► МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-163-170
ББК 74.2
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «ШКОЛЫ, КОТОРЫМ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ» В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
IMPLEMENTATION OF THE PROJECT "SCHOOL YOU CAN TRUST" IN MOSCOW REGION
Богуславский Михаил Викторович
Главный научный сотрудник экспертно-аналитического отдела Института развития образования государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Академия социального управления», доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО E-mail: [email protected]
Boguslavsky Mikhail V.
Chief Research Fellow at the Expert and Analytical Department of the Institute for Education Development of "Academy of Public Administration", ScD in Education, Full Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education E-mail: [email protected]
Ким Светлана Викторовна
Начальник экспертно-аналитического отдела Института развития образования, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления», доктор педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Kim Svetlana V.
Head of the Expert and Analytical Department of the Institute for Education Development of "Academy of Public Administration", ScD in Education, Associate Professor
E-mail: [email protected]
Филатова Александра Владимировна
Начальник отдела государственной политики в сфере общего образования Института развития образования, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области
Filatova Alexandra V.
Head of the Department of State Policy in the Field of General Education of the Institute for Education Development of "Academy of Public Administration", PhD in Education
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Богуславский М. В., Ким С. В., Филатова А. В., Лугов И. А., 2022
«Академия социального управления», кандидат психологических наук E-mail: [email protected]
E-mail: [email protected]
Лугов Иван Алексеевич
Начальник отдела развития региональной воспитательной инфраструктуры Института развития образования, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» E-mail: [email protected]
Lugov Ivan A.
Head of the Department of the Development of the Regional Educational Infrastructure of the Institute for Education Development of "Academy of Public Administration" E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются итоги мониторинга реализации в 2021 г. первого этапа регионального проекта «Школы, которым можно доверять». Проект осуществляется с 2020 г. в Московской области. Анализируются проблемы реализации Проекта в школах, предлагаются рекомендации по устранению факторов риска достижения запланированных результатов школами - участницами Проекта.
Abstract. The article discusses the results of monitoring of the implementation of the first stage of the regional project "Schools you can trust" in 2021. The Project has been carried out in Moscow region since 2020. The problems of the Project implementation in schools are being analyzed, recommendations are proposed for eliminating risk factors for achieving the planned results by schools participating in the Project.
Ключевые слова: школы с низкими образовательными результатами, функционирующие в сложных социальных условиях, школы, которым можно доверять, нормативно-правовые документы Проекта.
Keywords: schools with low academic results, functioning in difficult social conditions, schools you can trust, regulatory documents of the Project.
Для цитирования: Богуславский М. В., Ким С. В., Филатова А. В., Лугов И. А. Реализация проекта «Школы, которым можно доверять» в Московской области // Проблемы современного образования. 2022. № 1. С. 163-170. DOI: 10.31862/2218-87112022-1-163-170.
Cite as: Boguslavsky M. V., Kim S. V., Filatova A. V., Lugov I. A. Implementation of the project "School you can trust" in Moscow region. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 1, pp. 163-170. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-163-170.
Преамбула
В Российской Федерации идет реализация национального проекта «Образование», в рамках которого с целью системного развития образования осуществляются проекты
регионального уровня. В 2020 г. образовательные организации Московской области приступили к реализации регионального проекта наставничества «Школы, которым можно доверять» (ШКМД). Цель проекта - повышение качества образовательной деятельности школ с низкими образовательными результатами (ШНОР) в результате наставничества школ с высокими образовательными результатами.
Успешная реализация проекта наставничества позволяет реализовать переход ШНОР к статусу ШКМД (при повышении качества образовательной деятельности ШНОР). Реализация мероприятий регионального проекта «ШКМД» - адресной методической поддержки общеобразовательных организаций Московской области «ШНОР» -осуществляется на основании распоряжения Министерства образования Московской области от 05.06.2020 № 3-375 о Проекте.
Региональный оператор проекта «ШКМД» разрабатывает Концепцию Проекта, Положение о Конкурсе, региональные методические рекомендации, «Дорожную карту» регионального Проекта, включающую описание основных этапов реализации проекта «ШКМД». Методические рекомендации включают методы и формы реализации этапных мероприятий Проекта, примеры составления «дорожных карт» школами, цели и методы диагностики этапов реализации проекта «ШКМД». Региональный оператор Проекта - Институт развития образования ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления». Проектный офис в ее составе разрабатывает пакет нормативно-правовых документов (означенных выше) - основу организационных мероприятий проекта «ШКМД».
В 2021 г. 122 школы Московской области приняли участие в региональном проекте «ШКМД». В соответствии с «Дорожной картой» Проекта, организационная группа «АСОУ» в июне-июле 2021 года провела опрос участников проекта «ШКМД», чтобы определить характеристические показатели реализации первого этапа (2020-2021) проекта «ШКМД» в Московской области.
Основные задачи первого этапа проекта:
• диагностика факторов риска неуспешности ШНОР;
• определение школы-наставника (специалистов-тьюторов);
• выбор направления наставничества;
• совместная разработка наставником и наставляемой школой «дорожной карты» снижения рискового фактора школьной неуспешности;
• выявление проблем взаимодействия наставляемой школы и наставника и проблем формирования проектной команды каждой школы;
• организация внутреннего (школьного) мониторинга эффективности реализуемых мероприятий в рамках «дорожных карт» школ - участниц проекта «ШКМД»;
• учет федеральных и региональных методических рекомендаций по реализации проекта «ШКМД».
Ответы специалистов школ - участниц проекта «ШКМД» определили информационную базу для проведения сравнительного анализа и определения проблемных аспектов взаимодействия школ (ШНОР) с наставниками.
Итоги проведения опроса
В опросе специалистов школ-наставников и школ-наставляемых приняли участие три категории специалистов (всего 101 респондент): муниципальные координаторы, представители школы наставника, представители наставляемой школы. Задаваемый вопрос касается одного из важных аспектов взаимодействия трех категорий специалистов - участников проекта. Критерии оценки включают амплитуду от 0 до 5 баллов:
«0» баллов - проблема не вызывает затруднений, «5» баллов - проблема вызывает максимальные затруднения. Респонденты ответили на 28 вопросов.
Вопрос 1. Каково влияние на реализацию Проекта разных категорий специалистов: муниципального координатора, представителя школы наставника, представителя наставляемой школы?
Роль в проекте 101 ответ
Муниципальный координатор Представитель школы наставника Представитель наставляемой школы
Рис. 1. Роль в проекте
Установление контакта между наставником и наставляемой школой, начало отношений 101 ответ
5 - вызывает максимальное затруднение 4 3 2 1 0
Рис. 2. Установление контакта между наставником и наставляемой школой, начало отношений
Как вы оцениваете свой текущий опыт участия в проекте?
101 ответ
H Опыт однозначно отрицательный
I Примерно поровну как негативного, так и позитивного опыта
I Однозначно положительный опыт
■ Иное
Рис. 3. Оценка опыта участия в проекте
Рис. 1 показывает распределение мнений о значимом влиянии на реализацию Проекта разных категорий специалистов.
Рис. 2 показывает, что наибольшие трудности участников проекта вызвала задача установления контакта между наставником и наставляемой школой. Рис. 3 иллюстрирует оценку опыта участия в проекте.
1. Наибольшие трудности у участников проекта «ШКМД» на начальном этапе проекта вызвали следующие проблемные аспекты:
• установление контакта между наставником и наставляемой школой - 60,4%,
• определение риска для начала работы - 31,7%;
• формулирование целей и задач - 36,6%;
• планирование мероприятий - 35,6%,
• реализация мероприятий - 35,6%;
• эффективность взаимодействия наставника и наставляемой школы - 43,6%;
2. Наибольшие сложности в работе по согласованию документов школ -участников проекта вызвали:
• оценка качества формулирования целей и задач - «некоторые затруднения» -35,6% («не вызвали затруднений» - 32,7%);
• оценка качества показателей достижения цели - «Некоторые затруднения» -32,7% («не вызвали затруднений» - 30,7%);
• оценка выбора антирисковых мер - «некоторые затруднения» - 26,7% («не вызвали затруднений» - 29,7%);
• оценка адекватности сроков для выбранных мер - «некоторые затруднения» -26,7% (« не вызвало затруднений» - 30,7%);
Общие выводы по итогам опроса
3. Эффективность коммуникации участников проекта:
• «Работаем как одна команда» - 60,4%, «Есть сложности, но работа идет» - 36,6%
4. Что было полезно участникам проекта «ШКМД»?:
• методика ФИОКО - максимальная полезность - 46,5%;
• информационное сопровождение в чате Телеграмм - максимальная полезность -55,4%;
• информационное сопровождение на сайте ИРО АСОУ - максимальная полезность - 50, 5%%
• вебинары федерального и регионального уровней - максимальная полезность -53,5%;
• стажировочные площадки - максимальная полезность - 43,6%;
• консультации регионального оператора - максимальная полезность - 56,4%;
• консультации муниципального координатора - максимальная полезность -54,5%;
• помощь партнеров Вашего муниципалитета (институты, центры, др.) - максимальная полезность 35, 5%;
5. Предположение Школ ШКМД продолжить сотрудничество с выбранными наставниками:
• ответ «да» выбрали 92,1% школ;
• оценивают свой текущий опыт участия в проекте максимально положительно 87,1%;
• оценка готовности школы к изменениям, которые необходимо реализовать в рамках проекта - «школы готовы к изменениям» - 58,4%;
6. Пожелания участников проекта «ШКМД»:
1) необходима консультация эксперта и методические рекомендации по следующим темам:
• внутришкольная система оценки качества - 64%;
• мотивация школьников - 60%;
• вовлеченность педагогов в учебный процесс - 71%;
• работа с обучающимися, имеющими трудности в обучении - 48%,
• профориентационная работа - 27%, другие темы - 10-20%;
2) по организационным вопросам:
• более четкое планирование консультаций;
• методическое и психолого-педагогическое сопровождение последовательного прохождения этапов проекта и т. п.;
• продолжить интересный опыт.
Заключение
Опрос респондентов - участников проекта «ШКМД» показал наличие естественных трудностей организационного, коммуникационного и методического характера. Вместе с тем преобладает положительная, оптимистическая тенденция оценки специалистами
характеристик важных аспектов взаимодействия наставников и наставляемых школ на первом этапе реализации регионального проекта «ШКМД» в Московской области.
Региональный оператор проекта ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» продолжает свою работу по сопровождению проекта с учетом результатов опроса, а также готовит материалы для дальнейшего мониторинга реализации проекта «ШКМД».
Список литературы
1. Двенадцать решений для нового образования. Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/ direct/218061758.pdf (дата обращения: 20.09.2021).
2. Региональная дорожная карта Проекта «ШКМД». URL: http://momos.ru/project3-kachestvo/7730-regionalnaya-dorozhnaya-karta-proekta-shkmd.html (дата обращения: 20.09.2021).
3. «Организация наставничества школ по региональному проекту ШКМД на муниципальном уровне». URL: https://asou-mo.ru/news/19-05-2021-organizatsiia-nastavnichestva-shkol-po-regionalnomu-proektu-shkmd-na-munitsipalnom-urovne (дата обращения: 20.09.2021).
4. Положение о наставничестве школ Московской области. URL: https://drive.google. com/file/d/18eUOMU46ZI2tdNoi-9K6mgRNg2Y4qu71/view (дата обращения: 20.09.2021).
5. Методика оказания адресной методической помощи образовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся. URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%A8%D0%9D%D0%9E%D0%A0/%D0% 9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D 0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20 %D0%A8%D0%9D%D0%9E%D0%A0.pdf (дата обращения: 20.09.2021).
6. Перечень общеобразовательных организаций Московской области для осуществления наставничества над общеобразовательными организациями Московской области, участниками регионального проекта адресной методической поддержки общеобразовательных организаций Московской области «Школы, которым можно доверять». URL: https://drive.google.eom/file/d/1x0JxRS78sZRRFCAAXDSpu9P0Z38Ucu nX/view (дата обращения: 20.09.2021).
7. Вебинар «Наставничество школ в Московской области». URL: https://iroasoumo. ru/tpost/nedry3cyd1-vebinar-nastavnichestvo-shkol-v-moskovsk (дата обращения: 20.09.2021).
8. Анализ рисковых факторов образовательной среды. URL: https://toipkro.ru/content/
files/documents/podrazdeleniya/pip/Faktory__riska-blank_dlya_kuratora__1_.pdf (дата
обращения: 20.09.2021).
References
1. Dvenadtsat resheniy dlya novogo obrazovaniya. Doklad Tsentra strategicheskikh razrabotok i Vysshey shkoly ekonomiki. Available at: https://publications.hse.ru/pubs/ share/direct/218061758.pdf (accessed: 20.09.2021).
2. Regionalnaya dorozhnaya karta Proekta „ShKMD". Available at: http://momos.ru/ project3-kachestvo/7730-regionalnaya-dorozhnaya-karta-proekta-shkmd.html (accessed: 20.09.2021).
3. "Organizatsiya nastavnichestva shkol po regionalnomu proektu ShKMD na munitsipalnom urovne". Available at: https://asou-mo.ru/news/19-05-2021-organizatsiia-nastavnichestva-shkol-po-regionalnomu-proektu-shkmd-na-munitsipalnom-urovne (accessed: 20.09.2021).
4. Polozhenie o nastavnichestve shkol Moskovskoy oblasti. Available at: https://drive.google. com/file/d/18eUOMU46ZI2tdNoi-9K6mgRNg2Y4qu71/view (accessed: 20.09.2021).
5. Metodika okazaniya adresnoy metodicheskoy pomoshchi obrazovatelnym organizatsiyam, imeyushchim nizkie obrazovatelnye rezultaty obuchayushchikhsya. Available at: https:// fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%A8%D0%9D%D0%9E%D0%A0/%D0%9C% D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0 %B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20 %D0%A8%D0%9D%D0%9E%D0%A0.pdf (accessed: 20.09.2021).
6. Perechen obshcheobrazovatelnykh organizatsiy Moskovskoy oblasti dlya osushchestvle-niya nastavnichestva nad obshcheobrazovatelnymi organizatsiyami Moskovskoy oblasti, uchastnikami regionalnogo proekta adresnoy metodicheskoy podderzhki obshcheobra-zovatelnykh organizatsiy Moskovskoy oblasti "Shkoly, kotorym mozhno doveryat". Available at: https://drive.google.com/file/d/1x0JxRS78sZRRFCAAXDSpu9P0Z38UcunX/ view (accessed: 20.09.2021).
7. Vebinar "Nastavnichestvo shkol v Moskovskoy oblasti". Available at: https://iroasoumo.ru/ tpost/nedry3cyd1-vebinar-nastavnichestvo-shkol-v-moskovsk (accessed: 20.09.2021).
8. Analiz riskovykh faktorov obrazovatelnoy sredy. Available at: https://toipkro.ru/content/
files/documents/podrazdeleniya/pip/Faktory__riska-blank_dlya_kuratora__1_.pdf
(accessed: 20.09.2021).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 1
Статья поступила в редакцию 29.09.2021 The article was received on 29.09.2021