УДК 371
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ
С.В. Мачинская, О.А. Запорожан, Н.П. Кнутарева
В статье представлен опыт муниципального органа управления образованием города Челябинска по организации работы со школами с низкими образовательными результатами в рамках реализации федерального проекта «500+» и муниципального проекта «Навигатор успеха». Результаты данной деятельности подтверждают эффективность управленческой работы МОУО по реализации механизма управления качеством образовательных результатов, а именно: сформированность в полном объеме системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в сложных социальных условиях.
Ключевые слова: проект «500+», муниципальные механизмы управления качеством образования, школы с низкими образовательными результатами.
Эффективность деятельности муниципальных органов управления образованием на современном этапе оценивается по многим показателям и в рамках разных мониторингов. Наиболее значимые из них - это Мотивирующий мониторинг муниципалитетов (проводится с 2022 года) и мониторинг оценки муниципальных механизмов управления качеством образования (с 2021 года). Одной из основных решаемых мониторингами задач является оценка деятельности муниципальных органов управления образованием, а одним из показателей в большинстве мониторингов выступает уровень достижения обучающимися образовательных результатов [3].
Повышение качества школьного образования - чрезвычайно актуальная стратегическая задача на всех уровнях образовательной системы и на ее решение направлены меры, имеющие разнообразный характер. Одним из
таких направлений в деятельности муниципалитета является организация работы со школами, включенными в категорию школ с низкими образовательными результатами. Деятельность по данному направлению связана в том числе с реализацией механизмов управления качеством образовательных результатов на муниципальном уровне [4].
Понимание необходимости сопровождения учреждений с низкими результатами обучения и организация методической адресной поддержки данным организациям стало устойчивым трендом развития системы образования, в том числе на муниципальном уровне.
Челябинск - город с миллионным населением, в котором семьи имеют разный уровень жизни и социальный статус. В связи с этим образовательные организации города демонстрируют неравномерный уровень подготовки обучающихся, что связано с объективными причинами. Однако деятельность муниципальных органов управления образованием направлена на формирование равных возможностей для всего детского населения города. Для этого в муниципалитете создана методическая служба поддержки образовательных организаций по всем направлениям образовательной деятельности - МБУ ДПО «Центр развития образования города Челябинска».
С 2020 года на территории Российской Федерации реализуется федеральный проект «500+», который предусматривает методическую поддержку конкретных школ с низкими образовательными результатами, выявленных на основании специально разработанной методики [1].
Целью оказания адресной методической помощи является повышение качества образования в образовательных организациях с низкими образовательными результатами обучающихся путем реализации системы мер
поддержки, разработанной с учетом результатов предварительной комплексной диагностики этой образовательной организации. Диагностика направлена на выявление различных факторов, существенным образом влияющих на результаты обучения в конкретной школе [2, с. 11].
Федеральный проект «500+» показал для муниципалитета города Челябинска новые подходы к созданию условий для развития общеобразовательных организаций, имеющих риски снижения образовательных результатов. На уровне города было организовано не просто сопровождение проекта, а на основе методологии федерального проекта специалистами Центра развития образования города Челябинска был разработан муниципальный проект
Количество ОО города Челябинска, вкл
«Навигатор успеха», участники которого смогли применить новые подходы к управлению качеством образования на институциональном уровне.
Общеобразовательные школы города Челябинска принимали участие в проекте «500+» в 2021 и в 2022 годах. Можно сделать некоторые выводы о эффективности проекта в целом. За два года в проекте приняли участие 16 общеобразовательных школ города, что составляет 13,5% от общего числа школ города.
Рассмотрим динамику включения общеобразовательных организаций (далее - ОО) города Челябинска в рейтинг школ с низкими образовательными результатами (далее -ШНОР) за 3 года (таблица 1).
Таблица 1 ченных в федеральный список ШНОР
Период Кол-во ШНОР Кол -во ОО повторно
2021 17
2022 12 8
2023 16 4
Доля школ, включенных в федеральный перечень ШНОР, ежегодно примерно одинакова и сохраняется на уровне 10-13% от общего числа школ города, то есть показатель имеет незначительную положительную динамику, однако, понимание, что положительные результаты проекта могут иметь пролонгированный характер, внушает оптимизм. При этом доля школ, повторно включенных в перечень ШНОР, имеет динамику к сокращению.
В 2021 году в федеральном проекте «500+» приняли участие 4 школы из 17, которые были включены в перечень ШНОР. В связи с этим возникла необходимость организации работы со школами, не вошедшими в проект. Это стало мотивацией для создания муниципального проекта.
Методическая система в городе Челябинске формируется на основе проектного метода, поэтому для работы со школами с низкими образовательными результатами в начале 2021 года был разработан муниципальный инновационный проект «Навигатор успеха». В него вошли 13 общеобразовательных организаций
г. Челябинска со статусом ШНОР, а также 7 руководителей со статусом куратора.
Таким образом, в Челябинске с 2021 года в течение двух лет одновременно функционировали федеральный проект «500+» и муниципальный проект «Навигатор успеха».
Основной целью муниципального проекта на первоначальном этапе было определено совершенствование функционирования
муниципальных механизмов управления качеством образования, в частности, формирование системы работы со ШНОР, а также разработка и апробация муниципальной Программы адресной методической поддержки школ с низкими образовательными результатами.
При разработке муниципального проекта были внимательно изучены методические документы, сопровождающие проект «500+». Интересные идеи были использованы в муниципальном проекте: методология наставничества, при этом не только модель «директор-директор», но и модель «школа-школа». Также была заимствована идея анкетирования
и формирования рискового профиля. Однако во многом муниципальный проект был адаптирован под решаемые муниципалитетом задачи. В результате за два года реализации муниципальный проект претерпел существенные изменения в целях и задачах, и в 2022 году был преобразован в сетевое сообщество образовательных организаций с включением новой задачи - методической, а именно: создание информационно-методического ресурса (методической копилки) в целях обмена управленческими и педагогическими практиками, направленными в целом на трансформацию системы управления качеством в школе.
В рамках реализации муниципального проекта каждая школа с низкими образовательными результатами совместно с куратором разработала Адресную программу поддержки (дорожную карту) на 2021/2022 учебный год по переводу образовательной организации в эффективный режим функционирования. Мероприятия были подобраны в соответствии с высокими рисками, отраженными в рисковом профиле школы, который был составлен специалистами МБУ ДПО ЦРО на основе анкетирования педагогов школы, обучающихся 5 и 8 классов, а также родителей (законных представителей) обучающихся. Показателями рискового профиля стали риски, заявленные в методике федерального проекта «500+» 2021 года.
В рамках формирования информационно-методического ресурса каждая образовательная организация подготовила методический материал по выбранному риску. В октябре 2022 года проведено экспертное обсуждение разработанных материалов, и уже после окончательной доработки все методические продукты размещены на сайте МБУ ДПО ЦРО в разделе Проекты /Навигатор успеха/ Методическая копилка.
Структура методической копилки связана с рисками рискового профиля, все методические материалы скомпонованы по отдельным рискам.
Например, по риску «Дефицит педагогичес-
ких кадров» в методической копилке представлены такие документы как типовой договор с ВУЗом о практике студентов; программа наставничества в общеобразовательной организации; примерный план работы с молодыми специалистами.
По риску «Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности» представлены:
1. методическая разработка Семинара-практикума «Взаимодействие учителя и учащегося как фактор создания комфортных условий образовательного процесса»;
2. сценарий классного часа по профилактике насилия среди подростков «Белая ворона»;
3. презентация «Возможности школьной медиации»;
4. методическая разработка «Мастер-класс по организации интеллектуальных игр»;
5. методические рекомендации по разработке контрольно-измерительных материалов комплексной оценки результатов оценочной процедуры текущего контроля.
По риску «Низкое качество преодоления языковых и культурных барьеров» - дополнительная общеобразовательная общеразвиваю-щая программа «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов».
Это лишь небольшая часть методических разработок участников муниципального проекта в качестве примера разноплановости материалов, связанных одной целью, а именно: созданием образовательной среды, позволяющей достигать высоких образовательных результатов, а сам ресурс «Методическая копилка» призван способствовать повышению компетенций педагогических работников образовательных организаций по созданию такой образовательной среды.
Активизация методической работы на уровне муниципалитета мотивирует педагогических работников ШНОР к неформальному повышению квалификации с одной стороны, а с другой стороны - организует распространение успешных школьных практик внутри сетевого сообщества.
В целом, основным механизмом перевода школ в эффективный режим функционирования является организация профессионального развития педагогов и школьных команд, постоянного межшкольного методического взаимодействия, то есть создание муниципального педагогического сообщества, включенного в региональное инновационные пространство.
В рамках реализации системы работы со ШНОР на уровне Челябинского городского округа участники двух проектов были объединены в одно сетевое сообщество, внутри которого организовано методическое взаимодействие с выходом на городские школы. В результате такой интеграции ряд мероприятий проводился на городском уровне, например,
городской адаптированный турнир по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» для обучающихся с особыми образовательными потребностями 7-9 классов (совместное мероприятие МАОУ «Гимназия № 76 г. Челябинска» и МБОУ «СОШ № 55 г. Челябинска»), в котором приняли участие 105 обучающихся с ОВЗ образовательных организаций города;
городской онлайн-семинар по теме «Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в сетевой форме как фактор повышения уровня учебной мотивации обучающихся» (совместное мероприятие МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска» и МАОУ «Лицей № 37 г. Челябинска»);
городской семинар по теме «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС».
Адресная поддержка школ с низкими образовательными результатами была построена на комплексном анализе причин, которые способствовали ситуации снижения образовательных результатов, такие как:
дефицит педагогических кадров и, в связи с этим, повышенная нагрузка на работающих педагогов;
социальный состав обучающихся: наличие детей из неполных семей, детей-мигрантов, большой процент родителей, не имеющих
высшего образования;
недостаточная заинтересованность родителей в высоких результатах детей и низкая мотивация детей к обучению.
В связи с особенностями функционирования рисковые профили каждой школы были весьма индивидуальны. Однако, есть несколько общих рисков на уровне всех ШНОР. По данным рисковых профилей в 2021 году в 70 % школ города (в 12 школах из 17) показатель «Пониженный уровень школьного благополучия» представлен высоким риском. В 2022 году данный риск с немного измененным названием - «Пониженный уровень качества школьной образовательной и воспитательной среды» представлен в качестве высокого в 50% школ (в 6 школах из 12). То есть наблюдается положительную динамику по сокращению данного риска в школах. Риск «Недостаточная предметная и методическая компетентность работников» в 2021 году в качестве высокого наблюдался у 75% школ, в 2022 году только у 40%. (3 школы из 4 в 2021 году, в 5 школах из 12 в 2022 году). По данному риску также наблюдается положительная динамика.
Наиболее важным критерием отбора образовательных организаций в перечень ШНОР являются результаты всероссийских проверочных работ (далее - ВПР). По сравнительным результатам ВПР за 3 года по математике и русскому языку в 5-7 классах во всех школах - участницах проектов, отмечаем сокращение доли обучающихся, получивших отметку «2».
В качестве результатов деятельности муниципалитета города Челябинска по адресной поддержке ШНОР в 2022 году можно назвать следующие:
1. положительная динамика по выходу школ города Челябинска из рейтинга ШНОР, что подтверждается итогами проектов: «500+» и «Навигатор успеха»;
2. 3 школы - участницы проекта «500+» приняли участие в региональном конкурсе «Лучшая программа развития по повышению качества образования»;
3. 113 педагогов ШНОР приняли участие в независимой оценке педагогических компе-
тенций на базе ОГБУ «Центр оценки методических и профессиональных компетенций», что позволило сформировать индивидуальные образовательные маршруты повышения квалификации;
4. организация информационно-
методического ресурса на сайте МБУ ДПО ЦРО.
А также в качестве результата реализации проектов «500+» и «Навигатор успеха» можно выделить важный аспект - возникновение профессиональных связей между педагогическими коллективами разных школ по преодолению рисков снижения образовательных результатов.
Организация деятельности муниципалитета в рамках системы работы со ШНОР обоснована особенностями образовательных организаций и тех рисков, которые выявляются по результатам внешней системы оценки качества образования. Выстраивание работы со ШНОР в рамках муниципальной системы позволяет, с одной стороны, своевременно увидеть изменения в школах данного кластера и принять соответствующие управленческие решения, а с другой, зафиксировать роль муниципальной образовательной системы как популяризатора успешных школьных практик по переходу ШНОР в эффективный режим функционирования.
Реализация федерального проекта «500+» и муниципального проекта «Навигатор успеха» позволила сформировать на уровне муниципалитета целостную Систему работы со школами с низкими образовательными результатами, что подтверждается результатами оценки муниципальных управленческих механизмов (далее - МУМ). По данным статистической справки о результатах оценки МУМ в 2022 году система полностью сформирована, количество набранных баллов составляет 100%.
Список литературы
1. Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные
результаты обучающихся / Федеральный институт оценки качества образования. - URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/500/ Metodica_500.pdf (дата обращения: 29.03.2023).
2. Методические рекомендации по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия / Федеральный институт оценки качества образования. - URL: https://fioco.ru/munmeh (дата обращения: 29.03.2023).
3. Об утверждении методологии мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность в сфере образования : распоряжение Минпросвещения России от 06.12.2022 № Р-293. - URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/6b 1 bea7b39cb 13c5a7b849990471925 6/download/5520/ (дата обращения: 29.03.2023).
4. Свириденко, С. А. О реализации региональных проектов по сопровождению школ с низкими результатами обучения // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Единство региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования. VI межрегиональная научно-практическая конференция (02 декабря 2021 года, г. Челябинск) : сборник материалов конференции. / под ред. А.А. Барабаса. - Челябинск : РЦОКИО, 2021. - С. 127-135.
References
1. Metodika okazaniya adresnoj metodicheskoj pomoshchi
obshcheobrazovatel'nym organizaciyam,
imeyushchim nizkie obrazovatel'nye rezul'taty obuchayushchihsya / Federal'nyj institut ocenki kachestva obrazovaniya. - URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/500/ Metodica_500.pdf (data obrashcheniya: 29.03.2023).
2. Metodicheskie rekomendacii po organizacii i provedeniyu ocenki mekhanizmov upravleniya kachestvom obrazovaniya organov mestnogo samoupravleniya municipal'nyh rajonov, gorodskih i municipal'nyh okrugov i inyh organov, realizuyushchih dannye polnomochiya / Federal'nyj institut ocenki kachestva obrazovaniya. - URL: https://fioco.ru/munmeh (data obrashcheniya: 29.03.2023).
3. Ob utverzhdenii metodologii motiviruyushchego monitoringa deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya, osushchestvlyayushchih deyatel'nost' v sfere obrazovaniya : rasporyazhenie Minprosveshcheniya Rossii ot 06.12.2022 № R-293. - URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/6b1bea7b39cb13c5a7b849990471925 6/download/5520/ (data obrashcheniya: 29.03.2023).
4. Sviridenko, S. A. O realizacii regional'nyh proektov po soprovozhdeniyu shkol s nizkimi rezul'tatami obucheniya // Problemy i perspektivy razvitiya sistem ocenki kachestva obrazovaniya. Edinstvo regional'nyh i municipal'nyh mekhanizmov upravleniya kachestvom obrazovaniya. VI mezhregional'naya nauchno-prakticheskaya konferenciya (02 dekabrya 2021 goda, g. CHelyabinsk) : sbornik materialov konferencii. / pod red. A.A. Barabasa. -CHelyabinsk : RCOKIO, 2021. - S. 127-135
Сведения об авторах
Мачинская Светлана Викторовна -
Почетный работник сферы общего образования РФ, директор МБОУ ДПО «Центр развития образования города Челябинска»
Запорожан Оксана Александровна -начальник отдела оценки качества образования МБОУ ДПО «Центр развития образования города Челябинска»
Кнутарева Надежда Павловна - методист управления сопровождения оценочных процедур ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск
Information about auth ors Machinskaya S.V. - Honourable Worker of the General Education Sphere of the Russian Federation, Director of Municipal Budget Education Institution of Additional Professional Education «Center for Education Development in Chelyabinsk»
Zaporozhan O.A. -Head of the Department of Education Quality Assessment of Municipal Budget Education Institution of Additional Professional Education «Center for Education Development in Chelyabinsk»
Knutareva N.P. - Methodologist of Administration of Assessing Procedures Support, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk