Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ В СФЕРЕ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОРОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В 1938-1940 ГГ'

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ В СФЕРЕ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОРОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В 1938-1940 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
56
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФРОНТ / ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ / ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / FAR EASTERN FRONT / PACIFIC FLEET / PRIMORYE TERRITORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колесниченко Кирилл Юрьевич

Статья посвящена анализу организации межведомственного взаимодействия в Приморском крае в сфере укрепления оборонно-экономического потенциала региона в 1938-1940 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING INTER-DEPARTMENTAL COOPERATION IN PRIMORYE TERRITORY IN THE AREA OF DEFENSE POTENTIAL CONSOLIDATION IN 1938-1940

The paper is dedicated to the analysis of organizing interdepartmental cooperation in Primorye Territory in the area of strengthening the region's defense and economic potential in 1938-1940.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ В СФЕРЕ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОРОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В 1938-1940 ГГ»

ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО •

4

К.Ю. КОЛЕСНИЧЕНКО K.Yu. KOLESNICHENKO

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ В СФЕРЕ УКРЕПЛЕНИЯ ОБОРОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В 1938—1940 гг.

ORGANIZING INTER-DEPARTMENTAL COOPERATION IN PRIMORYE TERRITORY IN THE AREA OF DEFENSE POTENTIAL CONSOLIDATION IN 1938—1940

Сведения об авторе. Колесниченко Кирилл Юрьевич — доцент Департамента социальных наук Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток), кандидат политических наук (г. Владивосток. E-mail: generalgrant@mail.ru).

Аннотация. Статья посвящена анализу организации межведомственного взаимодействия в Приморском крае в сфере укрепления оборонно-экономического потенциала региона в 1938—1940 гг.

Ключевые слова: Дальневосточный фронт; Тихоокеанский флот; Приморский край.

Information about author. Kirill Kolesnichenko — Assistant Professor of the Social Sciences Department, Far Eastern Federal University (city of Vladivostok), Cand. Sc. (Polit.) (city of Vladivostok. E-mail: generalgrant@mail.ru).

Summary. The paper is dedicated to the analysis of organizing interdepartmental cooperation in Primorye Territory in the area of strengthening the region's defense and economic potential in 1938—1940.

Keywords: Far Eastern Front; Pacific Fleet; Primorye Territory.

А протяжении 30-х годов XX века социально-экономическое развитие Дальнего Востока СССР находилось под влиянием нараставшей международной напряжённости в Азиатско-Тихоокеанском регионе, вызванной борьбой ведущих мировых держав за влияние в регионе, а также внешнеполитическими амбициями Японии. В этих условиях укрепление оборонно-экономического потенциала Дальневосточного края приобрело важнейшее значение, однако слабость промышленности и транспортной инфраструктуры, низкая численность населения, удалённость от экономически развитых районов страны осложняли решение этой задачи. В конце 1930-х годов основными проблемами оборонно-экономического потенциала Дальнего Востока были недостаток мобилизационных ресурсов (в первую очередь личного и конского состава), продовольствия, автотранспорта, низкая пропускная способность железных и неразвитость шоссейных дорог.

Важнейшие решения в сфере обороны принимались Политбюро ЦК ВКП(б), конкретные мероприятия утверждались на заседаниях Главного военного совета РККА и Главного военного совета ВМФ. План мероприятий по укреплению оборонно-экономического потенциала Дальнего Востока был утверждён Главным военным советом РККА на заседаниях в конце мая — начале июня 1938 года, затем частично скорректирован в сентябре 1938 года после вооружённого конфликта на оз. Хасан.

В конце 1930-х годов безопасность советского Дальнего Востока обеспечивала военная

группировка, состоявшая из объединений, соединений и частей наркоматов обороны, ВМФ и внутренних дел. Особая Краснознамённая Дальневосточная армия (ОКДВА), возглавляемая маршалом В.К. Блюхером, с 1 июля 1938 года была развёрнута в Краснознамённый Дальневосточный фронт (с 23 июля 1938 г. — Дальневосточный Краснознамённый фронт, штаб — в г. Хабаровске). В сентябре 1938 года, после вооружённого конфликта на оз. Хасан, Дальневосточный фронт был расформирован, на его базе созданы 1-я (командующий — комкор Г.М. Штерн) и 2-я (командующий — комкор И.С. Конев) Отдельные Краснознамённые армии, напрямую подчинённые наркому обороны1.

Тихоокеанский флот входил в состав Наркомата ВМФ (НКВМФ), созданного в декабре 1937 года, штаб и главная база флота, а также основные его соединения дислоцировались в г. Владивостоке.

Наркомат внутренних дел (НКВД) был представлен Управлением НКВД по Дальневосточному краю (г. Хабаровск), в его состав входили областные управления НКВД, пограничные и внутренние войска.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1938 года Дальневосточный край был разделён на Приморский и Хабаровский края2. В состав Приморского края вошли Приморская и частично Уссурийская области, в состав Хабаровского края — Амурская, Еврейская автономная, Нижнеамурская, Хабаровская, Камчатская, Сахалинская области, а также три

> • ВОЕН

• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Здание во Владивостоке по ул. Ленинской (с 1992 г. Светланская), д. 47, где с 1938 г. размещался Приморский краевой комитет ВКП(б)

района непосредственного подчинения крайисполкому.

Для руководства Приморским и Хабаровским краями были учреждены временные органы исполнительной власти — Организационные комитеты Президиума Верховного Совета РСФСР по Приморскому и Хабаровскому краям, которые возглавили соответственно Б.К. Чубаров и С.И. Гусев. По результатам выборов, состоявшихся в декабре 1939 года в Приморском и Хабаровском краях, были сформированы Советы депутатов трудящихся, которые на первых сессиях в начале января 1940 года утвердили исполнительные комитеты Советов (крайисполкомы), их отделы и управления3. Председателем Приморского крайисполкома был утверждён Б.К. Чубаров, Хабаровского — В.М. Истомин.

До создания во вновь образованных краях краевых комитетов ВКП(б) их функции выполняли Организационные бюро ЦК ВКП(б) по Приморскому и Хабаровскому краям, которые возглавили соответственно Н.М. Пегов и В.А. Донской. В конце января 1939 года постановлениями краевых Организационных бюро ЦК ВКП(б) были созданы комиссии по подготовке к краевым

Первый секретарь Приморского краевого комитета ВКП(б) Н.М. Пегов (слева) и член военного совета Тихоокеанского флота в 1939—1947 гг. С.Е. Захаров

партийным конференциям, состоявшимся в феврале 1939 года4. Конференциями были избраны пленумы, которые в свою очередь избрали секретарей и бюро Приморского и Хабаровского краевых комитетов ВКП(б). Первыми секретарями были избраны соответственно Н.М. Пегов и В.А. Донской. В марте 1940 года Донской был назначен наркомом заготовок, на должности первого секретаря Хабаровского крайкома его сменил Г.А. Борков.

Приказом наркома внутренних дел СССР Л.П. Берии от 29 декабря 1938 года Управление НКВД по Дальневосточному краю расформировывалось, вместо него были организованы управления НКВД СССР по Приморскому и Хабаровскому краям, которые соответственно возглавили М.М. Гвишиани, с конца ноября 1938 года занимавший пост начальника Управления НКВД по Приморской области, и И.Ф. Никишов, ранее возглавлявший Управление пограничных и внутренних войск Управления НКВД по Ленинградской области.

После назначения И.Ф. Никишова в октябре 1939 года на должность руководителя Главного управления Дальстроя НКВД СССР Управление НКВД по Хабаровскому краю возглавил П.Т. Куприн, возглавлявший Управление НКВД по Читинской области.

20 марта 1939 года на базе Управления пограничных и внутренних войск НКВД Дальневосточного пограничного округа были созданы Приморский и Хабаровский пограничные округа, руководство которых напрямую подчинялось начальнику Главного управления пограничных и внутренних войск НКВД5.

Решение задач развития Дальнего Востока возлагалось на новое поколение молодых руководящих кадров, выдвинутых на соответствующие должности в период 1938—1940 гг. В большинстве случаев вновь назначенные руководители не были ранее связаны с Дальним Востоком. Н.М. Пегов в 1935—1938 гг. окончил три курса Промышленной академии имени И.В. Сталина, затем занимал должности секретаря парткома этой академии, ответственного организатора Отдела руководящих партийных органов ЦК ВКП(б). В.А. Донской в 1937—1938 гг. был заместителем заведующего Отделом руководящих партийных органов ЦК ВКП(б). Г.А. Борков в 1938—1940 гг. занимал должность первого секретаря Новосибирского обкома.

При формировании высшего командного состава военной группировки на Дальнем Востоке существенная роль военно-политическим руководством страны отводилась «испанцам» — военнослужащим, выполнявшим функции советников и специалистов входе гражданской войны в Испании, а также молодым руководителям, выдвинутым в ходе политических репрессий.

Наиболее опытным военным руководителем был 38-летний Г.М. Штерн: в 1929—1936 гг. он занимал должности начальника Управления де-

К.Ю. КОЛЕСНИЧЕНКО. Организация межведомственного взаимодействия... •

л*1

• #

^ 9 т

лами Наркомата по военным и морским делам, начальника сектора военных и военно-морских атташе, состоял при наркоме обороны для выполнения особо важных поручений. В январе 1937 — апреле 1938 года Г.М. Штерн — на должности главного военного советника при правительстве республиканской Испании, с мая 1938 года — начальник штаба ОКДВА, а затем Дальневосточного фронта6. И.С. Конев после окончания в 1934 году Военной академии имени М.В. Фрунзе командовал рядом стрелковых дивизий, а с сентября 1938 года — 57-м Особым корпусом в Монголии.

Тихоокеанский флот с января 1938 года возглавлял Н.Г. Кузнецов (с августа 1937 г. был первым заместителем командующего флотом), окончивший в 1932 году Военно-морскую академию имени К.Е. Ворошилова, в 1936—1937 гг. занимавший должности военно-морского атташе при Полпредстве СССР в Испании и главного военно-морского советника при правительстве республиканской Испании. Начальником штаба флота с августа 1938 года являлся В.Л. Богден-ко, с апреля 1937 по февраль 1938 года участвовавший в гражданской войне в Испании.

Должность члена военного совета Тихоокеанского флота с мая 1938 по сентябрь 1939 года занимал корпусной комиссар П.И. Лаухин (с мая 1938 по январь 1939 г. также возглавлял политуправление ТОФ), ранее занимавший должности члена Военного совета Морских сил РККА, а затем заместителя начальника Политуправления ВМФ7.

М.М. Гвишиани, возглавивший Приморское краевое управление НКВД, работал в органах ОГПУ — НКВД с 1928 года, а с ноября 1937 года возглавлял Тбилисский городской совет.

В соответствии со своим партийным статусом военные участвовали в формировании краевых партийных и административных органов: командующие и члены военных советов 1-й и 2-й Краснознамённых армий, Тихоокеанского флота, руководители краевых управлений НКВД включались в состав пленумов, избранных краевыми партийными конференциями, а затем в состав бюро краевых комитетов ВКП(б). Первые секретари крайкомов ВКП(б) входили в состав военных советов военных округов, фронтов, армий, флотов и флотилий. Так, Н.М. Пегов входил в состав военных советов 1-й Отдельной Краснознамённой армии и Тихоокеанского флота.

В составе делегаций Приморского и Хабаровского краёв (выдвижение и утверждение кандидатур делегатов на XVIII съезд ВКП(б) осуществлялось краевыми партийными конференциями) руководители партийных, советских и военных органов Дальнего Востока приняли участие в работе XVIII съезда ВКП(б), проходившего 10—21 марта 1939 года. В ходе работы съезда Н.М. Пегов, Г.М. Штерн, Н.Г. Кузнецов, В.А. Донской, а также Г.А. Борков были избраны членами ЦК ВКП(б), а И.С. Конев, Н.И. Бирюков, М.М. Гви-

Командующий Тихоокеанским флотом Н.Г. Кузнецов (слева) и командующий 1 -й Особой Краснознамённой армией Г.М. Штерн

1938 г.

шиани и И.Ф. Никишов — кандидатами в члены ЦКВКП(б)8.

Руководящие органы партии, включая Политбюро ЦК ВКП(б), а также лично И.В. Сталин уделяли значительное внимание выстраиванию взаимоотношений между региональным партийно-административным, хозяйственным и военным руководством. Учёт, проверка и назначение руководящих кадров осуществлялись в ЦК ВКП(б). 23 марта 1939 года состоялась встреча Сталина и членов Политбюро с руководителями Дальнего Востока, на которой присутствовали Н.М. Пегов, В.А. Донской, Г.М. Штерн, Н.И. Бирюков, Н.Г Кузнецов, П.И. Лаухин, И.С. Конев и П.В. Рычагов9.

В ходе работы XVIII съезда ВКП(б) И.В. Сталин провёл личную встречу с Н.М. Пеговым, в ходе которой поинтересовался, слушаются ли его военные. Пегов ответил, что Штерн и Кузнецов входят в состав бюро Примкрайкома, а значит, обязаны выполнять его решения, кроме того, участвуя в работе военных советов, первый секретарь имеет возможность добиваться принятия нужных решений. Сталин одобрил такую позицию, предложив в случае затруднений обращаться в ЦК10.

В марте 1939 года был отстранён от должности, а затем арестован первый заместитель наркома ВМФ П.И. Смирнов-Светловский (временно исполнял должность наркома ВМФ). Первым заместителем наркома стал Н.Г Кузнецов, по рекомендации которого Тихоокеанский флот возглавил 43-летний И.С. Юмашев, ранее командовавший Черноморским флотом; членом военного совета флота был назначен 34-летний дивизионный комиссар С.Е. Захаров.

• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

База торпедных катеров в заливе Владимир (Владимиро-Ольгинский укреплённый район ТОФ)

1938 г.

26 марта 1939 года И.В. Сталин встречался с руководителями ВМФ, при этом присутствовали В.М. Молотов, A.A. Жданов, А.И. Микоян, нарком судостроительной промышленности И.Ф. Тево-сян, Н.Г. Кузнецов, заместитель наркома ВМФ по кадрам С.П. Игнатьев, И.С. Юмашев, а также Ф.С. Октябрьский, который должен был возглавить Черноморский флот11.

После завершения работы XVIII съезда ВКП(б) Н.М. Пегов, Г.М. Штерн, Н.Г. Кузнецов и И.С. Юмашев вместе с членом Политбюро A.A. Ждановым выехали в Приморье. Жданов, курировавший в Политбюро вопросы деятельности ВМФ, а также комсомола и средств массовой информации12, должен был на месте оценить обстановку по ряду важнейших вопросов, включая перенос торгового порта из Владивостока в Находку, повышение эффективности производственной деятельности и реконструкцию предприятий судостроительной промышленности. По возвращении из поездки (апрель 1939 г.) Кузнецов был назначен наркомом ВМФ (вместо репрессированного М.П. Фриновского).

Период 1938—1940 гг. характеризовался нарастанием военной напряжённости в советско-японских отношениях, которая переросла в ряд вооружённых столкновений, наиболее крупными из которых были конфликты у оз. Хасан в июле—

База подводных лодок в бухте Находка. На переднем плане — подводная лодка Щ-123

августе 1938 года и на р. Халхин-Гол в мае—сентябре 1939 года.

С началом боевых действий на р. Халхин-Гол постановлением Главного военного совета от 5 июля 1939 года была создана фронтовая группа (штаб в г. Чите), объединившая 1-ю и 2-ю Отдельные Краснознамённые армии, а также дислоцированный в Монголии 57-й Особый корпус. Группу возглавил Г.М. Штерн. 1-ю Отдельную Краснознамённую армию — М.М. Попов, ранее возглавлявший штаб армии.

Тихоокеанский флот находился в повышенной оперативной готовности на протяжении 4 месяцев 1939 года13. В августе в его составе была сформирована Северная Тихоокеанская военная флотилия (главная база — Советская Гавань) для обороны побережья и морских коммуникаций в Татарском проливе и Охотском море.

15 ноября 1939 года К.Е. Ворошилов направил в Политбюро ЦК И.В. Сталину и в СНК СССР В.М. Молотову доклад об основах реорганизации Красной армии. План развёртывания группировки на Дальнем Востоке, предполагавший дальнейшее увеличение численности войск и техники, на заседании Политбюро докладывал Г.М. Штерн. 21 ноября 1939 года вопрос об организации и численности войск был утверждён на заседании Главного военного совета РККА. С 1 июля 1940 года войска на Дальнем Востоке вновь объединялись в составе Дальневосточного фронта под командованием Штерна (находился на этой должности до января 1941 г.),

1-я и 2-я Отдельные Краснознамённые армии переименовывались в 1-ю и 2-ю Краснознамённые армии14.

Приморский и Хабаровский краевые комитеты ВКП(б) и краевые исполнительные комитеты несли ответственность за продовольственное обеспечение военной группировки, организацию мобилизационной подготовки, обеспечение оборонительного строительства, функционирование и развитие оборонной промышленности и транспортной инфраструктуры, обеспечение местной ПВО и ПВХО, работу массовых оборонных обществ15.

Созданные по решению XVIII съезда ВКП(б) в районных, городских, окружных, областных и краевых комитетах ВКП(б) военные отделы отвечали за работу оборонных обществ, помощь военным органам в проведении призывных кампаний, постановке на воинский учёт военнообязанных, мобилизационную подготовку предприятий и организаций. Органы военного управления участвовали в разработке и согласовании планов экономического развития краёв и областей путём представления предложений по развитию промышленности, транспорта и сельского хозяйства. На Дальнем Востоке работу в этой сфере осуществляли штабы 1-й и

2-й Отдельных Краснознамённых армий, краевые и районные военкоматы под контролем соответствующих отделов Наркомата обороны и Генерального штаба16.

К.Ю. КОЛЕСНИЧЕНКО. Организация межведомственного взаимодействия... •

Развитие экономики Приморского края в 1938—1940 гг. было ориентировано на первоочередное укрепление оборонно-экономического потенциала. В 1939 году общий объём вложений в капитальное строительство по Приморскому краю был запланирован в размере 992 911 тыс. рублей, на долю наркоматов обороны и ВМФ приходилось около 20,2 проц. и 12,5 проц. этой суммы соответственно, НКВД — 11,6 проц., Наркомата путей сообщения — 9,6 проц., Наркомата угольной промышленности —7,3 проц., управления Главвоенстроя по Тихоокеанскому флоту — 4,6 проц., Наркомата авиационной промышленности — 4,6 проц., Наркомата судостроительной промышленности — 3,7 проц.17

Важнейшей составляющей межведомственного взаимодействия была система контроля: выполнение планов экономического и военного развития Приморья контролировалось партийными комитетами, органами НКВД, военными советами объединений НКО и НКВМФ, аппаратами уполномоченных Комиссии партийного контроля и Наркомата государственного контроля по Приморскому краю.

Краевые комитеты партии осуществляли контроль за состоянием боеготовности войск, соединений и частей. Например, в ноябре 1939 года Н.М. Пегов обратился к военному совету Тихоокеанского флота с запросом, в котором говорилось: «В крайком ВКП(б) поступили сведения о систематическом срыве в обеспечении боевых кораблей топливом, что отражается на выполнении плана боевой подготовки и оперативных заданий». В декабре он направил аналогичный запрос: «По имеющимся у нас сведениям, по вине органов тыла ТОФ не организована переброска боеприпасов в укреплённые районы ТОФ». В обоих случаях Пегов просил проинформировать его о предпринимаемых мерах18.

По инициативе крайкома в Приморье несколько раз приезжали специально назначенные инспекционные группы Наркомата обороны, по итогам работы которых ЦК партии принимал действенные меры по устранению отмеченных недостатков19.

Одним из важнейших направлений совместной деятельности различных ведомств на Дальнем Востоке было оборонительное строительство. К нему в широком значении слова относилось не только создание укреплённых районов и рубежей обороны, но и постройка и ремонт шоссейных дорог, развитие железнодорожного и водного транспорта, жилищное, складское, аэродромное строительство.

В рассматриваемый период строительство в интересах Вооружённых сил осуществляло созданное в 1938 году Главное управление военного строительства (Главвоенстрой) при Совете народных комиссаров (СНК) СССР, которому подчинялись военно-строительные управления военных округов и флотов, строительные батальоны, предприятия и тресты. Кроме того, строительством занимались организации других наркоматов, включая наркоматы обороны и

ВМФ, НКВД, наркоматы строительства, путей сообщения, имевшие собственные строительные организации и части.

Увеличение численности военной группировки на Дальнем Востоке в 1937—1939 гг., недостатки в организации планирования и снабжения, нехватка квалифицированных кадров и рабочей силы, а также стройматериалов существенно усложняли выполнение планов оборонительного строительства. Командующий 1-й Отдельной Краснознамённой армией Г.М. Штерн на заседании Военного совета при народном комиссаре обороны СССР в ноябре 1938 года отмечал: «Большие недоделки в подготовке театра имеются в вопросах устройства дорог, материального обеспечения. Значительно худшим, чем в других частях Красной армии, является устройство войск, расположенных на Дальнем Востоке»20.

Советские и партийные органы обеспечивали выделение земель под строительство, организацию взаимодействия соответствующих наркоматов, краевых предприятий и организаций, вербовку и предоставление местной рабочей силы, транспорта, техники, строительных материалов.

Процесс выделения земельных участков для нужд военных был организован достаточно эффективно: если участок принадлежал колхозу, решение о его передаче принималось общим собранием членов колхоза, затем последовательно утверждалось на заседаниях президиумов районного, областного и краевого исполнительных комитетов, после чего передавалось на утверждение в СНК СССР.

В период с 1932 по 1 августа 1938 года для строительства Тихоокеанского флота на территории Приморья областными и районными исполкомами, Владивостокским и Ворошиловским городскими советами было вынесено 40 постановлений об отводе земель21. За этот же период на территории Приморского и Хабаровского краёв под строительство аэродромов ОКДВА было выделено более 70 участков22. Заявка Тихоокеанского флота на отчуждение земель для строительства Отдела инженерных войск флота на 1938 год включала 13 участков общей площадью 3242 га23. С декабря 1938 по декабрь 1939 года ВВС 1-й Отдельной Краснознамённой армии в Уссурийской области Приморского края было выделено 15 земельных участков общей площадью около 3200 га, а для расширения артиллерийского полигона — земельные участки общей площадью 28 тыс. га24.

Одной из ключевых проблем была нехватка строительных материалов. В докладе планового отдела Примкрайисполкома отмечалось, что производство стройматериалов краевыми предприятиями с избытком покрывает потребности местного хозяйства, но поскольку различные организации, в частности военные, не имеют собственного производства, являясь при этом большим потребителем стройматериалов, по-

> • ВОЕН

• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

ложение в 1939 году будет крайне напряжённым. Дефицит кирпича оценивался в 40 млн штук (без учёта потребности Тихоокеанского флота), извести — в 30 тыс. т. Как следствие, Оргкомитет Президиума Верховного Совета СССР по Приморскому краю отклонил запрос 1-й Отдельной Краснознамённой армии на выделение местных строительных материалов на 1939 год, мотивируя отказ тем, что «потребность... больше в несколько раз, чем выпуск продукции с заводов и фактическая заготовка лесоматериалов». Военным было предложено обращаться в Эко-номсовет при Совнаркоме, с чем последние не согласились, повторно обратившись в крайисполком25.

В результате выполнение планов строительства в интересах военной группировки на Дальнем Востоке отставало от графика. Так, работы по возведению объектов социально-бытовой, коммунальной и медико-санитарной инфраструктуры (бани, прачечные, электростанции, больницы, системы водоснабжения, предприятия хлебопечения, склады хранения мобилизационного запаса медико-санитарного имущества), осуществлявшиеся силами соответствующих наркоматов под контролем органов военного управления, краевых и районных исполкомов, в 1938 году по Приморскому краю были выполнены на 20—40 проц.26

Ситуация мало изменилась и в следующем году. Постановлениями СНК и ЦК ВКП(б) от 13 февраля 1939 года определялся перечень вышеупомянутых объектов, намеченных к постройке в Приморском крае. Оргкомитет Президиума Верховного Совета СССР по Приморскому краю выделил денежные ассигнования и наметил пункты строительства, фактически же проектные сметы составлены не были, строительство в срок не началось из-за необеспеченности стройматериалами, за что ряд ответственных работников краевых организаций были привлечены к ответственности27. В итоге план строительства в 1939 году был выполнен лишь на 38 проц.28

Увеличение численности военной группировки привело к обострению проблемы необеспе-

ченности войск казарменным и жилым фондом. Г.М. Штерн в ноябре 1938 года на заседании Военного совета при народном комиссаре обороны докладывал: «У нас ещё много нездоровых настроений среди комначсостава, и большинство из них в связи с недостатком жилой площади... Не хватает 15 ООО комнат для комначсостава». При этом для своевременного размещения войск на зимних квартирах «забрали у всех организаций лес, применяли чуть ли не партизанский метод, правда, всё это делалось с согласия краевого комитета партии; забирали какие только могли вагоны для перевозки этого леса и строили жилища для бойцов»29.

В июне 1938 года решением Главного военного совета военным советам 1-й и 2-й Отдельных Краснознамённых армий было разрешено приобретать у частных лиц и организаций свободные дома за наличный расчёт, использовать для размещения людей утеплённые палатки из неприкосновенного запаса, а также выдавать дополнительно 250 рублей в месяц бесквартирным офицерам 1-й и 2-й Отдельных Краснознамённых армий для найма жилья30. Аналогичная ситуация сложилась и на Тихоокеанском флоте: план казарменного строительства в 1939 году был выполнен на 42,3 проц., жилищного — на 46,8 проц.31

Поскольку Дальний Восток не обеспечивал снабжение военной группировки продовольствием за счёт собственного производства, значительная его часть ввозилась из других районов страны. В этой ситуации особое значение имел вопрос заблаговременного накопления мобилизационных запасов продовольствия, однако нехватка холодильных площадей, а также срыв планов по вводу в строй новых холодильников усложняли решение этой задачи и приводили кострой межведомственной конкуренции.

Решением Главного военного совета РККА (май—июнь 1938 г.) до окончания строительства холодильников для 1-й и 2-й Отдельных Краснознамённых армий им выделялись площади на холодильниках Наркомата пищевой промышленности: во Владивостоке — на 1 000 т, в Хабаровске — 500 т, в Ворошилове (ныне Уссурийск) — 100 т32. Эти же холодильники (после разделения в январе 1939 г. Наркомата пищевой промышленности на наркоматы рыбной, мясомолочной и пищевой промышленностей холодильники перешли в ведение соответствующих наркоматов) использовались Тихоокеанским флотом и Комитетом резервов при Совнаркоме.

Из-за отсутствия в г. Ворошилове холодильных площадей для хранения мобилизационных фондов мяса 1-й Отдельной Краснознамённой армии эти фонды приходилось перемещать во Владивосток, что отрицательно сказывалось на мобилизационной готовности войск. В 1939 году потребность армии в холодильной площади только по г. Ворошилову оценивалась в 4600 т33.

Потребность Тихоокеанского флота в холодильной площади в 1936 году оценивалась в

Командование ТОФ и руководство Приморского края перед началом военного парада 7 ноября 1940 г.

К.Ю. КОЛЕСНИЧЕНКО. Организация межведомственного взаимодействия... •

fj

л

5500 т (из которых 3 ООО т — во Владивостоке), фактически же к 1939 году были построены три холодильника общей вместимостью 1 ООО т (из них — два во Владивостоке ёмкостью 750 т). При этом вследствие проблем с поставками оборудования срок ввода холодильников затягивался34. Только для хранения оборотных запасов скоропортящихся продуктов Тихоокеанскому флоту в 1939 году требовалось 1760 т холодильных площадей35.

В январе 1939 года начальник отдела продовольственного снабжения 1-й Отдельной Краснознамённой армии предлагал передать холодильник № 2 во Владивостоке в своё полное ведение, мотивируя это доводом, что «тем самым будет поставлена грань... в фондовых запасах 1-й ОКА и ТОФ»36.

В июле 1939 года на основании приказа Наркомата рыбной промышленности холодильники № 2 и 3 были переданы в ведение Главного военного порта ТОФ, однако 50 проц. площади этих холодильников уже занимали запасы Комитета резервов (600 т) и 1-й Отдельной Краснознамённой армии (200 т)37. При этом владельцы холодильников также испытывали острый дефицит площадей: в записке, подготовленной заместителем наркома рыбной промышленности A.A. Ишковым на имя председателя СНК В.М. Молотова в июле 1939 года, говорилось о необходимости «освободить для приёма рыбы от Дальгосрыбтреста площадь Владивостокского холодильника, занятую сейчас нерыбными грузами в количестве 9560 тонн»38.

В этих условиях военный совет ТОФ обратился к наркому ВМФ Н.Г. Кузнецову с просьбой через Экономический совет при СНК обязать дальневосточный производственный холодильный комбинат «Востокрыбхолод» (входивший в состав управления «Главвостокрыба» Наркомрыбпрома)39 выделить дополнительно 1 000 т холодильной площади40. В 1940 году по разрешению заместителя наркома рыбной промышленности Николаева Тихоокеанскому флоту были выделены холодильные площади на 500 т. В ноябре 1940 года военный совет Тихоокеанского флота обращался к наркому ВМФ с просьбой согласовать с Наркомрыбпро-мом выделение в 1941 году площадей на 1 000 т41.

Недостаточно активно в Приморском крае велась оборонно-массовая работа. В 1938 году Владивостокский обком партии лишь один раз заслушивал доклад областного совета Осоавиа-хима, при этом ни один из пунктов принятого постановления не был выполнен42. В докладе на 1-й Приморской партийной конференции (февраль 1939 г.) командующий Тихоокеанским флотом Н.Г. Кузнецов отметил: «Оборонная работа среди гражданского населения проводится ещё на низком уровне... В целом ряде организаций она... не вышла ещё из рамок самых простых видов подготовки»43. Материально-техническая база Осоавиахима в регионе находилась в неудовлетворительном состоянии, отмечались существенные недостатки в подготовке кадров.

Председатель Центрального совета Осоавиахима комдив П.П. Кобелев писал председателю Приморского крайсовета Осоавиахима: «Подготовка кадров лётному делу проходила слабо, в результате чего они, будучи направлены в военно-авиационные училища, были возвращены обратно»44. Перед партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями Приморского края была поставлена задача «в кратчайший срок добиться оживления и поднятия на высокий уровень всей оборонной работы»45.

В феврале 1939 года было создано Организационное бюро Центрального совета Осоавиахима по Приморскому краю, в подчинение которому перешли районные советы. В г. Владивостоке был создан Владивостокский городской совет Осоавиахима46. Весной—летом 1939 года в городах и районах края проводились военно-шефские конференции с участием партийных, комсомольских, профсоюзных и оборонно-массовых организаций, на которых анализировались проблемы военной подготовки населения. 1 сентября 1939 года был принят Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности». В сентябре Примкрайком провёл сборы с военными отделами подчинённых партийных организаций, а в первый день призыва в РККА и РКВМФ 15 сентября в Приморском крае был проведён единый оборонный день47. В целом в 1939 году задача активизации оборонно-массовой работы в Приморском крае была выполнена.

Особое значение имел план развития оборонной промышленности региона. Как отмечал в докладе, направленном И.В. Сталину, В.М. Мо-лотову и К.Е. Ворошилову в январе 1939 года, уполномоченный Наркомата оборонной промышленности на Дальнем Востоке Михайлов, оборонные заводы и строительства Дальнего Востока на протяжении ряда лет не справлялись с поставленными задачами, производственная программа к концу 1938 года была выполнена лишь на 60 проц., что объяснялось дефицитом рабочей силы, организационно-техническими проблемами, необеспеченностью жильём, перебоями в снабжении. При этом в 1939 году

Холодильный склад в районе железнодорожного вокзала Владивостока, находившийся в ведении

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ТОФ

> • ВОЕН

• ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

на Дальнем Востоке предполагалось начать постройку 10 новых оборонных предприятий48.

В январе 1939 года указом Президиума Верховного Совета СССР Наркомат оборонной промышленности был разделён на четыре общесоюзных наркомата: авиационной, судостроительной промышленности, вооружения и боеприпасов. Вместо упразднённого аппарата уполномоченного Наркомата оборонной промышленности на Дальнем Востоке были созданы территориальные Главные управления наркоматов авиационной и судостроительной промышленности.

В 1939 году в Приморском крае продолжалась реконструкция основного судоремонтного и судостроительного предприятия Дальнего Востока — владивостокского завода № 202 (Дальза-вод), велось строительство авиационного завода № 116 в пос. Семёновка (ныне г. Арсеньев) и базы по ремонту бронетанковой техники в г. Ворошилове. В 1939 году в Приморье было запланировано строительство заводов по ремонту точных приборов (№ 267) и артиллерийских систем (№ 359), в 1940 году — химического завода (№ 1300) по производству дегазационных материалов, завода по производству жидкого топлива (№ 267), завода № 263 Наркомата судостроительной промышленности, судоремонтного завода № 2/600, базы ремонта подводных лодок № 2/71449.

Строительство подводных лодок на заводе N2 202 (Дальзавод)

Для обеспечения строительства в 1939—1940 гг. были созданы ряд ведомственных и специализированных строительных организаций, которые проводили обширную работу по созданию и развитию собственной базы производственных и строительных предприятий50.

В силу вышеупомянутых причин функционирование оборонной промышленности на Дальнем Востоке в 1939—1940 гг. сталкивалось со множеством проблем, которые можно проиллюстрировать на примере судостроительной отрасли Дальнего Востока.

В постановлении Комитета обороны при СНК СССР от 5 ноября 1938 года «О выполнении НКОП военно-морского заказа 1938 г.» работа судостроительной промышленности страны была оценена как «весьма неудовлетворительная», в связи с чем в постановлении предусматривались ряд мер по исправлению сложившейся ситуации. Первый секретарь Приморского крайкома Н.М. Пегов, председатель крайисполкома и директор завода № 202 (Дальзавод) обязывались обеспечить привлечение для завода путём вербовки с предприятий других ведомств г. Владивостока 1 000 рабочих, обеспеченных жильём, а также за счёт предоставления дополнительной жилплощади в г. Владивостоке. На Главвоенстрой возлагались работы по восстановлению третьего сухого дока завода № 202 с выделением для этого не менее 1,2 тыс. человек51.

Особую тревогу командования Тихоокеанского флота вызывала неподготовленность судоремонтной промышленности Дальнего Востока к капитальному и среднему ремонту кораблей из-за разрыва между ростом числа новых кораблей и строительством судоремонтных предприятий52. Командование ТОФ предлагало обеспечить уже развёрнутую программу жилищного строительства для работников завода № 202, закрепить за военным судоремонтом на заводе постоянные кадры, а также более полно использовать мощности судоремонтных заводов наркоматов рыбной промышленности и водного транспорта. Кроме того, предлагалось скорректировать судостроительную программу 1941 года, включив в неё более высокие показатели обеспечения ремонта кораблей с частичным переносом программы нового судостроения на завод № 199 в Комсомольске-на-Амуре53.

К решению проблемы подключились и партийные органы НКВМФ: в директиве начальника Политуправления ВМФ И.В. Рогова, направленной членам военных советов флотов, начальникам политуправлений флотов и политотделов флотилий в январе 1940 года, говорилось о необходимости своевременно ставить вопрос судоремонта перед местными партийными органами — от парткомов заводов до обкомов54.

Тем не менее положение в сфере военного судоремонта оставалось весьма сложным. Так, в 1939 и 1940 гг. Тихоокеанский флот запрашивал

К.Ю. КОЛЕСНИЧЕНКО. Организация межведомственного взаимодействия... •

fj

л

на обеспечение ремонта на заводе № 202 40 и 60 млн рублей соответственно, фактически же было выделено лишь 58,8 проц. и 64,5 проц. запрошенных сумм.

В документах Тихоокеанского флота отмечалось, что «положение с ремонтом и докованием в 1940 г. заметно ухудшилось по сравнению с 1939 г. Ничего реального для повышения производственной мощности завода 202 за 1940 год не предпринято... Все сроки выхода кораблей из ремонта сорваны»55.

В связи со сложившейся ситуацией член военного совета ТОФ С.Е. Захаров направил соответствующее письмо члену Политбюро ЦК ВКП(б) A.A. Жданову. Нарком судостроительной промышленности СССР И.Ф. Тевосян в докладе Жданову изложил свою точку зрения, отметив, что за период с 1937 по 1940 год объём судоремонта на заводе № 202 возрос с 14 млн до 43,1 млн рублей, в последующие два—три года предполагалось его дальнейшее увеличение. К основным причинам невыполнения программы военного судоремонта Тевосян относил недостаток средств на реконструкцию завода № 202; необходимость обеспечивать судоремонт в интересах наркоматов морского флота и рыбной промышленности, Главсевморпути; несвоевременную подачу заявок Техническим управлением ТОФ. Ещё одной причиной было названо невыполнение крайкомом ВКП(б) и крайисполкомом постановления СНК о привлечении на завод № 202 1 000 рабочих с других предприятий г. Владивостока: по состоянию на 1 апреля 1940 года удалось привлечь лишь 462 человека. При полном выполнении этого постановления завод, по мнению Тевосяна, мог увеличить программу судоремонта на 20—25 проц.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: период 1938—1940 гг. стал этапным в развитии системы межведомственного взаимодействия в Приморском регионе. Практическое решение множества задач позволило существенно повысить эффективность системы в целом, несмотря на ряд проблем и недостатков, которые в конечном итоге не позволили в полной мере реализовать всё запланированное. Тем не менее этот опыт оказался весьма полезен в период Великой Отечественной войны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Русский архив: Великая Отечественная: приказы народного комиссара обороны СССР. Т. 13. М., 1994. С. 60, 61.

2 Красное знамя. 1938. 22 октября. С. 1.

3 Государственный архив Приморского края (ГА ПК). Ф. Р-26. Оп. 22. Д. 1. Л. 1-23.

4 Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ). Ф. Р-1088. Оп. 1. Д. 104. Л. 4.

5 Терещенко В.В. Пограничные округа накануне Великой Отечественной войны // Вестник ТГУ. Вып. 6(122). С. 181-183.

6 Черушев Н.С., Черушев Ю.Н. Расстрелянная элита РККА (командармы 1-го и 2-го рангов, комкоры, комдивы и им

равные): 1937—1941: биографический словарь. М., 2012. С. 423-425.

7 Лурье В.М. Адмиралы и генералы Военно-Морского Флота СССР в период Великой Отечественной и Советско-японской войн (1941—1945). СПб., 2001. С. 29, 30, 87, 88, 91, 124, 126, 137, 247.

8 XVIII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков): стенографический отчёт. М., 1939. С. 688.

9 На приёме у Сталина: тетради (журналы) записей лиц, принятых И.В. Сталиным (1924—1953 гг.): справочник / Науч. ред. А.А. Чернобаев. М., 2008. С. 254, 255.

10 Пегое Н.М. Далёкое — близкое: воспоминания. М., 1982. С. 91.

11 На приёме у Сталина. С. 254, 255.

пХлевнюк О.В. Политбюро: механизмы политической власти в 30-е годы. М., 1996.

13 РГА ВМФ. Ф. Р-1090. Оп. 2. Д. 128. Л. 10, 11.

14 Командный и начальствующий состав Красной армии в 1940—1941 гг.: структура и кадры центрального аппарата НКО СССР, военных округов и общевойсковых армий. М., 2005. С. 100.

15 РГА ВМФ. Ф. Р-1088. Оп. 1. Д. 104. Л. 93, 94, 98, 99.

16 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 37299. Оп. 1. Д. 81. Л. 8.

17 ГА ПК. Ф. П-68. Оп. 4. Д. 8. Л. 3, 3 об.

18 РГА ВМФ. Ф. Р-1088. Оп. 1. Д. 104. Л. 97, 106.

19 Пегое Н.М. Указ. соч. С. 91.

20 Военный совет при народном комиссаре обороны СССР. 1938—1940 гг.: документы и материалы. М., 2006. С. 206-216.

21 РГА ВМФ. Ф. Р-1012. Оп. 2. Д. 90. Л. 69.

22 РГВА. Ф. 33879. Оп. 1. Д. 108. Л. 10, 26, 383.

23 РГА ВМФ. Ф. Р-1012. Оп. 2. Д. 90. Л. 27.

24 РГВА. Ф. 33299. Д. 88. Л. 17-19, 288, 289.

25 Там же. Ф. 37299. Оп. 1. Д. 81. Л. 321.

26 Там же. Л. 99, 100.

27 Там же. Л. 86.

28 Там же. Д. 88. Л. 30.

29 Военный совет при народном комиссаре обороны СССР. С. 168-205.

30 Там же. С. 109-123, 143.

31 РГА ВМФ. Ф. Р-1009. Оп. 1. Д. 61. С.1-3.

32 Главный военный совет РККА. 13 марта 1938 г. — 20 июня 1941 г.: документы и материалы. М., 2004. С. 88, 89.

33 РГВА. Ф. 37299. Оп. 1. Д. 81. Л. 32.

34 РГА ВМФ. Ф. Р-1089. Оп. 3. Д. 30. Л. 30.

35 Там же. Ф. Р-1090. Оп. 7. Д. 20. Л. 92.

36 РГВА. Ф. 37299. Оп. 1. Д. 81. Л. 32.

37 РГА ВМФ. Ф. Р-1090. Оп. 7. Д. 20. Л. 93.

38 Курапоеа Е.Р. Не подписанные и не отправленные письма // Исторический архив. 2011. № 2. С. 56—69.

39 ГА ПК. Ф. Р-32. Оп. 1.Д. 42. Л. 1.

40 РГА ВМФ. Ф. Р-1088. Оп. 1. Д. 126. Л. 2, 3.

41 Там же. Л. 330.

42 Красное знамя. 1939. 28 января. С. 2.

43 Там же. 20 февраля. С. 1.

44 ГА ПК. Ф. 22. Оп. 3. Д. 2. Л. 3; Оп. 4. Д. 8. Л. 4, 14; Д. 9. Л. 76.

45 Красное знамя. 1939. 28 января. С. 2.

46 ГА ПК. Ф. П-68. Оп. 6. Д. 4. Л. 1.

47 Там же. Оп. 2. Д. 45. Л. 10.

48 Политбюро и «вредители»: кампания по борьбе с вредительством на объектах военной промышленности / Авт.-сост. В.В. Кондрашин, О.Б. Мозохин. М., 2016. С. 601—603.

49 ГА ПК. Ф. П-68. Оп. 4. Д. 8. С. 3, 4.

50 Там же. С. 5, 6.

51 Оборонно-промышленный комплекс СССР накануне Великой Отечественной войны (1938 — июнь 1941). М., 2015. С. 222-231.

52 РГА ВМФ. Ф. Р-1088. Оп. 1. Д. 126. Л. 51.

53 Там же. Л. 52.

54 Там же. Л. 26.

55 Там же. Ф. Р-1090. Оп. 2. Д. 147. Л. 120. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.