Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДОО'

ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЫНОК ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ВНУТРЕННИЙ МАРКЕТИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Мария Кимовна, Слободчикова Сардана Петровна

В статье дается определение образовательного маркетинга, рассматривается проблема организации маркетинговой деятельности в ДОО г. Якутска. Дается описание методики анализа и оценки критериев конкурентных преимуществ ДОО. Приведен пример SWOT-анализа частных детских садов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Мария Кимовна, Слободчикова Сардана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF MARKETING ACTIVITIES OF MODERN DOO

The article gives the definition of educational marketing, considers the problem of organizing marketing activities in the preschool educational institution in Yakutsk. A description of the methodology for analyzing and evaluating the criteria for the competitive advantages of preschool educational institutions is given. An example of SWOT-analysis of private kindergartens is given.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДОО»

творческого применения знаний, компетенций и навыков самоорганизации.

Выводы. Таким образом, на основе выше изложенного можно сделать вывод о том, обучение навыкам самоорганизации представляет длительный процесс. Успешность данного процесса зависит от времени начала его реализации. Сенситивным периодом его осуществления является юношеский возраст, однако ряд компетенции формируется еще в дошкольный период развития. Выделенные нами в ходе теоретического анализа компетенции и их содержательные характеристики позволят педагогам включать в структуру своей педагогической деятельности систему работы по обучению студентов основам самоорганизации.

Литература:

1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [сайт]. URL.: http: //fgosvo.ru/

2. Иванова М.М. Опорные конспекты как средство повышения качества знаний студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2020. - № 44. -С. 39-42.

3. Котова, С.С. Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов: монография / С.С. Котова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. - 208 с.

4. Мандроикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) Опорные конспекты как средство повышения качества знаний студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» // Педагогическая диагностика. -2010. - № 2. - С. 59-83.

Педагогика

УДК 373.24

кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Слободчикова Сардана Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДОО

Аннотация. В статье дается определение образовательного маркетинга, рассматривается проблема организации маркетинговой деятельности в ДОО г. Якутска. Дается описание методики анализа и оценки критериев конкурентных преимуществ ДОО. Приведен пример SWOT-анализа частных детских садов.

Ключевые слова: маркетинговая деятельность, рынок дошкольных образовательных услуг, внутренний маркетинг. Annotation. The article gives the définition of educational marketing, considers the problem of organizing marketing activities in the preschool educational institution in Yakutsk. A description of the methodology for analyzing and evaluating the criteria for the competitive advantages of preschool educational institutions is given. An example of SWOT-analysis of private kindergartens is given.

Keywords: marketing activities, preschool educational services market, internal marketing.

Введение. Уникальность отечественной системы дошкольного образования, которая формировалась на протяжении нескольких веков, по праву получила признание во всем мире. В каждом российском детском саду ребенку обеспечиваются во взаимосвязи уход, присмотр, развитие, воспитание и обучение, а также услуги социального характера: питание, медицинское сопровождение. Помимо этого, идет просветительская работа с семьей, направленная на повышение уровня психолого-педагогической, правовой, медицинской компетенции родителей.

Проблема маркетинговой деятельности в системе образования отражена в научных исследованиях В.Г. Афанасьева, Т.П. Колодяжной, и др., в которых аргументирующая необходимость формирования в структуре дошкольной образовательной системы маркетинговой деятельности. Это несравненно улучшает качество и увеличивает ассортимент образовательных услуг, дает возможность разнообразнее удовлетворить запросы родителей. Маркетинговая деятельность педагогического коллектива предполагает:

1. Исследование спроса на образовательные услуги, сбор и анализ маркетинговой информации.

2. Определение соответствующих спросу целей и задач образовательной среды, планирование маркетинга.

3. Рекламирование результатов и стимулирование спроса на образовательные услуги, организация маркетинговой службы в детском саду.

4. Осуществление маркетингового контроля соответствия цели и результата.

Под образовательным маркетингом мы понимаем философию современного управления, педагогические технологии, продажу образовательных услуг, которые разделим на следующие подходы:

- выявление потребностей в образовательных услугах;

- составление анализа и прогноза потребностей;

- определение возможностей образовательного учреждения в удовлетворении выявленных потребностей;

- формирование политики образовательного учреждения: составление программы развития, стратегического плана, утверждение учебных планов, оснащение педагогическими кадрами, различные соглашения с организациями, реклама и т.д.;

- удовлетворение потребностей в образовательных услугах;

- достижение конечных целей и эффективных результатов образовательного учреждения.

В аспекте организации маркетинговой деятельности важное место отводится исследованию рынка дошкольных образовательных услуг. Данные исследования позволяют дошкольной организации определить направления дальнейшего развития маркетинговой деятельности:

- выяснить количество потенциальных потребителей образовательных услуг;

- понять какие услуги будут пользоваться наибольшим спросом;

- оценить эффективность своей деятельности и действий конкурентов;

- спрогнозировать возможные тенденции на рынке образовательных услуг;

- правильно выстроить ценовую политику.

По мнению С.В. Антоновой и И.В. Убоженко, существенную роль в организации маркетинговой деятельности в дошкольной образовательной организации играет внутренняя готовность педагогического коллектива к принятию нововведений, в понимании каждым воспитателем необходимости работать в новых условиях, в необходимости развиваться профессионально для повышения не только своего мастерства, но и для повышения имиджа дошкольной образовательной организации.

Внутренний маркетинг в детском саду - это отдельное направление в маркетинговой деятельности дошкольной образовательной организации, который играет особую роль при разработке программы деятельности маркетинговой службы. На основании исследований можно выделить этапы маркетинговой деятельности в дошкольной образовательной организации:

1. Первый этап. Анализ рыночных возможностей ДОО: проведение маркетинговых исследований, направленных на изучение маркетинговой среды ДОО; создание системы маркетинговой информации.

2. Второй этап. Отбор целевых рынков ДОО: можно определить, как сегментирование рынка образовательных услуг, выбор целевых сегментов, на которые ДОУ будет ориентироваться и позиционирование услуг на рынке.

3. Третий этап. Создание комплекса маркетинга ДОО: определение цен на услуги ДОО (ценовая политика); организация продвижения образовательных услуг на рынке (сбытовая, коммуникативная политика); формирование портфеля услуг ДОО (политика предложенных услуг, ассортиментная политика).

4. Четвертый этап. Управление маркетинговой деятельностью в ДОО: планирование маркетинговой деятельности; организация деятельности маркетинговой службы ДОО; контроль маркетинговой деятельности.

Изложение основного материала статьи. На современном этапе наблюдается стремительное развитие частных ДОО в городе Якутске. Перед родителями встает вопрос выбора и как заказчика образовательных услуг на рынке их требования повышаются. Перед частными ДОО встает вопрос наполняемости, а значит ведется борьба за клиента, растет конкуренция. Необходимость ответственного подхода к решению проблем требует у руководителей самоанализа и оценки работы организации, выбора методики, методов анализа и оценки качества предоставляемых услуг.

При проведении анализа и оценки необходимо руководствоваться такими принципами, как:

S гуманизация - воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, семье, Родине;

S развивающий характер образования;

S ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи, дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения;

S развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;

S деидеологизация дошкольного образования - приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.

Сегодня цели дошкольного образования заключаются в развитии пяти основных личностных потенциалов: познавательного, коммуникативного, эстетического (художественного), ценностного (нравственного) и физического. Современные дошкольное образование подразумевает разработку «модели» выпускника, отражающей все основные качества, умения и навыки, которые должны быть привиты ребенку в процессе дошкольного образования.

«Модель» выпускника может включать в себя такие параметры, как:

- уровень физического развития;

- степень закаленности;

- приобретение основных навыков гигиены;

- освоение основных видов двигательной активности;

- формирование интеллектуальных предпосылок для начала обучения в школе.

Для проведения анализа и оценки критериев конкурентных преимуществ выбраны методики: SWOT-анализ, анкетирование удовлетворенности родителей, интервью руководителей.

Для анализа факторов конкурентного окружения было проведено исследование частных ДОО города Якутска:

1. ДДЦ «Винни Пух».

2. ДС «Мэри Поппинс».

3. ЦРР «Уу-чуку-чук».

4. ЦРР «Тик-так».

SWOT-анализ конкурентных преимуществ среди лицензированных частных ДОО.

Цель: выявление сильных и слабых сторон, возможности и риски развития ЧДОО

Критерии: сильные, слабые стороны ЧДОО, возможности и риски развития частных ДОО.

Сводные результаты SWOT-анализа отражены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели Сильные стороны Слабые стороны

Внутренняя среда Факторы и свойства ДДО, дающие преимущества перед другими ДДО: 1. Качественный уровень образования (наличие - подготовительных групп). 2. Преемственность образования (наличие детского сада и начальной школы). 3. Широкий спектр дополнительного образования (наличие лицензии на дополнительное образование детей и взрослых: роботехника, шахматы, шашки и др.). 4. Месторасположение - центр города. 5. Мало комплектность групп. 6. Постоянство кадров. 7. Наличие и организация летнего лагеря полного дня. 8. Соответствие документации и Факторы и свойства, ослабляющие ДДО: 1. Устаревшая материально-техническая база. 2. Нехватка квалифицированных кадров. 3. Текучесть кадров. 4. Отсутствие повышения квалификации. 5. Отсутствие спортивного (актового) зала. 6. Отсутствие оборудованных детских площадок. 7. Низкий уровень делопроизводства и правильное оформление документооборота.

организации воспитательно-образовательного процесса в соответствие ФГОС ДО. 9. Качественное обслуживание. 10. Авторитет руководителя.

Внешняя среда Внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности для развития и работы ДДО: 1. Участие в семинарах, мастер-классах, конкурсах, научно-практических конференциях, форумах и т.д. 2. Бюджетная программа по субсидированию затрат родителей на посещение ЧДОО с 3-7 лет. 3. Субвенция на образовательную деятельность ЧДОО по линии МО РС(Я). 4. Программы конкурсного отбора на возмещение части затрат по линии ЦПП РС(Я). 5. Переквалификация кадров на льготных условиях по линии СФВУ. 6. Повышение квалификации кадров на льготных условиях по линии МО РС(Я). 7. Муниципальный заказ. Внешние вероятные факторы, которые могут осложнить работу ДДО: 1. Разногласие воспитателей и родителей в вопросах воспитания детей. 2. Усиление конкуренции. 3. Строительство бюджетных ДОО. 4. Дефицит кадров с образованием. 5. Потребительское отношение родителей. 6. Внеплановые проверки надзорных органов. 7. Приостановление программы субсидирования.

На основании результатов SWOT-анализа выявились сильные и слабые стороны, факторы возможностей и рисков, влияющих на развитие, а также усложняющие положение вышеназванных частных ДОО, что подтверждает существование общих проблем и возможность проведения оценки конкурентных преимуществ (таблица 2).

Таблица 2

Оценка конкурентных преимуществ частных ДОО города Якутска

Критерии (баллы) Частные лицензированные ДОО

1 2 3 4

Постоянство кадров (1-8 баллы) 5 6 6 5

Дополнительное образование (1-8 баллы) 3 8 5 3

Месторасположение (1-3 баллы) 2 3 3 1

Переквалификация кадров (1-3 баллы) 1 1 2 1

Уровень делопроизводства (1-5 баллы) 3 5 5 3

Высокое партнерское отношение родителей (1-5 баллы) 3 3 3 4

Фактор выживание (стаж) (1-7 баллы) 3 7 4 3

Оценка уровня ДОО 23 39 36 23

Выводы. Таким образом по результатам сводного SWOT-анализа частных ДОО можно сделать вывод, что:

1. Существуют проблемы с кадрами, общим охватом детей всех возрастных групп, оказанием услуг по дополнительному образованию.

2. Частные сады конкурентоспособны и с учетом общего количества лицензированных садов в городе конкуренция со временем возрастет.

3. Немаловажную роль играет личных авторитет, ответственность руководителя-предпринимателя.

Для улучшения конкурентоспособности частным ДОО необходимо применить:

- систему самооценки, которая основывается на методах анализа и оценки конкурентных преимуществ и примененных при проведении исследовательской работы;

- результатом проведенной самооценки является «модель» выпускника частного ДОО.

Литература:

1. Антонова С.В. Актуальность маркетинговой деятельности в дошкольной образовательной организации / А.В. Антонова, И.В. Убоженко // Научный альманах. - 2016. - N 4-2 (18) // Электронный ресурс. Режим доступа: МШ://™%^исот.шМос/па.2016.04.02.029^£4.

2. Афанасьев В. Маркетинг образовательных услуг / В. Афанасьев, В. Черкасов // Маркетинг. - N 6. - 1999. - С. 70-77.

3. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: Контрольно-диагностическая функция / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 64 с.

4. Гериева А.И. Маркетинговая деятельность в современном дошкольном образовательном учреждении / А.И. Гериева // Научный альманах. - 2017. - №5. -1(31).

5. Невоструев Ю.П. Маркетинг и маркетинговые исследования: учебно-методический комплекс / Ю.П. Невоструев. -М., 2011. - С. 10-12.

6. Ребрикова Н.В. Рынок услуг дошкольного образования: анализ маркетинговой среды / Н.В. Ребрикова, О.А. Шальнова // Молодой ученый. - 2017. - №9. - С. 440-446.

7. Угрюмова Е.М. Понятие платных образовательных услуг и их классификация / Е.М. Угрюмова // Экономическая наука сегодня: теория и практика: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 218-223.

8. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ / Л.И. Фалюшина. - 2-е изд., испр. и доп. - М: АРКТИ, 2003. - С. 262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.