Научная статья на тему 'Эффективность участия старшеклассников в профориентационных мероприятиях'

Эффективность участия старшеклассников в профориентационных мероприятиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная ориентация / профориентационные мероприятия / выбор профессии / профессиональное самоопределение / факторы профориентации. / professional orientation / career guidance activities / career choice / professional self-determination / career guidance factors.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алашеев С. Ю., Кутейницына Т. Г., Репринцева Е. Г.

По результатам опроса учащихся 8-х и 10-х классов школ Самарского региона проведена оценка вовлеченности старшеклассников в различные формы профориентационной работы. Проведено сравнение участия в различных пассивных и активных формах профориентационных мероприятий по критерию готовности к профессиональному самоопределению после окончания школы. Эффективность профориентационных мероприятий рассматривается как определенность выбора дальнейшей профессиональной и образовательной траектории. Авторы приходят к выводу, что несмотря на расширение активных форм профориентации, традиционные методы не теряют своей актуальности, доказывают свою эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алашеев С. Ю., Кутейницына Т. Г., Репринцева Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of senior pupils’ participation in career guidance activities

Based on the results of a survey of 8th and 10th grade students in schools in the Samara region, the involvement of high school students in various forms of career guidance was assessed. A comparison was made of the participation of schoolchildren in various passive and active forms of career guidance activities according to the criterion of readiness for professional self-determination after graduation. The effectiveness of career guidance activities is considered as the certainty of the choice of further professional and educational path. The authors come to the conclusion that despite the expansion of active forms of career guidance, traditional methods do not lose their relevance, they prove their effectiveness.

Текст научной работы на тему «Эффективность участия старшеклассников в профориентационных мероприятиях»

УДК 37.062.2; 316.614

Алашеев С.Ю.1, Кутейницына Т.Г.1, Репринцева Е.Г.2

1Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Самарский

филиал, Самара, Россия, 2Центр профессионального образования Самарской области, Самара, Россия

Эффективность участия старшеклассников в профориентационных мероприятиях

Аннотация. По результатам опроса учащихся 8-х и 10-х классов школ Самарского региона проведена оценка вовлеченности старшеклассников в различные формы профориентационной работы. Проведено сравнение участия в различных пассивных и активных формах профориентационных мероприятий по критерию готовности к профессиональному самоопределению после окончания школы. Эффективность профориентационных мероприятий рассматривается как определенность выбора дальнейшей профессиональной и образовательной траектории. Авторы приходят к выводу, что, несмотря на расширение активных форм профориентации, традиционные методы не теряют своей актуальности, доказывают свою эффективность.

Ключевые слова: профессиональная ориентация; профориентационные мероприятия; выбор профессии; профессиональное самоопределение; факторы профориентации.

Alasheev S.Yu., Kuteinitsyna T.G., Reprintseva E.G. Effectiveness of senior pupils' participation in career guidance

activities

Abstract. Based on the results of a survey of 8th and 10th grade students in schools in the Samara region, the involvement of high school students in various forms of career guidance was assessed. A comparison was made of the participation of schoolchildren in various passive and active forms of career guidance activities according to the criterion of readiness for professional self-determination after graduation. The effectiveness of career guidance activities is considered as the certainty of the choice of further professional and educational path. The authors come to the conclusion that despite the expansion of active forms of career guidance, traditional methods do not lose their relevance, they prove their effectiveness.

Keywords: professional orientation; career guidance activities; career choice; professional self-determination; career guidance factors.

Одна из задач школьного образования - выявлять и направлять профессиональные ориентации выпускников и готовить их к осознанному и самостоятельному выбору профессии. Согласно ФГОС основного и среднего общего образования выпускники школ должны быть готовы осуществлять такой выбор. В связи с этим проблемы профессионального самоопределения старшеклассников обретают актуальность. В то же время некоторые исследователи обнаруживают, что современные школьники зачастую предпочитают перекладывать ответственность за профессиональный и образовательный выбор на значимых взрослых или

www.careerjourney.ru

руководствоваться общественным мнением о престижности тех или иных профессий [1].

Профессиональное самоопределение является сложным и многомерным процессом и выступает предметом изучения различных дисциплин. Социология представляет профессиональное самоопределение как задачу, поставленную обществом перед когортой или конкретным человеком. Социальная психология рассматривает профессиональное самоопределение как процесс принятия серии решений, при этом индивидуум старается сохранить равновесие между своими предпочтениями, влечениями и потребностями общества. Еще один подход рассматривает профессиональное самоопределение как процесс осмысления (и реализации) индивидуального стиля жизни, важная часть которого - профессиональная деятельность (дифференциально-психологический подход) [2].

Целевыми ориентирами профессионального самоопределения для всех представленных подходов являются: воспитание детей, способных к самообразованию и саморазвитию, нравственных, самостоятельно мыслящих, обладающих реалистичным уровнем притязаний, настроенных на самореализацию в полезных видах деятельности [3]. Разработаны практические инструменты управлением организационным поведением работников и управлением кадровым ресурсом организаций [4, 5]. Отчеты

0 реализации профориентационных мероприятий, в том числе для старших школьников, в большом количестве приводятся на сайтах образовательных организаций, институтов повышения квалификации и региональных органов управления образованием, но эконометрический анализ эффективности этих мероприятий на уровне региона крайне редок [6].

Объектом нашего наблюдения в ходе анкетного опроса стали учащиеся 8-х и 10-х классов общеобразовательных организаций Самарской области. Исследовательский интерес именно к этим группам школьников связан с решением одной из задач: изучение процесса принятия решения в ситуациях выбора на когортах школьников, которые имели недавний опыт их совершения - выбор предпрофильного обучения в 8 классе и выбор профильного обучения в старшей школе. Исследование было проведено в апреле 2023 года в дистанционном формате (онлайн), планировалось сплошное обследование избранных групп школьников путем заполнения ими Яндекс-формы анкеты1.

Реализованная выборка охватывает 60% генеральной совокупности целевых групп респондентов - обучающихся в 8-х и 10-х классах школ региона. Объем выборочной совокупности составил 27904 школьника 8-х

1 В каждом территориальном управлении общеобразовательные организации получали свою (отдельную) ссылку и QR-код на форму для заполнения респондентами. По каждой ссылке был доступен оригинальный перечень общеобразовательных организаций, расположенных в данном муниципалитете, респонденты должны были выбрать свою организацию из выпадающего списка.

и 10-х классов школ области. На итоги участия в онлайн-обследовании, видимо, повлияли: короткие сроки проведения полевых работ - 4 учебных дня, проблемы доступа к Яндекс-формам в удаленных территориях, а также загрузка учащихся в конце учебного года. Такого рода «доступные» выборки нередко применяются в исследованиях при ограничениях доступности респондентов. Если оценивать выборку обследованных школьников как случайную, стандартная ошибка выборки составляет 0,2%, предельная ошибка репрезентативности не превышает 0,4% для уровня значимости 0,05, что позволяет с высокой степенью доверия относиться к полученным результатам.

Массив опрошенных составляют 75% учащихся восьмых классов школ региона и 25% десятиклассников. Среди респондентов 49% мальчиков и 51% девочек.

В арсенале методов профессиональной ориентации существует достаточно разнообразный спектр мероприятий. По формам включенности обучающихся в процесс профориентационной работы мероприятия делятся на пассивные, активные и интерактивные.

Эмпирическими индикаторами вовлеченности старшеклассников выступали ответы на вопрос анкеты «Участвовали ли Вы в следующих мероприятиях?» с перечнем мероприятий для выбора.

Пассивные формы:

- Посещал предприятия, учреждения с экскурсией для ознакомления со специальностями, профессиями;

- Слушал рассказы, лекции о профессиях, о правилах выбора профессии на уроках, встречах, на видеоконференциях;

- Просматривал видеоролики, презентации о профессиях;

- Читал статьи, посты в интернете, книги, журналы о разных профессиях и правилах выбора профессии, учебного заведения;

- Проходил тестирование по выбору профессии;

- Посещал колледжи/ техникумы/ вузы (дни открытых дверей, экскурсии, другие мероприятия).

Активные, интерактивные формы:

- Участвовал в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах;

- Участвовал в квестах, играх, викторинах, посвященных выбору профессии;

- Обсуждал выбор будущей профессии с консультантом по профориентации / психологом;

- Выполнял профессиональные пробы, был волонтером, работал на каникулах (пробовал себя в профессии);

- Занимался (или занимаюсь сейчас) в кружках, секциях, клубах;

- Выступал со своим докладом, презентацией по теме выбора профессии;

- Выполнял проект, исследование по теме выбора профессии.

Наиболее распространенными мероприятиями по профессиональной

ориентации, в которых принимали участие старшеклассники, являются: уроки, встречи, видеоконференции о профессиях, правилах выбора профессии (70,6%); просмотр видеороликов, презентаций (69,4%); обращение к информационным источникам (статьи, посты в интернете, книги, журналы) для получения информации о разных профессиях, правилах выбора специальности, учебного заведения (68,9%). Участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и тестирование по выбору профессии также являются довольно распространёнными формами активностями по профессиональной ориентации (64,9% и 61,4% соответственно).

Наименее распространенными практиками выступают: консультации по выбору будущей профессии со специалистами (31,6%) и проектная деятельность - на выполнение исследований, проектов указали 29,4% и 23,8% отметили, что выступали с докладом, презентацией по теме выбора профессии (см. рисунок 1).

www.careerjourney.ru

Слушал рассказы, лекции о профессиях, о правилах выбора профессии на уроках,...

Просматривал видеоролики, презентации о профессиях

Читал статьи, посты в интернете, книги, журналы о разных профессиях и.

Занимался (или занимаюсь сейчас) в кружках, секциях, клубах

Участвовал в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах

Проходил тестирование по выбору профессии

Посещал предприятия, учреждения с экскурсией для ознакомления со.

Посещал колледжи/ техникумы/вузы (дни открытых дверей, экскурсии, другие...

Участвовал в квестах, играх, викторинах, посвящённых выбору профессии

Выполнял профессиональные пробы, был волонтёром, работал на каникулах.

Обсуждал выбор будущей профессии с консультантом по профориентации/.

Выполнял проект, исследование по теме выбора профессии

Выступал со своим докладом, презентацией по теме выбора профессии

Да Нет

70,6 21,2 8,2

69,4 22,7 7,9

68,9 22,4 8,7

67,6 29,7 2,

64,9 26 9,1

61,4 30,3 8,3

51,6 39,7 8,7

46,9 47,2 5,9

43,1 44,9 2

37,1 56,5 6,4

31,6 61,7 6,7

29,4 62,3 8,3

23,8 68,7 7,5

■ Не помню

Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос «Участвовали ли вы в следующих мероприятиях?» (в % по каждому мероприятию, N=27904)

Сравнительный анализ демонстрирует большую распространенность пассивных форм профориентационных мероприятий, нежели активных.

Среди пассивных форм профориентации посещение предприятий, учреждений для ознакомления с профессиями, специальностями и участие в ознакомительных мероприятиях, проводимых в ПОО и организациях высшего образования (дни открытых дверей и пр.), распространены в меньшей степени - 51,6% и 46,9% соответственно.

Среди активных/интерактивных форм наиболее распространенной являются занятия в кружках, секциях, клубах (67,6%). Данная активность относится к мероприятиям по профессиональной ориентации, характеризующаяся получением новых знаний, навыков в определенных сферах. 64,9% обучающихся отметили участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах. Около 30% указали на консультации со специалистами по выбору будущей специальности и выполнение проекта по теме профессионального выбора. Такой формат проектной деятельности, как выступление с докладом, презентацией по теме выбора профессии распространен среди школьников в наименьшей степени (23,8%).

Сравнительный анализ обнаруживает больший опыт участия в мероприятиях по профессиональной ориентации десятиклассников, нежели учащихся восьмых классов. При этом наблюдается значительное увеличение распространенности пассивных форм профориентационных мероприятий к десятому классу. Так, на экскурсии, мероприятия, проводимые в организациях профессионального и высшего образования, указали 42,4% восьмиклассников и 60,1% десятиклассников. Доля восьмиклассников, прошедших тестирование по выбору профессии, составила 57,6%, тогда как среди десятиклассников на участие в тестировании указали 72,5%.

Уровень участия в активных/интерактивных формах профориентационных мероприятий выше среди десятиклассников, чем среди восьмиклассников. Однако необходимо отметить, что это увеличение не столь значительно в сравнении с пассивными формами, и составляет не более 5 п.п. Исключением является проектная деятельность. Так, на выполнение проекта, исследования по теме выбора профессии указали 26,7% восьмиклассников и 37,3% десятиклассников. Опыт презентации своего доклада о профессиональном выборе имеют 21,8% восьмиклассников и 29,8% учащихся десятых классов.

В целом можно отметить достаточно высокую вовлеченность обучающихся в профориентационные мероприятия: 94,2% опрошенных отметили, что участвовали хотя бы в одном мероприятии пассивного формата; 90,2% указали на участие хотя бы в одном мероприятии активного/интерактивного формата и 0,6% отметили, что не принимали участие ни в одном мероприятии.

Эффективность профориентационных мероприятий оценивалась по следующему параметру. Критерием эффективности избран - уровень профессионального самоопределения, рассчитанный на оценочных суждениях старшеклассников, исходя из теоретических конструкций.

Определение степени сформированности профессионального самоопределения основывается на известной модели «Лестницы развития

компетентности»2. Применяя данную конструкцию к процессу профессионального самоопределения, можно выделить три уровня:

1. Низкая степень профессионального самоопределения (неосознанная некомпетентность);

2. Средняя степень («полуготовность»/«недо-готовность») (осознанная некомпетентность);

3. Высокая степень профессионального самоопределения (осознанная компетентность).

Эмпирическими индикаторами для отнесения учащихся к той или иной уровневой группе выступали ответы на вопрос: «Знаете ли Вы, где будете учиться после окончания школы, какую профессию или специальность получать, в какой сфере и кем работать?».

Высокая степень профессионального самоопределения определяется ответом: «Я знаю, в какое учебное заведение буду поступать, и специальность обучения, и кем я буду затем работать». Средняя степень профессионального самоопределения включала варианты: «Я знаю, что нужно делать выбор, но не знаю с чего начать»; «Я знаю специальность будущего обучения, но не определился, где буду учиться» и «Я знаю, в какое именно учебное заведение буду поступать, но не определился со специальностью обучения». Низкая степень профессионального самоопределения маркирована ответом: «Сейчас ещё рано заниматься этим вопросом, когда придёт время, я определюсь без проблем».

В целом по Самарскому региону 28,4% опрошенных учащихся 8-х и 10-х классов продемонстрировали высокий уровень профессионального самоопределения. Относительное количество 10-классников с высоким уровнем самоопределения значительно больше - 36,7%, что вполне закономерно, поскольку уже в следующем году им необходимо принимать решение о дальнейшем обучении. Среди восьмиклассников доля с высоким уровнем самоопределения ниже (25,5%), вероятно, те, кто планируют продолжить обучение в 10-м классе, еще не до конца сформировали свой выбор. Более половины опрошенных (57,2%) продемонстрировали средний уровень сформированности профессионального самоопределения, что свидетельствует о том, что профориентационная деятельность должна наращивать свою активность. 14,4% обучающихся считают, что заниматься вопросами профессионального будущего еще рано и откладывают решение «на потом», что свидетельствует о низком уровне профессионального самоопределения.

2 Автор теории Сознательной лестницы компетенций - физиолог Ноэль Берч из компании Gordon Training International. Модель Берча выделяет два фактора в процессе получения новых навыков: осознание (осведомленность) и уровень квалификации (компетентность). https://vk.com/@25465169-chetyre-stadii-obucheniya

Для девочек характерен более высокий уровень сформированности профессионального самоопределения, среди них значительно меньше тех, кто откладывает вопросы выбора профессионального пути (10,4%), тогда как среди мальчиков таких почти в два раза больше - 18,7%.

На уровень сформированности профессионального самоопределения коррелирует с успеваемостью. В группе школьников, демонстрирующих высокий уровень профессионального самоопределения, по сравнению с другими группами больше тех, кто учится либо в основном на «отлично», либо на «хорошо» и «отлично» - 40,5%, среди учащихся со средним уровнем - 36,2% и 29,2% - с низким уровнем профессионального самоопределения. И наоборот. «Троечники» в группе с высоким уровнем самоопределения составляют 17,1%, со среднем уровнем - 19,4%, с низким уровнем - 29,3%.

Сравнительный анализ демонстрирует следующую зависимость: чем чаще старшеклассники отмечают участие в различных мероприятиях, тем выше у них уровень сформированности профессионального самоопределения. Обучающиеся с низким уровнем профессионального самоопределения демонстрируют минимальное участие в мероприятиях по профессиональной ориентации, обучающиеся с высоким уровнем -максимальное участие. Отметим, что увеличение выбора пассивных форм мероприятий по профориентации практически в равных долях увеличивается в когортах с разным уровнем профессионального самоопределения (от низкого до среднего и от среднего до высокого уровня).

Около 80% обучающихся с высоким уровнем профессионального самоопределения отметили, что читали статьи, посты для получения информации о профессиях, правилах выбора профессии; 77,3% просматривали видеоролики, презентации по данной теме; 77,4% слушали лекции, рассказы на уроках. Среди старшеклассников с низким уровнем профессионального самоопределения указали на данные мероприятия 55,9%, 60,7% и 62,6% соответственно (см. рисунок 2).

www.careerjourney.ru

ч к

сЗ v;

Ii I

щ £ ^ Р

° ч £ *

С о

и

2 <и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

й н

(U

4 Щ ^ §

s а л к

5 о ^ ш о Я ю о

8 I

н

К Л

äs

н о

ч

сЗ

н к tr

<и н

(U

я

Л К

Е к

н ¡>

я w

К

Л

ч

сЗ

к

Л

£

ч

сЗ К

И И

Я к

& 4

Ü &

О 1Ц

О «

Л К

М и

^ (U

я ^

£ & g 8 О Л

я

4 3 °

5 2 я

3 § S ^ о

4 О Ü й й

Л ч

сЗ Я X ч к

о

Л

К

к а

сЗ

н к

(U со (U Л С

ч

К и

ч" к;

5 I *

° « s

с ^

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

58,8

36,9

4,3

43,1

51,2

5,7

38,9

51,6

9,5

67,7

26,3 6,0

61,5

30,1

8,3

48,7

38,5

12,8

78,2

67,6

23,1

16,2 5,5 9,3

55,9

31,2

12,9

77,3

67,7

24,3

17,3 5,4 8,0

60,7

27,4

11,9

77,4

16,8 5,8

69,3

22,4 8,3

62,6 25,2 12,1

61,1 32,7 6,2

48,3 42,7 9,0

45,8 41,6 12,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Да

Нет

Не помню

Рисунок 2 - Участие в пассивных формах мероприятий по профориентации среди обучающихся с различным уровнем профессионального самоопределения (в % по каждому мероприятию, N высокий уровень=7912, N средний уровень = 15967, N

низкий уровень = 4024)

Анализ влияния участия в активных/интерактивных формах мероприятий по профессиональной ориентации выявил следующую зависимость. Обучающиеся с высоким уровнем сформированности профессионального самоопределения демонстрируют большую вовлеченность в активные формы профориентационных мероприятий. При этом наблюдается значительная разница в показателях когорты старшеклассников с высоким уровнем профессионального самоопределения и когорты со средним уровнем. В этом случае, группа со

средним уровнем профессионального самоопределения незначительно отличается от группы с низким уровнем. Данная тенденция характерна практически для всех активных/интерактивных форм мероприятий (см. рисунок 3).

Занятие проектной деятельностью практически в 1,6 раза чаще отмечают обучающиеся с высоким уровнем профессионального самоопределения, чем со средним (выступали со своим докладом, презентацией по теме выбора профессии 33,7% против 19,5%; выполняли проект, исследование 40,1% против 25%). Среди когорты старшеклассников с высоким уровнем профессионального самоопределения 46,8% имеют опыт профессиональных проб (среди старшеклассников со средним уровнем - 33,4%). 43,6% имеющих высокий уровень профессионального самоопределения консультировались со специалистами по теме выбора профессии (среди старшеклассников со средним уровнем - 27,1%).

www.careerjourney.ru

ч g

^ S

с я

i^S «г

о о

Л о И о

ч ч X

ч о х 3

m

(U К

а

eö Н Е Ч 0)

И со

К

£ -

С Л о

^ , £ ю Л

о,« №

с с

X - tö н и и о

(U Ч

о <и Л ч х &

^ о К

И

ч

о

4

5 К

к

Л

о

!2 CÖ

S К X

ч ч к ч о с 3

m

ч « Л

О Л Ю И

о

ч

ю о ю н о

ЕГ

<о К

S Cd SS

(U о. о

Н о °

.у <и

о 42 Д

2

Й К Ю

% я- ^

^ И Ч

И о

00 CÖ

К ч

Ü § * <u g л

о ей о

а, а

я к

о н

« S

(u К н я U ¡2 Р ° к

^ щ г ^^ ^

ю ° я

Л о

- G *

%

* CÖ

Н ^ ^ о cö й

(U р ^

ю Ь 2

И К и

ч

и о и н о

s g X

О К CÖ

Л м Ч

ю

а S

н X <и

О К к X & S

s

^ о а _ я

й ^ s как

О О ч ю о а ч о

Ч Л ei

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ю ю ^

о м о

О Й Л Я Л я

cö Ч О eö Л К

W g

я к ¿йч

3

и

и

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

33,7

60,1

6,2

19,5

73,3

7,2

21,9

67,0

11,1

40,1

53,3

6,6

25,0

66,7

8,2

25,6

62,7

11,7

71,6

67,6

59,9

26,4 2,0 30,1 2,4 34,6 5,5

46,8

48,1

33,4

60,4

32,5

57,8

43,6

50,7

27,1

66,6

26,3

63,9

53,1

38,1

39,2

47,8

38,5

47,0

71,3

64,0

26,7

56,2

31,6

5,1

6,2

9,7

5,7

6,4

9,9

8,8

13,1

14,5

21,8

6,9

9,4

12,3

Да

Нет

Не помню

Рисунок 3 - Участие в активных и интерактивных формах мероприятий по профориентации среди обучающихся с различным уровнем профессионального самоопределения (в % по каждому мероприятию, N высокий уровень=7912, N средний

уровень=15967, N низкий уровень=4024)

Таким образом, участие в мероприятиях по профориентации активного/интерактивного формата в большей степени определяет сформированность профессионального самоопределения старшеклассников. Подтверждается исследовательская гипотеза о том, что степень сформированности профессионального самоопределения положительно коррелирует с опытом участия обучающихся в активных и интерактивных формах профориентационных мероприятий.

Однако результаты линейного регрессионного анализа не в полной мере согласуются с указанием на больший эффект влияния на уровень самоопределения от участия в активных формах профориентационных мероприятий по сравнению с пассивными мероприятиями. Зависимой выступала все та же переменная «Уровень профессионального самоопределения» в трех градациях: низкий средний, высокий уровень.

В качестве предикторов исследованы факты участия в тех или иных видах профориентационных мероприятий (по ответам школьников). Кроме того, в статистический анализ включены факторы, показавшие в представленном выше анализе значимые корреляции с достигнутым уровнем профессионального самоопределения: класс обучения, успеваемость и пол респондента - для того, чтобы оценить «чистое» влияние предикторов.

Прежде чем представить результаты регрессионного анализа, отметим, что включение константы в статистическую модель показывает высокое значение t-критерия и значительное ухудшение коэффициента детерминации. То есть, включенные в качестве предикторов формы профориентации и контрольные переменные не могут корректно «объяснить» повышение уровня профессионального самоопределения - используемых факторов недостаточно. Тем не менее, данная модель позволяет сопоставить вклад различных форм профориентации в повышении уровня профессионального самоопределения. Качество множественной регрессии, построенной для анализа влияния профориентационных мероприятий, демонстрируют результаты моделирования (таблица 1).

Несмотря на вероятную корреляцию между участием в различных формах профориентации, любопытно определить, какой из этих факторов показывает более значимые регрессионные коэффициенты в модели. В качестве критерия включения предикторов в модель использовалась процедура пошагового отбора (stepwise selection), которая часто используется в случаях, когда независимые переменные коррелированы.

Таблица 1 - Результаты подгонки регрессионной модели.

Модель (интерация) R R-квадрат Скорректированный R-квадрат Стд. ошибка оценки

13 0,934 0,873 0,873 0,796

Статистическая оценка качества использованной модели

множественной линейной регрессии высока. Коэффициент детерминации

2

Я" = 0,873, т.е. используемый набор предикторов объясняет 87,3% дисперсии зависимой переменной. В рамках примененной статистической модели рассмотрим характер влияния форм профориентационных мероприятий на обретение более высокого уровня дальнейшего самоопределения старшеклассников (таблица 2).

Таблица 2 - Оценки влияния различных факторов на уровень профессионального самоопределения старшеклассников. Зависимая переменная: Уровень профессионального самоопределения

Нестандарти- Стандарти-

Независимые переменные зованныи коэффициент В зованный коэффициент Бета t-критерий

Читал статьи, посты в интернете, книги,

журналы о разных профессиях и правилах выбора профессии, учебного заведения 0,35 0,13 30,88**

Занимался (или занимаюсь сейчас) в кружках, секциях, клубах 0,26 0,10 24,24**

Слушал рассказы, лекции о профессиях, о правилах выбора профессии на уроках, встречах, на видеоконференциях 0,26 0,10 22,05**

Просматривал видеоролики, презентации о профессиях 0,23 0,09 19,65**

Проходил тестирование по выбору профессии 0,17 0,06 15,09**

Участвовал в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах 0,14 0,05 13,01**

Выступал со своим докладом, презентацией по теме выбора профессии -0,14 -0,03 -10,97**

Посещал колледжи / техникумы / вузы (дни

открытых дверей, экскурсии, другие мероприятия) 0,10 0,03 9,51**

Участвовал в квестах, играх, викторинах, посвящённых выбору профессии -0,07 -0,02 -5,69**

Выполнял профессиональные пробы, был волонтёром, работал на каникулах (пробовал себя в профессии) 0,03 0,01 2,97*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Успеваемость (по возрастанию) 0,37 0,40 80,34**

Пол (женский) 0,35 0,11 38,91**

Класс обучения (10 класс) 0,18 0,04 16,17**

** значимость Sig. <0,0005. * значимость Sig. <0,005.

Контрольные переменные, включенные в число независимых, показывают вполне ожидаемое влияние на высоком уровне значимости. Рост успеваемости позитивно сказывается на более высоком уровне профессионального самоопределения старшеклассников. По сравнению с юношами девушки лучше определяют свою профессиональную карьеру. Десятиклассники более определенны в своих образовательных и профессиональных планах, нежели восьмиклассники.

В итоговую модель не были включены переменные с недостаточным уровнем статистической значимости взаимосвязи по F-критерию

дисперсионного анализа. Незначимыми факторами оказались: 1) посещение предприятий, учреждений с экскурсией для ознакомления со специальностями, профессиями; 2) обсуждение выбора будущей профессии с консультантом по профориентации / психологом; 3) выполнение проекта, исследования по теме выбора профессии. Это исключение не связано с частотой использования этих форм профориентации старшеклассников.

Наибольшее влияние на повышение уровня профессионального самоопределения в модели регрессионного анализа оказывает чтение статей, постов в интернете, книг, журналов. Хотя этот вид мероприятий относят к пассивным формам профориентации, тем не менее он предполагает некоторую активность школьников в обращении к источникам информации, особенно это относится к поискам в интернете.

В результате пошагового отбора в итоговую модель включены пять видов мероприятий, относящихся к пассивным, и столько же активных типов мероприятий. Однако в таблице 2 даже визуально можно обнаружить, что активные формы мероприятий (строки выделены цветом) чаще оказываются в нижних строках, расположенных в порядке убывания значимости влияния на показатель самоопределения школьников в профессии.

Кроме того, регрессионные коэффициенты переменных «Выступал со своим докладом, презентацией по теме выбора профессии» и «Участвовал в квестах, играх, викторинах, посвящённых выбору профессии» принимают отрицательные значения, что фиксирует факт участия в этих мероприятиях не приводит к повышению уровня самоопределения. Уточним. Как было показано на рисунке 3, эти мероприятия оказывают позитивное влияние на достижение высокого уровня самоопределение, но не приводят к его однозначному росту от уровня к уровню (при учете влияния всех других факторов и контрольных переменных).

Итак, возвращаясь к названию статьи, включенность старшеклассников в профориентационные мероприятия можно ранжировать по степени наибольшей отдачи на повышение уровня профессионального самоопределения.

1. Чтение статей, постов в интернете, книг, журналов о разных профессиях и правилах выбора профессии, учебного заведения;

2. Занятия в кружках, секциях, клубах;

3. Рассказы, лекции о профессиях, о правилах выбора профессии на уроках, встречах, на видеоконференциях;

4. Видеоролики, презентации о профессиях;

5. Тестирование по выбору профессии;

6. Участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах;

7. Посещение учебных заведений (дни открытых дверей, экскурсии, другие мероприятия);

8. Профессиональные пробы, волонтерство, работа на каникулах (проба себя в профессии).

Заключение.

В целом, вовлеченность старшеклассников в профориентационные мероприятия - как в активных и интерактивных формах, так и в пассивных - слабо связана с уровнем профессионального самоопределения (так, как он определен в данном исследовании). То есть, используемые методы профориентации не обнаруживают значимого влияния на профессиональную определенность старшеклассников, в целом. Видимо, повышение уровня профессионального самоопределения в большей степени обеспечивают некие другие (не представленные в данном исследовании) факторы.

Среди форм профориентационной работы наибольшую эффективность обнаруживает - чтение статей, постов в интернете, книг, журналов о разных профессиях и правилах выбора профессии или учебного заведения. Отметим, что обращение к этим источникам информации не только стимулируется профконсультантами, но может инициироваться и самими школьниками.

Несмотря на расширение в последнее время активных форм профориентации [7], традиционные методы не теряют своей актуальности, доказывают свою эффективность.

Библиографический список

1. Шутова Е.П., Великанова А.С. Теория профессионального самоопределения старшеклассников в отечественной психологии // Вестник университета. 2021. № 10. С. 187-194.

2. Столяренко Л.Д. Общая психология - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 672 с.

3. Резапкина Г.В. От профессиональной ориентации - к профессиональному самоопределению, 2020, РАНГиГС https://firo.ranepa.ru/files/docs/rezapkina_ot_proforientacii_molodeii_k_samoopredeleniyu_lichn osti.pdf (дата обращения: 18.01.2024).

4. Шамис В.А., Левкин Г.Г. Организационное поведение: практикум - М: Ай Пи Ар Медиа, 2023. - 192 c. ISBN 978-5-4497-1821-1. // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : URL: https://www.iprbookshop.ru/124749.html (дата обращения: 18.01.2024).

5. Хайрулина Л. Р. Управление человеческими ресурсами. Практикум: тесты, темы докладов-презентаций, ситуационные кейс-задания: учеб. пособие; Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ. - Омск: Издательский центр КАН, 2021. - 156 с. ISBN 978-5-907156-93-7

6. Блинов В. И. Эффективные практики профессиональной ориентации в регионах России // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №1 (25). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ effektivnye-praktiki-professionalnoy-orientatsii-v-regionah-rossii (дата обращения: 18.01.2024).

7. Швецова Н. В. Современные методы и технологии сопровождения профориентации в школе // Молодой ученый. 2021. № 44 (386). С. 202-205. URL: https://moluch.ru/archive/386/85033/ (дата обращения: 18.01.2024).

Информация об авторах

Алашеев Сергей Юрьевич, старший научный сотрудник, Самарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Самара, Россия Кутейницына Татьяна Григорьевна, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, Самарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Самара, Россия

Репринцева Елена Григорьевна, МА по социологии, руководитель отдела исследовательских работ, Центр профессионального образования Самарской области, Самара, Россия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.