Г. В. Красильник
ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ
СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Работа представлена кафедрой педагогики и методики начального образования ПИ ЮФУ. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор П. П. Пивненко
В статье рассмотрены концептуальные основы модели культурно-информационной среды подготовки кадров в условиях сельской местности, технологическое обеспечение средовой модели, интегрирующей информационные и интернет-технологии, представленное институтами развития и вариативными моделями традиционных, инновационных и виртуальных практик.
The aim of the article is to consider conceptual bases of the cultural and informative environment model of specialists’ training in the conditions of rural area, technological provision of environmental model which integrates into IT and Internet technologies, institutes of development and different models of traditional, innovatory and virtual practices.
На период 2006 г. в сельской местности и малых городах проживает около 35% населения России, которое обеспечивает продовольственную безопасность государства. Урбанизация ведет к отчуждению человека от земли, порождает агрессивно-потребительское отношение к земле и ее богат -ствам. Более высокий уровень культурной жизни и образования в больших городах вызывает отток молодежи из сельской местности. Выпускники вузов, в том числе сельскохозяйственных, стремятся подыскать себе работу и жилье в городе. Отметим также, что в России на несколько лет отстает образовательный ценз (измеряемый в годах обучения) работников села по сравнению с западноевропейскими странами и США, что сказывается на агроэкологии и уровне культурной жизни в сельской местности1. Все это ставит перед Россией программную задачу воспроизводства социально-интеллектуального и кадрового потенциала на селе.
Подготовка специалистов в сельских регионах России должна быть целеориен-тирована:
• на содействие социально-экономическому развитию района;
• обеспечение кадрами сельскохозяйственных предприятий, образовательной,
культурной и других сфер деятельности на селе;
• формирование содержания обучения с приоритетом таких областей знаний, как агроэкология, биохимия, биология, региональная экология, аграрная социология и др.;
• закрепление кадров на местах;
• координацию работы учебных заведений, общественных организаций, производства, бизнеса и власти с целью обеспечения единства регионального образовательного пространства;
• рациональную интеграцию ресурсов субъектов комплекса для решения приоритетных задач;
• использование в процессе обучения интегрированного комплекса информационных и интернет-технологий;
• моделирование культурно-информационной региональной среды подготовки специалистов, интегрированной в глобальное пространство интернет-коммуникаций, моделируя открытый вуз, обеспечивающий информатизацию и интеграцию общественного развития2.
Образовательная среда в современной социокультурной ситуации может быть рассмотрена базовой основой организации вариативных моделей непрерывного обра-
зования, интегрируя процессы обучения и самообучения, усиливая или уменьшая «плотность» информационных потоков, обеспечивая интерактивность и рационализацию учения, овладение глобальными средствами коммуникативного взаимодействия, расширяя спектр культурно-образовательных практик3.
То есть, по сути, среда обладает характеристиками концептуальной модели, а именно:
• прогнозирования разрешающих возможностей среды;
• определения стратегий развития среды как целостного феномена и ее компонентов на объект-субъектном уровне рассмотрения;
• технологизации управленческих процедур, направленных на реализацию стратегий, в том числе на личностном уровне, обеспечивающих возможности развития субъектов образовательного процесса в разноплановых условиях взаимодействия со средой;
• реализации диагностической функции, обеспечивающей качество подготовки специалистов;
• прогнозирования средообразовательного процесса с учетом социально-экономических, культурных, информационных, технологических, коммуникативных условий.
Таким образом, концептуальная модель среды универсальна и конкретна, с одной стороны, ибо определяется особенностями этапа развития культуры и цивилизации, с другой - вариативна и ситуативна, что обусловлено векторностью, выражающейся в достижении обучающего эффекта в контексте решения определенного спект-ра задач.
Представим далее структуру среды подготовки специалистов как системно-синергетическую модель, интегрирующую универсальный и вариативный компоненты. Последний обусловлен особенностями сельской местности (рис. 1).
Универсализация модели обеспечена сферой глобальных коммуникаций, инте-
грированной в вариативные компоненты взаимосвязанных сред всех уровней, а именно: регионального, районного, уровня образовательного учреждения и межличностного. Сеть Интернет выступает индикатором изменений, обеспечивая трансферт инноваций в вариативный контекст. При этом базовым процессом взаимодействия сред всех уровней выступает интерактивная коммуникация, целеориентированная:
• на обучение, развитие и воспитание личности;
• диагностику изменений в сфере личностно-профессионального развития;
• осуществление вариативных траекторий обучения студентов.
Вариативность среды обусловлена личностно-профессиональными характеристиками студентов, регионализацией, возможностями интеграции среды в единое информационное пространство России, Европы, мира.
Информационно-образовательная среда на региональном уровне структуризации представляет собой педагогическую систему и подсистемы, обеспечивающие ее функционирование и развитие, а именно: материально-техническую, финансово-экономическую, нормативно-правовую, управленческую и маркетинговую.
Технологическое обеспечение создания, функционирования и развития среды обучения в целом, а также подготовки специалистов в частности может быть представлено:
1) интеллектуальной системой, интегрирующей информационные и интернет-технологии;
2) институтами развития;
3) вариативными моделями традиционных, инновационных и виртуальных практик.
Модель интеллектуальной системы основана на индивидуальном знаниево-смыс-ловом опыте и обратной связи, центрируя процесс обучения на том, что уже известно ранее. При этом индивидуальное знание варьируется в зависимости от таких факторов, как способности обучаемого, личный
коммуникация
! ! ! I I I
3 & 3 о
Iе §
0 ф 3
1 л
*5
о £
! ! ! ! ! ! ! ! !
! !
!
!
КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА
Федеральный уровень
!
Региональный уровень
! !
Уровень образовательного учреждения
! ! Личностный уровень I I
Взаимодействие среды и обучающегося
Индивидуальная траектория обучения
студент
Индивидуальная траектория обучения
V,
студент
! ! ! ! !
!
!
!
!
! ! ! !
коммуникация
Индивидуальная траектория обучения
Л,
студент
§ £ I'8
I -
I *
с л
§
г
3
а>
1
<в
со
о
&
9- I
0
1
а>
СО
коммуникация
▼
Р!1Г! I I I I I .1 I I I I I I I I I
Рис. 1. Структурная модель культурно-информационнои среды подготовки специалистов в сельской местности
Организация культурно-информационной среды профессиональной подготовки кадров...
опыт, обучаемость и т. д. Предлагается универсальный вариант системы, «налагаемый» на предметную область, включающий:
• формулировку проблемы (задания);
• извлечение знаний студентами в процессе лекций, дискуссий, анализа текстов и т. п.;
• структурирование знаний о предметной области, выявляющее терминологический дискурс, отношения между понятиями;
• структура входной и выходной информации ит. д.;
• концептуализация знаний, разработка неформального описания предметной области в виде таблицы, диаграммы, схемы и т. п.
Создается программная модель интеллектуального компонента системы. На этапе тестирования оценивается и проверяется работа модели интеллектуального компонента с целью приведения в соответствие с реальными запросами пользователей на предмет удобства, адекватности интерфейсов ввода-вывода (характер вопросов в диалоге, связности выводимого текста результата и др.), эффективности стратегии управления (порядок перебора, возможно использование нечеткого вывода и др.); качества проверочных примеров; корректность базы знаний (полнота и непротиворечивость правил).
Модель института развития как элемент среды подготовки специалистов выступает технологией, обеспеченной интеграцией информационных и интернет-технологий, целеориентированной на проектирование индивидуальной образовательной траектории, формирование индивидуальной образовательной программы, представление образовательной истории.
Институт развития - это индивидуальный рефлексийный портал, включающий блоки: «Образовательный путь», «Познание», «Результаты», «Досье успехов».
Блок «Образовательный путь» - это проект индивидуальной образовательной траектории, определяющий личностные
приоритеты студента, цели-результаты, пути достижения цели.
Блок «Познание» представлен вариативными программами, например, спецкурсов, ориентируя студента на осуществление выбора. В рамках спецкурса студент выбирает уровень сложности кейса самостоятельной работы.
Блок «Результаты» представляет образовательную историю студента в контексте изучения конкретных дисциплин.
Блок «Досье успехов» формируется как комплект материалов, составляющих обра-зовательную историю студента как «цепь достижений».
Институт развития - это и структурообразующий элемент среды, ориентированный на расширение пространства выборов в плане личностного освоения сфер науки и искусства как составляющих культуры.
Моделируемая среда института развития может быть представлена центрами в соответствии с приоритетными направлениями деятельности, в том числе в виртуальном формате. Преподаватель в этом случае выполняет функции тьютора, обеспечивающего:
• актуализацию личностного и профессионального опыта участников обучения через организацию творческого обсуждения видеолекций, видеоконсультаций, результатов самостоятельной работы;
• педагогическую поддержку в определении участниками обучения индивидуальной образовательной траектории (уровня, объема учебного материала, темпа изучения, форм отчета о результатах обучения);
• обсуждение спорных вопросов теории и практики, требующих самоопределения.
Необходима организация среды подготовки специалистов обеспечения вариативными моделями традиционных, инновационных и виртуальных практик, решающих задачи прикладного характера, учитывая при этом социокультурные особенности окружения вуза.
Традиционные практики соотносимы с особенностями жизнеустройства студентов
и их семей; инновационные - ориентированы на адаптацию к реалиям жизни достижений конкретной научной области, виртуальные - расширяют пространственновременные характеристики в контексте практико-ориентированной сферы реализации программ и проектов. Для студентов, обучающихся по специальности «Финансы», примером традиционной практики может выступить составление бизнес-плана развития собственного хозяйства, используя существующие ресурсы семьи, села.
Инновационная практика составления бизнес-плана ориентирована на ввод дополнительных ресурсов, привлекая к развитию хозяйства новые технологии или предполагающие разработки новых технологий, нетрадиционных для данной местности.
Виртуальный вариант бизнес-плана предполагает возможность «переноса» проекта развития хозяйства в различные регионы и страны, адаптируя его к природным, социально-экономическим и культурным условиям жизни сообщества на селе.
В качестве критериев, позволяющих оценить моделируемую среду как фактор, обеспечивающий личностно-профессиональное развитие студентов, выступают:
• аксиологичность, осмысливаемая в контексте личной значимости для человека;
• рефлексийность как возможность представить индивидуальный образовательный проект и индивидуальную образовательную историю на уровне фактов и документов;
• прикладная направленность реализуемых вариативных моделей практик;
• интеграция информационных и интернет-технологий на основе гуманитаризации векторно-ориентированной на смысловую интеграцию изучаемых феноменов;
• центрация на личности с учетом способностей, интересов, карьерных устремлений, обеспечивая тем самым раскрытие неповторимой индивидуальности каждого студента.
Апробация разработанной средовой модели подготовки специалистов осуществ-
лялась в филиале государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Кубанский государственный университет в станице Павловской Павловского района Краснодарского края.
Филиал открыт в 2001 г. На период 2001 г. число студентов, поступивших в вуз, составило: 87 человек на специальности высшего профессионального образования и 253 человека на специальности среднего профессионального образования.
Сведения о филиале отражены в Уставе образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет». Положение о филиале утверждено ректором университета 11 октября 2004 г.
Вуз осуществляет подготовку по программам среднего профессионального образования (СПО): 0201 Правоведение, 0601 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 0603 Финансы (по отраслям), 2203 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем; по программам высшего профессионального образования (ВПО): 060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 061000 Государственное и муниципальное управление, 351400 Прикладная информатика (в экономике), а также по программам дополнительного образования: подготовка к поступлению в вуз сроком обучения до двух лет, профессиональная переподготовка по основным профессиональным образовательным программам филиала вуза и повышение квалификации по основным профессиональным образовательным программам филиала вуза.
Студенты обучаются как на бюджетной основе, так и с полным возмещением затрат на обучение (табл. 1).
Всего в филиале на период 1 сентября 2006 г. обучается 465 студентов.
Образовательную деятельность по программам высшего профессионального образования в филиале осуществляет 60 преподавателей, из них с учеными степенями и
Таблица 1
Количество студентов, поступивших в филиал ГОУ ВПО КубГУ в ст. Павловской
Наименование специальности 2004 год 2005 год 2006 год
договор бюджет договор бюджет договор бюджет
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
0601 Экономика и бухгалтерский учет (на базе 11 классов) 030 9 - - - 13 -
0601 Экономика и бухгалтерский учет (на базе 11 классов) ОДО - - 13 - 15 -
0601 Экономика и бухгалтерский учет (на базе 9 классов) ОДО - - - - - -
Финансы (на базе 9 классов) ОДО - - 14 - 14 -
0201 Правоведение (на базе 11 классов) ОДО - - - - - -
0201 Правоведение (на базе 11 классов) ОЗО - - - - - -
2203 Программное обеспечение ВТ и АС (на базе 11 классов) ОДО - - 16 - 20 -
2203 Программное обеспечение ВТ и АС (на базе 9 классов) ОДО - - - - 19 -
Всего по СПО 9 43 81
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит (лица, имеющие среднее профильное образование) ОЗО 27 2 13 - 14 2
080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит ОЗО 14 - - - - -
080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит ОДО 12 - - - - -
080504 Государственное и муниципальное управление ОДО 21 - 24 - 16 -
080504 Государственное и муниципальное управление ОЗО - - 13 - 15 -
080801 ФПМ ОДО 19 2 15 1 15 -
Всего по ВПО 93 4 65 1 72 2
Общее количество поступивших по филиалу 106 109 155
Таблица 2
Распределение количества студентов, поступивших в филиал ГОУ ВПО КубГУ
в ст. Павловской, по годам
В 2004 г. поступило: СПО ОЗО - 9 чел. СПО ОДО - набора не велось ВПО ОДО - 54 чел., из них 2 чел. - бюджет ВПО ОЗО - 43 чел., из них 2 чел. - бюджет Крыловский район - 6 Павловский район - 42 Из других регионов - 3, иностранный гражданин - 1 Павловская - 54 (СОШ № 10, 11, 2, 3, 1, 12)
В 2005 г. поступило: СПО ОЗО - набора не велось СПО ОДО - 43 чел. ВПО ОДО -40 чел., из них 1 чел. - бюджет ВПО ОЗО - 26 чел. Кущевский район - 2 Крыловский район - 6 Павловский район - 53 Из других регионов (Ростовская обл., с севера, Адыгея) - 5 Павловская - 43 (СОШ № 10, 11, 2, 3, 1, 12)
В 2006 г. поступило: СПО ОЗО - 13 чел. СПО ОДО - 68 чел. ВПО ОДО - 43 чел. ВПО ОЗО - 31 чел., из них 2 чел. - бюджет Кущевский район - 2 Крыловский район - 9 Павловский район - 81 Ленинградский, Каневской районы, Краснодар - 4 Павловская - 59 (СОШ № 10, 11, 2, 3, 1, 12)
званиями 60%, в том числе докторов наук, профессоров - 10%. Штатных преподавателей в филиале - 65%, из них штатных преподавателей кафедр КубГУ, работающих в филиале, - 50%; внешних штатных преподавателей в филиале - 3,4%; преподавателей, работающих на условиях почасовой оплаты труда, - 31,7%.
Образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования в филиале осуществляет 50 преподавателей, из них с учеными степенями и званиями - 6 %. Все преподаватели имеют высшее образование. Штатных преподава-телей филиала 38%, из них внешних штатных совместителей, работающих в филиале, - 10%; преподавателей, работающих на условиях почасовой оплаты труда, - 62%.
Учебный процесс ведется по рабочим учебным планам, разработанным и утвержденным в государственном образователь -ном учреждении высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет».
Филиал имеет библиотеку, состоящую из помещений, абонемента и читального зала, отдела справочно-библиографической, информационной и методической работы .
Библиотечный фонд состоит из 6897 экземпляров литературы (563 наименований), в том числе: 5812 экземпляров учебной литературы, 18 экземпляров - справочной, 58 экземпляров - научной литературы. В основном все дисциплины обеспечены учебными и учебно-методическими пособиями. Библиотекой выписывается 29 наименований периодических изданий газет и журналов.
В целом обеспеченность учебной литературой дисциплин всех циклов составляет 2 экземпляра на одного студента. Литература приобретается за счет внебюджетных средств.
Филиал работает в достаточно жестких финансовых условиях. Развитие вуза возможно только лишь при одном условии -обеспечении подготовки специалистов,
конкурентоспособных на рынке труда, учитывая при этом конъюнктурные интересы поступающих и их родителей, стремящихся к получению престижных профессий.
Сегодня филиал реализует две важнейшие функции: первая - социальная защита молодых людей, поскольку профессиональное образование обеспечивает им самое главное - достойное вхождение во взрослую жизнь. Вторая функция - экономическая - планомерное воспроизводство трудовых ресурсов для всей северной зоны Краснодарского края. В настоящее время можно говорить о востребованности вуза. За пять лет существования, филиал не испытывал недостатка в абитуриентах. При этом наметилась тенденция на увеличение доли обучающихся из числа взрослого населения, которые получают образование за счет собственных средств и средств работодателей.
Создана среда подготовки специалистов, которая целеориентирована:
• на участие вуза в развитии региона: филиал готовит кадры, востребованные в крае. Практически все выпускники филиала трудоустроены и работают по специальности (табл. 3);
• реализацию стратегии общего высшего образования, решающего задачи социализации молодежи в условиях усиливающейся тенденции опережающего развития сферы услуг;
• расширение участия общества в управлении качеством подготовки специалистов за счет реализации технологии социального партнерства;
• координацию образовательных учреждений всех уровней, общественных организаций, институтов бизнеса и власти с целью обеспечения целостности регионального образовательного пространства, интегрированного в глобальные интернет-коммуникации ;
• закрепление кадров на селе.
Моделирование среды осуществлялось
с использованием отдельных модулей интеллектуальной системы, институтов разви-
Таблица 3
Трудоустройство выпускников филиала ГОУ ВПО КубГУ в ст. Павловской
В 2006 г. филиале КубГУ в ст. Павловской получили дипломы о среднем профессиональном образовании по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» - 25 чел.:
9 чел. - продолжают обучение в вузах края;
7 чел. - работают на предприятиях, где проходили производственную практику;
9 чел. - планируют поступать в 2007 г. в вуз.
В 2005 и 2006 гг. ВПО ОЗО по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
выпустилось 55 чел.:
54 чел. - работают по полученной специальности, в том числе 27 чел. из них работают на предприятиях, где проходили производственную практику;
1 чел. состоит на учете в Центре занятости населения.
В 2006 г. ВПО ОДО по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» выпустилось
23 чел.:
23 чел. работают по специальности, в том числе 13 из них работают на предприятиях, где проходили производственную практику.
тия, индивидуальных и вариативных моделей практик.
Разработаны и используются в учебном процессе слайдовые презентации лекций по дисциплинам «Информатика», «Основы государства и права», «Маркетинг». Разрабатываются кейсовые тестирующие комплексы по блоку дисциплин профессиональной подготовки студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Разработка и внедрение интеллектуальной системы перспективна, так как позволит вузу осуществлять дистанционное обучение на самом современном уровне.
Среда института развития представлена как на уровне деятельности центров «Профессиональная ориентация», «Довузовская подготовка», «Студенческая молодежная общественная организация» и «Студенческий союз», так и вариативными моделями индивидуальных рефлексийных порталов.
Центр «Профессиональная ориентация» осуществляет работу по направлениям:
• участие в ярмарке рабочих мест и вакансий, проводимых центром занятости района;
• подготовка статей и заметок о работе филиала на страницах районной газеты «Единство»;
• организация ежегодных дней открытых дверей филиала;
• проведение олимпиад по математике и информатике для учащихся школ района;
• проведение на базе филиала централизованного тестирования для учащихся 9-х и 11-х классов;
• работа подготовительных курсов для поступающих в филиал по предметам, обозначенным в перечне вступительных испытаний: обществознание, информатика - для выпускников 11-х классов; алгебра и русский язык - для выпускников 9-х классов. Общее количество абитуриентов, посетивших подготовительные курсы в 2006 г. по предметам, составило около 60 человек. Добавим также, что абитуриенты могут получить подробную информацию об имеющихся специальностях, сроках обучения, о режиме работы подготовительных курсов и правилах приема на сайте филиала. Центр профильной ориентации ежегодно в апреле-мае проводит анкети-рование учащихся школ района с целью выявления потенциальных абитуриентов, последующая работа с которыми ведется в рамках организованного в 2006 г. Центра довузовской подготовки. Открыты представительства филиала в 3 школах района, ориентированные прежде всего на организацию профильных классов, ре-
шая задачи целевой подготовки будущих студентов филиала.
В рамках Центра довузовской подготовки реализуется проект создания модели социального сервиса, инфраструктура которого представлена:
• юридическими клиниками, оказывающими безвозмездные юридические услуги консультационного плана жителям;
• бизнес-центром, организующим консультационную помощь жителям района в плане осуществления предпринимательской хозяйственной деятельности на селе;
• интернет-магазином как виртуальным маркетинговым тренинговым комплексом.
Работа организуется силами студентов и преподавателей филиала, а также учащихся школ района в реальном и виртуальном режимах. Действует студенческая молодежная общественная организация «Студенче-
ский союз», целеориентированная на поддержку творческой инициативы студентов в общественной, научной, культурной и других сферах жизнедеятельности. Студенческий союз, структура которого представ -лена на рис. 2, ориентирован на решение как стратегических, так и конкретных практических задач. В числе стратегических задач можно назвать:
• освоение студентами разноплановой проектной деятельности;
• овладение различными видами коммуникаций в условиях групповой работы;
• обретение компетенций в сфере уп-равления процессами и управления проектами.
Решение конкретных задач актуализировано в рамках плана работы студенческой молодежной общественной организации «Студенчески союз».
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
ПРАВЛЕНИЕ
Конференция
Социальный Экономический Спортивный Сектор
сектор сектор сектор культуры
Клуб «Лидерская Отдел
школа» «Журналистика»
Отдел Отдел научно-
патриотического исследовател ьскои
воспитания деятельности
«Альянс»
Отдел
«Программирования»
Клуб «Гиревого спорта» Дизайн-группа
Орггруппа по подготовке мероприятий
Клуб «Настольного тенниса»
Школа традиционного Каратэ-до Фудокан Команда «Что? Где? Когда?»
Рис. 2. Структура студенческой молодежной общественной организации «Студенческий союз»
Структурно-содержательные характеристики модели индивидуального рефлек-сийного портала представлены материалами, характеризующими деятельность студента факультета государственного и муниципального управления Стрюка Геннадия в рамках отделов «Лидерская школа», «Альянс», «Журналистика», «Информационные технологии» и др.
Среда подготовки специалистов в филиале обеспечена вариативными моделями практик, ориентированных на участие студентов в работе центров «Профессиональная ориентация», «Довузовская подготовка», студенческой молодежной общественной организации «Студенческий союз».
Представим особенности функционирования модели инновационной практики на примере деятельности научного общества филиала.
В рамках исследовательской работы студенты - участники СНК «Информатика и программирование» А. Ханин и А. Сиберт с помощью руководителя кружка Е. А. Гук создали сайт филиала ГОУ ВПО КубГУ в станице Павловской.
Обеспечить экономику квалифицированными кадрами призваны системы высшего профессионального образования, а одной из важнейших форм творческой подготовки специалистов является привлечение студентов к научной работе, к научнотехническому творчеству.
Поэтому целью научно-исследовательской деятельности в филиале КубГУ в ст. Павловской является создание условий для всемерного раскрытия потенциальных творческих способностей студентов и преподавателей.
Задачами научно-исследовательской работы являются:
• повышение уровня подготовки специалистов, способных решать задачи экономического и социального характера в современных условиях и на перспективу;
• вовлечение студентов в творческий процесс разработки теоретических и прикладных проблем и вопросов;
• приобретение студентами навыков самостоятельной творческой работы над выносимыми на публичное обсуждение проблемами и вопросами;
• приобретение навыков публичного формулирования обоснования и отстаивания собственных решений и взглядов путем участия в дискуссиях при защите докладов и сообщений;
• целенаправленный отбор кандидатур студентов, наиболее склонных к научной деятельности.
Вариативные модели воспитательных практик ориентированы на совместную деятельность преподавателей, студентов, родителей, представителей социума. Воспитательные практики обеспечивают сохранение традиций студенчества, включая также инновационный компонент, соотносимый с деятельностью молодежной общественной организации «Студенческий союз».
Помощь в формировании индивидуального рефлексийного портала, в придании процессу обучения гуманитарного характера оказывает действующий в филиале институт кураторства. Именно куратор выступает диалоговым партнером студента в пути исканий, испытаний, обретения смыслов личности в пространстве культуры.
Вариативные модели практик позволяют студенту адаптироваться к реалиям сферы будущей профессиональной деятельности.
Виртуальные практики соотносимы с обновлением материалов сайта филиала, а также оформлением электронного вари -анта индивидуального рефлексийного портала.
Особое место в профессиональном ста -новлении специалиста занимает практика, организуемая на базе предприятий и организаций.
Являясь важным звеном системы подготовки, практика должна эффективно содействовать решению двуединой задачи: закреплению и углублению теоретических знаний студентов, приобретенных в процессе академических занятий, и выработке основ-
ных профессиональных умений и навыков. Цели и объемы практики определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки высшего профессионального образования. В соответствии с требованиями к организации практики, содержащимися в ГОС ВПО, а также Положением факультеты самостоятельно разрабатывают и утверждают программы практики. Основными видами практики являются: учебная (ознакомительная), производственная (технологическая) и преддипломная (итоговая).
Для проведения практик студентов филиалом определены организации и предприятия в качестве постоянных баз практик. Закрепление баз практик осуществля-ется на основании прямого договора между организацией и филиалом КубГУ. В договоре оговариваются все вопросы, касающиеся проведения практики. Базовыми предприятиями для прохождения практик являются:
• Павловский узел Электросвязи филиал ОАО «ЮТК »-«Кубань-электросвязь».
• ЗАО «Колос».
• Племзавод Сельхоз кооператив «За мир и труд».
• СПК «Россия».
• ЗАО «Рассвет».
• ООО «Хлебокомбинат Павловского Райпо».
• ЗАО «Атаманское».
• ЗАО «Новопластуновское».
• Межрайонная инспекция МНС РФ № 3 по Краснодарскому краю.
Перечень предприятий, на которых студенты проходят практику, несколько больше. Предприятия и организации, которым требуются молодые специалисты, заключают договор с филиалом, выбирают кадры и далее приостанавливают действие договора. Появляются вакансии - договор возобновляется.
Отметим также, что студенты-дипломники выполняют работы на базе конкретных предприятий, как правило, тех, где они
проходили практику. Каждый студент филиала проходит летнюю трудовую практи -ку, цель которой наведение порядка на территории филиала КубГУ в станице Павловской.
Итак, созданная культурно-информа-ционная среда подготовки специалистов в сельской местности обеспечивает личностно-профессиональное развитие студентов, что подтверждается следующими фактами:
• профессия личностно значима, выбор ее неслучаен, что подтверждается данными о трудоустройстве выпускников. Практически все работают по специальности;
• формируемая образовательная траектория студента индивидуализирована прежде всего за счет включения в реализа-цию различных моделей практик. Реализуемый индивидуальный образовательный проект Г. Стрюка представлен в качестве вариативной модели на уровне фактов и документов;
• открытость среды вуза, обеспечивающая возможность выбора перспективных карьерных устремлений.
Качество личностно-профессиональной подготовки студентов подтверждается данными итогов государственной аттестации и результатами защиты дипломных работ. Государственная аттестационная комиссия отмечает, что выпускники умеют свободно мыслить, делать верные теоретические выводы с использованием междисциплинарных связей, анализировать личные концепции и аргументировать свою точку зрения.
Отмечается также высокий уровень дипломных работ, в которых студенты использовали материалы, собранные за период практик. Выбор тем основан на народнохозяйственной значимости направления исследования.
Специалисты востребованы, нужны селу, остаются на селе, реализуя перспектив -ные карьерные устремления в избранной сфере деятельности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Высшее образование в России: правила и реальность / Авт. колл.: А. С. Заборовская, Т. Л. Кляч-ко, И. Б. Королев, В. А. Чернец, А. Е. Чирикова, Л. С. Шилова, С. В. Шишкин (отв. ред.); Независимый институт социальной политики. М., 2004.
2 Батыгин Г. С. Социология Интернет: наука и образование в виртуальном пространстве // [email protected]; Доступность высшего образования в России // Отв. ред. С. В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. М., 2004; Филатов С. А. Региональная конкуренция вузов // ЭКО. 2003. С. 94-103.
3 Борликов Г. М. Университет в современном образовательном пространстве: Ориентация на личность специалиста. Волгоград: Перемена, 2001. С. 345.