Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-БАКАЛАВРОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-БАКАЛАВРОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА / СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ / НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО / СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галинская Татьяна Николаевна, Костина Наталья Геннадьевна

Опыт организации «Практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» на факультете иностранных языков Оренбургского государственного педагогического университета позволил нам определить некоторые инструменты эффективного взаимодействия с будущими учителями иностранного языка, обучающимися по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), в контексте исследовательской работы. В статье описывается и обосновывается содержание учебной практики для формирования готовности использовать систематизированные теоретические и практические знания в решении исследовательских задач на всех её этапах (во втором, четвертом и шестом семестрах), которые реализуются в контексте личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего применение индивидуально-образовательной траектории начинающего исследователя в тесном взаимодействии наставника - научного руководителя. Наш трехлетний опыт организации учебной научно-исследовательской практики будущих учителей бакалавров иностранного языка показал, что формирование готовности у обучающегося использовать систематизированные знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования в рамках учебной научно-исследовательской практики успешно реализуется посредством комплекса заданий условно-продуктивного характера (составление списка литературы по теме исследования в соответствии с профилем подготовки (методика обучения иностранным языкам), подготовка реферата, написание на его основе статьи и доклада для студенческой конференции), что предполагает не решение какой-либо исследовательской проблемы и достижение научной новизны, а скорее ознакомление обучающегося с методикой проведения научного исследования, способами поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галинская Татьяна Николаевна, Костина Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE ACADEMIC RESEARCH TRAINING OF UNDERGRADUATE FOREIGN LANGUAGES TEACHERS

The experience of organizing Academic Training for obtaining primary research skills at the Faculty of Foreign Languages of the Orenburg State Pedagogical University allowed us to identify some tools for effective interaction with future foreign language teachers studying in 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), in the context of research work. The article describes and substantiates the content of academic training for the formation of readiness to use systematized theoretical and practical knowledge in solving research problems at all its stages (in the second, fourth and sixth semesters), which are implemented in the context of a personality-oriented approach that ensures the use of a novice researcher individual educational trajectory in close cooperation with a mentor - scientific advisor. Our three-year experience in organizing academic research training for future foreign language teachers-bachelors has shown that the formation of a student's readiness to use systematized knowledge to formulate and solve research problems in education within the framework of academic research training is successfully implemented through a set of tasks of a conditionally productive nature (compilation of a list of literature on the topic of research in accordance with the profile of training (methodology of teaching foreign languages), preparation of an abstract, writing on its basis an article and a report for a student conference), which does not imply a solution to any research problem and the achievement of scientific novelty, but rather familiarization of a student with a methodology for conducting scientific research, methods of searching and accumulating the necessary scientific information, its processing and presentation of results.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-БАКАЛАВРОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

GALINSKAIA Tatiana Nikolaevna and other Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

ORGANIZATION OF THE ACADEMIC RESEARCH... 2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

УДК 372 881 1 Fl I 02021 Контент доступен по лицензииСС^-ЫС 4.0

J - / z.,00 1 . 1 |(сс) vly vS? I This is an open access article under the

________1 open access aiticle undei the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0014 fcw^TMTHl(https://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-

БАКАЛАВРОВ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 689588 SPIN: 3277-1188 ORCID: 0000-0002-7260-9144

ГАЛИНСКАЯ Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры романо-германской филологии и методики преподавания иностранного языка Оренбургский государственный педагогический университет (460014, Россия, Оренбург, улица Советская, 19, e-mail: galinskaya2012@gmail.com) AuthorlD: 812549 SPIN: 8833-7146 ORCID: 0000-0001-5979-4982

КОСТИНА Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка

и методики преподавания английского языка Оренбургский государственный педагогический университет (460014, Россия, Оренбург, улица Советская, 19, e-mail: formica12@mail.ru) Аннотация. Опыт организации «Практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» на факультете иностранных языков Оренбургского государственного педагогического университета позволил нам определить некоторые инструменты эффективного взаимодействия с будущими учителями иностранного языка, обучающимися по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), в контексте исследовательской работы. В статье описывается и обосновывается содержание учебной практики для формирования готовности использовать систематизированные теоретические и практические знания в решении исследовательских задач на всех её этапах (во втором, четвертом и шестом семестрах), которые реализуются в контексте личностно-ориентированного подхода, обеспечивающего применение индивидуально-образовательной траектории начинающего исследователя в тесном взаимодействии наставника - научного руководителя. Наш трехлетний опыт организации учебной научно-исследовательской практики будущих учителей бакалавров иностранного языка показал, что формирование готовности у обучающегося использовать систематизированные знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования в рамках учебной научно-исследовательской практики успешно реализуется посредством комплекса заданий условно-продуктивного характера (составление списка литературы по теме исследования в соответствии с профилем подготовки (методика обучения иностранным языкам), подготовка реферата, написание на его основе статьи и доклада для студенческой конференции), что предполагает не решение какой-либо исследовательской проблемы и достижение научной новизны, а скорее ознакомление обучающегося с методикой проведения научного исследования, способами поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов.

Ключевые слова: педагогическое образование, подготовка бакалавров, учитель иностранного языка, исследовательская деятельность, научно-исследовательская практика, содержание учебной практики, личностно-ориентированный подход, технология педагогических мастерских, научное руководство, студенческая научная конференция, мотивация.

ORGANIZATION OF THE ACADEMIC RESEARCH TRAINING OF UNDERGRADUATE FOREIGN

LANGUAGES TEACHERS

© The Author(s) 2021

GALINSKAIA Tatiana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Romano-Germanic Philology and Foreign Language Teaching Orenburg State Pedagogical University (460014, Russia, Orenburg, street Sovetskaia 14, e-mail: galinskaya2012@gmail.com) KOSTINA Natalya Gennadievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department

of English and Teaching of the English Language Orenburg State Pedagogical University (460014, Russia, Orenburg, street Sovetskaia 14, e-mail: formica12@mail.ru) Abstract. The experience of organizing Academic Training for obtaining primary research skills at the Faculty of Foreign Languages of the Orenburg State Pedagogical University allowed us to identify some tools for effective interaction with future foreign language teachers studying in 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), in the context of research work. The article describes and substantiates the content of academic training for the formation of readiness to use systematized theoretical and practical knowledge in solving research problems at all its stages (in the second, fourth and sixth semesters), which are implemented in the context of a personality-oriented approach that ensures the use of a novice researcher individual educational trajectory in close cooperation with a mentor - scientific advisor. Our three-year experience in organizing academic research training for future foreign language teachers-bachelors has shown that the formation of a student's readiness to use systematized knowledge to formulate and solve research problems in education within the framework of academic research training is successfully implemented through a set of tasks of a conditionally productive nature (compilation of a list of literature on the topic of research in accordance with the profile of training (methodology of teaching foreign languages), preparation of an abstract, writing on its basis an article and a report for a student conference), which does not imply a solution to any research problem and the achievement of scientific novelty, but rather familiarization of a student with a methodology for conducting scientific research, methods of searching and accumulating the necessary scientific information, its processing and presentation of results.

Keywords: teacher education, bachelors training, foreign language teacher, research activity, academic research training, content of the academic training, personality-oriented approach, technology of pedagogical workshops, academic advising, student academic conference, motivation.

ВВЕДЕНИЕ с важными научными и практическими задачами.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь Современные педагогические вузы, деятельность кото-

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ГАЛИНСКАЯ Татьяна Николаевна и другие ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ...

рых сочетает, с одной стороны, подготовку педагогических кадров для системы отечественного образования, а, с другой стороны, реализацию научных исследований в области инновационного развития образования [1], оказались в данный момент (2019-2024 гг.) вовлеченными одновременно в два глобальных национальных проекта - «Образование» и «Наука», направленных на обеспечение присутствия России в числе ведущих стран мира по качеству образования [2], а также по научным разработкам в приоритетных, с точки зрения научно-технологического развития, областях [3]. И в этом контексте как никогда актуальна задача формирования умений исследовательской деятельности у будущих учителей, на что обращают внимание в своих работах многие ученые (Л.А. Никитина [1], Ф.Л. Ратнер [4], Е.И. Бражник и Ф. Юань[5], И.А. Рыбалева [6] и др.)

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблем. Определение исследовательской деятельности учителя в современных работах трактуется, в целом, с одних и тех же позиций. Так, основными компонентами исследовательской деятельности учителя называются «многоаспектный и сложно-структурированный процесс научно-творческой деятельности» [6, с. 21], [7, с. 5], направленный на развитие теории и практики образования посредством выполнения исследовательских действий по выявлению и решению педагогических проблем, оценку сущности, особенностей и тенденций развития образовательного процесса, получение новых знаний о средствах достижения желаемых результатов обучения с целью преобразования и изменения педагогической действительности [8, с. 10]. Необходимо отметить, что ряд ученых (Е.Г. Костенко [9, с. 8], С.П. Свидерская [10, с. 5], И.А. Рыбалёва [6, с. 21] и др.), определяя понятие исследовательской деятельности учителя, акцентируют внимание также и на возможности профессионально-личностного саморазвития учителя, обеспечиваемого реализацией исследовательской деятельности в следующих сферах его профессиональной деятельности: развитие собственного педагогического мастерства и творчества, а также анализ, обобщение и освоение прогрессивного педагогического опыта с целью его распространения и внедрения в практику [8, с. 8].

Изменившаяся специфика профессиональной деятельности современного учителя диктует педагогическим вузам необходимость адаптировать подготовку будущего учителя к требованиям, сложившимся сегодня в системе образования в России и за рубежом. В этой связи неслучаен, на наш взгляд, высокий интерес в последнее время к проблеме становления исследовательской компетентности в методической подготовке студентов именно педагогического вуза (Гирфанова [7], [9, с. 21], Л.С. Шмульская и С.В. Мамаева [11], Л.С. Носова [12], Л.А. Никитина [1], Г.А. Пичугина [13], Ф. Юань [14] и др.) и поиску эффективных приемов организации научно-исследовательской работы студентов [15], которая до недавних пор имела, по словам Е.Ю. Гирфановой, «неправильное понимание как средства развития одаренных студентов, способных заниматься исследовательской деятельностью, что явно не способствовало ориентации всех студентов на участие в учебно-научно-исследовательской деятельности» [7, с. 4]. Теперь ситуация коренным образом изменилась с введением в учебный план подготовки учителей-предметников блока дисциплин, направленных на развитие умений исследовательской деятельности («Основы исследовательской деятельности», «Практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности») [16], и появлением требования активно вести научно-исследовательскую работу не только к профессорско-преподавательскому составу [17], но и к студентам, о чем пишет С.И. Колодезникова: «сегодня одним из ключевых

факторов результативности научно-исследовательской деятельности стало участие студентов в исследовательских грантах, позволяющих получить финансирование на проведение актуальных научных разработок...» [18, с. 231]. Таким образом, актуализируется проблема поиска и апробации эффективных элементов содержания учебной практики, обеспечивающей вовлечение будущих учителей-предметников в научно-исследовательскую деятельность.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Сегодня в программе подготовки учителей-бакалавров, обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) [16], есть специальные дисциплины (Основы исследовательской деятельности [19]) и учебные практики [20], где можно планомерно и последовательно формировать у обучающихся профессиональные компетенции, связанные с использованием систематизированных теоретических и практических знаний для интенсивного поиска оптимальных путей обучения и воспитания. В связи с этим, цель данной статьи - осмысление трехлетнего опыта организации «Практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» на факультете иностранных языков Оренбургского государственного педагогического университета для определения стратегии эффективного взаимодействия с будущими учителями иностранного языка в контексте исследовательской работы.

Согласно учебному плану основной профессиональной образовательной программы подготовки учителей-бакалавров иностранного языка, «Практика по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности», представляющая собой одну из учебных практик его базовой части, проходит в три этапа: во втором, четвертом и шестом семестрах. Содержание практики опеределялось нами на основании тех компетенций, которые заявлены для формирования в ходе практики. Наш опыт формирования элементов общекультурной компетенции - способности к самоорганизации и самообразованию представлены в нашей совместной публикации

[21], данная статья является логическим продолжением этого исследования: она посвящена осмыслению опыта формирования профессиональной компетенции - готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В исследовании заявленной темы в качестве базового методологического инструментария выступал личностно-ориентированный подход, обеспечивающий применение индивидуально-образовательной

траектории начинающего исследователя в тесном взаимодействии наставника - научного руководителя

[22], в комплексе с взаимодополняющими методами: теоретический анализ научных исследований по проблеме, наблюдение и опытное обучение с использованием технологии педагогических мастерских (П. Ланжевен, А. Валлон, А. Бассис и др.), позволяющей создать для начинающего исследователя оптимальные условия самостоятельного «движения в информационных полях» [9, с. 14], добывания и осмысления нового знания, связанного с повышением эффективности образовательного процесса.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Формирование готовности использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования в рамках учебной практики реализуется посредством комплекса заданий условно-продуктивного характера, предполагающего скорее ознакомление

GALINSKAIA Tatiana Nikolaevna and other ORGANIZATION OF THE ACADEMIC RESEARCH...

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

обучающегося с методикой проведения научного исследования, способами поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов, чем действительно решение какой-либо исследовательской проблемы. Здесь необходимо пояснить, что мы разделяем точку зрения Е.Г. Костенко в том, что в контексте формирования исследовательской компетенции студентов необходимо говорить об именно учебно-исследовательской деятельности, цель которой - обретение умения обучающимся выполнять исследовательскую деятельность, а не обязательное достижение научной новизны: «именно учебно-исследовательская деятельность мобилизует творческую инициативу студентов, стимулирует самостоятельное движение в информационных полях и генерирует социальный опыт» [9, с. 14]. С этой целью мы предлагаем обучающимся выбрать примерную тему исследования в соответствии с профилем подготовки. Так, будущим учителям-бакалаврам иностранного языка можно заняться исследованием самых широких проблем, связанных с обучением школьников первому или второму иностранному языку. Темы могут быть выбраны из предложенных руководителем практики или сформулированы самостоятельно обучающимся (с обязательным одобрением научного руководителя), исходя из собственных научных интересов. В дальнейшем - на последующих этапах учебной практики в четвертом и шестом семестрах - обучающиеся смогут, при желании, обратиться к изучению другой проблематики с учетом, возможно, изменившихся научных интересов. Смена темы исследования должна быть обязательно согласована с руководителем практики.

Основной задачей учебной практики во втором семестре является освоение поиска необходимых научных источников, их отбора в соответствии с определенными требованиями, а также оформления согласно действующему ГОСТ первичного списка литературы, которая, по мнению начинающего исследователя, в дальнейшем позволит раскрыть тему его исследования. В связи с этим, используя различные доступные (бесплатные, по подписке вуза и т.д.) отечественные и международные базы данных (Научная электронная библиотека (e-li-brary.ru), Электронная библиотека диссертаций (diss.rsl. ru), Taylor&Francis Online, Web of Science, Scopus), обучающимся нужно подобрать теоретические источники по исследуемой проблеме, в соответствии с рядом критериев: актуальность (не ранее 2010 года издания), научность (авторефераты диссертаций, научные статьи), авторитетность (индексация РИНЦ, Scopus и Web of Science, реестр ВАК). Использование учебников запрещено, за исключением специализированных учебных пособий, например, учебное пособие З.Н. Никитенко «Личностно-развивающее иноязычное образование в начальной школе» (2019) кажется весьма полезным для раскрытия темы «Особенности обучения английскому языку в начальной школе».

В четвертом семестре задание подготовить развернутую мотивированную аннотацию пяти источников, наиболее подходящих к изучаемой теме исследования, является подготовительным этапом к написанию реферата по исследуемой проблеме на основе 7-10 аутентичных источников (только научных статей из рецензируемых изданий, индексируемых в авторитетных научных базах данных, и авторефератов диссертаций). Искусственное ограничение количества и типа используемых источников направлено на мотивацию обучающихся к их более качественному и глубокому изучению в процессе написания реферата, отказу от стремления «пустить пыль в глаза» большим списком «использованной» литературы, когда работа на самом деле пишется на основе, в лучшем случае, двух-трех источников путем активного использования функции текстового редактора «копировать» и «вставить» [19, с. 215].

Учитывая тенденцию к ужесточению требований к качеству учебных работ, уровень оригинальности дол-

жен быть не менее 50% не только для выпускных квалификационных работ (бакалаврская работа и магистерская диссертация), но и для курсовых работ, оценивание качества подготовленного реферата предполагает в том числе и проверку на наличие неправомерного заимствования в системе «Антиплагиат» (www.antiplagiat.ru). В этом контексте важным оказывается освоение обучающимся правил корректного использования содержания теоретических источников, предполагающее правильное оформление прямых и опосредованных ссылок во избежание плагиата. Часто начинающие исследователи оказываются не в состоянии четко разграничить свои и «чужие» идеи, почерпнутые в процессе изучения истории исследуемой проблемы: им кажется, что представленный в реферате в виде пересказа тезис из прочитанной научной статьи, становится их собственным текстом и поэтому не делают ссылки на первоисточник, что, естественно, неверно. Преодоление подобного рода заблуждений требует большой совместной работы с научным наставником на еженедельных предусмотренных расписанием консультациях. Организованные в виде педагогической мастерской, подобные консультации создают атмосферу сотрудничества и продуктивного диалога между обучающимся и научным руководителем, которые вместе анализируют текст реферата абзац за абзацем, выявляя его сильные и слабые стороны и обсуждая способы корректировки выявленных ошибок [23].

Заключительным этапом работы над исследуемой темой и последним заданием учебной «Практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» в шестом семестре является написание статьи на основе подготовленного реферата и её презентация в виде доклада на секции конференции. Для отчета по учебной практике достаточно подготовить только рукопись статьи, оформленную в соответствии с требованиями какой-либо конференции, представленными в её информационном письме (тематика, объем, уровень оригинальности, оформление и т.д.), однако приветствуется публикация статьи и в рецензируемом издании (индексируемом РИНЦ или входящем в реестр ВАК), что гарантирует высокий балл за отчет, а также возможность участия в конкурсе на получение стимулирующей стипендии за научную деятельность.

Обязательным элементом отчета по учебной практике является подготовка доклада и факт выступления с ним на секции межвузовской студенческой научно-практической конференции «Иностранный язык в современном поликультурном пространстве», которая ежегодно проводится на базе факультета иностранных языков и всегда являлась традиционной трибуной для предварительной защиты дипломного исследования выпускников - будущих учителей иностранного языка [24]. С появлением в учебном плане подготовки учителей-бакалавров «Практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» данная конференция стала также площадкой для апробации первичных результатов молодых исследователей - третьекурсников.

С нашей точки зрения, это обстоятельство играет решающую роль в подготовке будущего учителя-бакалавра. Раньше часто оказывалось, что выпускник, главным образом, слабо успевающий, впервые за весь период обучения выступает на публике (отличной от присутствующих на семинарских занятиях) только на предварительной защите выпускной квалификационной работы! Вместе с тем наш многолетний опыт руководства научно-исследовательской деятельностью обучающихся показывает, что именно разработка выступления для защиты полученных результатов исследования часто оказывается слабым звеном во всем процессе подготовки выпускной квалификационной работы даже у самых сильных студентов из-за кажущейся им простоты по сравнению с написанием самой работы. К тому же ска-

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

ГАЛИНСКАЯ Татьяна Николаевна и другие ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ...

зывается накопившаяся усталость и исчерпание запасов терпения у выпускников, что ведёт к весьма неосмотрительному отношению к такому важному мероприятию, как подготовка доклада к защите выпускной квалификационной работы, и «речь» готовится в последнюю ночь.

В целом, задание, связанное с подготовкой доклада и его презентацией на студенческой конференции, предполагает формирование у обучающихся ряда умений. Это, во-первых, умение отбирать такое количество научной информации из ранее накопленной в процессе написания реферата, которое было бы достаточным для понимания присутствующими на секции конференции сути проводимого исследования. Требование регламента (минимум 5 минут - максимум 7 минут) усложняет задачу для оратора, однако приучает его к более детальному и ответственному планированию своего выступления на публике. Во-вторых, умение готовить визуальное сопровождение своему устному докладу в форме презентации, выполненной в пакете приложений PowerPoint, с соблюдением основных принципов: во-первых, компле-ментарность - звучащий текст не повторяет слово в слово визуальный ряд (содержание слайда); во-вторых, эр-гономичность, подразумевающая рациональное оформление каждого слайда, включая, наряду с выбором фона, комфортного для восприятия, отбор иллюстративного материала именно в виде таблиц, диаграмм или рисунков, а не просто текста из длинных предложений, а также равномерность демонстрации слайдов, требующая тщательного предварительного хронометража доклада с секундомером.

Таким образом, задание подготовить доклад для выступления на секции студенческой конференции является в какой-то степени стратегически важным, так как именно на третьем курсе уместнее всего вплотную заняться формированием умений, связанных с подготовкой публичного выступления, когда и у студента, и у его научного руководителя достаточно сил и специально отведенного времени. Вместе с тем, воспитательный эффект окажется максимальным и своевременным, когда обучающийся окажется в ситуации жесткого регламента и необходимости публично отвечать на поставленные вопросы. Подобный опыт, безусловно, будет полезным уроком для обучающегося, что предупредит возможные промахи, связанные с подготовкой к докладу, в дальнейшем.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Трехлетний опыт организации «Практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» позволил нам определить некоторые инструменты эффективного взаимодействия с будущими учителями иностранного языка, обучающимися по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), в контексте исследовательской работы. Формирование готовности использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования в рамках учебной практики успешно реализуется посредством комплекса заданий условно-продуктивного характера, предполагающего не решение какой-либо исследовательской проблемы, а скорее ознакомление обучающегося с методикой проведения научного исследования, способами поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов. Первостепенной задачей данной учебной практики мы считаем «погружение» первокурсников в атмосферу научного исследования и знакомство с особенностями работы и жизни действующего учёного.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Наряду с формированием вышеописанной профессиональной компетенции, в задачи учебной «Практики по получению первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» входит также и развитие способности будущих учителей-бакалавров

руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся [16], что определяет наш дальнейший поиск эффективных инструментов методического сопровождения научно-исследовательской деятельности начинающих ученых, которые в будущем должны решать приоритетных задачи в области образования в условиях высокой конкуренции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Никитина Л.А. Становление исследовательской компетентности в методической подготовке студентов педагогического вуза в условиях инновационного развития образования: автореф. дис.... д-ра. пед. наук. Барнаул, 2014. — 45 с.

2. Национальный проект «Образование». Режим доступа: https:// edu.gov.ru/national-project/(дата обращения: 18.02.2021)

3. Паспорт национального проекта «Наука». Режим доступа: http://government.ru/info/35565/ (дата обращения: 18.02.2021)

4. Ратнер Ф.Л. Дидактические концепции и современные тенденции развития творческих способностей студентов в научной деятельности за рубежом //Педагогика творческого саморазвития личности. Научная школа академика РАО В.И.Андреева. Казань: Центр инновационных технологий, 2017. С.144-150

5. Бражник Е.И., Юань Ф. Внешние и внутренние факторы становления и развития научно-образовательной среды современных университетов России и Китая //Вестник Нижневарт. гос. ун-та. 2018. № 2. С. 8-15

6. Рыбалёва И.А. Формирование готовности учителей к исследовательской деятельности в процессе непрерывного педагогического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2012. 23 с.

7. Гирфанова Е.Ю. Стимулирование исследовательской деятельности студентов высшей школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ин-т пед. и психол. проф. образования РАО. — Казань, 2005. — 23 с.

8. Дзюбенко С.В. Развитие исследовательских компетенций учителя в инновационной среде общеобразовательной организации: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2016. 25 с.

9. Костенко Е.Г. Формирование индивидуального познавательного стиля студентов в процессе учебно-исследовательской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2015. 23 с.

10. Свидерская С.П. Научно-исследовательская деятельность как условие совершенствования профессиональной самореализации педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2016. 23 с.

11. Шмульская Л.С., Мамаева С.В. Учебная практика как инструмент формирования исследовательских умений бакалавра педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 386-389.

12. НосоваЛ.С. Новые формы организации научно-исследовательской деятельности студентов как способ повышения степени удовлетворенности студентов научно-исследовательской деятельностью // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: XIVмежвуз. сб. науч. тр. Челябинск, 2018. С. 199-204.

13. Пичугина Г.А. Личностно-профессиональноеразвитие студента в формировании педагогического опыта //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1. С. 260-263.

14. Юань Ф. Организационно-педагогические условия приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности в университе-тахКитая: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2018. 25 с.

15. Сайтбагина Л.А. Развитие исследовательской деятельности студентов вуза в условиях проблемно-концентрированного обучения: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2017. — 23 с.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) уровень бакалавриата [утв. Приказом № 91 от 09.02.2016 г.] [Электронный ресурс] / Минобрнауки РФ. — М., 2016. — 19 с. URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 20.02.2021).

17. ВиноградоваМ.В., ГригорьеваИ.Г., Молчанова А.В. Разработка эффективной дорожной карты преподавателя вуза: ожидания и реальность // Человеческий капитал. 2018. № 3 (111). С. 61-66. DOI: 10.25629/HC.2018.03.06

18. Колодезникова С.И. Из опыта организации сопровождения студенческого научного проекта // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-6. С. 231-239.

19. Галинская Т.Н. Роль дисциплины «Основы исследовательской деятельности» в формировании медиаграмотности будущих учителей // Медийно-информационная грамотность современного педагога: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Оренбург, 2018. Ч. 1. С. 214218.

20. Галинская Т.Н., Костина Н.Г. Организация и проведение научно-исследовательской практики [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. Оренбург, 2018. 76 с. Режим доступа: http://lib. rucont.ru/efd/657794 (дата обращения: 10.12.2020)

21. Галинская Т.Н., Колобова Л.В. Развитие способности самоорганизации будущих учителей-бакалавров в рамках научно-исследовательской практики //Проблемы современного педагогического образования. 2020. Вып. 67. Ч. 4. С. 80-84.

22. Бостанова С.Н., Хачирова З.Х. Факторы-стимулы развития личности студента в процессе реализации личностно-ориентирован-ного подхода в обучении // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2019. № 15. С. 20-24.

GALINSKAIA Tatiana Nikolaevna and other ORGANIZATION OF THE ACADEMIC RESEARCH..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

23. Сапух Т.В. Лингводидактический потенциал метода рецензирования в обучении иноязычной письменной речи старшеклассников // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 141-145.

24. Иностранный язык в современном поликультурном пространстве: межвузовская студенческая научно-практическая конференция. Режим доступа: https://ospu.ru/ru/news/studentu/inostrannij-jazik-v-sovremennom-polikulturnom-prostranstve1 (дата обращения: 15.01.2021)

Статья поступила в редакцию 24.02.2021 Статья принята к публикации 27.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.