Научная статья на тему 'Профориентация в общем образовании: анализ ситуации, тенденции и перспективы развития'

Профориентация в общем образовании: анализ ситуации, тенденции и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профориентация / профессиональное самоопределение / непрерывное образование / образовательная среда / среднее общее образование / социальное партнерство / career guidance / professional self-determination / continuous education / educational environment / secondary general education / social partnership

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугров Антон Сергеевич

Введение. Успешность социально-экономического развития страны и региона определяется кадровым потенциалом, на повышение которого работает в том числе система профессиональной ориентации. С 2018 года после акцентирования внимания президентом страны на этом сегменте общего образования наблюдаются существенные трансформации, требующие научного осмысления и анализа. Пятилетний срок является достаточным, чтобы оценить произошедшие изменения в подходах к профориентационной работе и наметить перспективы их дальнейшего развития. Цель. Обосновать перспективность модели фонового профессионального самоопределения в профессионально-ориентированной образовательной среде. Методы. В работе использовались методы ретроспективного анализа, теоретического моделирования, синтеза, обобщения и сравнения. Результаты. Представлены тенденции и перспективы развития профессиональной ориентации школьников, в том числе в виде авторской модели фонового профессионального самоопределения в профессионально-ориентированной образовательной среде. Научная новизна. Проведен анализ актуальных подходов и моделей профессиональной ориентации школьников в разрезе пятилетней ретроспективы. Предложена модель фонового профессионального самоопределения в профессионально-ориентированной образовательной среде. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области управления образованием при разработке комплексных региональных программ профессиональной ориентации в системе общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career guidance in general education: situation analysis, trends and development prospects

Introduction. The success of a country’s and region’s socio-economic development is determined by its human resource potential, the enhancement of which is influenced, in part, by the system of career guidance. Since 2018, significant transformations have been observed in the field of career guidance following the country’s president’s increased focus on this segment of general education, necessitating scientific understanding and analysis. A five-year period is deemed sufficient to assess the changes in approaches to career guidance and outline the prospects for further development. Aim. To substantiate the viability of the background model of professional self-determination in a professionally-oriented educational environment. Methods. The study employed retrospective analysis, theoretical modeling, synthesis, generalization, and comparison methods. Results. Trends and prospects in the development of students’ career guidance, including the author’s background model of professional self-determination in a professionally oriented educational environment, are presented. Scientific novelty. An analysis of current approaches and models of students’ career guidance over a five-year retrospective period has been conducted. A background model of professional self-determination in a professionally-oriented educational environment has been proposed. Practical significance. The research results can be utilized by education management professionals in the development of comprehensive regional programs for career guidance in the general education system.

Текст научной работы на тему «Профориентация в общем образовании: анализ ситуации, тенденции и перспективы развития»

https://doi.org/10.52944/PORT.2024.56.1 006 Научная статья

Профориентация в общем образовании: анализ ситуации, тенденции и перспективы развития

А. С. Бугров

Уральский технический институт связи и информатики (филиал) Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики

Екатеринбург, Российская Федерация bugrant2@gmail.com

Аннотация

Введение. Успешность социально-экономического развития страны и региона определяется кадровым потенциалом, на повышение которого работает в том числе система профессиональной ориентации. С 2018 года после акцентирования внимания президентом страны на этом сегменте общего образования наблюдаются существенные трансформации, требующие научного осмысления и анализа. Пятилетний срок является достаточным, чтобы оценить произошедшие изменения в подходах к профориентационной работе и наметить перспективы их дальнейшего развития.

Цель. Обосновать перспективность модели фонового профессионального самоопределения в профессионально-ориентированной образовательной среде. Методы. В работе использовались методы ретроспективного анализа, теоретического моделирования, синтеза, обобщения и сравнения.

Результаты. Представлены тенденции и перспективы развития профессиональной ориентации школьников, в том числе в виде авторской модели фонового профессионального самоопределения в профессионально-ориентированной образовательной среде.

Научная новизна. Проведен анализ актуальных подходов и моделей профессиональной ориентации школьников в разрезе пятилетней ретроспективы. Предложена модель фонового профессионального самоопределения в профессионально-ориентированной образовательной среде.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы специалистами в области управления образованием при разработке комплексных региональных программ профессиональной ориентации в системе общего образования.

Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, непрерывное образование, образовательная среда, среднее общее образование, социальное партнерство

Для цитирования: Бугров А. С. Профориентация в общем образовании: анализ ситуации, тенденции и перспективы развития // Профессиональное образование и рынок труда. 2024. Т. 12. № 1. С. 79-94. https://doi.Org/10.52944/PORT.2024.56.1.006

Статья поступила в редакцию 2 января 2024 г.; поступила после рецензирования 16 января 2024 г.; принята к публикации 18 января 2024 г.

© Бугров А. С., 2024

Original article

Career guidance in general education: situation analysis, trends and development prospects

Anton S. Bugrov

Ural Technical Institute of Communications and Informatics (branch) of the Siberian State University of Telecommunications and Informatics, Yekaterinburg, Russian

Federation bugrant2@gmail.com

Abstract

Introduction. The success of a country's and region's socio-economic development is determined by its human resource potential, the enhancement of which is influenced, in part, by the system of career guidance. Since 2018, significant transformations have been observed in the field of career guidance following the country's president's increased focus on this segment of general education, necessitating scientific understanding and analysis. A five-year period is deemed sufficient to assess the changes in approaches to career guidance and outline the prospects for further development. Aim. To substantiate the viability of the background model of professional self-determination in a professionally-oriented educational environment.

Methods. The study employed retrospective analysis, theoretical modeling, synthesis, generalization, and comparison methods.

Results. Trends and prospects in the development of students' career guidance, including the author's background model of professional self-determination in a professionally oriented educational environment, are presented.

Scientific novelty. An analysis of current approaches and models of students' career guidance over a five-year retrospective period has been conducted. A background model of professional self-determination in a professionally-oriented educational environment has been proposed.

Practical significance. The research results can be utilized by education management professionals in the development of comprehensive regional programs for career guidance in the general education system.

Keywords: career guidance, professional self-determination, continuous education, educational environment, secondary general education, social partnership

For citation: Bugrov, A. S. (2024). Career guidance in general education: situation analysis, trends and development prospects. Vocational Education and Labour Market, 12 (1), 79-94. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/PORT.2024.56.1.006

Received January 2, 2024; revised January 16, 2024; accepted January 18, 2024.

Введение

На наших глазах изменяется структура занятости населения как по секторам экономики, так и по возрастным, образовательным, половым параметрам (Клавдиенко, 2019). В условиях, когда прогноз развития рынка труда затруднен даже для специалистов, деятельность по профессиональному самоопределению выпускников школ, их внутренняя готовность к систематической работе по анализу запросов рынка труда, соотнесению собственных возможностей и приоритетов, освоению новых форм профессиональной деятельности является залогом их будущей профессиональной состоятельности. Формирование этой готовности ложится на систему общего образования и зависит от оптимальности используемых моделей первичной профессиональной ориентации.

В соответствии с законом «Об образовании» содержание среднего общего образования среди прочего должно быть направлено на профессиональную ориентацию, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности1. Однако еще в 2018 г. профориентация не воспринималась учительским сообществом в качестве значимого направления профессиональной деятельности. В условиях жесткой привязки оценки своей работы с результатами ОГЭ и ЕГЭ профориентация выпала из содержания учебных занятий, уступив «пальму первенства» предметному натаскиванию. Внепредметная (внеурочная, межпредметная) профориентация требовала закрепления за данным направлением педагогической работы ответственного (-ых) исполнителя (-ей), что было затруднено в рамках действующего в школе штатного расписания.

Результаты опроса, проведенного среди учителей школ Свердловской области в 2018-2019 гг. (Мальцев и др., 2021), показали, что 88,2 % респондентов считали, что в школе должны быть отдельные специалисты по профориентации. При этом большинство учителей (48,7 %) склонялись к тому, чтобы «перепоручить» данное направление работы школьному психологу (существующему в школах, как правило, в единственном числе, решающему разнообразные задачи и физически не имеющему возможности систематически проводить работу по профессиональному самоопределению обучающихся). Вторыми в рейтинге оказались классные руководители (32,7 %), одновременно являющиеся учителями-предметниками, которые так же были перегружены своим основным функционалом, часто работали в две учебные смены и не были готовы систематически заниматься освоением новой для них деятельности. Впрочем, в соответствие с «Примерной программой воспитания» 2020 г., в которой модуль профориентация фигурировал в качестве инвариантного, именно классные руководители должны выступать в качестве организатора профориентационного процесса2.

Естественно, что в ситуации, когда на уровне образовательной организации отсутствовали заинтересованные компетентные лица,

1 См. п. 3 ст. 66 Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». https://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 140174

2 Примерная программа воспитания. Одобрена ФУМО по общему образованию 02.06.2020. https://fgosreestr.ru/uploads/files/22 fe797a18bd6d7c0048d80e0a69cfe1.pdf

ответственные за реализацию профессиональной ориентации учащихся, любые новации не могли возыметь должного эффекта. По официальным данным на территории Свердловской области в 2021 г. программы сопровождения профессионального самоопределения и профориентации реализовывали 29 % образовательных организаций и только 6 % образовательных организаций имели центры / кабинеты профориентации. В результате запущенности профориентационной сферы более 40 % студентов вузов и СПО разочаровывались в выборе профессии к концу первого курса обучения1.

Следует признать, что до недавнего времени работа по профессиональной ориентации в системе общего образования реализовывалась без учета отдельных педагогических принципов (систематичности; дифференциации и индивидуализации; интеграции всех доступных образовательных средств) и принципов профориентационной работы (продолжительности и непрерывности; практикоориентированности; социального партнерства; баланса актуального и перспективного - знакомство школьников как с массовыми профессиями своего региона, так и с профессиями, которые могут возникнуть в ближайшем будущем) (Сергеев, 2023, с. 34-35). Профессиональная ориентация проводилась вне административной централизации, носила эпизодический характер и опиралась на энтузиазм конкретного педагога. Зачастую инициатором профориентационных мероприятий выступали иные лица, например, органы власти, организаторы детских образовательных курсов, представители профессионального и высшего образования или родительской общественности (с предложением ознакомительно посетить место своей работы). Отсутствие единой целостной системы профориентационной работы, выстроенной на уровне каждой школы в итоге привело к тотальной недосформированности профессионального самосознания выпускников школ.

В рамках данной проблематики также следует отметить возрастающую с начала 2000-х гг. потребность в ранней профессионализации школьников. Доля выпускников 9-х классов, покинувших школу и продолживших обучение в организациях СПО, в 2021 г. превысила 47 %, что фактически равняется количеству 10-классников, доля которых снизилась с 68,2 % в 2001 г. до 47,5 % в 2021 г. Для сравнения: в 2001 г. доля выпускников, выбравших раннюю профессионализацию в организациях СПО, составила всего 28,8 % (Шугаль и др., 2022). Тем временем в том же 2021 г. от 50 % до 60 % школьников не знали о своих профессиональных способностях и не умели соотнести свои возможности с требованиями профессии2. Это напрямую связано с тем, что менее 4 % учителей регулярно проводили профориентационную работу, 60,1 % организовывали профессионально-ориентированные мероприятия эпизодически, а 15,7 % педагогов школ вообще никогда не занимались профориентацией обучающихся (Касьянова и др., 2018, с. 176-177). Данная ситуация не могла

1 Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в организациях общего образования/ дополнительного образования и дошкольных образовательных организациях Свердловской области: Аналитический отчет. Екатеринбург, 2021. https://www.irro.ru/upioad/mediaiibrary/37e/vibm1cw5fq04q2hafki9yeauti34p07t.pdf

2 Система работы по самоопределению...

рассматриваться государством и обществом иначе как проблемная и породила ряд управленческих решений, начиная с самого высокого уровня.

Методы

В работе использовались методы ретроспективного анализа, теоретического моделирования, синтеза, обобщения и сравнения. Источниками для анализа сложившейся ситуации в сфере профориентации в общем образовании в 2018-2023 гг. послужили работы С. Н., Чистяковой, В. И. Блинова, И. С. Сергеева, А. В. Мальцева, Т. И. Касьяновой и др. При отборе статистических данных акцент делался на состоянии профориентации в регионе (преимущественно Свердловской области). Анализу подвергались результаты профориентационной работы, которые соотносились со стратегическими, нормативно-правовыми и методическими документами регионального и федерального уровней.

Результаты и обсуждение

Подходы к профориентации в общем образовании

В научно-методическом отношении формы, методы и модели профориентации в общем образовании в достаточной степени проработаны. В зависимости от цели субъекта, организующего профориентацию, выделяют три различные парадигмы, разворачивающиеся в контексте школьной профориентации:

Образовательная парадигма. Имеет цель формирование самостоятельной готовности человека к профессиональному самоопределению.

Консультативная парадигма. Нацелена на помощь человеку в его конкретном профессионально-образовательном выборе.

Воздействующая парадигма. Основывается на идее управления профессиональным выбором человека в интересах того или иного субъекта - государства, предприятия, вуза, колледжа (Сергеев, 2023а, с. 13).

В рамках этих пересекающихся пространств разворачиваются различные подходы и модели школьной профориентации. В настоящий момент выделяется пять направлений профориентационной работы.

Информирование. Включает следующие методы: лекции; видеофильмы; встречи с профессионалами; профессиональную диагностику - беседы-интервью, специализированные опросники, онлайн-платформы; презентации профессионального контекста - мастер классы, выставки, экскурсии, ярмарки профессий и пр.; наглядные и информационные материалы - атлас новых профессий, навигатор абитуриента, профессио-граммы и т. д.

Обучение самоопределению. Включает: психолого-педагогическое сопровождение обучения планированию, игровые методы, тренинги, наставничество, профессиональные консультации по выработке рекомендаций (Чистякова, 2017); выполнение эвристических заданий по исследованию профессии или прогнозированию развития профессий; методы морально-эмоциональной поддержки (индивидуальная или групповая психотерапия); методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения с использование схем альтернативного выбора, построение системы различных вариантов действий (Швецова, 2021).

Практические занятия. Включает: проекты, кейсы, профессиональные пробы, организацию учебной фирмы, производственные практики, курсы по освоению различных профессиональных компетенций.

Оценивание. Включает: самооценку, портфолио, краш-тест - оценка надежности принятого решения на основе целенаправленной критики со стороны группы лиц.

Интегрирование знаний и умений в области профориентирования. Включает: профориентационные лагеря, соревнования, фестивали (Сергеев, 2016).

Справедливости ради отметим, что пока в большинстве школ про-фориентационная работа не выходит за рамки просвещения, консультирования и диагностирования (Белоглазов, 2022, с. 6). Но и это уже значительный шаг вперед по сравнению с недавним прошлым. Кроме того, на решение задач профессиональной ориентации школьников направлены усилия не только представителей общего образования. Про-фориентационная работа представлена разнообразными социальными институтами, такими как: детские движения и детские учебно-развлекательные центры и лагеря (WorldSkills Juniors, летние лагеря, тематические смены); центры профориентации, немногочисленные в масштабах страны и, как правило, сосредоточенные в областных центрах и на базе крупных вузов (Афанасьев, 2019); иные организации, занимающиеся профориентацией в качестве основной или сопутствующей деятельности и имеющие на сайте разделы, посвященные профессиональной ориентации. Интернет-пространство профориентации включает различные ресурсы, к которым можно отнести специализированные платформы: Билет в будущее, Учеба.ру, ПрофГид, Мой ориентир, Проектория, Выбери свой путь, ПрофВыбор.ру; HR-платформы: Headhunter, Superjob, Rabota.ru и др.; разделы для абитуриентов на сайтах образовательных организаций.

Выход учащегося в интернет-пространство для решения задач профессиональной ориентации является естественным, но не лишенным изъянов способом удовлетворения личных потребностей в профессиональном самоопределении. Оно протекает в условиях самостоятельного выбора необходимого для профориентации инструментария, представленного на многочисленных электронных ресурсах. Отсутствие квалифицированной помощи (консультативной, наставнической) является главной проблемной зоной этого массового средства профориентации, тем не менее обеспечивающего формирование определенного средового фона и несущего важные вспомогательные функции на многих направлениях профориентации — информирования, обучения, оценки.

Причины низкой эффективности профориентации в школах

В последнее десятилетие специалисты отмечали широкий спектр проблем, снижающих эффективность профориентации, некоторые из которых в процессе проведения государственных инициатив удалось преодолеть:

• необязательный характер психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся (Блинов и др., 2016);

• отсутствие государственной координации процесса сопровождения

профессионального самоопределения обучающихся (с введением Проф-минимума1 острота первых двух проблем нивелирована. - Авт.);

• научно-методическая и организационная неготовность общеобразовательных учреждений к реализации профориентационной работы со школьниками (по мере развертывания реформы профориентации передовые научно-методические разработки глубже проникают в пространство школы и перекраивают ее организационные процессы. - Авт.);

• недопонимание сущности предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников должностными лицами (актуальность снижается с каждым годом проводимых преобразований. - Авт.);

• устаревшие, неэффективные подходы профессионального самоопределения (сфера образования всегда характеризовалась некоторой инерцией, нередко спасительной для традиционных устоев общества, но преодолеваемой после осознания учительским сообществом преимуществ инноваций. - Авт.);

• имитация сопровождения профессионального самоопределения мероприятиями для «галочки» (имитация имеет смысл в ситуации, когда в основу оценки деятельности школы положен мероприятийно-коли-чественный подход и становится бесполезной при ориентации органов власти на качественный анализ, к которому необходимо стремиться. - Авт.);

• неготовность учителей к педагогической поддержке профессионального самоопределения школьников (необходима массовая подготовка педагогического состава школ к реализации профориентационной деятельности, знакомство с текущим состоянием рынка труда в регионе и стране. - Авт.);

• слабое социальное партнерство школ с вузами и учреждениями СПО, предприятиями и службами занятости (особенно актуально для школ, удаленных от областных центров. - Авт.);

• неготовность социума воспринимать обучающихся в качестве субъектов территориального и общероссийского рынков труда и услуг профессионального образования (Мальцев и др., 2021).

Промежуточным результатом проводимых преобразований в сфере профориентации в 2018-2023 гг. стало снижение актуальности многих из казанных причин. Тем не менее до окончательного снятия обозначенных проблем еще далеко.

Государственное участие в профессиональной ориентации школьников

На государственном уровне проблема профессиональной ориентации школьников приобрела национально-приоритетный характер относительно недавно. В послании к Федеральному Собранию в 2018 году президент страны В. В. Путин обозначил: «Нам нужно выстроить современную профориентацию. Здесь партнерами школ должны стать университеты, научные коллективы, успешные компании. Предлагаю с нового учебного года запустить проект ранней профориентации

1 Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательных программы основного общего исреднего общего образования: письмо Министерства просвещения Российской Федерации 17.08.2023 № ДГ-1773/05. https://docs.edu.gov. гu/d□cument/b1115aДa3b99035313abf 9a3cf66c949

школьников «Билет в будущее». Он позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны»1. После акцентирования главой государства внимания на данной проблеме стали предприниматься попытки регламентировать и унифицировать формы и методы профориентационной работы, обобщаться и внедряться в образовательный процесс лучшие практики.

В 2023 г. Минпрос ввел Профориентационный минимум (единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся), который включает в себя 7 направлений:

• профильные предпрофессиональные классы, ориентированные на востребованные профессии на рынке труда2;

• урочная деятельность (профориентационное содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла);

• внеурочная деятельность: цикл профориентационных занятий «Россия - Мои горизонты», наследник проекта «Билет в будущее»;

• практико-ориентированный модуль (экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, посещение профориентационных выставок, профессиональных проб, ярмарок профессий, дней открытых дверей и др.);

• дополнительное образование (выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей);

• профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих (получение профессии по образцу существовавших в прошлом веке учебно-производственных комбинатов);

• взаимодействие с родителями или законными представителями (участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий)3.

Думается, что эффективность всех предпринимаемых государством и педагогическим сообществом мер можно будет оценить не ранее чем через 5-7 лет, к моменту поступления в профессиональные образовательные организации и вузы нынешних пяти-, шестиклассников.

Современные модели профессиональной ориентации школьников

В текущем моменте в России определилась тенденция одновременного применения различных моделей профориентационной работы.

Территориальные центры сопровождения профессионального самоопределения, в которых сконцентрированы необходимые кадровые, методические и материально-технические ресурсы. Деятельность таких центров регулируется ст. 42 Закона «Об образовании в РФ». В контексте данной модели все функции сопровождения социально-профессионального

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018. http://www.kremHn.ru/acts/bank/429026

2 В этом направлении даже наметилась тенденция к выходу за пределы общего образования. Еще в 2013 г. в Москве был запущен проект для старшеклассников под названием «Московский предуниверсарий». В его рамках оотдельным вузам были выделены средства на организацию профильного обучения для старшеклассников в качестве отдельных структурных подразделений. - Прим.автора.

3 Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума...

самоопределения учащихся выводятся из системы основного образования в аутсорсинг (при интеграции с системой дополнительного образования). Риск этой модели связан с потерей возможности выхода общего образования за рамки предметно-знаниевого пространства в реальный мир многоуровневых функциональных связей.

Школьная профориентация. Эта модель противоположна предыдущей. Она требует кардинальной трансформации школьного образовательного процесса (целеполагания, содержания, форм организации обучения, педагогических технологий, системы оценивания) в контексте конвергенции общего и профессионального образования, активного включения наставнического потенциала различных субъектов социальных отношений.

Персональный или групповой наставник в профориентации (Овчинникова и др., 2021; Никифоров и др., 2017). Риск реализации модели состоит в балансе доступности и качества этой услуги, которое, несомненно, начнет падать с возрастанием ее массовости.

Персонализированный цифровой помощник в насыщенной профо-риентационно значимыми ресурсами и активностями цифровой среде (например, на базе многофункциональной информационно-сервисной онлайн-платформе).

Сетевая модель (онлайн, офлайн, в смешанной форме), предполагает взаимное сопровождение самоопределения всех участников процесса, входящих в данную сеть. Сетей может быть сколь угодно много, поскольку они могут формироваться по разнообразным признакам - языковым, территориальным, профессионально-отраслевым, возрастным и т. д. Соответственно, любой человек может быть участником нескольких сетей, получая и вкладывая в их содержание что-то свое (Блинов и др., 2023).

Многомодельность профессиональной ориентации говорит, на наш взгляд, с одной стороны, об исследовательско-поисковом характере работы всех организаторов профориентации, а с другой - о многомерности социальных измерений данного образовательного направления.

Модель фонового профессионального самоопределения в профессионально-ориентированной образовательной среде

Большинство представленных выше моделей имеют один общий изъян - замыкание процесса профориентации на одном организующем субъекте или одной форме образовательного взаимодействия. В случае когда субъект не может / не хочет квалифицировано выполнять свои функции или данная форма взаимодействия не подходит для конкретного обучающегося, эффективность модели становится ничтожной. С другой стороны, в процессе профориентации необходимо преодолеть пассивно-потребительскую позицию учащихся, а значит, создать потребность в активном и самостоятельном освоении мира профессий, то есть фактически навязать учащемуся ситуацию перманентного выбора собственной образовательной траектории из множества существующих вариантов. Для становления у обучающихся профессионального самосознания недостаточно рекламно-информационной и консультативной работы специалистов или проведения «шаблонного набора»

профориентационных мероприятий. «Необходимо поместить учащихся в профориентационно-побуждающую среду» (Нечаев и др., 2020).

Профессионально-ориентированная образовательная среда представляет собой совокупность условий, способствующих возникновению образовательного взаимодействия между большими группами субъектов образования (преподавателями / наставниками / тьюторами, обучающимися и их законными представителями), на основе проактивной социальной позиции с использованием средств и технологий сбора, обработки, трансляции учебной профессионально-ориентированной информации. «Профессионально-ориентированная образовательная среда как педагогическое явление представляет собой развивающуюся целостность, обладающую направленностью, синергией, динамичностью, открытостью и выполняющую интегрирующую, развивающую, ценностно-образующую, интерактивную функции» (Пикулева, 2004).

Критериями профессионально-ориентированной среды является следующие характеристики: вариативность, открытость, диалогичность, конвергентность, целостность, непрерывность, прогностичность1. Обладая такими характеристиками, профессионально-ориентированная образовательная среда способна обеспечить формирование ценностного отношения к труду, активизировать рефлексивные процессы и гарантировать становление профессионального самосознания, причем в фоновом режиме и без зацикливания на одном организующем процесс субъекте или единственной форме взаимодействия. Создание подобной среды предполагает привлечение к профориентационной работе специалистов различных уровней образования: учителей-предметников, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, профконсультантов, мастеров производственного обучения, наставников на производстве и др. (Блинов и др., 2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модель фонового профессионального самоопределения в профессионально-ориентированной образовательной среде в некоторой степени созвучна экосистемному подходу (Сергеев, 2023Ь). Однако в отличие от него модель выходит за пределы межинституционального взаимодействия. Она предполагает наличие устойчивого погружения учащихся в проблематику построения собственной предпрофессиональной подготовки, когда они вынуждены постоянно делать выбор относительно своей образовательной траектории на уровне общего, дополнительного или предпрофессионального образования. В процессе этого выбора у обучающегося активизируются процессы самопознания, происходит осознанное вхождение в мир профессий, планомерное профессиональное самоопределение и осознание себя в многогранном мире.

В большой степени заявленный подход соотносится со средовым подходом (Ясвин, 2020), отсылка к которому фигурирует в самом названии. Образовательная среда - это система «влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для

1 См.: Характеристика образовательной среды профессионального самоопределения глазами управленческой школьной команды, родителей, обучающихся гимназии 441 г. Санкт-Петербурга. https://qymnasium441.ru/imaqes/fiies дЬои/487/441 ana^iz-sredy-professiona^noqo-samooprede^eniya p69375.pdf

ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» (Ясвин, 2001, с. 13). Фоновый характер самоопределения в профессионально-ориентированной образовательной среде указывает на вторичность этого параметра по отношению к запланированным результатам, выступающим мотивационной базой деятельности различных участников. В качестве таковых изначально могут выступать: формирование определенных компетенций или воспитание определенных качеств (с точки зрения учителя), просмотр и отбор перспективных абитуриентов / кадров (с точки зрения представителей вузов / ссузов / работодателей), расширение горизонтов возможностей (с точки зрения учащихся и их законных представителей). Предполагается, что в процессе достижения этих запланированных результатов в фоновом режиме происходит становление профессионального самосознания учащегося.

В настоящий момент фиксируется движение в направлении формирования профессионально-ориентированной образовательной среды (очень может быть, что мы находимся в точке бифуркации. - Авт.). Так, в 2023 г. Свердловская область, для которой «профессиональное самоопределение школьников связывается с уже имеющимися промышленными предприятиями и по преимуществу направлено на работу в производственном секторе экономики»1, приступила к реализации проекта «Профстарт», в который входит шесть треков: «Единый день профессий», «Ярмарка вакансий», «День без турникетов», «Знакомство с миром профессий», «Первая профессия», «Городской летний лагерь». Каждый трек включает такой элемент, как «профпроба», когда каждый школьник может попробовать себя в профессии2. В данном случае, многомодель-ность и вариативность профориентации является тем необходимым условием, порождающим определенный синергетический эффект - специфическую профессионально-ориентированную образовательную среду.

Реализация модели фонового профессионального самоопределения в профессионально-ориентированной образовательной среде возможна при налаженном взаимодействии организаций общего образования с предприятиями, организациями дополнительного и среднего профессионального образования, вузами, что подразумевает преемственность реализуемых дополнительных общеразвивающих программ и профессиональных образовательных программ, взаимодействие организаций различного уровня в формате социального партнерства, объединение методических, материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов. Это требует согласованности действий не только на уровне самих организаций, но и на уровне органов власти (так как указанные организации зачастую имеют разную подведомственность), что предполагает коррекцию нормативно-правового регулирования в сфере образования.

В идеальном варианте при реализации данной модели желательно отойти от двухсменного формата работы общеобразовательных организаций с целью высвобождения школьного пространства под кружко-во-секционную работу со стопроцентным охватом обучающихся. В этом

1 Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года. https://minobraz.egov66.rU/upioad/minobr/fiies/07/b2/0 7b2b635b937f821b9309018245caed0.pdf

2 Региональный проект Профстарт. https://copp66.ru/proiects/profstart

случае они получают возможность в рамках общего образования освоить разнообразные дополнительные компетенции. Чем шире и разнообразнее партнерские отношения школы с предприятиями и организациями дополнительного и профессионального образования, тем более широкий спектр компетенций сможет выбрать / освоить / открыть для себя обучающийся и тем более полная картина мира профессий и собственных возможностей и интересов сложится у будущего выпускника.

При реализации такой модели за счет доступности спортивных секций и кружков разной направленности можно уверенно прогнозировать гармоничное развитие личности учащихся и формирование у подростков значимых предпрофессиональных компетенций.

Организованному «продленному дню» будет рада и родительская общественность и органы профилактики правонарушений. В настоящее время более трети (39.2 %) детей, нуждающихся в дополнительных занятиях для повышения уровня подготовки, не посещали их (Шугаль и др., 2023, с. 64).

Заключение

Перспектива развития профориентационной работы в общем образовании лежит в консолидации усилий общественности и органов власти по формированию профессионально-ориентированной образовательной среды, в которой профессиональное самоопределение будет протекать в фоновом режиме. Предварять внедрение такой модели должны государственная поддержка (управленческая, бюджетная, моральная) и нормативно-правовое регулирование порядка взаимодействия образовательных организаций различного уровня по всему спектру точек соприкосновения (программно-методического, материально-технического, финансового, кадрового).

Преимуществом модели является наличие множества субъектов, включенных в профориентационную работу, а значит, неограниченное расширение потенциально доступных знаний и опыта, что особенно важно в условиях непредсказуемости развития мира профессий, и опора на активную позицию обучающегося как ответственного субъекта построения собственной профессиональной траектории. Профессионально-ориентированная образовательная среда, включающая множество векторов личностно-профессионального развития, позволит снизить родительскую доминанту в процессе профориентации учащихся, позволив им раскрыть собственные приоритеты с учетом современных тенденций социального развития. Увеличение спектра дополнительных общеобразовательных программ, формирующих практические навыки и предпрофессиональные компетенции, позволит скорректировать предметно-центрированную и «ЕГЭ-ориентированную» ценностную иерархию учащихся общеобразовательной школы.

Фоновое формирование профессионального самоопределения должно стать качественной характеристикой образования. Оно способно обеспечить:

• развитие личности в процессе получения предпрофессиональных навыков;

• формирование компетенций за пределами обязательной образовательной программы;

• повышение способности учащихся к ориентированию в мире профессий.

Обучающиеся, помещенные в профессионально-ориентированную образовательную среду, смогут подойти к выпускному классу с пониманием приоритетных зон своего профессионального развития, что позволит им успешно осуществить выбор дальнейшей образовательной траектории, адекватной собственным способностям и интересам.

Список литературы

1. Афанасьев В. В., Куницына С. М., Нечаев М. П., Фролова С. Л. Система профориентации: проблемы, тенденции, опыт реализации и перспективы развития // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. № 1. С. 6-16. https://asou-mo.ru/media/download/3168

2. Белоглазов В. И. Профессиональная ориентация школьников в механизме управления образовательной организацией // В зеркале права -2022: сб. науч. тр. Липецк, 2022. Вып. 3. С. 4-7.

3. Блинов В. И., Сергеев и др. Основные положения Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2016. № 2 (34). С. 11-23. https://elibrary.ru/ item.asp?id=26143163

4. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. и др. Ключевые аспекты развития среднего профессионального образования. Москва: Изд-во «Дело» РАНХиГС, 2023. 342 с.

5. Касьянова Т. И., Мальцев А. В., Шкурин Д. В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 7. С. 168—187. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-168-187

6. Клавдиенко В. П. Трансформация структуры занятости населения в условиях цифровизации экономики: глобальные тренды и Россия // Инновации. 2019. № 10 (252), с. 81-87. https://doi.org/10.26310/2071-3010.2019.252.10.009

7. Мальцев А. В., Касьянова Т. И., Закревская О. В. Профориентация в современной школе: взгляд учителя // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27. № 4. С. 206-218.. https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.4.088

8. Нечаев М. П., Фролова С. Л. Развитие среды профессионального самоопределения в системе отечественного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. 1 (37). С. 111 —116. https://www.elibrary.ru/download/elibrary 42833594 10226266.pdf

9. Никифоров А. Н., Кулева С. В., Дурандина Т. В. Наставничество как форма профориентационной работы с подростками // Нижегородское образование. № 4. 2017. С. 11-17. https://www.elibrary.ru/item. asp?id=32760545

10. Овчинникова Е. В., Афонина Е. А., Паринова Г. К. и др. Наставничество в профориентации в образовательной организации: метод. рек. Саратов: СОИРО. 2021. 40 с.

11. Пикулева Л. К. Профессионально ориентированная среда как средство повышения эффективности непрерывного педагогического образования в комплексе «педвуз - педколледж»: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004.

12. Сергеев И. С. Образовательная профориентация - методологическая основа профориентационой работы с детьми и молодежью // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. № 1. С. 24-44. https:// doi.org/10.52944/PGRT.2023.52.1.002

13. Сергеев И. С. Образовательная профориентация и школьная профориентация: совпадение в пространстве, расхождение в смыслах // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 3 (15). С. 11-48. https://doi. org/10.17853/2686-8970-2023-3-11-48

14. Сергеев И. С. Профориентационные кубики. Базовые форматы профориентационной работы. Москва, 2016.

15. Чистякова С. Н. Системная организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях социально-экономических перемен // Казанский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 7-15.

16. Швецова Н. В. Современные методы и технологии сопровождения профориентации в школе // Молодой ученый. 2021. № 44 (386). С. 202205. https://moluch.ru/archive/386/85033

17. Шугаль Н. Б., Кузнецова В. И., Озерова О. К., Шкалева Е. В. Начальное, основное и среднее общее образование в России: статистический обзор. Москва: НИУ ВШЭ, 2023. 108 с. https://www.hse.ru/ data/2023/03/14/2037455497/school so.pdf

18. Шугаль Н. Б., Сутырина Т. А., Озерова О. К. Образовательные стратегии обучающихся: изменения за 20 лет // Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень. № 19 (36). Москва: НИУ ВШЭ, 2022. 64 с. https://www.hse.ru/data/2022/10/19/1732544718/ib 19(36) 2022. pdf

19. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 365 с.

20. Ясвин В. А. Школьное средоведение и педагогическое средотво-рение. Экспертно-проектный практикум. Москва: Просвещение. 2020. 142 с.

References

Afanasyev, V. V., Kunitsyna, S. M., Nechaev, M. P., & Frolova, S. L. (2019). Career guidance system: issues, trends, implementation experience and development prospects. Innovative Projects and Programs in Education, 1, 6—16. (In Russ) https:// asou-mo.ru/media/download/3168 Beloglazov, V. I. (2022). Professional orientation of schoolchildren in the management mechanism of an educational organization. In the Mirror of Law - 2022, 3, 4—7. (In Russ)

Blinov, V. I., & Sergeev, I. S. (2016). tte main provisions of the Concept of organizational and pedagogical support for professional self-determination of students in conditions of continuous education. Пe Humanities, 2 (34), 11-23. (In Russ) https://elibrary.ru/item.asp?id=26143163

Blinov, V. I., Yesenina, E. Yu., Sergeev, I. S. et al. (2023). Klyuchevye aspekty razvi-tiya srednego professionalnogo obrazovaniya [Key aspects of the development of secondary vocational education]. Delo. (In Russ) Chistyakova, S. N. (2017). System organization of pedagogical maintenances professional self-determination of students in conditions social and economic changes. Kazan Pedagogical Journal, 1, 7-14. (In Russ). Kasyanova, T. I., Maltsev, A. V., & Shkurin, D. V. (2018) High school students' professional self-determination as a social problem. The Education and Science Journal, 20 (7), 168-187. (In Russ) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-168-187

Klavdienko,V. P. (2019). Transformation of the employment structure in the digital economy: global trends and Russia. Innovations, 10 (252), 81—87. (In Russ). https://doi.org/10.26310/2071-3010.2019.252.10.009 Maltsev, A. V., Kasyanova, T. I., & Zakrevskaya, O. V. (2021). Career guidance in a modern school: a teacher's view. Izvestia. Ural Federal University Journal, Series 1, 27 (4), 206—218. (In Russ) https://doi.org/10.15826/izv1.2021.27.4.088 Nechaev, M. P., & Frolova, S. L. (2020). Development of the environment of professional self-determination in the system of national education. Professional Education in Russia and Abroad, 1 (37), 111-116. (In Russ) https://www.eli-brary.ru/download/elibrary 42833594 10226266.pdf Nikiforov, A. N., Kuleva, S. V., & Durandina, T. V. Nastavnichestvo kak forma proforientacionnoj raboty s podrostkami. Education in Nizhny Novgorod, 4, 11-17. (In Russ) https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32760545 Ovchinnikova, E. V., Afonina, E. A., & Parinova, G. K. (2021). Nastavnichestvo v proforientacii v obrazovatelnoj organizacii [Mentoring in career guidance in an educational organisation]. SOIRO. (In Russ) Pikuleva, L. K. (2004) Professionally oriented environment as a means of increasing the effectiveness of continuous pedagogical education in the complex «pedagogical university - pedagogical college» (Unpublished PhD thesis). Yekaterinburg. (In Russ).

Sergeev, I. S. (2016). Proforientacionnye kubiki. Bazovye formaty proforientacionnoj raboty. [Vocational guidance cubes. Basic formats of career guidance work]. (In Russ).

Sergeev, I. S. (2023a). Educational career guidance - Methodological basis of professional orientation work with children and youth. Vocational Education and Labour Market, 1, 24-44. (In Russ) https://doi.org/10.52944/ PORT.2023.52.1.002

Sergeev, I. S. (2023b). Educational professional orientation and school professional orientation: coincidence in area, discrepancy in meanings. INSIGH, 3 (15), 11—48. (In Russ) https://doi.org/10.17853/2686-8970-2023-3-11-48 Shugal, N. B., Kuznetsova, V. I., Ozerova, O. K., & Shkaleva, E. V. (2023). Nachal-noe, osnovnoe i srednee obshhee obrazovanie v Rossii: statisticheskij obzor [Primary, basic and secondary general education in Russia: Statistical review]. HSE (In Russ)

Shugal, N. B., Sutyrina, T. A., & Ozerova, O. K. (2022). Educational strategies of students: changes in 20 years. Monitoring the economics of education.. Higher School of Economics, 19 (36). (In Russ) https://www.hse.ru/ data/2022/10/19/1732544718/ib 19(36) 2022.pdf Shvetsova, N. V. (2021). Modern methods and technologies of career guidance support at school. Young Scientist, 44 (386), 202-205. (In Russ) https://moluch.ru/archive/386/85033

Yasvin, V. A. (2001). Obrazovatelnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [The educational environment: from modelling to design]. Smysl. (In Russ) Yasvin, V. A. (2020). Shkolnoe sredovedenie ipedagogicheskoe sredotvorenie [School environmental science and pedagogical mediascape]. Prosveshcheniye. (In Russ)

Информация об авторе

Бугров Антон Сергеевич, канд. пед. наук, руководитель физического воспитания Уральского технического института связи и информатики (филиала) Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики» в г. Екатеринбурге, ORCID: https://orcid.org/0009-0005-0913-2514, bugrant2@gmail.com

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Information about the author

Anton S. Bugrov, Cand. Sci. (Pedagogy), Head of Physical Education of the Ural Technical Institute of Communications and Informatics (branch) of the Siberian State University of Telecommunications and Informatics, ORCID: https://orcid.org/0009-0005-0913-2514, bugrant2@gmail.com

Conflict of interests: the author declares no conflict of interest.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.