Научная статья на тему 'Сетевая модель развития университетских бизнес-инкубаторов'

Сетевая модель развития университетских бизнес-инкубаторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / СТАРТ-АП / ПРОЕКТ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ратнер С. В., Филатова О. В.

В статье проанализированы различные аспекты и опыт создания бизнес-инкубаторов на базе российских вузов, предложена классификация различных моделей университетских бизнес-инкубаторов и выделены основные преимущества сетевой модели бизнес-инкубирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевая модель развития университетских бизнес-инкубаторов»

УДК 330.341

СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТСКИХ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ*

С. В. РАТНЕР,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и мировой экономики E-mail: [email protected]

О. В. ФИЛАТОВА,

специалист бизнес-инкубатора E-mail: [email protected] Краснодарский филиал Российского государственного торгово-экономического университета

В статье проанализированы различные аспекты и опыт создания бизнес-инкубаторов на базе российских вузов, предложена классификация различных моделей университетских бизнес-инкубаторов, и выделены основные преимущества сетевой модели бизнес-инкубирования.

Ключевые слова: инновации, бизнес-инкубатор, старт-ап, проект, вуз.

В современном обществе роль науки существенно изменилась. Постоянно возрастает доля создаваемых человеком научных знаний, которые хотя и не находят непосредственного применения в материальном производстве, но, тем не менее, ока-

* Работа выполнена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы», проект «Формирование научно-методического обеспечения университетского бизнес-инкубатора для реализации инновационных проектов Юга России» и фонда РГНФ, проект № 10-02-38219а_ю.

зывают сильное влияние на все процессы современной общественно-экономической жизни. Научные исследования составляют органически необходимый «нулевой цикл» производства, предшествующий созданию практически любого нового продукта [4].

Глобализация, изменяющая год за годом облик современного мира, коснулась развития науки и образования. При проведении исследований и при подготовке специалистов приходится конкурировать не только с локальными вузами, но и с ведущими мировыми центрами научно-образовательной деятельности. Выдержать накал конкурентной борьбы можно только при условии активного формирования портфеля научно-исследовательских и инновационных проектов, развития партнерских связей, стимулирования свободного обмена знаниями. Одной из эффективных форм развития инновационной деятельности в вузах являются университетские бизнес-инкубаторы.

Классический университетский бизнес-инкубатор в России — это структура (самостоятельная

хозяйственная организация с правами юридического лица, структура в составе технопарка или подразделение вуза), специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления инновационным фирмам материальных, информационных, консультационных и других необходимых услуг [2].

Главная задача бизнес-инкубаторов — помочь тем, кто открывает собственное дело, особенно на начальной стадии. Наибольшую пользу участникам бизнес-инкубатора приносит возможность полной концентрации на предпринимательских задачах. Кроме того, важными преимуществами бизнес-инкубатора являются творческая атмосфера, имидж серьезной компании, гибкость менеджмента.

Первые бизнес-инкубаторы в России создавались в рамках программ международной помощи. Так, в рамках Морозовского проекта была реализована программа «БИНК», в соответствии с которой к 1996г. были созданы восемь бизнес-инкубаторов. В том же году по решению 22 учредителей — бизнес-инкубаторов из регионов России и других структур, программы которых ориентированы на развитие бизнес-инкубаторов, было создано Некоммерческое партнерство «Национальное содружество бизнес-инкубаторов» (НСБИ). Кроме того, в 2000-е гг. все активнее стали создаваться бизнес-инкубаторы, ориентированные на социальную адаптацию незащищенных слоев населения. В этом случае предпочтение при приеме в инкубатор отдается фирмам, сотрудники которых представляют, например, этнические меньшинства, сельских жителей, женщин. С 1998 г. при финансовой поддержке Фонда Соросав Смоленской, Московской, Калининградской, Нижегородской и Астраханской областях была реализована программа «Социальная адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или в отставку» (CAB), предполагающая создание бизнес-инку -баторов для поддержания предпринимательской инициативы бывших военных.

В ноябре 2000 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между Национальным содружеством бизнес-инкубаторов и Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (ныне — Федеральная антимонопольная служба). Согласно этому соглашению, на первом этапе была сформирована система государственной политики, создана сеть базовых и специализированных

инкубаторов. Второй этап, который планировался до 2005 г., предполагал организацию сквозных проектов для сети бизнес-инкубаторов, развитие сети во всех регионах России, объединение усилий для выполнения сложных заказов. На заключительном этапе, к 2010 г., по мнению авторов программы, должна была произойти интеграция российских бизнес-инкубаторов с бизнес-инкубаторами развитых стран, созданы франчайзинговые сети с привлечением инкубируемых предприятий, осуществиться выход системы бизнес-инкубаторов на режим самофинансирования и саморазвития [3].

К сожалению, немногие из этих планов были реализованы. Прежде всего из-за отсутствия системности и прозрачности при решении вопросов о развитии бизнес-инкубаторов, атакже несовершенства нормативно-правовой базы. Так, для бизнес-инкубаторов, создаваемых на базе крупных предприятий и вузов федерального значения, проблема состоит в том, что в случае размещения на их площадях малых частных фирм возникают непростые имущественные отношения. Например, ставка арендной платы в таком случае не может быть гибкой, ее нельзя изменить на местном уровне. Для развития бизнес-инкубаторов, создаваемых на базе муниципальных образований, несмотря на значительные усилия со стороны местных властей, не хватило квалифицированных кадров и финансовых ресурсов.

Тем не менее первые удачные опыты показали, что именно в бизнес-инкубаторе создаются оптимальные условия для старта, начального развития малого бизнеса. Так, поданным Национального содружества бизнес-инкубаторов России, затри года из числа малых предприятий, самостоятельно начинающих свою деятельность, выживает обычно только 14—30 %, в то время как в бизнес-инкубаторе — 85—86%. Поэтому бизнес-инкубаторы признаны одним из наиболее результативных элементов поддержки предпринимательства в мире, снижающих количество неудач в бизнесе до 20 % [6].

Развитие университетских бизнес-инкубаторов, по мнению авторов, является наиболее перспективным в сложившихся социально-экономических условиях, так как, с одной стороны, позволяет максимально эффективно использовать весь имеющийся спектр льгот, предоставляемых научным и образовательным учреждениям, с другой стороны, дает возможность привлекать к инновационной и предпринимательской деятельности наиболее активных и способных студентов, сочетая их динамизм с опытом и знаниями ученых, преподающих в вузах.

В настоящее время бизнес-инкубаторы как объекты национальной инновационной системы создаются при многих вузах и научных центрах, однако не всем удается достичь экономической эффективности и выйти на точку окупаемости. Проблема состоит в том, что многие организации создают бизнес-инкубатор как имиджевую структуру, как дань моде, забывая о том, что основной целью его деятельности является помощь инно-ваторам в прохождении так называемой долины смерти — наиболее рискованного периода в развитии бизнеса, когда объект для коммерциализации уже вышел из научной лаборатории, но еще не получил тщательной экономической проработки и пока не подлежит коммерциализации. Грамотная организация такой помощи требует серьезной научно-методической проработки и системного подхода. Рассмотрим несколько практических примеров организации и функционирования наиболее успешных бизнес-инкубаторов при вузах России [1].

Бизнес-инкубатор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации — это открытая некоммерческая площадка, созданная 27.05.2010 для оказания помощи начинающим предпринимателям и инноваторам. Резидентам бизнес-инкубатора предоставляются следующие услуги:

- выделение рабочих мест, оборудованных компьютером и доступом в Интернет (не более трех на команду), возможность использования переговорной комнаты бизнес-инкубатора для проведения встреч и переговоров, возможность использования оргтехники бизнес-инкубатора (копиры, сканеры, серверы, проектор и т. п.);

- помощь в «упаковке» проекта для презентации потенциальным инвесторам, юридические и бухгалтерские консультации, помощь в подготовке налоговой отчетности;

- возможность участия в специально организованных инвестиционных сессиях для презентации своих проектов инвесторам;

- консультации и рекомендации опытных предпринимателей, представителей венчурного бизнеса, возможность прохождения учебных курсов по различным темам, связанным с предпринимательством;

- финансирование участия проекта в отраслевых выставках и профильных мероприятиях. Срок нахождения команды в бизнес-инкубаторе — один год. После его окончания возможно продление еще на год по решению экспертного

совета. Все услуги предоставляются бесплатно в течение первого года, на второй год условия согласуются индивидуально. После выхода из инкубатора команда обязуется в течение трех лет размещать рядом со своим логотипом подстрочник, указывающий, что это проект бизнес-инкубатора академии.

Основной особенностью инкубатора является его открытость. Его резидентами могут быть как слушатели и выпускники академии, так и люди, не имевшие ранее к ней отношения. В случае если на базе инкубатора реализуется проект, инициаторами которого не являются сотрудники или студенты академии, то в команду проекта включаются несколько студентов-старшекурсников, которые исполняют роль менеджеров. Академия является вузом экономического профиля, поэтому трудно ожидать, что студенты или сотрудники смогут инициировать проект в области физики, химии или биологии. Именно открытость позволяет расширить спектр предметных областей инициируемых проектов и повысить их конкурентоспособность. В то же время участие студентов в команде проекта в качестве специалистов в области финансов, защиты интеллектуальной собственности, маркетинга и менеджмента дает им возможность приобрести уникальный опыт практической деятельности в сфере инноваций и внести свой вклад в общий успех проекта.

Однако слабым звеном в схеме открытого бизнес-инкубатора является сложность урегулирования вопросов собственности, так как интеллектуальная собственность привносится в бизнес-инкубатор извне, а реализуется проект частично за счет средств (собственности) вуза. Поэтому, как только инновационный проект начинает генерировать денежный поток, возникает потенциальный источник конфликта между основными собственниками, эффективные схемы урегулирования которого пока что остаются нерешенным вопросом.

Архитектурно-строительный бизнес-инкубатор (АСБИ), созданный на базе Томского государственного архитектурно-строительного университета в 2006г., является структурным подразделением университета и бизнес-инкубатором закрытого типа. Бизнес-инкубатор и университет функционируют как единый учебно-производственный комплекс, а основными целями инкубатора являются привлечение и обучение студенческой молодежи, аспирантов и молодых научных сотрудников созданию, разработке и реализации востребованной наукоемкой и экономически выгодной продук-

ции и технологий в архитектурно-строительном комплексе, отработка механизма генерации и реализации оригинальных идей в архитектуре и строительстве при разработке новых проектов и создании новых строительных материалов, а также при обработке управленческих решений в системе управления городским хозяйством.

Основными преимуществами инкубаторов закрытого типа являются относительная простота организации бухгалтерского и управленческого учета в рамках единой организации, подотчетность и подконтрольность руководству вуза, практически бесконфликтное управление интеллектуальной собственностью, созданной за бюджетные средства. Именно инкубаторы закрытого типа в настоящее время пошли дальше всех по пути создания малых инновационных предприятий (спин-офф компаний) либо в форме автономных хозяйственных обществ, либо в форме отдельных юридических лиц, контролируемых долей вуза в уставном капитале.

Однако закрытость бизнес-инкубатора и его замкнутость на одном техническом направлении (даже достаточно широком, как в случае с АСБИ) рано или поздно приводят к исчерпанию возможностей генерации новых инновационных проектов, так как, по мнению специалистов в области управления знаниями [11], подавляющее число инноваций являются рекомбинацией уже существующих идей. Поэтому глубина и интенсивность инновационного процесса напрямую зависят от качественного доступа к новым знаниям, который должен обеспечиваться не только увеличением количества доступной информации, но и расширением его дисциплинарного спектра. В экономике знаний одним из общепризнанных путей получения экономическим агентом доступа к новым знаниям и технологиям является формирование альянсов с другими экономическими агентами. Неслучайно в последние 20—25 лет в мировой экономике наблюдается резкое увеличение количества сформированных межфирменных альянсов в процессе проведения исследований и разработок [10].

Поэтому наиболее эффективной формой организации бизнес-инкубаторов следует признать сетевую форму, которая пока не реализована в полной мере ни в одном из бизнес-инкубаторов России, но имеет серьезные предпосылки для развития на базе двух университетских бизнес-инкубаторов Юга России — бизнес-инкубатора Кубанского государственного университета и бизнес-инкубатора

Краснодарского филиала Российского государственного торгово-экономического университета.

Первый на Кубани университетский бизнес-инкубатор открылся в Кубанском государственном университете в 2010 г., хотя подготовительная работа велась еще с 2000 г. Сейчас в здании бизнес-инкубатора на площади свыше 1 000 м2 разместились семь малых предприятий, которые возглавили студенты и аспиранты. Их собственные научные исследования прошли испытание на перспективность и были включены в проект работы бизнес-инкубатора.

Диапазон идей инновационных проектов очень широк: от создания обучающих мультфильмов и эксклюзивных печатных станков до специальных микробиологических лабораторий, выращивающих штаммы микроорганизмов, используемых при очистке почв от загрязнения отходами нефтяного производства. Такая широта спектра предметных областей инновационных проектов является характерной для вузов классического типа, каким и является Кубанский государственный университет. Однако нестандартность каждого проекта, совершенно разные рынки сбыта, специфика отрасли и т. д. обусловливают необходимость участия гораздо большего числа профессиональных экономистов и менеджеров в разработке и реализации всего набора проектов, чем может обеспечить один экономический факультет. Выходом из ситуации является привлечение в команды проектов специалистов со стороны.

В Краснодарском филиале Российского государственного торгово-экономического университета бизнес-инкубатор был создан в конце 2010 г. как структурное подразделение университета. К конкурсному отбору для заселения в бизнес-инкубаторы допускались проекты студентов, аспирантов, соискателей и молодых преподавателей, а также выпускников, окончивших университет не более трех лет назад. Всего на конкурс было представлено 14 проектов, три из которых носили ярко выраженную социальную направленность, а остальные обладали всеми характерными признаками инвестиционных проектов (см. таблицу).

Спектр инициируемых проектов, как видно из данных таблицы, достаточно широк, однако для их качественной проработки знаний и компетенции студентов-экономистов и технологов (базовые специальности вуза) явно недостаточно. Естественным выходом из создавшейся ситуации является объединение комплементарных ресурсов двух территориально близких студенческих бизнес-инкубаторов Кубанского государственного уни-

Проекты бизнес-инкубатора Краснодарского филиала Российского государственного торгово-экономического университета

Название проекта Суть проекта

«МаркИСС» Создание центра маркетинговых исследований, специализирующегося на проведении полевых исследований набором традиционных инструментов, а также исследований блогосферы и социальных сетей с помощью новых методов маркетинга

«Royal Rabbit» Производство диетических мясных продуктов из кроличьего мяса с использованием уникальных рецептур и технологий консервирования

«Мотто — мото» Создание службы экспресс-перевозок пассажиров в условиях экстремального трафика на дорогах города

«Добрые руки» Открытие специализированного зооцентра с возможностями лечения тяжелых заболеваний детской психики посредством общения с животными

«Free Way» Созданиедиспетчерско-логистической службы такси для организации поездок двух и более клиентов в попутном направлении

«Экопит» Открытие магазина, реализующего экологически чистые продукты животноводства и растениеводства и предоставляющего услуги экспресс-тестирования качества продовольственной продукции

«Консьерж» Создание справочной службы с возможностью заказа и бронирования определенных видов услуг

«Фрекен Бок» Создание воспитательно-развлекательного комплекса, специализирующегося на оказании услуг в области воспитания детей разных возрастов

«Parents Вооск» Разработка сайта для родителей студентов университета и колледжей, входящих в состав университетского комплекса с возможностью мониторинга учебного процесса (проверка родителями посещаемости, успеваемости и заданий своих детей)

«Чистые Пруды» Проект предполагает реконструкцию заброшенных водоемов города Краснодара, благоустройство близлежащих территорий

«БОН» Создание центра материнства и детского развития

«Терминал» Разработка справочно-информационной системы с возможностью быстрого доступа через информационные терминалы, с помощью которых студенты смогут узнать изменения в расписании, получить учебные материалы, оплатить ряд услуг и т. д.

«СтудМаг» Открытие студенческого интернет-магазина, реализующего сувенирную продукцию с символикой вуза, произведения декоративно-прикладного искусства собственного производства, а также канцелярские товары

верситета и Краснодарского филиала Российского государственного торгово-экономического университета, целью которого является обеспечение высокой конкурентоспособности инновационных проектов. По мнению авторов, наиболее целесообразным видом сотрудничества двух бизнес-инкубаторов является сетевое, которое обеспечивает их юридическую и финансовую независимость при общности предпринимательской культуры, информационного пространства и коллективном использовании дорогостоящей инфраструктуры.

Согласно определению Ф. Ясена, сеть — это группа компаний, работающих совместно. Такое сотрудничество включает множество последовательно выполняемых трансакций. Сети позволяют снижать степень неопределенности, с которой компании сталкиваются в динамической внешней среде [7]. Под неопределенностью внешней среды здесь в первую очередь понимается рыночная неопределенность цен на продукцию, которая снижается посредством формальных контрактных взаимоотношений или неформальных договоренностей между агентами сети. Однако в современной теории организации в определении сети делается особый акцент на ресурсы и знания как основы конкурентных преимуществ, а также признание необходимости постоянного обучения в условиях высокой изменчивости и технологической неопределенности окружающей среды, зависимости от технологической траектории развития и ограниченных возможностей восприятия и усвоения знаний. Все это способствует формированию новой интерпретации феномена сетевого взаимодействия с учетом издержек, связанных с трансфером новых знаний и обучением.

Сетевая модель взаимодействия различных бизнес-икубаторов, несомненно, может использоваться для заключения формальных и неформальных договоренностей между их участниками при выводе на рынок готовой инновационной продукции относительно ее цены, способов продвижения и стратегий завоевания рынков, соответствующих географической и отраслевой локализации партнеров. Но наиболее существенное преимущество сетевого бизнес-инкубирования заключается в потенциальной возможности реализации так называемого режима коллективного изобретения [8] и снижении издержек на трансфер знаний и обучение.

Рассмотрим когнитивную модель процесса инновационного проектирования, происходящего в университетском бизнес-инкубаторе (рис. 1).

Традиционно команда инновационного проекта обращается в поиске идей и новых технологий к внутренним экспертам (ученым вуза и менеджерам по инновационной деятельности бизнес-инкубатора), внешним экспертам и источникам кодифицированной информации (литературе).

По результатам исследований Мас-сачусетского технологического университета [9], в процессе разработки новых технологий и инновационной продукции наибольший объем новых знаний и идей команда проекта получает благодаря взаимодействию именно с внешними экспертами (рис. 2), а доля научных знаний, получаемых из литературных источников, не превышает 18 %1. Это объясняется особенностями процесса кодировки и декодировки информации технического характера, кардинально отличающегося от процесса передачи некодифицированных знаний и кодифицированных знаний так называемых слабых наук, использующих преимущественно естественные языки [5].

Однако после проведения количественной оценки уровня поступивших идей и уровня переданных знаний в рамках указанного исследования [9] по бинарной шкале было выявлено, что идеи наилучшего качества и наиболее высокой значимости поступают от внутреннего окружения проекта (рис. 3).

Основной причиной недостаточно высокого качества идей и знаний, поступающих от внешних источников, является наличие определенных барьеров восприятия и понимания сути проблемы (когнитивные барьеры), частично обусловленных организационной культурой предприятия, на котором выполняется инновационный проект (в нашем случае — вуза и его бизнес-инкубатора). Именно организационная культура определяет бизнес-цели и маркетинговую стратегию инновационного проекта, а также ценности и приоритеты, которые команда проекта привносит в его реализацию. Другими словами, внешние эксперты не могут полностью понять то, как

Внешние эксперты

Внутренние

эксперты

Источники

кодифицированной информации (литература]

I) 10 20 И Доля носыя знаний

Рис. 2. Доля новых знаний, получаемых командой разработчиков инновационного проекта из различных источников, %

Рис. 3. Качество новых знаний, получаемых командой разработчиков инновационного проекта из различных источников

1 По результатам тех же исследований [9], при генерации научных идей и их проработке использование литературных источников гораздо эффективнее, чем при инновационном проектировании.

сотрудники предприятия определяют технические проблемы без понимания его организационной культуры. Эта трудность в понимании проблем является принципиальным барьером на пути трансфера технологий. Барьеры такого рода появ-

Команда проекта

Внутренние эксперты

ближнее окружение проекте (униоорситет, бизнес-инкубатор)

Внешние

эксперты

Кодифицированные

источники

информации

Рис. 1. Когнитивная модель инновационного проектирования в университетском бизнес-инкубаторе

ляются всякии раз, когда мы пытаемся наладить межинституциональный трансфер знаний. Более того, указанные барьеры часто возникают внутри самого предприятия при взаимодействии различных функциональных подразделений.

В качестве наиболее эффективного способа преодоления когнитивных барьеров в работе [9] предлагается выявление и целенаправленное формирование во внутренней среде организации группы людей, которые обладают способностью к инкорпорации знаний извне во внутреннюю среду. Эти люди не являются простыми коммуникаторами и не могут быть искусственно созданы менеджментом, так как для эффективной инкорпорации необходимы достаточно глубокие знания в предметной области инновационного проекта. Они находятся на промежуточной ступени по уровню специальных знаний и одновременно организационной культуры между внешней средой предприятия и командой проекта, а когнитивное расстояние между ними, как внешними экспертами, так и командой проекта, достаточно близкое, чтобы эффективно реализовать возможность взаимного обучения. Тогда механизм трансфера знаний выглядит следующим образом: инкорпораторы активно получают новые знания из внешней среды (внешние эксперты и литературные источники), трансформируют их в соответствии с бизнес-целями и маркетинговой стратегией предприятия в целом и команды инновационного проекты в частности и передают в отфильтрованном и модифицированном виде команде проекта (рис. 4).

При попытке развития сетевого взаимодействия между вузами, как показала практика взаи-

Рис. 4. Механизм инкорпорирования новых знаний при разработке инновационного проекта

модействия Кубанского государственного университета и Краснодарского филиала Российского государственного торгово-экономического университета, приходится сталкиваться с проблемой когнитивных барьеров, препятствующих развитию межорганизационных и междисциплинарных проектов. В то же время высокое давление конкурентной среды и ограниченность финансовых и информационных ресурсов побуждает стартап-команды к активному поиску привлекательных возможностей для сотрудничества. Чтобы помочь им в этом, в бизнес-инкубаторах необходимо сознательно формировать (а точнее, сознательно поощрять естественный процесс формирования) группы инкорпораторов из числа членов команд инновационных проектов, используя в качестве критерия отбора количество и качество социальных связей с внешней средой.

Учитывая тот факт, что молодежные стартап-ко-манды являются очень динамичными и гибкими образованиями с частой сменой участников проектов и с возможностью частичного изменения концепции проекта, роль инкорпораторов могут выполнять те члены команд, чье участие не ограничивается только одним проектом или, наоборот, чье участие в проекте лимитировано причинами как технического, так и организационного характера. Например, в том случае, когда инициатором проекта является ученый, а к реализации подключается команда его учеников, участие ученого в инновационном проектировании обычно ограничено временными и функциональными рамками (он не может оставить основную научно-педагогическую деятельность ради реализации инновационного проекта). Однако он вполне может выполнять роль инкорпоратора или (при недостаточном количестве социальных связей) роль внутреннего эксперта (рис. 5).

Таким образом, сетевая модель развития бизнес-инкубаторов не только помогает восполнить партнерам недостаток каких-либо ресурсов и усилить свои конкурентные преимущества на рынке готовой инновационной продукции, но и выполняет гораздо более важную функцию — повышает эффективность межинституционального и междисциплинарного трансфера знаний на всем протяжении инновационного проектирования, помогает вузам, ведущим исследования и разработки, сформировать модели эффективного взаимодействия

между собой и с бизнес-средой. Учитывая, что последнее является задачей стратегического характера, представляется целесообразным на государственном уровне разработать систему мер для поддержки сетевого взаимодействия университетских инкубаторов.

Что касается локального уровня самих вузов, то кроме мероприятий по развитию внутреннего потенциала и активизации инновационной деятельности в университете, частью стратегии развития бизнес-инкубатора является формирование крепких партнерских связей с другими бизнес-инкубаторами при вузах, и в первую очередь бизнес-инкубаторами на базе филиалов Российского государственного торгово-экономического университета, пространственно распределенных по всем уголкам России.

В современных социально-экономических условиях, когда сети вытесняют традиционные формы организации бизнеса, только постоянный обмен знаниями и опытом, диффузия инноваций и объединение знаний и компетенций являются факторами успешного развития инновационной деятельности в бизнес-инкубаторах университетов.

Список литературы

1. Зеркало недели — http://www.zn.kiev.ua.

2. Инновационный менеджмент: справочное пособие. М.: ЦИСН, 1998.

3. Крупенина Я. Заповедник для продвинутых коммерсантов и сумасшедших ученых // Деловые вести. 2002. № 2.

4. Нижегородцев Р. М. Информационная экономика. Управление беспорядком: экономические основы производства и обращения информации. Москва — Кострома, 2002.

5. НовиковА. М., НовиковД.А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2010.

6. Сошникова Е.А. Бизнес-инкубирование в промышленной сфере (бизнес-инкубаторы и крупные промышленные предприятия). URL: http://www.smb-support.Org/bp/arhiv/7/statl3.htm.

7. Ясен Ф. Эпоха инноваций / пер. с англ. М: ИНФРА-М, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Allen R. Collective Invention// Journal ofEconomic Behaviorand Organization. 1983. No. 4.

9. Allen T. Selected lecture notes. 15.980J/ ESD. 933J Organizing for Innovative Product Development. URL: http://ocw.mit.edu/courses/sloan-school-of-management.

10. Hagedoorn J. Strategic Technology Partnering during the 1980s: Trends, Networks and Corporate Patterns in non-Core Technologies //Research Policy, 1995, № 24.

11. Mowery D. C. Technological Overlap and Interfirm Cooperation: Implications for the Resource-based View ofthe Firm // D. C. Mowery, J. E. Oxley, B. S. Silverman // Research Policy. 1998. No. 27.

Рис. 5. Сетевая модель взаимодействия двух университетских бизнес-инкубаторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.