Научная статья на тему 'Организация музыкальной деятельности детей младшего школьного возраста'

Организация музыкальной деятельности детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
382
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бунькова А.Д., Самакаева М.Ю.

В статье рассматривается специфика организации музыкальной (певческой, инструментальной, вокально-хоровой) деятельности, как в рамках общеобразовательной школы, так и в учреждениях дополнительного художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF MUSICAL ACTIVITIES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

The article deals with the specifics of the organization of musical (singing, instrumental, vocal and choral) activities, both in the framework of secondary school and in institutions of additional art education

Текст научной работы на тему «Организация музыкальной деятельности детей младшего школьного возраста»

PEDAGOGICAL SCIENCES

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Бунькова А.Д.

Доцент кафедры художественного образования ФГБОУ ВО УрГПУ, преподаватель музыкального отделения МАУКДО ДШИ№ 5 Самакаева М.Ю.

Доцент кафедры художественного образования ФГБОУ ВО УрГПУ THE ORGANIZATION OF MUSICAL ACTIVITIES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Bunkova A.,

Associate professor of art education of Ural Pedagogical University, teacher of children's school of arts № 5

Samakaeva M.

Associate professor of art education of Ural Pedagogical University

Аннотация

В статье рассматривается специфика организации музыкальной (певческой, инструментальной, вокально-хоровой) деятельности, как в рамках общеобразовательной школы, так и в учреждениях дополнительного художественного образования. Abstract

The article deals with the specifics of the organization of musical (singing, instrumental, vocal and choral) activities, both in the framework of secondary school and in institutions of additional art education.

Ключевые слова: организация музыкальной деятельности, гармоничное развитие личности средствами музыки, музыкальные занятия в школе.

Keywords: organization of musical activity, harmonious development of personality by means of music, music classes at school.

В жизни человека интересы имеют универсальное значение, особенно в детском возрасте. Все, что мы делаем, утверждал Э. Торндайк, мы делаем из интереса, хотя бы из отрицательного. Психологическая наука рассматривает интерес (лат. interest - имеет значение, важно) как познавательную направленность человека на предметы и явления окружающей действительности, связанную с положительным переживанием. Интерес является фундаментальной эмоцией, которая, как считает известный американский психолог Кэрролл Изард, «мотивирует обучение, развитие навыков и умений и творческие стремления. В состоянии интереса у человека повышается внимание, любознательность и увлеченность предметом интереса».

В детском возрасте интерес проходит стадии от любопытства до любознательности, а затем до подлинного познавательного интереса. Выдающийся русский психолог и педагог Л.С. Выготский писал: «Психологический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею», так как знания и умения, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз. Это в равной степени относится и к музыкальной деятельности детей, которая как на школьном уроке музыки, так и на музыкальных занятиях в учреждениях дополнительного художественного образования представлена в двух видах - исполнительство и слушание (восприятие) музыки.

Важнейшим условием гармоничного развития личности является единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики человека (аффекта и интеллекта). А поскольку в детском возрасте регулирующая функция поведения ребенка остаётся за эмоциями, играющими роль регуляторов становления личности, то искусство можно считать универсальным средством формирования этого единства, так как общение с художественными произведениями, в том числе и музыкальными, вызывает в ребенке целый мир переживаний и чувств, помогает ему регулировать свои эмоциональные состояния, устраняет дисгармонию с окружающим миром, считал Л.С. Выготский.

Музыка, подчеркивает доктор педагогических наук В.И. Петрушин, обладает психофизическим смыслом, который и является основой психолого-педагогических механизмов воздействия музыки на личность. Произведения музыкального искусства содержат эмоционально-коммуникативный и программно-семантический компоненты, имеют социально-психологический характер. Совокупность данных смыслов музыки непосредственно воздействует на эмоциональную, психологическую, интеллектуальную, социально-нравственную сферу человека, поэтому восприятие, исполнение и создание музыки являются основными формами не только музыкального воспитания, но и психолого-педагогической коррекции.

Организация музыкальной деятельности детей младшего школьного возраста должна предусматривать их психологические особенности - слабо

развитые внимание и запоминание, воля и сознательность, чрезмерная подвижность и повышенная утомляемость, поэтому необходимо особое внимание к учебному музыкальному материалу, который должен заинтересовать ученика, стимулировать и активизировать его психические процессы, вызвать позитивный эмоциональный отклик. На уроках музыки ребенок поет, слушает, музицирует, отвечает на вопросы учителя, но часто эта учебная деятельность не вызывает у него интереса, не затрагивает его чувства и мысли. Он пассивен. Причина подобного явления - неинтересный учебный музыкальный материал, отсутствие у педагога профессионального мастерства в его подаче, трудности в восприятии и воспроизведении музыки, вызванные природными способностями и т.п. Конечно, школьник что-то усвоит, но так как учеба не захватывает его, то пассивное восприятие не станет опорой его прочных знаний, умений и навыков.

Мировая музыкальная практика свидетельствует, что пение (сольное, групповое или хоровое) является наиболее любимым видом музыкального исполнительства у большинства детей. Певческая деятельность - это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна вокально-слуховая координация, т.е. взаимодействие певческого, слухового и мышечного ощущения. Пение - это вид исполнительского искусства, который оказывает глубокое воздействие на физиологические процессы организма, такие, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и т.д. В процессе обучения пению особенно активно развиваются познавательная деятельность, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки; укрепляется голосовой аппарат ребёнка. Исполнение песни позволяет ребенку не только выразить свои чувства, но и вызвать у других понимание и сочувствие.

Пение, по мнению выдающегося педагога-музыканта Н.Л. Гродзенской, - это «увлекательный процесс, в котором есть творческий элемент». Пение как исполнительский процесс развивает у ребенка не только чисто музыкальные способности (музыкальный слух, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку), но и такие психические процессы и качества личности, как внимание, воображение, память настойчивость в преодолении трудностей, умение слушать и воспроизводить мелодию песни.

Специфика организации музыкальной (певческой, инструментальной, вокально-хоровой) деятельности, как в рамках общеобразовательной школы, так и в учреждениях дополнительного художественного образования, заключается в том, что здесь в качестве учебного материала выступают художественные ценности, накопленные человечеством в области музыкального искусства. Поэтому проблема выбора учебного музыкального материала всегда волновала ведущих педагогов-музыкантов нашей страны (Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, А.Г. Менабени, В.И. Петрушин, Н.А.

Терентьева, В.Н. Щацкая, Б.Л. Яворский и др.), утверждавших, что музыкальное образование необходимо осуществлять на высокохудожественном, интересном, образно доступном и максимально разнообразном по языку и стилям музыкальном материале, позволяющем наиболее эффективно решать поставленные педагогические задачи.

Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.

Слушание музыкального образа, - т.е. жизненного содержания, воплощенного в музыкальных звуках, обусловливает все остальные грани музыкального восприятия.

Музыка имеет общие законы: движения, ритма, мелодии, гармонии, формы, оркестровки и многим другим, связанным с общим пониманием того, что такое музыка.

Специфика музыки раскрывается в прикладных и художественных целях творчества. Ценность музыки зависит от её формы и близости к нормативным образцам. Формирование музыкального языка привело к воплощению индивидуальной авторской мысли (композиция). Появляется ценность музыки в неповторимой структуре и смысловой оправданности композитором средств.

Сегодня очень востребованы учебные пособия с новыми авторскими музыкальными произведениями, а если к этим учебным пособиям имеется музыкальные приложения с полнозвучными аранжировками, то с их помощью сформировать яркий школьный концерт, провести тематические мероприятия или использовать на различных занятиях в учреждениях общего и дополнительного образования.

В 2017-2019 году были разработаны несколько таких учебных пособий для детей. Это «Детство» -2017, «Ассоль» - 2017, «Мир полон звуков»-2018, «Акварели»-2019, «Музыкальная тропинка»-2019. В этих учебных пособиях представлены музыкальные произведения А.Д. Буньковой, которые адресованы детям младшего школьного возраста: «Мир вокруг нас полон звуков», «Ты в музыку открой скорее дверь», «Колыбельная для цветочка», «Свет звезды», «Кривые зеркала», «Почему?», «Для нас с тобой», «Акробат», «Воришка», «Кораблик», «Угомон», «Сережа и гвозди», «О друге», «Акварели», «Песня про пломбир», «Планета кошек», «Мой город» и др..

Нотный текст каждой песни снабжен методическими рекомендациями, освещающими основные аспекты вокально-хоровой работы над этими произведениями. Тематика песен близка и доступна младшим школьникам, в них отражены мир, окружающий их с детства, мечты и желания детей. Данные музыкальные произведения могут использо-

ваться в практике сольного, ансамблевого и хорового исполнения как концертные произведения, песни-упражнения, песни-распевания, песни-игры.

Песни написаны с учетом психофизиологических особенностей и свойств голосового аппарата детей младшего школьного возраста, что дает возможность педагогу успешно осуществлять их вокальное воспитание: работать над полноценным развитием певческого голоса с использованием всех голосовых регистров (фальцетного, грудного и различных видов смешанного), выработкой правильного певческого дыхания, расширением диапазона певческого голоса, формированием основных певческих и вокально-хоровых навыков, развитием музыкальных способностей и вокального слуха.

Использование различных видов голосоведения, имитаций, подголосков, большое ритмическое разнообразие, художественная убедительность, тесная связь музыки и литературного текста, четкость структуры, вокальное удобство музыкальной ткани способствуют довольно быстрому и сравнительно легкому усвоению и последующему исполнению данных вокальных и вокально-хоровых произведений.

Разнообразие жанров, в которых созданы песни, и выбор автором средств музыкальной выразительности для создания художественных образов произведений позволяют включать их в учебный репертуар не только детских музыкальных школ и школ искусств, но и уроков музыки в общеобразовательной школе для реализации основных учебных тем по любой из действующих образовательных программ предмета «Музыка».

Тексты песен, дают возможность осуществлять межпредметные связи урока музыки с другими учебными дисциплинами начальной школы - «Русский язык», «Чтение», «Окружающий мир», использовать знания и умения школьников, полученные ранее на этих предметах.

На данном музыкальном и текстовом материале возможна и коррекционная работа по устранению различных дефектов речи, так как доказано, что пропевание «слова» во многом способствует их исправлению, а также эмоциональному, личностному и физическому развитию детей. Основным недостатком речи у детей является ее фонетико-фоне-матическое недоразвитие (плохая артикуляция, вялость произношения звуков, дислалия, монотонность, косноязычие). Фактически на каж-

дом занятии педагог имеет возможность вести работу по исправлению данных речевых недостатков, планируя содержание занятий с учетом включения коррекционных моментов и подбором соответствующего учебного музыкального материала.

Музыкальные произведения А.Д. Буньковой могут быть использованы и как педагогический и как исполнительский репертуар для солистов, ансамблей и хоровых коллективов. Они различны по степени сложности, могут быть прекрасным материалом для инсценировок, включаться в школьные праздники и театрализованные композиции.

Учебное пособие снабжено CD с минусовыми и плюсовыми фонограммами как в исполнении автора, так и ее учеников. Автор надеется, что созданные им детские песни помогут учителям музыки и руководителям детских вокальных и вокально-хоровых коллективов в их нелегкой работе по подбору интересного и занимательного музыкального материала.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Психология искусства. -М.: Искусство, 1968, - 345 с.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском возрасте. Сознание и психика. - М.: АСТ, Астрель, 2011, - 640 с.

3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2011, - 448 с.

4. Кирнарская Д. К., Киященко Н. И., Тарасова К. В. и др. Музыкальная психология и психология музыкального образования: теория и практика: учебник / под ред. Г. М. Цыпина. 2-е изд. М.: Академия, 2011, - 384 с.

5. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002, - 288 с.

6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие для вузов. 2 изд. М.: Академический Проект; Трикста, 2008, - 400 с.

7. Вотинцев А. В., Самакаева М. Ю. Музыкально-компьютерные технологии в профессиональной деятельности руководителя вокально-хорового ансамбля: Учебное пособие/ А. В. Вотинцев; М. Ю. Самакаева; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. унт.» - Екатеринбург, 2012, - 88 с

8. Тихонова Е.В. Музыкальная психотерапия в художественном образовании школьников: учебное пособие / Уральская гос. Консерватория им. М.П. Мусоргского. Екатеринбург, 2011, - 84 с.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Гаврилова Л.Р.

магистр II курса

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Россия

научный руководитель Фуреева Е.П. кандидат педагогических наук, доцент Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Россия

доцент кафедры специальной педагогики и психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.