Научная статья на тему 'Организация комплексного взаимодействия предпринимательских и банковских структур'

Организация комплексного взаимодействия предпринимательских и банковских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
842
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / БАНК / КРЕДИТ / МОДЕЛЬ / АЛГОРИТМ / COOPERATION / ENTERPRISE / BANK / CREDIT / PATTERN / ALGORITHM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маслов Константин Владимирович, Попович Алексей Миронович

В рамках финансовой политики для предприятий важно организовать взаимодействие с банками. Сегодня для многих компаний актуальна проблема отказов кредитных организаций в выдаче кредита, установления неприемлемых условий кредитования, длительности принятия решений по запросам предприятий, отсутствия понимания специфики коммуникаций с банками и т.п. В этой связи на предприятиях необходимо построение системы комплексного сотрудничества с кредитными организациями, которое и рассматривается в рамках данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маслов Константин Владимирович, Попович Алексей Миронович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS AND BANK ORGANISATIONS: COMPREHENCIVE COOPERATION

The article deals with the matter of setting integrated cooperation between lending agencies and enterprises, which seems to be of importance for the latter ones; taking into account the following pressing issues: unreasonable terms of crediting, procrastination in replying company requests, lending agencies reluctant to give loans, companies not aware of bank communication nature.

Текст научной работы на тему «Организация комплексного взаимодействия предпринимательских и банковских структур»

УДК 334.025

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ И БАНКОВСКИХ СТРУКТУР BUSINESS AND BANK ORGANISATIONS: COMPREHENCIVE COOPERATION К.В. Маслов K.V. Maslov

Омский региональный филиал ОАО АКБ «РОСБАНК»

А.М. Попович A.M. Popovich

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

В рамках финансовой политики для предприятий важно организовать взаимодействие с банками. Сегодня для многих компаний актуальна проблема отказов кредитных организаций в выдаче кредита, установления неприемлемых условий кредитования, длительности принятия решений по запросам предприятий, отсутствия понимания специфики коммуникаций с банками и т.п. В этой связи на предприятиях необходимо построение системы комплексного сотрудничества с кредитными организациями, которое и рассматривается в рамках данной статьи.

The article deals with the matter of setting integrated cooperation between lending agencies and enterprises, which seems to be of importance for the latter ones; taking into account the following pressing issues: unreasonable terms of crediting, procrastination in replying company requests, lending agencies reluctant to give loans, companies not aware of bank communication nature.

Ключевые слова: взаимодействие, предприятие, банк, кредит, модель, алгоритм. Key words: cooperation, enterprise, bank, credit, pattern, algorithm.

В условиях жесткой конкуренции на банковском рынке в большинстве случаев инициатива о начале сотрудничества крупных предприятий и кредитных учреждений, в частности по кредитованию, исходит именно от банковских структур. Исключением из практики, когда более активная роль во взаимодействии отводится предприятиям, являются периоды экономического кризиса. Например, с середины 2008 г. до конца 2009 г., когда из-за проблем у банков с ликвидностью и с возможностью осуществлять кредитование многие предприятия были вынуждены сами искать кредитную организацию, способную без проблем осуществлять расчеты и предоставлять заемные средства. Несмотря на жесткую борьбу банков за клиентов, для предприятий сегодня остаются очень актуальными проблемы: постоянной потребности в банковских кредитах, нехватки собственных средств для развития бизнеса, отказов банков в выдаче кредита, длительности рассмотрения заявки компании на кредитование / принятия решений, отсутствия у компаний необходимых компетенций касательно организации системного взаимодействии с банками -

© К.В. Маслов, А.М. Попович, 2011

важнейшей составляющей финансовой политики любого предприятия.

Для большинства предпринимательских структур России наиболее значимым банковским продуктом является именно кредитование. Кредитование для компаний - это основной источник внешнего финансирования бизнеса, а для банков - это главная статья доходов. Потребность в кредитовании является главным фактором взаимодействия предпринимательских и банковских структур и зависит от влияния факторов внешней и внутренней среды. В этой связи предприятия часто делают выбор по комплексному банковскому обслуживанию, т. е. кроме кредитования и в отношении других банковских услуг, в пользу того банка, который готов им предоставить оперативно более дешевые кредитные ресурсы. Удешевления и улучшения общих условий кредитования компании в банке, а также в целом лояльности кредитной организации к предприятию можно достичь не только с помощью высокой кредитоспособности бизнеса, но и благодаря согласию предприятия по использованию дополнительных банковских продуктов: зарплатного проекта, инкассации наличности, эквайринга и т. д. Этот вывод подтверждают и данные спе-

циально проведенного в рамках нашей работы глубинного интервью среди крупнейших предприятий и банков Омской области. Результаты интервью, а также анализ структуры доходов банков позволили построить современную ор-

ганизационно-факторную модель комплексного взаимодействия предпринимательских и банковских структур, основанную на обоюдной и первостепенной потребности в кредитах (рис. 1).

1. Потребность бизнеса в банковских кредитах. и одновременно: Потребность банков в увеличении клиентской базы и доходах

2. Внешняя среда (экономика, политика и т.п.)

З. Внутренняя среда (в частности, кредитная политика)

7. Предоставление предприятием в банк необходимого пакета документов и информации для анализа последним кредитоспособности компании. и одновременно:

Детальный анализ банком кредитоспособности предприятия (оценка кредитных рисков и бизнес-анализ)

8. Решение Кредитного комитета банка/другого уполномоченного органа о выдаче компании кредита (и основных условиях) и направление банком соответствующего уведомительного письма предприятию.

12. Уход компании на кредитование, а значит и комплексное обслуживание, в другой банк (после окончания срока действия кредитного договора или досрочного гашения компанией задолженности). либо:

Продолжение комплексного взаимодействия предприятия и банка/ перезаключение банком кредитного договора с предприятием на новый срок.

5. Направление предприятием коммерческого предложения банку о возможности и условиях кредитования (либо в форме пробного телефонного звонка).

Но чаще всего так:

Направление банком коммерческого предложения предприятию о комплексном банковском обслуживании (РКО, зарплатный проект, кредитование и др.) с акцентом на кредитовании

6. Обратная связь/переговоры (в форме презентации обеими сторонами: одной -потребностей в финансировании, другой - кредитных и др. банк. продуктов).

9. Проведение компанией доп. переговоров по использованию других банковских продуктов (зарплатного проекта, эквай-ринга, инкассации и т. п.) и окончательным условиям кредитования (процентной ставки, обеспечения, структуры лимита и т. п.) с учетом использования компанией других банковских услуг.

10. Начало комплексного сотрудничества/ Заключение сторонами кредитного договора (и договоров поручительства, залога, зарплатного, РКО и др.)

Анализ предприятием надежности банка и соответствия его возможностей бизнесу компании (через рейтинги, методики ЦБ РФ, сайты ЦБ РФ и банков, рекомендации).

Самостоятельный выбор/поиск предприятием банка-партнера.

Но чаще всего так: Самостоятельный выбор/поиск банком предприятия-партнера

11. Использование предприятием кредитных Ч средств и других банк. продуктов. и одновременно:

Мониторинг банком соблюдения компанией обязательств (сбор документов по цел. использованию средств, фин. состоянию, залогу и т. п.)

Предварительный анализ банком кредитоспособности предприятия (через рейтинги, СМИ/Интернет, ресурсы СПАРК и др.).

Рис. 1. Общая современная организационная (факторная) модель комплексного взаимодействия

предпринимательских и банковских структур

Вообще, все указанные в модели этапы расположены последовательно, начиная с потребностей в кредитах - точки пересечения интересов предприятий и банков. Данная точка пересечения интересов, главного фактора сотрудничества, служит фундаментом построения долгосрочных партнерских и взаимовыгодных отношений между предпринимательскими и банковскими структурами по комплексу банковских услуг. Это означает, что использовать данную организационную модель и внедрять определенные организационные мероприятия может как банк, так и любая предпринимательская структура, ориентированная на плодотворное сотрудничество. Например, для предприятий она может служить инструментом при работе с банками в части: проведения пе-

реговоров и организации с ними коммуникаций, оценки их надежности, понимания общей процедуры взаимодействия по кредитованию, согласованию процентной ставки по кредиту и других условий, разработки на предприятии соответствующей системы сотрудничества с банками. В связи с наличием большого количества формальных процедур можно выделить отдельного сотрудника для коммуникаций с банками, наделить его особыми полномочиями для подготовки различной информации для кредитных организаций, обеспечить максимальную публичность, использовать систему CRM и т. п. При этом кредитным организациям реализация данной факторной модели позволяет: привлекать новых клиентов на комплексное обслуживание в банк через потребность предприятий в

кредитах; банки, управляя этой потребностью, могут продавать дополнительные услуги: зарплатный проект, расчетно-кассовое обслуживание, эквайринг и др., изменять оргструктуру -создать бизнес-подразделение из клиентских менеджеров и кредитное подразделение из кредитных аналитиков, активизировав тем самым сотрудничество с предприятиями и клиентоориентированный подход. Такая удвоенная полезность, т. е. одновременно для предпринимательских и банковских структур, является отличительной чертой и новшеством разработанной модели.

Поскольку для предпринимательских и банковских организаций сфера кредитования является главным фактором их комплексного

взаимодействия, то, используя метод Quality Function Deployment - структурирование/развертывание функции качества, а также сформированную выше организационную модель, разработаем подробный алгоритм построения в предпринимательских структурах системы комплексного взаимодействия с кредитными организациями. В данном случае метод QFD позволит трансформировать потребности банков - «покупателей», приобретающих на рынке высокую кредитоспособность предприятий - «продукт», в адекватные характеристики финансовой политики предприятия - «продавца». Использовать при этом будем основу метода QFD - построение «домика качества» (рис. 2).

I. Потребительские характеристики по приоритету в соответствии с потребностями банка:

1. Финансовая стабильность компании.

2. Имидж и репутация предприятия: отсутствие негативной информации о компании, ее собственниках, менеджменте и т.п.

3. Отраслевая принадлежность предприятия: наименование и количество производимых продуктов/оказываемых услуг.

4. Наименование и резидентство собственника компании: группа, холдинг, офшор и т.п.

5. Масштаб бизнеса компании: объем выручки, прибыли, доли рынка и т.п.

6. Уровень менеджмента компании.

7. Стабильность контрагентов: поставщики, покупатели и их число.

8. Сотрудничество с предприятиями по комплексу банковских услуг, а не только по кредитованию: по расчетно-кассовому обслуживанию, системе дистанционного обслуживания «Банк-Клиент», зарплатному проекту, инкассации и пересчету выручки, эквайрингу, выдаче гарантий, применению аккредитивов в расчетах, конверсионным операциям и т.д.

III. Технические характеристики - наиболее реальные характеристики кредитоспособности российских предприятий:

1. Финансовая нестабильность/минимизация значения чистой прибыли/искажение финансовой отчетности в целях налоговой оптимизации.

2. Наличие в бизнесе компании высокорисковых направлений деятельности: автодилерство, сдача

в аренду недвижимости, строительство и т.д.

3. Наличие негативной информации о предприятиях: проблемы с налоговыми органами, задержка выплаты зарплаты, долги перед бюджетом

и внебюджетными фондами, просрочки перед банка-ми-кредиторами и контрагентами, регистрация предприятий в офшорных зонах и т.п.

4. Информационная закрытость/непубличность и неконтактность предприятий в отношении инвесторов/кредиторов.

5. Большая кредитная нагрузка предприятий.

6. Отсутствие нескольких стабильных контрагентов и дифференцированного продуктового ряда.

7. Отсутствие в штате предприятий сотрудников, ответственных за постоянное взаимодействие

с банками.

8. Отсутствие понятного технико-экономического обоснования потребности предприятия в кредитах.

9. Отсутствие залога и т.д.

IV. Планируемые технические характеристики кредитоспособности предприятий в соответствии с потребностями банков будут сформулированы ниже в виде определенного алгоритма мероприятий по построению системы комплексного взаимодействия с кредитными организациями (см. ниже).

II. Рейтинг услуг,

востребованных банками:

1. Различные формы кредитования: кредитные линии, факторинг, лизинг и т.п.

2. Расчетно-кассовое обслуживание.

3. Зарплатный проект.

4. Выдача банковских гарантий.

5. Депозит/остатки на расчетном счете: с помощью начисления процентов на остатки по расчетному счету.

6. Инкассация, пересчет и зачисление инкассированной выручки на расчетный счет денежных средств и т.д.

Рис. 2. Система развертывания функции качества по продаже предприятием своей кредитоспособности банку

1-й этап. Создание внутри компании работоспособной организационной структуры, которая будет обеспечивать взаимодействие с банками посредствам соответствующих полномочий ответственных за это людей. Учитывая обилие документарных форм коммуникаций -писем, справок, финансовой отчетности и т. п., на предприятии должен быть как минимум один специалист, не считая финдиректора, либо отдел/группа во главе с начальником отдела/ руководителем группы, координирующие и обеспечивающие на постоянной основе работу с кредитными организациями не только по вопросам кредитования, но и по другим направлениям сотрудничества.

2-й этап. Внедрение в компании системы CRM с целью построения долгосрочных партнерских отношений с кредитными организациями. Специально сформированный на предприятии для работы с банками отдел/группа или один специалист обеспечивают: а) наличие единого хранилища информации; б) повседневное использование всех каналов взаимодействия с банками (телефонные звонки, электронная почта, события/встречи); в) постоянный анализ собранной информации о кредитных организациях и подготовку данных для принятия соответствующих организационных решений. Важным моментом при использовании предприятиями системы CRM является необходимость установления сотрудником предприятия постоянного контакта с клиентским менеджером банка.

3-й этап. Соблюдение важных технических, в том числе финансовых, моментов.

1. Если предприятие имеет потребность в привлечении значительной суммы кредита на длительный срок - до 5-7 лет, то по основному виду деятельности ей необходимо проработать не менее 6-12, реже до 36, месяцев в зависимости от программ банков.

2. Отсутствие высокорисковых направлений бизнеса (игорный бизнес, производство крепких алкогольных напитков с содержанием этилового спирта более 25 % и табака, операции с ценными бумагами, производство и реализация эксклюзивных товаров, строительство, за исключением дорожного и другого строительства за счет средств федерального бюджета, автодилерство, сельское хозяйство, фермерство и торговля с/х спецтехникой, нефтетрей-дерская деятельность).

3. Недопущение к моменту подачи заявки на кредит текущей картотеки к счетам, просроченной задолженности перед бюджетом или внебюджетными фондами, как минимум она

должна быть реструктуризирована, а также действующих решений о приостановлении операций по счетам, предъявленных соответствующими контролирующими органами, и/или документов об аресте суммы на счете в обеспечение иска установленной формы.

4. Недопущение появления любой негативной информации в СМИ о предприятии в следствии сотрудничества с банками, налоговыми органами, контрагентами и т. п.

5. Демонстрация стабильного финансового состояния:

а) поддержание определенного размера собственного капитала, в частности, покрытие собственными средствами активов предприятия в размере стандартно не менее 50 %. В зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, сезонности бизнеса, производственного цикла формирование активов компании за счет собственных средств может находиться в диапазоне 10-40 %. Это актуально для оптово-розничной торговли, строительства, сферы услуг, НИОКР и др.;

б) соблюдение коэффициента общей/текущей ликвидности - отношение текущих активов к текущим пассивам на уровне не менее 1;

в) поддержание положительной динамики среднемесячной выручки и рентабельности, отсутствие необъективных/необъяснимо резких колебаний выручки, обеспечение наличия чистой прибыли, отсутствие убытков. Кредитная нагрузка, как правило, ограничивается 2-4, реже до 6, размерами среднемесячной выручки в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, периода производственного цикла/оборачиваемости, масштаба и статуса компании;

г) при планировании инвестиционной программы на период кредитования надо учитывать, что она будет оцениваться банками как дополнительная нагрузка на ликвидность. То же самое касается и лизинговых платежей;

д) контроль качества дебиторской и кредиторской задолженностей компании - динамики, размеров урегулированной и неурегулированной просрочки.

6. Обеспечение гарантию возврата кредита и наличия соответствующей подтверждающей документации:

а) смешанной формой залога - недвижимостью, поручительством физических и юридических лиц, личным имуществом, залогом права требования выручки по договорам с заказчиками и т. п.;

б) надежными источниками гашения кредитных средств: иметь на период кредитова-

ния договоры с крупными заказчиками. Наличие госзаказа в качестве источника погашения кредитных средств рассматривается банками как положительный фактор. В этой связи от компаний банки часто требуют составления реестра контрактов на период кредитования.

7. Развитие дифференцированного производства/торговли несколькими видами товаров/услуг.

8. Подбор надежных и известных поставщиков товаров и услуг, дифференцирование отношений с поставщиками и покупателями/ заказчиками.

9. В числе собственников/учредителей желательно показывать резидентов РФ или известных крупных нерезидентов, нежелательны офшоры.

10. Поддержание высокого уровня менеджмента компании - подбор опытных, с длительным периодом работы на предприятии/в данной отрасли руководителей, обеспечение профильного образования менеджмента и сотрудников, текучесть кадров в компании, наличие сертификата качества продукции/менеджмента ИСО.

11. Наличие понятного технико-экономического обоснования потребности в кредитах: в определенных суммах, формах, сроках договора и траншей, а также периода выборки, гашения и т. п. Желательно планирование БДДС и предоставления его в банк для понимания денежных потоков, потребности в кредитах компании по видам хозяйственной деятельности и срокам их осуществления в период кредитования.

4-й этап. Достижение максимальной информационной открытости или публичности компании, в первую очередь, касательно финансового состояния предприятия.

Компания должна быть максимально публичной и открытой для инвесторов и потребителей: иметь сайт в Интернете, размещать на своем сайте и в системе СПАРК официальную бухгалтерскую отчетность, историю развития, основные виды деятельности, её результаты и другую полезную для предварительного анализа банком кредитоспособности предприятия информацию, которая в то же время не будет являться коммерческой тайной. Для предприятий публичность является важным каналом привлечения более дешевых кредитных ресурсов, способом повышения оперативности принятия банком решения о сотрудничестве с компанией.

Реализация предлагаемого выше алгоритма построения в предпринимательских структурах системы комплексного взаимодействия с кредитными организациями предоставит возможность предприятиям: а) оперативно получать решения от банков об установлении лимита кредитных рисков - выдаче кредита; б) получать более выгодные условия кредитования, в частности, более низкую процентную ставку, желаемое обеспечение/бланковое кредитование, более подходящую форму, срок, сумму кредитования и т. п.; в) усилить общую лояльность всех банков к предприятию, а также конкурентную борьбу банков за право сотрудничества с этим предприятием, что позволит компании выбирать более конкурентоспособное банковское предложение, а также получать более высокий уровень сервиса от действующего банка-партнера; а также поможет банкирам подобрать подходящий пакет дополнительных банковских продуктов, необходимый для бизнеса компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.