Научная статья на тему 'Роль филиалов в развитии регионов Кубани'

Роль филиалов в развитии регионов Кубани Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль филиалов в развитии регионов Кубани»

Из жизни вуза

47

И. БРЕГЕДА, доцент, проректор по дистанционному обучению

В 1995 г. по просьбе администраций Геленджика и Армавира КубГУ открыл свои учебно-консультационные пункты, которые в течение года были преобразованы в филиалы. В них обучались всего 270 студентов на дневном и заочном отделениях по двум специальностям юридического и экономического факультетов. В настоящее время в 15 филиалах университета число студентов достигло 8250. При этом обучение ведется по девяти специальностям высшего и восьми - среднего профессионального образования, в зависимости от потребностей регионов в специалистах. Следует отметить, что филиалы открыты исключительно по просьбам администраций районов с учетом трудоустройства будущих выпускников. Так, по инициативе администрации в филиале в г. Горячий Ключ было открыто отделение по подготовке учителей иностранного языка. Все студенты этого отделения обучаются на договорной основе, причем оплата за обучение производится за счет местного бюджета. В итоге при бесплатном обучении студенты будут трудоустроены, а в школах города и станицах района будет ликвидирован острый дефицит преподавателей иностранного языка. Со следующего года планируется открыть аналогичное отделение и по подготовке учителей физико-математического направления.

В последнее время появляется все больше студентов, получающих стипендии местных администраций за отличную и хорошую учебу, а также за занимаемую ими активную позицию в общественной жизни регионов. Все филиалы заключают договоры на проведение практик в администрациях районов, юридических органах, в государственных и негосударственных промышленных предприятиях и строительных организациях, в сфере обслуживания и т.п. Выпускни-

Роль филиалов в развитии регионов Кубани

ки филиалов КубГУ успешно конкурируют с выпускниками коммерческих вузов и филиалов вузов, находящихся далеко за пределами Краснодарского края.

Отрадно отметить, что благодаря тесному сотрудничеству университета с администрациями районов удается в немалой степени решать материально-технические проблемы филиалов. КубГУ бесплатно переданы здания, представляющие историческую и культурную ценность в г. Армавире, станицах Ленинградской и Павловской.Под учебный процесс в г. Горячий Ключ передан комплекс из трех зданий в центре города.

Наличие в филиалах современной компьютерной техники позволяет проводить на достаточно высоком уровне профориента-ционную работу. Открыты подготовительные и компьютерные курсы. Несмотря на демографический спад и жесткую конкуренцию со стороны других филиалов, в том числе и их попытки понижать цену за обучение, нам удается не только сохранить контингент студентов, но и значительно увеличить его. Этому способствует, в частности, проведение «дней открытых дверей»,актив-

48 Высшее образование в России - М 2, 2006

ное участие в ярмарках рабочих мест. Хорошая профориентационная работа позволяет во время вступительных испытаний доводить отсев слабых абитуриентов от 8 до 15% в зависимости от филиала и специальности.

В положении «О филиале Кубанского государственного университета» мы трактуем его не как «территориально обособленное», а как «территориально удаленное» подразделение университета. На стадии становления Ученым советом университета выделялись квоты на бюджетные места для филиалов. Опыт показал, что в этом случае проходной балл в разных филиалах и в головном вузе был различным, и это, на наш взгляд, было не вполне справедливым. Кроме того, с ростом числа филиалов такая система попросту не может быть реализована. Впервые в стране мы предложили другой путь. Абитуриенты, желающие поступить в тот или иной филиал на бюджетной основе, участвуют в общеуниверситетском конкурсе и после успешного прохождения вступительных испытаний зачисляются по их желанию в любой из выбранных ими филиалов. В течение всей учебы они могут переводиться из филиала в головной вуз и наоборот. Абитуриенты же, поступающие на внебюджетную форму обучения, сдают комплексный тест по месту расположения филиала.

Большое число преподавателей, привлекаемых к работе в филиалах, с одной стороны, позволяет поддерживать уровень обучения на достаточной высоте и обеспечивать единство учебного процесса всего учебного комплекса, но с другой - не позволяет делать стабильным расписание занятий из-за разъездного характера работы преподавателей. Практически во всех филиалах есть свои гостиницы или арендуются гостиничные номера. Университет имеет собственный парк легковых автомобилей и микроавтобусов.

Большую роль мы отводим подготовке преподавателей для филиалов через аспирантуру и соискательство. Защищены свы-

ше 30 кандидатских и одна докторская диссертации.

Особое внимание в филиалах университета уделяется непрерывному образованию. Модель взаимодействия среднего и высшего профессионального образования позволяет в оптимально короткие сроки решить большой объем образовательных задач. В рамках этой модели приемлемы как система довузовского образования, среднее профессиональное образование (СПО), так и многоуровневая подготовка по программам высшего профессионального образования (бакалавр, специалист и магистр), а также послевузовская подготовка: повышение квалификации и профессиональная переподготовка. В перспективе (уже получены лицензии) предполагается добавить в эту модель еще один уровень - начальное профессиональное образование.

Программы среднего профессионального образования реализуются как на базе основного, так и на базе среднего (полного) общего образования. Развертывание сети филиалов с несколькими уровнями подготовки на местах дает целый ряд преимуществ. Они заключаются в удовлетворении образовательных запросов жителей Краснодарского края, региональных кадровых потребностей экономики и социальной сферы, в сокращении материальных затрат граждан на обучение. Большинство выпускников СПО выражают желание продолжить обучение в филиалах университета по программам высшего профессионального образования.

В университете в настоящее время ведутся поиски путей оптимизации непрерывного многоуровневого образовательного процесса. По нашему мнению, необходимо перейти от принципа сопряжения образовательных программ среднего и высшего профессионального образования к принципу их дополнения или преемственности, когда на старшей ступени учитывается объем знаний, приобретенных по соответствующим дисциплинам предыдущей ступени.

Как в головном вузе, так и в филиалах

Из жизни вуза

49

преподавание ведется на базе современных научных достижений сотрудников университета и мирового сообщества. Тем более значительным является вовлечение студентов в активную научно-исследовательскую деятельность. Так, например, в Тихорецком филиале ежегодно проводится научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров для регионов». В филиале в станице Павловской в мае 2004 г. прошла студенческая научно-практическая конференция «Проблемы социального и экономического развития региона». В филиале в станице Отрадной в 2004 г. была проведена межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы экономического и гуманитарного развития Северо-Кавказского региона». В этих конференциях активное участие принимал профессорско-преподавательский состав и талантливая студенческая молодежь. По результатам работы конференций издаются сборники научных трудов. В Новороссийском филиале с 1998 г. работает юридическая клиника (учебная юридическая консультация) студентов, зарегистрированная в справочнике «Юридические клиники России». Трижды студенты филиала были участниками летней школы Академии прав человека по гранту Сороса. Активная научная работа ведется и в филиале университета в г. Усть-Лабинске. Сотрудники центра «Биопоиск» первыми подошли к выявлению особенностей механизма эволюционного процесса, который позволяет по-новому решить многие проблемы биологии и медицины. Ими получены шесть патентов РФ, две приоритетные справки на открытия, семь медалей разного достоинства, одна из которых - серебряная - в Брюсселе.

В предыдущие годы воспитательный процесс в вузах был незаслуженно отодвинут на второй план. Однако в последнее время пришло осознание ошибочности такого подхода, и Минобрнауки России был издан приказ, в соответствии с которым вводится показатель государственной аккредитации

высшего учебного заведения - «Воспитательная деятельность образовательного учреждения». Но еще задолго до издания этого приказа в отдельных филиалах университета эта работа уже целенаправленно проводилась. Практически во всех филиалах введены должности заместителей директора филиала по воспитательной работе, на которых лежит ответственность за проведение праздничных мероприятий, спортивных соревнований, подготовку смотров, конкурсов, фестивалей, выставок и т. д. И неудивительно, что студенты филиалов университета, как правило, занимают призовые места не только на региональномуров-не, но и в масштабах края, страны, на международных соревнованиях. Практически в каждом филиале есть чемпионы высокого уровня по спортивным достижениям (борьба, тяжелая атлетика, городошный спорт и т. д.). Как правило, команды КВН филиалов занимают первые места в своих регионах, что подтверждает высокий уровень их интеллектуальной подготовки.

15 июня 2005 г. произошло поистине историческое событие: на геленджикскую землю прибыл Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с великой целью - построить на нашей благодатной земле Духовно-культурный центр Русской Православной церкви. Событие взволновало не только жителей города, но и филиал КубГУ, которому была предоставлена высокая честь принимать в родных стенах вуза его Святейшество и архимандритов Юга России. На встрече с его Святейшеством шла речь о работе с детьми и молодёжью, нравственных ориентирах современного общества - с искренней верой, что совместными усилиями городских и церковных структур будут созданы необходимые условия для дальнейшего улучшения нравственного климата в обществе, при взаимодействии городской власти с Русской Православной церковью в области решения культурных и воспитательных задач. В завершение встречи Патриарх оставил запись в книге почётных гостей, где отметил: «Находясь в Краснодар-

50 Высшее образование в России - М 2, 2006

ском крае 15-16 июня 2005 года, мы были благодарны руководству филиала Кубанского государственного университета в городе Геленджике за возможность провести встречу с архиереями Кавказского региона и благочинными Екатеринодарской епархии. Желаю блаженственных успехов в образовании и воспитании граждан нашей страны, проходящих обучение в этом вузе». Его Святейшество благословил наш университет на добрые дела и процветание, особо подчеркнув: «Все мы должны помнить о традициях и великой истории Руси, хранить

и развивать их!» Администрация Краснодарского края выразила глубокую благодарность ректору Кубанского госуниверситета и коллективу филиала КубГУв городе Геленджике за организацию этого мероприятия.

Нами были приведены только некоторые примеры из жизни филиалов Кубанского государственного университета, но и они, надеемся, раскрывают положительную роль, которую играют филиалы в развитии науки, культуры и образования в своих регионах.

И. ШЕВЧЕНКО, профессор, декан экономического факультета К. ЛИТВИНСКИЙ, доцент

Современная ситуация в России - это комплекс уникальных социально-экономических изменений, затронувших и систему высшего профессионального образования. Давно уже в вузах нет распределения выпускников, и молодежи все труднее найти себе подходящее рабочее место, полностью соответствующее полученной специальности. Пожалуй, наиболее важным социально ориентированным направлением деятельности экономического факультета Кубанского государственного университета является внедрение системы адаптации обучающихся к рынку труда посредством поддержки одаренных студентов и привлечения сил коммерческих структур к решению проблем высшего профессионального экономического образования.

Работа в данном направлении строится по следующим взаимосвязанным векторам.

I. Инновационно-образовательный проект «День карьеры»

Каждую весну начинают беспокоиться о своем трудоустройстве выпускники всех вузов России. Примерно в это же время по-

Инновационные

механизмы

трудоустройства

тенциальные работодатели начинают проводить отбор высококвалифицированного персонала.

Решить одновременно эти две, на первый взгляд разнонаправленные, проблемы помогает «День карьеры». Это ежегодный проект, проводимый факультетом под патронажем администрации Краснодарского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.