Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ДОО'

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1365
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
команда / работа педагогов / организационно-педагогические условия / педагогический коллектив / дошкольное образовательное учреждение / условия формирования педагогической команды / team / teachers' work / organizational and pedagogical conditions / teaching staff / preschool educational institution / conditions for forming a teaching team

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотова Юлия Владимировна

В настоящее время дошкольное образование включено в активные модернизационные процессы, которые предполагают наличие у педагогов как готовности принимать вводимые в дошкольную практику изменения, так и способность аккумулировать передовые технологии и включаться в процесс реализации нового содержания обучения. Становится очевидным, что без изменения системы управления, направленной на объединение разрозненных групп сотрудников до этого являющихся отдельными педагогическими коллективами со своей организационной структурой, иерархией, в команду единомышленников, невозможно достичь желаемого качества образовательных результатов и эффективности организационных изменений. Результаты проведенного исследования позволят создать управленческие структуры, способные обеспечить программу развития и координацию командного взаимодействия в создании личностно-ориентированной среды, способствующей повышению качества жизни детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотова Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF TEACHERS’ TEAM WORK IN THE CONDITIONS OF CHO DEVELOPMENT

Currently, preschool education is included in active modernization processes, which presuppose the teachers have both a readiness to accept changes introduced into preschool practice and the ability to accumulate advanced technologies and to be involved in the process of implementing new learning content. It becomes obvious, that it is impossible to achieve the desired quality of educational results and the effectiveness of organizational changes without changing the management system, aimed at uniting disparate groups of employees who were previously separate teaching teams with their own organizational structure, hierarchy, into a team of like-minded people. The results of the study will make it possible to create management structures capable of providing a development program and coordination of team interaction in creating a personality-oriented environment that contributes to improving the life quality of children.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ДОО»

УДК 371.1+373.2

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМАНДНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ

РАЗВИТИЯ ДОО

Болотова Юлия Владимировна.

Россия, г. Искитим, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Ручеёк» комбинированного вида города Искитима Новосибирской области, старший воспитатель, antonzewa@rambler.ru.

Аннотация. В настоящее время дошкольное образование включено в активные модернизационные процессы, которые предполагают наличие у педагогов как готовности принимать вводимые в дошкольную практику изменения, так и способность аккумулировать передовые технологии и включаться в процесс реализации нового содержания обучения. Становится очевидным, что без изменения системы управления, направленной на объединение разрозненных групп сотрудников до этого являющихся отдельными педагогическими коллективами со своей организационной структурой, иерархией, в команду единомышленников, невозможно достичь желаемого качества образовательных результатов и эффективности организационных изменений. Результаты проведенного исследования позволят создать управленческие структуры, способные обеспечить программу развития и координацию командного взаимодействия в создании личностно-ориентированной среды, способствующей повышению качества жизни детей.

Ключевые слова: команда, работа педагогов, организационно-педагогические условия, педагогический коллектив, дошкольное образовательное учреждение, условия формирования педагогической команды.

ORGANIZATION OF TEACHERS' TEAM WORK IN THE CONDITIONS

OF CHO DEVELOPMENT

Bolotova Yulia Vladimirovna.

Russia, г. Iskitim, Municipal Budgetary Preschool Educational Institution Kindergarten No. 10 "Rucheyok" of the combined type, Novosibirsk region, senior educator, antonzewa@rambler.ru.

Abstract. Currently, preschool education is included in active modernization processes, which presuppose the teachers have both a readiness to accept changes introduced into preschool practice and the ability to accumulate advanced technologies and to be involved in the process of implementing new learning content. It becomes obvious, that it is impossible to achieve the desired quality of educational results and the effectiveness of organizational changes without changing the

management system, aimed at uniting disparate groups of employees who were previously separate teaching teams with their own organizational structure, hierarchy, into a team of like-minded people. The results of the study will make it possible to create management structures capable of providing a development program and coordination of team interaction in creating a personality-oriented environment that contributes to improving the life quality of children.

Key words: team, teachers' work, organizational and pedagogical conditions, teaching staff, preschool educational institution, conditions for forming a teaching team.

Современное дошкольное образование сегодня находится на стадии активных перемен. Это обусловлено требованиями нескольких нормативных документов, а именно: федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), профессионального стандарта педагога, Национального проекта «Образование». Реализация направлений, отраженных в этих документах влечёт за собой особый подход к профессиональной компетенции педагогов и требует от них внутренней готовности к освоению основных идей и направлений. А отсюда, именно от педагогического коллектива в полной мере зависит, насколько будет обеспечено качество предоставляемых образовательных услуг [2, с. 36]. В настоящее время дошкольное образование включено в активные модернизационные процессы, которые предполагают наличие у педагогов как готовности принимать вводимые в дошкольную практику изменения, так и способность аккумулировать передовые технологии и включаться в процесс реализации нового содержания обучения. Все перечисленное позволяет считать тему «Организация командной работы педагогов в условиях развития ДОО» актуальной.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При данных обстоятельствах образовательным организациям необходимо иметь своей отличительной особенностью высокую конкурентоспособность на основе удовлетворения запроса настоящих и будущих потребителей, развиваться на перспективу. Высокая конкурентоспособность достигается непрерывным внедрением инноваций в образовательный процесс.

Образовательные организации, нацеленные на конкурентное преимущество по высоким и качественным результатам своей работы, инновациям и высокой рентабельности первоначально задумываются о развитии коллектива. В связи с этим у руководителей современных образовательных организаций появилась необходимость выражать свое отношение и отвечать на регулярные внешние изменения системы образования, что естественным образом влечет за собой необходимость организации и

создания групп высокопрофессиональных специалистов. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда создается команда с положительным социально-психологическим климатом и позитивными взаимоотношениями. Успешным становится коллектив единомышленников с постоянно повышающимся уровнем инновационных способностей, в атмосфере творческого поиска, который принимает ответственность за перспективы развития организации на себя - в этом и есть выражение командного подхода в образовательных организациях

Команда - это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи. Любой процесс имеет свою продолжительность, поэтому состоит из некоторых этапов.

Так как создание команды - это определённый процесс, то он состоит из нескольких этапов. Чтобы правильно организовать работу команд, её создание должно пройти четыре стадии (рис. 1).

Принципы работы команды составляют основу командообразования, задают определённые «правила игры» при организации команд [6, с. 20]:

1. Принцип коллективного исполнения работы.

2. Принцип коллективной ответственности.

3. Принцип высокого стимула команды за конечный результат.

4. Принцип повышенной исполнительской дисциплины.

Процессы осуществления управления предполагают достижение результатов совместно с другими и при помощи других. Независимо от того, как это называется: управление или руководство - в основе находятся процессы, обеспечивающие управление ресурсами и возможность координации усилий.

В рамках общей концепции развития команды выделяются три ее важные

части:

- производственная концепция;

- финансово-экономическая концепция;

- социальная концепция.

Важными факторами командной работы являются наличие взаимодополняющих навыков у каждого члена команды, готовность принятия личной ответственности за конечный результат, универсальность в выполнении внутригрупповых ролей. Формирование команды ресурсоемкий и длительный

Рис. 1. Стадии организации правильной работы команд

процесс гармонизации интересов единомышленников, этот процесс может быть или стихийным, или целенаправленным. При стихийном процессе формирования команды происходит появление неформального лидера, который объединяет членов команды вокруг общей активности, которая выступает общей целью: совместный отдых, спорт, музыка. Целенаправленный же подход к процессу командообразования подразумевает под собой ясное представление причин значительных изменений в системе управления руководителем.

В последние годы в теории и практике управления образовательными системами большое внимание уделяется созданию и работе с «командами» внутри педагогического коллектива. Во главу угла ставятся коммуникативные ценности, характеризующие качества межличностного взаимодействия, а дальше уже работа на общий результат, творчество и т. д. Команда педагогов обладает следующими особенностями [4, с. 1355]:

1. В команде достигается единство взаимодействия по трем детерминантам: целей и средств ее достижения; мотивационных стимулов, ценностных ориентаций.

2. В команде должен быть высокий уровень психологической совместимости и взаимного уважения, особенно с неформальным лидером. Основная задача менеджера управления - обеспечение постоянно высокой мотивации результативной деятельности группы, которого можно достичь, работая над консолидацией благоприятного психологического климата партнерства внутри команды; целостного и согласованного осуществления дифференциальных мотивационных стимулов.

Руководитель выступает флагманом для подчиненных в выработке уникальной системы ценностей, представляющей для коллектива базовую основу организационной культуры, постановке мотивирующих целей, поощрении и побуждении на достижение высоких результатов, обеспечив требуемые условия и средства их достижения.

Поскольку образовательный процесс есть социальный заказ и основными участниками его реализации выступают педагоги, то в первую очередь в контексте командообразования педагогов, имеется возможность высокоэффективной реализации всех направлений социального заказа, за счет [5, с. 54]:

- повышения уровня развития инициативы, самореализации каждого члена коллектива (особо важная для педагогов перспектива акцентирования идей, возможность их реализации, ответственность за выполнение);

- при повышении уровня персональной ответственности за достижение общей единой цели учреждения повышается общая эффективность образовательного учреждения;

- появляется возможность создания единого воспитательного пространства при соблюдении единых требований. Личный пример выступает воспитательным ориентиром;

- благодаря команде появляется реальная возможность комплексного, результативного внедрения инноваций в образовательный процесс;

- опытные кадры, носители и продолжатели идей, традиций и имиджа организации становятся значимым капиталом учреждения. Постоянный штат работников выступает условием благоприятного психологического климата не только для педагогического коллектива, но и для обучающихся, подкрепляя чувство защищенности.

В основе современной педагогической науки лежат принципиально новые позиции и направления деятельности, предполагающие выстраивание в каждом образовательном учреждении присущей только ему уникальной, вариативной, прогрессивной системы и команды специалистов, формирующей образовательное пространство учебного заведения [1, с. 34].

Анализ существующего положения выявил противоречие между потребностью системы образования в создании эффективных профессиональных педагогических команд и недостаточной разработанностью форм и средств их формирования, способных вывести педагогическую команду на этап качества образования. В теоретическом плане - это проблема обоснования организационно-педагогических условий формирования педагогической команды в дошкольной образовательной организации. В практическом плане - разработка технологии реализации условий, способствующих становлению педагогической команды.

В качестве организационно-педагогических условий, позволяющим использовать преимущество командной работы при решении задач активизации воспитательной работы в дошкольных образовательных организациях, как представляется, можно выделить: формирование организационной культуры посредством организации обучения педагогических работников с использованием информационных и интерактивных средств; создание организационной структуры: управленческие, кадровые и методические; изменение и совершенствование системы стимулирования и мотивирования педагогов; формирование навыков группового взаимодействия как составляющих коммуникативной компетентности [3, с. 15].

Поставленная задача выстраивания организационной структуры управления может решаться через расширение общественного участия в управлении, а также поиск «золотой середины» и поддержание оптимального соотношения организационных принципов управления: централизации и рассредоточения, коллегиальности и единоначалия.

Таким образом, организация командной работы педагогов в условиях развития ДОО признается необходимым условием эффективности деятельности и повышения качества организации. В сфере образования проблема использования процесса командообразования достаточно нова и недостаточно изучена. И если вопросы управления и организации функционирования педагогического коллектива учреждений общего образования (школа) находятся в изучении у научных исследователей педагогической науки, то

проблема формирования команды профессионалов в дошкольной образовательной организации является на сегодняшний день неразработанной. Каждый руководитель, опираясь на обобщенные достижения в области менеджмента и психологии менеджмента, вынужден самостоятельно искать наиболее приемлемые и эффективные способы организации в вверенном ему учреждении команды единомышленников, обладающих достаточными ресурсами деятельности в изменяющихся условиях. Принимая во внимание произошедшие изменения в сфере дошкольного образования, такие, как включение ступени дошкольного образования в структуру общего образования, последовавшее за этим внедрение федерального государственного образовательного стандарта, введение профессионального стандарта педагога, с целью повышения эффективности деятельности руководители дошкольных образовательных организаций всё чаще обращаются к методу командообразования педагогического коллектива. При осуществлении данного процесса необходимо соблюдать ряд организационно-педагогических условий.

Библиографический список.

1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 112 c.

2. Женило М.Ю. Детский сад от А до Я. Книга руководителя, воспитателя, психолога ДОУ. - М.: Феникс, 2016. - 416 c.

3. Лукина Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ. - М.: Сфера, 2017. - 128 c.

4. Мерзликин А.Ю. Матричная структура управления как основа системы инновационного управления образовательной организацией // Молодой ученый. - 2016. - № 12. - С. 1355-1359.

5. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 821 c.

6. Ушаков К.М. Организационная культура - рискованный объект управления // Директор школы. - 2019. - № 3. - С. 20-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.