Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект «500+» / муниципальные механизмы управления качеством образования / школы с низкими образовательными результатами / the 500+ project / municipal mechanisms for managing the quality of education / schools with low educational outcomes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мачинская Светлана Викторовна, Запорожан Оксана Александровна, Кнутарева Надежда Павловна

В статье представлен опыт муниципального органа управления образованием города Челябинска по организации работы со школами с низкими образовательными результатами в рамках реализации федерального проекта «500+» и муниципального проекта «Навигатор успеха». Результаты данной деятельности подтверждают эффективность управленческой работы МОУО по реализации механизма управления качеством образовательных результатов, а именно: сформированность в полном объеме системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в сложных социальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мачинская Светлана Викторовна, Запорожан Оксана Александровна, Кнутарева Надежда Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of methodological work with general education institutions with low educational outcomes

The article presents the experience of the municipal education authorities of the city of Chelyabinsk in organizing work with schools with low educational results in the framework of the federal project «500+» and the municipal project «Success Navigator» implementation. The results of this activity confirm the effectiveness of the management work of municipal education management authorities in implementing the mechanism for managing the quality of educational outcomes, namely: the formation of a full work system with schools with low educational outcomes and /or schools operating in difficult social conditions.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ»

УДК 371

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ

С.В. Мачинская, О.А. Запорожан, Н.П. Кнутарева

В статье представлен опыт муниципального органа управления образованием города Челябинска по организации работы со школами с низкими образовательными результатами в рамках реализации федерального проекта «500+» и муниципального проекта «Навигатор успеха». Результаты данной деятельности подтверждают эффективность управленческой работы МОУО по реализации механизма управления качеством образовательных результатов, а именно: сформированность в полном объеме системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в сложных социальных условиях.

Ключевые слова: проект «500+», муниципальные механизмы управления качеством образования, школы с низкими образовательными результатами.

Эффективность деятельности муниципальных органов управления образованием на современном этапе оценивается по многим показателям и в рамках разных мониторингов. Наиболее значимые из них - это Мотивирующий мониторинг муниципалитетов (проводится с 2022 года) и мониторинг оценки муниципальных механизмов управления качеством образования (с 2021 года). Одной из основных решаемых мониторингами задач является оценка деятельности муниципальных органов управления образованием, а одним из показателей в большинстве мониторингов выступает уровень достижения обучающимися образовательных результатов [3].

Повышение качества школьного образования - чрезвычайно актуальная стратегическая задача на всех уровнях образовательной системы и на ее решение направлены меры, имеющие разнообразный характер. Одним из

таких направлений в деятельности муниципалитета является организация работы со школами, включенными в категорию школ с низкими образовательными результатами. Деятельность по данному направлению связана в том числе с реализацией механизмов управления качеством образовательных результатов на муниципальном уровне [4].

Понимание необходимости сопровождения учреждений с низкими результатами обучения и организация методической адресной поддержки данным организациям стало устойчивым трендом развития системы образования, в том числе на муниципальном уровне.

Челябинск - город с миллионным населением, в котором семьи имеют разный уровень жизни и социальный статус. В связи с этим образовательные организации города демонстрируют неравномерный уровень подготовки обучающихся, что связано с объективными причинами. Однако деятельность муниципальных органов управления образованием направлена на формирование равных возможностей для всего детского населения города. Для этого в муниципалитете создана методическая служба поддержки образовательных организаций по всем направлениям образовательной деятельности - МБУ ДПО «Центр развития образования города Челябинска».

С 2020 года на территории Российской Федерации реализуется федеральный проект «500+», который предусматривает методическую поддержку конкретных школ с низкими образовательными результатами, выявленных на основании специально разработанной методики [1].

Целью оказания адресной методической помощи является повышение качества образования в образовательных организациях с низкими образовательными результатами обучающихся путем реализации системы мер

поддержки, разработанной с учетом результатов предварительной комплексной диагностики этой образовательной организации. Диагностика направлена на выявление различных факторов, существенным образом влияющих на результаты обучения в конкретной школе [2, с. 11].

Федеральный проект «500+» показал для муниципалитета города Челябинска новые подходы к созданию условий для развития общеобразовательных организаций, имеющих риски снижения образовательных результатов. На уровне города было организовано не просто сопровождение проекта, а на основе методологии федерального проекта специалистами Центра развития образования города Челябинска был разработан муниципальный проект

Количество ОО города Челябинска, вкл

«Навигатор успеха», участники которого смогли применить новые подходы к управлению качеством образования на институциональном уровне.

Общеобразовательные школы города Челябинска принимали участие в проекте «500+» в 2021 и в 2022 годах. Можно сделать некоторые выводы о эффективности проекта в целом. За два года в проекте приняли участие 16 общеобразовательных школ города, что составляет 13,5% от общего числа школ города.

Рассмотрим динамику включения общеобразовательных организаций (далее - ОО) города Челябинска в рейтинг школ с низкими образовательными результатами (далее -ШНОР) за 3 года (таблица 1).

Таблица 1 ченных в федеральный список ШНОР

Период Кол-во ШНОР Кол -во ОО повторно

2021 17

2022 12 8

2023 16 4

Доля школ, включенных в федеральный перечень ШНОР, ежегодно примерно одинакова и сохраняется на уровне 10-13% от общего числа школ города, то есть показатель имеет незначительную положительную динамику, однако, понимание, что положительные результаты проекта могут иметь пролонгированный характер, внушает оптимизм. При этом доля школ, повторно включенных в перечень ШНОР, имеет динамику к сокращению.

В 2021 году в федеральном проекте «500+» приняли участие 4 школы из 17, которые были включены в перечень ШНОР. В связи с этим возникла необходимость организации работы со школами, не вошедшими в проект. Это стало мотивацией для создания муниципального проекта.

Методическая система в городе Челябинске формируется на основе проектного метода, поэтому для работы со школами с низкими образовательными результатами в начале 2021 года был разработан муниципальный инновационный проект «Навигатор успеха». В него вошли 13 общеобразовательных организаций

г. Челябинска со статусом ШНОР, а также 7 руководителей со статусом куратора.

Таким образом, в Челябинске с 2021 года в течение двух лет одновременно функционировали федеральный проект «500+» и муниципальный проект «Навигатор успеха».

Основной целью муниципального проекта на первоначальном этапе было определено совершенствование функционирования

муниципальных механизмов управления качеством образования, в частности, формирование системы работы со ШНОР, а также разработка и апробация муниципальной Программы адресной методической поддержки школ с низкими образовательными результатами.

При разработке муниципального проекта были внимательно изучены методические документы, сопровождающие проект «500+». Интересные идеи были использованы в муниципальном проекте: методология наставничества, при этом не только модель «директор-директор», но и модель «школа-школа». Также была заимствована идея анкетирования

и формирования рискового профиля. Однако во многом муниципальный проект был адаптирован под решаемые муниципалитетом задачи. В результате за два года реализации муниципальный проект претерпел существенные изменения в целях и задачах, и в 2022 году был преобразован в сетевое сообщество образовательных организаций с включением новой задачи - методической, а именно: создание информационно-методического ресурса (методической копилки) в целях обмена управленческими и педагогическими практиками, направленными в целом на трансформацию системы управления качеством в школе.

В рамках реализации муниципального проекта каждая школа с низкими образовательными результатами совместно с куратором разработала Адресную программу поддержки (дорожную карту) на 2021/2022 учебный год по переводу образовательной организации в эффективный режим функционирования. Мероприятия были подобраны в соответствии с высокими рисками, отраженными в рисковом профиле школы, который был составлен специалистами МБУ ДПО ЦРО на основе анкетирования педагогов школы, обучающихся 5 и 8 классов, а также родителей (законных представителей) обучающихся. Показателями рискового профиля стали риски, заявленные в методике федерального проекта «500+» 2021 года.

В рамках формирования информационно-методического ресурса каждая образовательная организация подготовила методический материал по выбранному риску. В октябре 2022 года проведено экспертное обсуждение разработанных материалов, и уже после окончательной доработки все методические продукты размещены на сайте МБУ ДПО ЦРО в разделе Проекты /Навигатор успеха/ Методическая копилка.

Структура методической копилки связана с рисками рискового профиля, все методические материалы скомпонованы по отдельным рискам.

Например, по риску «Дефицит педагогичес-

ких кадров» в методической копилке представлены такие документы как типовой договор с ВУЗом о практике студентов; программа наставничества в общеобразовательной организации; примерный план работы с молодыми специалистами.

По риску «Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности» представлены:

1. методическая разработка Семинара-практикума «Взаимодействие учителя и учащегося как фактор создания комфортных условий образовательного процесса»;

2. сценарий классного часа по профилактике насилия среди подростков «Белая ворона»;

3. презентация «Возможности школьной медиации»;

4. методическая разработка «Мастер-класс по организации интеллектуальных игр»;

5. методические рекомендации по разработке контрольно-измерительных материалов комплексной оценки результатов оценочной процедуры текущего контроля.

По риску «Низкое качество преодоления языковых и культурных барьеров» - дополнительная общеобразовательная общеразвиваю-щая программа «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов».

Это лишь небольшая часть методических разработок участников муниципального проекта в качестве примера разноплановости материалов, связанных одной целью, а именно: созданием образовательной среды, позволяющей достигать высоких образовательных результатов, а сам ресурс «Методическая копилка» призван способствовать повышению компетенций педагогических работников образовательных организаций по созданию такой образовательной среды.

Активизация методической работы на уровне муниципалитета мотивирует педагогических работников ШНОР к неформальному повышению квалификации с одной стороны, а с другой стороны - организует распространение успешных школьных практик внутри сетевого сообщества.

В целом, основным механизмом перевода школ в эффективный режим функционирования является организация профессионального развития педагогов и школьных команд, постоянного межшкольного методического взаимодействия, то есть создание муниципального педагогического сообщества, включенного в региональное инновационные пространство.

В рамках реализации системы работы со ШНОР на уровне Челябинского городского округа участники двух проектов были объединены в одно сетевое сообщество, внутри которого организовано методическое взаимодействие с выходом на городские школы. В результате такой интеграции ряд мероприятий проводился на городском уровне, например,

городской адаптированный турнир по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» для обучающихся с особыми образовательными потребностями 7-9 классов (совместное мероприятие МАОУ «Гимназия № 76 г. Челябинска» и МБОУ «СОШ № 55 г. Челябинска»), в котором приняли участие 105 обучающихся с ОВЗ образовательных организаций города;

городской онлайн-семинар по теме «Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в сетевой форме как фактор повышения уровня учебной мотивации обучающихся» (совместное мероприятие МБОУ «СОШ № 106 г. Челябинска» и МАОУ «Лицей № 37 г. Челябинска»);

городской семинар по теме «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС».

Адресная поддержка школ с низкими образовательными результатами была построена на комплексном анализе причин, которые способствовали ситуации снижения образовательных результатов, такие как:

дефицит педагогических кадров и, в связи с этим, повышенная нагрузка на работающих педагогов;

социальный состав обучающихся: наличие детей из неполных семей, детей-мигрантов, большой процент родителей, не имеющих

высшего образования;

недостаточная заинтересованность родителей в высоких результатах детей и низкая мотивация детей к обучению.

В связи с особенностями функционирования рисковые профили каждой школы были весьма индивидуальны. Однако, есть несколько общих рисков на уровне всех ШНОР. По данным рисковых профилей в 2021 году в 70 % школ города (в 12 школах из 17) показатель «Пониженный уровень школьного благополучия» представлен высоким риском. В 2022 году данный риск с немного измененным названием - «Пониженный уровень качества школьной образовательной и воспитательной среды» представлен в качестве высокого в 50% школ (в 6 школах из 12). То есть наблюдается положительную динамику по сокращению данного риска в школах. Риск «Недостаточная предметная и методическая компетентность работников» в 2021 году в качестве высокого наблюдался у 75% школ, в 2022 году только у 40%. (3 школы из 4 в 2021 году, в 5 школах из 12 в 2022 году). По данному риску также наблюдается положительная динамика.

Наиболее важным критерием отбора образовательных организаций в перечень ШНОР являются результаты всероссийских проверочных работ (далее - ВПР). По сравнительным результатам ВПР за 3 года по математике и русскому языку в 5-7 классах во всех школах - участницах проектов, отмечаем сокращение доли обучающихся, получивших отметку «2».

В качестве результатов деятельности муниципалитета города Челябинска по адресной поддержке ШНОР в 2022 году можно назвать следующие:

1. положительная динамика по выходу школ города Челябинска из рейтинга ШНОР, что подтверждается итогами проектов: «500+» и «Навигатор успеха»;

2. 3 школы - участницы проекта «500+» приняли участие в региональном конкурсе «Лучшая программа развития по повышению качества образования»;

3. 113 педагогов ШНОР приняли участие в независимой оценке педагогических компе-

тенций на базе ОГБУ «Центр оценки методических и профессиональных компетенций», что позволило сформировать индивидуальные образовательные маршруты повышения квалификации;

4. организация информационно-

методического ресурса на сайте МБУ ДПО ЦРО.

А также в качестве результата реализации проектов «500+» и «Навигатор успеха» можно выделить важный аспект - возникновение профессиональных связей между педагогическими коллективами разных школ по преодолению рисков снижения образовательных результатов.

Организация деятельности муниципалитета в рамках системы работы со ШНОР обоснована особенностями образовательных организаций и тех рисков, которые выявляются по результатам внешней системы оценки качества образования. Выстраивание работы со ШНОР в рамках муниципальной системы позволяет, с одной стороны, своевременно увидеть изменения в школах данного кластера и принять соответствующие управленческие решения, а с другой, зафиксировать роль муниципальной образовательной системы как популяризатора успешных школьных практик по переходу ШНОР в эффективный режим функционирования.

Реализация федерального проекта «500+» и муниципального проекта «Навигатор успеха» позволила сформировать на уровне муниципалитета целостную Систему работы со школами с низкими образовательными результатами, что подтверждается результатами оценки муниципальных управленческих механизмов (далее - МУМ). По данным статистической справки о результатах оценки МУМ в 2022 году система полностью сформирована, количество набранных баллов составляет 100%.

Список литературы

1. Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные

результаты обучающихся / Федеральный институт оценки качества образования. - URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/500/ Metodica_500.pdf (дата обращения: 29.03.2023).

2. Методические рекомендации по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов и иных органов, реализующих данные полномочия / Федеральный институт оценки качества образования. - URL: https://fioco.ru/munmeh (дата обращения: 29.03.2023).

3. Об утверждении методологии мотивирующего мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность в сфере образования : распоряжение Минпросвещения России от 06.12.2022 № Р-293. - URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/6b 1 bea7b39cb 13c5a7b849990471925 6/download/5520/ (дата обращения: 29.03.2023).

4. Свириденко, С. А. О реализации региональных проектов по сопровождению школ с низкими результатами обучения // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. Единство региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования. VI межрегиональная научно-практическая конференция (02 декабря 2021 года, г. Челябинск) : сборник материалов конференции. / под ред. А.А. Барабаса. - Челябинск : РЦОКИО, 2021. - С. 127-135.

References

1. Metodika okazaniya adresnoj metodicheskoj pomoshchi

obshcheobrazovatel'nym organizaciyam,

imeyushchim nizkie obrazovatel'nye rezul'taty obuchayushchihsya / Federal'nyj institut ocenki kachestva obrazovaniya. - URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/500/ Metodica_500.pdf (data obrashcheniya: 29.03.2023).

2. Metodicheskie rekomendacii po organizacii i provedeniyu ocenki mekhanizmov upravleniya kachestvom obrazovaniya organov mestnogo samoupravleniya municipal'nyh rajonov, gorodskih i municipal'nyh okrugov i inyh organov, realizuyushchih dannye polnomochiya / Federal'nyj institut ocenki kachestva obrazovaniya. - URL: https://fioco.ru/munmeh (data obrashcheniya: 29.03.2023).

3. Ob utverzhdenii metodologii motiviruyushchego monitoringa deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya, osushchestvlyayushchih deyatel'nost' v sfere obrazovaniya : rasporyazhenie Minprosveshcheniya Rossii ot 06.12.2022 № R-293. - URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/6b1bea7b39cb13c5a7b849990471925 6/download/5520/ (data obrashcheniya: 29.03.2023).

4. Sviridenko, S. A. O realizacii regional'nyh proektov po soprovozhdeniyu shkol s nizkimi rezul'tatami obucheniya // Problemy i perspektivy razvitiya sistem ocenki kachestva obrazovaniya. Edinstvo regional'nyh i municipal'nyh mekhanizmov upravleniya kachestvom obrazovaniya. VI mezhregional'naya nauchno-prakticheskaya konferenciya (02 dekabrya 2021 goda, g. CHelyabinsk) : sbornik materialov konferencii. / pod red. A.A. Barabasa. -CHelyabinsk : RCOKIO, 2021. - S. 127-135

Сведения об авторах

Мачинская Светлана Викторовна -

Почетный работник сферы общего образования РФ, директор МБОУ ДПО «Центр развития образования города Челябинска»

Запорожан Оксана Александровна -начальник отдела оценки качества образования МБОУ ДПО «Центр развития образования города Челябинска»

Кнутарева Надежда Павловна - методист управления сопровождения оценочных процедур ГБУ ДПО «Челябинский институт развития образования», г. Челябинск

Information about auth ors Machinskaya S.V. - Honourable Worker of the General Education Sphere of the Russian Federation, Director of Municipal Budget Education Institution of Additional Professional Education «Center for Education Development in Chelyabinsk»

Zaporozhan O.A. -Head of the Department of Education Quality Assessment of Municipal Budget Education Institution of Additional Professional Education «Center for Education Development in Chelyabinsk»

Knutareva N.P. - Methodologist of Administration of Assessing Procedures Support, Chelyabinsk Institute of Education Development, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.