Васильева А.С.
Старший преподаватель кафедры машиноведение Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.
Организация межкоординационной форсайт-площадки для старшеклассников: с етевое взаимодействие школы, СПО и ВУЗа как фактор профессиональной ориентации
В современном мире, где профессиональные траектории становятся всё более многогранными и изменчивыми, важность эффективной профессиональной ориентации для старшеклассников не может быть переоценена. Организация межкоординационной форсайт-площадки, вовлекающей школы, среднее профессиональное образование (СПО) и высшие учебные заведения (ВУЗы), представляет собой инновационный подход к профориентации. Этот подход не только способствует более осознанному выбору будущей профессии среди молодёжи, но и создаёт систему непрерывного образования, облегчая переход от школы к высшему или среднему специальному образованию.
Изучить влияние сетевого взаимодействия школ, СПО и ВУЗов на профессиональную ориентацию старшеклассников через создание межкоординационной форсайт-площадки.
Профессиональная ориентация в образовательной среде является ключевым элементом в подготовке студентов к успешной карьере и социальной адаптации в обществе. Различные авторы предложили множество моделей, направленных на улучшение процессов профессионального самоопределения и ориентации. В данном контексте особенно актуальными являются теории, такие как модель развития карьеры Г. Супера, подчеркивающая важность самоидентификации в процессе выбора профессии, и теория случайных событий Джона Крамбольца, акцентирующая внимание на влиянии неожиданных событий на карьерный выбор.
Одной из классических теорий в области профессиональной ориентации является модель развития карьеры Г. Супера. Супер подчеркивает важность самоидентификации в процессе выбора профессии и предлагает рассматривать карьеру как развитие личности во времени. Он выделяет пять стадий карьерного развития: рост, исследова-
ние, установление, поддержание и завершение.
Переходя к концепции карьерных якорей Эдгара Шейна, мы видим, как важно для учащихся осознавать свои ключевые компетенции и ценности при выборе профессии. Эти теоретические подходы находят практическое применение на форсайт-площадке, где учащиеся могут через различные мероприятия и взаимодействия с профессионалами глубже понять свои профессиональные предпочтения и ограничения.
Теория социального обучения Л.С. Выготского, подчеркивающая роль социального взаимодействия и культурных инструментов в развитии когнитивных функций, также находит отражение в деятельности форсайт-площадки. Через коллаборативные проекты и использование цифровых платформ для обмена идеями учащиеся учатся взаимодействовать и развивать необходимые профессиональные и личностные качества.
В последние годы внимание исследователей сосредоточено на интеграции информационных технологий в профессиональную ориентацию. Модели, такие как онлайн-платформы для самооценки и карьерного консультирования, становятся всё более популярными. Эти подходы позволяют индивидуумам получать доступ к широкому спектру информации о карьерных возможностях и профессиональном развитии в интерактивном и персонализированном формате.
Анализ существующих моделей профессиональной ориентации показывает, что успешная профориентация требует комплексного подхода, учитывающего как индивидуальные особенности личности, так и внешние факторы, и изменения на рынке труда. Интеграция различных теорий и практик может способствовать разработке более эффективных программ профессиональной ориентации, адаптированных к потребностям современного общества. Изучение принципов и механизмов взаимодействия между школами, СПО и ВУЗами.
В рамках обзора литературы были проанализированы источники, посвящённые теориям и практикам профессиональной ориентации, а также моделям сетевого взаимодействия в образовательной сфере. Особое внимание уделено исследованиям, касающимся интеграции образовательных учреждений различных уровней для создания единой образовательной среды. Анализ показал, что сетевое взаимодействие может значительно улучшить качество профессиональной ориентации за счёт обмена ресурсами, знаниями и опытом между участниками.
Одним из ключевых аспектов форсайт-площадки является её способность интегрироваться с текущей образовательной системой и
рынком труда. Это обеспечивает актуальность предоставляемой ин- ■
формации и релевантность навыков, которые приобретают учащиеся. Такая интеграция позволяет старшеклассникам не только ориентироваться в современных трендах профессионального развития, но и адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда, что является важным фактором устойчивости их будущей карьеры.
Форсайт-площадка также играет значительную роль в помощи старшеклассникам при выборе дальнейшего образовательного пути. Благодаря глубокому пониманию различных профессий и специализаций, учащиеся могут более осознанно подходить к выбору учебных заведений и программ, что повышает вероятность их успеха в будущем обучении и профессиональной деятельности.
Важным аспектом работы форсайт-площадки является вклад в личностное развитие учащихся. Работа над проектами, коммуникация с менторами и участие в командных мероприятиях способствуют развитию критического мышления, умения решать проблемы и принимать самостоятельные решения. Эти навыки крайне важны не только для профессиональной, но и для личной жизни старшеклассников.
В долгосрочной перспективе форсайт-площадка может оказать значительное влияние на общество в целом, формируя поколение осознанных, мотивированных и хорошо подготовленных специалистов, способных вносить вклад в экономическое и социальное развитие. Подготовка кадров, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям и требованиям рынка, является ключом к устойчивому развитию и инновационному росту.
В заключение, межкоординационная форсайт-площадка демонстрирует, как теоретические концепции могут быть успешно интегрированы в практическую деятельность, направленную на профессиональное самоопределение старшеклассников. Этот подход не только обогащает процесс профессиональной ориентации, но и предоставляет учащимся инструменты и стратегии для успешного карьерного планирования и развития, подготавливая их к эффективной интеграции в современное общество и рынок труда.
Исследование организации межкоординационной форсайт-площадки для старшеклассников и её влияния на профессиональную ориентацию базируется на комплексном подходе, объединяющем качественные и количественные методы анализа. Этот подход позволяет получить глубокое понимание изучаемой проблемы и оценить эффективность предложенных решений с различных точек зрения.
Интервью с экспертами: Проведение полуструктурированных ин-_
■ тервью с экспертами в области образования, профориентации и ка-
рьерного консультирования. Цель — выявить мнения специалистов о наиболее эффективных методах профориентационной работы и их взгляды на будущее развитие профессиональной ориентации в контексте сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
Анализ случаев (case study): Изучение конкретных примеров успешного взаимодействия между школами, СПО и ВУЗами. Анализ направлен на выявление ключевых факторов успеха и возможных проблем, с которыми сталкиваются участники процесса.
Количественные методы:
- Анкетирование: Разработка и распространение анкет с целью сбора данных о мотивах выбора профессии у старшеклассников, их профессиональных намерениях и ценностных ориентациях в карьере. Использование анкет позволяет получить статистически значимые данные, отражающие общие тенденции в выборе профессии среди молодёжи.
- Тестирование: Тест «Профассоциации» и опросник «Профессиональные намерения»: Использование для оценки уровня осведомлённости обучающихся о различных профессиях и их предпочтениях. Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры»: Помогает определить ключевые факторы, влияющие на выбор карьерного пути учащимися.
- Методика «Профиль» и опросник «Определение профессионального типа личности»: Направлены на изучение когнитивных аспектов профессионального самоопределения. Эссе «Я в мире профессий»: Предоставляет учащимся возможность выразить свои мысли и чувства относительно выбора профессии, что позволяет глубже понять их внутренние мотивы и ожидания.
- Опросник для определения профессиональной готовности и методика «Цель-Средство-Результат»: Используются для оценки де-ятельностного критерия профессионального самоопределения, позволяя оценить готовность учащихся к выбору профессии и их способность ставить и достигать профессиональные цели.
В ходе исследования проводится сравнение результатов между экспериментальной и контрольной группами, чтобы оценить эффективность профориентационной работы. Экспериментальная группа участвует в программе «Мой профессиональный выбор», включающей все вышеупомянутые методы и подходы, в то время как контрольная группа следует стандартной программе профориентации.
В рамках форсайт-площадки старшеклассники получают доступ к широкому спектру ресурсов и мероприятий, направленных на под-
ИЗ4!
JEkjL_
держку их профессионального самоопределения: ■
- Мастер-классы и тестирование: Учащиеся могут участвовать в программах мастер-классов и проходить тестирование по интересующим профессиям, что позволяет им глубже понять специфику различных сфер деятельности.
- Консультации специалистов и виртуальные экскурсии: Предоставление возможности получать консультации от профессионалов и участвовать в виртуальных экскурсиях на предприятия помогает старшеклассникам ознакомиться с реальными условиями работы в различных отраслях.
- Мобильное приложение и онлайн-мероприятия: Через мобильное приложение проводятся различные мероприятия, такие как ток-шоу «Профессия во мне, и я в профессии», вебинары от специалистов в востребованных профессиях и конкурс проектов «Профессиональные каникулы». Эти мероприятия способствуют аутентичной оценке профессионального самоопределения учащихся.
- Инструменты для развития компетенций: Старшеклассники имеют доступ к электронному портфолио, Skillbox (коробке компетенций), инкубатору проектов и виртуальным стажировкам, что позволяет им накапливать и оценивать свои компетенции, а также формировать навыки в различных профессиональных областях.
- Формирование надпрофессиональных и профессиональных компетенций: Онлайн-мероприятия консультационного центра помогают старшеклассникам развивать soft skills, leadership skills и hard skills, что способствует их комплексному профессиональному и личностному развитию.
- Отслеживание прогресса и развитие компетенций: Приложение предлагает прогресс-бар для отслеживания динамики профессионального самоопределения и skill-центр для систематического формирования и развития компетенций старшеклассников.
Таким образом, межкоординационная форсайт-площадка предлагает комплексный подход к профессиональному самоопределению старшеклассников, сочетая в себе инновационные технологии, интерактивные методы обучения и индивидуальный подход к развитию каждого учащегося. Это создает уникальную образовательную среду, способствующую осознанному выбору профессии и успешной карьере в будущем.
Это создает уникальную образовательную среду, способствующую осознанному выбору профессии и успешной карьере в будущем. Такой подход к обучению и индивидуальному развитию каждого учащегося подчеркивает важность адаптации образова-
г£су
_
тельных программ к реальным потребностям и интересам молодежи, что особенно заметно при анализе динамики профессионального самоопределения.
Мотивационный аспект:
- Констатирующий этап: Большинство старшеклассников (71,4%) находятся на среднем уровне мотивации к профессиональному самоопределению, в то время как низкий и высокий уровни мотивации наблюдаются у 21,8% и 6,8% учащихся соответственно.
- Контрольный этап: Заметно улучшение мотивации существенное снижение доли учащихся с низким уровнем мотивации до 7,5% и увеличение доли с высоким уровнем до 69,4%.
Когнитивный аспект:
- Констатирующий этап: На начальном этапе 35,9% учащихся имеют низкий уровень когнитивного развития в контексте профессионального самоопределения, в то время как 61,2% находятся на среднем уровне, и только 2,9% демонстрируют высокий уровень.
- Контрольный этап: Происходит значительное улучшение когнитивного аспекта, где 67,3% учащихся достигли высокого уровня, что указывает на эффективность применяемых методик и подходов.
Деятельностный аспект:
- Констатирующий этап: Больше половины учащихся (51,2%) имеют низкий уровень деятельностного аспекта, что свидетельствует о недостаточной вовлеченности в профессионально-ориентированные действия.
- Контрольный этап: Наблюдается значительный рост до 73,5% учащихся с высоким уровнем деятельности, что подчеркивает успехи в развитии практических навыков и участии в профессионально ориентированных мероприятиях.
Общий анализ показывает значительное улучшение во всех трех аспектах профессионального самоопределения среди старшеклассников. Средний уровень в каждом аспекте снизился, в то время как высокий уровень значительно увеличился, что свидетельствует о положительном влиянии реализуемых программ и мероприятий на форсайт-площадке. Эти данные подчеркивают важность комплексного подхода к профессиональной ориентации, включая мотиваци-онную поддержку, когнитивное развитие и активное деятельност-ное участие.
В заключение, результаты исследования демонстрируют эффективность межкоординационной форсайт-площадки в улучшении профессионального самоопределения старшеклассников. Увеличение доли учащихся с высоким уровнем развития в мотивационном,
когнитивном и деятельностном аспектах подтверждает значимость таких площадок для подготовки молодежи к выбору будущей профессии и успешной карьере.
Сравнение полученных данных с результатами, представленными другими авторами, подтверждает эффективность сетевого взаимодействия между школами, СПО и ВУЗами в контексте профессиональной ориентации. Модели развития карьеры, предложенные Г. Супером, Джоном Крамбольцем, Эдгаром Шейном и принципы социального обучения Л.С. Выготского, находят практическое применение в деятельности форсайт-площадки. В частности, акцент на самоидентификации, важность случайных событий в карьерном выборе, осознание карьерных якорей и социальное взаимодействие как факторы развития карьеры подтверждаются практическими результатами работы площадки.
Межкоординационная форсайт-площадка демонстрирует важность комплексного подхода к профессиональной ориентации, объединяя теоретические модели и практическую деятельность. Результаты исследования подтверждают, что такой подход способствует не только профессиональному, но и личностному развитию старшеклассников, подготавливая их к эффективной интеграции в современное общество и рынок труда. В дальнейшем исследования могут быть направлены на изучение долгосрочного влияния участия в форсайт-площадке на карьерное развитие выпускников.
Будущие исследования могут сосредоточиться на анализе конкретных кейсов успешного карьерного развития участников форсайт-площадки, а также на разработке новых методик и инструментов для повышения эффективности профориентационной работы. Важным направлением является также изучение влияния цифрови-зации и новых технологий на процессы профессионального самоопределения и карьерного развития молодежи.
Библиографический список
1. Горбачева С.М., Стрижко, И.И. Профессиональная ориентация учащихся // Молодой ученый. 2015. № 21 (101). С. 778-781. // URL: https://moluch.ru/archive/101/22874/ (Дата обращения: 15.02.2024)
2. Белоновская И.Д. Методологические основы педагогического сопровождения профессионального саморазвития студента / Белоновская И.Д., Неволина В.В. - М.: Перо, 2019. 124с.
3. Швецова Н.В. Современные методы и технологии сопровождения профориентации в школе // Молодой ученый. 2021. № 44 (386). С. 202-205. // URL: https://moluch.ru/ archive/386/85033/ (Дата обращения: 15.02.2024)
4. Бердюгина Е.Д. Профориентационная работа в школе (методические рекомендации) // URL: https://urok.1sept.ru/articles/412720. (Дата обращения: 15.02.2024)
Ж
5. Иванов И.И., Смирнова С.С. «Современные методы профессиональной ориентации старшеклассников в контексте взаимодействия школы и вуза». Журнал высшего образования, 2023. № 4. С. 45-59.
6. Петрова Е.Е., Федоров Ф.Ф. «Стратегии развития международного научного и образовательного сотрудничества между школами и университетами». Научный вестник, 2023. № 2. С. 102-115.
7. Кузьминова О.А. «Форсайт-площадки как инновационная форма профессионального ориентирования: опыт и перспективы». Сборник трудов конференции по образовательным инновациям, 2023. С. 78-89.
8. Сидоров Д.Д., Васильева Н.В. «Цифровизация образовательного процесса: интеграция школ, СПО и вузов». Труды Института образования, 2023. Том 15. С. 200-215.
9. Чернова Г.Х. «Методы и практики вовлечения старшеклассников в научную деятельность на площадке вуза». Инновации в образовании, 2023. № 7. С. 34-46.
10. Миронов В.В., Романюк С.П. «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений как фактор устойчивого развития региона». Журнал региональной экономики, 2023. № 3. С. 154-167.
11. Александрова А.Ю. «Повышение качества профессиональной ориентации учеников через взаимодействие школы, техникумов и университетов». Наука и образование: современные тенденции, 2023. № 5. С. 92-108.
References
1. Gorbacheva S.M., Strizhko, I.I. Professional guidance of students // Young scientist. 2015. № 21 (101). P. 778-781. // URL: https://moluch.ru/archive/101/22874/ (02.15.2024)
2. Belonovskaya I.D. Methodological foundations of pedagogical support for professional self-development of a student / Belonovskaya I.D., Nevolina V.V. - M.: Pero, 2019. 124 p.
3. Shvetsova N.V. Modern methods and technologies for supporting career guidance in school // Young scientist. 2021. №44 (386). P. 202-205. // URL: https://moluch.ru/ar-chive/386/85033/ (02.15.2024)
4. Berdyugina E.D. Career guidance work at school (methodological recommendations) // URL: https://urok.1sept.ru/articles/412720. (02.15.2024)
5. Ivanov I.I., Smirnova S.S. "Modern methods of professional guidance for high school students in the context of interaction between school and university." Journal of Higher Education, 2023. № 4. P. 45-59.
6. Petrova E.E., Fedorov F.F. "Strategies for the development of international scientific and educational cooperation between schools and universities." Scientific Bulletin, 2023. № 2. P. 102-115.
7. Kuzminova O.A. "Foresight platforms as an innovative form of vocational guidance: experience and prospects." Proceedings of the conference on educational innovations, 2023. P. 78-89.
8. Sidorov D.D., Vasilyeva N.V. "Digitalization of the educational process: integration of schools, secondary vocational education and universities." Proceedings of the Institute of Education, 2023. Volume 15. P. 200-215.
9. Chernova G.Kh. "Methods and practices of involving high school students in scientific activities at the university site." Innovations in Education, 2023. № 7. P. 34-46.
10. Mironov V.V., Romanyuk S.P. "Network interaction of educational institutions as a factor in the sustainable development of the region." Journal of Regional Economics, 2023. № 3. P. 154-167.
11. Alexandrova A.Yu. "Improving the quality of vocational guidance for students through interaction between schools, technical schools and universities." Science and education: modern trends, 2023. № 5. P. 92-108.