https://doi.org/10.52944/PORT.2024.56.1 007 Научная статья
Деятельностный подход в профориентационной работе как ключевой фактор реализации федерального проекта «Профессионалитет»
Э. Р. Гайнеев
Ульяновский профессионально-политехнический колледж, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова,
Ульяновск, Российская Федерация [email protected]
Аннотация
Введение. Профессиональная ориентация молодежи является одним из ключевых направлений деятельности в сфере образования, что обусловлено необходимостью решения важнейших социально-экономических задач. В этих условиях актуализируется деятельностный подход в профориентационной работе, когда в учебное заведение СПО приходит выпускник школы с осознанным выбором профессии. Цель. Представить опыт профессионально-деятельностного подхода в профориентации, позволяющего выявить профессионально ориентированного абитуриента и, как следствие, повысить качество обучения в условиях ускоренной подготовки по программам профессионалитета.
Методы. Описание опыта сопровождается анализом результатов анкетирования школьников - участников экспериментального профориентационного проекта. Результаты. Определены условия деятельностного подхода в профориентационной деятельности, обеспечивающего эффективность профориентации в целях обучения и повышении числа профессионально мотивированных выпускников, трудоустраивающихся и в дальнейшем работающих по освоенной профессии. Научная новизна. Обосновано, что деятельностный подход, в отличие от традиционных, способствует более осознанному выбору будущей профессии, формированию и развитию профессионального самосознания.
Практическая значимость. Предложенные модель и дидактические условия дея-тельностной профориентации в условиях успешного социального партнерства могут быть использованы в образовательных учреждениях любого уровня и профиля.
Ключевые слова: профориентация, профессионалитет, профессиональная мотивация, профессиональное самосознание, профессиональное самоопределение, среднее профессиональное образование, СПО
Благодарности. Автор выражает благодарность управляющим Ульяновской группой компаний «Сигма-СИ» Вере Владимировне Музыкантовой и Юрию Борисовичу Юрину за содействие в организации и проведении экспериментальной части исследования.
Для цитирования: Гайнеев Э. Р. Деятельностный подход в профориентационной работе как ключевой фактор реализации федерального проекта «Профессионалитет» // Профессиональное образование и рынок труда. 2024. Т. 12. № 1. С. 95-104. https://doi.Org/10.52944/PORT.2024.56.1.007
© Гайнеев Э. Р., 2023
Статья поступила в редакцию 12 декабря 2023 г.; поступила после рецензирования 21 января 2024 г.; принята к публикации 23 января 2024 г.
Научная статья
Activity-based career guidance as a key factor in the implementation of the Professionalitet federal project
Eduard R. Gayneev
Vocational Polytechnic College, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov,
Ulyanovsk, Russian Federation [email protected]
Abstract
Introduction. Due to the need to solve the most important socio-economic tasks, career guidance of young people is one of the key areas of activity in the field of education. In these conditions, an activity-based approach to career guidance is actualised when a school graduate comes to an educational institution with a conscious choice of profession. Aim. To present the experience of a professional activity approach in career guidance in order to identify a professionally oriented applicant and, as a result, improve the quality of education in the process of accelerated training of workers under the implementation of the Federal project "Professionalism.
Methods. The description of the experience is accompanied by an analysis of the results of a survey of schoolchildren participating in an experimental career guidance project. Results. Conditions for an activity-based approach in career guidance which ensure the effectiveness of career guidance in training and increasing the number of professionally motivated graduates who find employment and continue to work in a mastered profession are defined.
Scientific novelty. It is substantiated that the activity-based approach, unlike traditional methods, contributes to the formation and development of professional self-awareness, deeper immersion in professional activity, and a more conscious, real choice of a future profession.
Practical significance. The proposed model and didactic conditions of professionally oriented career guidance in conditions of successful social partnership can be used in educational institutions of any level and profile of education.
Keywords: career guidance, professionalitet, professional self-awareness, professional motivation, professional self-determination, secondary vocational education, TVET
Acknowlegments. The authors express their gratitude to the managers of the Ulyanovsk group of companies "Sigma-SI" Vera Muzykantova and Yuri Yurin for their assistance in organising and conducting the experimental part of the study.
For citation: Gaineev, E. R. (2024). Activity-based career guidance as a key factor in the implementation of the Professionalitet federal project. Vocational Education and Labour Market, 12 (1), 95-104. https://doi.org/10.52944/PQRT.2024.56.1.007
Received December 12, 2023; revised January 21, 2024; accepted January 23, 2024.
Введение
В последние годы исключительное внимание в отечественном образовании уделяется проблемам профессионального самоопределения молодежи, результатом которого явилось введение программы профмини-мума как обязательного компонента образовательного процесса в 6-11 классах всех школ Российской Федерации1.
Важность комплексного подхода к профориентации, в основе которого понимание необходимости выстраивания тесных взаимосвязей педагогов с социальными партнерами, признают многие исследователи (Чистякова, Родичев, 2019). Потребность в инновационных подходах в школьной профориентационной работе обусловливается необходимостью более осмысленного построения образовательной и профессиональной траектории (Амбарова, Немировский, 2020), которое возможно, например, в условиях профильного обучения (Минеев и др., 2018). Проблема профессионального самоопределения в современной ситуации настолько актуализируется, что предлагаются модели ранней профориентации, например, такие как совместная профориентацион-ная деятельность в системе взаимодействия «детский сад - техникум» (Иванова и др., 2021). В качестве настораживающего фактора следует признать утверждение, что направленность на дело у современной молодежи не является приоритетной, у большинства старших подростков выражена направленность на себя, они живут сегодняшним днем и не видят целей в будущем (Сыманюк и др., 2019). В то же время социологи, исследующие проблемы профориентации школьников, отмечают, что профессиональное самоопределение в наши дни становится непрерывным процессом выстраивания индивидом своей профессиональной траектории (Касьянова и др., 2018). Непрерывность в данном случае связана с тем, что в современном мире все более ускоряется процесс смены профессий в течение жизни.
В отдельных статьях рассматривается профориентационная деятельность в учреждениях СПО, направленная на повышение престижа рабочих профессий, и подчеркивается необходимость комплексного подхода к подготовке молодежи к осознанному выбору профессии (Андриенко и др. 2022). Анализируя практики проведения профессиональных проб, авторы поднимают важную проблему приоритетности (первичности) в профориентации: что важнее, интересы экономики или интересы личности (Блинов, Сергеев, 2015). Рассматриваются препятствующие эффективной организации профориентационной деятельности факторы, вызванные перегруженностью учителей, неразвитостью сетевых связей между учебными заведениями, «текучестью» мира профессий (Амбарова, Немировский, 2020).
В последнее десятилетие разрабатывается довольно много муниципальных и авторских профориентационных проектов, к одним из которых можно отнести разработанный в 2016 г. в Ульяновском профессионально-политехническом колледже проект «Династия», способствующий усилению взаимодействия профессионального образования и производства
1 Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательных программы основного общего и среднего общего образования: письмо Министерства просвещения Российской Федерации 17.08.2023 № ДГ-1773/05. https://docs.edu.gov.ru/document/b1115a4a3b99035313abf9a3cf66c949
(Гайнеев, 2016). Интересным представляется реализуемый в Кемеровской области проект «Сто дорог - одна моя», способствующий подготовке школьников к выбору будущей профессиональной деятельности (Прокудина, 2021).
Все вышеупомянутые формы и методы профориентационной работы наряду с достоинствами имеют и недостатки, что, впрочем, вполне естественно. Так, профессиональные пробы предполагают хотя и дея-тельностное, но довольно поверхностное погружение в ту или иную профессию, а профильное обучение в определенной степени ограничивает возможности профессионального самоопределения учащихся, которые уже изначально ориентированы на какую-либо определенную профессию, специальность. В связи с этим справедливо утверждение, что погружение в основы профессионального самоопределения должно предшествовать определению профиля обучения, а не наоборот (Сергеев, 2023).
Актуальность настоящего исследования, связанного с поиском и апробацией эффективных подходов к организации профориентационной деятельности, обусловлена, необходимостью, во-первых, ускоренной подготовки кадров в условиях острого дефицита квалифицированных рабочих и специалистов технического профиля, во-вторых, увеличения доли мотивированных абитуриентов, поступающих с осознанным выбором профессии, в-третьих, повышения числа выпускников, которые трудоустраиваются и успешно работают по освоенной в образовательном учреждении профессии.
Цель статьи - представить возможности комплексной деятельност-ной профориентации среди учащихся школ в целях выявления профессионально ориентированных абитуриентов и освоения основ специальных профессиональных компетенций для ускоренного обучения в рамках реализации федерального проекта «Профессионалитет».
Методы
Методика выявления профессионально ориентированных абитуриентов отрабатывалась в ходе реализации экспериментального проекта «Моя первая профессия» с сентября 2022 по май 2023 года на базе Ульяновского профессионально-политехнического колледжа и средней школы № 52 имени Героя Российской Федерации А. В. Шишкова (Ульяновск).
В проекте по курсовому обучению профессии «Электромонтер» участвовало 15 школьников (13 юношей и 2 девушки) 8-10 классов (4 ученика 10-го класса, 10 учеников 9-го класса и один - 8-го класса). Также в эксперименте были задействованы 12 педагогических работников колледжа и школы, 4 специалиста профильного предприятия - ОАО «УАЗ». Администрацией школы были назначены ответственные по курсовому обучению в лице зам. директора по социальной работе и классных руководителей 8-10 классов.
Ответственным за организацию курсовых занятий был назначен преподаватель колледжа - специалист по подготовке специалистов электротехнического профиля, имеющий опыт курсовой краткосрочной подготовки, повышения квалификации и переподготовки квалифицированных рабочих кадров.
Часть занятий (теоретические) из предусмотренных экспериментальной программой 144 учебных часов проводилась в школе (48 часов теории), а практические (96 часов) проводились в учебных мастерских колледжа.
В начале курсового обучения и по его завершении проводились интерактивные беседы, опрос, анкетирование, а также тестирование по определению уровня подготовленности по школьным предметам: технологии, физике, электротехнике, основам безопасности жизнедеятельности, технике безопасности, охране труда, по проектной деятельности, основам рационализаторства.
Результаты и обсуждение
Предшествующим описываемому проекту можно считать реализованный в 2018 году широкомасштабный профориентационный проект «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья», целью которого стало получение профессии вместе с аттестатом. О масштабности данного проекта можно судить по тому, что в нем приняли участие 48 образовательных организаций СПО и 4 вуза. В рамках данного проекта проведено профтестирование школьников 7-х классов Московской области, в котором приняли участие более 67 тыс. обучающихся (87 % от общего количества семиклассников Московской области). Базовыми моделями стали модель, основанная на использовании школьных уроков технологии, и модель организации профессионального обучения во внеурочное время на базе колледжа / техникума (Брязгин и др., 2018). Следует признать, что эксперименты, подобные подмосковному, проводились и в других регионах страны, например, «Проект научно-образовательного консорциума», реализованный 2012-2014 гг. Екатеринбургским промышленно-технологический техникумом им. В. М. Курочкина совместно с МБОУ СОШ № 167 (Бабич, Корякова, 2015).
Представленный в статье проект «Моя первая профессия» в определенной степени является аналогом советской системы учебно-производственных комбинатов (УПК), в которых школьники старших классов обучались какой-либо рабочей профессии, специальности, осваивали общетрудовые умения, и у них формировались и развивались профессионально значимые качества.
Практическая часть реализации проекта начиналась с беседы со школьниками - участниками проекта, во время которой акцентировалось внимание на том, что квалифицированный рабочий - это «самостоятельный, творчески мыслящий профессионал с индивидуальным стилем работы, с готовностью и способностью к творчеству» (Гайнеев, 2020, с. 13). Именно способность быть субъектом своего социального и профессионального развития (Осипов, 2017), осознавать личную ответственность за результаты своего обучения становится сегодня едва ли не главным качеством в ситуации ускоренного обучения в условиях профессионалитета.
В целях активизации учебно-познавательной и творческой деятельности на занятиях использовались лин-технологии (бережливое
производство), методики проблемного обучения (Каташев, Гайнеев, 2016) и формирования микрорационализаторских умений1.
По завершении первого курсового обучения по профессии «Электромонтер» в рамках проекта «Моя первая профессия» были проведены анкетирование и заключительная беседа, результаты которых приведены в таблице.
Мои планы на будущее (результаты анкетирования) Кол-во обуч-ся Что мне дало курсовое обучение (ответы в ходе беседы )
Буду поступать в колледж по освоенной профессии 6 «узнал и освоил много нового, начал задумываться о будущей профессии» «проверил себя в профессиональной деятельности электромонтера» «научился аккуратно и рационально работать, пользоваться измерительными инструментами и приборами» «смогу самостоятельно починить домашнюю бытовую технику» «понял, что эта профессия не для меня, но зато многому научился»
Буду поступать в колледж по профильной профессии 2
Буду поступать в колледж, но по другой профессии 1
Буду поступать на энергетический факультет технического вуза 4
Не собираюсь поступать по освоенной на курсах профессии 1
Пока еще не определился с выбором будущей профессии. Нахожусь в поиске 1
На этих занятиях начал более серьезно, конкретно задумываться о своей будущей профессии 15
Результаты заключительного анкетирования и беседы Results of the final questionnaire and interviews
Как видим, не все школьники ориентированы на дальнейшее обучение по освоенной на курсах рабочей профессии, в пользу которой высказалось менее половины группы. Но важно то, что эти будущие абитуриенты, которые будут поступать по освоенной на курсах профессии, во-первых, сделали осознанный выбор и, во-вторых, освоили начальные трудовые общепрофессиональные и специальные профессиональные компетенции, что позволит в определенной степени решить проблемы сохранения качества подготовки в условиях ускоренного обучения в рамках проекта «Профессионалитет».
Практически все согласились, что полученные ими знания и умения могут пригодиться не только в профессиональной, но и повседневной жизни, в быту, когда возникнет необходимость починки домашних электроприборов, электропроводки.
Показателен результат одного из учеников, который «более близко ознакомившись со спецификой работы электрика», понял, что «профессия
1 Понятие «микрорационализация» начало использоваться в профессиональной педагогике совсем недавно. В науке имеется понятие «микроизобретение», однако в связи с масштабным внедрением лин-технологий в практике предприятий активно используются инновационные, креативные, рационализаторские идеи, которые от рационализаторских предложений отличаются тем, что не требуют разработки документаций, выполнения чертежей, экономических обоснований и т. п.., иными словами, микрорационализация - это наиболее простая, доступная и массовая творческая деятельность, направленная на микроусовершенствование производства развивающая у обучающихся интерес к рационализаторству и формирующая рационализаторское мышление (Гайнеев, 2022).
электромонтера - не для него». Будет неправильным оценивать такой результат как «отрицательный», скорее его высказывание - это признак относительной сформированности профессиональных предпочтений, свидетельство ответственного отношения к своему будущему. Все без исключения школьники - участники проекта отметили, что следствием пройденного обучения стало то, что они «начали более серьезно, конкретно задумываться о своей будущей профессии».
В условиях реализации проекта «Моя первая профессия» происходит формирование профессионально ориентированного абитуриента, а также освоение важных первоначальных профессиональных компетенций, что позволит подготовить конкурентоспособного выпускника по программам профессионалитета в условиях дефицита не только квалифицированных рабочих и специалистов технического профиля, но и дефицита образовательных учреждений СПО, возникшего вследствие роста привлекательности СПО как для выпускников школ, так и их родителей. (Блинов, Куртеева. 2021).
Заключение
Итоговые показатели результатов деятельностного профессионально ориентированного подхода позволяют судить об успешности проектов, способствующих более осознанному выбору профессии и повышению числа выпускников, трудоустраивающихся по освоенной в учебном заведении профессии.
Кроме того, такие проекты, как «Моя первая профессия», основанные на практическом погружении в профессию, позволяют снизить одну из негативных сторон профориентации: введение школьников в заблуждение, когда «профориентаторами» особо акцентируется внимание на достоинствах той или иной профессии, но при этом умалчивается информация об ее особенностях, сложностях. В результате страдают все стороны: «очарованный» абитуриент, реально столкнувшийся с особенностями профессии, начинает разочаровываться, теряет интерес к учебе, а через некоторое время по завершении обучения просто уходит из этой профессии, переучивается на другую.
Выбор профессии, как известно, носит судьбоносный характер, от успешности которого зависит будущее не только отдельной личности, но и государства, и поэтому данному направлению работы необходимо уделять самое серьезное внимание, начиная с дошкольных образовательных учреждений и до завершения обучения в школе. Несмотря на многочисленные проекты, призывы к консолидации усилий, профориентация в настоящее время не является в полном смысле системной, комплексной и непрерывной и часто осуществляется фрагментарно, поэтапно: от одного учебного заведения к другому.
Одним из путей решения данной проблемы могло бы стать заведение на каждого ребенка уже в дошкольном образовательном учреждении профориентационного паспорта (например, по аналогии с медицинской картой), в котором фиксировались бы данные по интересам, способностям возможностям, результатов тестирования, информация родителей и другие сведения. Такой документ, заведенный, например, в детском
садике, затем передавался бы при поступлении ребенка в школу, в первый класс, и продолжалось бы наблюдение, тестирование, анкетирование в каждом последующем классе. Такого профориентационного паспорта нет, а он необходим.
Список литературы
1. Амбарова П. А., Немировский М. В. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. № 1 (195). С. 188-199. https://doi.Org//10.15826/izv1.2020.26.1.021
2. Андриенко О. А., Безенкова Т. А, Барыбина В. А., Гвоздкова В. В. Роль учреждений среднего профессионального образования в профориентации выпускников школ // Современное педагогическое образование. 2022. № 3. С. 122-126.
3. Бабич Э. А., Корякова А. А. Предпрофильная подготовка школьников: ориентация на рабочие профессии // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 1-2. С. 44-45. https://www.po-rt.ru/articles/1329
4. Блинов В. И., Куртеева Л. Н. Профессионалитет - новая сущность и старые смыслы // Техник транспорта: образование и практика. 2021. Т. 2. Вып. 3. С. 248-255. https://doi.Org/10.46684/2687-1033.2021.3.248-255
5. Блинов В. И., Сергеев И. С. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 4. С. 14-17. https://po-rt.ru/articles/832
6. Брязгин А. С., Морозова Н. В., Максимченко Т. В. Путевка в жизнь школьникам Подмосковья - получение профессии вместе с аттестатом // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и мат-лов науч.-практ. конф. 2018. № 3-2. С. 196-202.
7. Гайнеев Э. Р. Мастер профессионального обучения как ключевая фигура в подготовке рабочего высокой квалификации // Среднее профессиональное образование. 2020. № 1 (293). С. 13-18.
8. Гайнеев Э. Р. Развитие трудовых династий на производстве // Профессиональное образование и рынок труда. 2016. № 1. С. 10-11. Ы^:// po-rt.rU/articles/695#fullText
9. Гайнеев Э.Р. Рационализаторство для дидактики // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 4 (48). С. 106-114.
10. Иванова О. Г., Килина И. А., Рылова Н. Т., Сметанникова В. В. Ранняя профориентация в системе взаимодействия «детский сад - техникум» // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 1 (41). С. 89-94.
11. Каташев В. Г., Гайнеев Э. Р. Использование идей М. И. Махмутова в современном образовании // Методист. 2016. № 8. С. 37-41.
12. Минеев В. Е., Федотов А. С., Ахмеджанов Р. Р. Профильные классы как одна из эффективных форм профориентации подростков // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4(32). С. 70-75.
13. Осипов П. Н. Студент как субъект ответственности за процесс и результаты образования // Право и образование. 2017. № 2. С. 4-12.
14. Прокудина Н. В. Профориентационная работа с младшими
школьниками в рамках проекта «Сто дорог - одна моя» // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 1(41). С. 94-100.
15. Сергеев И. С. Профориентационный минимум: противоречия и дефициты как источник развития // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 4. С. 111-130. https://doi.org/10.52944/ PORT.2023.55.4.006
16. Сыманюк Э. Э., Печеркина А. А., Закревская О. В. Особенности профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста // Перспективы науки и образования. 2019. № 6(42). С. 192202. https://doi.Org/10.32744/pse.2019.6.16
17. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Технологические и практические подходы к формированию профессионального самоопределения школьников в условиях непрерывного образования // Современные проблемы профессионального и высшего образования: состояние и оценка. Москва: Экон-Информ, 2019. С. 137-147.
References
Ambarova, P. A., & Nemirovskiy, M. V. (2020). New Approaches to Vocational Guidance at School in the Changing World of Professions. Izvestiâ Uralskogo federalnogo universiteta. Seriâ 1, Problemy obrazovaniâ, nauki i kultury, 26, 1(195), 188-199. (In Russ.) https://doi.org//10.15826/izv1.2020.26.1.021 Andrienko, O. A., Bezenkova, T. A, Barybina, V. A., & Gvozdkova V. V. (2022). The role of secondary vocational education institutions in the career guidance of school graduates. Modern Pedagogical Education, 3, 122-126. (In Russ.) Babich, E. A. & Koryakova, A. A. (2015). Pre-profile training of schoolchildren: orientation to working professions, Vocational Education and Labour Market, 1-2, 44-45. (In Russ.) https://www.po-rt.ru/articles/1329 Blinov, V. I., & Kurteeva, L. N. (2021). Professionalitet - new essence and old meanings. Transport Technician: Education and Practice, 2021, 2 (3), 248-255. (In Russ.) https://doi.org/10.46684/2687-1033.202L3.248-255 Blinov, V. I., & Sergeev, I. S. (2015). Professional tests in school vocational guidance: the path of search. Vocational Education and Labour Market, 4, 14-17. (In Russ.) https://po-rt.ru/articles/832 Bryazgin, A. S., Morozova, N. V., & Maksimchenko, T. V. (2018). Putevka v zhizn' shkol'nikam Podmoskov'ya - poluchenie professii vmeste s attestatom [A ticket to life for school students in the Moscow region - getting a profession together with a certificate]. Konferencium ASOU, 3-2, 196-202. (In Russ.) Chistyakova, S. N., & Rodichev, N. F. (2019). Tekhnologicheskiye i prakticheskiye podhody k formirovaniyu professionalnogo samoopredeleniya shkolnikov v usloviyah nepreryvnogo obrazovaniya [Technological and practical approaches to the formation of professional self-determination of schoolchildren in the conditions of continuous education]. In S. N. Chistyakova, N. D. Podufalov, E. N. Gevorkyan (Eds.). Sovremennye problemy professionalnogo i vysshego obrazovaniya: sostoyanie i ocenka [Modern problems of professional and higher education: status and evaluation] (pp. 137-147). Ekon-In-form. (In Russ.)
Gajneev, E. R. (2016). The development of labour dynasties in production. Vocational Education and Labour Market, 1, 10-11. (In Russ.) https://po-rt.ru/ articles/695#fullText
Gajneev, E. R. (2020). Master of vocational training as a key figure in highly skilled workers' training. The Journal of Secondary Vocational Education, 1(293), 13-18. (In Russ.)
Gajneev, E. R. (2022). Innovation for didactics. Professional Education in Russia
and Abroad, 4 (48), 106-114. (In Russ.) Ivanova, O. G., Kilina, I. A., Rylova, N. T., & Smetannikova, V. V. (2021). Early career guidance in the system of interaction of educational organizations "Kindergarten - Technical school. Professional Education in Russia and Abroad, 1(41), 89-94. (In Russ.) Katashev, V. G., & Gajneev, E. R. (2016). Ispol'zovanie idej M. I. Mahmutova v sovremennom obrazovanii [M. I. Makhmutov's ideas in modern education]. Metodist. 8, 37-41. (In Russ.) Mineev, V. E., Fedotov, A. S., & Ahmedzhanov, R. R. (2018). Specialized classes as one of the most effective forms of vocational guidance of teenagers. Professional Education in Russia and Abroad, 4(32), 70-75. (In Russ.) Osipov, P. N. (2017). Student as a participant of education responsible for the process and its outcomes. Law and Education, 2, 4-12. (In Russ.) Prokudina, N. V. (2021). Career guidance work with primary school students within the framework of the project "One hundred roads - one is mine". Professional Education in Russia and Abroad, 1(41), 94-100. (In Russ.) Sergeev, I. S. (2023). Career guidance minimum: contradictions and deficits as a source of developmen Vocational Education and Labour Market, 11(4), 111130. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/P0RT.2023.55.4.006 Symanyuk, E. E., Pecherkina, A. A., & Zakrevskaya, O. V. (2019). Peculiarities of professional self-determination of older adolescent students. Perspectives of Science and Education, 42 (6), 192-202. (In Russ.) https://doi.org/10.32744/ pse.2019.6.16
Информация об авторе
Гайнеев Эдуард Робертович, канд. пед. наук, доцент, доцент Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова; преподаватель Ульяновского профессионально-политехнического колледжа, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7464-2418, gajneev.eduard@ yandex.ru
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Information about the author
Eduard R. Gaineev, Cand. Sci. (Pedagogy), Docent, Associate Professor of the Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov; Teacher of the Ulyanovsk Vocational and Polytechnic College, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7464-2418, [email protected]
Conflict of interests: the author declares no conflict of interest.
The author has read and approved the final manuscript.