Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА'

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-исследовательская деятельность / Soft Skills / Hard Skills / мышление / навыки / research activity / Soft Skills / Hard Skills / thinking / skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирюхин Алексей Юрьевич, Мунасыпов Ильдар Мухтарович, Хаустов Сергей Леонидович

В настоящее время организация научно-исследовательской деятельности бакалавра технического вуза недостаточно развита, в связи с этим является необходимым вводить новые методы для привлечения студентов к НИДС. Примером может служить развитие Soft Skills и Hard Skills на базе высших учебных заведений, сопровождающееся получением необходимых навыков и их дальнейшего практического применения. Гармоничное развитие «мягких» и «жестких» навыков позволяет расширить возможности отдельного студента. Реализация любого проекта включает в себя не только его выполнение, но также и успех его внедрения. В связи с этим встает вопрос не только о профессионализме выполняющих данный проект ученых, но и о профессиональной пригодности для защиты, обоснования и успешного внедрения. При этом данная методика должна синхронизироваться с другими. В частности, метод двойного управления в ВУЗ позволяет повысить эффективность работоспособности студентов. Сюда же можно отнести и метод «наставничества», когда за группой закреплен человек, вдохновляющих их. Однако любая инициатива должна исходить «снизу», а не навязываться руководством. Для этого необходимо обеспечить студентов информацией о перспективах их личностного роста. Мотивация есть успех любой научно-исследовательской деятельности. Поэтому данная статья акцентирует внимание на воспитательном процессе, который поможет реализовать вышеизложенную идею на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирюхин Алексей Юрьевич, Мунасыпов Ильдар Мухтарович, Хаустов Сергей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At present, the organization of research activities of a bachelor of a technical university is not sufficiently developed, in this regard, it is necessary to introduce new methods to attract students to NIDS. One of these methods is the development of Soft Skills and Hard Skills on the basis of higher educational institutions, accompanied by the acquisition of the necessary skills and their further practical application. The harmonious development of "soft" and "hard" skills allows you to expand the capabilities of an individual student. The implementation of any project includes not only its implementation, but also the success of its implementation. In this regard, the question arises not only about the professionalism of the scientists carrying out this project, but also about professional suitability for protection, justification and successful implementation. At the same time, this technique should be synchronized with others. In particular, the method of dual control in the university allows you to increase the efficiency of students' performance. This also includes the method of "mentoring", when a group is assigned a person who inspires them. However, any initiative should come "from below", and not be imposed by the leadership. To do this, it is necessary to provide students with information about the prospects for their personal growth. Motivation is the success of any research activity. Therefore, this article focuses on the educational process, which will help to put the above idea into practice.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА»

Where NWiimB is the base number of cycles (determined by the hardness of the working surfaces of the teeth; in this case =16.5 million cycles and N-a\imB2 = 10 million cycles); NHe is the equivalent number of voltage change cycles. NHE1 = 60-n-Lh =60-1447-7000 =607,7 mln.cycles,■ NHF2= 60-n-L,, =60-42938-7000 =180,34 mln.cycles,■

ZN1 -

6 16,5 J 607^7

= 0,548 < 1 => Zm = 1;

Z N2 —

10

180,34

= 0,618 <1 => ZN2 = 1;

[^w\i=(^KnmBi/{SH\yZN=(5A0ll,\yi =490,9 MPa; [он]2=(он1,т52/[5я])-2„=(486/1,1)-1 =441,8 MPa. Estimated allowable contact stress for helical gears: [aH]=0,45-([aH]i+[aH]2)=419,7 MPa.

Для нерусскоязычных обучающихся также будет полезно знание перевода на русский язык терминов общетехнических дисциплин, поскольку, обучаясь в российских вузах, они должны уметь использовать справочную литературу и изучать учебники на русском языке.

Выводы. Изучив термины и терминосочетания, обучающиеся смогут оформить пояснительную записку по курсовому проекту на технически грамотном уровне, защитить проект и в дальнейшем выпускную квалификационную работу на английском языке, продемонстрировав владение не только языком специальности, принятом в российских вузах, но и в зарубежных нефтяных компаниях. Литература:

1. Имаева, Э.Ш. Преподавание теоретической и прикладной механики: учебное пособие. - Стерлитамак: Изд-во «Вектор науки», 2020. - 88 с.

2. Имаева, Э.Ш. Учебный терминологический словарь по теоретической механике / Э.Ш. Имаева, Н.Г. Вильданова. -Уфа: Изд-во УГНТУ, 2002. - 105 с.

3. Имаева, Э.Ш. Теоретическая и прикладная механика в нефтегазовом деле: учебное пособие / Э.Ш. Имаева, O.E. Зубкова. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2015. - 178 с.

4. Имаева, Э.Ш. Коммуникативные аспекты преподавания в аудитории нерусскоязычных студентов / Э.Ш. Имаева,

A.Г. Ряхова, Д.Н. Мазидуллин // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Изд-во ГПА ФГОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», 2022. -№74-4. - С. 84-88

5. Имаева, Э.Ш. Методологические и терминологические аспекты преподавания общетехнических дисциплин в аудитории нерусскоязычных студентов / Э.Ш. Имаева, O.E. Зубкова, О.Б. Давлетов, М.Р. Исмагилов // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: Изд-во ГПА ФГОУ ВО «Крымский федеральный университет им.

B.И. Вернадского», 2017. - №54-4. - С. 76-83

Педагогика

УДК 378.1

доцент, кандидат педагогических наук Кирюхин Алексей Юрьевич

Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий (г. Стерлитамак); доцент, кандидат педагогических наук Мунасыпов Ильдар Мухтарович Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий (г. Стерлитамак); доцент, кандидат педагогических наук Хаустов Сергей Леонидович

Стерлитамакский филиал Уфимского университета науки и технологий (г. Стерлитамак)

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В настоящее время организация научно-исследовательской деятельности бакалавра технического вуза недостаточно развита, в связи с этим является необходимым вводить новые методы для привлечения студентов к НИДС. Примером может служить развитие Soft Skills и Hard Skills на базе высших учебных заведений, сопровождающееся получением необходимых навыков и их дальнейшего практического применения. Гармоничное развитие «мягких» и «жестких» навыков позволяет расширить возможности отдельного студента. Реализация любого проекта включает в себя не только его выполнение, но также и успех его внедрения. В связи с этим встает вопрос не только о профессионализме выполняющих данный проект ученых, но и о профессиональной пригодности для защиты, обоснования и успешного внедрения. При этом данная методика должна синхронизироваться с другими. В частности, метод двойного управления в ВУЗ позволяет повысить эффективность работоспособности студентов. Сюда же можно отнести и метод «наставничества», когда за группой закреплен человек, вдохновляющих их. Однако любая инициатива должна исходить «снизу», а не навязываться руководством. Для этого необходимо обеспечить студентов информацией о перспективах их личностного роста. Мотивация есть успех любой научно-исследовательской деятельности. Поэтому данная статья акцентирует внимание на воспитательном процессе, который поможет реализовать вышеизложенную идею на практике.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, Soft Skills, Hard Skills, мышление, навыки. Annotation. At present, the organization of research activities of a bachelor of a technical university is not sufficiently developed, in this regard, it is necessary to introduce new methods to attract students to NIDS. One of these methods is the development of Soft Skills and Hard Skills on the basis of higher educational institutions, accompanied by the acquisition of the necessary skills and their further practical application. The harmonious development of "soft" and "hard" skills allows you to expand

the capabilities of an individual student. The implementation of any project includes not only its implementation, but also the success of its implementation. In this regard, the question arises not only about the professionalism of the scientists carrying out this project, but also about professional suitability for protection, justification and successful implementation. At the same time, this technique should be synchronized with others. In particular, the method of dual control in the university allows you to increase the efficiency of students' performance. This also includes the method of "mentoring", when a group is assigned a person who inspires them. However, any initiative should come "from below", and not be imposed by the leadership. To do this, it is necessary to provide students with information about the prospects for their personal growth. Motivation is the success of any research activity. Therefore, this article focuses on the educational process, which will help to put the above idea into practice.

Key words: research activity, Soft Skills, Hard Skills, thinking, skills.

Введение. Для обеспечения научно-технической независимости, а также ее дальнейшего развития следует подготовить квалифицированные кадры, умеющие сочетать в себе как технические, так и социальные навыки. Важным является поддержка государственными органами новых методов для достижения поставленных целей. При всем при этом, подобные предложения должны исходить как от руководителей ВУЗ, так и от самих студентов. Их кооперация позволить эффективно решать актуальные проблемы в области инженерно-технических задач.

Изложение основного материала статьи. Сегодня большое внимание уделяется подготовке технических кадров. По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, подготовка инженеров и IT-специалистов является необходимым условием для быстрого развития экономической системы, играет важную роль в инновационном развитии страны, поскольку ее будущее за высокотехнологичными и наукоемкими отраслями. Он должен быть не только ученым, но и лидером, менеджером, конструктором. В этом отношении обладание определенными компетенциями является основой социального назначения системы высшего образования, что является основополагающим в принципах ФГОС ВПО.

Изучая основы вышеупомянутых принципов отметим, что цель обучения в высших учебных заведениях (ВУЗ) заключается в формировании у обучающихся общекультурных и профессиональных навыков. Последнее подразделяется на несколько видов профессиональной деятельности, среди которых особое место занимают научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), являющиеся ведущим условием совершенствования системы высшего профессионального образования при полном вовлечении в этот процесс студентов и преподавателей.

Такой подход развивает российские научные школы и готовит новые поколения к будущим технологическим вызовам, а будущие исследователи должны ориентироваться на потребности настоящего и ближайшего будущего.

Однако для решения серьезных проблем, затрагивающих не только государство, но и общество, необходима подготовка адекватных кадров. Здесь важно отметить, что уровень образования оказывает влияние на экономику страны, поскольку определяет, какие человеческие ресурсы страна примет в будущем. Если спроецируем это на сегодняшний день, то в России очень большое количество неквалифицированных людей и некачественных рабочих мест, так как люди получили низкий уровень знаний и навыков Г11-

Целью бакалаврской работы является многоэтапная реализация творческих и интеллектуальных умений, формирование представлений о методах и способах внедрения научной деятельности, обеспечение единства учебного и практического процессов для повышения профессиональной подготовки специалистов с университетским образованием. Научно-исследовательская работа обучающихся помогает формировать из них будущих творческих личностей, способных эффективно находить решение возникающих теоретических и прикладных задач. Поэтому НИДС - это деятельность, основанная на поиске решений проблем с неизвестным исходом в будущем. НИДС делится на три вида [2]:

1. Научная работа интегрирована с учебным процессом.

Этот вид НИОКР характеризуется общим характером работы и позволяет выявить студентов, склонных к исследовательской деятельности. Ожидается, что в рамках различных академических дисциплин студенты получат задания, основанные на опыте работы. Такими заданиями могут быть, например: написание эссе, подведение итогов, подготовка отчета, сдача курсовой или выпускной работы. Современные образовательные стандарты предполагают возможность проведения исследований в качестве дополнения к образовательным или отраслевым практикам.

2. Научная работа, дополняющая учебный процесс.

Этот тип организации научных исследований заключается в индивидуализации обучения, углублении в материал преподаваемых дисциплин, создании перспектив для дальнейшего поступления на следующие ступени образования - в магистратуру и аспирантуру. Здесь научно-исследовательская работа подразумевает нижеследующие виды деятельности: активная работа в научных кружках, семинаров, конференций, а также презентации и участие в стипендиальных конкурсах. Вышеуказанные виды научно-исследовательской работы могут осуществляться как в рамках самого образовательного учреждения, так и в автономных сообществах.

3. Научная работа сопутствующая воспитательному процессу.

Данный вид организации НИДС ориентирован на приобретение профессиональных навыков, которые могут быть ограничены определенной областью научной деятельности. Он проходит под руководством педагогов и ученых. Следует отметить, что процесс реализации НИДС представляет собой сугубо индивидуальный подход к творческой и интеллектуальной самореализации студента. Однако для полноценного вовлечения обучающихся в мир науки необходимо наличие у обучающегося определенной базы ранее полученных знаний. При его отсутствии следует мотивировать студентов, объяснить им, как участие в исследовательской деятельности повлияет на их личность; поэтому для обеспечения создания условия в рамках интеллектуального труда обучающихся следует обозначить основы данного труда, то есть учитывать психические особенности работника, правильно организовать научную деятельность в симбиозе с гигиеной труда. Организация умственной работы студента предполагает осмысление основных интеллектуальных процессов, из которых наиболее важным в данном контексте является мышление. Мышление - это процесс, связанный с психикой человека. Он социально обусловлен и связан с речью, а также играет важную в роль в познании мира, чувств, практической деятельности Г31.

Применительно к психолого-педагогическим факторам изучения организации учебной деятельности студентов определяется общая цель существования университета - формирование компетентных специалистов, отвечающих запросам современного общества. Достижение этой цели невозможно без участия студентов в НИДС и развития на ее основе их креативных возможностей. "Современная научно-техническая революция вносит существенные изменения в содержание труда... В нашей стране это содержание труда становится все более исследовательским и исследовательским, требующим от работника... гибкости мышления" \4]. При подготовке специалистов большое внимание следует уделять формированию личностных качеств каждого студента, для того чтобы они смогли реализовать весь свой исследовательский потенциал. Для этого программа обучения должна включать развитие Soft Skills и Hard Skills. Конечно, его элементы представлены в вузах, но нацелены они на всех без исключения студентов, вовлекая их в активную студенческую жизнь. Для нас важно, чтобы эти

навыки приобретались конкретными будущими специалистами в сотрудничестве с другими членами общества, т.е. взаимодействовали друг с другом в универсальных ситуациях, но дополнительно приобретали опыт в искусственных или специально созданных условиях, обстоятельствах. Для ясности и последовательности мы определение таким понятиям как Soft SkillsnHard Skills Г51.

Hard skills (в переводе с англ. «жесткие навыки») - это профессиональные, технические компетенции, которые возможно продемонстрировать, оценить и проверить. К этому можно отнести следующее: знание иностранных языков, умение взаимодействовать с компьютерными системам Г61. Они неизменны для конкретной профессии и не определяются нахождением в какой-либо компании или в каком-либо коллективе работает человек [71.

Soft skills (в переводе с англ. «мягкие навыки») - это такие навыки, которая не зависят от профессиональной деятельности, но которые влияют на статус человека. К подобным социально-психологическим качествам можно отнести: убедительность, решение конфликтных ситуаций, быстрая адаптация к новым условиям, умение работать с командой, наставлять ее, умение быть лидером. Эти качества могут как зависеть от характера человека, так и формироваться с опытом [31.

Гарвардский университет в своих исследованиях отмечает, что успешность в работе на 85% зависит от хорошо развитых soft skills, и только на 15% - от hard skills [31. На данный момент для решения многих инженерно-технических задач активно используются возможности искусственного интеллекта, но при этом утверждение о замене человека в вопросах коммуникативного взаимодействия, рационального, чувственного или творческого мышления является ложным.

Поэтому возникает вопрос: каким образом можно осуществить программу по внедрению этих навыков в высших учебных заведениях? В качестве решения данной проблемы можно предложить создать специальные программы, разработанные специально для студентов технических специальностей. К ним относятся следующие: культурно-массовые мероприятия, направленные на активную социализацию и развитие личностных компетенций с учетом направленности. Научные руководители совместно с ответственными за воспитательную работу организуют мероприятие, включающее следующие аспекты развития Soft Skills [8]:

Коммуникация:

• умение понимать на слух;

• умение отстаивать свою позицию;

• нетворкинг;

• умение вести переговоры;

• создание презентации;

• умение представить себя;

• публичное выступление;

• умение работать в коллективе;

• нацеленность на результат;

• владение канцеляризмами;

• ориентированное действие на клиента.

Управление собой:

• сдержанность;

• траектория собственного развития;

• определение целей;

• управление временем;

• проявление инициативы и настойчивости;

• знание элементов и способов обратной связи.

Мышление:

• системное мышление;

• творческое мышление;

• структурное мышление;

• логическое мышление;

• поиск необходимой информации и ее анализ;

• разработка плановых решений.

• Дизайн-мышление:

• тактическое и стратегическое мышление (для руководителей).

Лидерские качества:

• повышение производительности.

• планирование проекта:

• организация задач;

• умение мотивировать коллектив;

• контроль за реализациями задач;

• быть наставником для команды;

• обстоятельственное проявление лидерских качеств;

• организация деловых встреч;

• управление коллективом и их деятельностью;

• готовность к изменениями.

Таким образом, такие программы помогут определить личность ученика для лучшего понимания и реализации полученных навыков на практике. Научные руководители, зная, что из себя представляет студент, разработают для студента индивидуальную траекторию, так как успех проектов напрямую зависит от людей, которые ими руководят.

Однако, чтобы успех проекта действительно состоялся, необходимо добавить развитие Hard Skills, реализация которых организуется в процессе исследовательской деятельности. К ним относятся: привлечение студентов к участию в научно-практических конференциях, патентно-лицензионной деятельности, проведение различных конкурсов сочинений, участие в конкурсах научных работ и грантов, олимпиад по специальностям и отдельным предметам, публикация в сборниках научных трудов - все это предполагает возможность поступить в магистратуру и аспирантуру, а в дальнейшем остаться преподавателем на кафедре вуза.

Кроме того, необходимо разрабатывать повышение производительности НИДС в вузах. В качестве решения данной задачи можно использовать принцип двойного управления. Ее суть заключается в двойном управлении НИДС. Ее можно рассматривать как традиционную вертикаль управления, включающую ректора, заведующих НИДС и др. и как сообщество студенческого самоуправления [10]. Из этого следует, что создание на базе каждого вуза студенческих научных сообществ

должно быть приоритетным для достижения поставленных целей. Это будет играть ускоряющий фактор в развитии студенческой науки. В качестве руководителей таких сообществ может выступать вузовский научный совет, в обязанности которого будут входит: реализация научных мероприятий, популяризация науки среди абитуриентов, проведение дополнительных мероприятий. Если будет проводиться активное взаимодействие между традиционной вертикалью организации научно-исследовательской деятельности в симбиозе с представителями студенческого самоуправления, то это поспособствует развитию и определению потребностей в НИДС. К этому можно добавить реализацию механизма взаимодействия с внешними партнерами - высокотехнологичными предприятиями, поэтому стоит усилить государственную поддержку, направленную на развитие инноваций. В частности, можно возобновить государственную программу, предусматривающую выделение финансов победителям конкурсов перспективных проектов.

Выводы. На этом фоне отметим, что для успешной организации научно-исследовательской деятельности в вузах необходимо разрабатывать новые методы участия студентов в этой сфере и при соблюдении этого условия уделять особое внимание личностным и профессиональным качествам.

Литература:

1. Кариева, Э.М. Влияние образования на экономику России / Э.М. Кариева, Н.В. Калабин. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 9 (351). - С. 43-47. - URL: https://moluch.ru/archive/351/78894/ (дата обращения: 18.03.2023)

2. Ведерникова, Л.В. Организация научно-исследовательской работы студентов как условие эффективности послевузовского образования [Текст] / Л.В. Ведерникова, O.A. Поворознюк // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№3.-С. 98-102

3. Еремеева, Т.С. Непрерывная профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе [Текст] / Т.С. Еремеева // Высшее образование сегодня. - 2007. - No 7. - С. 45-47

4. Лямина, Л.В. Психологические подходы к понятию мышления как феномену профессиональной, деятельности [Текст] / Л.В. Лямина, H.H. Моисеева. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. - 55 с.

5. Зюзин, В. Что такое hard и soft skills? В чем разница и что важнее. - [Электронный ресурс]. - URL: https://vc.ru/hr/178746-chto-takoe-hard-i-soft-skills-v-chem-raznica-i-chto-vazhnee (дата обращения: 16.06.2023)

6. Евсюков, В.Д. Внедрение новых форм организации труда в условиях формирования цифровой экономики /

B.Д. Евсюков // Современные технологии эффективного управления сборник научных трудов. - 2018. - С. 160.

7. Галицкая, Л.В. Использование искусственного интеллекта в процессе формирования избыточной образовательной среды / Л.В. Галицкая, Я.Н. Князева, Д.Д. Триантафиллидис // В сборнике: Реализация ФГОС как механизм развития профессиональной компетентности педагога: инновационные технологии, лучшие образовательные практики / Материалы IV Всероссийской тьюторской научно-практической конференции с международным участием. - Краснодар, 2022. -

C. 60-63

8. Чикаева, Т.А. Эстетика [Текст]: учебное пособие доя студентов, обучающихся по направлению подготовки "Дизайн" (квалификация (степень) бакалавр) / Т.А. Чикаева; Министерство образования и науки РФ, Учреждение высшего образования Московский художественно-промышленный институт. - Москва: Изд-во МХПИ, 2016. - 163 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Минич, O.A. Обобщенная структура понятия «мягкие навыки». Значимость «гибких» навыков для современного специалиста / O.A. Минич, П.В. Синица // В сборнике: Культурно-цивилизационный кризис в условиях информационного общества Материалы международной научно-практической конференции. - Витебск, 2022. - С. 155-158

10. Стромов, В.Ю. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе / В.Ю. Стромов, П.В. Сысоев // Высшее образование в России. - 2017,- № 10 (216). - С. 75-82

Педагогика

УДК 372. 853

кандидат педагогических наук, доцент Кирюхина Наталия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент магистратуры Теренина Анастасия Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ЗАДАНИЯ НА ОСНОВЕ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ КАК ИНСТРУМЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

Аннотация. В статье обсуждается задача формирования блока метапредметных результатов освоения программ основного и общего среднего образования, определяющих умения работы с информацией. Анализируются итоги оценочных процедур (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР) по физике в контексте читательской грамотности и коммуникативной компетентности участников. Описываются модели банка заданий для оценки читательской грамотности, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений для предмета «физика». Предлагается дополнить эту систему, включив в нее модели заданий для работы с художественными, историческими, юмористическими текстами. Приведены примеры заданий, направленных на извлечение, осмысление, преобразование и критическое оценивание информации, содержащейся в литературных произведениях, оригинальных научных трудах выдающихся ученых-физиков, в текстах с элементами научного юмора. Предполагается, что расширение стилевого и жанрового своеобразия текстов положительно сказывается на учебной мотивации за счет воздействия на эмоциональную сферу личности ученика.

Ключевые слова: информационная компетентность, читательская грамотность, обучение физике, тексты.

Annotation. The article discusses the task of forming a block of meta-subject results of mastering basic and general secondary education programs that determine the ability to work with information. The results of evaluation procedures (OGE, USE, VPR) in physics are analyzed in the context of reader literacy and communicative competence of participants. The models of the task bank for assessing reader literacy developed by the Federal Institute of Pedagogical Measurements for the subject "physics" are described. It is proposed to supplement this system by including task models for working with artistic, historical, and humorous texts. Examples of tasks aimed at extracting, comprehending, transforming and critically evaluating information contained in literary works, original scientific works of outstanding physicists, in texts with elements of scientific humor are given. It is assumed that the expansion of the stylistic and genre originality of texts has a positive effect on educational motivation due to the impact on the emotional sphere of the student's personality.

Key words: information competence, reading literacy, teaching physics, texts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.