УДК 37.018 Патюков Александр Георгиевич
доктор медицинских наук, профессор, проректор по учебной работе Омской государственной медицинской академии [email protected]
Лопанова Елена Валентиновна
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии Омской государственной медицинской академии [email protected]
Костенко Ирина Алексеевна
заведующий методическим кабинетом
Омской государственной медицинской академии
ОРГАНИЗАЦИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
Patyukov Alexander Georgievich
MD, Professor, Vice Rector for Academic Affairs, Omsk State Medical Academy [email protected]
Lopanova Elena Vladimirovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Head of the Education Science and Psychology Subdepartment, Omsk State Medical Academy [email protected]
Kostenko Irina Alekseevna
Head of the Department for Didactic and Academic Affairs, Omsk State Medical Academy [email protected]
ORGANIZATION OF THE ACCUMULATED SYSTEM OF ADVANCED TRAINING IN THE CONTEXT OF THE CONTINUOUS EDUCATION OF THE MEDICAL HIGHER SCHOOLS’
ACADEMICS
Аннотация:
В статье обоснована необходимость изменения содержания, форм и методов повышения квалификации педагогов в современной образовательной ситуации и представлен опыт построения процесса повышения квалификации преподавателей высшей медицинской школы на основе компетентностного подхода.
Ключевые слова:
непрерывное образование, компетентностный подход, образовательный результат, компетенции преподавателя высшей медицинской школы, личностно-деятельностные технологии.
Summary:
The article substantiates the need for transformation of the content, forms and methods of the teachers’ advanced training under the current situation in the education. The authors present a study of the experience in the advanced training of the medical higher school academics on the basis of the competence approach.
Keywords:
life-long learning, competence-based approach, education outcomes, competences of medical university teaching staff, technologies of personal activities.
Основной сферой реализации идеи массового непрерывного образования являются послевузовское и дополнительное образование. Между тем, данная сфера - не простое продолжение существующей системы, дополнительная надстройка, призванная компенсировать недостатки «конечного» образования, а особая область с особыми отношениями участников образовательного процесса, особой мотивацией, особыми целями - обучение взрослых людей, сочетающих учебу с работой.
До сих пор образование понималось как обучение, соединенное с воспитанием, то есть как вид деятельности, осуществляемой в специально организованных условиях.
Однако непрерывное образование не сводится к постоянному обучению и воспитанию. Так, в принятом «Законе об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является следующий: «...обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности.» [1]. Образование, не ограниченное определенными сроками обучения и стенами учебных заведений, приобретает черты жизнедеятельности, а профессионально-социальная жизнь - черты непрерывного образовательного процесса. Дополнительное профессиональное образование призвано - в рамках существующей образовательной ситуации - обслуживать потребности в обучении личности - слушателя, приходящего на курсы со своими конкретными вопросами и
проблемами. Образование приобретает персонифицированный, личностно-ориентированный характер [2].
Цели повышения квалификации, в отличие от целей среднего и высшего профессионального образования, заключаются не столько в обеспечении слушателя нормами профессиональной деятельности, сколько в изменении уже существующих норм. Специфика психологопедагогической подготовки преподавателя высшей медицинской школы состоит в том, что это особая категория педагогов, имеющих специфические функции, условия и методы работы, квалификационные и личностные характеристики, что требует специальной организации учебного процесса. В процессе непрерывного образования должна осуществляться подготовка преподавателя к следующим видам деятельности:
- проектирование образовательных программ и образовательной среды для разных категорий обучающихся;
- реализация основных образовательных программ высшего медицинского образования и учебных планов на уровне Федеральных государственных образовательных стандартов;
- проектирование и реализация системы оценивания результатов обучения будущих специалистов здравоохранения;
- управление образовательным процессом с использованием современных технологий подготовки будущих специалистов здравоохранения.
Осознавая необходимость изменения структуры, содержания и стиля педагогической деятельности, многие преподаватели медицинского вуза стремятся найти способы с помощью системы повышения квалификации. Особенно востребованным сегодня становятся проблемные семинары в рамках накопительной системы повышения квалификации, которая предусматривает конструирование индивидуального образовательного маршрута как образовательной программы, представляющей собой совокупность учебных программ, которые предстоит освоить преподавателю в течение длительного времени. Это дает возможность учесть профессиональные интересы преподавателя; вносить изменения, корректировки образовательной программы в случае необходимости; создавать такие условия, при которых происходит снятие одних и появление других профессионально-личностных потребностей и образовательных запросов, что делает повышение квалификации педагога высшей медицинской школы непрерывным процессом. Небольшие разнообразные и многочисленные мобильные программы позволят слушателям - преподавателям медицинского вуза - осваивать их без отрыва от основного места работы в условиях высокого уровня полидисциплинарности и профессиональной диффе-ренцированности медицинского образования и высокой загруженности учебной, научноисследовательской и лечебной работой. Принцип модульного построения и совместимости программ позволяет решать проблему целесообразной достаточности и избирательности в подготовке преподавателей медицинских вузов разных уровней квалификации, в определении объема, содержания и трудоемкости рекомендуемой к освоению образовательной программы.
В течение года проводятся трехдневные семинары с заданиями для самостоятельной работы. Посещение семинаров и выполнение зачетного задания в виде конкретного продукта для работы со студентами дает право на получение сертификата с указанием количества освоенных кредитов. Индивидуальный образовательный маршрут преподаватели выстраивают исходя из собственных интересов и диагностированных затруднений.
Построение семинаров предполагает три этапа. На первом этапе организуется освоение теоретических аспектов проблемы в зависимости от тематики семинара: актуализация знаний о состоянии проблемы, подходах к ее решению в обучении студентов, знакомство с содержанием, обоснование выбора способов действий для практического применения. Кроме того, обязательной становится актуализация знаний преподавателей о целеполагании в образовательном процессе (в том числе уточнение понятия диагностичной постановки цели, коль скоро речь идет о применении технологий в обучении студентов), формах и методах обучения, способах обратной связи и т.д., в контексте изучаемой проблемы. Освоение теоретических знаний проходит с использованием технологий позиционного обучения, развития критического мышления и другого [3]. В результате участники должны презентовать освоенную информацию, актуализируя собственный опыт, знания. Большое значение при этом придается становлению, проявлению личностного смысла. Отвечая на вопросы: почему занятие строится именно так? Зачем мне это надо? - слушатели определяют место нового знания в структуре собственной профессиональной деятельности. Кроме того, освоение технологий с позиции обучающегося способствует развитию не только познавательной функции профессионального мышления педагога, но, в большей мере, эмпатийной - умению понять состояние, затруднения обучаемых.
На втором этапе полученные и актуализированные знания должны стать умениями, и поэтому преподаватели разрабатывают технологические карты в рамках выбранной технологии,
анализируют подготовленные на кафедрах УМК рабочие программы учебных дисциплин, учебные пособия и т.д.
На третьем этапе - рефлексивном - идет анализ проведенных занятий, определяются стратегии действий каждого педагога по овладению, осмыслению и внедрению полученных знаний и умений в практику профессиональной деятельности. Превращение деятельности в личностнообразующую определяется ее смыслом - субъектно-оценочным, сознательноизбирательным отношением к деятельности. Личностный смысл деятельности обусловливает ее активность, а уровень активности субъекта деятельности определяет личностно развивающий характер.
Сопровождение педагогов на этапе самостоятельной реализации полученных знаний и умений осуществляется через коучинг - индивидуальную тренировку для достижения значимых для обучаемого целей; повышение эффективности планирования; мобилизацию внутреннего потенциала; развитие необходимых способностей и навыков; творческие группы; помощь при подготовке открытых занятий со студентами; индивидуальное консультирование и т.п.
В 2010-2013 гг. проведено 8 семинаров в рамках накопительной системы с общим числом слушателей более 280 человек. Наиболее востребованными стали семинары «Разработка рабочих программ учебных дисциплин на основе компетентностного подхода», «Подготовка к изданию современных учебных пособий», «Организация самостоятельной учебной работы студентов» и т.п.
С целью определения уровня удовлетворенности слушателей предоставляемыми образовательными услугами, эффективностью реализации программы в медицинской академии, кафедрой педагогики и психологии Омской государственной медицинской академии проведено анкетирование слушателей семинаров, регулярно посещавших занятия в течение двух/четырех семестров. В анкетировании приняли участие 135 человек. Анализ ответов [4] на вопросы анкеты показал следующее. Наиболее эффективными формами работы при изучении нового материала респонденты считают (в порядке убывания интереса): проблемную лекцию; дискуссию; групповое взаимодействие.
Персональную поддержку преподавателя-консультанта (тьютора), оказывающего учебнометодическую помощь, слушатели в 95,4 % ответов оценили на «отлично». Большая часть слушателей (94,5 %) отмечает, что им (полностью или частично) была предоставлена возможность свободно варьировать длительность и порядок освоения программы. 98,5 % слушателей полагают, что содержание дисциплин (полностью или частично) ориентировано на практическое использование в образовательном процессе медицинского вуза.
Принцип дифференцированности подготовки, позволяющий слушателям самостоятельно формировать образовательный маршрут в соответствии с личностными пожеланиями и особенностями, включающими уровень и качество исходной подготовки, был реализован (95,3 % ответов). Содержание и методы обучения носили инновационный характер (полностью - 68 %, частично - 32 %).
Заметная динамика произошла в приращении профессионально-педагогических знаний преподавателей. Их количество с высоким уровнем сформированности увеличилось (с 15 % до 38 %), с низким уровнем - снизилось (с 37 % до 3 %), а 59 % - продемонстрировали средний уровень сформированности знаний по педагогике и психологии.
Средние показатели по самооценке преподавателей и оценке экспертов показали, что большее развитие получили психолого-педагогические компетенции (средний балл увеличился с 3,4 до 4,4). Это, прежде всего, умение подбирать и использовать конкретные техники при построении взаимодействия с аудиторией; владение навыками применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном, лечебном процессах и научно-исследовательской работе методами эмоциональной саморегуляции. Значительное развитие получили организационно-и научно-педагогические компетенции преподавателей (увеличение на 0,8 балла по каждой группе) за счет апробации личностно-деятельностных технологий, выработки конкретных операциональных умений, написание статей по психолого-педагогическим проблемам.
Таким образом, создание программ краткосрочного повышения квалификации на основе концепции непрерывного образования отвечает требованиям Болонского соглашения и обеспечивает достижение образовательного результата преподавателями медицинских вузов, представленного в виде компетенций, построение индивидуальных образовательных маршрутов педагогов высшей медицинской школы в рамках накопительной системы повышения квалификации. Ориентация профессионально-психологической подготовки преподавателя на компе-тентностное развитие в конечном итоге поможет решить одну из центральных задач современного профессионального образования - подготовить преподавателя к партнерскому взаимодействию со студентами, предполагающему обратную связь, учет своеобразия друг друга, вза-
имообогащение и взаимооберегание, стремление к наиболее полной актуализации потенциала взаимодействующих сторон в образовательном процессе высшей медицинской школы.
Ссылки:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 13.07.2013).
2. Barr R., Tagg J. From Teaching to Learning - a New Paradigm for Undergraduate Education. Change, Issue November-December. 1995.
3. Артюхина А.И. и другие. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе / под ред. Е.В. Лопановой. М., 2013.
4. Щепакина Т.Е., Сердюков В.И. Педагогико-эргономические основы автоматизации процессов оценки качества результатов обучения, продвижения в учении // Ученые записки ИИО РАО. 2012. № 43. С. 84-96.