углублению процесса формирования интегрированных знаний и умений осуществления профессиональной деятельности на иностранном языке, амбициозные студенты могут проходить данный курс в ходе самостоятельной работы во время выполнения лингва-тренировочных и междисциплинарных заданий.
Контрольно-оценочный компонент системы включает в себя осуществление контроля и проверки ознакомительных, лингва-тренировочных и междисциплинарных заданий на соответствующих этапах реализации системы. Судить об уровне интегративной готовности можно с учетом сформированных интегрированных знаний и умений в области типов профессиональной деятельности. Исходя из сформулированного нами определения интегративной готовности будущего инженера к профессиональной деятельности на иностранном языке, мы выделяем следующие критерии: ориентирующий, установочный и профессионально-интегративный. Методика измерения интегративной готовности согласно выделенным критериям включает в себя проведение опроса, тематической беседы, изучение продуктов деятельности студентов. Уровни данной готовности: высокий, средний, низкий.
Представленная система формирования интегративной готовности будущих инженеров к профессиональной деятельности на иностранном языке носит практико-ориентированный характер. Формирование интегрированных знаний и умений происходит во время практических аудиторных занятий или во время самостоятельной работы студентов, система учитывает требования к профессиональной деятельности, регламентируемые профессиональными стандартами.
Выводы. Подготовка будущих инженеров к профессиональной деятельности на иностранном языке должна осуществляться на междисциплинарной основе, принимая во внимание конкретное содержание будущей профессиональной деятельности студентов, представленное трудовыми функциями. В результате изучения нормативно-правовых документов и научной литературы, проведенного анализа компонентов интегративной готовности разработана система ее формирования. Результатом внедрения данной системы в образовательный процесс является сформированная интегративная готовность будущих инженеров к профессиональной деятельности на иностранном языке. Внедрение выявленных организационно-педагогических условий ведет к повышению эффективности функционирования системы формирования интегративной готовности будущих инженеров к профессиональной деятельности на иностранном языке.
Литература:
1. Dobrynina O.L. Interdisciplinary approach to foreign languages teaching for non-linguistic students // Modern scientific research and their practical application. - 2012. - Vol. 31205. No. 3. - P. 37-40.
2. Gluchmanova M. Creation of E-courses in English for Students of Production Technology // TEM Journal. - 2017. - Vol. 6 (3). - P. 613-617. DOI: 10.18421 /TEM63-25.
3. Ibatova A.Z., Kuzmenko V.I. Teaching Engineers in Higher Educational Establishments: Didactic Prerequisites // International Journal of Civil Engineering and Technology. - 2018. - Vol. 9 (3). - P. 502-507.
4. Ivanova N.K., Mileyeva M.N. English for specific purposes in Russian technical universities: new challenges in a new world // The Second International Conference on Eurasian scientific development. Proceedings of the Conference. - 2014. -P. 98-101.
5. Kotlyarova I.O., Chuvashova A.D. Educational imitation of basic job function using the knowledge of English among technical major students //International Journal of Instruction. - 2020. - Vol. 14 (1). - P. 303-324. DOI: 10.29333/IJI.2021.14118A.
6. Kovalyova Y.Y., Soboleva A.V., Kerimkulov A.T. Project Based Learning in Teaching Communication Skills in English as a Foreign Language to Engineering Students // International Journal of Emerging Technologies in Learning. - 2016. - Vol. 11 (4). - P. 153-156. DOI: 10.3991/ijet. v11i04.5416.
7. López Garay H., Reyes A. Learning the "Systems Language": The Current Challenge for Engineering Education // Kybernetes. - 2019. - Vol. 48 (7). - P. 1418-1436. DOI: 10.1108/K-07-2018-0360.
Педагогика
УДК 378.4
методист, директор Шаповалова Екатерина Борисовна
Проект «Гастрономическая карта России» Союз в сфере содействия развитию туризма «Гастрономическая карта», Автономная некоммерческая организация (АНО) по развитию национального туризма «АгроЭкоТуризм» (г. Москва); доцент Попова Анна Федоровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск); кандидат педагогических наук, доцент Хлабыстина Ольга Федоровна Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» в г. Апатиты (г. Апатиты)
ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТУРИСТСКОЙ СИСТЕМЫ В ВИДЕ МОБИЛЬНОГО ПРИЛОЖЕНИЯ «МОБИЛЬНЫЙ ГИД «ГАСТРОНОМИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ»/ЗАПУСК В ДЕКАБРЕ 2021
ГОДА/КОНЦЕПЦИЯ РАБОТЫ ПРОЕКТА ДО 2035 ГОДА
Аннотация. Данная статья посвящена актуальным методам снижения нестабильности, сложности, неоднозначности и неопределенности (VUCA - мир) организационной потребительской и образовательной действительности посредством применения современных инструментов информационного обеспечения в туризме и их влиянию на развитие привлекательности туристского региона. В частности, предложено концептуальное решение создания и организации деятельности комплексной информационной туристской системы в виде мобильного приложения «Мобильный ГИД Гастрономическая карта России». Актуальность применения современных информационно-коммуникационных технологий в индустрии туризма и гостеприимства связаны с тем, что тенденции роста эффективности в туристской отрасли напрямую зависят от ее информационно-коммуникационных возможностей и ресурсов [6]. Кроме того, актуальность темы статьи связана со значительным усилением роли цифровизации и, как следствие, спроса на мобильные платформы в туристской сфере и заключается в необходимости разработки рекомендаций по применению их в практике коммерческих предприятий, муниципальных учреждений, а также в образовательном процессе при обучении студентов направлений туризма и сервиса.
Ключевые слова: Мурманская область; гастрономический туризм; «Мобильный гид Гастрономическая карта России», комплексная информационная туристская система, информационные технологии в туризме, информационное обеспечение туристов, инструменты развития туристической привлекательности, региональный туризм, информационно-навигационные системы, развитие туризма, доступность туристской информации, цифровизация сферы туризма, сфера питания в туристкой инфраструктуре, туристическая инфраструктура.
Annotation. This article is devoted to current methods of reducing the instability, complexity, ambiguity and uncertainty (VUCA - world) of organizational consumer and educational reality through the use of modern information support tools in tourism and their impact on the development of the attractiveness of the tourist region. In particular, a conceptual solution for the creation and organization of the activities of an integrated tourist information system in the form of a mobile application "Mobile GUIDE Gastronomic Map of Russia" is proposed. The relevance of the application of modern information and communication technologies in the tourism and hospitality industry is due to the fact that trends in increasing efficiency in the tourism industry directly depend on its information and communication capabilities and resources. In addition, the relevance of the topic of the article is associated with a significant strengthening of the role of digitalization and, as a result, the demand for mobile platforms in the tourism sector and lies in the need to develop recommendations for their application in the practice of commercial enterprises, municipal institutions and the educational process in teaching students in the areas of tourism and service.
Keywords: Murmansk region; gastronomic tourism; "Mobile Guide Gastronomic Map of Russia", a comprehensive tourist information system, information technologies in tourism, information support for tourists, tools for the development of tourist attractiveness, regional tourism, information and navigation systems, tourism development, availability of tourist information, digitalization of the tourism sector, food in the tourist infrastructure, tourist infrastructure.
Введение. Технологические новинки, связанные с возможностями современных устройств связи (смартфонов) на современном этапе развития оказывают значительное воздействие на многие сферы жизнедеятельности общества. Грамотная организация информационного пространства и использование современных информационно-коммуникационнных технологий напрямую влияют на успех и востребованность деятельности различных субъектов туристского рынка:
• Для высших учебных заведений это может стать одним из успешных вариантов реагирования на меняющуюся конъюнктуру рынка образовательных услуг и запросы основных стейкхолдеров, позволит выдержать высокую конкуренцию на рынке образовательных услуг и реализовать в итоге модель «предпринимательского» университета [5].
• Предприятия индустрии туризма и гостеприимства в значительной степени зависят от уровня доступности и объективности информационного пространства. Это в том числе обуславливается тем, что процесс принятия решения о потреблении услуги происходит зачастую заблаговременно и в отдалении от места производства услуги.
14 декабря 2021 года при грантовой поддержке Федерального агентства по туризму, состоится запуск первого мобильного приложения по планированию путешествий в сфере гастрономического туризма ГИД «Гастрономическая карта России1». В рамках этого проекта потребитель сможет узнать, что и где обязательно нужно попробовать во всех существующих сегментах туристической инфраструктуры в регионах России. Новое приложение поможет туристам составить маршрут путешествия с учетом гастрономических возможностей и особенностей каждого российского региона, включить в план поездок открытые для посещения производственные комплексы, фермерские хозяйства, винодельни.
Отдельных обозначений заслуживают в приложении объекты, ориентированные на прием иностранного гостя. Встроенный планировщик поможет путешественникам выбирать время поездки с учетом актуальных дат проведения гастрономических фестивалей, праздников урожая, ярмарок и т.д. Профессионалам в регионах, а также местным властям ГИД поможет сформировать независимый рейтинг ТОП-20 «туристических гастрономических регионов России». Чем более широко местная кухня и региональные продукты будут представлены в разных сегментах туристской инфраструктуры, тем выше окажется позиция региона.
Дополнительные баллы получат те субъекты, которые внедряют местные блюда и продукты в систему питания протокольных и деловых мероприятий, а также имеют в отелях завтраки, приготовленные из региональных продуктов. Для рестораторов и производителей, которые строят свои бизнесы на российской региональной кухне и продуктах, это хорошая возможность рассказать о себе, в том числе туроператорам, формирующим турпродукт территорий.
Критерии, по которым объекты туризма могут стать участниками ГИДа, зафиксированы в Системе добровольной сертификации в сфере гастрономического туризма, зарегистрированной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в едином реестре - регистрационный номер РОСС RU.ni985.04FKP0 20 сентября 2018 года. Автор методологии Екатерина Шаповалова [7].
В основе архитектуры, поисковой системы мобильного приложения - сегменты туристкой (туристической) инфраструктуры, что является наиболее актуальным решением в контексте реализации Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» и федерального проекта «Развитие туристской инфраструктуры».
Изложение основного материала статьи. Современная ситуация характеризуется тем, что внутренний туризм активно набирает популярность среди россиян. Если абстрагироваться от текущего положения в связи пандемией, необходимо готовиться также к приему иностранного гостя и уделять повышенное внимание вопросам питания в сфере туризма. Стоит признать, что ресторанно-гостиничный бизнес - это материально-техническая база сферы гостеприимства и туристской отрасли, а аспект питания является базовой и обязательной составляющей туристского продукта.
К сожалению, идеология, связанная с продвижением и внедрением региональной этнической и субэтнической идентичности народов многонациональной России как конкурентного преимущества, в российском туристическом бизнесе пока не построена.
Более 25 лет, начиная с 90-х годов, российская сфера выездного туризма создавала и формировала спрос на все кухни мира, гастрономию и культурные ценности туристических стран мира. На сегодняшний день общими усилиями сферы выездного туризма и российского ресторанного бизнеса в России построена и отлажена индустрия, где преобладают интернациональные концепции. Устойчивый спрос на интернациональные кухни был сформирован в период расцвета
1 «Гастрономическая карта России» - межотраслевой проект по развитию сферы туризма, объединяющий тысячи шеф-поваров, рестораторов, отельеров и производителей в регионах России. С момента старта проекта в 2017 году проведены 26 мобильных фестивалей региональной кухни, в т.ч. фестиваль-путешествие по городам-организаторам Чемпионата мира по футболу в 2018 году, фестивали «Кухни народов России» в рамках празднования Дня народного единства, изданы 9 кулинарных книг. Проект реализуется при информационной поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федерального агентства по туризму. Деятельность проекта направлена на продвижение и внедрение в туристическую инфраструктуру российской региональной кухни, региональных продуктов и развитие культуры потребления продуктов питания российского производства. Проект призван привлечь внимание к достижениям российских предпринимателей, а также - к необходимости официального признания государством кухни народов России неотъемлемой частью российской культуры, обязательным аспектом туризма. Автор методологии и руководитель проекта - Екатерина Шаповалова.
выездного туризма, а приход ресторанного рейтинга Красного гида «Мишлен» (фр. Le Guide Rouge Michelin) в Москву по инициативе Правительства Москвы - логическое продолжение всех этих процессов. Можно констатировать, что мир наконец-то видит Россию благодаря появлению российской столицы во всемирно известном гиде. В то же время всем агентам сферы гостеприимства России необходимо осознание, что международный гид оценивает готовый продукт, а работать с продвижением нашей российской региональной идентичности на мировом рынке должны сами участники рынка и российское государство. Примером может служить Франция. Согласно исследованиям UNWTO в 2019 году в мире было совершено 1,5 млрд. международных туристических поездок[81. Это на 4% больше, чем в 2018 году. По данным Межведомственного комитета по туризму Франции (CIT) лидером мирового туризма является Франция (в 2018 году -89,4 млн. посетителей, в 2019 году - 90 млн. иностранных туристов). Второй с показателем 83,8 млн. человек стала Испания. В то же время именно страны-лидеры мирового туристического рынка являются признанными авторитетами и чемпионами по распространению их национальной гастрономической культуры в мире.
Так, в 2015 году Франция объявила о глобальной кампании по пропаганде французской гастрономической культуры и французской кухни в мире «Вкус Франции» [91, инструментами которой служат в том числе Красный гид «Мишлен» и самый престижный в мире профессиональный поварской конкурс «Золотой Бокюз» (фр. Bocuse d'Or) и другие.
Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны Министерством иностранных дел Российской Федерации. Российское внешнеполитическое ведомство оказывает информационную поддержку проекту «Гастрономическая карта России» с момента его старта в 2017 году. Кухня, продукты, гастрономический потенциал и кулинарные традиции народов России из регионов-участников проекта не раз были представлены на площадках МИД России. Особое значение и смысл проект приобрел в свете планов МИД России по созданию департамента «мягкой силы».
Безусловно, область туризма является «лакмусовой бумажкой», отражением фундаментальных системных проблем в Российской Федерации. Рестораторам сегодня выгоднее открыть пиццерию или суши-бар, чем ресторан русской кухни или кухни народов России.
Несмотря на активизацию позиции власти и бизнеса и образовательных структур многих регионов России, проявляющих интерес к региональной кухне, кухне коренных народов, к региональному продукту, качественному развитию индустрии путешествий в России пока мешает целый ряд проблем.
Питание на маршрутах, за редким исключением, осуществляется без учета особенностей региональной кухни, кухни коренных народов, характерных для региона продуктов питания.
Путешественник ест минимум 2-3 раза в день, а еда как инструмент знакомства с историей и культурой места, пока не имеет региональной идентичности в нашей стране. Ментально российский путешественник пока не разделяет российскую сферу ежедневного питания, где царят все кухни мира и область питания во время путешествий.
Даже в профессиональной среде нет четкой позиции, что российская региональная кухня является обязательным аспектом формирования туристского продукта, что питание в сфере туризма (по сравнению с ежедневным питанием) имеет другое содержание, смысл и состав. По оценкам UNWTO в развитых туристических странах больше 30% расходов туристов на путешествие приходится на питание в ресторанах и покупку продуктов питания, на местную гастрономию.
Отсутствие достаточного количества предложений не дает возможности туроператорам и авторам маршрутов включить этот важнейший аспект при проектировании туристского продукта, а самостоятельным путешественникам планировать посещение соответствующих мест, где можно попробовать местную кухню. Российская региональная кухня внедряется в туристическую инфраструктуру очень медленно и благодаря только энтузиазму наших предпринимателей - представителей малого и среднего бизнеса.
Базовой проблемой является отсутствие эффективного взаимодействия всех профильных ведомств, отвечающих за различные аспекты развития сферы питания в туристической инфраструктуре, развития и продвижения российской региональной кухни, кухни народов России: Минсельхоз, Минпромторг, Ростуризм, МИД, Министерство образования, Министерство просвещения и др.
Созданию условий для развития и внедрения российской региональной кухни в туристическую инфраструктуру страны может способствовать организация межведомственных рабочих групп по институциализации региональных направлений российской кухни, начиная с федерального уровня и заканчивая регионами. Одно из основных препятствий на этом пути -почти полное отсутствие в России индустрии готовых решений и производства регионального продукта для сферы HoReCa. Ряд других связаны с недоступностью или полным дефицитом регионального продукта, частично связанным с отсутствием возможности легализовать производственные процессы переработки дикоросов.
Особого внимания требуют вопросы легализации сферы организации услуг питания в сегменте сельского туризма (агротуризма), а также в рамках деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников и другими.
Все перечисленные вопросы требуют комплексного решения и заинтересованности профильных ведомств.
Выводы. В декабре 2021 года при грантовой поддержке Федерального агентства по туризму состоится запуск первого в России мобильного гида «Гастрономическая карта России». Формат мобильного приложения, а именно разделение гида по сегментам туристической инфраструктуры, покажет реальную картину на рынке и станет, прежде всего, информационным и методологическим ресурсом для граждан России. В рамках проекта создана методология формирования туристского продукта, экспертиза по вопросам питания для сферы туризма, как отдельной области компетенций. В России более 130 тысяч предприятий питания, НО менее 1% предприятий специализируются на российской региональной кухне и являются туристической достопримечательностью регионов России.
Важно отметить, что «Мобильный гид «Гастрономическая карта России», являясь рейтингом регионов, не является рейтингом объектов. Этап запуска первого российского ГИДа носит просветительско-информационный и аналитический характер. Для того, чтобы осуществлять оценку объектов с целью составления рейтингов, необходимо в первую очередь зафиксировать кратный рост объектов, которые заявлены как специализирующиеся на различных направлениях российской региональной кухни, кухонь народов России. Основываясь на данных, собранных и проанализированных в рамках работы проекта в регионах-участниках в период 2017-2021 гг., количество предприятий питания указанной специализации и объектов гастрономического туризма не превышает 0,5-1% от общего числа предприятий питания в регионе.
Только при условии включения российской региональной кухни в повестку государственной политики Российской Федерации и создания системы поддержки и преимуществ для бизнеса (предприятий МСП), который специализируется на российской региональной/национальной кухне, возможно прийти от периода работы на энтузиазме к количественным и качественным изменениям.
Литература:
1. AppMetrica: РФ аудитория мобильных приложений и ее поведение // Новости рынка Digital и SMM. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.likeni.ru/events/appmetrica-rf-auditoriya-mobilnykh-prilozheniy-i-ee-povedenie/ (дата обращения: 28.11.21).
2. Вишневская Е.В., Климова Т.Б., Богомазова И.В. Роль внедрения мультимедийного и интерактивного контента для повышения туристской привлекательности территории // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - 2014. - №2. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vnedreniya-multimediynogo-i-interaktivnogo-kontentadlya-povysheniya-turistskoy-privlekatelnosti-territorii (дата обращения: 29.11.2021).
3. Глушкова Анастасия Сергеевна. Использование Vr- и AR-технологий в туризме // Скиф. - 2020. - №1 (41). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ispolzovanie-vr-i-ar-tehnologiy-v-turizme (дата обращения: 29.11.2021).
4. Милорадов К.А. Информационное обеспечение транспортно-логистического обслуживания в индустрии гостеприимства // ТДР. - 2016. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/informatsionnoe-obespechenie-transportno-logisticheskogo-obsluzhivaniya-v-industrii-gostepriimstva (дата обращения: 29.11.2021).
5. Попова Анна Федоровна, Хлабыстина Ольга Федоровна. Формирование стратегии университета в новых условиях развития профессиональной среды // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67-3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-strategii-universiteta-v-novyh-usloviyah-razvitiya-professionalnoy-sredy (дата обращения: 29.11.2021).
6. Хайретдинова Ольга Айбулатовна. Практический аспект разработки комплексной туристской информационной системы // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2016. - №3 (17). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskiy-aspekt-razrabotki-kompleksnoy-turistskoy-informatsionnoy-sistemy (дата обращения: 29.11.2021).
7. РОССТАНДАРТ Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии [Электронный ресурс] URL: https://www.gost.ru/portal/gost/home/activity/compliance/VoluntaryAcknowledgement/reestr?portal:componentId=11f30a16-f554-4d49-a27a-
e277ebf53b2f&portal:isSecure=false&portal:portletMode=view&navigationalstate=JBPNS_r00ABXdHAAZhY3Rpb24AAAABAB Bjb25jcmV0ZURvY3VtZW50AARmcm9tAAAAAQACNDAABmRvY19pZAAAAAEABDM10TMAB19fRU9GX18* дата обращения: 20.09.2021).
8. Всемирная туристская организация ЮНВТО [Электронный ресурс] - URL: https://www.e-unwto.org/doi/pdf/10.18111/9789284421152 (дата обращения: 29.11.2021)
9. ТАСС: информационное агентство России [Электронный ресурс] URL: https://www.tassphoto.com/ru/asset/fullTextSearch/search/23291176/page/1(дата обращения: 30.11.2021)
Педагогика
УДК 378
преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Шарипова Аида Дмитриевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Казань)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
Аннотация. В статье актуализируется проблема научного описания результатов конфликтологической подготовки человека, носящая сегодня достаточно противоречивый характер ввиду неразработанности соответствующего понятийно-терминологического аппарата. Обоснована необходимость проведения подробного анализа структурных компонентов конфликтологической готовности, невозможного без изучения его родового понятия, которым является психологическая готовность человека к деятельности. Критически переосмыслены представленные в научной литературе варианты описания структуры готовности, недостаточная аргументация и вариативность которых не могут не отразиться на их научной состоятельности. Излагается ряд положений, раскрывающих теоретические предпосылки для дальнейшего изучения составляющих готовности. Доказана необходимость построения структуры готовности в тесной связке с основными компонентами деятельности, взаимообусловленность которых доказывается. В качестве основных элементов структуры конфликтологической готовности предложены потребности и опыт соответствующего вида деятельности человека.
Ключевые слова: деятельность, конфликтологическая готовность, опыт, потребности, структура.
Annotation. The article updates the problem of scientific description of the results of conflictological training of a person, which is quite controversial today due to the lack of development of the corresponding conceptual and terminological apparatus. The need for a detailed analysis of the structural components of conflict preparedness, impossible without studying its generic concept, which is the psychological readiness of a person for activity, is justified. The options presented in the scientific literature for describing the structure of readiness, the insufficient argumentation and variability of which cannot but affect their scientific viability, have been critically rethought. A number of provisions are presented that reveal the theoretical prerequisites for further study of the components of readiness. The need to build a readiness structure in close connection with the main components of the activity, the interdependence of which is proved, has been proved. As the main elements of the structure of conflict preparedness, the needs and experience of the relevant type of human activity are proposed.
Keywords: activities, conflict preparedness, experience, needs, structure.
Введение. Стремительный прирост в конце XX века научного знания в области исследования конфликтов и естественным образом происходящая его иррадиация во многие гуманитарные науки, в наши дни привели не только к его расширению, но и к его обособлению и возникновению отдельной учебной дисциплины - конфликтологии. Ее изучение предусматривается в вузах при освоении образовательных программ, подготавливающих студентов к профессиям типа «человек-человек». Понимание такими специалистами основных предпосылок, причин, механизмов и способов преодоления конфликтов априори должно способствовать эффективности их трудовой деятельности, свободной от угроз межличностных противоречий.
Но, как это свойственно сравнительно молодым наукам, не обладающим достаточно развитым методологическим аппаратом, многие теоретические и прикладные аспекты конфликтологии остаются спорными. Одними из наиболее уязвимых в этом отношении вопросов можно считать видение различными исследователями результатов конфликтологической подготовки человека, весьма вариативно раскрываемое в научных работах разного жанра. Из анализа источниковой базы становится ясно, что в качестве таких результатов те или иные авторы представляют личностные качества, компетенции и компетентности, личностные образования, свойства личности и т.д.
Стоит отметить, что эти используемые при трактовке результатов конфликтологической подготовки термины, несмотря на их широкое распространение в научно-педагогической литературе, сами являются далеко не однозначными и дискуссионными. Например, до сих пор на страницах научной печати ведется полемика относительно того, что нужно