Научная статья на тему 'Межрегиональные научно-инновационные сети'

Межрегиональные научно-инновационные сети Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЕ ИННОВАЦИИ / НЕЛИНЕЙНАЯ МОДЕЛЬ / НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ СЕТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ратнер С. В., Карлов А. В.

Одной из наиболее эффективных современных форм реализации нелинейной модели инновационной деятельности, максимизирующей экстеральные эффекты, является создание и развитие научно-инновационных сетей, в том числе, межрегиональных. В статье представлены результаты разработки и апробации механизма создания многоуровневого информационного пространства межрегиональной научно-инновационной сети с использованием моделей открытых инноваций и краудсорсинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Межрегиональные научно-инновационные сети»

СТРАТЕГИЯ РАЗБИТИЯ РЕГИОНА

УДК 330.341

межрегиональные нАУчно-инноВАционныЕ СЕТи*

с. в. ратнер,

доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инновациями Е-mail: lanarat@mail. ru институт проблем управления РАН имени В. А. Трапезникова, г. Краснодар А. В. КАРлоВ, исполнительный директор Фонда развития инновационного предпринимательства «Начинай» Е-mail: karlov2004@gmail. com

Одной из наиболее эффективных современных форм реализации нелинейной модели инновационной деятельности, максимизирующей экстеральные эффекты, является создание и развитие научно-инновационных сетей, в том числе межрегиональных. В статье представлены результаты разработки и апробации механизма создания многоуровневого информационного пространства межрегиональной научно-инновационной сети с использованием моделей открытых инноваций и краудсорсинга.

Ключевые слова: открытые инновации, нелинейная модель, научно-инновационная сеть, информационное пространство, бизнес-инкубатор.

В условиях становления и развития информационного общества значительного повышения эффективности инновационной деятельности

* Работа выполнена при частичной финансовой поддержке аналитической ведомственной целевой программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы», проект «Формирование научно-методического обеспечения университетского бизнес-инкубатора для реализации инновационных проектов Юга России» и фонда РГНФ, проект № 10-02-38219а_ю.

можно достичь путем целенаправленного формирования и развития научно-инновационных сетей. Необходимым атрибутом научно-инновационной сети, состоящей из множества научных, координирующих и производственных агентов, обладающих коллективными объектами интеллектуальной собственности, является единое информационное пространство, стратифицированное по уровню доступа к информации о реализующихся и готовящихся к реализации инновационных проектах.

Отдельные исследователи [1, 2] обосновывают новый методологический подход к развитию научно-инновационных сетей на основе максимизации мощности потока инновационного знания, циркулирующего на внутреннем уровне информационного пространства сети между ее активными агентами. Однако до сих пор вне сферы внимания специалистов по вопросам сетевого взаимодействия в среде генерации знаний оставались вопросы формирования внешнего уровня информационного пространства научно-инновационной сети, позволяющего использовать при реализации инновационных проектов модели краудсорсинга и краудфандинга.

Данные модели не только способствуют сохранению конкурентной среды внутри сети за счет снижения барьера входа, но и позволяют привлечь максимально неоднородные компетенции сторонних участников для решения технико-организационных и маркетинговых задач, возникающих у научных и производственных агентов сети при реализации инновационных проектов.

Практика создания и развития университетских (в основном студенческих) бизнес-инкубаторов свидетельствует о том, что именно эти объекты инновационной инфраструктуры могут быть ответственными за формирование внешнего слоя информационного пространства научно-инновационной сети, а использование инструментов социальных медиа позволяет таким сетям становится межрегиональными.

В оригинальной концепции научно-инновационных сетей роль бизнес-инкубаторов как объектов инновационной инфраструктуры, призванных обеспечивать трансфер знаний и технологий, сводится к роли координирующего агента, который осуществляет мониторинг рынка научно-технической и инновационной продукции, потребностей общества, формирование портфеля взаимоотношений научных и производственных агентов и портфеля взаимоотношений с инвесторами. В действительности даже самые успешные из действующих в России в настоящий момент университетских бизнес-инкубаторов пока не в состоянии обеспечить выполнения всех функций одновременно, хотя те из них, которые используют открытую и сетевую модели бизнес-инкубирования, справляются со всем спектром задач гораздо лучше, чем те, которые используют закрытую модель. Последняя, кстати, обеспечивает разработку и реализацию проектов, инициированных только сотрудниками и студентами того вуза, при котором бизнес-инкубатор функционирует.

Сетевая модель бизнес-инкубирования, по мнению авторов, является наиболее эффективной, так как обеспечивает юридическую и финансовую независимость двух и более бизнес-инкубаторов при общности предпринимательской культуры и информационного пространства [3]. Это позволяет сохранить баланс интересов организаций—участников сетевого бизнес-инкубатора, мобильность и гибкость в принятии решений, и в то же время увеличить количество бизнес-партнеров, масштабируя успешный опыт в новых регионах и распространяя его на новые рынки. Однако главным стимулом для инициирования сетевого взаимодействия является не столько возмож-

ные преимущества, сколько недостаток собственных компетенций для успешной реализации инновационных идей. Именно этот стимул положил начало развития сетевой модели на базе двух университетских бизнес-инкубаторов Юга России—бизнес-инкубатора Кубанского госуниверситета (БИ КубГУ) и бизнес-инкубатора Краснодарского филиала Российского государственного торгово-экономического университета (БИ КФ РГТЭУ).

Для технической и технологической проработки идей проектов, а также для разработки моделей монетизации продуктов данных проектов студентам торгово-экономического вуза понадобилась помощь внешних участников: специалистов в области информационно-телекоммуникационных технологий, профессиональных технологов, биологов, педагогов и психологов. Поэтому естественным выходом из создавшегося положения явилось объединение комплементарных ресурсов двух территориально близких студенческих бизнес-инкубаторов, целью которого является обеспечение высокой конкурентоспособности инновационных проектов. Важно отметить, что КубГУ и КФ РГТЭУ, помимо активного взаимодействия бизнес-инкубаторов, также обладают объектами коллективной интеллектуальной собственности и, следовательно, удовлетворяют одному из главных признаков региональной научно-инновационной сети.

Площадкой для развития сетевого сотрудничества и партнерства стал образовательный проект «Рабочие выходные», разработанный основателями стартаповского движения «Начинай» и реализуемый совместно бизнес-инкубаторами Кубанского госуниверситета и КФ РГТЭУ. «Рабочие выходные» — это два полных рабочих дня семинара-тренинга, направленного на развитие креативного мышления, предпринимательских навыков, навыков командообразования и прототипирования, которые проводятся с периодичностью 2 раза в месяц на выходных (откуда и появилось название) на базе одного из вузов (КубГУ, КФ РГТЭУ). Основной «изюминкой» проекта является огромное разнообразие форматов обучения, что позволяет студентам — будущим предпринимателям не только изучить и обсудить новые идеи, но и проверить на практике свои проекты и решения, обменяться знаниями и опытом, получить навыки успешного предпринимателя и установить деловые контакты.

Следует отметить, что в программу включены «кейсы» глобальных компаний (Google, Virgin,

Microsoft, Zappos, 37signals) и стартапов из городов Перми и Москвы, мотивирующие видео-ролики с интервью Сергея Брина, Ричарда Бренсона, записи выступлений Стива Джобса, Гая Кавасаки, Марка Цукенберга, Сергея Белоусова. Сюда же включены деловые игры, лаборатории креативного мышления, тренинги по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), упражнения по прототипированию продукции, семинары по использованию современных средств бизнес-коммуникаций и многое другое [4—8]. В каждый из дней «Рабочих выходных», помимо тренингов, участники проекта имеют возможность прослушать выступление приглашенного бизнесмена — узнать еще одну историю успеха, познакомиться лично, задать свои вопросы, спросить совета, даже найти интересные форматы сотрудничества. Через развитие такого рода сотрудничества формируется экосистема (система информационно-экономических связей) инновационного бизнеса, и в научно-инновационную сеть постепенно вовлекаются производственные агенты.

В отличие от многочисленных программ по обучению предпринимательству, которые в широком ассортименте представлены на сегодняшний день на рынке дополнительного образования Краснодара, участие в проекте «Рабочие выходные» совершенно бесплатное, добровольное и открытое для всех желающих. Возможно, именно поэтому он стал центром притяжения для всей креативной молодежи города. Постепенно из проекта «вымываются» участники, которые первоначально пришли под давлением авторитета преподавателей или организаторов проекта, пригласивших их к участию, либо те, кто не заинтересован в бизнесе и инновациях настолько сильно, чтобы пожертвовать всем своим свободным временем на работу над собственным проектом. Зато на их место приходит молодежь, готовая учиться и работать не ради удовлетворения формальных требований, но и для удовлетворения собственных интересов.

Основная масса участников проекта — это студенты Кубанского государственного университета и Краснодарского филиала РГТЭУ. Однако по мере продвижения программы все более значительной в ней становится доля школьников, что говорит о нарастающем интересе к предпринимательству и инновационной деятельности у новых поколений. Совершенно незначительное присутствие взрослых на проекте (преподавателей, представителей администрации края, представителей официальных

организаций инновационной инфраструктуры) свидетельствует о том, что проект удалось запустить как самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему. Но, что еще более важно, проект «Рабочие выходные» является самофинансируемой системой.

Уникальность проекта заключается в том, что он негосударственный и не использует денег каких-либо федеральных или региональных программ. Помещения для проведения семинаров предоставляют вузы, рассматривая данный проект как часть своей PR-кампании, затраты на перелет ведущего ментора из Москвы в Краснодар возмещают бизнес-инкубаторы, а работа ментора и ассистирующих ему преподавателей расценивается ими как инвестиции в будущие страртапы и потому бесплатна. Таким образом, организаторы проекта формируют новую концепцию открытых инноваций в области бизнес-образования, в рамках которой знания и информация являются не только продуктом, но средством производства, а потому должны быть доступны всем.

В качестве вполне определенного результата четырехмесячной работы проекта (февраль—май 2011 г.) можно рассматривать зарождение и структурирование сообщества краснодарских предпринимателей, мотивированных на генерацию и использование инноваций для построения успешного бизнеса. Данное сообщество формируется и работает не только на «Рабочих выходных», но и в промежутках между ними в режиме он-лайн в рамках открытых групп социальной сети Facebook (рис. 1). Основной функцией сообщества, помимо координации процесса взаимного обучения и разработки проектов, является постепенная выработка единой предпринимательской культуры, общих ценностей и доверия, что является характерными признаками межфирменной сети.

На онлайновых площадках для общения участники проекта обмениваются учебными материалами, полезной информацией из мира бизнеса, обсуждают вопросы, возникающие в ходе практической реализации бизнес-идей, находят партнеров с недостающими компетенциями, в том числе и с научными, формируют стартап-команды, тренируются в развитии навыков современных бизне с-коммуникаций.

Следует отметить, что сформированное в единую социальную сеть, имеющее доступ к научной базе вузов, подготовленное стратап-сообщество является хорошей средой для использования моделей краудсорсинга и краудфандинга в процессе решения технико-организационных, маркетинго-

Рис. 1. Страничка участников стартап-сообщества на www. facebook. com/startup, krasnodar

вых и других задач, стоящими перед реальными предпринимательскими структурами, которые пока не входят в научно-инновационную сеть. Именно по такой схеме начал работать первый бизнес-инкубатор Open Innovation Открытого университета «Сколково» (БИ ОУ «Сколково», руководитель О. Манчулянцев), который, в отличие от БИ КубГУ и БИ КФ РГТЭУ, вообще не является структурным подразделением какого-либо вуза, а представляет собой, скорее всего, интегрированное межрегиональное стартап-сообщество. Принимая заказы от бизнеса на выработку решений по снижению производственных и логистических затрат, разработку маркетинговых концепций и генерацию продуктовых инноваций, бизнес-инкубатор организует и проводит открытый конкурс на лучшую идею и алгоритм ее технической реализации. Призовой фонд конкурса определяется пропорционально выделенному компанией-заказчиком бюджету. В случае разработки продуктовой инновации оставшаяся часть бюджета заказчика идет на построение готового бизнеса на основе предложенной идеи и алгоритма ее реализации. Именно успешный

новый бизнес, реализующий разработанную инновацию, является конечным продуктом данного нелинейного процесса. Компания-заказчик тогда выкупает уже действующий на основе новой технологии бизнес, а инкубатор также получает свое вознаграждение (процент от сделки).

В отличие от традиционных push и pull моделей инновационного процесса в рассмотренной схеме нет ни привычных этапов инновационного проектирования — от научной идеи до серийного производства инновационной продукции, ни заказа рынка в явном виде на разработку инновации «с нуля». Являясь внешним слоем информационного пространства научно-инновационной сети и имея тесные контакты со средой генерации знаний, стартап-сооб-щество активно использует свои знания и компетенции в сфере фундаментальной и прикладной науки для решения поставленных заказчиком задач. Для этого привлекаются по мере необходимости новые участники из числа научных агентов сети. Стартап-сообщество, обладая достаточной информированностью, может предлагать уже готовые решения, зафиксированные в виде объектов интеллектуальной собственности, но пока не использованные на практике.

В качестве примеров можно привести успешный опыт разработки инновационных проектов для минимизации потерь компании Мосводоканал, возникающих при утечках воды, а также проектов дизайна новой социальной сети болельщиков российской «Формулы-1», создаваемой для финансовой поддержки компании Marussya Virgin Motors [3, 4]. Если в первом случае основными участниками конкурса на лучшее организационно-техническое решение были студенты топ-вузов Москвы, участвующие в отборе в Открытый университет «Сколково», то во втором — члены стар-тап-сообщества, сформированного в результате сетевого взаимодействия бизнес-инкубаторов. В процессе разработки проекта социальной сети для болельщиков команды «Формулы-1» Marussya Virgin Motors, инициированного представителями сетевого бизнес-инку-

Примечание: КОИС — коллективный объект интеллектуальной собственности.

Рис. 2. Схема формирования научно-инновационной сети через внешний слой информационного пространства

батора КубГУ и КФ РГТЭУ и получившего название «12 Апостолов», стартап-сообщество перешагнуло региональные границы. Теперь оно включает в свой состав активных участников из Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России, что создает весомые предпосылки для формирования межрегиональной научно-инновационной сети (рис. 2).

В перспективе сформированный благодаря сетевым моделями бизнес-инкубирования внешний слой информационного пространства научно-инновационной сети неизбежно должен глубже и интенсивнее интегрироваться с внутренним. Объективных причин для этого несколько и, пожалуй, наиболее весомая — это недостаток профессиональных компетенций студентов и молодых исследователей для решения по-настоящему сложных технологических (и иных) задач, возникающих у производственных агентов. Очевидно, что начиная с некоторого порогового уровня сложности, для решения такого рода задач

необходимо привлечение более опытных и более квалифицированных специалистов, которые работают в организациях — научных агентах сети. Теоретически, вовлечение их в стартап-сообщество не является сложной задачей — ученые и молодые исследователи, а также преподаватели и студенты и так непосредственно взаимодействуют в учебном и исследовательском процессах. Однако при необходимости привлечения серьезных и востребованных специалистов возникает вопрос выбора адекватных стимулов для их участия в краудсорсинге. По мнению авторов, одним из возможных путей решения данной проблемы может быть создание бизнес-инкубатора, использующего инструменты, подобные инструментам Open Innovation ОУ «Сколково», но специализирующегося на проведении очно-заочных конкурсов, участниками которых могли бы быть как отдельные специалисты, так и небольшие научные коллективы институтов РАН.

Следует отметить, что в мировой практике прототипы подобных моделей привлечения специалистов высокой квалификации уже существуют. Например, американская компания Quirky разработала свою модель краудсор-синга, при которой платное заочное участие в конкурсах (стоимость размещения заявки на сайте равняется 99 долл.), с одной стороны, позволяет отсеять случайных, неуверенных в собственных силах и недостаточно мотивированных участников, а с другой стороны — возместить затраты на профессиональный менеджмент инновационного проекта, привлечение инвесторов и продвижение инновационного продукта на рынок. Такая модель позволяет компании выводить на рынок инновационные продукты практически каждую неделю (рис. 3).

Кроме продвижения собственных идей, у сообщества, формируемого вокруг компании Quirky, также есть возможность поучаствовать в разработке проектов, инициированным другими авторами на этапах проведения исследований, разработке дизайна нового продукта или сервиса, а также выработке его маркетинговой идеологии. Участие в работе такого высокопрофессионального сообщества уже само по себе является хорошим стимулом для привлечения новых экспертов. Со своей стороны, компания Quirky полностью берет на себя процесс оценки перспективности идеи, техничес-

Переформулировка идеи (пожеланию)

Г Получение

. [маркетинговых даннь

t

^ Г пМ"

^Составление заявки ^ï

Внимание общества

С

г

■ Неудач;

Оценка продукта

т

Инновационный процесс Quirky

^""прямые продажи ~ ^Розничные продажи

Техническая реализация

в

с

Производство

f Am"

fl CKiirkï [ ]

Функция сообщества

CD

Функция Quirky

t--"1

u___«

Функция

соо&цестез+Ош rfcy

Рис. 3. Нелинейная модель инновационного процесса американской компании Quirky

кую реализацию, производство и дистрибуцию продукции, выполняя роль системного интегратора всего производственного процесса. Очевидным преимуществом модели компании Quirky перед моделью бизнес-инкубатора Open Innovation является наличие доступа к производственным мощностям, позволяющим технически реализовать проработанный с привлечением опытных специалистов инновационный проект. Общими элементами и той, и другой модели являются создание особой информационной среды для развития и усовершенствования проекта и использование краудсорсинга.

Помимо описанной выше модели карудсорсин-га, когда конкурс на разработку инновационного проекта объявляется под нужды производственного агента сети, можно привести пример модели краудсорсинга с заказом от научного агента — проекты scienceforcitizens. net, которые пока, к сожалению, не реализуются научными агентами в России.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1) существующий в России практический опыт использования моделей краудсорсинга и открытых инноваций доказывает необходимость формирования внешнего слоя информационного пространства научно-инновационной сети через создание стартаповских сообществ как носителей общей предпринимательской, инновационной и информационной культуры;

2) наиболее эффективным элементом существующей инновационной инфраструктуры для создания стратаповских сообществ и внешнего слоя информационных пространств научно-инновационных сетей являются студенческие бизнес-инкубаторы;

3) формирование самой научно-инновационной сети может происходить не изнутри — от научного агента к научному агенту, а извне — от координиорующего агента к производственным и научным;

4) для более глубокой интеграции научного и стартаповского сообществ (или, в терминологии научно-инновационных сетей, — внешнего и внутреннего слоя информационного пространства) необходима разработка системы стимулов, привлекательных для специалистов высокой квалификации.

Вопросы технической реализации интеграции внешнего и внутреннего пространств научно-инновационной сети выходят за рамки данной статьи. Однако очевидно, что вариант создания закрытых и полузакрытых социальных сетей на базе уже разработанных платформ представляется более экономичным, нежели разработка «с нуля» новых программ и приложений.

Список литературы

1. Бехар Говард. Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks. M.: Альпина Паблишерз, 2010.

2. Раптер С. В. Методологические проблемы развития конкурентоспособных научно-инновационных сетей. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009.

3. Раптер С. В. Влияние мощности потока инновационного знания на эффективность функционирования научно-инновационной сети // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 2. С. 69—73.

4. Раптер C.B., Филатова О.В. Сетевая модель развития университетских бизнес-инкубаторов // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 13. С. 2—10.

5. Фрайд Д., Хайнемайер Хенссон Д. Бизнес без предрассудков. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010.

6. Эдвард де Боно. Серьезное творческое мышление. М.: Попурри, 2005.

7. Эдвард де Боно. Водная логика. М.: Попурри, 2006.

8. Steven Gary Blank. The Four Steps to the Epiphany. М.: Cafepress. com, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.