ваться в практике сольного, ансамблевого и хорового исполнения как концертные произведения, песни-упражнения, песни-распевания, песни-игры.
Песни написаны с учетом психофизиологических особенностей и свойств голосового аппарата детей младшего школьного возраста, что дает возможность педагогу успешно осуществлять их вокальное воспитание: работать над полноценным развитием певческого голоса с использованием всех голосовых регистров (фальцетного, грудного и различных видов смешанного), выработкой правильного певческого дыхания, расширением диапазона певческого голоса, формированием основных певческих и вокально-хоровых навыков, развитием музыкальных способностей и вокального слуха.
Использование различных видов голосоведения, имитаций, подголосков, большое ритмическое разнообразие, художественная убедительность, тесная связь музыки и литературного текста, четкость структуры, вокальное удобство музыкальной ткани способствуют довольно быстрому и сравнительно легкому усвоению и последующему исполнению данных вокальных и вокально-хоровых произведений.
Разнообразие жанров, в которых созданы песни, и выбор автором средств музыкальной выразительности для создания художественных образов произведений позволяют включать их в учебный репертуар не только детских музыкальных школ и школ искусств, но и уроков музыки в общеобразовательной школе для реализации основных учебных тем по любой из действующих образовательных программ предмета «Музыка».
Тексты песен, дают возможность осуществлять межпредметные связи урока музыки с другими учебными дисциплинами начальной школы - «Русский язык», «Чтение», «Окружающий мир», использовать знания и умения школьников, полученные ранее на этих предметах.
На данном музыкальном и текстовом материале возможна и коррекционная работа по устранению различных дефектов речи, так как доказано, что пропевание «слова» во многом способствует их исправлению, а также эмоциональному, личностному и физическому развитию детей. Основным недостатком речи у детей является ее фонетико-фоне-матическое недоразвитие (плохая артикуляция, вялость произношения звуков, дислалия, монотонность, косноязычие). Фактически на каж-
дом занятии педагог имеет возможность вести работу по исправлению данных речевых недостатков, планируя содержание занятий с учетом включения коррекционных моментов и подбором соответствующего учебного музыкального материала.
Музыкальные произведения А.Д. Буньковой могут быть использованы и как педагогический и как исполнительский репертуар для солистов, ансамблей и хоровых коллективов. Они различны по степени сложности, могут быть прекрасным материалом для инсценировок, включаться в школьные праздники и театрализованные композиции.
Учебное пособие снабжено CD с минусовыми и плюсовыми фонограммами как в исполнении автора, так и ее учеников. Автор надеется, что созданные им детские песни помогут учителям музыки и руководителям детских вокальных и вокально-хоровых коллективов в их нелегкой работе по подбору интересного и занимательного музыкального материала.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Психология искусства. -М.: Искусство, 1968, - 345 с.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском возрасте. Сознание и психика. - М.: АСТ, Астрель, 2011, - 640 с.
3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2011, - 448 с.
4. Кирнарская Д. К., Киященко Н. И., Тарасова К. В. и др. Музыкальная психология и психология музыкального образования: теория и практика: учебник / под ред. Г. М. Цыпина. 2-е изд. М.: Академия, 2011, - 384 с.
5. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002, - 288 с.
6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие для вузов. 2 изд. М.: Академический Проект; Трикста, 2008, - 400 с.
7. Вотинцев А. В., Самакаева М. Ю. Музыкально-компьютерные технологии в профессиональной деятельности руководителя вокально-хорового ансамбля: Учебное пособие/ А. В. Вотинцев; М. Ю. Самакаева; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. унт.» - Екатеринбург, 2012, - 88 с
8. Тихонова Е.В. Музыкальная психотерапия в художественном образовании школьников: учебное пособие / Уральская гос. Консерватория им. М.П. Мусоргского. Екатеринбург, 2011, - 84 с.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Гаврилова Л.Р.
магистр II курса
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Россия
научный руководитель Фуреева Е.П. кандидат педагогических наук, доцент Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Россия
доцент кафедры специальной педагогики и психологии
FEATURES OF FORMING GRAMMATIC CATEGORIES IN PRESCHOOL CHILDREN WITH
GENERAL DISABILITIES OF SPEECH
Gavrilova L.,
Master II course
Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia
scientific director Fureeva E.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia Associate Professor at the Department of Special Pedagogy and Psychology
Аннотация
В статье рассматривается понятие «грамматический строй речи», анализируются особенности формирования грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи, формулируются выводы о важности своевременного формирования грамматических категорий у детей, имеющих общее недоразвитие речи, для их полноценного речевого и психического развития.
Abstract
The article discusses the concept of "grammatical structure of speech", analyzes the peculiarities of the formation of grammatical categories in preschoolers with a general underdevelopment of speech, draws conclusions about the importance of the timely formation of grammatical categories in children with a general underdevelopment of speech for their full-fledged speech and mental development.
Ключевые слова: грамматические категории речи, онтогенез, общее недоразвитие речи, формирование грамматических категорий
Keywords: grammatical categories of speech, ontogenesis, general speech underdevelopment, the formation of grammatical categories
Грамматический строй речи - это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Существуют морфологическая и синтаксическая системы грамматического строя. Морфологическая система отвечает за умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксическая система отвечает за умение составлять предложения, грамматически верно употреблять слова в предложении. Умение верно использовать окончания, подбирать предлоги важно для цельного и правильного становления речи ребенка. Формирование грамматически правильной речи происходит на базе когнитивного развития, в игровой форме или с применением других способов активной деятельности ребенка дошкольного возраста. Высокая степень развития лексических значений, богатый словарный запас, постоянная речевая практика, а так же здоровая и уравновешенная нервная система ребенка - все это необходимые критерии процесса развития грамотной и правильной речи.
Формирование грамматического строя речи у дошкольников - это необходимый этап развития, и одно из важнейших условий его социализации. Данный процесс благоприятно сказывается на становлении ребенка как личности, расширяет спектр его знаний и кругозора. Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста начинается рано. В возрасте трех лет уже используются такие понятия, как время, число, род. Речь для малыша уже является главным средством общения. Своевременное овладение грамматическим строем включает не только закономерности усвоения, но и сложности на пути изучения родного языка. Русский язык богат исключениями и правилами, кото-
рые важно запомнить. К 4 - 5 годам ребенок овладевает падежами, сначала родительным, затем дательным, творительным, предложным. Появляются времена глагола и многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети начинают произносить монологи, описывают все, что их окружает, пытаются подражать речи взрослых. Начинается второй период вопросов: «Почему?»
Пятый год жизни - заключительная фаза в развитии языка, но детское словотворчество еще продолжается. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражение временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные -темно-коричневый, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). В речи детей все шире используются наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако последние ребенок употребляет еще очень редко. Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения используют чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все же еще недостаточно. В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Дети усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах; пользуются
более усложненной и распространенной фразой [6; 89с]. Внимание к речи детей со стороны взрослых всегда положительно сказывается на речевом развитии ребенка. Для помощи своим детям родителям не обязательно быть педагогами, достаточно просто проводить вместе время, рассматривая интересные картинки, описывать, что на них изображено и просто общаться. Речь взрослого должна быть примером для ребенка. Ведь, как известно, речь это полностью социальный фактор, и самым лучшим ее развитием у ребенка является общение с взрослыми. В этом случае развитие происходит как бы само собой, так как ребенок постоянно находится в диалоге с взрослыми, слышит грамотную и богатую лексическими смыслами речь.
Возраст 5-6 лет. На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Фраза становится, более развернутой, точнее высказывания. Ребенок выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, начинает устанавливать причинно - следственные связи между ними, временные и другие отношения. На шестом году ребенок практически овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. В структурном отношении речь значительно усложняется не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных; возрастает объем высказываний. Все реже допускаются ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных; часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе. Он легко образует существительные, и другие части речи при помощи суффиксов, прилагательные из существительных (ключ из железа - железный). В своей речи ребенок пользуется сложными предложениями, хотя некоторые типы предложений еще вызывают затруднения. В полной мере дети осваивают грамматику в возрасте 8 лет, это подтверждено исследованиями. В образовательной деятельности детей дошкольного возраста значительное внимание уделяется обучению родному языку и развитию речи. Дидактические игры, включенные в речевые уроки, - важный элемент в усвоении изученного материала.
Стоит отметить, что не все сложные грамматические формы могут быть закреплены в ходе уроков. Это значит, что важно развивать языковое чувство детей, когда ребенок сможет без посторонней помощи ориентироваться в образовании слов. Особенности усвоения детьми грамматического строя определяются установившимися методами подготовки и проведения занятий, способами общения с окружающими. Каждый дошкольник имеет свой опыт, личные особенности, присущие его уровню речи. Поэтому занятия по усвоению грамматических категорий в детском учреждении должны проходить так, чтобы ребенок получал задания, с которыми справится.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что формирование грамматических категорий у дошкольников является проблемой, нося-
щей универсальный, максимально обобщённый характер. Наиболее значимая проблема, встречающаяся в логопедии - это трудность развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи. Особенностью этих детей является замедленный темп овладения всей системой языка, в частности, грамматическим строем речи. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается дисгармония развития понимания морфологии и синтаксиса, искажается общая картина развития речевых навыков.[2; 238]. В настоящее время общее недоразвитие речи - хорошо изученная проблема. Достигнуты определенные успехи в способах исследования нарушений грамматического строя в речи такого ребенка и разработаны способы их коррекции. Но продолжаются поиски новых эффективных методов работы с этой категорией детей.
Гвоздев А.Н. отмечал, что дети с недоразвитием речи, владеют крайне ограниченным словарем, не понимают значения некоторых самых простых слов, испытывают большие трудности формировании речи. Для ребенка, еще не имеющего в своем словаре обозначений многих окружающих его предметов и явлений, служебные слова, лишенные предметного содержания, не выступают в качестве самостоятельных слов. Результатом этого являются многочисленные ошибки в употреблении союзов («истали печатать в газеты»), частиц («Лида неумела плавать») и предлогов. В письменной речи детей с речевым недоразвитием употребляются в основном существительные и глаголы, реже встречаются прилагательные, местоимения, наречия. Отсутствующие в словаре ребенка слова заменяются другими, например; «девочка строит (плетет) венок». Наряду с заменами слов, отсутствующих в словаре ребенка, наблюдаются замены, проявляющиеся в результате смешения слов, неумения дифференцировать слова с разными значениями. Смешиваются также слова, сходные по звучанию. Происходит смешение слов с разными значениями на основе звукового сходства (вместо кувшинка -«кувшин», «кувшинчик») [1: 85-86с.].
Эльконин Д. Б. полагал, что в процессе развития словаря у ребенка существенным значением является развитие значений слов, что в свою очередь приводит к пониманию речи в целом: «Словарный состав представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности. И в развитии речи ребенка наиболее существенным является вопрос об усвоении им грамматического строя родного языка» [7:16с].
Процессы формирования речевых навыков детей с общим недоразвитием речи происходят поэтапно. Логопедическая работа в специальной группе рассчитана на два года, за которые речевое развитие этой группы детей существенно изменяется и приближается к норме. Коррекционная работа по формированию грамматического строя речи включает три этапа.
I. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
II. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
III. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. [3; 160с]
Для ребенка очень важно овладеть основными речевыми навыками, так как это умение одно из важнейших условий в развитии речи. Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. Именно грамматический строй языка делает речь организованной и понятной для окружающих. Если ребенок с нормальным речевым развитием учится изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с общим недоразвитием речи имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами. Формирование грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии. Изучение особенностей усвоения грамматического строя речи у детей с системными речевыми расстройствами представляется нам очень важным, поскольку несформированность лексико-граммати-ческой системы языка является центральным дефектом в структуре общего недоразвития речи. В дальнейшем нарушение формирования грамматического строя у старших дошкольников с общим недоразвитием речи влечет за собой появление ошибок на письме и в устной речи уже в начальной школе. Таким образом, изучение особенностей
формирования грамматических категорий и их своевременная коррекция остаются актуальными при планировании логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Список литературы
1. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. М., 1940. Ч. II. -с. 85-86.
2.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. — М, 1990. - 238 с.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). -СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). -СПб.: Союз, 1999.-160 с.
5. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб., 2001. -215 с.
6. Ушакова, О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений/О.С.Ушакова. - М., ВЛАДОС, 2010.
7. Эльконин Д. Б. Развитие словаря и грамматического строя речи // Психология детей дошкольного возраста. - М., 1964. - с. 134 - 147.
ЗАРУБ1ЖНИЙ ДОСВ1Д ВОЛОНТЕРСЬКО1 РОБОТИ СТУДЕНТ1В З Д1ТЬМИ ГРУПИ РИЗИКУ
В Л1ТН1Х ТАБОРАХ
Козубовський Р.В.
кандидат педагоггчних наук, доцент кафедри соцюлогИ i соц1ально'1 роботи Ужгородського нацюнального ymieepcumemy,
Козубовський М.Р. фтнес тренер спортивного клубу, м. Ужгород
FOREIGN EXPERIENCE OF THE STUDENTS' VOLUNTEERING WORK WITH THE CHILDREN
AT RISK IN SUMMER CAMPS
Kozubovsky R.,
candidate of pedagogic sciences, associate professor of the department of sociology and social work of Uzhhorod National University Kozubovsky M. fitness trainer of sport club, Uzhhorod
Анотащя
В статп розглядаються питання зарубiжного досвщу виховно! роботи з диъми групи ризику. Обгово-рюються можливосл волонтерсъко! роботи студенпв з щею категорieю дтгей в лигах таборах США. Abstract
This article deals with the questions of foreign experience of educational work with children at risk. The possibilities of students' volunteering work with this category of children in summer camps of USA are discussed. Ключов1 слова: дгга групи ризику, ттт табори, студенти, волонтерсъка робота, США. Keywords: children at risk, summer camp, students, volunteering work, USA.