Научная статья на тему 'КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ'

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
318
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / СФЕРА ПИТАНИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / МОДЕЛЬ КЛАСТЕРА / МОНИТОРИНГ / GASTRONOMIC TOURISM / PUBLIC CATERING / FOOD INDUSTRY / DESIGN / TOURIST CLUSTER / GASTRONOMIC CLUSTER / CLUSTER MODEL / MONITORING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гомилевская Галина Александровна, Ден Валерия Гихоевна

В современной структуре туризма гастрономический туризм занимает лидирующие позиции ввиду динамичного развития сектора общественного питания и повышения интереса к культурным и этническим аспектам кулинарного искусства. Гастрономический туризм и сфера общественного питания оказывают взаимовыгодное воздействие: рост туристского потока прямо пропорционально повышению оборота деятельности предприятий питания, и, соответственно, наоборот. В свою очередь, кластерный подход позволяет предприятиям туристского бизнеса работать совместно и более эффективно использовать ресурсы региона, что в свою очередь способствует продвижению туристского продукта на российский и международный рынки. Актуальность исследования обусловлена тем, что проектирование туристских кластеров, в том числе и в сфере гастротуризма, является перспективным инвестиционным направлением, а процессы стимулирования развития гастрономического туризма обеспечивают возникновение новых проектов и формирование положительного восприятия территории, в том числе, как гастрономического центра Дальнего Востока. Цель статьи - на основании анализа развития гастрономического туризма на территории Приморского края и теоретического исследования кластерной политики, предложить организационную модель гастрономического кластера. Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная модель может идентифицировать туристский кластер в Приморском крае и использована в качестве методических рекомендаций при разработке стратегий развития сферы туризма и гостеприимства в крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Гомилевская Галина Александровна, Ден Валерия Гихоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTER APPROACH OF THE GASTRONOMIC TOURISM ORGANIZATION ON THE EXAMPLE OF THE PRIMORSK REGION

Nowadays in tourism structure, gastronomic tourism occupies a leading position, due to the dynamic development of the catering sector and the increasing interest in the cultural and ethnic aspects of culinary art. Gastronomic tourism and the catering industry have a mutually beneficial effect on each other: the growth of tourist flow is directly proportional to the increase in the turnover of catering enterprises, and vice versa. In turn, the cluster approach allows tourism enterprises to work together and make more efficient use of the region's resources, as well as promote the tourism product in the Russian and international markets. The relevance of the study is due to the fact that the design of tourist clusters, including in the field of gastrotourism, is a promising investment direction, and the processes of stimulating the development of gastronomic tourism provide the emergence of new projects and the formation of a positive perception of the territory, including as a gastronomic center of the Far East. The purpose of the article is based on an analysis of the Primorsky Territory and a theoretical study of cluster policy, to propose an organizational model of the gastronomic cluster. The practical significance of the study is determined by the fact that the proposed model can identify the tourism cluster in the Primorsky Territory and can be used as guidelines in developing strategies for the development of tourism and hospitality in the region.

Текст научной работы на тему «КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ»

экономические Гомилевская Галина Александровна, Ден Валерия Гихоевна

науки КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ...

УДК 338.49

DOI: 10.26140/anie-2020-0903-0030

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

© 2020

AuthorlD: 646731 SPIN: 6058-2882

Гомилевская Галина Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и экологии, директор Международного института туризма и гостеприимства AuthorlD: 1045455 SPIN: 7151-0407 ORCID: 0000-0002-5872-6723

Ден Валерия Гихоевна, магистрант 2 курса Международного института туризма и гостеприимства Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (6900014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected]) Аннотация. В современной структуре туризма гастрономический туризм занимает лидирующие позиции ввиду динамичного развития сектора общественного питания и повышения интереса к культурным и этническим аспектам кулинарного искусства. Гастрономический туризм и сфера общественного питания оказывают взаимовыгодное воздействие: рост туристского потока прямо пропорционально повышению оборота деятельности предприятий питания, и, соответственно, наоборот. В свою очередь, кластерный подход позволяет предприятиям туристского бизнеса работать совместно и более эффективно использовать ресурсы региона, что в свою очередь способствует продвижению туристского продукта на российский и международный рынки. Актуальность исследования обусловлена тем, что проектирование туристских кластеров, в том числе и в сфере гастротуризма, является перспективным инвестиционным направлением, а процессы стимулирования развития гастрономического туризма обеспечивают возникновение новых проектов и формирование положительного восприятия территории, в том числе, как гастрономического центра Дальнего Востока. Цель статьи - на основании анализа развития гастрономического туризма на территории Приморского края и теоретического исследования кластерной политики, предложить организационную модель гастрономического кластера. Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная модель может идентифицировать туристский кластер в Приморском крае и использована в качестве методических рекомендаций при разработке стратегий развития сферы туризма и гостеприимства в крае.

Ключевые слова: гастрономический туризм, общественное питание, сфера питания, проектирование, туристский кластер, гастрономический кластер, модель кластера, мониторинг

CLUSTER APPROACH OF THE GASTRONOMIC TOURISM ORGANIZATION ON THE EXAMPLE OF THE PRIMORSK REGION

© 2020

Gomilevskaya Galina Aleksandrovna, candidate of economics sciences, director of International institute of tourism and hospitality Den Valeriya Gikhoevna, master 1st year of International institute of tourism and hospitality Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya Street 41, e-mail: [email protected])

Abstract. Nowadays in tourism structure, gastronomic tourism occupies a leading position, due to the dynamic development of the catering sector and the increasing interest in the cultural and ethnic aspects of culinary art. Gastronomic tourism and the catering industry have a mutually beneficial effect on each other: the growth of tourist flow is directly proportional to the increase in the turnover of catering enterprises, and vice versa. In turn, the cluster approach allows tourism enterprises to work together and make more efficient use of the region's resources, as well as promote the tourism product in the Russian and international markets. The relevance of the study is due to the fact that the design of tourist clusters, including in the field of gastrotourism, is a promising investment direction, and the processes of stimulating the development of gastronomic tourism provide the emergence of new projects and the formation of a positive perception of the territory, including as a gastronomic center of the Far East. The purpose of the article is based on an analysis of the Primorsky Territory and a theoretical study of cluster policy, to propose an organizational model of the gastronomic cluster. The practical significance of the study is determined by the fact that the proposed model can identify the tourism cluster in the Primorsky Territory and can be used as guidelines in developing strategies for the development of tourism and hospitality in the region.

Keywords: gastronomic tourism, public catering, food industry, design, tourist cluster, gastronomic cluster, cluster model, monitoring

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Важным фактором динамичного развития гастрономического туризма является распространение такой модной тенденции, в основном среди «Поколения 2» или «Миллениалов», как поиск новых вкусовых ощущений и поддержание имиджа за счет посещения тех или иных предприятий питания.

Высокой степени популяризации гастрономический туризм также обязан телекоммуникационным технологиям (телевидение, Интернет, социальные сети), которые информируют о путешествиях в различные части света в погоне за экзотическими блюдами, уникальными ресторанами и бренд-шефами.

Приморский край, в свою очередь, может обеспечить

развитие данной отрасли мощным инфраструктурным ресурсом при формировании организационно-экономической модели - туристского кластера, реализация которого повысит эффективность коммуникации между органами исполнительной власти и представителями бизнеса, поставщиками, местным населением, образовательными учреждениями и другими институтами региона.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы

Вопросы, касающиеся развития гастрономического туризма на региональном уровне и его общего влияния на современную структуру туризма, за последние годы

Gomilevskaya Galina Aleksandrovna, Den Valeriya Gikhoevna CLUSTER APPROACH OF THE GASTRONOMIC TOURISM ..

economic sceinces

рассмотрены многими исследователями. Необходимо отметить многоаспектность и разноплановость исследований данного феномена. Автор А.А. Осипова, например, рассматривает особенности гастрономических фестивалей и их влияние на экономику региона [1]; автор Е.А. Егорова в большей степени раскрывает проблемы развития данного вида туризма в России и организации, поддерживающие его [2]; автор Н.Ф. Кузнецова определяет аспекты повышения туристской привлекательности на основе развития гастротуризма [3].

Что касается теоретических аспектов кластерной политики, то самое распространенное определение «кластера» предложил Майкл Портер и определил как «группу географически соседствующих, взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [4, с. 258].

На данный момент проблематика организации туристских кластеров, как перспективного направления, рассматривается на примере Дальнего Востока (Ю.В. Рыбина, Е.И. Мишина [5]), Республики Крым (А.П. Горбунов, Л.А. Бурняшева, Л.Х. Газгиреева [6]), Северозападного федерального округа (Е.В. Печерица [7]) и других регионах и странах мира.

Общие вопросы проектирования туристских кластеров были изложены в своих работах авторами: Л.Б. Шабанова [8], К.А. Солина [9], З.Ю. Калоева [10], которые подтверждают возможность использования кластерного подхода для формирования туристского продукта и повышения конкурентоспособности территории.

Формирование целей статьи.

Целью исследования является формирование модели туристского кластера для развития гастрономического туризма на территории Приморского края на основании анализа данных мониторинга предприятий общественного питания на территории края.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Проектирование туристских кластеров, в том числе и в сфере гастрономического туризма, является перспективным инвестиционным направлением, которое позволяет наладить связь между несколькими смежными отраслями и улучшить экономическое состояние региона.

Правительство Российской Федерации отмечает необходимость повышения эффективности использования потенциала развития кластеров для обеспечения роста инновационной активности и интенсивности развития предпринимательства, привлечения инвестиций и ускоренного развития регионов [11].

Выделен ряд проблем, типичных для туристского кластера:

1) низкий уровень развития специализированной инфраструктуры и сервиса (гостиницы, предприятия общественного питания, пассажирский транспорт);

2) неудовлетворительное состояние ключевых туристических объектов (памятники истории и культуры и т.п.)

3) несоблюдение стандартов качества предоставляемых услуг.

Методическими рекомендациями по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации определены признаки, которые являются индикаторами возможности формирования туристского кластера на определенной территории (рисунок 1) [11].

К основным признакам кластера относятся факторы наличия конкурентных преимуществ и сильных позиций на рынке, эффективного взаимодействия широкого набора участников и географическая близость предприятий (организаций), входящих в кластер.

По данным федеральной службы государственной статистики, доля Приморского края в экономике России по обороту общественного питания в 2018 году соста-

вила 1,2%, что в денежных единицах приравнивается к 18,0 млрд. руб. [12].

С

Признаки кластера

Географическая концентрация

Ш

1. близость расположения предприятий и организаций кластера

2. показатели, характеризующие высокий уровень специализации данного региона

Широкий набор участников

1. специализированные (профильные)

предприятия

2. предприятия, поставляющие продукцию/ услуги

3. предприятия, обслуживающие отрасли общего пользования (транспортную* энергетическую, инженерную, и нформационно-телеком муни кацион ну ю и н фрастру кту ру)

4. научно-исследовательские и образовательные организации

5. некоммерческие и общественные организации, торгово-промышленные палаты;

6. организации инновационной

инфраструктуры, предприш

Наличие конкурентных преимуществ

ш

1. географическое положение

2. досту П к Сырью

3. наличие специализированные кадровых рес\ рсов

4. наличие поставщиков и связанных

э. наличие СУЗов и исследовательских организаций 6. наличие инфраструктуры

Наличие сильных позиций на рынке

1 уровень производительности 2. уровень экспорта продукции/услуг

Наличие эффективного взаимодейсгв!

I. использование механизмов субконтракгации 2 партнерство предприятии между собой

Рисунок 1 - Признаки кластера Составлено авторами по [11] На начало 2019 года на территории Приморского края функционировало более 1 500 предприятий общественного питания и задействовано более 10 тысяч человек [13]. На основании мониторинга предприятий общественного питания, проведенного в 2019 году и обновленного в 2020 году, можно представить структуру данного сектора в Приморском крае следующим образом (рисунок 2).

Рисунок 2 - Структура предприятий общественного питания Приморского края, в 2020 году в процентах

Составлено авторами

Так, наибольший процент предприятий общественного питания находится во Владивостоке - 31,2%, Уссурийске - 13,8%, Находке - 3,4%, Артеме - 3,2%, в других городских населенных пунктах - 48,4% (максимальное количество предприятий в других населенных пунктах - 5). Ввиду большей концентрации предприятий питания в столице Приморского края, целесообразным является рассмотреть подробно структуру отрасли в городе Владивостоке (таблица 1).

Таблица 1 - Структура предприятий общественного питания в городе Владивостоке

Тип предприятия кол-бо. % Средний чек, руб. кол-ео посадочных мест, ед.

Кафе 53,2 782,6 18 669

Бар 12,9 1 034,8 4 449

Закусочная 1,8 400 375

Ресторан 27,9 1 328,1 И 677

Столовая и 556,6 180

Кофейня 12 112 320

Предприятия быстрого обслуживания 1,8 316,6 98

ИТОГО 100 35 768

Кулинарная специализация предприятий. %

Смешанная Европейская Азиатская Кавказская Русская Итальянская Фаст-фуд Американская

37,7 29,5 17,8 5,4 4,8 2:2 2 Л 0,4

ИТОГО 100

Составлено авторами результатам мониторинга ПОП

Так, можно выделить следующие типы предприятий: кафе - 53,2%, ресторан - 27,9%, бар - 12,9%, закусочные - 1,8%, предприятия быстрого обслуживания - 1,8%, столовая - 1,2%, кофейня - 1,2%.При этом основной

экономические науки

Гомилевская Галина Александровна, Ден Валерия Гихоевна КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ...

кулинарной специализацией можно назвать смешанную кухню - 37,7%, европейскую - 29,5% и азиатскую - 17,8%.

Еще одним основным объектом туристского кластера являются средства коллективного размещения (далее КСР), мониторинг которых в Приморском крае показал, что в 2019 году их общее количество составило 1205 единиц (таблица 2) [14].

Таблица 2 - Результаты мониторинга КСР Приморского края

Составлено авторами по результатам мониторинга КСР [14]

Анализ распределения КСР по территориям края свидетельствует, что большая их часть расположена в трех муниципальных образованиях края: Хасанском муниципальном районе (25,2%), Владивостокском и Находкинском городских округах (20,8% и 16,7% соответственно), при этом по количеству койко-мест и количеству номеров Владивосток занимает первое место - 21 203 единицы.

Очевидно, что самой посещаемой туристской агломерацией является город Владивосток. В среднем, в Приморский край туристы приезжают на 4 дня. Большая часть туристов, приехавших на отдых, в основном, выбирали средства размещения: гостиницы (7,4%), хосте-лы (5%), базы отдыха (14%), кемпинг и проживание у родственников (по 1,7%).

Помимо предприятий питания и размещения в кластер могут войти все элементы гастрономического бренда, которыми являются местная кухня, событийные мероприятия, предприятия общественного питания, фермерские и лесные хозяйства, промышленные предприятия, кухни коренного населения [15-18].

В сфере сельского хозяйства особое распространение получили следующие предприятия (таблица 3) [19].

Таблица 3 - Список проектов в сфере сельского хозяйства в Приморском крае

области готовят во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса и Дальневосточном федеральном университете [20].

К туристским брендам Приморского края сегодня относят 26 объектов, из которых можно выделить шесть основных групп:

1) Парки и заповедники (Ландшафтно - исторический парк «Изумрудная Долина», Парк Драконов, Национальный парк «Земля леопарда», Сафари-парк, Дальневосточный Морской биосферный заповедник ДВО РАН, Национальный парк «Удэгейская легенда», Сихотэ-Алинский государственный природный биосферный заповедник);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) Природные объекты (Кравцовские и Милогра-довские водопады, водопад Черный Шаман, гора Пидан, долина реки Бикин);

3) Городища и села (Краснояровское городище, Красный Яр, с. Золотая Долина, «Палеодеревня» археологический детский лагерь);

4) Пляжи (пляжи микрорайона Ливадия, пляж «Черный песок»);

5) Бухты, острова, полуострова (бухта Триозерье, полуостров Гамова, о. Петрова);

6) Другие инфраструктурные объекты (интегрированная развлекательная зона на базе игорной зоны «Приморье», спортивно-технический комплекс «Приморское кольцо», туристско-рекреационная особая экономическая зона на острове Русский, музей Владивостокская крепость, санаторно-курортный комплекс п. Шмаковка [21].

Основным органом взаимодействия всех структур является «Агентство по туризму Приморского края», которое содействует определению приоритетных направлений развития туризма на территории края, разрабатывает и реализует совместные программы стратегического планирования, организует мероприятия, и взаимодействует с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере туризма, а также оказывает содействие в вопросах туризма [22].

Помимо этого, взаимосвязь предприятий туристской отрасли также осуществляют:

1) Акционерное общество «Корпорация развития Приморского края»;

2) Автономная некоммерческая организация «Ту-ристско-информационный центр Приморского края»;

3)Союз «Приморская торгово-промышленная палата»;

4) Федеральное агентство туризма Приморского края;

5) Приморский региональный союз туриндустрии;

6) Различные региональные федерации и ассоциации в сфере туризма.

Согласно выделенным раннее признакам кластера (рисунок 1) и проведенному анализу отрасли в крае, в отношении факта существования кластера на территории Приморского края можно представить следующие данные (таблица 4).

Таблица 4 - Качественный анализ Приморского края для формирования гастрономического кластера

Название объекта Располо«™. Проекты н мероприятия

Комплекс «Деревенское подворье« Чугуевский район, сеноАрюшоиж» деревенский дом с русской оанен, охота ирыоалка, катания на санях, экскурсия на пасеку, дойка коров, дегустация домашнего кваса

Деревенский дом «В го ста к Самбуровым» Шкотовскнй район, русская оаня, рыоалка, голуоятня, пасека , виногр а дникн, катание на лошадях, экскурсионная программа на водопады

«Зеленый дом» Кронштадта деревенский дом с русской оаиеи, рыоалка, катание на лошадях, экскурсия на пасеку, экскурсионная программа по окрестностям

Пасека Село Черниговка знакомство с жизнью пчел, процессом их разведения, информация о лечебных свойствах меда и продукции пчеловодства, уча стие в откатке мед а

Веселая сыроварня (Тур) Уссурийский район, село Алексей-Никольское ярмарка домашних.продуктов «Деревенский лапоть», фотогр а фир ование в нар одных ко стюмах с дер евенским реквизитом, экскурсия на сыроварню семьи Пахомовых: дегустация и покупка сыров

Местонахождение Количество, % Количество номеров, ед. Количество койко-ыест, ед.

ХасанскийМР 25,2 4 692 14 378

ВладивостокскийГО 20,8 8 679 21 203

Н ах одеинскии Г О 16,7 5 353 17071

Партизанский МР 6,4 1 111 3 605

Уссурийский ГО 5=3 1 220 2 865

Шкотовскнй МР 4,9 563 1 971

АртемовскийГО 3,9 1 043 2 982

Арсеньевский ГО 1,7 452 1 235

Л азовский МР 1=7 348 1 155

Большой камень ГО ЗАТО 1=5 1 259 3 259

Ханкайский МР 1,4 278 890

НадеждинскийМР 0,9 243 626

Остальные 9,6 3 056 7 260

Составлено авторами по [19]

Практические предложения по развитию гастрономического туризма в сельской местности на территории Приморского края могут быть осуществлены на территории пасек, сыроварен, деревенских комплексов и домов, что позволит развить помимо гастрономического также сельский туризм.

Одним из важных признаков кластера является наличие научно-исследовательских и образовательных учреждений на территории. Программы подготовки в сфере туризма и гостеприимства осуществляются во всех регионах в 368 учреждениях, занимающихся подготовкой квалифицированных кадров в сфере туризма и гостеприимства. В Приморском крае специалистов данной

Пар аметр Оценка состояния

неуд хор отл

1 2 3 4 5 б 7 8 9 10

Наличие уникальных туристских ресурсов

Наличие конкурентоспособных туристских продуктов

Наличие инфр а структуры

Наличие связей между организациями-производителями туристских услуг ✓

Возможность привлекать туристов и важных персон v/

Наличие государственных и некоммерческих институтов поддержки туристского кластера

Составлено авторами

Систематизируя представленные выше данные по составу кластера на территории Приморского края с точки зрения его идентификация, границы, структуры и других характеристик, географический каркас данного

Gomilevskaya Galina Aleksandrovna, Den Valeriya Gikhoevna CLUSTER APPROACH OF THE GASTRONOMIC TOURISM ..

economic sceinces

кластера может (таблица 5).

Таблица 5 -ского кластера

быть представлен следующим образом Географический каркас гастрономиче-

Параметр Обоснование

Тип кластера Региональный

Границы Гастрономический кластер не выходит за пределы Приморского края. Охватывает в основном город Владивосток

Тип каркаса «Звездочный» (при котором есть ярко выраженный центр - г Владивосток)

Ядро кластера Предприятия общественного питания

Основа кластера Предприятия сельского хозяйства и пищевой промышленности

Обслуживающие организации Транспортные службы, коммунальные организации, банковские услуги, сервисные центры

Дополнительные организации Образовательные учреждения, готовящие квалифицированные кадры, средства размещения, предприятия отдыха и развлечений

Обеспечение взаимосвязи Агентство по туризму Приморского края, ТИЦ ПК, РСТ ПК и др.

Составлено авторами

Схематично географический каркас гастрономического регионального кластера представлен на рис.3.

Рисунок 3 - Модель гастрономического кластера

Составлено авторами

В основе модели лежит взаимодействие профилирующих компаний, в ядре которых предприятия общественного питания, обсуживающиеся организациями, соединенными транспортными коммуникациями. В организационно-экономическую структуру также вошли учреждения образования, средства размещения, предприятия развлечения и отдыха, как вспомогательные организации для создания туристских гастрономических программ.

Для становления Владивостока в качестве гастрономического центра связь между предприятиями должна поддерживаться единым органом - комитетом по развитию кластера, действующим по принципу государственно-частного партнерства, что позволит обеспечить информационную поддержку, упрощенное ведение реестра предприятий и ежегодный их мониторинг, проведение совместных мероприятий, участие в мероприятиях международного масштаба, формирование туристского продукта и его продвижение.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Таким образом, доказано, что гастрономический туризм обладает объединяющим фактором, так как формирование гастрономического продукта включает в себя работу многих предприятий, в том числе, питания,

средств размещения, предоставления бытовых услуг, транспорта, производства и т.д.

Кластерный подход позволяет наладить взаимодействие всех профильных предприятий, вспомогательных служб, малого бизнеса и государства. Более того, кластерная политика обеспечивает положительный эффект в лице повышения процента занятого населения, соответственно снижения безработицы, роста отчислений городского и регионального бюджетов, продвижение местной продукции, повышение конкурентоспособности региона и улучшение его имиджа как туристкой де-стинации.

Анализ мониторинга установил, что Владивосток может стать гастрономическим центром Приморского края и обладает всеми признаками кластера. Проведенный анализ позволил построить географический каркас и разработать модель гастрономического кластера, которая может быть использована в качестве методических рекомендаций при разработке целевых программ развития сферы туризма и гостеприимства на региональном уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Осипова А.А. Особенности гастрономического туризма и его влияние на экономику региона/ А.А. Осипова, Е.В. Баранова// статья в сборнике трудов конференции «Экономическая безопасность: государство, регион, предприятие», Барнаул. - 2018. - с. 159-162.

2. Егорова Е.А. Гастрономический туризм как перспективное направление развития туризма/ Е.А. Егорова, О.А. Лях// Материалы III Международной научно-практической интернет-конференции «Проблемы, опыт и перспективы развития туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом», Чита. - 2016. - с. 188-193.

3. Кузнецова Н.Ф. Гастрономический туризм как перспективное направление в туризме Южной Сибири/ Н.Ф. Кузнецова// сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции «Проблемы эффективного использования научного потенциала общества», Уфа. - 2018. - с. 122-126.

4. Портер М. Э. Конкуренция: пер. с англ. - М.: Вильямс, 2006.

5. Рыбина Ю.В. Оценка природных и экономических предпосылок развития и функционирования туристских кластеров в Дальневосточном федеральном округе/ Ю.В. Рыбина, Е.И. Мишина// Материалы IVМеждународной научно-практической интернет-конференции «Проблемы, опыт и перспективы развития туризма, сервиса и социокультурной деятельности в России и за рубежом», Чита. - 2017. - с. 153-157.

6. Горбунов А.П. Туристский кластер как организационно-экономический механизм управления формированием и развитием инновационного потенциала Республики Крым/А.П. Горбунов, Л.А. Бурняшева, Л.Х. Газгиреева//Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, Изд-во.: Калмыцкий научный центр Российской академии наук (Элиста). - 2017. - № 4 (32). - с.182-193.

7. Пецерица Е.В. Проблемы и перспективы развития туристских кластеров в регионах северо-западного федерального округа/Е.В. Печерица// Сервис PLUS, Изд-во: Российский государственный университет туризма и сервиса (Черкизово). - 2017. - № 4. - Т. 11.- с. 22-26.

8. Шабанова Л.Б. Методика анализа туристского кластера региона/ Л.Б. Шабаева, Р.А. Григорьев// Ученые записки Тамбовского регионального отделения вольного экономического общества России, Изд-во: Тамбовское региональное отделение общественной организации Вольного экономического общества России (Тамбов). - 2014. -№1-2. - Т. 15.- с.163-170.

9. Солина К.А. Основные подходы к изучению туристских кластеров в России/ К.А. Солина, Р.И. Сухов// Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием. Изд-во: Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону). - 2017. - с. 8992.

10. Калоева З.Ю. Кластер как инновационная форма управления туристским комплексом региона/ З.Ю. Калоева// Бюллетень Владикавказского института управления, Изд-во: Владикавказский институт управления (Владикавказ). - 2016. - № 49. - с. 65-78.

11. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 N 20615-ак/д19) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/ politic/doc201001081642

12. Приморье в цифрах: Краткий статистический сборник/ Приморскстат, 2019. - 68 с.

13. IШеметова Е.В. Потенциал предприятий питания г. Владивостока в формировании гастрономического туризма региона/ Е.В. Шеметова, В.Г. Ден// Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. - Т.11. - № 3. с. 94-104.

14. Отчет об исполнении государственного контракта от 12 июля 2018 года № 3А на оказание услуг по осуществлению мониторинга сферы туризма и гостеприимства на территории Приморского

экономические науки

Гомилевская Галина Александровна, Ден Валерия Гихоевна КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ...

края

15. Локша А.В., Петрова Н.И. Особенности развития гастрономического туризма в Приморском крае // Вестник НГИЭИ. 2018. № 12 (91). С. 58-68.

16. Воливок О.А. Туризм как фактор социально-экономического развития Приморского края // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 79-81.

17. Марченко О.А. Региональные аспекты функционирования сельского туризма в Украине //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 183-185.

18. Колодезникова С.И., Глухарева М.Р., Дмитриева Л.П. Социальный туризм как фактор повышения качества жизни населения в регионе //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 400-402.

19. Приморский край: реализуется 13 проектов агротуриз-ма [Электронный ресурс] / Информационный проект национального делового партнерства «Альянс медиа». — Режим доступа: http:// allbusiness.ru/NewsAM/NewsAMShow_id_944139.html

20. Гомилевская Г.А. Модель взаимодействия образовательного учреждения и предприятий турбизнеса (на примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток) //БГЖ. - 2019. - №3 (28). - с. 32-35

21. Основные бренды Приморского края [Электронный ресурс]/ Система обмена туристской информацией. - Режим доступа: https:// www.nbcrs.org/regions/primorskiy-kray/brendy-territorii

22. Структура агентства по туризму Приморского края [Электронный ресурс]/ Официальный сайт Агентства по туризму Приморского края. - Режим доступа: https://www.primorsky.ru/ authorities/executive-agencies/departments/tourism-pk/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 05.04.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.