Редакционная статья
УДК 614.252.3
ОРГАНИЗАЦИЯ МОДУЛЯ «СТАЖИРОВКА НА КЛИНИЧЕСКОЙ БАЗЕ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
Н. Б. Найговзина1, доктор медицинских наук, Э. В. Зимина1, доктор медицинских наук, Е. А. Корчуганова1 * кандидат медицинских наук, Н. К. Макарова1,
Ю. С. Титкова1, кандидат медицинских наук, Е. А. Цветкова1, кандидат медицинских наук, М. В. Наваркин1, кандидат медицинских наук,
1 ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова», 127473, Россия, г. Москва, Милютинский пер., д. 19/4, стр. 2.
РЕЗЮМЕ Описаны подходы к организации модуля «Стажировка на клинической базе», которые позволят в процессе совместной работы обеспечивать взаимовыгодное партнерство заинтересованных сторон для развития отрасли здравоохранения в целом. Модуль «стажировка на клинической базе» предполагает практико-ориенти-рованный подход к обучению специалистов в области организации здравоохранения и общественного здоровья, который позволяет сформировать необходимые компетенции в соответствии с требованиями профессионального стандарта. В связи с этим целесообразно его использование в программе профессиональной подготовки на циклах дополнительного профессионального образования (ДПО) по специальности 31.08.71 «Организация здравоохранения и общественное здоровье». В процессе освоения модуля обучающиеся на практике знакомятся с особенностями процессов управления в организации здравоохранения и овладевают практическими навыками для выполнения трудовых функций и трудовых действий в соответствии с должностью.
Ключевые слова: стажировка на клинической базе, компетенции, организация здравоохранения, кафедра, куратор, наставник, профессиональный стандарт.
* Ответственный за переписку (corresponding author): keaQkoziz.ru.
Подготовка и повышение квалификации руководящих кадров здравоохранения является непрерывной частью процесса их профессионального развития. В профессиональном стандарте «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 ноября 2017 г. № "'бвн, определены трудовые функции и трудовые действия, позволяющие специалистам соответствовать занимаемой должности. Очевидно, что формирование и совершенствование необходимых профессиональных компетенций организаторов здравоохранения целесообразно осуществлять в реальных условиях деятельности медицинской организации. Однако занятия на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения преимущественно носят теоретический характер и проводятся в аудиториях.
Говоря о практико-ориентированном обучении, следует отметить целесообразность использования основ-
ных подходов классическом модели подготовки специалиста, разработанной Дэвидом Колбом (David Kolb), в которой выделены четыре стадии обучения практическим навыкам применительно к трудовым функциям и трудовым действиям [2, 3]. Модель обучения «через опыт» Дэвида Колба представлена на рисунке 1.
Конкретный опыт - получение его на примере наблюдения за осуществлением управленческой деятельности руководителей и специалистов в области организации здравоохранения и общественного здоровья. Абстрактная концептуализация - обучение, предполагающее создание у слушателя множественных альтернатив профессиональной деятельности на основании нового опыта. Рефлексивное наблюдение - наблюдение за протекающими процессами со стороны, их критическая оценка (например, последующее обсуждение с наставником и преподавателем дисциплины). Активное экспериментирование - выполнение действий с учетом опыта, приобретенного в ходе обучения.
Конкретный опыт
Рефлексивное наблюдение
А
/
Активное эиепериментирование
/Страстная концептуализация
Рис. 7. Модель обучения через опыт Дэвида Колба
Данная модель обучения основана на поэтапном формировании умственных действий у взрослых людей, имеющих личный опыт в сфере изучения объекта. Процесс обучения по Колбу - спираль, элементы которой составляют этапы накопления личного опыта в осваиваемой области, его обдумывание, сравнение с другими практиками и дальнейшие действия, которые и являются результатом приобретения навыка. В итоге у обучающегося формируется новый опыт.
Необходимые профессиональные компетенции организаторов здравоохранения целесообразно формировать в рамках отдельного модуля практической подготовки в реальныхусловиях деятельности медицинской организации. Стажировка специалистов в области организации здравоохранения и общественного здоровья, проводимая на клинической базе, - это практико-ориентированный подход в обучении, который позволяет сформировать необходимые компетенции в соответствии с требованиями профессионального стандарта. В связи с этим в программе профессиональной подготовки на циклах ДПО по специальности 31.08.71 «Организация здравоохранения и общественное здоровье» целесообразно предусматривать модуль «Стажировка на клинической базе» с учетом специфики занимаемой или планируемой для резерва руководящих кадров должности в медицинских организациях, а также индивидуальной траектории профессионального развития в области организации здравоохранения и общественного здоровья [1]. Учитывая различную степень подготовки слушателей, а также профиль деятельности организации, в которой они работают, практическую подготовку слушателей целесообразно проводить на клинических базах многопрофильных стационаров и амбулаторно-поли-клинических центров, решающих множество задач.
Подготовка специалистов на клиническои базе требует от руководства образовательной орга-
низации создания условий для эффективного взаимодеиствия со специалистами пратического здравоохранения на постоянной основе. В настоящее время взаимоотношения между кафедрами общественного здоровья и здравоохранения и медицинскими организациями в части практической подготовки специалиста в области организации здравоохранения регламентируются федеральным законом 01 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2018) [5]. Целесообразно составлять договор об организации практической подготовки обучающихся на основании типового договора по форме, утвержденной Минздравом России [6].
Процесс организации стажировки на клинической базе состоит из трех этапов. Подготовительный этап начинается с соответствующей договоренности между образовательной организацией и лечебным учреждением о заключения договора и согласовании программы практического модуля «Стажировка на клинической базе». Сторонами обсуждается возможность ппедоставления условий для пребывания слушателей на клинической базе (временные рамки, наличие комнаты для занятий и т. д.) и требования медицинской организации в связи режимом и особенностями деятельности учреждения. На втором - организационном - этапе составляется индивидуальный план для обучающегося в рамках модуля «Стажировка на клинической базе». До начала практики на клинической базе слушатель знакомится с условиями труда в медицинской организации и проходит инструктаж по охране труда и безопасности производства [7]. В случае необходимости формируются малые группы слушателей. Третий -практический - этап представляет собой собственно прохождение обучения в рамках модуля «Стажировка на клинической базе», а также ведение дневника (см. ниже).
При проведении практического занятия может быть применён метод индивидуального и(или) группового прикрепления слушателей к наставникам - квали-цированным сотрудникам медицинской организации - в соответствии с их трудовым функционалом. Так, например, в рамках практического занятия на клиническои базе по теме «Ресурсное обеспечение деятельности медицинской организации» слушатели распределяются на малые группы в соответствии с индивидуальными планами их профессионального развития. К примеру, в одну группу могут быть включены слушатели, занимающие должности заведующих отделениями и др.; проведение занятия с этой группой целесообразно поручить заместителю главного врача по медицинской части. Другую группу может принимать руководитель финансово-экономического направления (заместитель главного врача по экономике или главный бухгалтер!. Сотрудники
кафедры общественного здоровья и здравоохранения, закрепленные за каждой из групп, выполняют роль модераторов учебного процесса. Каждая малая группа имеет свой план работы, составленный модератором-преподавателем, согласно которому происходит знакомство с особенностями изучаемого процесса в контексте выполняемых трудовых функций и трудовых действий на соответствующей должности и формируются необходимые компетенции с учетом индивидуальной траектории профессионального развития.
На завершающей стадии освоения программы «Стажировка на клинической базе» все слушатели вместе с модераторами и наставниками в виде дискуссии обсуждают особенности процессов деятельности медицинской организации (в данном случае процесса организации ресурсного обеспечения) с точки зрения разных участников и возможные сценарии их улучшения. В рамках обучения, к примеру, освещаются вопросы организации логистики, документооборота, контроля и другие особенности управления ресурсами конкретной медицинской организации. В ходе дискуссии слушателями из разных групп могут быть выявлены различия в подходах к решению одной проблемы. Это позволяет обучающимся со стороны оценить ситуации, с которыми они сами могут сталкиваться в своей профессиональной деятельности.
Взаимодействие между участниками образовательного процесса в рамках модуля «Стажировка на кли-ническои базе» представлено на рисунке 2.
Координатооом стажировки является сотрудник медицинской организации, занимающий одну из руководящих должностей (главный врач, заместитель главного врача).
Модератор - преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения, который готовит рабочую программу и план практических занятий с учетом индивидуальной траектории профессионального развития слушателей.
Наставник на рабочем месте - сотрудник клинической базы, обладающий необходимой квалификацией и способностью делиться своим опытом, непо-
средственно осуществляющий обучение слушателей на рабочем месте.
Куратор стажировки организует взаимодействие преподавателя кафедры (модератора) с ответственным лицом в медицинской организации из числа руководителей (координаторов). Куратор модуля «Стажировка на клинической базе» относится к профессионально-квалификационной группе должностей профессорско-преподавательского состава и руководителей структурных подразделений вуза первого квалификационного уровня [8]. Должностная инструкция куратора может быть разработана на основе Квалификаиионной характеристики должности «Руководитель (заведующий) учебной (учеб-но-производственнои, производственной) практики» [9].
Необходимо отметить, что в профессиональном стандарте педагога высшей школы [10] в части требований к обеспечению организации практики и стажировки функция куратора отнесена к должности профессора. Однако было бы целесообразно также назначать кураторов модуля «Стажировка на клинической базе» сотрудников кафедры общественного здоровья и здравоохранения из числа доцентов и старших преподавателей, имеющих опыт работы в области осваиваемой специальности.
Ответственность за практическую подготовку слушателей в медицинской организации определяется приказом её руководителя или трудовым договором конкретного работника.
Четкое разграничение полномочий и ответственности образовательной организации и клинической базы при осуществлении практической подготовки обучающихся обеспечивает качество педагогического процесса и эффективность отработки практических навыков слушателей.
В процессе практики слушатель заполняет «Дневник стажировки»(в бумажном или электронном варианте), который отражает основной объем информации об усвоении знаний и умении в рамках требований, установленных профессиональным стандартом (рис. 3).
слушатель (обучающийся)
Рис.2. Схема взаимодействия между участниками процесса при реализации программы модуля «Стажировка на клинической базе»
ДНЕВНИК СТАЖИРОВКИ
(Ф. И. О. обучающегося; наименование медицинской организации, являющейся клинической базой;
наименование кафедры вуза)
Дата Трудовая функция (1,11,111,...) трудовое действие (1,2,3,...) Отработанные навыки Примечания
Подпись наставника Подпись модератора
Рис. 3. Примерная форма «Дневника стажировки» (бумажный вариант)
В соответствующих графах отмечается выполнение трудовых функций и действий, их кратность и результативность, а в графе «Примечания» модератор и наставник стажировки совместно фиксируют достижения или недостатки в приобретении практических умений и навыков. По каждому занятию составляется заключение с четкими рекомендациями по дальнейшему профессиональному развитию слушателя.
Завершение освоения модуля «Стажировка на клинической базе» может включать итоговое собеседование или защиту индивидуального проекта в соответствии с индивидуальным планом подготовки обучающегося, который составляется модератором стажировки и согласовывается с наставником.
Структура и содержание программы модуля «Стажировка на клинической базе» гармонизированы с профессиональным стандартом «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», проектом ФГОС 31.08.71 «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и обеспечивает формирование профессиональных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций и трудовых действий с учетом индивидуальной траектории профессионального развития. Организационно-правовое обеспечение модуля «Стажировка на клинической базе» может корректироваться в соответствии с изменениями нормативной правовой базы Российской Федерации.
Результатом прохождения обучения в рамках модуля «Стажировка на клиническои базе» является формирование у слушателей компетенций, определенных во ФГОС 31.08.71 «Организация здравоохранения и общественное здоровье»:
- универсальные компетенции: способность использовать современные методы и технологии личной и профессиональной коммуникации, кома ндообразования;
- общепрофессиональные компетенции: готовность обеспечивать качество и безопасность медицинской деятельности, готовность к документацион-ному сопровождению управленческой и медицинской деятельности;
- профессиональные компетенции: способность предупреждать возникновение и разрешать конфликты в медицинской организации; анализировать и оценивать информацию о внешней среде организации здравоохранения с целью управления, основанного на фактах; готовность управлять кадровыми, финансовыми, материально-техническими и информационными ресурсами организации здравоохранения; к разработке, внедрению и совершенствованию системы менеджмента качества; способность оценивать риски и управлять изменениями в организации здравоохранения; готовность к организационному лидерству, определению политики и стратегических целей деятельности организации здравоохранения или отдельных подразделений [11].
Партнерство клинических баз и кафедр общественного здоровья и здравоохранения медицинских вузов предоставляет возможность для обеспечения непрерывного профессионального развития руководителей оогановздравоохранения и медицинских организаций, а также обеспечивает дополнительные преимущества. Для кафедр это возможность наглядного представления функционирования медицинских организаций и управленческой деятельности на рабочих местах административно-управленческого персонала (в т. ч. маршрутизации пациентов, документооборота, сервиса, специфики работы персонала), а для сотрудников - вести научно-исследовательскую работу непосоедственно на базе функционирующей медицинской организации. Лечебные учреждения получают консультативную помощь кафедрального коллектика (анализ
деятельности отдельных подразделений, разработка предложений по совершенствованию и др.), возможность использования технологий, форм и средств обучения кафедры для проектирования индивидуальной траектории профессионального развития руководителей и подготовки резерва управленческих кадров клинической базы, обмена опытом с другими лечебными учреждениями и оценки альтернатив развития своей организации, а также совместную разработку и внедрение целевых образовательных программ; постоянный обмен опытом, совершенствование взаимодействия и развитие коммуникации сотрудников кафедры и лечебного учреждения.
Слушатели программ ДПО образования по специальности 31.08.71 «Организация здравоохранения и общественное здоровье» изучают инновационные подходы в организационно-управленческой
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимина, Э. В. Системность подготовки управленческих кадров здравоохранения как фактор обеспечения качества медицинской помощи / Э. В. Зимина // Вестн. Росздравнадзора. - 2010. - № 1. - С. 52-57.
2. Kolb, D. Experiental learning: From discourse model to conversation / D. Kolb // Lifelong Learning in Europe. -1998. - № 3. - P. 148-153.
3. Тарима, E. С. Особенности обучения взрослых / E. С. Тарима // Аллея науки. - 2018. - Т. 4, № 10(26). -С. 883-886.
4. Пивень, Д. В. О формировании новой системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в здравоохранении Российской Федерации / Д. В. Пивень, И. С. Кицул И Менеджмент в здравоохранении.
- 2013. - № 2.-С. 16-26.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2018) //Собрание законодательства Российской Федерации.
- 2012. - № 53.
6. Приказ МЗ России от 30 июня 2016 г. № 435н «Об утверждении типовой формы договора об организации практической подготовки обучающихся, заключаемого между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере здоровья» // Собрание законодательства Российской Федерации.-2016,- № 1.
деятельности, овладевают практическими навыками руководителей различного уровня в процессе деятельности медицинской организации с оценкой перспектив развития; знакомятся с формированием, поддержанием и развитием корпоративной культуры медицинской организации; формируют и развивают необходимые компетенции специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья.
Внедрение метода практической подготовки при выполнении индивидуального плана слушателей позволит кафедрам общественного здоровья и здравоохранения формировать и совершенствовать у обучающихся способности к будущей трудовой деятельности, а также адаптироваться к изменениям в системе здравоохранения, что необходимо для повышения качества и безопасности медицинской деятельности [4].
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в ооласти гражданской обороны» (с изменениями от 15 августа 2006 г., 22 октября 2008 г.). - М„ 2008.
8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей раоотников высшего и дополнительного профессионального образования». - М., 2008.
9. Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1 н. об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального оОразования». - М., 2011.
10. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 г. № 608н Оо утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального ооучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». - М., 2015.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего ооразования. Уровень высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации. Специальность 31.08.71 Организация здравоохранения и оощественное здоровье / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 августа 2014 г. № 1114. - М„ 2014.
THE ORGANIZATION OF «PROBATION AT CLINICAL BASE» MODULE IN SPECIALIST TRAINING IN THE FIELD OF HEALTH CARE MANAGEMENT AND SOCIAL HEALTH
N. B. Naigovzina, E. V. Zimina, E. A. Korchuganova, N. K. Makarova, Yu. S. Titkova, E. A. Tsvetkova, M. V. Navarkin
ABSTRACT The approaches to the organization of training module "Probation at clinical base" were described; they allowed to provide mutually beneficial partnership of interested parties for the development of this branch of public health management as a whole. The module «Probation at clinical base» supposed practice-oriented approach to training specialists in the field of public health management and social health; it allowed to develop necessary skills according to the professional standard. In this regard it was expedient to provide the separate training module in the program of vocational training on the additional professional education cycles in the specialty 31.08.71 «The organization of health care management and social health». In the course of the module development students used the opportunity to be acquainted in practice with features of management processes in the organization of health care and to seize practical skills to perform labor functions and actions according to their position.
Key words: probation at clinical base, skills, health care management, department, curator, supervisor, professional standard.