interaktivnogo-obucheniya1075798.html (Дата обращения 28.009.2021)
3. LearningApps.org [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://learningapps.org/ (Дата обращения: 23.09.2021)
4. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя / Г.И. Щукина. - Москва: Просвещение, 1986. - 190 с.
5. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе: книга для учителя / Г.И. Щукина -Москва: Просвещение, 1979. - 178 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук Иванова Марина Михайловна
Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Баринова Наталья Геннадьевна Алтайский государственный аграрный университет (г. Барнаул); кандидат исторических наук Гордиенко Оксана Николаевна
Алтайский государственный аграрный университет (г. Барнаул)
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ОСНОВАМ САМООРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Аннотация. Данная научная статья посвящена проблеме формирования основ самоорганизации студентов первого курса в условиях перехода на новые образовательные стандарты высшего образования. Авторами статьи систематизированы имеющиеся научные подходы к определению понятия «самоорганизация», выделаны структурные компоненты данного явления. Представлены и проанализированы результаты диагностики студентов первого курса на предмет сформированности основ самоорганизации собственной деятельности. В ходе проблемного анализа раскрываются структурные компоненты общей компетентности самоорганизации. Характеризуется содержание компетенций самоорганизации как набора определенных действий, осуществляемых в соответствии с поставленной целью на основе имеющихся знаний, умений, навыков, способностей и накопленного опыта деятельности.
Ключевые слова: самоорганизация, учебная и профессиональная деятельность, студенты, научное исследование, образовательный процесс вуза, профессиональное становление, саморазвитие, управление деятельностью.
Annotation. This scientific article deals with the problem of forming the foundations of self-organization of first-year students in the conditions of transition to new educational standards of higher professional education. The authors analyzed the available scientific approaches to the definition of the concept of "self-organization", identified the structural components of this phenomenon. The results of diagnostics of first-year students are presented and analyzed in order to identify the basics of self-organization of activity. Based on the problem analysis, the structure of the general competence of self-organization is revealed. The content of the competence of self-organization is characterized as a set of certain actions carried out in accordance with the set goal on the basis of existing knowledge, skills, abilities and accumulated experience of activity.
Keywords: pedagogical culture, professionalism, distance learning, quality of education, distance education, internationalization, socialization, specialist, innovative technologies.
Введение. В настоящее время наблюдаются изменения требований к целям, содержанию образования, уровню профессиональной подготовки будущих специалистов в системе профессионального образования. Базовым подходом в профессиональной подготовке является системно-деятельностный подход (П.К. Анохина, А.Г. Асмолов, Н.А. Бернштейн, А.М. Каплуненко, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков и др.). В парадигме данного подхода на первый план выдвигается проблема самоорганаизации учебной и профессиональной деятельности студентов. В связи с этим особое значение приобретает освоение обучающимися компетенции самоорганизации. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования данная компетенция трактуется как «способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни» [1].
Изложения основного материала статьи. Актуальность теоретического осмысления данной проблемы обусловлена современным социально-экономическим заказом общества на подготовку квалифицированных, конкурентоспособных, компетентных, ответственных, творческих, мобильных специалистов, готовых к постоянному профессиональному росту, обладающих способностью к самообразованию, саморазвитию, самосовершенстованию, поиску и реализации новых, эффективных форм организации своей деятельности (Д.П. Бушмелева, И.Н. Ким, В.Л. Крайник, С.В. Лисиенко, И.А. Степанова, В.П. Черданцев и др.). Овладение на высоком уровне компетенциями самоорганизации позволит будущему специалисту успешно анализировать свою деятельность, осмысливать условия и задачи обучения, рационально планировать, организовывать, адекватно оценивать, своевременно корректировать и совершенствовать процесс, а также результаты своей учебной и будущей профессиональной деятельности. Однако, для достижения данной цели необходима целенаправленная работа по созданию педагогических условий, способствующих в максимальной степени овладению студентами навыками самоорганизации, начиная с первого курса.
Процесс обучения в высшем учебном заведении для большинства студентов совпадает с юношеским возрастом и началом периода молодости. Для данного возрастного периода характерно завершение процессов физиологического и психологического созревания, на первый план выступают вопросы, связанные с личностной и профессиональной идентичностью, самоопределением и самореализацией. Ведущим видом деятельности выступает учебно-профессиональная (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, А.Н. Лутошкин, А.В. Мудрик, Ж. Пиаже и др.). Учебный процесс в вузе значительно отличается от обучения в школе, студентам приходится усваивать качественно и количественно больший, по сравнению со школой, объем информации, что требует увеличения временных затрат, усилий и терпения. Условия обучения в школах, выпускниками которых является большинство первокурсников, не совпадают с условиями обучения в системе высшего образования [2]. Это обусловливает необходимость адаптации бывшего школьника к новым требованиям, к иной, чем в школе, организации учебного процесса. Первокурснику необходимо проявлять самостоятельность, инициативность и активность в освоении знаний, а это, в свою очередь, требует большей ответственности за свою деятельность. Студентам приходится по-иному планировать свое время, проявляя гибкость и необходимость оперативной переориентации. Кроме того, в период социально-психологической адаптации у студентов первого курса происходит смена деятельности и окружения, целевые установки претерпевают значительные трансформации. У первокурсников осуществляется смена ценностей, освоение новых социальных ролей, изменение референтной группы, студенты по-другому
начинают воспринимать себя и социальное окружение. Зачастую меняются и бытовые условия проживания студентов. Важнейшим компонентом изменений является смена учебной деятельности на учебно-профессиональную. Кроме того, в силу ряда обстоятельств, многое студенты в период обучения в вузе начинают подрабатывать, совмещая учебную деятельность с профессиональной. В числе основных форм работы - совмещение, работа в формате удаленного доступа, неполный рабочий день, частичная занятость. В этой связи проблемы активизации и оптимизации процессов самоорганизации требуют дополнительного переосмысления в современных социокультурных и экономических условиях.
Вопросы изучения учебно-профессиональной деятельности студентов первого курса раскрыты в трудах таких ученых, как: Ю.В. Алеева, С.И. Архангельская, Ю.К. Бабанский, С.С. Котова, Н.В. Кузьмина и др. Обобщенный анализ имеющихся подходов позволяет определить учебно-профессиональную деятельность как направленную на освоение компетенций, позволяющих человеку стать профессионалом, способный ставить цели и достигать результатов.
Для успешного освоения учебно-профессиональной деятельностью, студентам необходимо владеть навыками профессиональной самоорганизации [3]. Частично эти навыки формируются еще в дошкольный период, когда ребенок приучается к целенаправленной деятельности, учится структурировать предстоящую работу по плану, развивает рефлексивные умения, работая «над ошибками». Данные навыки усложняются и совершенствуются в период обучения в школе. Вопросы самоорганизации проанализированы в трудах таких ученых, как: В.И. Андреев, Т.Н. Болдышев, В.Н. Донцов, А.М. Колесова, В.И. Матис, Ю.Н. Пароходов, А.Г. Сороковой, Н.К. Тутышкин и др. В рамках нашего исследования под самоорганизацией мы будем понимать мотивированную деятельность студента, осуществляемую посредством системы интеллектуальных операций, ориентированных на решение задач самостоятельной рациональной организации своего учебного труда. Цикл управления своей деятельностью у студента базируется на те же операции, что и управление деятельностью «внешнего» объекта: анализ ситуации, прогнозирование, целеполагание, планирование, принятие решений, критерии оценки, самоконтроль и коррекция деятельности (Р. Акофф, М. Андерсон, Т.Ю. Базаров, М. Разум, П.И. Третьяков и др.).
С целью определения особенностей владения основами самоорганизации студентов первого курса, нами было проведено исследование. Время проведения - сентябрь 2021 года. Мы выявляли уровень сформированности навыков самоорганизации студентов. В качестве диагностического инструментария мы использовали Опросник самоорганизации деятельности (ОСД) Е.Ю. Мандриковой [4]. Данный опросник переназначен для определения навыков стратегического целеполагания, тактического планирования, а также определения особенностей структурирования деятельности. Согласно опроснику, уровень самоорганизации деятельности определяется по ряду шкал: планомерность, целеустремленность, настойчивость, фиксация, самоорганизация, ориентация на настоящее. Полученный результат опроса позволял сделать выводы и по каждой шкале отдельно, и по общему суммарному показателю.
Опросник включал 25 утверждений, напротив каждого из которых респонденту необходимо было поставить балл от 1 до 7 в зависимости от степени его согласия с данным утверждением.
В исследовании участвовали 120 студентов 1 курса Алтайского государственного педагогического и Алтайского государственного аграрного университетов. При проведении исследования для нас не представлял интерес дифференциации студентов по профилям подготовки вуза, поэтому результаты мы интерпретировали в обобщенном виде. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты опроса студентов по методике ОСД Шкала
Планомерность Уровень Количество студентов
Высокий уровень 21%
Средний уровень 36%
Низкий уровень 43%
Целеустремленность Высокий уровень 54%
Средний уровень 27%
Низкий уровень 19%
Настойчивость Высокий уровень 36%
Средний уровень 33%
Низкий уровень 31%
Фиксация Высокий уровень 33%
Средний уровень 27%
Низкий уровень 40%
Самоорганизация Высокий уровень 26%
Средний уровень 31%
Низкий уровень 43%
Ориентация на настоящее Высокий уровень 40%
Средний уровень 33%
Низкий уровень 27%
Согласно методике, в зависимости от количества набранных баллов, каждая шкала представлена тремя уровнями: высоким, средним и низким.
Высокий уровень характеризует целеустремленную и настойчивую личность, с развитыми волевыми качествами, таким людям присущи навыки тактического мышления, они способны планировать свою деятельность, корректировать поведенческую активность, доводить начатое дело до итогового результата.
Средний уровень отражает характеристику личности, которая может ставить цели и задачи предстоящей деятельности, при данном уровне сформированности не в полной мере развиты волевые качества, человек стремится выполнять взятые обязательства, однако не всегда может доводить начатое до конца.
Низкий уровень характеризует личность, которой сложно планировать деятельность, недостаточно сформированы волевые качества; склонны отвлекаться на посторонние дела, не свойственно доводить начатое дело до завершения.
После обработки и подсчета общих суммарных показателей по всем шкалам, нами был проведен количественный и качественный анализ результатов исследования.
Шкала «Планомерность» определяет уровень вовлеченности личности в тактическое ежедневное планирование по
определенным правилам. Анализ данных свидетельствует о том, что 21% опрошенных первокурсников имеют высокий, 36% - средний и уровень и 34% низкий уровень сформированности данного параметра. Полученные результаты можно объяснить отсутствием у первокурсников опыта, связанного с ежедневным планированием, т.к. процесс обучения в школе носил закономерный, «предсказуемый» характер, чаще управляемый родителями и педагогами. Молодым людям не приходилось ежедневно применять планирование своей деятельности. Кроме того, школьник, преимущественно значительную часть времени находится в семье, где в планировании участвуют родители и близкие люди. В студенческой жизни молодым людям приходится проявлять большую инициативность и самостоятельность в сравнении со школьным периодом.
Шкала «Целеустремленность» измеряет способность личности определить цель и сфокусироваться на ее достижении. Результаты опроса свидетельствует о том, что 54% опрошенных студентов имеют высокий, 27% - средний уровень и 19% низкий уровень сформированности данного параметра. Качество «целеустремленность» является базовым в системе волевых качеств личности. У более половины респондентов выявлен высокий уровень сформированности данного качества, что свидетельствует о положительной тенденции.
Шкала «Настойчивость» измеряет склонность личности к приложению волевых усилий для завершения начатого дела и регулирования своей активности. 36% опрошенных имеют высокий, 33% - средний уровень и 31% - низкий уровень сформированности данного параметра. Все три уровня представлены примерно одинаковым количественным выражением. В связи с этим педагогам необходимо создавать условия развития данного качества, поскольку недостаточное проявление настойчивости будет препятствовать завершению студентами начатых дел.
Шкала «Фиксация» диагностирует склонность личности к фиксации на заранее запланированной структуре организации событий во времени. Анализ данных свидетельствует о том, что 33% опрошенных имеют высокий, 27% -средний уровень и 40% низкий уровень сформированности данного параметра. Низкий уровень доминирует над высокими и средним, что также обуславливает необходимость развивать данное качество.
Шкала «Самоорганизация» измеряет склонность субъекта к использованию внешних средств организации деятельности. Она содержит умения обобщения и систематизации полученных знаний, анализа собственной учебно-профессиональной деятельности. Анализ данных свидетельствует о том, что 26% опрошенных имеют высокий, 31% -средний и уровень и 43% низкий уровень сформированности данного параметра. Самоорганизация является ключевым, структурообразующим компонентом данной системы. Количество студентов с низким уровнем превалирует над высоким и средним. Данный результат также подтверждает актуальность нашего исследования.
Шкала «Ориентация на настоящее» измеряет временную ориентацию на настоящее. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что 40% опрошенных имеют высокий, 33% - средний уровень и 27% низкий уровень сформированности данного параметра. Количество ответов, соответствующих высокому уровню, превалирует, что может отражать жизненную тенденцию современной молодежи, связанную с «проживанием в моменте», фиксацией на настоящем.
Анализ полученных данных подтверждает необходимость организации целенаправленной работы по обучению студентов первого курса основам самоорганизации. Содержательные аспекты данной работы определяются спецификой профиля профессионального образования. Для того, чтобы педагогическая деятельность имела структурный характер и определяла целевые ориентиры, мы выделили составляющие общей компетентности самоорганизации. Компетенции самоорганизации имеют свое содержание - набор определенных действий, осуществляемых в соответствии с поставленной целью на основе имеющихся знаний, умений, навыков, способностей и накопленного опыта деятельности.
1. Нахождение и постановка цели:
- осознание цели предстоящей деятельности;
- формулировка цели и задач ее достижения (сессия, защита проектов, выполнение «контрольных точек», написание курсовых, исследовательских работ, подготовка и защита выпускной квалификационной работы и т.д.).
2. Планирование и конструирование деятельности:
- анализ деятельности и выделение ее структурных компонентов;
- подбор оптимальных форм, методов, средств достижения цели;
- планирование деятельности с учетом различных факторов (состояния здоровья, временной занятости, рационального распределения времени на учебную, профессиональную, досуговую занятость и т.д.);
3. Анализ деятельности:
- анализ деятельности на основе соотнесения с заданными критериями;
- выявление и анализ проблем, возникающих в процессе реализации деятельности;
- анализ причин «неудач», связанных с неполным достижением намеченных целей;
- установление зависимости результатов деятельности и организации ее процесса.
4. Организация процесса деятельности в соответствии с намеченным планом:
- осуществление деятельности по плану;
- организация последовательной системы действий;
- организовать последовательность, систему;
- выстраивание отношения с субъектами образовательного процесса, с целью содействия выполняемой деятельности.
5. Оценка деятельности и ее результатов:
- оценка своих возможностей и перспектив;
- определение критериев оценки успешности деятельности;
- оценка перспектив коррекции своей деятельности, совершенствования форм, приемов, методов своего учебного труда, его организации компетенции оценки деятельности и ее результатов.
6. Оценка своих возможностей и перспектив:
- выбор критериев оценки успешности своей деятельности, рациональности ее организации;
- соотношение хода и результатов деятельности с планом;
- оценка перспективы коррекции своей учебно-профессиональной деятельности, совершенствование форм, приемов, методов своего учебного труда, его организации.
7. Коррекция деятельности:
- нахождение и анализ ошибок, выявление их причин;
- корректировка деятельности в соответствии с конкретной сложившейся ситуацией и собственными возможностями на основе самооценки и теоретического анализа своей деятельности;
- определение путей устранения выявленных недостатков и фиксация положительных результатов;
- анализ положительных сторон в организации своей деятельности и дальнейшая опора них;
- осознавать слабые стороны в организации своей деятельности и планомерно их устранять;
- определение перспектив дальнейшей работы по совершенствованию на основе теоретического осмысления и
творческого применения знаний, компетенций и навыков самоорганизации.
Выводы. Таким образом, на основе выше изложенного можно сделать вывод о том, обучение навыкам самоорганизации представляет длительный процесс. Успешность данного процесса зависит от времени начала его реализации. Сенситивным периодом его осуществления является юношеский возраст, однако ряд компетенции формируется еще в дошкольный период развития. Выделенные нами в ходе теоретического анализа компетенции и их содержательные характеристики позволят педагогам включать в структуру своей педагогической деятельности систему работы по обучению студентов основам самоорганизации.
Литература:
1. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [сайт]. URL.: http: //fgosvo.ru/
2. Иванова М.М. Опорные конспекты как средство повышения качества знаний студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. - 2020. - № 44. -С. 39-42.
3. Котова, С.С. Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов: монография / С.С. Котова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. - 208 с.
4. Мандроикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) Опорные конспекты как средство повышения качества знаний студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» // Педагогическая диагностика. -2010. - № 2. - С. 59-83.
Педагогика
УДК 373.24
кандидат педагогических наук, доцент Иванова Мария Кимовна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Слободчикова Сардана Петровна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДОО
Аннотация. В статье дается определение образовательного маркетинга, рассматривается проблема организации маркетинговой деятельности в ДОО г. Якутска. Дается описание методики анализа и оценки критериев конкурентных преимуществ ДОО. Приведен пример SWOT-анализа частных детских садов.
Ключевые слова: маркетинговая деятельность, рынок дошкольных образовательных услуг, внутренний маркетинг. Annotation. The article gives the définition of educational marketing, considers the problem of organizing marketing activities in the preschool educational institution in Yakutsk. A description of the methodology for analyzing and evaluating the criteria for the competitive advantages of preschool educational institutions is given. An example of SWOT-analysis of private kindergartens is given.
Keywords: marketing activities, preschool educational services market, internal marketing.
Введение. Уникальность отечественной системы дошкольного образования, которая формировалась на протяжении нескольких веков, по праву получила признание во всем мире. В каждом российском детском саду ребенку обеспечиваются во взаимосвязи уход, присмотр, развитие, воспитание и обучение, а также услуги социального характера: питание, медицинское сопровождение. Помимо этого, идет просветительская работа с семьей, направленная на повышение уровня психолого-педагогической, правовой, медицинской компетенции родителей.
Проблема маркетинговой деятельности в системе образования отражена в научных исследованиях В.Г. Афанасьева, Т.П. Колодяжной, и др., в которых аргументирующая необходимость формирования в структуре дошкольной образовательной системы маркетинговой деятельности. Это несравненно улучшает качество и увеличивает ассортимент образовательных услуг, дает возможность разнообразнее удовлетворить запросы родителей. Маркетинговая деятельность педагогического коллектива предполагает:
1. Исследование спроса на образовательные услуги, сбор и анализ маркетинговой информации.
2. Определение соответствующих спросу целей и задач образовательной среды, планирование маркетинга.
3. Рекламирование результатов и стимулирование спроса на образовательные услуги, организация маркетинговой службы в детском саду.
4. Осуществление маркетингового контроля соответствия цели и результата.
Под образовательным маркетингом мы понимаем философию современного управления, педагогические технологии, продажу образовательных услуг, которые разделим на следующие подходы:
- выявление потребностей в образовательных услугах;
- составление анализа и прогноза потребностей;
- определение возможностей образовательного учреждения в удовлетворении выявленных потребностей;
- формирование политики образовательного учреждения: составление программы развития, стратегического плана, утверждение учебных планов, оснащение педагогическими кадрами, различные соглашения с организациями, реклама и т.д.;
- удовлетворение потребностей в образовательных услугах;
- достижение конечных целей и эффективных результатов образовательного учреждения.
В аспекте организации маркетинговой деятельности важное место отводится исследованию рынка дошкольных образовательных услуг. Данные исследования позволяют дошкольной организации определить направления дальнейшего развития маркетинговой деятельности:
- выяснить количество потенциальных потребителей образовательных услуг;
- понять какие услуги будут пользоваться наибольшим спросом;
- оценить эффективность своей деятельности и действий конкурентов;
- спрогнозировать возможные тенденции на рынке образовательных услуг;
- правильно выстроить ценовую политику.