Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА'

ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА»

у детей: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — СПб., 1999.

34. Чащин В. П., Айламазян Э. К., Сивочалова О. В. и др. // Здоровье населения и среда обитания. — 2003. — № 7. - С. 4-9.

35. Экологическая эпидемиология: принципы, методы, применение / Привалова Л. И., Кацнельсон Б. А., Кузьмин С. В. и др. — Екатеринбург, 2003.

36. Akhmedkhanov A., Revich В., Adibi J. et al. // J. Exposure Anal. Environ. Epidemiol. — 2002. - Vol. 12, N 6. -P. 409-417.

37. Bushtuyeva K., Revich В., Bezpalko L. // Arch. Environ. Hlth. - 1994. - Vol. 49. - P. 284-288.

38. Casarett and Doulls Toxicology: the Basic Science of Poisons. — New York, 19898.

39. Grandjean P., Weinhe, Whitr P., Deves R. F. et al. // Neurotoxic^, and Tetatol. — 1997. — Vol. 20. — P. 1.

40. Malish R., van Leeuwen R. // Organohalogen Compounds. - 2003. - Vol. 64. - P. 140-143.

41. Polder A., Becher G., Savinova Т., Skaare J. U. // Diox-in'96: Organohalogen Compounds. — 1996. — Vol. 30. - P. 158-161.

42. Rubin C. //., Revich B. et al. // Int. J. Occup. Environ. Hlth. - 1997. - Vol. 3. - P. 241-248.

43. Rubin С. H., Jones R. L., Revich B. A. et al. // Int. J. Hyg. Environ. Hlth. - 2003. - Vol. 206. - P. 1-6.

44. SchecterA. // Dioxin'99: Organohalogen Compounds. — 1999. - Vol. 44. - P. 23-26.

45. Schecter A. et al. I I Dioxin'99: Organohalogen Compounds. - 1999. - Vol. 44. - P. 251-254.

46. Smith-Siversson Т., Tchachtchine V., Lund E. et al. // Environ. Hlth. Perspect. - 1998. - Vol. 16, N 8. -P. 503-511.

47. Voloch A. A., Gorbunov A. V., Gundorina S. F. et al. // Sei. Total. Environ. - 1990. - Vol. 95. - P. 141-148.

Поступила 26.03.04

® КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2004 УДК6!3.2/.8:001.891.7

Н. И. Латышевская, Л. А. Давыденко, В. Б. Мандриков

ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Волгоградский государственный медицинский университет

Общеизвестно, что от 35 до 50% здоровья человека определяется его образом жизни (ОЖ) [1, 3]. ОЖ характеризует особенности повседневной жизни людей, охватывает труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, нормы и правила поведения, умения и навыки в области укрепления собственного здоровья.

Дефиниция социально-гигиенического мониторинга (СГМ) предполагает наблюдение, анализ, оценку и прогноз состояния здоровья населения и среды обитания человека. Исходя из существующих представлений о факторах, формирующих здоровье, представляются целесообразными изучение и оценка факторов ОЖ индивидуума и (или) группы населения с целью объективизации и повышения успешности адвокации региональной политики укрепления состояния здоровья населения. В действующем положении о СГМ показатели, используемые в рамках мониторинга, не могут в достаточной степени характеризовать ОЖ (данные о состоянии охраны и условий труда работающих, о структуре и качестве питания). Наблюдение за факторами социальной среды человека ограничивается еще меньшим количеством показателей (например, подушевой доход, количество метров жилья на человека и т. п.).

Вышеизложенное агрументирует необходимость разработки методических подходов к проведению мониторинга ОЖ в рамках осуществляемого в РФ СГМ.

Цель исследования — обосновать целесообразность увеличения показателей, используемых в СГМ и характеризующих ОЖ.

В качестве мониторируемых показателей были определены такие факторы ОЖ, как режим дня, физическая активность, характер питания, группа поведенческих факторов риска (курение, употребление алкоголя, связанное с риском репродуктивное поведение). Изучение ОЖ проводили с помощью анкеты, разработанной сотрудниками кафедры гигиены и анкеты-опросника "СИНДИ". Опрашивали учащихся 5, 9 и 11-х классов и родителей первоклассников, проживающих в разных районах города и обучающихся в образовательных учреждениях разного вида. При проведении мониторинга основные составляющие ОЖ были сгруппированы в два блока: первый блок характеризовал режим дня детей и

подростков (9 показателей), второй — организацию и характер питания (11 показателей).

Результаты исследования свидетельствуют, что у 85,42 — 100% учащихся выявлены нарушения в организации жизни и питания, у 28,74 — 36,11% — поведенческие факторы риска.

Показано, что дети и подростки различных возрастных групп имеют особенности ОЖ. Самое большое несоответствие режимных моментов выявлено у учащихся 1-х классов. Среди них самое большое число "недосыпающих" (93,27 + 1,3%), меньше всего детей, занимающихся в спортивных секциях (18,81 ± 2,0 — 32,17 + 2,4%), самая большая доля детей, у которых продолжительность прогулок не укладывается в гигиеническую норму (90,61 ± 1,5%).

Среди учащихся 5-х классов больше всего детей, занимающихся в спортивных секциях (42,26 ± 2,5%). Среди девятиклассников больше всего детей, гуляющих около 2 ч (21,41 ± 2,0 - 48,49 ± 2,5%). Среди старшеклассников больше всего подростков, предпочитающих пассивные варианты отдыха (просмотр телепередач 27,32 + 2,2 — 32,66 ± 2,3%, компьютерные игры 42,88 ± 2,5%). Нарушения в организации питания в меньшей степени регистрируются у учащихся 1-х классов, в большей — у старшеклассников (режим питания соблюдают 76,18 ± 2,2% первоклассников, 51,14 ± 2,5% учащихся старших классов; р < 0,001).

Исследование показало, что нарушения режима дня и организации питания наблюдались у школьников во всех районах города, однако большая степень несоответствия выявлена у школьников, проживающих в промышленных районах города. Например, число детей, занимающихся в спортивных секциях, в центральном районе составило 22,15 + 2,1%, в других районах — 11,05 ± 1,5 - 18,07 ±1,9 % (р< 0,001, р > 0,05).

Выявлены тендерные различия в организации режима дня во всех возрастных группах однонаправленного характера: больше дефектов в организации ОЖ выявлено у девочек и девушек. Например, число девушек, недосыпающих 2 ч и более, составило 32,04 ± 2,3%, юношей — 19,54 + 2,0% (р < 0,001). Меньшее число девушек занимается физической культурой и спортом — 20,47 ± 2,0%, среди юношей — 30,53 + 2,3%.

Показана высокая распространенность поведенческих рисков среди молодежи. Курят регулярно (с частотой каждый день, каждую неделю) 40,18 ± 2,4% юношей, 19,44 ± 1,9% девушек. Регулярно употребляют алкогольные напитки (с частотой каждую неделю) 26,54 ± 2,2% юношей, 16,17 ± 1,8 % девушек. Сильное алкогольное опьянение испытывали 20,52 ± 2,0% юношей и 16,88 ± 1,9% девушек (р > 0,05).

Большинство учащихся имели нарушения режима дня и нарушения в организации и характере питания по нескольким показателям. С целью получения количественного выражения обсуждаемых параметров применили способ их интегральной оценки в виде индекса. Для получения индекса провели кодировку отдельных показателей. Использовали две кодировочные системы: режимные моменты по 3 градациям, организацию и характер питания по 5 градациям. Направление градации признака определено от лучшего к худшему. Индекс вычисляли как сумму логарифмов с основанием, равным числу градаций [2, 3].

Колебания интегральной оценки режима дня составили 0,63—0,66 в 1-х, 0,46—0,54 в 5-х, 0,47-0,58 в старших классах. Интегральная оценка составляющих режима дня школьников центрального района ниже, чем в других районах, что свидетельствует о большей степени соответствия их режима дня гигиеническим нормам. Колебания интегральной оценки организации и характера питания составили 0,28—0,33 в 1-х, 0,41—0,45 в 5-х, 0,42—0,51 в старших классах. Величина значений интегральной оценки питания возрастает в динамике лет обучения во всех районах, что говорит о больших нарушениях в организации и характере питания школьников старших классов. Колебания интегральной оценки ОЖ в целом были равны 0,45—0,50 в 1-х, 0,42—0,48 в 5-х, 0,44—0,51 в старших классах. Причем если среди первоклассников высокий индекс был обусловлен выраженными нарушениями в режиме дня, то для учащихся 9-х классов его величина в равной степени отражает как нарушения режима дня, так и нарушения в организации и характере питания.

Представляется, что отсутствие мониторинга широко распространенных поведенческих рисков и "рискового" образа жизни не позволит прогнозировать состояние здоровья населения с достаточной степенью достоверно-

сти, а следовательно, не позволит разрабатывать приоритетные направления в политике оздоровления различных групп детей, подростков, молодежи.

Вышеизложенное послужило аргументацией для разработки методических подходов к осуществлению мониторинга ОЖ населения на региональном уровне. Разработан проект Волгоградского межведомственного центра мониторинга состояния здоровья и ОЖ детей и подростков региона при соучастии Волгоградского государственного медицинского университета, Комитета по здравоохранению и Комитета по физической культуре и спорту Волгоградской области. Главная задача — обоснование приоритетных направлений в политике оздоровления детей, подростков и молодежи, профилактики заболеваний, формирования здорового ОЖ.

Для формирования базы данных ОЖ детей, подростков, молодежи раз в году проводится социологическое и комплексное физиолого-гигиеническое обследование репрезентатвных групп школьников и студентов, проживающих в различных районах города и обучающихся в образовательных учреждениях различного вида.

Полученные данные использовали при обосновании приоритетных направлений в политике оздоровлении детей, подростков и молодежи. Таким образом, в ходе проведенной работы выявлены типичные дефекты в организации жизни школьников, степень выраженности которых дифференцирована в зависимости от возраста и района проживания, показана целесообразность монито-рирования показателей ОЖ и поведенческих рисков с учетом тендерных различий, аргументировано минимальное количество показателей ОЖ, необходимых для включения в число показателей СГМ.

Литература

1. Захарченко М. П., Маймулов В. Г., Шабров А. В. Диагностика в профилактической медицине. — СПб., 1997.

2. Котова Н. В. Гигиеническое обоснование системы интегральных оценок состояния здоровья и среды обитания школьников: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Н. Новгород, 1996.

3. Лисицын Ю. П. // Вестн. АМН СССР. - 1987. - № 3. - С. 9-19.

Поступила 26.03.04

© А. В КУРБАТОВ, И. А. ВОЛОГОДСКАЯ, 2004 УДК 612.6.05:618.179

А. В. Курбатов, И. А. Вологодская

МОНИТОРИНГ РЕПРОДУКТИВНОГО И ГЕНЕТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ, СВЯЗАННЫЙ С КОНТРОЛЕМ ГЕНЕТИЧЕСКОГО ГРУЗА В ПОПУЛЯЦИЯХ ЧЕЛОВЕКА

Южно-Уральский институт биофизики, Озерск

Охрана репродуктивного здоровья и наследственности человека является предметом генетической безопасности, под которой понимают защищенность генофонда от неблагоприятного воздействия комплекса социальных, экологических и профессиональных факторов. Социально-гигиенические аспекты генетики человеческих популяций приобретают в современных условиях и в перспективе решающее значение для организации медико-генетической помощи населению и разработки обоснованного комплекса профилактических мероприятий [6].

Принципы, на которых должны быть основаны программы мониторинга репродуктивного и генетического здоровья, перечислены ниже.

• Генетический процесс в популяции следует считать нормальным, если состояние ее генофонда соответствует двум основным критериям: 1) наличие устойчивого воспроизводства в поколениях; 2) сохранение оптимального уровня качественного генетического разнообразия при стабильном объеме генетического груза. Напротив, сужен-

ное воспроизводство генофонда, уменьшение генетического разнообразия или его увеличение сверх оптимального уровня, рост генетического груза популяции свидетельствуют о неблагоприятном характере процесса [5].

• Численность популяции, система браков, миграции, мутации и отбор действуют на генофонд популяции не изолировано, а в комплексе. При этом для разных популяций характерны свои значения слагаемых этого комплекса и соответственно свой генотипический состав как по нормальным, так и по патологическим генам.

• Каково бы ни было происхождение патологического генотипа, путь его передачи всегда один и тот же — через женские и мужские половые клетки (яйцеклетки и сперматозоиды) в процессе репродукции. Поскольку репродукция и соответственно передача генофонда от предыдущего поколения к последующему происходят на уровне популяций, то и программы мониторинга репродуктивного и генетического здоровья населения должны строиться на региональной популяционной основе [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.