Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ»

4. Меренкова И.Н. Формирование и развитие социальной инфраструктуры на сельских территориях: монография / И.Н. Меренкова, Е.С. Кусмагамбетова. - Воронеж, 2018. - 181 с.

5. Закшевский В.Г. Особенности формирования и использования человеческого капитала сельских территорий / В.Г. Закшевский, З.В. Гаврилова // Научное обозрение: теория и практика. - 2019. - № 2. - С. 43-52.

5.8. ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ Кусмагамбетова Е.С. к.э.н., ФГБНУ НИИЭОАПК ЦЧР России Адрес: eskus@bk.ru, +7(473) 222-99-40 Кусмагамбетов С.М. к.э.н., ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ Адрес: smkus@bk.ru, +7(473) 253-75-63

В настоящее время на сельских территориях отмечается динамичное развитие агропромышленного производства и происходят определенные позитивные перемены, касающиеся социальной обустроенности села. Однако, все более увеличивается отток молодежи из сельской местности, ускоряется процесс старения сельских жителей, социальная инициативность селян не находит должной поддержки, доступность социальных услуг в сферах образования, здравоохранения и культуры остается незначительной, а уровень жизни селян - крайне низким, что в совокупности наносит значительный урон накопленному на сельских территориях человеческому капиталу. В этих условиях огромное значение приобретает совершенствование системы управления сельским человеческим капиталом на муниципальном уровне, для чего, в первую очередь, требуется сформировать качественную информационную базу и обеспечить информационно-аналитическую поддержку органов государственного управления. Это можно осуществить посредством разработки системы мониторинга, которая позволит определять проблемные зоны в развитии человеческого капитала, а также принимать своевременные и обоснованные управленческие решения.

На наш взгляд, под мониторингом целесообразно понимать специально организованную и постоянно действующую систему учета, сбора, анализа и распространения информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований, оценки состояния и тенденций развития, то для разработки результативной системы мониторинга человеческого капитала на уровне сельских муниципальных образований, в первую очередь, необходимо определиться с информационной базой мониторинга.

Обоснование системы показателей оценки сельского человеческого капитала представляется довольно сложным и требует определенной проработки. Информационной базой мониторинга сельского человеческого капитала может выступать комплексная система статистических показателей, включающая как количественные показатели, разграниченные по элементам человеческого капитала (капитал здоровья, капитал образования, трудовой капитал, социальный капитал, организационно-предпринимательский капитал и

т.д.), так и качественные показатели, сформированные на основе диагностических карт (анкет).

Создаваемая информационная система позволит не только организовать сбор и хранение первичной информации и результатов ее обработки, но и представить итоговую информацию в виде специальным образом оформленных отчетов, а также передавать сформированные базы данных и отчеты другим пользователям.

Для практической реализации и проведения мониторинга человеческого капитала сельских территорий необходим организационный механизм, который представляет собой систему отношений между участниками мониторинга по поводу его формирования, проведения, координации действий, ресурсного, финансового, информационного и прочего обеспечения [1, с.162; 2, с. 31; 3, с. 82].

Организационный механизм должен содержать две важные составные части: теоретическую (совокупность цели, задач и принципов, а также методов, применяемых компетентными органами для системной оценки состояния сельского человеческого капитала) и прикладную (информационный, методический, технический, правовой, финансовый и организационный компоненты), в комплексе обеспечивающие результативность мониторинга.

Рассматривая более подробно теоретическую составляющую организационного механизма мониторинга, отметим, что ключевой целью мониторинга является обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления достоверными сведениями, объективно отражающими важные характеристики развития сельского человеческого капитала.

В качестве задач мониторинга следует выделить организацию наблюдения; получение достоверной и объективной информации об изменении человеческого капитала сельских муниципальных образований; выявление факторов, влияющих на происходящие в обществе процессы, а также разработку предложений и рекомендаций по совершенствованию управления человеческим капиталом.

Прикладная составляющая организационного механизма мониторинга сельского человеческого капитала будет включать такие компоненты, как:

- информационный (система информационно-статистического обеспечения органов власти);

- методический (разработка и использование определенной методики осуществления мониторинга);

- технический (формирование распределенной компьютерной сети при одновременном создании специального программного обеспечения);

- правовой (правовое обеспечение системы муниципального мониторинга);

- финансовый (ресурсное обеспечение деятельности в виде бюджета -определение основных источников финансирования и формирование сметы расходов);

- организационный (определение субъектов деятельности, распределение между ними полномочий и функций; разработка механизмов их координации и способов работы).

Важной особенностью предлагаемой системы мониторинга сельского человеческого капитала должно стать применение принципа сетевого взаимодействия. При этом будет использоваться сетевая структура, деятельность которой будет базироваться на целенаправленном и четко организованном привлечении разнообразных ресурсов партнеров и установлении открытости участников. Это позволит выстраивать взаимодействие на принципах социального партнерства и формировать довольно прочные и эффективные связи (как вертикальные, так и горизонтальные) между профессиональными командами, решающими смежные задачи. В этом случае порядок работы будет организован, в значительной части, исходя из полезности действий, их общих целей и логики, и в меньшей степени посредством определения через строго регламентируемые процедуры формальных институтов [4, с.71; 5, с. 16; 6, с. 48] .

Подобное сетевое взаимодействие помогает сформировать систему связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и своевременно использовать во включенном в сеть сообществе инновационные управленческие модели. Это становится особенно важным в обстановке нестабильной внешней ситуации, когда целесообразно опираться на внутренние процессы саморазвития и самоорганизации уже сформированных систем.

Использование принципа сетевого взаимодействия при организации мониторинга сельского человеческого капитала выступает в качестве значимого механизма интеграционной политики и приводит к получению немаловажного социально-экономического эффекта. Это объясняется тем, что в процессе взаимодействия участники сети налаживают постоянные контакты, что позволяет им обмениваться нужной информацией, контролировать выполнение взаимных обязательств и быстро разрешать конфликтные ситуации или же быстро сглаживать их. Помимо этого, с одной стороны, создается и поддерживается необходимое конкурентное напряжение, а, с другой стороны, оказывается взаимопомощь, направленная на стабилизацию всей ситуации в общем. Все это приводит к повышению эффективности действий, построению доверительных отношений и укреплению деловой репутации участников сети, а также формированию представительств коллективных интересов.

Поскольку организационный механизм мониторинга человеческого капитала на уровне сельских муниципальных образований по сути представляет собой систему непрерывного проблемно-ориентированного наблюдения за состоянием сельского человеческого капитала для своевременного выявления и системного анализа происходящих изменений, а также предупреждения негативных тенденций и позволяет сформировать информационную базу для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере,

то, следовательно, на основе результатов мониторинга может проводиться корректировка политики, осуществляемой на уровне конкретной территории.

Список использованной литературы:

1. Торбина Е.С. Организационно-экономический механизм стратегического мониторинга / Е.С. Торбина // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2013. - №4. - С.161-163.

2. Макарова М.Н. Мониторинг локальных социально-трудовых систем как инструмент муниципальной социально-экономической политики / М.Н. Макарова // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - №10. - С. 28-37.

3. Меренкова И.Н. Инновационный подход к исследованию устойчивого развития сельских территорий / И.Н. Меренкова, И.И. Новикова // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. -2015. - № 1 (44). - С. 79-84.

4. Закшевский В.Г. Модель социального партнерства на сельских территориях / В.Г. Закшевский, И.Н. Меренкова, В.Н. Перцев // АПК: Экономика, управление. - 2015. - № 6. - С. 69-75.

5. Формирование механизма устойчивого развития сельских территорий / Под ред. Меренковой. - Воронеж: ФГБНУ НИИЭОАПК ЦЧР России, 2015. -189 с.

6. Закшевский В.Г. Особенности формирования и использования человеческого капитала сельских территорий / В.Г. Закшевский, З.В. Гаврилова // Научное обозрение: теория и практика. - 2019. - № 2. - С. 43-52.

5.9. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Погодина О.В., м.н.с. «ФГБНУ Санкт-Петербургского института информатики

и автоматизации РАН» Адрес: Санкт-Петербург, Пушкин, Шоссе Подбельского, д.7 тел. 8 (812) 470-43-74, E-mail: olga-pogodina1@yandex.ru

Человеческий капитал (англ. human capital) — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом [1]. Под человеческим капиталом сельской территории понимают совокупность экономически активного населения в сельской местности, характеризующегося средней продолжительностью жизни и ее уровнем, полученным образованием, профессиональными знаниями, умениями и навыками и обеспечивающего достижение стратегических и тактических целей повышения благосостояния всего сельского населения и улучшения условий его жизнедеятельности [2, с.41].

Создание условий для развития человеческого капитала в сельской местности - это одно из главных направлений социально-экономического развития любого региона страны. Ограниченные возможности для труда на селе, низкий уровень доходов, по сравнению с городскими, а также социально-бытовые условия проживания, данные обстоятельства приводят к снижению численности сельского населения в трудоспособном возрасте, его старению, нехватки квалифицированных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.