Научная статья на тему 'Организация накопительной системы повышения квалификации в контексте непрерывного образования преподавателей медицинских вузов'

Организация накопительной системы повышения квалификации в контексте непрерывного образования преподавателей медицинских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / LIFE-LONG LEARNING / COMPETENCE-BASED APPROACH / EDUCATION OUTCOMES / COMPETENCES OF MEDICAL UNIVERSITY TEACHING STAFF / TECHNOLOGIES OF PERSONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Патюков Александр Георгиевич, Лопанова Елена Валентиновна, Костенко Ирина Алексеевна

В статье обоснована необходимость изменения содержания, форм и методов повышения квалификации педагогов в современной образовательной ситуации и представлен опыт построения процесса повышения квалификации преподавателей высшей медицинской школы на основе компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE ACCUMULATED SYSTEM OF ADVANCED TRAINING IN THE CONTEXT OF THE CONTINUOUS EDUCATION OF THE MEDICAL HIGHER SCHOOLS’ ACADEMICS

The article substantiates the need for transformation of the content, forms and methods of the teachers’ advanced training under the current situation in the education. The authors present a study of the experience in the advanced training of the medical higher school academics on the basis of the competence approach.

Текст научной работы на тему «Организация накопительной системы повышения квалификации в контексте непрерывного образования преподавателей медицинских вузов»

УДК 37.018 Патюков Александр Георгиевич

доктор медицинских наук, профессор, проректор по учебной работе Омской государственной медицинской академии dom-hors@mail.ru

Лопанова Елена Валентиновна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии Омской государственной медицинской академии dom-hors@mail.ru

Костенко Ирина Алексеевна

заведующий методическим кабинетом

Омской государственной медицинской академии

dom-hors@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Patyukov Alexander Georgievich

MD, Professor, Vice Rector for Academic Affairs, Omsk State Medical Academy dom-hors@mail.ru

Lopanova Elena Vladimirovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Head of the Education Science and Psychology Subdepartment, Omsk State Medical Academy dom-hors@mail.ru

Kostenko Irina Alekseevna

Head of the Department for Didactic and Academic Affairs, Omsk State Medical Academy dom-hors@mail.ru

ORGANIZATION OF THE ACCUMULATED SYSTEM OF ADVANCED TRAINING IN THE CONTEXT OF THE CONTINUOUS EDUCATION OF THE MEDICAL HIGHER SCHOOLS’

ACADEMICS

Аннотация:

В статье обоснована необходимость изменения содержания, форм и методов повышения квалификации педагогов в современной образовательной ситуации и представлен опыт построения процесса повышения квалификации преподавателей высшей медицинской школы на основе компетентностного подхода.

Ключевые слова:

непрерывное образование, компетентностный подход, образовательный результат, компетенции преподавателя высшей медицинской школы, личностно-деятельностные технологии.

Summary:

The article substantiates the need for transformation of the content, forms and methods of the teachers’ advanced training under the current situation in the education. The authors present a study of the experience in the advanced training of the medical higher school academics on the basis of the competence approach.

Keywords:

life-long learning, competence-based approach, education outcomes, competences of medical university teaching staff, technologies of personal activities.

Основной сферой реализации идеи массового непрерывного образования являются послевузовское и дополнительное образование. Между тем, данная сфера - не простое продолжение существующей системы, дополнительная надстройка, призванная компенсировать недостатки «конечного» образования, а особая область с особыми отношениями участников образовательного процесса, особой мотивацией, особыми целями - обучение взрослых людей, сочетающих учебу с работой.

До сих пор образование понималось как обучение, соединенное с воспитанием, то есть как вид деятельности, осуществляемой в специально организованных условиях.

Однако непрерывное образование не сводится к постоянному обучению и воспитанию. Так, в принятом «Законе об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является следующий: «...обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности.» [1]. Образование, не ограниченное определенными сроками обучения и стенами учебных заведений, приобретает черты жизнедеятельности, а профессионально-социальная жизнь - черты непрерывного образовательного процесса. Дополнительное профессиональное образование призвано - в рамках существующей образовательной ситуации - обслуживать потребности в обучении личности - слушателя, приходящего на курсы со своими конкретными вопросами и

проблемами. Образование приобретает персонифицированный, личностно-ориентированный характер [2].

Цели повышения квалификации, в отличие от целей среднего и высшего профессионального образования, заключаются не столько в обеспечении слушателя нормами профессиональной деятельности, сколько в изменении уже существующих норм. Специфика психологопедагогической подготовки преподавателя высшей медицинской школы состоит в том, что это особая категория педагогов, имеющих специфические функции, условия и методы работы, квалификационные и личностные характеристики, что требует специальной организации учебного процесса. В процессе непрерывного образования должна осуществляться подготовка преподавателя к следующим видам деятельности:

- проектирование образовательных программ и образовательной среды для разных категорий обучающихся;

- реализация основных образовательных программ высшего медицинского образования и учебных планов на уровне Федеральных государственных образовательных стандартов;

- проектирование и реализация системы оценивания результатов обучения будущих специалистов здравоохранения;

- управление образовательным процессом с использованием современных технологий подготовки будущих специалистов здравоохранения.

Осознавая необходимость изменения структуры, содержания и стиля педагогической деятельности, многие преподаватели медицинского вуза стремятся найти способы с помощью системы повышения квалификации. Особенно востребованным сегодня становятся проблемные семинары в рамках накопительной системы повышения квалификации, которая предусматривает конструирование индивидуального образовательного маршрута как образовательной программы, представляющей собой совокупность учебных программ, которые предстоит освоить преподавателю в течение длительного времени. Это дает возможность учесть профессиональные интересы преподавателя; вносить изменения, корректировки образовательной программы в случае необходимости; создавать такие условия, при которых происходит снятие одних и появление других профессионально-личностных потребностей и образовательных запросов, что делает повышение квалификации педагога высшей медицинской школы непрерывным процессом. Небольшие разнообразные и многочисленные мобильные программы позволят слушателям - преподавателям медицинского вуза - осваивать их без отрыва от основного места работы в условиях высокого уровня полидисциплинарности и профессиональной диффе-ренцированности медицинского образования и высокой загруженности учебной, научноисследовательской и лечебной работой. Принцип модульного построения и совместимости программ позволяет решать проблему целесообразной достаточности и избирательности в подготовке преподавателей медицинских вузов разных уровней квалификации, в определении объема, содержания и трудоемкости рекомендуемой к освоению образовательной программы.

В течение года проводятся трехдневные семинары с заданиями для самостоятельной работы. Посещение семинаров и выполнение зачетного задания в виде конкретного продукта для работы со студентами дает право на получение сертификата с указанием количества освоенных кредитов. Индивидуальный образовательный маршрут преподаватели выстраивают исходя из собственных интересов и диагностированных затруднений.

Построение семинаров предполагает три этапа. На первом этапе организуется освоение теоретических аспектов проблемы в зависимости от тематики семинара: актуализация знаний о состоянии проблемы, подходах к ее решению в обучении студентов, знакомство с содержанием, обоснование выбора способов действий для практического применения. Кроме того, обязательной становится актуализация знаний преподавателей о целеполагании в образовательном процессе (в том числе уточнение понятия диагностичной постановки цели, коль скоро речь идет о применении технологий в обучении студентов), формах и методах обучения, способах обратной связи и т.д., в контексте изучаемой проблемы. Освоение теоретических знаний проходит с использованием технологий позиционного обучения, развития критического мышления и другого [3]. В результате участники должны презентовать освоенную информацию, актуализируя собственный опыт, знания. Большое значение при этом придается становлению, проявлению личностного смысла. Отвечая на вопросы: почему занятие строится именно так? Зачем мне это надо? - слушатели определяют место нового знания в структуре собственной профессиональной деятельности. Кроме того, освоение технологий с позиции обучающегося способствует развитию не только познавательной функции профессионального мышления педагога, но, в большей мере, эмпатийной - умению понять состояние, затруднения обучаемых.

На втором этапе полученные и актуализированные знания должны стать умениями, и поэтому преподаватели разрабатывают технологические карты в рамках выбранной технологии,

анализируют подготовленные на кафедрах УМК рабочие программы учебных дисциплин, учебные пособия и т.д.

На третьем этапе - рефлексивном - идет анализ проведенных занятий, определяются стратегии действий каждого педагога по овладению, осмыслению и внедрению полученных знаний и умений в практику профессиональной деятельности. Превращение деятельности в личностнообразующую определяется ее смыслом - субъектно-оценочным, сознательноизбирательным отношением к деятельности. Личностный смысл деятельности обусловливает ее активность, а уровень активности субъекта деятельности определяет личностно развивающий характер.

Сопровождение педагогов на этапе самостоятельной реализации полученных знаний и умений осуществляется через коучинг - индивидуальную тренировку для достижения значимых для обучаемого целей; повышение эффективности планирования; мобилизацию внутреннего потенциала; развитие необходимых способностей и навыков; творческие группы; помощь при подготовке открытых занятий со студентами; индивидуальное консультирование и т.п.

В 2010-2013 гг. проведено 8 семинаров в рамках накопительной системы с общим числом слушателей более 280 человек. Наиболее востребованными стали семинары «Разработка рабочих программ учебных дисциплин на основе компетентностного подхода», «Подготовка к изданию современных учебных пособий», «Организация самостоятельной учебной работы студентов» и т.п.

С целью определения уровня удовлетворенности слушателей предоставляемыми образовательными услугами, эффективностью реализации программы в медицинской академии, кафедрой педагогики и психологии Омской государственной медицинской академии проведено анкетирование слушателей семинаров, регулярно посещавших занятия в течение двух/четырех семестров. В анкетировании приняли участие 135 человек. Анализ ответов [4] на вопросы анкеты показал следующее. Наиболее эффективными формами работы при изучении нового материала респонденты считают (в порядке убывания интереса): проблемную лекцию; дискуссию; групповое взаимодействие.

Персональную поддержку преподавателя-консультанта (тьютора), оказывающего учебнометодическую помощь, слушатели в 95,4 % ответов оценили на «отлично». Большая часть слушателей (94,5 %) отмечает, что им (полностью или частично) была предоставлена возможность свободно варьировать длительность и порядок освоения программы. 98,5 % слушателей полагают, что содержание дисциплин (полностью или частично) ориентировано на практическое использование в образовательном процессе медицинского вуза.

Принцип дифференцированности подготовки, позволяющий слушателям самостоятельно формировать образовательный маршрут в соответствии с личностными пожеланиями и особенностями, включающими уровень и качество исходной подготовки, был реализован (95,3 % ответов). Содержание и методы обучения носили инновационный характер (полностью - 68 %, частично - 32 %).

Заметная динамика произошла в приращении профессионально-педагогических знаний преподавателей. Их количество с высоким уровнем сформированности увеличилось (с 15 % до 38 %), с низким уровнем - снизилось (с 37 % до 3 %), а 59 % - продемонстрировали средний уровень сформированности знаний по педагогике и психологии.

Средние показатели по самооценке преподавателей и оценке экспертов показали, что большее развитие получили психолого-педагогические компетенции (средний балл увеличился с 3,4 до 4,4). Это, прежде всего, умение подбирать и использовать конкретные техники при построении взаимодействия с аудиторией; владение навыками применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном, лечебном процессах и научно-исследовательской работе методами эмоциональной саморегуляции. Значительное развитие получили организационно-и научно-педагогические компетенции преподавателей (увеличение на 0,8 балла по каждой группе) за счет апробации личностно-деятельностных технологий, выработки конкретных операциональных умений, написание статей по психолого-педагогическим проблемам.

Таким образом, создание программ краткосрочного повышения квалификации на основе концепции непрерывного образования отвечает требованиям Болонского соглашения и обеспечивает достижение образовательного результата преподавателями медицинских вузов, представленного в виде компетенций, построение индивидуальных образовательных маршрутов педагогов высшей медицинской школы в рамках накопительной системы повышения квалификации. Ориентация профессионально-психологической подготовки преподавателя на компе-тентностное развитие в конечном итоге поможет решить одну из центральных задач современного профессионального образования - подготовить преподавателя к партнерскому взаимодействию со студентами, предполагающему обратную связь, учет своеобразия друг друга, вза-

имообогащение и взаимооберегание, стремление к наиболее полной актуализации потенциала взаимодействующих сторон в образовательном процессе высшей медицинской школы.

Ссылки:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 13.07.2013).

2. Barr R., Tagg J. From Teaching to Learning - a New Paradigm for Undergraduate Education. Change, Issue November-December. 1995.

3. Артюхина А.И. и другие. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе / под ред. Е.В. Лопановой. М., 2013.

4. Щепакина Т.Е., Сердюков В.И. Педагогико-эргономические основы автоматизации процессов оценки качества результатов обучения, продвижения в учении // Ученые записки ИИО РАО. 2012. № 43. С. 84-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.