УДК: 796.01
ОРГАНИЗАЦИЯ
мониторинга физического здоровья и физической подготовленности юных спортсменов г. Тюмени
Доктор педагогических наук, профессор Е.А. Короткова
Институт физической культуры Тюменского государственного университета, Тюмень Н.Б. Солошенко, М.В. Алексеева, М.А. Наумова
Департамент по спорту и молодежной политике Администрации г. Тюмени
ORGANIZATION OF PHYSICAL HEALTH AND PHYSICAL FITNESS MONINTORING OF YOUNG TYUMEN ATHLETES
E.A. Korotkova, professor, Dr.Hab. Institute of physical culture of Tyumen state university, Tyumen N.B. Soloshenko, M.V. Alekseeva, M.A. Naumova
Department of sport and youth policy of Administration of the city of Tyumen
Key words: physical development, general and special physical fitness, monitoring, software, project efficiency criteria, innovation environment. Implementation of the strategy of system innovations in Tyumen, initiated by the Department of sport and youth policy of Administration of the city was started from the project «Monitoring of physical health and physical fitness of young athletes».
The top priority of the project was to make monitoring an ordinary thing in the industry, for efficiency of any further innovation is to be estimated adequately - from the initial level and in dynamics. Apart from the key scientific-practical task of improvement of the learning and training process of young athletes, protection and strengthening of their health, we were to suggest managerial decisions, facilitating more efficient organization of the learning and training process of young Tyumen athletes. The purpose of the present study was to design and validate the project of organization of the monitoring of physical health and physical fitness of young Tyumen athletes.
The project was expected to last one year and at the first phase 7800 young athletes were subjected to the integrated examination, which included test of physical development, all-round and special physical fitness.
The findings give rise to concern: nearly 40% of athletes have low and below average results. The researchers associate it with poor development of the overall physical working capacity of most of young athletes. In particular, general endurance level and lung capacity influence the indices of overall physical working capacity.
Ключевые слова: физическое развитие, общая и специальная физическая подготовленность, мониторинг, программное обеспечение, критерии эффективности проекта, инновационная среда.
Реализация стратегии системных инноваций в г. Тюмени, инициированная Департаментом по спорту и молодежной политике Администрации города, началась с осуществления проекта «Мониторинг физического здоровья и физической подготовленности юных спортсменов».
Сверхзадача проекта заключалась в том, чтобы сделать мониторинг привычным делом в отрасли, так как эффективность любой последующей инновации должна быть оценена адекватно - от исходного уровня и в динамике. Поэтому предстояло работать на генеральной выборке - 11 000 тыс. спортсменов в возрасте от 6 до 17 лет - и обследовать 16 видов спорта. Вместе с тем предстояло организовать исследование: отработать пакет нормативно-правовой документации; вовлечь и проинструктировать большое количество специалистов, подготовить оборудование для исследования; освоить программное обеспечение и т. д.
Помимо главной научно-практической задачи - усовершенствовать учебно-тренировочный процесс юных спортсменов, сохранить и укрепить их здоровье - перед нами стояла задача -предложить управленческие решения, способствующие более эффективной организации учебно-тренировочного процесса юных спортсменов г. Тюмени.
Цель исследования - разработка и научное обоснование проекта организации мониторинга
№ 12 • 2013 Декабрь | December
21
физического здоровья и физической подготовленности юных спортсменов г. Тюмени.
Методика и организация исследования.
Проект был рассчитан на год, и на первом этапе нами было обследовано 7 тыс. 800 юных спортсменов - комплексно, с включением тестов по физическому развитию, общей и специальной физической подготовленности.
Проект был начат в феврале 2013 г. с подписания Соглашения о сотрудничестве департамента и Тюменского государственного университета. Затем были разработаны и утверждены Дорожная карта проекта; приказы Департамента по спорту и молодежной политике, Института физической культуры и детско-юношеских спортивных школ; документы на осуществление хоздоговорной работы, на оплату работы студентов и аспирантов, проводящих тестирование.
Для осуществления проекта на кафедре теоретических основ физического воспитания Института физической культуры Тюменского государственного университета (ИФК ТюмГУ) было создано 7 научных групп общей численностью 70 человек, проведен научно-методический семинар для подготовки аспирантов и студентов к проведению тестирования, а также инструктаж по технике безопасности при тестировании детей.
Мониторинг физического здоровья и физической подготовленности спортсменов проводили с использованием Информационной системы, включающей в себя и передачу данных в автоматическом режиме на специально созданный сер-
Рис. 1. Построение программно-аппаратного комплекса (ПАК) в виде планшетных компьютеров с установленным ни них «Журналом тренера»
вер. Общая архитектура комплекса, используемого в мониторинге, представлена на рис.1.
Содержание тестирования спортсменов включало в себя: шесть тестов по общей физической подготовленности (бег 30 м; подтягивание у мальчиков, сгибание и разгибание рук в упоре лежа у девочек; прыжок в длину с места; наклон вниз с прямыми ногами; челночный бег 3х10 м; 6-минутный бег), по два теста для оценки специальной физической подготовленности из каждого вида спорта; семь тестов для определения физического состояния (рост; масса тела; ЖЕЛ; сила правой, левой кисти; АД; ЧСС покоя).
В результате исследования мы планировали получить: рейтинг результатов тестирования всех спортсменов по общей и специальной физической подготовленности, по силовому и жизненному индексам; оценку уровней общей и специальной физической подготовленности по уровням (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий) и по видам спорта; среднюю оценку специальной подготовленности юношей и девушек по возрастным группам и видам спорта; рейтинг ДЮСШ по видам спорта по всем выполненным тестам и по возрастам (выявление ДЮСШ с высокими и низкими показателями); оценку силового и жизненного индексов.
Результаты исследования и их обсуждение. Юных спортсменов, показавших результаты выше среднего и высокие по общей физической подготовленности и физическому развитию, оказалось значительно больше по сравнению с обычными школьниками.
Что касается специальной физической подготовленности (результаты спецтестов сравнивали с нормативами программ ДЮСШ по соответствующим видам спорта), то 40,4 % юношей показывают средний уровень и 30,6 % - выше среднего; результаты большинства девушек (39 %) находятся на уровне выше среднего и 30 % - на среднем уровне. Вместе с тем 12 % юношей и 15 % девушек показывают высокие результаты и только 10 % результатов всей выборки находятся на низком и ниже среднего уровнях.
Мы впервые определили уровень специальной физической подготовлености спортсменов в каждом виде спорта по специфическим тестам. В дальнейшем эти критерии будут ведущими при оценке эффективности инноваций и других усовершенствованиях учебно-тренировочного процесса.
Далее, пользуясь нормативами для оценки уровня физического развития детей в возрасте от 6 до 17 лет, мы оценили уровень физического развития юных спортсменов и выявили, что 2 % спортсменов соответствуют высокому
22
№ 12 • 2013 Декабрь | йесетЬег
уровню, 24 % - выше среднего; 57 % - среднему; 17 % - ниже среднего. Сравнивая эти результаты с оценкой уровня физического развития детей, не занимающихся спортом, можно сказать, что спортсмены физически развиты значительно лучше, чем дети не занимающиеся спортом. Достаточно сказать, что ни одного случая, соответствующего низкому уровню физического развития, нами зафиксировано не было.
Средняя оценка специальной физической подготовленности для юношей и девушек по возрастным группам и видам спорта использовалась нами для выявления тех видов спорта, в которых более качественно осуществляется специальной физической подготовленности. Результаты представлены на диаграмме рис. 2, где обследуемые виды спорта простроены по рейтингу и видно, что на протяжении всех возрастных периодов стабильно в лидерах дзюдо и скалолазание (рис. 2).
К 15-16 годам достаточно высокий уровень специальной физической подготовленности выявлен у баскетболистов и пловцов.
В то же время необходимо отметить, что достаточно низкий уровень специальной подготовленности зафиксирован у баскетболистов в возрасте 8 лет, у волейболистов 12 и 17 лет, в теннис приходят слабые дети в возрасте 6 лет, у футболистов 9-10 лет очень низкие результаты специальной физической подготовленности; хоккеисты 11-12 лет показывают низкую спецподготовку.
Рейтинг ДЮСШ по всем тестам и показателям с учетом видов спорта и возрастов определялся для выявления школ-лидеров, т. е. таких, где тренировочный процесс построен достаточно хорошо, и школ-аутсайдеров.
По всем тестам, характеризующим уровень физической подготовленности, школой-лидером в г. Тюмени однозначно можно назвать СДЮС-ШОР № 33.
Также следует отметить хороший уровень физической подготовленности боксеров ДЮСШ
Рис. 2. Рейтинг видов спорта по средним показателям специальной физической подготовленности юных спортсменов г. Тюмени (все возрастные группы)
«Прибой», гимнастов СДЮСШОР № 1, хоккеистов и художественных гимнасток СДЮСШОР № 3.
Результаты этого исследования вызывают тревогу: почти 40 % спортсменов показывают результаты низкие и ниже среднего. Мы это связываем с тем, что у большинства юных спортсменов недостаточно развита общая работоспособность. На показатели общей работоспособности, в частности, влияют уровень общей выносливости и ЖЕЛ.
Выводы. Анализ результатов выявил возможности предлагаемого инновационного проекта.
1. Благодаря совместным усилиям специалистов Департамента по спорту и молодежной политике г. Тюмени, ученых ТюмГУ - исполнителей проекта, а также руководителей ДЮСШ и тренеров удалось наладить важные коммуникации для дальнейшего внедрения инноваций в отрасли физической культуры и спорта: изменить ценностные установки и восприятие всех участников проекта, акцентировав их на необходимости модернизации учебно-тренировочного процесса юных спортсменов. Таким образом мы решаем задачу создания инновационной среды, необходимости повышения квалификации тренеров, формируем единую информационно-доступную среду для чиновников, тренеров, родителей и спортсменов.
2. Внедрение комплекса информационно-аналитических средств мониторинга физической и спортивной подготовленности в спортивные школы создает возможности для:
• проведения анализа и оценки общей физической подготовленности спортсменов в автоматическом режиме;
• вычисления и корректировки нормативов и оценки результатов тестирования на основе статистической обработки данных с автоматическим обновлением всех комплексов;
• построения и анализа обобщенной динамики развития спортивных навыков у спортсменов в целом, а также по возрастам и отдельным видам спорта в частности;
• создания единой базы данных по молодым перспективным спортсменам;
• разработки и внедрения рейтинговой системы оценок общей физической и специальной подготовленности по различным видам спорта.
Применение диагностического инструментария в виде компьютерной программы позволяет повысить уровень контроля и обработки информации при получении сведений о предрасположенности ребенка к избранному виду спорта и
№ 12 • 2013 Декабрь | йесетЬег
23
динамике показателей уровня спортивной подготовленности. «Журнал тренера» помогает контролировать уровень подготовленности не только тренеру, но и самому ребенку и его родителям, что значительно повышает мотивацию ребенка к занятиям спортом.
3. При каждом таком исследовании приходится сравнивать средние результаты тестов со стандартными федеральными нормативами в программах по видам спорта. Это сравнение некорректно, так как сравниваться между собой должны нормативы. Поэтому возникает необходимость в разработке региональных нормативов физической подготовленности для всех возрастов. К окончанию проекта (осень 2013 г.) мы планируем их разработать.
Работа с созданной базой данных обеспечивает:
• анализ индивидуального рейтинга спортсменов в городе;
• разработку модельных характеристик талантливых спортсменов по результатам их тестов;
• выявление ведущих тренеров;
• разработку универсальных комплексов физических упражнений по видам спорта для существенного повышения уровня общей и специальной подготовленности;
• модификацию системы непрерывного мониторинга, введения ее качественных критериев совершенствования сферы физической культуры и спорта;
• подготовку практических рекомендаций по планированию физической нагрузки;
• модернизацию и утверждение программы курсов повышения квалификации тренеров по различным видам спорта;
• обеспечение доступа к единой информационной базе данных физического здоровья юных спортсменов г.Тюмени для главы города, директора департамента по спорту и молодежной политике для принятия управленческих решений, разработки многих образовательных и социальных проектов, нормативной базы по физической подготовленности.
Использованная литература
1. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития / О.Г. Голиченко. - М.: Наука, 2006. - 396 с.
2. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: учеб. пособие / Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог: изд-во ТРТУ, 2004. - 267 с.
3. Завьялова Т.П. Методические рекомендации к мониторингу физической подготовленности дошкольников: учебно-метод. пособие / Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева. - Тюмень: Вектор Бук, 2004. - 30 с.
4. Короткова Е.А. Инновационное развитие сферы физической культуры и спорта Тюменской области: проблемы и пути ста-
новления/ Е.А. Короткова // Теория и практика физ. культуры.
- 2002. - № 1. - С. 2-8.
5. Короткова Е.А. Инновационное развитие сферы физической культуры и спорта Тюменской области: проблемы и пути становления / Е.А. Короткова // Теория и практика физ. культуры.
- 2011. - № 1. - С. 10-13.
6. Короткова Е.А. Управление инновациями в образовании / Е.А. Короткова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 1. - С. 2-4.
7. Короткова Е.А. Социальные эффекты инноваций в сфере физического воспитания подрастающего поколения / Е.А. Короткова // Философские и социологические проблемы физической культуры и спорта: научно-метод. материалы и доклады «круглого стола» с междунар. участием 20 марта 2012 года, ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ» (Россия, Москва). - М.: Физическая культура, 2012. - 68 с.
8. Хромин Е.В. Концепция интеграции основного и дополнительного образования учащихся общеобразовательной школы: учеб. пособие / Е.В. Хромин, И.И. Сулейманов, В.Г. Хромин, В.Н. Потапов. - Тюмень: Вектор Бук, 2001. - 20 с.
9. Хромин Е.В. Повышение эффективности физкультурного образования школьников на основе их учебно-тренировочной специализации / Е.В. Хромин // Теория и практика физ. культуры, 2005. - №8. - С. 5-6.
10. Хромин Е.В. Учебно-тренировочная специализация как один из современных теоретико-методологических подходов к совершенствованию физкультурного образования школьников / Е.В. Хромин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - №3. - С. 21-26.
11. Хромин Е.В. О стратегии системных инноваций в формировании здоровья подрастающего поколения / Е.В. Хромин, Е.А. Короткова, А.Э. Степанов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 4. - С. 2-5.
References
1. Golichenko, O.G. Russian national innovation system: state and ways of development / O.G. Golichenko. - Moscow: Nauka, 2006.
- 396 P. (In Russian)
2. Goldstein, G.Ya. Strategical innovation management: teaching aid / G.Ya. Goldstein. - Taganrog: publ. h-se of TRTU, 2004. -267 P. (In Russian)
3. ZaVyalova, T.P. Guidelines for monitoring of physical fitness of preschool children: study guide / T.P. Zav'yalova, I.V. Starodubtseva.
- Tyumen: Vector Book, 2004. - 30 P. (In Russian)
4. Korotkova, E.A. Innovation development of the sphere of physical culture and sport of the Tyumen region: problems and ways of formation / E.A. Korotkova // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury.
- 2002. - № 1. - P. 2-8. (In Russian)
5. Korotkova, E.A. Innovation development of the sphere of physical culture and sport of the Tyumen region: problems and ways of formation / E.A. Korotkova // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury.
- 2011. - № 1. - P. 10-13. (In Russian)
6. Korotkova, E.A. Innovation management in education/ E.A. Korotkova // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2010. - № 1. - P. 2-4. (In Russian)
7. Korotkova, E.A. Social effects of innovations in the sphere of physical education of the rising generation / E.A. Korotkova // Philosophic and sociological issues of physical culture and sport: Proceedings and reports of the "round table" with internat. part., March, 20 2012, RSUPhCSYT (Russia, Moscow). - Moscow: Fizicheskaya kultura, 2012. - 68 P. (In Russian)
8. Khromin, E.V. The concept of integration of basic and extended education of comprehensive schoolchildren: teaching aid / E.V. Khromin, I.I. Suleymanov, V.G. Khromin, V.N. Potapov. - Tyumen: Vector Book, 2001. - 20 P. (In Russian)
9. Khromin, E.V. Increasing efficiency of physical education of schoolchildren based on their training specialization / E.V. Khromin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2005. - №8. - P. 5-6. (In Russian)
10. Khromin, E.V. Training specialization as one of modern theoretical-methodological approaches to improvement of physical education of schoolchildren / E.V. Khromin // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2001. - №3. - P. 21-26. (In Russian)
11. Khromin, E.V. On the strategy of system innovations in health formation of the rising generation / E.V. Khromin, E.A. Korotkova, A.E. Stepanov // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2013. - № 4. - P. 2-5. (In Russian)
Информация для связи с автором:
ifk-tofv@mail.ru
Поступила в редакцию 23.09.2013 г.
24
№ 12 • 2013 Декабрь | December