Научная статья на тему 'Нарушение органов голосообразования, методы их лечения и профилактики в вокальной работе'

Нарушение органов голосообразования, методы их лечения и профилактики в вокальной работе Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
1058
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FONASTENIYA / VIOLATION OF THE PHONATION / VOCAL WORK IN DSHI AND DMSH / PREVENTION IN VOCAL WORK / PATHOLOGY OF BODIES OF THE VOICE / TREATMENT OF SINGERS / ФОНАСТЕНИЯ / НАРУШЕНИЕ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ / ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА В ДШИ И ДМШ / ПРОФИЛАКТИКА В ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЕ / ПАТОЛОГИЯ ОРГАНОВ ГОЛОСА / ЛЕЧЕНИЕ ПЕВЦОВ

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Бунькова Анна Дмитриевна, Васнина Анжела Владимировна

В статье рассматриваются вопросы работы с вокальными коллективами, солистами в детских музыкальных школах и школах искусства, а также проблемы патологии, приводящие к нарушениям голоса (фонастения), методы лечения и профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции нормального голоса в желаемую сторону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Violation of phonation organs, methods of treatment and prevention in the vocal work

In article questions of work with vocal collectives, soloists at children’s music schools and schools of art, and also the pathology problems leading to violations of a voice (fonasteniye), methods of treatment and prevention of violations of a voice, and also ways of correction of a normal voice in the desirable party are considered.

Текст научной работы на тему «Нарушение органов голосообразования, методы их лечения и профилактики в вокальной работе»

Section 3. Preventive medicine

Bunkova Anna Dmitrievna, Associate professor of the Ural state Pedagogical University

Vasnina Anjela Vladimirovna, The student 4 courses of treatment-and-prophylactic faculty in a medical business of the Public budgetary educational institution higher education The Ural state Medical University E-mail: tolchennikova@mail.ru

Violation of phonation organs, methods of treatment and prevention in the vocal work

Abstract: In article questions of work with vocal collectives, soloists at children's music schools and schools of art, and also the pathology problems leading to violations of a voice (fonasteniye), methods of treatment and prevention of violations of a voice, and also ways of correction of a normal voice in the desirable party are considered.

Keywords: fonasteniya, violation of the phonation, vocal work in DSHI and DMSH, prevention in vocal work, pathology of bodies of the voice, treatment of singers.

Бунькова Анна Дмитриевна, доцент Уральского государственного педагогического университета

Васнина Анжела Владимировна, Студентка 4 курса лечебно-профилактического факультета Уральского государственного медицинского университета

E-mail: tolchennikova@mail.ru

Нарушение органов голосообразования, методы их лечения и профилактики в вокальной работе

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы работы с вокальными коллективами, солистами в детских музыкальных школах и школах искусства, а также проблемы патологии, приводящие к нарушениям голоса (фонастения), методы лечения и профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции нормального голоса в желаемую сторону.

Ключевые слова: фонастения, нарушение голосообразования, вокальная работа в ДШИ и ДМШ, профилактика в вокальной работе, патология органов голоса, лечение певцов.

Многолетняя практика общего и дополнитель- популярным направлением в течение многих лет оста-

ного художественного образования показывает, что ются вокально-хоровые и вокальные ансамбли, а так-

деятельность преподавателя в ДМШ и ДШИ пред- же сольное эстрадное или классическое образование.

полагает работу с различными музыкальными кол- Педагоги, работающие в данном направлении должны

лективами (хоровыми, вокальными и инструменталь- знать специфику работы с вокалистами, иметь пред-

ными ансамблями) и солистами. Среди них самым ставления о природе певческого голоса и способах его

развития, уметь анализировать передовой опыт в области организации и руководства вокально-хоровыми и вокальными ансамблями, а также проблемы голосового аппарата и методы профилактики различных нарушений. Вокальная работа занимает одно из ведущих мест в практике различных творческих коллективов, и оказывает сильное воздействие на развитие детей. В связи с этим преподаватели рассматривают данное направление как чрезвычайно эффективное средство музыкального развития при условии правильного педагогического подхода[3; 4].

Методика вокальной работы в системе дополнительного образования опирается на методы обучения, нашедшие широкое применение в общепедагогической практике [6, 35].

При этом критерии выбора методов выбора в контексте специфики работы с вокалистами и вокальными коллективами основано на особенностях содержания учебного материала (сложности и новизны), конкретных педагогических целях, подготовленности певцов, а также индивидуальность педагога-хормейстера. Основное внимание руководителя таких коллективов сосредотачивается на певческой установке, работе над певческим дыханием, звукообразованием, артикуляцией, звуковедением, строем и ансамблем [4, 16-20].

Певческая установка состоит из многих внешних приемов и навыков. При вокальной работе обычно рекомендуют стоять (или сидеть прямо, но не напряжено, не сутулясь, подтянуто. При положении стоя корпус опирается на обе ноги, руки свободно опущены, грудь развернута, голова держится прямо. Рот в пении служит раструбом, посредством которого вокальный звук получает свое направление, поэтому основное положение рта должно быть широким, открытым. Ротоглоточные полости являются важным резонатором при пении. Благодаря правильному положению мягкого неба происходит формирование округлого звука, не напряженного.

Большинство начальных упражнений для развития певческой установки (особенно в занятиях с младшими детьми) направлено на организацию правильного положения корпуса, вокального аппарата и профилактики различных проблем при неправильном использовании певческого аппарата. Это имеет очень большое значение в репетиционной работе, так как настраивает певцов на трудовой лад и строгую дисциплину.

Вокальная педагогика рассматривает в качестве наиболее целесообразного для пения грудобрюшное дыхание, а также варианты смешений грудного и брюшного дыхания, в зависимости от индивидуальных

особенностей певца. Грудобрюшное дыхание предусматривает при вдохе расширение грудной клетки в средней и нижней ее части с одновременным снижением купола диафрагмы, сопровождаемым расширение передней стенки живота [3, 25].

При формировании у начинающих певцов правильных навыков дыхания педагогу необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи во избежание поверхностного так называемого поверхностное дыхание. Дыхание обычно рассматривают в трех его составляющих элементах: вдох, мгновенная задержка и выдох. Вдох должен производиться бесшумно, задержка дыхания непосредственно мобилизует голосовой аппарат к началу пения. Выдох должен быть совершенно спокойным, без всякого намека на насильственное выталкивание, взятого легкими воздуха. При вдохе не следует переполнять грудную клетку воздухом. Чрезвычайно важно развивать у певцов способность экономно расходовать дыхание [5, 27].

Характер певческого дыхания отражается и на характере звучания голоса певца. Плавное, спокойное, легкое дыхание способствует достижению красивого, легкого звука. Жесткое. Напряженное дыхание рождает жесткий и напряженный звук. Излишнее давление на связки ведет к потере их эластичности.

Атаку звука условно разделяют на три типа: мягкая, твердая, и придыхательная. Мягкая атака — сближение связок до состояния фонации одновременно с началом выдоха. При твердой атаке голосовая щель плотно смыкается до начала выдоха. Придыхательная атака — смыкание голосовых связок после начала выдоха, в результате чего перед звуком образуется короткое придыхание в виде согласного «х».

Певческая практика утвердила в качестве основной формы звукообразования — мягкую атаку звука, создающую условия щадящей работы связок. Твердую атаку надо применять весьма осторожно, так как ее неумелое использование зачастую сопряжено с различными проблемами, приводящими к всевозможным повреждениям органов фонационного аппарата.

Вокальные педагоги предостерегают от чрезмерного использования придыхательной атаке, поскольку ее неумелое применение может повлиять на процессы опоры звука и дыхания. На занятиях в области вокальной деятельности рекомендуется вырабатывать сознательное умение различать виды атаки звука и связывать их различными образными намерениями [3, 17-29].

Взаимосвязь занятий пением с болезнями голосового аппарата у вокалистов объясняется еще и

большими нагрузками. При этом обучающиеся чаще подвержены этим болезням, чем состоявшиеся вокалисты. Много молодых певцов с первых лет обучения вынуждены посещать фониатора. Часто в раннем возрасте определяются стойкие изменения и заболевания голосового аппарата как функционального так и органического характера. Вероятность того, что подобные изменения сформировались за короткий срок обучения невелика, поэтому, очевидно, что изменения в системе голосового аппарата присутствовали у них и ранее (что подтверждается анамнезами заболевания таких пациентов).

В период формирования, когда голос требует особо бережного отношения, многие закрывают на это глаза, что не может не сказаться в будущем на состоянии здоровья [7, 34].

Самой распространенной причиной возникновения болезней голоса в детском и юношеском возрасте считается нерациональный голосовой режим. Гортань ещё не сформирована и поэтому не рассчитана на нерационально завышенную нагрузку.

К сожалению, в большинстве учебных заведений даже при поступлении в вокальные коллективы учащиеся не всегда осматриваются фониатром, что увеличивает риск развития заболеваний органов гортани.

Среди профессиональных заболеваний голоса первое место занимает фонастения. Под фонастенией обозначают болезни голоса, которые сопровождаются нарушениями его функций без видимых объективных изменений в структуре голосового аппарата. Причинами являются множество факторов. Главная роль отводится нерациональному голосовому режиму. Излишние перенапряжения, чрезмерное употребление крайне верхнего или крайне нижнего диапазона, пение в несоответствующей тесситуре, форсирование всё это неблагоприятно сказывается на функциональных возможностях голосового аппарата. Существует мнение, что катализатором развития фонастении является неправильная постановка голоса.

Причинами изменений в голосе могут быть и нервные расстройства (процент которых значителен): заболевания, потрясения, истощение, истерии, а также малокровие, заболевания дыхательной системы, женской половой системы, пение в менструальном периоде и, наконец, разные формы истерических заболеваний.

Очень важно обращать внимание именно на расстройства голосового аппарата функционального характера, поскольку их влияние на голос является разрушительным [8, 69].

Диагностирование фонастении затруднительно (нарушения голоса не сопровождаются видимыми нарушениями голосового аппарата), а врачебные мероприятия фониатра малоэффективны, поэтому это заболевание считается очень тягостным для вокалистов.

Характерными жалобами являются сухость в горле, затруднения в процессе пения, утрата звучности голоса, необходимость длительного разогрева голоса, постоянное желание откашляться.

Важно отличить истинную симптоматику от преувеличенных ощущений (свойственных многим). Иллюзорные болезни обычно проходят быстро, так же как и появляются.

Для более точной оценки состояния голосового аппарата вокалиста необходимо провести функциональное исследование голоса с оценкой регистра, диапазона, характера звучания и качества интонации [8, 32].

Однако и этот метод диагностики не может дать 100 % точность из-за сопутствующих патологий: изменение тембра голоса, де-, дистонирование, тремолирование звука, тусклость отдельных регистров голоса или тонов, дрожание гортани, надгортанника, мягкого неба, нижней челюсти, языка, губ. Подобное наблюдается лишь в запущенных стадиях болезни, когда петь уже невозможно.

Чаще всего к врачу обращаются на ранних стадиях заболевания с невыраженной клиникой. Объективных признаков дефекта голосового аппарата при этом выявить не удаётся. Лишь на поздних стадиях при осмотре можно обнаружить характерную для фонастении картину: слизь, ослабленное натяжение голосовых связок, иногда приобретающих сине-фиолетовый оттенок при фонации (при спокойном дыхании нормальная розовая окраска), дрожание подбородка и гортани.

Ещё одним методом диагностики является стробоскопия. Это наблюдение за движением голосовых связок непрямой ларингоскопией с применением прерывистого света (с помощью стробоскопа).

В результате функциональных нарушений, точнее из-за плохого смыкания связок, возникает расстройство голосообразования. Отсюда возникают проблемы с дыханием, а, следовательно, быстрая утомляемость, перебои звуковоспроизведения, отдельные регистры или ноты могут выпадать, тембр ухудшается.

Существует и так называемая ложная фонастения, встречающаяся у вокалистов с чрезмерной нервной возбудимостью. Ложная фонастения является лишь одним из симптомов общего нервного состояния, не являясь нозологической единицей.

Лечение фонастении является в основном общеукрепляющим и предусматривает устранение причины, инициирующей развитие заболевания. Поскольку большой процент приходится на нарушения нервной системы, стоит начать именно с её укрепления. В комплекс лечения входит укрепление общего тонуса и психологическое воздействие на пациента.

Из физиотерапевтических процедур при фонастении очень эффективны гидропроцедуры (обтирание водой, хвойные ванны), электризация, диатермия, массаж, гармоническая вибрация (по Малютину), синхронная фарадизация. Ряд авторов рекомендует лечение фонастении методом иглорефлексотерапии. Также распространено полоскание горла настойкой из листьев шалфея, цветов ромашки.

Если рассматривать медикаментозное лечение, то при органических нарушениях нужно воспользоваться противовоспалительной терапией, антигистамин-ными средствами, инсталляцией масел в гортань. Если выражены вазомоторные изменения, то хороший лечебный эффект окажут вливания в гортань масел в сочетании с суспензией гидрокортизона и витамином С.

При фонастении широко показана дополнительная седативная терапия (седуксен, элениум, тазепам). Для повышения тонуса этим лицам рекомендуется назначать пантокрин, женьшень. Для профилактики инфекционных осложнений рекомендуется использовать фузафунгин (биопарокс).

Для профилактики рецидива фонастении необходимо оберегать себя от нервных напряжений, избегая перенапряжений и различных конфликтных ситуаций.

Интересен такой метод лечения как заглушение, под воздействием которого довольно быстро исчезают длительные парезы голосовых связок, несмыкание,

вялость и другие патологические изменения в функциональном голосообразовательном аппарате. Принцип действия сводится к стимуляции голосовых связок, их тонуса.

Даже абсолютно здоровые люди, подвергшиеся заглушению, начинают говорить более громким и высоким голосом, чем обычно.

Метод заглушения широко распространен в настоящее время в западноевропейских ларингологических клиниках и в фониатрических учреждениях для лечения функциональных болезней голосового аппарата.

Сам образ жизни вокалистов значительно влияет на склонность к ряду заболеваний [8, 55].

Иногда наблюдаются сложно объяснимые случаи, когда вокалисты с сильно изменёнными структурами голосового аппарата великолепно поёт, другое дело как это скажется на голосе в дальнейшем, но иногда даже при незначительных изменениях вокалист теряет способность петь, или говорить.

Богатый голосовой материал можно встретить не часто, при условии, что в течение жизни многие этот дар утрачивают по разным причинам.

К сожалению, с каждым годом всё чаще у знаменитых, выдающихся певцов выявляются дефекты в системе голосового аппарата, которые значительно мешают работе профессионалов.

Подводя итог, хочется как-то обезопасить вокалистов. Возникает необходимость создать обязательные для всех вокалистов врачебно-фониатрической диспансеризации от детей до профессиональных, заслуженных мастеров. Скорее всего, процент фонастений особенно в запущенных стадиях, снизится, благодаря своевременному выявлению проблем в системе голосового аппарата [16, 46].

Список литературы:

1. Аникеева З. И. Клинические особенности нарушений голоса у населения мегаполиса//Вестник оториноларингологии. - 2007. - № 1. - С. 14-21.

2. Бабияк В. И., Накатис Я. А. Клиническая оториноларингология: руководство для врачей. - СПб.: Гиппократ, 2005. - 800 с.

3. Бунькова А. Д., Пичугина Л. Н., Самакаева М. Ю. Мир полон звуков: учебное пособие. - Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т.», 2015. - 68 с.

4. Бунькова А. Д. Ассоль: хрестоматия по вокально-хоровой работе: учеб.-метод. пособие для бакалавров направления 050100 «Пед. образование», профилей «Муз. образование» и «Худож. Образование» (муз.-компьютер. технологии). Тетр. 2/А. Д. Бунькова, Л. Н. Пичугина. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т муз. и худож. образования [б. и.], 2011. - 66 с.

5. Бунькова А. Д. Детство: хрестоматия по вокально-хоровой работе: учеб.-метод. пособие для бакалавров направления 050100 «Пед. образование», профилей «Муз. образование» и «Худож. образование» (муз.-компьютер. технологии). Тетр. 1/А. Д. Бунькова, Л. Н. Пичугина. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т муз. и худож. образования [б. и.], 2011. - 66 с.

6. Бунькова А. Д. Учимся, играя: Песни, хоры и пьесы для детей млад. шк. Возраста/Предисл. М. Ю. Сама-каевой. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. [Б. и.], 1999. - 94 с.

7. Василенко Ю. С. Профессиональные нарушения голоса у лиц речевых профессий, их лечение, профилактика: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - М., 1974. - 49 с.

8. Вотинцев А. В., Самакаева М. Ю. Музыкально-компьютерные технологии в профессиональной деятельности руководителя вокально-хорового ансамбля: учебное пособие по дисциплинам: «Управление певческой деятельностью», «Методика обучения и воспитания в области музыкального образования» для студентов направления 05.01.00.62 - Педагогическое образование профиль «Художественное образование» (Музыкально-компьютерные технологии). - Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т.», 2012. - 88 с.

9. Готовяхина Т. В. Ранняя диагностика парезов и параличей мышц гортани при операциях на щитовидной железе//Рос. оториноларингология. - 2009. - Приложение № 2. - С. 311-317.

10. Дайхес Н. А., Быкова В. П. Клиническая патология гортани/Руководство-атлас для последипломного обучения специалистов научных, лечебных и учебных медицинских учреждений. - М.: МИА, 2009. - 160 с.

11. Дайхес Н. А., Осипенко Е. В. Состояние фониатрической помощи в России/УШ Российский конгресс оториноларингологов «Наука и практика в оториноларингологии». - Москва, 10-11 ноября 2009 г.: сб. науч. трудов. - С. 89-90.

12. Доронина Л. М., Дорохова Е. В., Матвеева С. В. Функциональные дисфонии и их лечение в фониатриче-ском центре/Междисциплинарные проблемы голоса, патологии уха и дыхательных путей: науч.-практ. конф. с междунар. участием «Междисциплинарные проблемы голоса». - Омск, 14-15 апр. 2011 г.: сб. науч. трудов. - 2011. - С. 57-61.

13. Иванченко Г. Ф., Демченко Г. В. Этиопатогенетнческое лечение заболеваний голосового аппарата//Мате-риалы XVII съезда оториноларингологов России. - Н. Новгород, 2006. - С. 182.

14. Казарина О. В. Научное обоснование совершенствования фониатрической помощи в Российской Федерации: дис. на соиск. учен. степени канд. мед. наук. - М., 2014. - 129 с.

15. Лаврова Е. В. Логопедия: основы фонопедии: учебное пособие рек. УМО вузов РФ. - Москва: Академия, 2007. - 144 с.

16. Фомина М. В. Профилактика и лечение нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий: методические указания. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.