL : https://www4.unfccc.int/sites/submissions/INDC/ Published%20Documents/Republic%20of%20Ko-rea/1/INDC%20Submission%20by%20the%20Re-public%20of%20Korea%20on%20June%2030.pdf
24. Submission of Japan's Intended Nationally Determined Contribution (INDC). URL : https://www4.un-fccc.int/sites/submissions/INDC/Published%20Doc-uments/Japan/1/20150717_Japan's%20INDC.pdf
25. The Harmony Programme. URL : https:// www.world-nuclear.org/harmony