Научная статья на тему 'Механизмы реализации сетевой модели бизнес-инкубирования'

Механизмы реализации сетевой модели бизнес-инкубирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ратнер С. В., Карлов А. В.

Бурное развитие студенческих бизнес-инкубаторов при вузах России сегодня свидетельствует о больших потенциальных возможностях университетов стать локомотивами инновационного развития территорий. Однако для успешной реализации этих возможностей нужно создание и развитие определенной среды - экосистемы инновационного бизнеса. В настоящей статье проанализирован опыт становления наиболее успешных бизнес- инкубаторов при различных вузах, предложена сетевая модель развития университетских бизнес- инкубаторов и механизмы ее реализации на основе формирования многослойного информационного пространства, позволяющего резидентам бизнес- инкубаторов участвовать в решении актуальных научно-технических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы реализации сетевой модели бизнес-инкубирования»

Механизмы реализации

сетевой модели бизнес-инкубирования

С. В. Ратнер,

д. э. н., ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями Института проблем управления РАН, г. Москва

e-mail: [email protected], [email protected]

Бурное развитие студенческих бизнес-инкубаторов при вузах России сегодня свидетельствует о больших потенциальных возможностях университетов стать локомотивами инновационного развития территорий. Однако для успешной реализации этих возможностей нужно создание и развитие определенной среды — экосистемы инновационного бизнеса. В настоящей статье проанализирован

Ключевые слова: инновации, бизнес-образование, ционное пространство.

Одной из эффективных форм развития инновационной деятельности в вузах сегодня являются университетские бизнес-инкубаторы. Бизнес-инкубатор (БИ) — это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, реализующих оригинальные инновационные идеи. Это достигается путем предоставления этим фирмам материальных, информационных, консультационных и других необходимых услуг [1], а также проведением совместных семинаров и открытых лекций (workshop) на которых встречаются и обмениваются опытом представители бизнеса и начинающие предприниматели, интере-сующимеся данной темой студенты. Развитие университетских бизнес-инкубаторов, с одной стороны, позволяет максимально эффективно использовать весь имеющийся спектр льгот, предоставляемый научным и образовательным учреждениям, а с другой — дает возможность привлекать к инновационной и предпринимательской деятельности наиболее активных и способных студентов, сочетая их динамизм с опытом и знаниями ученых, преподающих в вузах. Необходимо отметить, что сегодня бизнес-инкубаторы, как объекты национальной инновационной системы создаются при многих вузах и научных центрах, однако не многим из них удается достичь экономической эффективности и выйти на точку окупаемости. Проблема состоит в том, что многие организации создают бизнес-инкубатор,

А. В. Карлов,

исполнительный директор Фонда развития венчурного предпринимательства «НАЧИНАЙ», директор Angel Relations Group, г. Москва

e-mail: [email protected]

опыт становления наиболее успешных бизнес-инкубаторов при различных вузах, предложена сетевая модель развития университетских бизнес-инкубаторов и механизмы ее реализации на основе формирования многослойного информационного пространства, позволяющего резидентам бизнес-инкубаторов участвовать в решении актуальных научно-технических задач.

бизнес-инкубатор, инновационный проект, информа-

как имиджевую структуру, как дань моде, забывая о том, что основной целью его деятельности является помощь инноваторам в прохождении так называемой «долины смерти» — наиболее рискованного периода в развитии бизнеса, когда объект для коммерциализации уже вышел из научной лаборатории, но еще не получил тщательной экономической проработки и пока не подлежит коммерциализации. Грамотная организация такой помощи требует серьезной научно-методической проработки и системного подхода. Рассмотрим несколько практических примеров организации и функционирования, наиболее успешных бизнес-инкубаторов при вузах России [2].

Бизнес-инкубатор Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации — это открытая некоммерческая площадка, созданная 27 мая 2010 г. для оказания помощи начинающим предпринимателям и инноваторам. Резидентам бизнес-инкубатора АНХ предоставляется традиционный набор услуг — выделение рабочих мест, оборудованных компьютером и доступом в Интернет, помощь в «упаковке» проекта для презентации потенциальным инвесторам, юридические и бухгалтерские консультации, помощь в подготовке налоговой отчетности, консультации и рекомендации опытных предпринимателей, представителей венчурного бизнеса, возможность прохождения учебных курсов по различным темам, связанным с предпринимательством, финансирование участия проекта в отраслевых выставках и профильных мероприятиях.

ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011

ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011

Срок нахождения команды в бизнес-инкубаторе — один год. После его окончания, возможно продление еще на год по решению Экспертного совета. Все услуги предоставляются бесплатно в течение первого года, на второй год условия согласуются индивидуально. После выхода из Инкубатора команда обязуется в течение трех лет с момента выхода указывать рядом со своим логотипом подстрочник «Проект Бизнес-инкубатора АНХ». Это делается для популяризации историй успеха и положительно сказывается на следующих поколениях студентов. Подобная PR-стратегия используется и в некоторых других бизнес-инкубаторах, например, в национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики».

Основной особенностью БИ АНХ является его открытость, т. е. его резидентами могут быть как слушатели и выпускники АНХ, так и люди, не имевшие ранее отношения к Академии. В случае если на базе инкубатора АНХ реализуется проект, инициаторами которого не являются сотрудники или студенты Академии, то в команду проекта включается несколько студентов-старшекурсников, которые исполняют роль менеджеров. Следует отметить, что Академия народного хозяйства является вузом экономического профиля, поэтому в трудно ожидать, что студенты или сотрудники смогут инициировать проект в области физики, химии, биологии или ИКТ. Именно открытость позволяет расширить спектр предметных областей инициируемых проектов и повысить их конкурентоспособность. В то же время участие студентов АНХ в команде проекта в качестве специалистов в области финансов, защиты интеллектуальной собственности, маркетинга и менеджмента дает им возможность приобрести уникальный опыт практической деятельности в сфере инноваций и внести вклад своими знаниями и умениями в общий успех проекта.

Однако «слабым звеном» в схеме открытого бизнес-инкубатора является сложность урегулирования вопросов собственности, так как интеллектуальная собственность привносится в бизнес-инкубатор извне, а реализуется проект частично за счет средств (собственности) вуза. Поэтому, как только инновационный проект начинает генерировать денежный поток, возникает потенциальный источник конфликта между основными собственниками, эффективные схемы урегулирования которого пока что остаются нерешенным вопросом. С другой стороны данный критерий свидетельствует о том, что стартап перешел на следующий уровень развития и способен стать выпускником БИ досрочно.

В отличие от бизнес-инкубатора АНХ, Архитектурно-строительный бизнес-инкубатор (АСБИ), созданный на базе Томского государственного архитектурно-строительного университета в 2006 г., является структурным подразделением университета и является бизнес-инкубатором закрытого типа. АСБИ и университет функционируют как единый учебно-производственный комплекс, а основными целями бизнес-инкубатора являются привлечение и обучение студенческой молодежи, аспирантов и молодых научных сотрудников процессу создания, разработки и реализации востребованной наукоемкой и экономически выгодной продукции и технологий в

архитектурно-строительном комплексе и отработка механизма генерации и реализации оригинальных идей в архитектуре и строительстве при разработке новых проектов и создании новых строительных материалов, а также при обработке управленческих решений в системе управления городским хозяйством. Основными преимуществами инкубаторов закрытого типа являются относительная простота организации бухгалтерского и управленческого учета в рамках единой организации, подотчетность и подконтрольность руководству вуза, грамотное управление интеллектуальной собственностью, созданной за бюджетные средства. Именно инкубаторы закрытого типа в настоящее время пошли дальше всех по пути создания малых инновационных предприятий (спин-офф компаний) либо в форме автономных хозяйственных обществ, либо в форме отдельных юридических лиц, контролируемых долей вуза в уставном капитале.

Однако, закрытость бизнес-инкубатора и его замкнутость на одном техническом направлении (даже достаточно широком, как в случае с АСБИ) рано или поздно приводят к исчерпанию возможностей генерации новых инновационных проектов [3], а также вынужденному использованию непрофессионального менеджмента. Подобный вид организации оправдывает себя и находит понимание у рынка, если инициируемые проекты связаны с местной промышленностью. Но наиболее эффективной формой организации бизнес-инкубаторов мы считаем сетевую форму, которая пока не реализована в полной мере ни в одном из бизнес-инкубаторов России, но имеет серьезные предпосылки для развития на базе двух университетских бизнес-инкубаторов юга России — бизнес-инкубатора Кубанского государственного университета и бизнес-инкубатора Краснодарского филиала Российского торгово-экономического университета.

Первый на Кубани университетский бизнес-инкубатор открылся в КубГУ в 2010 г., хотя подготовительная работа велась еще с 2000 г.. Сейчас в здании бизнес-инкубатора на площади свыше тысячи квадратных метров разместились 7 малых предприятий, которые возглавили студенты и аспиранты. Их собственные научные исследования прошли испытание на перспективность и были включены в проект работы бизнес-инкубатора. Диапазон идей инновационных проектов очень широк — от создания мультфильмов и эксклюзивных печатных станков — до специальных лабораторий, в которых выращивают микробов, используемых при очистке почв от загрязнения нефтеш-ламами. Такая широта спектра предметных областей инновационных проектов является характерной для вузов классического типа, каким и является Кубанский госуниверситет. Однако нестандартность каждого проекта, совершенно разные рынки сбыта, специфика отрасли и т. д. обуславливают необходимость участия гораздо большего числа профессиональных экономистов и менеджеров в разработке и реализации всего набора проектов, чем может обеспечить один экономический факультет. Выходом из ситуации является привлечение в команды проектов специалистов со стороны.

В Краснодарском филиале Российского торговоэкономического университета бизнес-инкубатор был

создан в декабре 2010 г., как структурное подразделение университета. К конкурсному отбору для заселения в бизнес-инкубаторы допускались проекты студентов, аспирантов, соискателей и молодых преподавателей, а также выпускников КФ РГТЭУ, окончивших университет не более 3 лет назад. Всего на конкурс было представлено 14 проектов, 3 из которых носили ярко выраженную инновационную направленность, а остальные обладали всеми характерными признаками инвестиционных проектов. Для технической и технологической проработки идей проектов, а также для разработки моделей монетизации продуктов проектов студентам торгово-экономического вуза понадобилась серьезная помощь внешних участников — специалистов в области информационнотелекоммуникационных технологий, профессиональных технологов, биологов, педагогов, психологов и др. Поэтому естественным выходом из создавшегося положения является объединение комплементарных ресурсов двух территориально близких студенческих бизнес-инкубаторов (КубГУ и КФ РГТЭУ), целью которого является обеспечение высокой конкурентоспособности инновационных проектов.

Площадкой для развития сетевого сотрудничества и партнерства стал образовательный проект курс «Рабочие выходные», реализуемый совместно бизнес-инкубаторами Кубанского госуниверситета и КФ РГТЭУ. Программа проекта разработана одним из авторов данной статьи (А. Карловым) и уже успешно апробирована на аналогичном проекте «Рабочие выходные в Перми».

«Рабочие выходные» — это два полных рабочих дня семинара-тренинга на развитие креативного мышления, предпринимательских навыков, навыков командообразования и прототипирования, которые проводятся с периодичностью 2 раза в месяц на выходных (откуда и появилось название) на базе одного из вузов (КубГУ, КФ РГТЭУ). Основной «изюминкой» проекта является огромное разнообразие форматов обучения, что позволяет студентам — будущим предпринимателям не только изучить и обсудить новые идеи, но и проверить на практие свои проекты и решения, обменяться знаниями и опытом, получить навыки успешного предпринимателя и установить деловые контакты. В программу включены кейсы от глобальных компаний (Google, Virgin, Microsoft, Zappos, 37signals) и стартапов из Перми и Москвы, мотивирующие видеоролики с интервью Сергея Брина, Ричарда Бренсона, записи выступлений Стива Джобса, Гая Кавасаки, Марка Цукенберга, Сергея Белоусова и других выдающихся ораторов современности, деловые игры, лаборатории креативного мышления, тренинги по ТРИЗ, упражнения по прототипированию продукции, семинары по использованию современных средств бизнес-коммуникаций и многое другое [4-8]. Главный девиз курса можно сформулировать в одной фразе — «Хватит разговоров — пора действовать!».

Каждый из дней «Рабочих выходных», помимо, тренингов, участники проекта имеют возможность прослушать выступление приглашенного бизнесмена — узнать еще одну историю успеха, познакомиться лично, задать свои вопросы, спросить совета, и даже найти

Количество участников 60 5040- =

30- ----------

20

10-

Номер сессии «Рабочих выходных»

□ школьники ■ представители финансовых структур

□ представители инновационной инфраструктуры края

щ представители администрации края щ преподаватели

□ работающая молодежь □ другие вузы

■ КФ РГТЭУ □ КубГУ

Рис. 1. Состав участников проекта «Рабочие выходные в Краснодаре»

интересные форматы сотрудничества. К настоящему моменту успешно прошли уже 3 полноценных рабочих уик-энда, гостями которых стали такие известные предприниматели Краснодара как Вартан Вартанян (автосалон «Темп-Авто»), Александр Симонов (эра-салон «Таймания», клуб «Чайный домик»), Оксана Зенченко (PR-компания «Династия»), Тахир Холи-беколиев (клуб «Мг^шпку», гастрономическое кафе «Жан Поль»), Тимоти Пост (компания «^ипеЙаЬ»).

В отличие от многочисленных программ по обучению предпринимательству, которые в широком ассортименте представлены на сегодняшний день на рынке дополнительного образования Краснодара, участие в проекте «Рабочие выходные» совершенно бесплатное, добровольное и открытое для всех желающих. Возможно, именно поэтому, он стал центром притяжения для всей креативной молодежи города. Постепенно из проекта «вымываются» участники, которые первоначально пришли под давлением авторитета преподавателей или организаторов проекта, пригласивших их к участию, либо те, кто не заинтересован в бизнесе и инновациях настолько сильно, чтобы пожертвовать всем своим свободным временем на работу над собственным проектом. Зато на их место приходит молодежь, готовая учиться и работать не ради удовлетворения формальных требований, но для себя (рис. 1).

Как видно из рис. 1, основная масса участников проекта — это студенты Кубанского государственного университета и Краснодарского филиала РГТЭУ. Однако, как это не удивительно, по мере продвижения программы, все более значительной в ней становится доля школьников, что говорит о нарастающем интересе к предпринимательству и инновационной деятельности у новых молодых поколений. Совершенно незначительное присутствие взрослых на проекте (преподавателей, представителей администрации края, представителей инновационной инфраструктуры) свидетельствует о том, что проект удалось запустить как самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему. Но, что еще более важно, проект «Рабочие выходные» является самофинансируемой системой.

Уникальность проекта заключается в том, что он негосударственный и не использует деньги каких-

ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011

ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011

Рис. 2. Страничка участников стартап-сообщества на http://www.facebook.com/startup.krasnodar

либо федеральных или региональных программ. Помещения для проведения семинаров предоставляют вузы, рассматривая данный проект как часть своей PR-кампании, затраты на перелет ведущего ментора из Москвы в Краснодар возмещают бизнес-инкубаторы, а работа ментора и ассистирующих ему преподавателей расценивается ими как инвестиции в будущие страрта-пы и потому бесплатна. Таким образом организаторы проекта формируют новую концепцию открытых инноваций в области бизнес-образования, в рамках которой знания и информация являются не только продуктом, но средством производства, а потому должны быть доступны всем. На фоне этой концепции особенно жалко выглядит масса всевозможных некоммерческих и коммерческих «инновационных» организаций, пытающихся встроиться в денежные потоки, текущие от государства к начинающему предпринимателю, и перенаправить их часть в свои карманы посредством оказания сомнительного качества услуг по «упаковке» инновационных проектов, их экспертизе и обучению хитростям подготовки бумаг на всевозможные государственные конкурсы, итоги которых заранее известны.

О настоящем успехе проекта «Рабочие выходные в Краснодаре» говорить, наверное, пока что рано. Образовательная программа рассчитана на год, поэтому только к концу 2011 г. мы можем ожидать появления новых полноценных стартапов. Однако уже сейчас в качестве вполне определенного результата полуторамесячной работы можно рассматривать зарождение и структурирование сообщества краснодарских пред-

принимателей. Данное сообщество формируется и работает не только на «Рабочих выходных», но и в промежутках между ними в режиме онлайн в рамках открытых групп социальных сетей Facebook и Вконтакте (рис. 2). Основной функцией сообщества, помимо координации процесса взаимного обучения и разработки проектов, является постепенная выработка единой предпринимательской культуры, общих ценностей и доверия, что является характерными признаками межфирменной сети.

На онлайновых площадках для общения участники проекта обмениваются учебными материалами, полезной информацией из мира бизнеса, обсуждают вопросы, возникающие в ходе практической реализации бизнес-идей, находят партнеров с недостающими компетенциями, формируют стартап-команды (рис. 2).

Вторым значимым результатом работы проекта, по всей видимости, будет трудоустройство его участников и образование эффективных бизнес-партнерств. Так, только за прошедшие три сессии «Рабочих выходных» и два этапа онлайн-работы в Facebook, трое студентов получили высокооплачиваемую работу, которую возможно совмещать с учебой, двое выпускников были трудоустроены в престижные западные и российские компании, двое специалистов из числа работающей молодежи были приглашены для продолжения карьерного роста в различные департаменты администрации края, преподаватели получили приглашения к участию в процессах экспертизы и отбора инновационных идей в рамках проекта ВагСашр (бизнес-инкубатор для 1Т-компаний) и практически все участники — воз-

можность практики на предприятиях приглашенных бизнесменов. Это результат краткосрочной работы проекта свидетельствует о том, что он становится для Краснодара новым «социальным лифтом», позволяющим таланту и упорству преодолеть бюрократические и коррупционные барьеры на пути к успеху. Кроме того, начинающие предприниматели нашли на «Рабочих выходных» надежных поставщиков, партнеров и, что наиболее важно, свою аудиторию.

Таким образом, как показал опыт создания студенческих бизнес-инкубаторов Краснодара, на начальной стадии развития инновационного предпринимательства наиболее предпочтительной формой их взаимодействия является сетевое, которое обеспечивает юридическую и финансовую независимость двух структур при общности предпринимательской культуры и информационного пространства.

Интенсивному формированию сети способствует совместная реализация открытых долгосрочных образовательных программ с широким спектром различных форматов коммуникации. Положительный эффект образовательной программы необходимо закрепить посредством создания открытой виртуальной площадки для онлайн-общения и обмена знаниями и компетенциями — группы в социальной сети, открытого форума и т. д. Главным фактором успеха развития инновационной деятельности в бизнес-инкубаторе является не наличие зданий и помещений или источников финансовой поддержки, а разнообразие компетенций его участников и качество их социальных связей.

Стабильно функционирующие виртуальные площадки имеют все необходимые предпосылки для интеграции с внешним уровнем многослойного информационного пространства научноинновационных сетей, включающих в свой состав, помимо бизнес-инкубаторов и университетов, также научно-исследовательские лаборатории и институты (в частности, лаборатории и институты Российской академии наук) и инновационные компании [9]. Кроме того, такие площадки могут сами образовывать тот внешний слой информационного пространства научноинновационных сетей, который позволяет привлекать

к разработке и реализации крупных инновационных проектов, сгенерированных научными центрами или крупными компаниями, всех заинтересованных специалистов (и молодых ученых с хорошими идеями) на условиях краудсорсинга (crowdsourcing).

Список использованных источников

1. Инновационный менеджмент. Справочное пособие., М., ЦИСН, 1998.

2. В. Гаташ. Бизнес-инкубатор для маленьких и средних инновационных фирм. Сайт «Зеркала недели». http://www.zn.kiev.ua.

3. С. В. Ратнер. Сценарии стратификации научно-инновационной сети//Управление большими системами. Специальный выпуск 30.1 «Сетевые модели в управлении». М.: ИПУ РАН

4. S. G. Blank. The Four Steps to the Epiphany. М.: Cafepress.com, 2005.

5. Г. Бехар. Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks. It's Not about the Coffee: Leadership Principles from a Life at Starbucks. М., Альпина Паблишерз, 2010.

6. Э. де Боно. Серьезное творческое мышление (Serious Creativity: Using the Power of Lateral Thinking to Create New Ideas). М.: Попурри, 2005.

7. Дж. Фрайд, Д. Хайнемайер Хенссон. Rework. Бизнес без предрассудков. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010.

8. Э. де Боно. Водная логика (Water Logic). М.: Попурри, 2006.

9. С. В. Ратнер. Влияние мощности потока инновационного знания на эффективность функционирования научно-инновационной сети//Экономический анализ: теория и практика, № 2, 2010.

Mechanism of net business incubating S. V. Ratner, Doctor of economic, leading researcher in laboratory of economical dynamic and management of innovation in Control Science Institute of RAS, Moscow.

A. V. Karlov, CEO of Venture Development Foundation «Nachinay», CEO Angel Relations Group, Moscow.

The rapid development of student business incubators at universities of Russia today proves that universities have great potential to become engines of innovation development of territories. However, for successful realization of these opportunities it is necessary to create and develop a specific environment — the ecosystem of innovative business. In this paper we have analyzed the experience of becoming the most successful business incubators at various universities, proposed a network model of development of university business incubators and mechanisms for its implementation based on the formation of a multilayer information space, allowing residents a business incubator to participate in solving urgent scientific and technological problems.

Keywords: innovation, business education, business incubators, innovative design, information space.

16-21 августа 2011 г.

МАКС-2011, Авиакосмический салон Московская обл., г. Жуковский

Московская ассоциация предпринимателей традиционно организует в рамках Авиакосмического салона «МАКС-2011» деловую программу и коллективную экспозицию инновационных компаний. В День Москвы на МАКС будут подведены итоги Конкурсных программ МАП в номинации «Полет мысли! Авиация и космонавтика», пройдет презентационная сессия, экспозицию лауреатов посетит делегация Правительства Москвы. 18 августа, в День Москвы на МАКС, пройдет круглый стол по вопросам молодежного предпринимательства и семинар о постановке корпоративной инновационной деятельности.

Приглашаем вас принять участие в мероприятиях и экспозиции МАП в рамках Международного Авиакосмического салона «МАКС-2011».

Внимание!!! Для малых и средних компаний зарегистрированных в Москве и Московской области компенсируются затраты на экспозицию, ее оформление, рекламу и участие в деловой программе. (Потратите 150, вернете 100.)

По всем вопросам обращайтесь по телефонам:

(495) 607-9622, 8-925-509-39-92; e-mail: [email protected]; сайт Комитета: http://www.kit-vf.org

ИННОВАЦИИ № 7 (153), 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.