Научная статья на тему 'Организация контроля усвоения знаний и разработка оценочных средств как факторы повышения качества обучения студентов'

Организация контроля усвоения знаний и разработка оценочных средств как факторы повышения качества обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1402
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ / ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ / ЗНАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / CONTROL OF SKILLS FORMATION / ASSESSMENT TECHNOLOGIES / KNOWLEDGE / COMPETENCES / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хапалажева Элионора Анатольевна

Статья посвящена анализу процесса повышения надежности и объективности усвоения знаний студентов как формы педагогического контроля в традиционном и компетентностном формате и фактора повышения качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of monitoring of learning and design of assessment tools as factors of improvement of the quality of education

The article is devoted to the analysis of the process of increasing validity and objectivity of assessment of students’ knowledge and skills in modern university education which the author views as a form of educational control in traditional and competence formats and factors of increasing the quality of education.

Текст научной работы на тему «Организация контроля усвоения знаний и разработка оценочных средств как факторы повышения качества обучения студентов»

cç

Библиографический список | ê

§ £

1. Богин Г.И. Современная лингводидактика. Калинин, 1980. g о

2. Васильева Т.В. Лингводидактическое описание синтаксических и глаголь- ^ сс ных доминант подъязыков дисциплин инженерного профиля: Автореф. ^ 1 дис. ... д-ра пед. наук. М., 2006. | g

3. Кирсанова И.В. Многозначность семантики текста как реализация индиви- о й дуальных стратегий понимания: Дис. . канд. филол. наук. Уфа, 2007. ^ о

4. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. М., 1971. ci

5. Полякова Т.Ю. Факторы, определяющие цели обучения иностранному языку в условиях разноуровневой системы высшего образования // Вестник МГЛУ. 2006. Вып. 509.

6. Рякина О.Р. Научно-популярный текст как средство обучения профессионально ориентированной речи иностранных военнослужащих на этапе ранней профилизации // Инновационные технологии обучения русскому языку в военном вузе. Научно-методические материалы. Ч. 2. М., 2011. С. 86.

7. Сырескина С.В. Формирование культуры иноязычного общения у студентов экономических специальностей неязыкового вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2006.

8. Халеева И.И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста // Язык - система, язык - текст, язык - способность. М., 1995.

Э.А. Хапалажева

Организация контроля усвоения знаний и разработка оценочных средств как факторы повышения качества обучения студентов

Статья посвящена анализу процесса повышения надежности и объективности усвоения знаний студентов как формы педагогического контроля в традиционном и компетентностном формате и фактора повышения качества обучения.

Ключевые слова: контроль усвоения знаний, технологии оценивания, знания, компетенции, качество обучения.

4 X го О ^ т

к ^ о

Ш го т

5 л го ^ О О.

го о к

о =1 В теории учебного процесса высшей школы весьма существенной является проблема соотношения качественных и количественных показателей обучения, которая наиболее четко определена и рассматриваем у о ется, в том числе, как способность студентов выполнять определенные требования на основе целей и задач обучения, а в конкретных случаях -

ш о

_ ^ на основе целей и задач изучения того или иного предмета.

Проблема совершенствования контроля знаний в процессе обучения в высшей школе нашла отражение в исследованиях не только специалистов по проблемам обучения, но и педагогов-практиков, занимающихся преподаванием учебных дисциплин (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабан-ский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, Л.С. Ушакова и др.).

Процесс контроля усвоения знаний на современном этапе развития высшего образования обусловлен использованием инновационных методов обучения, при которых студент активно добывает, перерабатывает и реализовывает учебную информацию в такой дидактической форме, которая обеспечивает объективно лучшие по сравнению с традиционными способами результаты обучения, направленные на творческое сотрудничество, поиск и внедрение новых форм педагогического контроля. Процесс выявления качества знаний и их контроль должен учитывать такие характеристики личности, как оригинальность подхода в решении задач; умение восстанавливать знания в логических схемах; способность и готовность к освоению дополнительных, самостоятельно приобретенных знаний; показатели интеллектуального и профессионального развития.

В области контроля знаний выделяют как наиболее объективные и взаимосвязанные диагностические, воспитательные и развивающие функции. Рассмотрим их в рамках данной статьи.

В процессе текущего, промежуточного и тематического контроля, традиционно представленных в форме экзаменов, зачетов, собеседований и письменных контрольных, курсовых и других видов отчетности, преподавателю важно знать, в силу каких причин у студента возникают ошибки. Реализуя диагностическую функцию, в процессе устного опроса педагог формулирует дополнительные вопросы. Контрольный срез мнения студентов показал, что 50% респондентов считают, что они помогают ответу, а 25% - что они затрудняют сосредоточиться. При оценивании письменных заданий отслеживаются последовательность изложения, его логика, грамотность письма и последовательность проведенных операций и др. Воспитательная функция устойчиво реализуется при систематическом контроле и создании нравственной атмосферы в коллективе, предполагающей самореализацию обучающихся в рамках всех видов учебной деятельности.

Наиболее действенное формирование качеств студентов основыва- | ется на современных концептуальных подходах: личностном, деятель- § ^

X О

ностном, аксиологическом, целостном и системном, на соединении g ™ личностных ориентиров будущего специалиста педагога и широких s | общественных интересов. Реализация развивающей функции суще- | S ственно зависит от направленности заданий и их взаимной связи, о й наличия новых элементов и их разнообразия, степени совпадения лич- S ных целей с учебными целями обучения, регулярности контрольных с мероприятий и пр. Всякое обучение в принципе является развивающим, но его темпы зависят от того, насколько новые элементы заданий сочетаются с уже известными. Важную роль в процессе развития играет темп приращения знаний, а он зависит от того, как активно работает студент. К сожалению, этот параметр в системе обучения не «измеряется».

Контроль представляет собой сложное диалектическое целое, в котором тесно переплетаются деятельность и преподавателя, и студента. На основе анализа и интерпретации данных контроля можно сформировать банк данных об эффективности тех или иных педагогических приемов, о методах своевременного исправления методических ошибок, о возможностях целенаправленного распределения учебного времени, о диагностических процедурах получения сведений о результатах работы каждого обучающегося отдельно, которые могут служить основанием для индивидуализациии и дифференциации обучения. Для студентов значение контроля заключается в том, что он стимулирует учебную деятельность, повышает мотивацию обучения, позволяет вносить своевременно коррективы в свою учебную деятельность.

В последние годы в процессе реформирования системы образования в целом все шире стали использоваться тестовые технологии контроля усвоения знаний. Тест, как утверждает А.А. Вербицкий, выполняет три взаимосвязанных функции: управления, обучения и контроля. Он также считает, что «в российских школах и вузах педагогический тест пытаются использовать только в функции контроля, что не только не повышает его качество, но оказывает разрушительное воздействие на образовательный процесс» [1]. Его вывод закономерен: механическое навязывание традиционной системе обучения теста как средства педагогического контроля усвоения знаний без глубокого научного обоснования его возможностей не только не повышает качества этой системы, но и разрушительны для нее.

В своем исследовании А.А. Вербицкий видит проблемы в использовании тестов при контроле учебной успешности, нацеленной на измерение репродуктивных знаний, которые, с его точки зрения, непригодны

4 X го О ^ т

к ^ о

Ш го т

5 л го ^ О О.

го о к

(5 =| для этой цели: «Будучи измерителями лишь суммы удержанных в памяти знаний, они не могут дать достоверной информации о формировании компетенций как умения анализировать проблему, планировать реше-§ у о ние задач, проводить рефлексию своих действий, умения работать с раз-о-е- личными источниками информации и многое другое» [1, с. 35]. к ^ Качественные оценки в учебном процессе играют весьма существен-

ную и необходимую роль. Они позволяют выделять объект изучения из других объектов, выявлять состояние компонентов системы, устанавливать некоторые общие признаки и показатели, характеризующие объект. Качество оценивания позволяет устанавливать причины, оказывающие влияние на те или иные показатели обучения, определять существенное и несущественное в изучаемом объекте.

В соответствии с требованиями ФГОС ВО, вузы самостоятельно разрабатывают фонды оценочных средств, способы, виды и формы оценивания. Выбор способа контроля усвоения знаний зависит от цели, содержания оценивания и наличия ресурсов в образовательном учреждении, обеспечивающих использование данного способа. Так, проверка сложных теоретических вопросов осуществляется обычно при индивидуальном опросе (семинар, коллоквиум). Фронтальный устный опрос планируется при проверке объемного, но не сложного учебного материала, насыщенного фактами.

Контроль усвоения знаний может быть:

- традиционным и инновационным (рейтинг, портфолио, кейс-измерители, эссе и др.);

- индивидуальным, групповым;

- письменным, устным, с использованием программных средств, в виде защиты творческих работ и др.

К наиболее распространенным формам контроля усвоения знаний, т.е. классическим, можно отнести: собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен (по дисциплине, модулю, итоговый государственный экзамен), тест, контрольная работа, отчет (по практикам, научно-исследовательской работе студентов и т.п.), курсовая работа, выпускная квалификационная работа. Традиционные формы, виды и приемы контроля в основном ориентированы на контроль усвоения знаний и не всегда успевают модернизироваться и трансформироваться в процессе отслеживания и контроля формирования компетенций, заявленных в ФГОС к освоению. В глоссарии к инновационным технологиям контроля и оценочных средств упоминаются: портфолио, кейс-технологии, ситуационные задания, имитационный тренинг, мини-проекты, компьютерная симуляция, инсценировка, выполнение курсовых проектов в командах, деловые

и ролевые игры. На практике оптимальным считается сочетание традиционных и инновационных способов, видов и форм контроля усвоения знаний.

На современном этапе диагностическая функция контроля направлена на выявление исходного уровня способностей личности и ее готовности к выполнению учебной деятельности, на выявление пробелов в знаниях, управление учебной деятельностью студентов. Развивающая и воспитательная функция в этом случае направлена на учет индивидуальных особенностей студента, специфику будущей профессиональной сферы деятельности.

Контроль нового образца с позиций компетентностного подхода должен учитывать:

- классификацию компетенций: сквозные, метапредметные и частные, предметные;

- профессиональную обусловленность, например, привлечение к контролю потенциальных работодателей;

- процедуры мониторинга сформированности компетенций;

- субъектную, личностную обусловленность каждого студента;

- связь с образовательными технологиями;

- открытость, прозрачность образовательного процесса и потребителей образовательных продуктов;

- «выход» за пределы аудиторного пространства, условия самоконтроля и самодиагностики [2, с. 330-332].

Сформированность компетенций имеет особенности в оценивании. Инновации в данном контрольном измерении трансформируются от статических к динамическим оценкам, отслеживающим изменения в подготовке студентов. Например, мониторинг - один из современных средств, входящих в систему оценивания результатов усвоения знаний; рейтинговая технология оценки знаний предоставляет возможность определить трудоемкость и формы контроля знаний для самостоятельной работы, объективность критериев оценивания отдельных видов работ; итоговая аттестация позволяет установить уровень сформирован-ности компетенций, соответствующих содержанию государственных экзаменов и др.

Нельзя не заметить, что повышение надежности и объективности контроля усвоения знаний занимает существенное место в проблеме повышения качества обучения как качества усвоения предметных знаний, связанных с дисциплинами, изучаемыми в учебном учреждении, а также уровня подготовленности выпускников к профессиональной деятельности и их востребованности на рынке труда.

о о

д

ш

го о сс

ы

о л

^ л го

О CD

к о

(D го го

л го

о

Ы VO

сс и о

и

а. си

о-а

О

1— ü с

Библиографический список

1. Вербицкий А.А. Проблемы педагогической диагностики в образовании // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: Материалы III Международной научно-практической конференции. М., 2013.

2. Тарева Е.Г. Контроль в компетентностной образовательной парадигме // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: Материалы III Международной научно-практической конференции. М., 2013.

М.А. Янбухтина

Воспитание сплоченности в коллективе и толерантных взаимоотношений в студенческой среде

В статье на основании теоретического анализа имеющихся исследований, изучения практики организации работы вуза, собственного опыта работы со студентами рассмотрен вопрос воспитания сплоченности в коллективе и толерантных взаимоотношений в студенческой среде. Автор акцентирует свое исследование на проблеме организации комфортной среды в коллективе/ группе студентов, фрагментарно дает описание используемых педагогических технологий и организационно-педагогических действий (формы и методы). Ключевые слова: сплоченность, толерантность, студенческая среда, воспитательный процесс, педагогические технологии.

Образовательный процесс как педагогическое явление во все времена был обращен к проблемам человека, а воспитательная деятельность направлена на создание комфортных условий для развития личности.

В основу нашего исследования положен личностно-деятельностный подход, широко используемый в воспитательном процессе на всех образовательных уровнях, согласно которому личность рассматривается как субъект деятельности, формируется в ней и в общении с другими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.