Научная статья на тему 'Организация медицинского обслуживания учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации'

Организация медицинского обслуживания учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
179
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация медицинского обслуживания учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВА1ШЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.И. Зайцев, Т.В. Кузнецова ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора Многие формы заболеваний и патологических состояний у детей и подростков формируются под воздействием факторов окружающей среды. Уже в конце XVIII века получило широкое распространение понятие о так называемых «школьных болезнях» как непременном следствии обучения. Влияние условий обучения в образовательных учреждениях на здоровье детей начинается достаточно рано, учитывая, что в настоящее время ребенок раннего возраста поступает в школу, часто минуя дошкольное образовательное учреждение.

В последние годы, по данным Государственных докладов «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации», отмечаются изменения состояния здоровья детей, обусловленные неблагоприятным воздействием факторов среды обитания в общеобразовательных учреждениях. Так, высокие показатели заболеваемости детей болезнями органов дыхания в образовательных учреждениях Ивановской, Камчатской и Сахалинской областей связаны с неудовлетворительными параметрами микроклимата, в Тюменской, Пермской областях, Удмуртской Республике - с загрязнением воздуха учебных заведений пылью и аэрозолями. Часто регистрируемые случаи заболеваемости патологией глаз связаны с низкими показателями освещенности в республиках Карелия и Коми, в Смоленской области.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2. 1878-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» все общеобразовательные учреждения должны иметь медицинские кабинеты, сотрудники которых призваны не только оказывать медицинскую помощь учащимся, но и следить за соблюдением допустимых уровней факторов «школьной» среды.

Однако во многих общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, особенно в сельской местности, имеющиеся медицинские кабинеты не оснащены в соответствии с гигиеническими нормативами и не укомплектованы штатом медицинских работников. Так, медицинское обеспечение в образовательных учреждениях Республики Калмыкия представлено медицинскими кабинетами в 69 (33,8 %) учреждениях (в 2005 г. - в 50, 24 %), стоматологическими кабинетами в 13 (6,4%) учреждениях (в 2005 г. - в 10,4,8 %). Укомплектованность медицинским персоналом в среднем составляет чугь больше 40 %. В сельской местности медицинское обслуживание осуществляется участковыми педиатрами или средним медперсоналом центральных районных больниц, фельдшерско-акушерских пунктов. Все вышеуказанные причины наряду с низкой укомплектованностью врачами-педиатрами по республике обусловливают несвоевременное проведение профилактических мероприятий, низкий уровень выявления заболеваний на ранних стадиях и оказания медицинской помощи.

декабрь № 12 /177/

ЗНиСО

13

Из 323 общеобразовательных учреждений в Республике Марий Эл имеют медицинские кабинеты, укомплектованные медицинскими работниками, 149 (46%) школ. В 211 общеобразовательных учреждениях (большей частью в начальных и неполных средних малокомплектных школах на селе) медицинские кабинеты отсутствуют. Медицинское обслуживание школьников осуществляется фельдшерами фельдшерско-акушерских пунктов. Стационарные стоматологические кабинеты, оборудованные в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, оказывающие круглогодичную медицинскую помощь, имеют два образовательных учреждения республики. В остальных учреждениях данные кабинеты оборудуются стоматологической поликлиникой на период оказания помощи по графику во всех школах.

Из 47 образовательных учреждений Чукотского автономного округа в 11 отсутствуют медицинские кабинеты, медицинское обслуживание школьников осуществляют работники фельдшерско-акушерских пунктов, сельских врачебных амбулаторий, сельских участковых больниц. 38 учреждений не имеют стоматологических кабинетов. Из имеющихся не все медицинские кабинеты укомплектованы необходимым минимальным набором оборудования (порядка 15 школ), повсеместно отсутствует оборудование для оценки физического развития школьников.

В Республике Дагестан в большинстве детских и подростковых учреждений сельских районов не укомплектован штат медицинского персонала, отмечается недостаточное оснащение медицинским оборудованием, не проводится оценка физического развития, анализ заболеваемости учащихся, а также оздоровительная работа и контроль за организацией питания детей.

В Московской области вопрос организации качественного медицинского обслуживания общеобразовательных учреждений также остается до конца не решенным. Медицинское обеспечение организовано по участковому принципу, вследствие этого постоянно работающие медицинские сестры имеются только в 50,6 % общеобразовательных учреждений, в остальных школах медицинские работники бывают периодически. Медицинские кабинеты имеют 1378 учреждений (87,6%), из них оснащены в соответствии с санитарными требованиями 48 %. Не имеют медицинских кабинетов 218 сельских школ. Их медицинское обслуживание организовано на базе фельдшерско-акушерских пунктов или амбулаторий.

Проблемным вопросом для сельских территорий остается оборудование в школах стоматологических, процедурных кабинетов и кабинетов психолога. Стоматологические кабинеты имеются только в районных центрах.

Деятельность школьной медицинской службы на современном этапе малоэффективна: она занимается в основном вакцинопрофилатикой, оказанием разовой медицинской помощи, санитарным контролем. В результате многие дети «группы риска» остаются вне поля зрения медицины, число детей, больных хроническими заболеваниями, возрастает, Поэтому совершенствование медико-санитарного обслуживания детей и подростков является одной из главных задач здравоохранения.

Современная школа и другие образовательные учреждения не формируют у своих работников и детей понятия о здоровье как основной жизненной ценности. Здоровый образ жизни не стал приоритетным направлением в работе педагогов с детьми.

Социальные последствия ухудшающегося здоровья детей касаются таких вопросов, как неготовность к школьному обучению, ограничение пригодности к профессиональной деятельности и службе в армии, ухудшение демографических показателей.

В современных условиях, когда практически во всех регионах России здоровье детского населения ухудшается (по данным Государственных докладов «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации») и обучение в общеобразовательных учреждениях с повышенными учебными нагрузками и требованиями к ученикам не способствует укреплению здоровья подрастающего поколения, школьный врач должен не только оказывать первую помощь, но в первую очередь осуществлять профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний, контролировать соблюдение гигиенических требований к условиям обучения детей.

Обеспечение полноценного функционирования медицинского кабинета и работы медицинского персонала - задача, решение которой требует понимания важности проблемы формирования и сохранения здоровья детского населения в процессе обучения в общеобразовательном учреждении и совместных, координированных действий медицинских работников, педагогов, родителей, представителей общественных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.