Научная статья на тему 'Организация мер защиты качества продукции нефтеперерабатывающей отрасли промышленности на примере нефтяной Компании «Лукойл»'

Организация мер защиты качества продукции нефтеперерабатывающей отрасли промышленности на примере нефтяной Компании «Лукойл» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
373
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ОТРАСЛЬ / КОМПАНИЯ «ЛУКОЙЛ» / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / THE COMPANY «LUKOIL» / OIL REFINING INDUSTRY / THE PRODUCT QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сплендер В. А.

В статье анализируется и предлагается в качестве практических рекомендаций методический комплексный подход, организованный НК «ЛУКОЙЛ» для выявления и пресечения фактов сбыта поддельной продукции под товарным знаком НК «ЛУКОЙЛ», а также неправомерности использования этого знака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION MEASURES TO PROTECT THE QUALITY OF PETROLEUM PRODUCTS INDUSTRY ON THE EXAMPLE OF OIL COMPANY «LUKOIL»1

This paper analyzes and proposes a practical methodological recommendations of a comprehensive approach, organized by «LUKOIL» to identify and prevent cases of selling counterfeit products under the trademark «LUKOIL» and the illegality of the use of the mark.

Текст научной работы на тему «Организация мер защиты качества продукции нефтеперерабатывающей отрасли промышленности на примере нефтяной Компании «Лукойл»»

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕР ЗАЩИТЫ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ «ЛУКОЙЛ»

Сплендер В.А., доктор военных наук, с.н.с., Московская академия экономики и права, главный научный сотрудник Научноисследовательского центра

В статье анализируется и предлагается в качестве практических рекомендаций методический комплексный подход, организованный НК «ЛУКОЙЛ» для выявления и пресечения фактов сбыта поддельной продукции под товарным знаком НК «ЛУКОЙЛ», а также неправомерности использования этого знака.

Ключевые слова: нефтеперерабатывающая отрасль, компания «ЛУКОЙЛ», качество продукции

THE ORGANIZATION MEASURES TO PROTECT THE QUALITY OF PETROLEUM PRODUCTS INDUSTRY ON THE EXAMPLE OF OIL COMPANY «LUKOIL»

Splender V., Doctor of Military Science, Senior Moscow Academy of Economics and Law, Chief Researcher, Research Center

This paper analyzes and proposes a practical methodological recommendations of a comprehensive approach, organized by «LUKOIL» to identify and prevent cases of selling counterfeit products under the trademark «LUKOIL» and the illegality of the use of the mark.

Keywords: oil refining industry, the company «LUKOIL», the product quality

Нефтяная Компания «ЛУКОЙЛ» является одной из ведущих и крупнейших частных нефтегазовых компаний в мире.

Структурно Нефтяная Компания «ЛУКОЙЛ» (далее Компания) представляет вертикально-интегрированный международный холдинг, основными видами деятельности которого являются разведка и добыча нефти и газа, переработка и производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции, а также сбыт произведенной продукции. Кроме ресурсной базы, в активе Компании находятся современные нефте- и газоперерабатывающие предприятия, нефтехимические заводы, которые расположены в России, странах СНГ, Восточной и Западной Европе.

Основной особенностью Компании является то, что она добилась организации замкнутого воспроизводственного цикла, который представляет собой следующие основные составляющие: геологоразведка и добыча месторождений углеводородов; организация и осуществление промышленной переработки сырья; последующее расширенное товарное производство;

организация широкой сбытовой сети с целью реализации производимой продукции;

утилизация отходов производственной деятельности и рекультивация выработанных месторождений.

Более двух десятков лет Компания играет одну из ключевых ролей в энергетическом секторе России. На ее долю приходится 17,8% общероссийской добычи нефти и 18,2% общероссийской переработки нефти.

Кроме того, по размеру доказанных запасов углеводородов НК «ЛУКОЙЛ» является третьей нефтегазовой компанией в мире, а доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,0%, в общемировой добыче нефти - около 2,2%.

В секторе разведки и добычи Компанией сформирован качественный диверсифицированный портфель активов, который кроме известных отечественных регионов нефтедобычи (Западно-Сибирского и Тимано-Печорского), пополнили проекты по разведке и добыче нефти и газа в Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Египте, Саудовской Аравии, Ираке, Колумбии, Венесуэле, Кот-д’Ивуаре, Гане.

С 2010 года геолого-разведочными подразделениями компании было открыто 6 месторождений на территории России и за рубежом, а также 25 новых залежей нефти на месторождениях Западной Сибири и Пермском крае.

В части нефтепереработки Компания владеет мощностями не только в России, но и за рубежом.

На территории России Компанией построено шесть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), из которых четыре крупных в Перми, Волгограде, Ухте и Нижнем Новгороде, и два мини-НПЗ.

Совокупная мощность переработки нефти на российских НПЗ увеличилась и составила 45,21 млн. т в год.

За рубежом НПЗ Компании расположены на Украине, Болгарии и Румынии, а также в нефтеперерабатывающем комплексе Италии (комплекс КАВ, о. Сицилия), где ей принадлежит доля. Сово-

купная мощность нефтепереработки зарубежными НПЗ за 2010 год составила не менее 21,97 млн. т.

Общий объем переработки нефти и нефтепродуктов на НПЗ Компании в 2010 году составила 66,29 млн. т.

По мере развития добычи сырья и его первичной переработки менялась и стратегия в отношении производимой Компанией широкого спектра продукции: нефти, газа, масел, других продуктов, сопутствующих переработке. В основу изменения стратегии легло понимание необходимости создания собственного конечного производства и самостоятельной ее реализации через оптовую и розничную торговую сеть, принадлежащую Компании.

Создание такого производства потребовало от Компании значительных интеллектуальных, финансовых, материальных, технических и временных затрат. К новому производству предъявлялось одно основное требование - выпуск высококачественной отечественной продукции, способной выдержать конкуренцию на западном, и, набирающем силу, российском рынках.

В связи с этим, еще на начальном этапе проектирования производственные мощности НПЗ формировались только из высокотехнологичного перерабатывающего оборудования на основе эффективных и экологически чистых зарубежных и отечественных технологий.

Такой подход позволил Компании добиться требуемого качества и количества выпускаемых нефтепродуктов, прежде всего топлива и масел, с существенным снижением издержек и себестоимости продукции.

В свою очередь, продукция НК «ЛУКОЙЛ» прошла апробацию временем на российском рынке нефтепродуктов и по праву завоевала лидирующее место.

Также с уверенностью можно констатировать, что высокое качество продукции Компании, умеренная ценовая политика и правильно организованная реклама позволили стать ей в один ряд с продукцией мировых лидеров-производителей нефтепродуктов, таких как Shell Global Solution, British Petroleum Corp., вый т и на рынки стран Европы, Азии и Америки.

Кроме российского рынка, сбытовая сеть Компании уже сформировалась на территории около 30 стран, включая страны ближнего зарубежья (Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина), государства Европы (Болгария, Венгрия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Сербия, Черногория, Румыния, Македония, Кипр, Турция, Бельгия, Люксембург, Чехия, Словакия, Хорватия), а также США. Всего по состоянию на начало 2009 года в перечисленных странах насчитывается 204 объекта нефтебазового хозяйства с общей резервуарной емкостью 3,06 млн. м3 и 6748 автозаправочных станций (АЗС), в том числе работающих по договорам франчайзинга.

Проведение постоянного мониторинга качественного и количественного состояния рынка сбыта нефтепродуктов и систематический анализ получаемой информации позволил аналитическим подразделениям Компании сделать несколько основных важнейших выводов:

одновременно с собственным рынком сбыта нефтепродуктов Компании появился рынок некачественного контрафактного продукта, формируемый недобросовестными производителями, незаконно использующих товарный знак НК «ЛУКОЙЛ»;

качество контрафактного нефтепродукта по всем параметрам значительно ниже оригинала, однако его продвижение на рынке недобросовестным производителем проводится агрессивно и по демпинговым ценам;

ограниченные возможности Компании по своевременному выявлению выпуска, доставки контрафактной продукции на территорию России, в том числе и из-за рубежа, и ее реализации на рынке сбыта нефтепродуктов.

Появление на рынке некачественных подделок нефтепродуктов под торговой маркой НК «ЛУКОЙЛ» привело к падению рейтинга Компании у потребителей, что в свою очередь резко снизило прибыли и стало негативно сказываться на темпах развития.

Это обстоятельство заставило приступить к срочной корректировке уже выработанной стратегии формирования собственной сбытовой сети в части касающейся его защиты от некачественных контрафактных подделок и их недобросовестных производителей.

Анализ многолетнего опыта показывает, что данное мероприятие является комплексным, длительным и требует систематических плановых действий.

На первом этапе этого процесса был проведен анализ наиболее подверженной подделке продукции, выявлены уязвимые для контрафакта части производства и сети сбыта, выработан план первоочередных мероприятий.

Так, в процессе проведенного анализа статистических данных было выявлено, что основными объектами для подделки и наибольшее количество контрафактной продукции являются топлива и масла, которые поступают в сбытовую сеть по схеме «завод-нефтеба-за-АЗС».

Причем наибольшее количество нарушений зафиксировано на АЗС, работающих на условиях франчайзинга.

Также были определены наиболее уязвимые места действующей схемы, а именно: «нефтебаза», «маршруты доставки», «места временного хранения продукции», «места фасовки», «места разгрузки- выгрузки продукции», «АЗС» и другие пункты реализации.

На втором этапе определялся комплекс мер организации защиты от противоправных посягательств на качество нефтепродуктов, выпускаемых и поставляемых НК «ЛУКОЙЛ», предусмотренных действующим законодательством.

В процессе практического применения различных защитных мер, наиболее действенным проявила себя организация и проведение комплексных проверок франчайзи по схеме «завод-нефтебаза-АЗС».

Такой подход особенно хорошо зарекомендовал себя на территории РФ и позволил значительно снизить вероятность поступления в сбытовую сеть некачественного контрафактного продукта под торговой маркой НК «ЛУКОЙЛ». Метод контрольных проверок также позволяет решать и временной фактор, так как позволяет практически мгновенно реагировать на возникающую проблему в системе организации работы, выявлять причины ее возникновения и устранять сбой в конкретном «слабом звене».

В ходе практической реализации данное направление деятельности было выбрано как основное, позволяющее контролировать всю технологическую цепочку, от производства до реализации продукции.

Систематизация этого направления потребовала планирования проверок франчайзи по схеме «завод-нефтебаза-АЗС» и разработки Регламента проверок франчайзи на территории РФ.

Кроме того, для осуществления профессиональной политики в вопросах правомерной защиты от противоправных посягательств в сфере качественного и количественного состава нефтепродуктов, реализуемых с использованием товарных знаков НК «ЛУКОЙЛ», их соответствия идентификационным признакам и действующим ГОСТам (ТУ), а также осуществления контроля соответствия деятельности франчайзи условиям и требованиям договора коммерческой концессии (субконцессии) и правомерности использования товарных знаков Компании, по решению руководства НК «ЛУКОЙЛ» создано специальное подразделение Агентство «Луком-А» (далее Агентство).

Агентство, работая на договорных условиях по оказанию услуг, в соответствии с выработанным замыслом в части защиты собственного рынка сбыта нефтепродуктов Компании от контрафакт-

ной некачественной продукции разработало внутреннюю нормативную и правовую базу организации соответствующей работы, ее планы, регламенты, методы и способы проведения и активно приступило к осуществлению выбранных направлений деятельности.

Только за один год Агентством осуществлено 3936 проверок сети АЗК и АЗС Компании, 168 проверок нефтебаз, 2628 - дилеров. Агентством в рамках совместных программ с правоохранительными органами и привлечением специалистов научных и производственных предприятий нефтехимической отрасли проведено 194 совместных рейда по местам реализации нефтепродуктов (авторынки, автомагазины, автосервисы не входящих в дилерскую сеть Компании).

При этом было выявлено:

372 анализа некачественных и фальсифицированных нефтепродукта (из них: топливо - 308, масла - 64);

225 фактов незаконного использования товарного знака Компании;

3100 случаев несоответствия условий обеспечения качества и объёма нефтепродуктов требованиям нормативных документов;

796 случаев несоответствия оформления АЗК (АЗС) фирменному стилю;

644 факта нарушений эксплуатации топливораздаточных колонок (ТРК), имеющих отклонения от заданной дозы выдачи топлива.

По перечисленным фактам нарушений направлено более 400 представлений, предписаний и информационных писем заинтересованным правоохранительным, контрольным ведомствам, руководителям научных и производственных организаций нефтеперерабатывающей отрасли.

Последнее время значительное внимание стало уделяться заблаговременной профилактической работе по предотвращению сбыта контрафактных некачественных нефтепродуктов на собственном рынке Компании.

С этой целью в НК «ЛУКОЙЛ» были разработаны «Положение о коммерческой концессии (франчайзинге) в Группе «ЛУКОЙЛ», которое было утверждено на Правлении Компании еще в 2006 году, а также «Регламент проверок франчайзи».

В соответствии с «Положением о коммерческой концессии (франчайзинге) в Группе «ЛУКОЙЛ» Агентству поручено проводить дополнительные контрольные мероприятия, к которым относятся:

мероприятия по контролю за выполнением требований франчайзера (правообладателя-НК «ЛУКОЙЛ» (п.6А):

- по обслуживанию потребителей и мерчендайзингу;

- по закупке продукции и товаров;

- по продажам на объектах Компании установленного ассортимента. Причем был также расширен перечень объектов, подлежащих проверке, в число которых включены (п.1.4):

мотели, магазины, мойки, пункты технического обслуживания автомобилей, а также установки, резервуары и иные объекты недвижимости, используемые для хранения, фасовки и реализации продукции и товаров, на которых установлены, устанавливаются или наносятся товарные знаки Компании.

В соответствии с Договором оказываемых услуг, «Положением о коммерческой концессии (франчайзинге) в Группе «ЛУКОЙЛ» и «Регламентом проверок франчайзи» состав мер организации защиты от противоправных посягательств на качество нефтепродуктов, выпускаемых и поставляемых НК «ЛУКОЙЛ» можно представить следующим образом:

1. Проверка качества всех нефтепродуктов (бензинов, дизельных топлив, масел, смазок, товаров технической и бытовой химии, автокосметики), других видов сопутствующих товаров и услуг, реализуемых на объектах Компании.

2. Проверка соответствия условий обеспечения качества нефтепродуктов, других видов сопутствующих товаров и услуг, требованиям действующих нормативных актов.

3. Проверка объемов топлив, отпускаемых потребителям через ТРК АЗС.

4. Проверка правомерности использования товарных знаков Компании на территориях действия охранных документов на товарные знаки, зарегистрированных НК «ЛУКОЙЛ».

5. Проверка обоснованности реализации организациями, входящими в Группу НК «ЛУКОЙЛ», а также работающими с ней по договорам коммерческой концессии, продукции других компаний, конкурирующей с продукцией НК «ЛУКОЙЛ».

Таблица 1. Регионы действия ГОК «ЛУКОМ-А», исполняющих Договор с НК «ЛУКОЙЛ»

№ п/п Дочернее общество, количество групп Коли- чество АЗС Коли- чество нефтебаз Территориальные образования

1 "ЛУКОМ-А-Москва": фактически - 4; планируется - 2 . 472 23 Московская обл., Смоленская обл., Тульская обл., Тверская обл., Калужская обл., Брянская обл., Орловская обл., Курская обл., Белгородская обл., Рязанская обл., Липецкая обл., Ленинградская обл., Новгородская обл., Псковская обл., Мурманская обл., Республика Карелия

2 "ЛУКОМ-А- Нижний Новгород": фактически - 2. 294 18 Нижегородская обл., Ярославская обл., Вологодская обл., Ивановская обл., Костромская обл., Владимирская обл., Республика Мордовия, Чувашская Республика, Республика Марий Эл.

3 "ЛУКОМ-А-Волгоград": фактически - 3. планируется - 1 294 16 Астраханская обл., Волгоградская обл., Воронежская обл., Ростовская обл., Республика Калмыкия.

4 "ЛУКОМ-А-Калининград": фактически - 1. 31 6 Калининградская обл.

5 "ЛУКОМ-А-Пермь": фактически - 2. 397 18 Пермский край, Кировская обл., Свердловская обл., Челябинская обл.

6 "ЛУКОМ-А-Нефтехим": фактически - 5. 301 16 Ульяновская обл., Самарская обл., Оренбургская обл., Тамбовская обл., Пензенская обл., Саратовская обл., Краснодарский край, Ставропольский край, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Кабардино- Балкарская Республика, Карачаево- Черкесская Республика, Республика Адыгея.

7 "ЛУКОМ-А-Западная Сибирь": фактически - 1. 104 6 Ханты-Мансийский АО, Тюменская обл., Курганская обл.

8 "ЛУКОМ-А-Север": фактически - 2. 84 8 Архангельская обл., Республика Коми, Ненецкий АО.

9 "ЛУКОМ-А- Украина": фактически-3 286 8 Республика Украина.

Всего: 2263 119

6. Проверка соответствия оформления АЗС и спецодежды персонала АЗС Рекомендациям по использованию фирменного стиля АЗС НК «ЛУКОЙЛ», принятому и утвержденному решениями Правления Компании в 1995 и 2001 годах.

7. Проверка соблюдения дистрибьюторами и дилерами Компании направлений поставок фасованной продукции в соответствии с закрепленными за ними территориями продаж, ассортиментного минимума и качества фасованной продукции, реализуемой как на объектах Компании, так и на рынке сбыта нефтепродуктов.

Выбор объектов проверки осуществляется на плановой основе. Ежеквартально в соответствии с «Регламентом проверок франчайзи на территории РФ», другими руководящими документами составляется План-задание на проведение группами оперативного контроля мероприятий, которое утверждается руководством НК «ЛУКОЙЛ» и рассылается всем руководителям предприятий НПО на территории Российской Федерации.

Проверочные мероприятия осуществляются специально созданными и подготовленными для этих целей группами оперативного контроля (ГОК).

В Агентстве для исполнения заданий Договора создано 24 мобильные технически оснащенные ГОК численностью 45 человек, которые работают в 56 регионах РФ (из них 3 группы работают в 25 регионах Украины).

При проведении контрольных мероприятий ГОК используется следующее высокотехничное современное оборудование:

1. Лабораторный комплект 2М5, 2М5У, 2М6 (комплект включает набор экспресс средств и методов определения показателей качества топлива и нефтепродуктов).

2. Пробоотборное оборудование.

3. Мерное оборудование (мерники 2-го разряда).

4. Оборудование для определения подтоварной воды и механических примесей.

5. Комплекты мобильной оргтехники и средств связи.

Одна ГОК способна проводить до 400 экспресс-испытаний нефтепродуктов в месяц.

Основными формами контролей являются: запланированные проверки, внеплановые проверки, рейды и контрольные исследования.

Одной из эффективных форм контрольной деятельности ГОК являются совместные с представителями предприятий НПО, правоохранительных и контролирующих органов рейды по проверке иных мест реализации нефтепродуктов (авторынков, лотков, павильонов, магазинов) в целях выявления и пресечения фактов сбыта поддельной продукции под товарным знаком НК «ЛУКОЙЛ», а также неправомерностью использования этого знака.

Районами выезда ГОК для проведения рейдов также являются места возможного размещения производств некачественной фальсифицированной (контрафактной) продукции под торговой маркой НК «ЛУКОЙЛ» (мини НПЗ, линии по розливу масла, автохимии, автокосметики и иной продукции). Регионы работы ГОК представлены в таблице 1.

По мере развития географии реализации продукции НК «ЛУКОЙЛ» применение Агентством схемы контроля качества «завод-нефтебаза- АЗС» возможно и на территории зарубежных государств, где присутствует НК «ЛУКОЙЛ» и действуют «Регламенты проверок франчайзи». В настоящее время это 11 государств Восточной и Западной Европы и Азии.

При этом основные задачи здесь также остаются известными: продвижение качественной отечественной продукции на рынке сбыта нефтепродуктов в ближнем и дальнем зарубежье;

защита отечественного производителя-импортера на зарубежном рынке от незаконных методов конкуренции, дискредитации отечественных товаров от незаконного использования товарных знаков и выпуске контрафактной продукции для сбыта ее на зарубежных рынках;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

установление контроля на границе за ввозом на территорию

РФ контрафактной продукции из-за рубежа под торговыми марками отечественных производителей нефтепродукции.

Эта работа не предоставляется возможной и эффективной без осуществления тесного взаимодействия НК «ЛУКОЙЛ» и Агентства «Луком-А», прежде всего, с государственными органами: соответствующими подразделениями Министерства иностранных дел РФ, Федеральной таможенной службы РФ и правоохранительных органов.

При этом особое внимание необходимо уделить работе по определению основных направлений взаимодействия НК «ЛУКОЙЛ» и Агентства «Луком-А» с Федеральной таможенной службой РФ, разработке положения о взаимодействии и регламента совместных действий в сфере защиты отечественного рынка нефтепродуктов от контрафактной продукции, совершенствовании доказательной, нормативной и правовой базы в данной сфере.

Литература:

1. Официальный сайт НК «ЛУКОЙЛ», http://www.lukoil.ru/ static_6_5id_29_.html.

2. Договор о предоставлении услуг Группе НК «ЛУКОЙЛ» Агентством «Луком-А», подписано от 06.10.2003 г. №0311230.

3. Положение о коммерческой концессии (франчайзинге) в Группе «ЛУКОЙЛ», утверждено руководством НК «ЛУКОЙЛ» от 20.11.2006 г.

4. Регламент проверок франчайзи, Агентство «Луком-А», 2003.

5. Фирменный стиль ОАО «ЛУКОЙЛ», утверждено правлением НК «ЛУКОЙЛ», протокол от 06.03.1995 г.

6. Рекомендации по использованию фирменного стиля АЗС ОАО «ЛУКОЙЛ», утверждено правлением НК «ЛУКОЙЛ», протокол от

26.11.2001 г.

7. Экономический словарь: справочное издание под ред. А.И. Архипова. - М. : Изд. Проспект, 2007.

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВА СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ПИЩЕВОИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Межевов А.Д., д.э.н., профессор, директор Института подготовки руководящих педагогических кадров ГБОУ ВПО Московского

государственного педагогического университета

В данной статье анализируются основные тенденции производства продукции сырьевой базы для пищевой промышленности России, являющейся неотъемлемой частью агропромышленного комплекса, показывающим низкие темпы развития, рентабельности и подверженного многочисленным мало прогнозируемым рискам.

Ключевые слова: пищевая промышленность, производство продуктов питания, государственное управление, производители сельскохозяйственных товаров

DYNAMICS OF PRODUCTION OF RAW MATERIAL BASE OF THE FOOD INDUSTRY IN RUSSIA

Mezhevov А., Doctor of Economic Sciences, Director of the Institute training guidance of teachers GBOU VPO the Moscow State

Pedagogical University

This paper analyzes the main trends in production of raw materials for the food industry in Russia, which is an integral part of agriculture, showing lower growth rates, profitability and exposed to numerous little predictable risks.

Keywords: food processing, food production, public administration, the producers of agricultural commodities.

Одной из основных тенденций отечественного пищевого производства является формирование вертикально интегрированных корпораций, которые включают в себя не только различные заводы и комбинаты, осуществляющие производство готовой продукции, но и сельскохозяйственные организации. Кроме того, пищевая промышленность России тесно связана с сельхозпроизводством, обеспечивающим её необходимым сырьем, в связи с чем вопросам анализа основных тенденции развития отечественного сельского хозяйства в настоящее время уделяется особое внимание.

Состояние российского сельскохозяйственного производства в настоящее время достаточно сложное, ряд экономистов-аграрни-

ков определяют это состояние как критическое. Такое состояние сложилось как в результате накопившихся в дореформенное время проблем и противоречий, так и в результате самого реформирования, которое проводилось без должного учета специфики российского АПК, в том числе климатических условий1.

Ниже приведены показатели, свидетельствующие о современных тенденциях развития сельского хозяйства.

В долгосрочной ретроспективе, следует отметить, что резкий спад производства валовой продукции сельского хозяйства и животноводства (свыше 40%) произошел за годы реформ 1991-1998 годов.

1 Огнев Ю.Ю. Аграрный вопрос: основные предложения // Приложение 13 к Ежегодному экономическому докладу Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" "Стратегия 2020": от экономики "директив" к экономике "стимулов". М., 2008. -8с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.